Научная статья на тему 'Организационные аспекты процесса управления предприятием на основе модели экономической добавленной стоимости'

Организационные аспекты процесса управления предприятием на основе модели экономической добавленной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихачев М. А.

В статье рассматриваются преимущества использования модели экономической добавленной стоимости в целях управления российскими предприятиями, подавляющее большинство которых являются непубличными или частными компаниями. Рассмотрены вопросы формирования организационной структуры предприятий на основе центров экономической добавленной стоимости, вопросы построения подсистемы мотивации и контроля. Определены цикл и основные этапы процесса организации управления предприятием на основе экономической добавленной стоимости, его документальное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational Aspects of Company Management Process Based on the EVA-Model

The article is devoted to the organizational aspects of company management process based on the EVA-model. It describes the advantages of management based on the EVA-model for russian companies which are mostly private. The article covers the problems of organizational structure forming, motivation and control, implementing the system of management based on the EVA-model.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты процесса управления предприятием на основе модели экономической добавленной стоимости»

УДК 658.5.011

М. А. Лихачев

Политехнический институт Сибирского федерального университета ул. Акад. Киренского, 26, Красноярск, 660099, Россия

E-mail: mike01@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ

В статье рассматриваются преимущества использования модели экономической добавленной стоимости в целях управления российскими предприятиями, подавляющее большинство которых являются непубличными или частными компаниями. Рассмотрены вопросы формирования организационной структуры предприятий на основе центров экономической добавленной стоимости, вопросы построения подсистемы мотивации и контроля. Определены цикл и основные этапы процесса организации управления предприятием на основе экономической добавленной стоимости, его документальное обеспечение.

Управление, ориентированное на стоимость, является относительно новым инструментом для российских предприятий, связывающим стратегические решения высшего руководства с решениями более низких управленческих уровней, что определяет повышение требований к качеству менеджмента.

В этих условиях следует говорить не о наборе отдельных функций управления и их совершенствовании, а о процессе создания нового качества управленческого потенциала, являющегося системной характеристикой компании, как «некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого» [1].

В настоящее время наиболее адекватной поставленным задачам с учетом российской специфики представляется система управления на основе модели экономической добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA), включающая такие стандартные подсистемы, как структура, планирование, анализ и контроль, стимулирование.

Экономическая добавленная стоимость позволяет считать внутренние подразделения предприятия центрами создания экономической добавленной стоимости, что особенно актуально для большого числа российских непубличных компаний, которые представлены в основном предприятиями малого и среднего бизнеса и часто не выделяют в своей организационной структуре бизнес-единиц.

Организационная структура на основе центров экономической добавленной стоимости обладает рядом преимуществ: они хорошо вписываются в сложившуюся структуру предприятия; планирование стоимостных показателей в них осуществляется на основе модифицированной стандартной отчетности; становится возможным сравнение их эффективности на основе единого критерия.

Подсистема анализа и контроля обеспечивает координацию управления посредством корректировки и достижения соответствия между фактическими и запланированными результатами деятельности компании.

Подсистема мотивации, представляющая собой комплекс целей, принципов и методов поощрения и вознаграждения сотрудников в зависимости от их вклада в создание стоимости предприятия, воздействует на персонал посредством стимулирования и мотивирования.

Такая система управления стоимостью хорошо встраивается в существующую систему управления предприятием, повышая его эффективность и реализацию интересов всех заинтересованных сторон. Взаимосвязь собственников и менеджеров является взаимообратной при

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 3 © М. А. Лихачев, 2007

условии информационной прозрачности: собственники получают сигнал о том, эффективно или нет менеджеры управляют экономической добавленной стоимостью. Таким образом, обеспечивается баланс их интересов.

Между всеми подсистемами управления стоимостью организованы устойчивые взаимосвязи. Каждая подсистема оказывает воздействие на остальные и предприятие в целом, одновременно испытывая на себе их влияние.

