Научная статья на тему 'Развитие научно-исследовательской работы студентов в условиях уровневого образования'

Развитие научно-исследовательской работы студентов в условиях уровневого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-исследовательской работы студентов в условиях уровневого образования»

существовать отдельно от образовательных программ, реализуемых факультетом. На наш взгляд, необходимо разработать такую общую стратегию научно-исследовательской работы студентов Герценовского университета, при которой курсовые и дипломные исследования станут основой для проведения научных студенческих конференций и форумов. Можно предположить, что данная модель также позволит частично решить вопросы мотивации студентов к научной деятельности, поскольку будет задействовано обязательное выполнение НИРС в рамках образовательной программы.

В заключение хочется привести аккумулированное мнение студентов о возможных формах мотивирования их к научной деятельности, которое выражается в следующих положениях: 1) обеспечить индивидуальный подход, информационную и психологическую поддержку студентам, желающим заниматься наукой за счет формирования системы научного кураторства в вузе; 2) учредить фонд научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых для возможности материального вознаграждения студентов; 3) внедрить университетский рейтинг студентов, активно участвующих в работе СНО с гиперссылками на актуальное резюме; 4) проводить в вузе предметные олимпиады и внутренние конкурсы проектов с целью усиления мотивации студентов к научно-исследовательской работе; 5) установить взаимодействие с органами власти для обеспечения возможности реализовать свои проекты; 6) информировать студентов о доступных грантах, конкурсах и возможностях воплощения инициатив; 7) создать необходимую инфраструктуру для теоретических и эмпирических исследований; 8) заключать контракты между вузом и предприятием, когда осуществляется целевая подготовка кадрового резерва для научных исследований; 9) привлекать вузом дополнительные финансовые ресурсы в форме индивидуальных образовательных кредитов для оплаты обучения; 10) определять темы исследовательских и научных работ в соответствии с запросами государства, предприятий, общества.

Н. В. Примчук,

ведущий эксперт отдела организации и сопровождения научно-исследовательской деятельности

М. Н. Потемкин,

начальник отдела организации и сопровождения научно-исследовательской деятельности

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация Программы развития университета на 2011—2015 гг. требует нового взгляда на организацию научно-исследовательской работы молодежи, обучающейся в университете. Повышение мотивации ее участия в научно-исследовательской деятельности, развитие творческих инициатив и рост инновационной активности молодых ученых являются необходимыми условиями для выполнения поставленных Программой задач. В создании инфраструктурных предпосылок для формирования научно-инновационной среды, способной обеспечить указанные выше условия, особое место принадлежит деятельности совета молодых ученых университета.

Как отметил на втором Всероссийском совещании по вопросам поддержки научной молодежи директор Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства РФ А. В. Хлунов, появление общероссийской многоуровневой сети таких советов открыло перед обучающейся молодежью возможность участия в решении вопросов, касающихся организации науки.

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕИТОВие научно-исследовательской работы студентов...

Совет молодых ученых РГПУ им. А. И. Герцена был создан в 2009 г. в рамках мероприятий по проведению в Российской Федерации Года молодежи. Основными целями деятельности совета являются: а) содействие профессиональному росту научной молодежи университета, молодежным научным инициативам, развитию инновационной активности молодежи; б) консолидация усилий молодых ученых и специалистов в разработке актуальных научных проблем и решении приоритетных научных задач; в) содействие информационному обеспечению научных исследований молодых ученых и специалистов, пропаганде научно-технического творчества обучающейся в университете молодежи, в том числе в электронных средствах массовой информации; г) разработка предложений и мер по мотивации обучающейся молодежи к участию в научно-инновационной деятельности и др.

По своему «организационному» статусу этот совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом университета и представляет собой собрание молодых ученых, специалистов, аспирантов и докторантов.

