Научная статья на тему 'Организационноэкономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера Омской области'

Организационноэкономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / RURAL TOURISM CLUSTER / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC SCHEME / AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумакова Оксана Викторовна, Блинов Олег Анатольевич, Нардин Дмитрий Сергеевич, Крюкова Ольга Николаевна, Нардина Светлана Александровна

В статье рассмотрены вопросы создания и функционирования агротуристического кластера Омской области. Авторами разработан и предложен организационно-экономический механизм регионального агротуристического кластера, включающий три уровня. Первый уровень представлен отдельными хозяйствующими субъектами и их небольшими объединениями в рамках одного муниципального района. Второй уровень предполагает объединение всех хозяйствующих субъектов, занятых в агротуристической отрасли на уровне отдельных муниципальных районов, и создание в каждом районе организации, координирующей взаимодействие отдельных хозяйствующих субъектов с целью повышения эффективности агротуристической деятельности. Третий уровень кластера представлен советом кластера на уровне региона, который включает представителей районных координирующих организаций и всех заинтересованных министерств и ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумакова Оксана Викторовна, Блинов Олег Анатольевич, Нардин Дмитрий Сергеевич, Крюкова Ольга Николаевна, Нардина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-economic scheme of creation and functioning of rural tourism cluster of Omsk region

The article describes the creation and operation of rural tourism cluster of the Omsk region. The authors have developed and proposed organizational and economic mechanism of regional rural tourism cluster includes three levels. The first level is represented by individual business entities and small associations within the same municipal district. The second level involves the integration of all business entities engaged in rural tourism sector at the level of individual municipalities and the establishment in each district organization coordinating the interaction of individual economic entities in order to improve the efficiency of rural tourism activities. The third level is represented by the Board of cluster cluster at the regional level, which includes representatives of the regional coordinating organizations and all concerned ministries and departments.

Текст научной работы на тему «Организационноэкономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера Омской области»

УДК 631.1:338.432.5

О. В. ШУМАКОВА О. А. БЛИНОВ Д. С. НАРДИН О. Н. КРЮКОВА С. А. НАРДИНА

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ_

В статье рассмотрены вопросы создания и функционирования агротуристического кластера Омской области. Авторами разработан и предложен организационно-экономический механизм регионального агротуристического кластера, включающий три уровня. Первый уровень представлен отдельными хозяйствующими субъектами и их небольшими объединениями в рамках одного муниципального района. Второй уровень предполагает объединение всех хозяйствующих субъектов, занятых в агротуристиче-ской отрасли на уровне отдельных муниципальных районов, и создание в каждом районе организации, координирующей взаимодействие отдельных хозяйствующих субъектов с целью повышения эффективности агротуристической деятельности. Третий уровень кластера представлен советом кластера на уровне региона, который включает представителей районных координирующих организаций и всех заинтересованных министерств и ведомств.

Ключевые слова: агротуристический кластер, организационно-экономический механизм, сельскохозяйственные товаропроизводители.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Организационно-экономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера Омской области», проект № 15-12-55011.

Введение. Агротуризм, как вид экономической деятельности, является одним из перспективных направлений диверсификации деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Успешное развитие агротуризма в регионе требует не только наличия объектов, интересных с точки зрения развития агротуристической деятельности, но и условий для их эффективного использования. К таким условиям относятся наличие транспортной и туристической инфраструктуры, а также достаточный экономический потенциал инициатора агротуристического проекта. Кроме того, успешная реализация агроту-ристического проекта зависит от социально-экономических условий хозяйствования в регионе и позиции органов региональной и муниципальной власти.

Значительное разнообразие условий, обеспечивающих эффективное развитие агротуризма в регионе, и необходимость участия в данном процессе нескольких субъектов, включая инициаторов агро-туристических проектов, потенциальных туристов, представителей органов муниципальной и региональной власти, профильных министерств, требуют комплексного подхода к решению данной проблемы.

В мировой практике накоплен достаточно обширный опыт по организации эффективного взаимодействия различных субъектов хозяйствования и представителей органов власти в рамках реализации эко-

номически значимых региональных процессов. Одним из таких инструментов выступает кластерная организация взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Целью данной статьи является изучение вопросов создания и функционирования регионального агро-туристического кластера.

Методика исследования. Разработка организационно-экономического механизма создания и функционирования агротуристического кластера в регионе предполагает реализацию следующих этапов:

1) выявление и систематизация основных факторов, влияющих на эффективность развития агротуризма в регионе. На данном этапе были проанализированы научные работы авторов, посвященные определению понятия и методикам оценки агротуристического потенциала [1—3]. По результатам анализа выявлены основные факторы, влияющие на развитие агротуризма в регионе;

2) разработка модели развития агротуризма в регионе. На данном этапе были исследованы наиболее распространенные модели развития агротуризма [4, 5] и предложена модель, включающая три уровня, в том числе уровень отдельных хозяйствующих субъектов и их небольших объединений в пределах муниципального района, уровень отдельных муниципальных районов с созданием районных координиру-

ющих организации и уровень региона с созданием региональной координирующей организации, включающей не только субъекты агротуристической деятельности, но и прочие заинтересованные в развитии агротуризма организации;

3) разработка организационно-экономического механизма создания и функционирования агротурис-тического кластера в регионе. На данном этапе определены участники агротуристического кластера и принципы взаимодействия между ними в рамках развития агротуризма в регионе.

