DOI: 10.24412/2070-1381-2021-88-23-35
Государственная поддержка исламского предпринимательства в сфере услуг в РФ: состояние и точки роста в экспертных оценках
Кулькова Варвара Юрьевна
Доктор экономических наук, профессор, Казанский государственный энергетический университет, Казань, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 4819-4628 ORCID ID: 0000-0001-9943-1780
Юзеф Хаитам Аббас Мохамед
Аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 9417-2455 ORCID ID: 0000-0002-7197-393Х
Аннотация
В российской науке и практике идет непрекращающаяся дискуссия о позиционировании исламского предпринимательства в структуре народного хозяйства РФ и наиболее эффективных механизмах его государственной поддержки. С одной стороны, развитие исламского предпринимательства в сфере услуг для мусульманского населения рассматривается как наиболее быстро растущий сегмент мировой экономики и открывает новые международные рынки для РФ, что обуславливает необходимость государственной поддержки исламского предпринимательства как самостоятельной формы малого и среднего предпринимательства. С другой стороны, в неофициальной риторике бытует мнение, что развитие исламского предпринимательства не соответствует светскому, многоконфессиональному характеру российского государства. Цель исследования— описание позиционирования исламского предпринимательства и выявление социально-экономических эффектов и ограничений его государственной поддержки. В исследовании для выявления сущности исламского предпринимательства используется вторичный анализ теоретических подходов в зарубежных и отечественных научных источниках, фактографических данных каталога организаций-членов Ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации в расчете относительной величины структуры исламского предпринимательства в сегменте МСП по отраслевому признаку. Для характеристики государственной поддержки исламского предпринимательства в РФ был использован метод анкетирования представителей исламского бизнеса (N = 31). В результате выявлены специфические черты отечественной модели исламского предпринимательства: ключевая отраслевая сегментация исламского предпринимательства в секторе МСП, концентрирующаяся в наибольшей степени в сфере услуг; халяль-индустрия как растущий сегмент рынка представлена крупными предпринимательскими структурами, при размытости осмысленного понимания ими сущности исламской модели экономики и исламского предпринимательства; информационная закрытость исламского бизнеса. Проведенное исследование позволило получить экспертные мнения об эффективности реализации государственными органами поддержки исламских предпринимателей, обобщение которых дает основу для формулировки выводов о проблеме недостаточности государственной поддержки исламского бизнеса в РФ.
Ключевые слова
Исламское предпринимательство, формы малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка предпринимательства, сфера услуг.
State Support for Islamic Entrepreneurship in Service Sector in the Russian Federation:
State and Growth Points in Expert Assessments
Varvara Yu. Kulkova
DSc (Economics), Professor, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-9943-1780
Haitham Abbas Mohamed Youssef
Postgraduate Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7197-393Х
Abstract
In Russian science and practice, there is an ongoing discussion about the positioning of Islamic entrepreneurship in the structure of the Russian Federation national economy and the most effective mechanisms for its state support. On the one hand, the development of Islamic entrepreneurship in the service sector for the Muslim population is positioned as the fastest growing segment of the world economy and opens up new international markets for the Russian Federation, which necessitates state support for Islamic entrepreneurship as an independent form of SME. On the other hand, there is an opinion in unofficial rhetoric that the development of Islamic entrepreneurship does not correspond to the secular, multi-confessional nature of the Russian Federation. The purpose of the study is to describe the positioning of Islamic entrepreneurship and identify the socio-economic effects and limitations of its state support. The study uses a secondary analysis to identify the essence of Islamic entrepreneurship: theoretical approaches in foreign and domestic scientific sources, factual data from the catalog of member organizations of
the Association of Muslim Entrepreneurs of the Russian Federation in calculating the relative size of the structure of Islamic entrepreneurship in the SME segment by industry. To characterize state support for Islamic entrepreneurship in the Russian Federation, the method of questioning representatives of Islamic business was used (N = 31). As a result, the specific features of the domestic model of Islamic entrepreneurship have been identified: the key sectoral segmentation of Islamic entrepreneurship from the SME sector, which is concentrated to the greatest extent in the service sector, entrepreneurship; informational closeness of Islamic business. The study made it possible to obtain expert opinions on the effectiveness of the implementation by state bodies of support for Islamic entrepreneurs, the generalization of which provides a basis for formulating conclusions about the problem of insufficient state support for Islamic business in the Russian Federation.