Организационные аспекты управления стоимостью рассмотрены Т. Коуплендом [2], Ю. Козырем [3], Н. Верстиной и Ю. Еленевой [4], С. В. Валдайцевым [5] и др. Организационная структура управления и система управленческого учета представляются ими важнейшим внутренним резервом роста стоимости компании. Предлагается включать в контур управления стоимостью следующие шесть этапов: определение цели и задачи системы; описание объектов управления системы; проведение управленческой инвентаризации имущества предприятия и оценки его бизнеса; формирование показателей деятельности и эффективности системы; разработка регламента и процедур управления стоимостью; разработка системы регламентирующих документов.

Вместе с тем анализ разработанности вопроса показывает, что теория и практика управления недостаточно внимания уделяют организации управления стоимостью. Мы предлагаем считать процесс организации управления предприятием на основе экономической добавленной стоимости состоящим из четырех этапов:

1) подготовительный (определение целей и задач управления, формирование информационной базы, решение организационных вопросов, создание методической базы и соответствующего документального обеспечения, системы мотивации);

2) аналитический (сбор, проверка, корректировка, обработка и анализ информации; оценка факторов и их влияния на стоимость);

3) методический (расчет стоимости компании на основе предполагаемых подходов);

4) результирующий (внесение итоговых поправок, определение итоговой величины стоимости, составление отчета о стоимости для представления инвесторам, собственникам, другим заинтересованным лицам, определение стимулирующих надбавок).

Подготовительный этап носит целеполагающий характер, и от его организации зависит содержание и качество работ на последующих этапах. Основное функциональное содержание процесса управления стоимостью составляют аналитический и методический этапы, поэтому им придается особое значение как действиям, в наибольшей мере влияющим на результат управления. Коммуникативный процесс является результирующим и определяет удовлетворенность заинтересованных сторон, и в первую очередь собственников, в достигнутых показателях стоимости.

Такой подход позволил выделить цикл управления стоимостью компании, а также основные элементы этой системы.

Во-первых, это стратегическое планирование с использованием экономической добавленной стоимости в обосновании принципиальных решений развития компании. Эффективность стратегии компании и целесообразность ее реализации ставятся в зависимость от приращения стоимости капитала ее владельцев.

Во-вторых, это оперативное планирование создания стоимости, т. е. разработка и внедрение комплекса специфических показателей, отражающих экономическую добавленную стоимость для оперативного мониторинга результатов компании в ходе реализации ее стратегии. Показатели призваны очерчивать траекторию движения стоимости капитала и вклад всех структурных единиц компании в движение по заданной траектории.

Третье слагаемое - это мониторинг ключевых факторов стоимости и управление ими, представляет собой систему программ для воздействия. Разрабатываются одновременно с самой программой реализации стратегии и находятся под постоянным наблюдением менеджеров разного уровня в зависимости от уровня факторов.

Четвертое слагаемое - система мотивации и вознаграждения, обеспечивает увязку систем вознаграждения, прежде всего управленческого персонала, с выбранными показателями экономической добавленной стоимости, адекватными конкретному уровню управленческой иерархии.

Наконец, пятое слагаемое - это система коммуникаций с инвесторами, которая предполагает особое внимание управленческой команды к созданию стратегической отчетности.

Таким образом, мы полагаем, что основу формирования системы управления предприятием на базе экономической добавленной стоимости должны составлять:

1) стратегический подход, предполагающий включение внешней среды в объект анализа и управления, использование методологии системного и ситуационного анализа;

2) представление о компании как о ценностно-ориентированной системе, конечная цель которой в силу неопределенности и изменчивости будущего состояния среды бизнеса четко не определена;

3) переход от формулирования и решения задач достижения конкретных экономических целей к задаче выбора из всего множества возможных направлений изменения состояний бизнеса тех, которые наилучшим образом удовлетворяют условиям максимизации стоимости компании;

4) придание управляющим воздействиям упреждающего характера;

5) реализация мероприятий, максимизирующих стоимость через внесение изменений экономического, организационного и мотивационного характера.