Приведем примерный круг тех задач, которые решает совет молодых ученых в сфере своей компетенции. К ним относятся: а) отбор и популяризация научных достижений молодежи, обучающейся в вузе, представление их для участия в федеральных и региональных конкурсах; б) организация и проведение научных конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий, в которых могут принимать участие молодые исследователи; в) информационное обеспечение, представление информации о фондах, грантах, конференциях, научных школах и иных мероприятиях, соответствующих интересам научной молодежи; г) создание механизма обмена опытом со специалистами других организаций по разрешению проблем, связанных с научной работой; д) содействие поддержанию преемственности научных традиций, сохранению и развитию научных и научно-педагогических школ университета; е) представление консолидированных научных интересов обучающейся молодежи в государственных, муниципальных, научных, общественных и иных организациях и др.

Проблема формирования исследовательских компетенций, необходимых для реализации творческого потенциала обучающейся молодежи, весьма актуальна для уровневого образования в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Понятно, что для магистратуры, по определению, характерно внимание к участию в научно-исследовательской работе. В то же время, в требованиях к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата научно-исследовательская работа обучающегося рассматривается как вариант учебной практики. Соответственно, в учебных планах подготовки бакалавров к научно-исследовательской работе отводится место среди позиций раздела «Учебная и производственная практика». Как правило, на реализацию научно-исследовательского фрагмента (а именно в такой форме фактически и позиционируется научно-исследовательская работа) отводится в среднем 12 кредитов. С учетом того, что один кредит во временном измерении составляет 36 часов, это уже не мало.

К сожалению, среди учебных планов подготовки бакалавров встречается локализация кредитов, отводимых на научно-исследовательскую подготовку, в одном семестре. Такая ситуация нам представляется противоречащей углублению интеграции науки и образования в модернизационном аспекте.

Перспективы повышения эффективности научно-исследовательской подготовки обучающейся молодежи мы связываем с углублением взаимосвязи научно-исследовательской работы студентов (НИРС) и учебно-исследовательской работы студентов (УИРС).

На самом деле, два этих пути ознакомления обучающейся молодежи с научным методом и вовлечением ее в научную деятельность перманентно сближаются, взаимопроникая друг в друга. Результатом такого сближения является распространение таких «НИРС-УИРС» форм развития научно-исследовательских компетенций, как: организация встреч обучающейся молодежи с авторитетными учеными; привлечение студентов к работе в научно-образовательных центрах и центрах коллективного пользования; работа по оформлению результатов интеллектуальной деятельности и др.

С другой стороны, для УИРС остаются традиционными такие формы, как факультативы, спецкурсы, курсы по выбору, курсовые работы, выпускные квалификационные работы и др. В свою очередь, к традиционной НИРС относится участие в выполнении конкретных исследований по основным научным направлениям, участие в научно-практических мероприятиях — конференциях, круглых столах, форумах, ассамблеях, выставках научных достижений и др.

Исходя из сказанного выше, выглядит конструктивным равномерное распределение кредитов в соответствующем разделе учебных планов бакалавриата на основе реализации многообразия форм синтеза НИРС и УИРС. Упомянутые ранее задачи совета молодых ученых как раз и направлены на развитие этих форм.

Еще одной определяющей особенностью современного развития научного творчества обучающейся молодежи является мотивация ее участия в научно-инновационном процессе. Получение научно-инновационных результатов, которые могут стать предметом трансфера технологий, объективно характеризует эффективность научно-исследовательской деятельности обучающейся молодежи.

Функционал совета молодых ученых предусматривает работу по продвижению научно-инновационных проектов, разрабатываемых при поддержке молодежных исследовательских команд.

Молодежная исследовательская команда — это проект, миссия которого заключается в развитии молодежного сотрудничества в сфере науки, способствующего повышению инвестиционной привлекательности научно-исследовательских проектов, разрабатываемых молодыми исследователями. Участниками проекта выступает обучающаяся молодежь (студенты, аспиранты, молодые ученые в возрасте до 35 лет), заинтересованная в разработке и продвижении инвестиционных научных проектов.