Keywords
Islamic entrepreneurship, forms of small and medium business, state support for entrepreneurship, service sector.
Введение
В современных условиях востребованности социального качества [Григорьева2008] в РФ в реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [Бахарева, Романова 2019; Петрище 2015] происходит активное формирование новых форм предпринимательской деятельности от социального [Кулькова 2017] до исламского предпринимательства. В международных практиках перспективным трендом становится развитие исламского предпринимательства в сфере услуг для мусульманского населения как наиболее быстро растущего сегмента мировой экономики. Перспективы развития исламского предпринимательства обусловлены многонациональным составом РФ, в которой коренное мусульманское население, по разным оценкам, обычно составляет 15-25 миллионов (10-17% от общей численности населения), что требует развития рынка исламских товаров и услуг. Кроме того, развитие исламского предпринимательства в РФ имеет перспективы реализации по освоению новых международных рынков в свете установленного экономического сотрудничества в отношениях на высоком политическом уровне между Россией и странами Персидского залива. Так, в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» приоритетом кратного роста экспорта агропромышленного комплекса обозначена халяль-продукция1. По поручению Президента РФ в 2006 году создана Группа стратегического видения «Россия — Исламский Мир», после присоединения РФ к Организации исламского сотрудничества в качестве наблюдателя. Ключевой площадкой взаимодействия РФ со странами исламского мира в целях укрепления торгово-экономических, научно-технических, социальных и культурных связей с 2009 года становится ежегодный международный экономический саммит «Россия — Исламский Мир: KazanSummit», последний из которых проходил летом 2021 года в Республике Татарстан2.
ВРФ в реализации принципа самоорганизациипредпринимателей формируютсяинституты поддержки исламского предпринимательства. Так, крупнейшей организацией, объединяющей мусульманских бизнесменов России, представителей малого и среднего бизнеса (МСП), является Ассоциация предпринимателей-мусульман Российской Федерации (АПМ РФ).
Эмпирическое развитие практик мусульманского бизнеса и халяль индустрии в РФ, несмотря на то, что сопровождается обсуждениями и дискуссиями, организованными в формате международныхэкспертных площадокнаразличных форумах, происходит на фоненезавершенности теоретических разработок в зарубежной и отечественной науке, в частности неопределенности как понятия исламского предпринимательства, так и необходимости эффективных механизмов государственной поддержки; отсутствия его официального учета. Все указанное порождает неоднозначность трактовок и характеристик, понимания трендов развития, позиционирования
1 Исламские финансы в Татарстане: достижения и перспективы // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: https://expertrt.ru/interview/islamskie-finansyi-v-tatarstane-dostizheniya-i-perspektivyi.html (дата обращения: 22.08.2021).
2 The 12th International economic summit "Russia— Islamic world: KazanSummit 2021"// KazanSummit [Электронный ресурс]. URL: https://kazansummit.com/eng/ (дата обращения: 02.08.2021).
в структуре народного хозяйства РФ исламского предпринимательства. В неофициальной риторике бытует мнение, что развитие исламского предпринимательства не соответствует светскому, многоконфессиональному характеру российского государства.
Каковы позиционирование и перспективы исламского предпринимательства в производстве услуг, насколько сформирована комфортная бизнес-среда и государственная поддержка для предпринимателей, руководствующихся в своей деятельности исламскими принципами, — вопросы острые и дискуссионные, обусловившие постановку цели исследования — описание позиционирования исламского предпринимательства и выявление социально-экономических эффектов и ограничений его государственной поддержки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность исламскогопредпринимательства,дополнивфактографиейицифровымиданнымипоегосостоянию в РФ; дать характеристику государственной поддержке исламского предпринимательства в РФ.
Методы исследования
В исследовании для выявления сущности исламского предпринимательства используется вторичный анализ теоретических подходов в зарубежных и отечественных научных источниках, фактографических данных каталога организаций-членов Ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации в расчете относительной величины структуры исламского предпринимательства в сегменте МСП по отраслевому признаку.
Для характеристики государственной поддержки исламского предпринимательства в РФ был использован метод анкетирования представителей исламского бизнеса. На первом этапе подготовительного характера в сентябре - октябре 2020 г. была определена эмпирическая целевая выборка в соответствии с принципом репрезентативности. Информантами выступили субъекты исламского предпринимательства, отобранные на основе каталога организаций Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ, с которыми были достигнуты договоренности о прохождении анкетирования.