В результате создается система управления стоимостью (СУС), при которой деятельность каждого элемента компании (от структурного подразделения до отдельного сотрудника) четко ориентирована на максимизацию стоимости через систему мотивации и контроля, нормативы эффективности и ключевые факторы стоимости.

Ее практическая реализация, с нашей точки зрения, невозможна без регламентирующих нормативно-методических документов, в качестве которых предполагаются: 1) методические положения по определению экономической добавленной стоимости предприятия; 2) руководство по формированию целевых нормативов эффективности управления (краткосрочных и долгосрочных), способствующих росту стоимости предприятия; 3) положение о системе управления стоимостью (СУС); 4) положение о системе материального стимулирования за прирост стоимости предприятия; 5) положение о координационном совете по управлению стоимостью предприятия.

Положение о СУС является основополагающим документом и определяет: цели и задачи системы управления стоимостью предприятия; принципы ее построения и функционирования; состав и перечень необходимой информации об объектах стоимости; полномочия и ответственность подразделений, участвующих в создании и поддержании функционирования СУС; основную терминологию.

В рамках системы управления стоимостью определяются функции координационного совета и соответствующих структурных подразделений предприятия.

При разработке проекта СУС мы исходили из взаимосвязи обозначенных в нем четырех основных управленческих процессов:

1) выработка стратегии и оценка ее стоимости;

2) определение целевых нормативов стоимости;

3) планирование и составление бюджетов;

4) организация систем поощрения и оценка результатов деятельности.

Выработка стратегии включает разработку и оценку альтернативных стратегий через диалог между менеджерами разных уровней организационной структуры.

Определение целевых нормативов стоимости. Перевод согласованной стратегии максимизации стоимости на язык конкретных долгосрочных и краткосрочных целевых нормативов, которые устанавливаются на показатели, являющиеся ключевыми факторами стоимости. При этом, по нашему мнению, целевые нормативы должны соответствовать уровню управления предприятия: для высшего уровня - целевые нормативы всей деятельности, руководителям функциональных подразделений - целевые нормативы, связанные с их конкретными функциями.

Планирование и составление бюджетов. Стратегические планы трансформируются в краткосрочные бюджеты / сметы сроком не более года. Перевод осуществляется через изменение целевых показателей под влиянием комплекса сформированных мероприятий.

Организация системы поощрения и оценки результатов является завершающим этапом процесса управления стоимостью. Практика систем поощрения показывает, что сформирова-

лось два направления мотивации персонала. В первом случае мотивация исходит из того, что сделать максимально производительными специфические навыки и знания персонала можно только в случае изменения самой философии, заключающейся в создании таких условий, которые трансформируют положение, мировоззрение и поведение менеджмента и персонала в целом в положение, мировоззрение и поведение собственников (акционеров) компании. В других моделях мотивации поощрение строится на чисто технической взаимосвязи конечных результатов и вклада персонала. При этом положение, мировоззрение и поведение персонала компании как наемных работников не меняется, а сохраняется и закрепляется. Это ограничивает их внутренние побуждения и стимулы к созданию стоимости для собственников (акционеров) компании [6; 7; 8].

Общей чертой этих систем является то, что увеличение стоимости предприятия ведет к увеличению вознаграждения его менеджмента и персонала. Как полагает А. Раппапорт, «по крайней мере, четыре главных фактора будут поощрять менеджмент принять ориентацию акционеров: (1) относительно большая доля собственности, (2) компенсация, привязанная к результатам дохода для акционеров, (3) угроза поглощения другой организацией, и (4) конкурентные рынки труда для высшего управленческого персонала» [9].

По нашему мнению, в составе программ мотивации следует выделять два уровня мотивации: базовый и конкурентный. Базовый уровень определять в виде стандартного компенсационного пакета персонала: зарплата, страховка, льготы, предоставляемые компанией.

