Научная статья на тему 'Организационные аспекты научно-исследовательской работы студентов'

Организационные аспекты научно-исследовательской работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурилина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты научно-исследовательской работы студентов»

И. Н. Чурилина,

доцент кафедры социального менеджмента

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В соответствии с положением о «Студенческом научном обществе РГПУ им. А. И. Герцена» основной целью СНО университета является содействие повышению качества подготовки квалифицированных кадров, сохранению научного потенциала и созданию условий для развития научного творчества обучающейся молодежи, интеграции ее в научно-образовательное пространство. Данная цель реализуется при помощи различных задач, среди которых определена задача по формированию мотивации к исследовательской работе и воспитание творческого отношения к своей будущей профессии через исследовательскую деятельность.

Факультет управления, организуя исследовательскую деятельность студентов, рассматривал различные ее модели, в основе которых лежит возможность участия студентов в профессиональной управленческой деятельности. Так, по инициативе студентов в 2008—2009 г. была апробирована модель, предложенная студенткой Марией Соколовой. Основная идея данной модели заключалась в том, чтобы развить управленческие компетенции студентов, обеспечив возможность профессиональной самореализации. В частности, студентка предложила следующую модель факультетского студенческого научного общества:

Рис. 1

В этой модели имеются две взаимодействующие группы студентов. Одна группа — студенты, желающие приобрести дополнительные навыки по некоторым дисциплинам; другая группа — студенты-старшекурсники, обучающиеся на других специальностях и в других вузах, нуждающихся в практике (как педагогической, так и научной). Однако интерес к функционированию такой площадки у инициаторов данной идеи быстро угас. Основной причиной оказалась низкая мотивация студентов к участию в такой деятельности.

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕсШШаСцШУНЕНТОВДкты научно-исследовательской работы студентов

Вторая модель, которая предложена Татьяной Быковой и Татьяной Кислинской в 2009—2010 г., была направлена на преодоление возникших проблем мотивирования студентов к участию в научной деятельности. Модель выглядела следующим образом:

Рис. 2

Для данной модели была определена такая форма взаимодействия студентов, как лаборатория (в основе командное взаимодействие), в которой выдвигались гипотезы и планировались эксперименты. Необходимо признать, что работа лаборатории не стала успешной. Программа эксперимента по выявлению типов личности студентов и разработке вариативных образовательных программ на основе полученных данных приостановлена по той же причине, что и реализация первой модели СНО. Мотивация студентов к участию в работе лаборатории угасла в течение года.

Третья модель, которая разрабатывалась студентками Екатериной Холодилиной, Ксенией Бровцыной, Анной Березюк одновременно со второй моделью, предполагала, что на основе инициативных студенческих команд может быть создана фактически некоммерческая проектная межфакультетская научно-исследовательская организация, которая поможет реализовать студентам не только научные, но и бизнес-идеи. Данная модель получила положительный отклик студентов факультета, но пока не внедрена в жизнь, так как даже при наличии научных или бизнес-идей студенты не верят, что их проект может быть доведен таким сообществом до распространения на рынке готового продукта и принесет реальную прибыль. Таким образом, мы в третий раз столкнулись с проблемой мотивации студентов к участию в научно-исследовательской работе.

Как известно из теории систем, отрицательный результат —это то же результат. Причем только отрицательный результат позволяет системе дальше развиваться. В связи с этим на факультете возникла новая идея организации НИРС. Авторами идеи выступили студентки Юлия Кузнецова и Татьяна Субботина. Идея реорганизации заключается в том, что основным элементом в организации научной работы должна стать академическая группа. Для каждого очередного заседания СНО факультета определяется ведущая тема. Форма проведения такого собрания — диспут (с элементами тренинга на развитие коммуникативных способностей), когда готовятся к выступлению два и более докладчика, с противоположными точками зрения на представленную проблему. Заседание заканчивается общей дискуссией, а результатом работы СНО становится коллективная статья.

Видится, что эта модель обладает потенциалом и в ней могут быть реализованы все элементы предыдущих моделей, но совершенно очевидно, что НИРС больше не может

существовать отдельно от образовательных программ, реализуемых факультетом. На наш взгляд, необходимо разработать такую общую стратегию научно-исследовательской работы студентов Герценовского университета, при которой курсовые и дипломные исследования станут основой для проведения научных студенческих конференций и форумов. Можно предположить, что данная модель также позволит частично решить вопросы мотивации студентов к научной деятельности, поскольку будет задействовано обязательное выполнение НИРС в рамках образовательной программы.

В заключение хочется привести аккумулированное мнение студентов о возможных формах мотивирования их к научной деятельности, которое выражается в следующих положениях: 1) обеспечить индивидуальный подход, информационную и психологическую поддержку студентам, желающим заниматься наукой за счет формирования системы научного кураторства в вузе; 2) учредить фонд научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых для возможности материального вознаграждения студентов; 3) внедрить университетский рейтинг студентов, активно участвующих в работе СНО с гиперссылками на актуальное резюме; 4) проводить в вузе предметные олимпиады и внутренние конкурсы проектов с целью усиления мотивации студентов к научно-исследовательской работе; 5) установить взаимодействие с органами власти для обеспечения возможности реализовать свои проекты; 6) информировать студентов о доступных грантах, конкурсах и возможностях воплощения инициатив; 7) создать необходимую инфраструктуру для теоретических и эмпирических исследований; 8) заключать контракты между вузом и предприятием, когда осуществляется целевая подготовка кадрового резерва для научных исследований; 9) привлекать вузом дополнительные финансовые ресурсы в форме индивидуальных образовательных кредитов для оплаты обучения; 10) определять темы исследовательских и научных работ в соответствии с запросами государства, предприятий, общества.

Н. В. Примчук,

ведущий эксперт отдела организации и сопровождения научно-исследовательской деятельности

М. Н. Потемкин,

начальник отдела организации и сопровождения научно-исследовательской деятельности

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация Программы развития университета на 2011—2015 гг. требует нового взгляда на организацию научно-исследовательской работы молодежи, обучающейся в университете. Повышение мотивации ее участия в научно-исследовательской деятельности, развитие творческих инициатив и рост инновационной активности молодых ученых являются необходимыми условиями для выполнения поставленных Программой задач. В создании инфраструктурных предпосылок для формирования научно-инновационной среды, способной обеспечить указанные выше условия, особое место принадлежит деятельности совета молодых ученых университета.

Как отметил на втором Всероссийском совещании по вопросам поддержки научной молодежи директор Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства РФ А. В. Хлунов, появление общероссийской многоуровневой сети таких советов открыло перед обучающейся молодежью возможность участия в решении вопросов, касающихся организации науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.