Была разработана анкета, включающая в себя три смысловых блока вопросов, посвященных изучению различных аспектов государственной поддержки исламского предпринимательства:
1) характеристика бизнеса;
2) оценка государственной поддержки исламского бизнеса;
3) оценка перспектив развития государственной поддержки исламского бизнеса.
Анкета содержала поливариантные и ранговые вопросы, по конструкции вопросы являлись закрытыми и полузакрытыми, которые формулировались по принципу оптимальности.
Для проведения опроса применялся онлайн-сервис для создания форм опроса Google Forms, где и размещена анкета3.
На втором этапе сбора эмпирических данных на основе каталога организаций Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ в ноябре 2020 г. был сформирован список респондентов и зафиксированы их контакты (N = 31). В декабре 2020 г. на основе сформированного списка проведена подготовка респондентов к исследованию посредством отправки сообщений на электронную почту и телефонного обзвона. В каталоге АПМ РФ состоит 193 предпринимателя, на электронную почту которых были разосланы анкеты. По указанным контактам были сделаны телефонные звонки, результаты которых показали, что на практике действующих исламских предпринимателей в сегменте МСП 114.
3 Анкета исследования // GoogleDocs [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.eom/forms/d/1C7HHHsuYIIef8V9bgO WPG8dUt4CgKP4PSeYqxtzSNI8/edit (дата обращения: 22.08.2021).
Исследование проводилось в январе - мае 2021 г. методом анкетного опроса путем рассылки онлайн-анкеты на электронную почту респондентов. По степени стандартизации опрос был формализованным, по числу обсуждаемых тем — фокусированным, а по типу респондентов — индивидуальным.
На третьем этапе, охватывающем период с июнь 2021 г., осуществлена обработка собранной эмпирической информации. Анкеты респондентов предварительно были распечатаны, в целях упорядочивания информации осуществлено ее кодирование. Наоснове группировки данных была рассчитана относительная частота и проведено исчисление частот по процентам, что позволило дать количественную оценку результатам проведенного исследования.
В целях визуализации полученного распределения результатов исследования применялось графическое представление данных посредством построения гистограмм и круговых диаграмм.
Сущность исламского предпринимательства в теории и цифрах
Исламское предпринимательство выступает относительно новым институтом и является наименее изученным видом предпринимательской деятельности, поскольку только в условиях модернизации в середине ХХ века в исламских странах начинается формирование предпринимательской деятельности, основанной на исламских принципах.
В исследованиях предпринимательская деятельность, основанная на исламских принципах, раскрывает сущность через различные понятия. Среди представленных определений широкое распространение получают: «предпринимательство среди мусульманского населения», «предпринимательская деятельность в исламе», «исламское предпринимательство», «исламская модель предпринимательства» и др.
Теоретические подходы к трактовке сущности исламского предпринимательства в зарубежных и отечественных исследованиях обобщены в Таблице 1.
Таблица 1. Подходы к трактовке предпринимательской деятельности в рамках исламской экономики в зарубежной и отечественной литературе4
Исследователь Понятие предпринимательской деятельности Сущность предпринимательской деятельности в рамках исламской экономики
M.U. Chapra5, A.A. Moha, E.A. Siddique [Moha, Siddique 2020] Исламское предпринимательство Предпринимательство является предпочтительным средством «халяльного» дохода, реализует работу на себя и найм других.
A. Sadeq [Sadeq 1997] Предпринимательская деятельность в исламе Деятельность, при которой предприниматель выступает как человек, покоряющий новые горизонты для общечеловеческого блага. Для него характерно брать на себя риски, инновационное мышление.
AJ.M.N.Chowdhury [Chowdhury 2008] Исламское предпринимательство Процесс открытия предприятия по производству товаров или оказанию услуг, которые являются «халяльными» для получения разумной прибыли. Исламский предприниматель — это человек, который запускает и управляет бизнес-предприятием, следуя принципам ислама. Социальное благополучие и защита национальных интересов — движущие силы такого предпринимательства.
M.S. Oukil [Oukil 2013] Исламское предпринимательство Деятельность, которая руководствуется принципами, основанными на аль-Коране и аль-Хадисе
4 Составлено авторами.
5IBFD Fund договорился с английской компанией продвигать исламский банкинг и финансы в России // Капитал страны [Электронный ресурс]. URL: https://kapital-rus.ru/uznai/news/ibfd fund dogovorilsia s anglijskoj kompaniej prodvigat islamskij banking i finans v rossii / (дата обращения: 22.08.2021).