Реализация проекта «Молодежная исследовательская команда» предоставляет ее участникам возможность работы в обучающих семинарах по вопросам «командообразования», методам поиска и генерирования идей научно-исследовательских проектов, методологии научного исследования, маркетингового сопровождения научных проектов, разработки технико-экономического обоснования проекта и создания бизнес-плана; поддержки участия в региональных, всероссийских научных мероприятиях («Зворыкинский проект», Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ—2011», Всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура» и др.). В перспективе развития проекта молодежные исследовательские команды при поддержке совета молодых ученых могут стать основой для создания малых предприятий.

Проекты, реализуемые молодежными исследовательскими командами, в первую очередь направлены на позиционирование достигнутых результатов посредством участия в выставочных экспозициях. На сегодняшний день выставка является важнейшим способом коммуникации и источником информации о создаваемых научных разработках, позволяющая презентовать научные проекты не только по областям применения, но и по уровню проработки материала — от идеи до готовых к реализации инвестиционных

НАУЧНОЕШШВЧЕСТеЕШСЛТДоВЕНТОВие команды как основа научно-инновационной...

проектов. Экспозиция выставки расширяет возможность комплексного представления о разнообразии научных интересов и достижений молодежи, обучающейся в вузе.

Инновационный подход к выставочной экспозиции результатов научной деятельности обучающейся молодежи диктует необходимость формирования принципиально нового отношения к процессу подготовки выставочных экспонатов. Сегодня изменились не только цели, с которыми экспоненты подходят к выставке, но и организационный подход к участию. Если ранее решение об участии в выставке могло приниматься стихийно, то сегодня необходимо к выставочной деятельности подходить системно и заблаговременно. Подготовку к выставочной деятельности целесообразно рассматривать как проектную деятельность. В этом году планируется представить экспозицию лучших научных разработок молодежи, обучающейся в вузе, в рамках университетской выставки научных достижений, работа в этом направлении уже ведется.

Обозначенные аспекты научной и научно-инновационной деятельности обучающейся молодежи конкретизируются направлениями модернизации системы образования в рамках Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Н. М. Старобинская,

доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования

МОЛОДЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМАНДЫ КАК ОСНОВА НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня совет молодых ученых и специалистов — это новое видение организации и активизации молодежной научной деятельности университета.

В настоящее время совет молодых ученых и специалистов РГПУ им. А. И. Герцена еще только начинает свой путь в инновационных преобразованиях «студенческой науки», но уже достигнуты определенные результаты. В частности, совет осуществляет: а) организацию и проведение научных молодежных мероприятий, таких как студенческие конференции и конкурсы научных студенческих проектов; б) содействие развитию инновационной активности молодежи, привлекая студентов к деятельности Санкт-Петербургского клуба инноваторов; в) координацию взаимодействия молодежи, обучающейся в университете с внешними научными сообществами, организациями и учреждениями.

Особо отметим содействие молодежным научным инициативам, в рамках которого реализуется проект «Молодежная исследовательская команда», направленный на поддержку и продвижение студенческих проектов и инициатив, в том числе и инновационных, которые в перспективе могут выйти, если не на создание малых инновационных предприятий, то, по крайней мере, на получение инновационных результатов, защищенных правами интеллектуальной собственности.

Сегодня в условиях высоких конкурсных требований, предъявляемых к научно-исследовательским проектам молодежи, обучающейся в вузе, затрагивающих оценку не только научного содержания проекта, но его инвестиционной привлекательности, качественно меняется подход к формированию молодежных исследовательских команд. Молодежные исследовательские команды не могут формироваться только из числа инициативных деятелей, развивающих научные идеи и разрабатывающих научные проекты. Исследователям необходима поддержка в экономическом, управленческом, юридическом и маркетинговом сопровождении научного проекта.

С целью объединения молодых исследователей различных научных направлений и активизации деятельности молодежных исследовательских команд (уточним, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.