В составе конкурентного уровня выделять методы мотивации, направленные на поощрение акциями, опционные и бонусные планы, комплексные компенсационные планы 1. При этом к методам стимулирования мы относим опционные планы, а к методам вознаграждения - бонусные планы. Следует отметить, что в практике компаний методы мотивации, как правило, носят смешанный характер.

Наибольшее распространение получили системы мотивации, базирующиеся на опционных планах, которые создают мощные стимулы к созданию стоимости и, как правило, не требуют существенных затрат со стороны компании [10]. Однако опционные планы применяются на высшем уровне менеджмента и их использование на более низких уровнях управления ограничено.

Бонусные планы являются традиционным методом мотивации как руководителей, так и сотрудников компаний. Результаты деятельности компании, определяющие величину вознаграждения сотрудника в рамках бонусного плана, отражаются в закрепленных за ним показателях деятельности. Бонусная, или компенсационная, система мотивации на основе показателя EVA является наиболее приемлемой для рассматриваемых нами непубличных компаний. Ее внедрение позволяет достигать следующих целей:

- сбалансированность интересов менеджеров и собственников (для этого размер вознаграждений, зарабатываемых менеджерами, ставится в зависимость от изменения благосостояния собственников предприятия);

- достаточность мотивации (величина стимулов, побуждающих менеджеров прилагать усилия к росту благосостояния собственников компании - работать интенсивнее, брать на себя риски, принимать непопулярные решения и т. п., должна быть существенной);

- ограничение риска увольнений менеджеров (схемы премирования управленческого персонала строятся с учетом лимитирования риска неполучения менеджерами вознаграждений до уровня, при котором вероятность их ухода из компании под воздействием неблагоприятных внешних факторов низка);

- приемлемая стоимость оплаты управленческого труда для собственников предприятия (размер вознаграждений, зарабатываемый менеджерами, должен быть приемлем с точки зрения собственников).

Предлагаемая базовая формула бонуса, ориентированного на показатель EVA, имеет следующий вид:

1 См., например: Холл Б. Дж. Что надо знать об опционах на покупку акций компании (www.e-xecutive.ru/ риЬИса1юш/а$рес15/агйс1е_743); Воробьев С. Финансово-промышленные группы России. Уровень заработной платы руководящих сотрудников (www.e-xecutive.ru/ana1ytics/artic1e_85).

B = BT + y (AEVA - EI),

где B - бонус, вознаграждение менеджера за оцениваемый период; BT - целевой бонус, вознаграждение за достижение ожидаемого инвесторами уровня EVA; y - предназначенная для стимулирования менеджеров фиксированная доля отклонения фактического уровня EVA от ожидаемого инвесторами; AEVA - фактическое изменение EVA за оцениваемый период; EI-ожидаемое инвесторами изменение EVA за оцениваемый период.

Размер базовой оплаты труда (оклад + целевой бонус) обеспечивает привлечение и сохранение квалифицированного управленческого персонала. Основным критерием здесь является уровень оплаты труда, который может быть предложен менеджеру с его квалификацией в ком-паниях-конкурентах. После того как основные элементы бонуса определены, он уточняется для достижения баланса между конфликтующими целями мотивации менеджмента.

В качестве другого варианта может быть использовано увеличение размеров целевых бонусов с одновременным снижением окладов управляющих. Альтернативой является повышение размеров целевых бонусов без изменения окладов управляющих. При уточнении бонуса для снижения степени риска, делегируемого менеджерам, можно ввести дополнительный параметр в виде бонус-банка. Можно использовать и другие механизмы мотивации, например основанные на производных финансовых инструментах (колл-опционы, варранты), - акции или доли управляемого предприятия.

Таким образом, мотивация в каждом конкретном случае должна определяться индивидуально, с учетом прибыльности предприятия, продолжительности его проектов, индивидуальных особенностей руководителей, альтернативных возможностей трудоустройства менеджеров, стратегических перспектив расширения бизнеса. Это будет способствовать конвергенции интересов менеджеров и собственников.

Внедрение рассмотренной системы управления стоимостью рекомендуется осуществлять по следующей схеме.