R.I. Molla, M.M. Alam, A.B. Bhuiyan, A.SAF.Alam [Molla et al. 2015] Предпринимательство с точки зрения ислама Предпринимательство обязует предпринимателя взять на себя альтруистическую роль, выходящую за рамки удовлетворения их личных потребностей.
О.М. Абдулин [Абдулин 2015] Предпринимательская деятельность в исламе Основной целью исламского бизнеса является удовлетворение личных и общественных потребностей посредством эффективного использования имеющихся ресурсов и справедливого распределения материальных благ.
М.З. Гибадуллин, А.А. Аюпов, А.Р. Нуриева, А.Р. Шагимарданов [Гибадуллин и др. 2016] Предпринимательство среди мусульманского населения Деятельность, в процессе которой предприниматель, проявляя инициативу и новаторские способности, соединяет различные факторы производства, самостоятельно принимает экономические решения, принимает риски такой деятельности.
Э. Яхин [Яхин 2010] Предпринимательство с позиции ислама Деятельность человека в форме конкретных действий (работ, услуг), которая преследует цель получения дохода, необходимого, в свою очередь, для обеспечения жизнедеятельности самого предпринимателя и его семьи. При этом важно отметить достойность и уважительность к такому виду деятельности в рамках ислама, но только при условии соблюдения всех принципов шариата.
Обобщая выделенные точки зрения, приведенные в Таблице 1, можно заключить, что сущность исламского предпринимательства раскрывается в следующем предлагаемом определении исламского предпринимательства: это инициативная новаторская деятельность, осуществляемая в соответствии с нормами исламского права и религиозно-этическими нормами, определяющими правила экономического поведения предпринимателя, направленная на благо общества, предусматривающая получение халяльного дохода.
В исследованиях [Юзеф 2021; Косач 2020; Рябченко 2018] ранее отмечалось, что в России исламский бизнес реализуется преимущественно в регионах с большой долей мусульманского населения, таких как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ингушетия.
В видовой структуре исламского предпринимательства из сегмента МСП в контексте отраслевого признака наибольшая представленность демонстрируется в сфере услуг (общественное питание, отдых и туризм, медицина, образование, авиаперевозки). В сфере исламских финансов, правовой и государственной деятельности действуют 20,67% предпринимателей (Рисунок 1).
■ Услуги
■ Государство, право, финансы
■ Промышленность
■ Торговля
Информационные технологии и связь
18,67%
Рисунок 1. Отраслевая структура сектора исламского предпринимательства
в Российской Федерации, %6
9,33%
6 Составлено авторами по Каталог организаций // Ассоциация предпринимателей-мусульман Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://apmrf.ru/catalog/ (дата обращения: 28.04.2021).
В то же время, как показывает фактография7, в РФ наиболее активным сегментом является халяль-индустрия, которая в течение последних 20 лет стабильно растет на 30-40%. Самой крупной категорией товаров халяль являются продукты питания. Однако как показывают результаты исследований [Козина 2020], лидерами производства халяльных продуктов питания выступают крупные предпринимательские структуры.
Как свидетельствует зарубежный опыт [Горьковенко 2018], в развитии предпринимательства и его отдельных форм ключевым фактором становится реализация государственной поддержки. В РФ государственная поддержка отдельных видов МСП (социального предпринимательства, исламского предпринимательства и т.д.) осуществляется в рамках общих мер поддержки для МСП. Однако, если для социального предпринимательства как вида МСП в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» предусматривается приоритетная государственная поддержка для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в статусе социального предприятия8, то для исламского предпринимательства подобная детализация отсутствует.
Государственная поддержка исламского предпринимательства глазами стейкхолдеров
В рамках проведенного исследования значительный удельный вес респондентов занимают представители сферы оказания услуг — 40% опрошенных предпринимателей. Доля предприятий, занимающихся торговлей, составила 20%; 10% заняли сельскохозяйственные производители. Оставшиеся 30% в выборке занимают предприятия по переработке халяль, производству труб из полипропилена для систем водоснабжения и отопления, труб фитингов для горячей воды отопления, солнечных водонагревателей.
При этом большинство участников опроса оценили динамику развития своего бизнеса как стабильную — 40%. Однако 20 % респондентов отметили неустойчивое состояние своего бизнеса. Утрату ранее достигнутых позиций бизнеса отметили еще 20% респондентов (Рисунок 2).
Хорошее и продолжает развиваться
Стабильное
Неустойчивое
Утрачивает ранее достигнутые позиции
Рисунок 2. Оценка текущего состояния бизнеса, % от общего количества респондентов9
Вместе с тем выявлено, что предприниматели как на этапе организации бизнеса, так и в целом в своей текущей деятельности сталкиваются с целым комплексом проблем.
7 Халяль продукция— драйвер экономического роста// Агентство инвестиционного развития РеспубликиТатарстан [Электронный ресурс]. URL: https://tida.tatarstan.ru/index.htm/news/906116.htm (дата обращения: 17.04.2021).
8 В России работают около 50тыс. социальных предприятий// ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/9054185 (дата обращения: 17.08.2021).
9 Составлено авторами по результатам исследования.
Так, большинство предпринимателей на вопрос «С какими проблемами Вы столкнулись при организации собственного дела?» ответили, что испытывали финансовые трудности, связанные с отсутствием стартового капитала (60% респондентов) и отсутствием квалифицированныхкадров(20%респондентов).10%опрошенныхуказалинатрудности,возникшие с размещением бизнеса (доступ к недвижимому имуществу, получение земельного участка для строительства, перевод жилого помещения в нежилое, реконструкция и др.). Одновременно у 10% предпринимателей не возникло никаких проблем с организацией собственного дела.
Среди основных факторов, препятствующих развитию исламского предпринимательства, называют систему налогообложения (40% респондентов) и отсутствие объективной информации о планируемых и проводимых конкурсах (40% респондентов). 30% участников опроса придерживаются мнения, что развитию исламского бизнеса препятствуют сложные процедуры получения финансовой поддержки. Недостаток экономико-правовых знаний в области ведения бизнеса мешает 20% респондентов. 10% опрошенных предпринимателей отметили несанкционированные проверки, еще 10% — сложность получения доступа к земельным участкам. Кроме того, 20% респондентов отметили в качестве ограничивающих все вышеперечисленные факторы.
В ходе опроса изучено мнение предпринимателей по вопросу рисков для развития исламского предпринимательства. Участникам опроса было предложено указать наиболее значимые риски для развития их бизнеса, проранжировав их от 1 до 5, где 1 —минимальная значимость, 5 — максимальная значимость. Результаты оценки представлены на Рисунке 3.
60%
■ 1 я2 ■ 3 «4 «5
50%
40%
30%
20%
10%
0%
40%
30%
т
10%
[йк>
30%
20% 20°' 10% 1
40%
30°/
10°/
I
20%
0%
50%
20% 20'
10%
о«и[
50%
20%
ро% 109 10%
ш
40%
20% 20%
10% 0%
п
г?
>
/
сТ
£71
/ #
/ ¿г
ж
Л?
£
/
Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос «Укажите наиболее значимые риски для развития Вашего бизнеса», % от общего количества респондентов10
Таким образом, наиболее значимыми рисками для респондентов выступают:
• недостаточная государственная поддержка субъектов исламского предпринимательства — отметили 50% респондентов;
• недостаточная развитость инфраструктуры поддержки исламского предпринимательства — отметили 40% респондентов;
• увеличение региональных налогов и сборов — отметили 30% респондентов.
Риски средней значимости для исламских предпринимателей проявляются в:
• ухудшении социально-экономической ситуации в регионе, падении покупательского спроса (40% респондентов);
• изменении конкурентной ситуации на рынке (40% респондентов);
• противоправном давлении на бизнес (50% респондентов).
Недостаточный уровень государственной поддержки верифицируется в полученных ответах респондентов на вопрос «Получали ли когда-нибудь Вы или Ваша компания господдержку?». Так, 50% опрошенных предпринимателей ответили, что не получали, 30% респондентов получали 1-2 раза, собираются подавать документы 10% респондентов, при этом оставшиеся 10% отметили, что неоднократно получали господдержку.
Анализ причин, по которым половина респондентов не получали поддержку со стороны государства, показал, что большинство из них (почти 43%) просто не верят в возможность ее получения,около29%отметилислишкомсложныймеханизмполучения.14% респондентовответили, что условия господдержки не соответствуют религиозным принципам. 14% предпринимателей сказали, что «исламскому предпринимательству господдержка не положена».