Первый этап - подготовка персонала, предназначен для руководителей основных функциональных подразделений. Пройдя обучение, они становятся интеллектуальной базой для последующих усилий. Во время подготовки они знакомятся с содержанием процесса управления на основе стоимости, осваивают новые требования к управленческой отчетности, учатся обращаться с моделью стоимостной оценки. Они поддерживают новые принципы, и их не надо убеждать в том, что управление стоимостью улучшит процесс принятия решений. Они сотрудничают с высшим руководством в деле внедрения управления стоимостью предприятия. Когда функциональные руководители хорошо обучены и подготовлены, внедрение управления стоимостью перемещается на уровень руководителей производственных подразделений и начинается второй этап подготовки персонала.

Управление на основе экономической добавленной стоимости не удастся успешно внедрить, если руководители производственных подразделений не возьмут его на вооружение и не станут ежедневно пользоваться им для принятия обоснованных решений. Их ознакомление с этой концепцией должно быть тесно связано с конкретными особенностями предприятия и помогать им выдвигать новые идеи, направленные на создание стоимости, определять приоритетность своих инициатив и совершенствовать повседневное управление, опираясь на факторы стоимости. Следующая группа проходящих обучение - это менеджеры поддерживающих подразделений (например, службы маркетинга), а также ведущие менеджеры других подразделений, занимающихся материально-техническим снабжением или обслуживанием.

Когда семинары для менеджеров пройдут во всех подразделениях компании и процесс управления на основе стоимости начнет действовать, высшему руководству остается поддерживать его с помощью разных управленческих приемов: выяснять у руководителей, насколько они преуспели в определении факторов стоимости, просматривать вместе с ними их управленческие отчеты, организовывать консультации и обратную связь.

Представляется чрезвычайно важной атмосфера, которая сопутствует осуществлению этого процесса и которая должна обеспечивать оптимальные условия для достижения результирующего критерия развития корпоративных отношений, каким является стоимость компании. От того, в какой мере работники компании разделяют общие ценности, от их сплоченности за-

висит выработка эффективной корпоративной стратегии, направленной на приращение стоимости. Такая стратегия связана с феноменом корпоративной культуры и с воздействием этого феномена на поведение всех участников отношений. Корпоративная культура эволюционирует вместе с изменениями стратегии, а сформированная на принципах создания и приращения стоимости, служит основой для ее будущей эволюции. Таким образом, для того чтобы компания достигла высокого уровня развития, система внутрифирменного управления должна быть ориентирована не только на постоянное экономическое, технико-технологическое, организационно-управленческое совершенствование, но и на достижение высоких стандартов в сфере корпоративной культуры.

Успешное внедрение системы управления предприятием на основе экономической добавленной стоимости и ее эффективное функционирование позволит менеджерам осуществлять устойчивое развитие компании и увеличивать капитал его собственников.

Список литературы

1. Чудновская С. Н. Интеграция и квантификация процессов менеджмента. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1999.

2. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 1999. 576 с.

3. Козырь Ю. В. Оценка и управление стоимостью компаний // Рынок ценных бумаг. 2000. № 19.

4. Верстина Н., Еленева Ю. Как управлять стоимостью // Оборудование. 1999. № 10.

5. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 720 с.

6. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 2001.

7. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1998.

8. Теория управления / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2003.

9. Rappoport A. Creating Shareholder Value: a Guide for Managers and Investors. Rev. and updated ed. N. Y.: Free Press, 1998. 205 p.

10. Лукасевич И., Израйлит А. Стоимостные подходы к разработке систем мотивации менеджеров // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6. С. 118-122.

Материал поступил в редколлегию 28.06.2007

M. A. Likhachev

Organisational Aspects of Company Management Process Based on the EVA-Model

The article is devoted to the organizational aspects of company management process based on the EVA-model. It describes the advantages of management based on the EVA-model for russian companies which are mostly private. The article covers the problems of organizational structure forming, motivation and control, implementing the system of management based on the EVA-model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.