В ходе опроса респондентам было предложено оценить деятельность органов местного самоуправления по созданию условий для ведения предпринимательской деятельности на принципах исламской экономики, уровень существующей государственной поддержки исламского бизнеса, степень удовлетворенности доступностью к финансированию исламского бизнеса. Результаты оценки представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Оценка респондентами существующей государственной поддержки исламского
предпринимательства11
Вопрос Варианты ответов Процент
Как Вы оцениваете деятельность органов местного самоуправления по созданию условий для ведения предпринимательской деятельности на принципах шариата? Положительно 20
Скорее положительно 20
Скорее отрицательно 30
Отрицательно 30
Оцените уровень существующей государственной поддержки Вашего бизнеса Недостаточный 60
Затрудняюсь ответить 20
Поддержки нет 10
Государство губит значимый для населения сектор АПК — птицеводство12 10
Насколько хорошо мероприятия действующих программ поддержки соответствуют современному уровню развития исламского предпринимательства? Соответствуют в некоторой степени 30
Соответствуют слабо 20
Не соответствуют 50
Насколько Вы удовлетворены доступностью к финансированию Вашего бизнеса? Удовлетворен 10
Скорее не удовлетворен 30
Не удовлетворен 60
11 Составлено авторами по результатам исследования.
12 Этот ответ обусловлен высокой представленностью в списках АПМ предпринимателей из этого сектора.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 88. Октябрь 2021 г.
Ожидаемой оказалась оценка уровня существующей государственной поддержки исламского бизнеса: 60% респондентов отметили ее недостаточный уровень, 10%респондентов отметили полное отсутствие господдержки исламского предпринимательства, еще 10% респондентов высказали мнение о том, что государство губит значимый для населения сектор АПК — птицеводство. 50% опрошенных бизнесменов считают, что мероприятия действующих программ поддержки не соответствуют современному уровню развития исламского предпринимательства, 30% отметили, что соответствуют в некоторой степени, 20% — соответствуют слабо. 60%предпринимателей не удовлетворены доступностью кфинансированию своего бизнеса, только 10% респондентов доступностью к финансированию удовлетворены. Среди предпринимателей наблюдается конвергенция мнений относительно эффективности государственной поддержки. Так, результаты оценки показали, что в принципе виды господдержки исламского бизнеса отсутствуют — такого мнения придерживаются 50-60% участников опроса.
Консультационная, имущественная, информационная, инфраструктурная поддержка неэффективна, по мнению 30% респондентов, финансовую поддержку недостаточной — считают 20% респондентов. При этом наибольший уровень неэффективности отмечен у поддержки в области образования и повышения квалификации (50% респондентов). Об эффективности консультационной, финансовой и информационной поддержки положительно высказались 20% опрошенных, имущественной и инфраструктурной поддержки — 10% опрошенных предпринимателей (Рисунок 4).
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
■ Эффективна "Неэффективна I Отсутствует
Рисунок 4. Оценка респондентами эффективности видов государственной поддержки исламского бизнеса, % от общего количества респондентов13
В ходе опроса изучено мнение предпринимателей по вопросу наиболее востребованных форм государственной поддержки. Участникам опроса было предложено высказаться на тему «В каких формах государственной поддержки Вы наиболее нуждаетесь?» и выбрать несколько вариантов ответа. 80% респондентов указали финансовую поддержку, 30% — имущественную поддержку, 20% — консультационную поддержку, еще 20% нуждаются в информационной поддержке. Важно отметить, что 10% опрошенных предпринимателей высказались о том, что не нуждаются в государственной поддержке.
Исламские предприниматели, отвечая на вопрос «Какие меры государственной поддержки считаете наиболее эффективными?», в большей степени высказали мнение об эффективности сниженияналогов (50%респондентов). 20%респондентов отметили устранение административных барьеров, 10% — льготную аренду помещений, еще 10% — компенсацию понесенных затрат. При этом оставшиеся 10% предпринимателей высказались, что меры государственной поддержки отсутствуют.
Далее респондентам было предложено проранжировать финансовые меры по совершенствованию государственной поддержки исламского бизнеса по степени значимости от 1 до 5, где 1 — наименее значимая, 5 — наиболее значимая, что отражено на Рисунке 5.
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
50%
2 3% 1 20%
10%
0%
Увеличение объемов Изменение набора Изменение механизма Изменение механизма
бюджетных финансируемых мер распределения контроля за
ассигнований на меры поддержки господдержки результативностью
поддержки оказанной поддержки
предпринимателей предпринимателям
Рисунок 5. Ответы респондентов на вопрос «Какие меры по совершенствованию господдержки, по Вашему мнению, могли бы способствовать развитию Вашего бизнеса?»,
% от общего количества респондентов14
Участники опроса наиболее значимым направлением развития господдержки субъектов исламского предпринимательства выделили «изменение набора финансируемых мер поддержки» (60% респондентов) и «увеличение объемов бюджетных ассигнований на меры поддержки предпринимателей» (50% респондентов). Высокую значимость также, по мнению опрошенных бизнесменов, имеют «изменение механизма распределения господдержки» (40% респондентов) и «изменениемеханизмаконтролязарезультативностьюоказаннойподдержкипредпринимателям» (40% респондентов).
Заключение
Обобщение теоретических подходов к трактовке сущности исламского предпринимательства в зарубежных и отечественных исследованиях дает основания для вывода о том, что исламское предпринимательство, имманентными характеристиками которого является
синтез экономико-правовых, духовно-нравственных, финансовых и организационных отношений, формирует поведение исламского предпринимателя в направлении достижения максимального социально-экономического эффекта от ведения бизнеса. Выявленными по результатам эмпирического исследования специфическими чертами отечественной модели исламского предпринимательства выступают, во-первых, ключевая отраслевая сегментация исламского предпринимательства сектора МСП, концентрирующаяся в наибольшей степени в сфере услуг, а халяль индустрия представлена крупными предпринимательскими структурами как растущий сегмент рынка, при размытости осмысленного понимания сущности исламской модели экономики и исламского предпринимательства. Во-вторых, информационная закрытость исламского бизнеса, о чем свидетельствуют результаты возврата анкет с ответами респондентов — 27% от общего количества реально действующих исламских предпринимателей в сегменте МСП, фигурирующих в Ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в развитии государственной поддержки исламского предпринимательства оценивается респондентами в большей степени как неудовлетворительная. Основной проблемой при организации собственного дела для субъектов исламского бизнеса остается дефицит финансовых ресурсов. В процессе ведения бизнеса эксперты обозначают отсутствие государственной поддержки.
Список литературы:
АбдулинО.М. О принципах исламского предпринимательства// Minbar. Islamic Studies. 2015. Т. 8. № 1. С. 65-74.
БахареваО.В., РомановаА.И. Институты инновационного развития региона. М.: «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019.
ГибадуллинМ.З., АюповА.А., НуриевА.Р., ШагимардановА.Р. Предпринимательство и ислам: российский исторический опыт. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.
ГорьковенкоД.В. Отечественный и зарубежный опыт государственного управления малым предпринимательством.// Вестник современных исследований. 2018. № 12.12(27) С. 119-127.
ГригорьеваН.С. Социальная политика в России и мире: востребованность социального качества // Мир перемен. 2008. № 1. С. 82-95.
КозинаЕ. Обзор рынка халяльной мясосодержащей продукции за 2019 год// Российский продовольственный рынок. 2020. №3.
URL: https://foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2020&number=183&article=2723
Косач Г.Г. «Исламская» дипломатия России: Организация исламского сотрудничества // Религия и общество на Востоке. 2020. № 4. С. 96-126. DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4-96-126.
КульковаВ.Ю. Инфраструктурная поддержка социального предпринимательства в России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. №9. С.1592-1607. DOI: https://doi.org/10.24891/ni.13.9.1592.
Петрище В.И. Обеспечение эффективной занятости населения путем развития малого предпринимательства // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 3. С. 201-209. DOI: https://doi.org/10.12737/11694.
РябченкоЛ.И. Перспективы развития исламского банкинга в России// Вестник ГУУ 2018. №9. С. 140-146. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-9-140-146.
ЮзефХ.А. Финансовый механизм развития исламского бизнеса в Российской Федерации// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. Т. 12. №1. С.56-70. DOI: 10.18184/2079-4665.2021.12.1.56-70.
Яхин Э. Партнерство (товарищество) как форма развития исламской модели предпринимательства в России // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2010. № 1-2. С. 20-24.
ChowdhuryAJ.M.N. Towards an Islamic Model of Entrepreneurship // Management Islamic Perspective / ed. by M. Loqman. Dhaka: BIIT, 2008. P. 6-19.
MohaA.A., Md.SiddiqueE.A. Halal Entrepreneurship: Concept and Business Opportunities// Entrepreneurship: Contemporary Issues/ ed. by M.Turuk. Chapter: 7. Publisher: IntechOpen, 2020. DOI: 10.5772/intechopen.93657.
OukilM.S. Entrepreneurship and Entrepreneurs in an Islamic Context// Journal of Islamic and Human Advanced Research. 2013. Vol. 3. Is. 3. P. 111-131.
Sadeq A. Entrepreneurship Development and Training: An Islamic Perspective // Hamdard Islamicus. 1997. Vol.20. Is. 4. P. 37-43.
References:
Abdulin O.M. (2015) On the Principles of Islamic Entrepreneurship. Minbar. Islamic Studies. Vol. 8. No. 1. P. 65-74.
BakharevaO.V., RomanovaA.I. (2019) Instituty innovatsionnogo razvitiya regiona [Institutes of innovative development of the region]. Moscow: «Nauchno-izdatel'skiy tsentr INFRA-M».
ChowdhuryAJ.M.N. (2008) Towards an Islamic Model of Entrepreneurship. In: LoqmanM. (ed.) Management Islamic Perspective. Dhaka: BIIT. P. 6-19.
Gibadullin M.Z., Ayupov A.A., Nuriyev A.R., Shagimardanov A.R. (2016) Predprinimatel'stvo i islam: rossiyskiy istoricheskiy opyt [Entrepreneurship and islam: Russian historical experience]. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta.
Gor'kovenkoD.V. (2018) Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt gosudarstvennogo upravleniya malym predprinimatel'stvom [Domestic and foreign experience of public administration of small business]. Vestniksovremennykh issledovaniy. No. 12.12(27). P. 119-127.
Grigor'yevaN.S. (2008) Sotsial'naya politika v Rossii i mire: vostrebovannost' sotsial'nogo kachestva [Social policy in Russia and the world: Demand for social quality]. Mir Peremen. No. 1. P. 82-95.
KosachG.G. (2020) Russian "Islamic" Diplomacy: Organization of Islamic Cooperation. Religiya i obshchestvo na Vostoke. Is. 4. P. 96-126. DOI: 10.31696/2542-1530-2020-4-96-126.
KozinaE. (2020) Obzor rynka khalyal'noy myasosoderzhashchey produktsii za 2019 god [Halal meat products market overview (2019)]. Rossiyskiy prodovol'stvennyy rynok. No.3. URL: https://foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2020&number=183&article=2723
Kul'kovaV.Yu. (2017) Support Infrastructure for Social Entrepreneurship in Russia. Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost'. Vol. 13. No. 9. P. 1592-1607 DOI: https://doi.org/10.24891/ni.13.9.1592.
MohaA.A., Md.SiddiqueE.A. (2020) Halal Entrepreneurship: Concept and Business Opportunities. In: TurukM. (ed.) Entrepreneurship: Contemporary Issues. Chapter: 7. Publisher: IntechOpen. DOI: 10.5772/intechopen.93657.
Oukil M.S. (2013) Entrepreneurship and Entrepreneurs in an Islamic Context. Journal of Islamic and Human Advanced Research. Vol. 3. Is. 3. P. 111-131.
PetrishcheV.I. (2015) Ensuring Effective Employment Through Small Business Development. rednerusskiyvestnikobshchestvennykhnauk.Vol. 10.No. 3.P. 201-209.DOI: https://doi.org/10.12737/11694.
RyabchenkoL.I. (2018) Prospects for the Islamic Banking Development in Russia. Vestnik Universiteta. No. 9. P. 140-146. DOI: https://doi.org/m2642B/1816-4277-2018-9-140-146.
Sadeq A. (1997) Entrepreneurship Development and Training: An Islamic Perspective. Hamdard Islamicus. Vol.20. Is. 4. P. 37-43.
Yakhin E. (2010) Partnerstvo (tovarishchestvo) kak forma razvitiya islamskoy modeli predprinimatel'stva v Rossii [Partnership (comradeship) as a form of development of the Islamic model of entrepreneurship in Russia]. Islam v sovremennom mire: vnutrigosudarstvennyy i mezhdunarodno-politicheskiy aspekty. No. 1-2. P. 20-24.
YoussefH.A. (2021) Financial Mechanism for the Development of Islamic Business in the Russian Federation. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye). Vol.12. No.1. P. 56-70. DOI: 10.18184/2079-4665.2021.12.1.56-70.
Дата поступления/Received: 02.09.2021