Предложенная методика исследования была реализована на материалах Омской области.

Результаты. Проведенный анализ научных работ, посвященных определению понятия и методикам оценки агротуристического потенциала, позволил выявить основные факторы, влияющие на развитие агротуризма в регионе. Эти факторы условно можно разделить на две группы: 1) факторы, формирующие основу для развития агротуризма в регионе, 2) факторы, способствующие эффективному развитию агротуризма как вида экономической деятельности.

Первая группа факторов включает уникальные природные и геологические объекты, которые являются потенциально интересными для посещения туристами; наличие в регионе народных промыслов и носителей уникальных этнических традиций и обычаев; наличие культурных и исторических достопримечательностей; экологическая ситуация в регионе и уровень развития сельскохозяйственного производства, которое может вызвать интерес у потенциальных туристов.

Вторая группа факторов включает наличие в регионе развитой транспортной и туристической инфраструктуры, а также поддержку муниципальных и региональных органов власти в вопросах развития агротуризма.

Эффективное использование факторов первой группы напрямую зависит от наличия и качества факторов второй группы. Исходя из этого под развитием агротуризма в регионе следует понимать организацию агротуристических проектов на основе эффективного использования уникальных региональных объектов природного, культурного и исторического наследия. Одновременно для успешной реализации данных проектов в регионе необходимо развивать транспортную и туристическую инфраструктуру, а также наращивать поддержку инициаторам проектов со стороны муниципальных и региональных органов власти. При этом поддержка может быть не прямой, а выражаться в создании благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере агротуризма.

Анализ опыта развития агротуризма в России и за рубежом позволил выявить четыре основные модели, в рамках которых организуется эффективное взаимодействие факторов первой и второй групп [4]:

1) создание региональных агротуристических сетей,

2) воссоздание социокультурной среды исторических поселений или исторических объектов; 3) создание крупных и средних специализированных агро-туристических объектов и 4) создание государственных и частных сельскохозяйственных парков. Развитие одной модели при игнорировании остальных не позволяет полностью задействовать имеющийся в регионе агротуристический потенциал, так как каждая модель ориентирована на преимущественно свой сектор, начиная от отдельных хозяйствующих субъектов (в том числе малые формы хозяйствова-

ния) и сельских поселений и заканчивая региональными объединениями поставщиков агротуристиче-ских услуг.

Мы предлагаем рассмотреть трехуровневую модель развития агротуризма в регионе, которая интегрирует в себе четыре указанные модели.

Первый уровень предлагаемой модели включает отдельные хозяйствующие субъекты или их объединения в рамках одного муниципального района. Фактически в Омской области этот уровень формируется уже более 20 лет и на сегодняшний день представлен базами отдыха в сельской местности, рыболовными и охотхозяйствами, гостевыми домами, организациями, предлагающими различные агро-туристические маршруты (в том числе природно-рекреационной и культурно-исторической направленности). Отличительной особенностью формирования и функционирования первого уровня в Омском регионе является отсутствие четкой позиции муниципальных и региональных органов власти по вопросам развития агротуризма: не проработан механизм правового обеспечения агротуристической деятельности на муниципальном и региональном уровне, отсутствуют муниципальные и региональная программы развития агротуризма, не определен механизм оказания государственной поддержки предпринимателям, осуществляющим агротуристи-ческую деятельность.

Второй уровень предлагаемой модели предполагает создание в каждом муниципальном районе объединения хозяйствующих субъектов, работающих в сфере агротуризма. На наш взгляд, оптимальной формой такого объединения может стать создание районного агротуристического кластера, формирование которого возможно по двум сценариям. Первый сценарий предполагает в качестве ядра кластера рассматривать хозяйствующие субъекты, которые успешно осуществляют деятельность в агротуристи-ческой сфере на территории района. Для успешной реализации первого сценария таких субъектов должно быть достаточно много (не менее восьми на район). В этом случае с помощью мер государственной поддержки и стимулирования возможно запустить процесс кластеризации на муниципальном уровне «снизу». В Омской области для реализации первого сценария создания агротуристического кластера на региональном уровне подходят шесть районов: Омский, Тарский, Муромцевский, Саргатский, Больше-реченский и Тюкалинский, в каждом из которых действует от 8 до 28 агротуристических объектов и маршрутов [6]. Второй сценарий создания агроту-ристического кластера на уровне отдельного района предполагает в качестве ядра использовать муниципальные органы власти, которые посредством разработки районной программы развития агротуризма сформируют конфигурацию будущего кластера и с помощью активных мер государственной поддержки и стимулирования привлекут хозяйствующих субъектов в кластер [7]. Следует отметить, что реализация первого сценария так же потребует разработки районной программы, но в этом случае органам муниципальной власти будет отведена роль создания и развития необходимых условий для эффективного функционирования кластера. Ведущая роль будет отведена хозяйствующим субъектам.

Третий уровень предлагаемой модели развития агротуризма в регионе включает объединение всех районных координирующих организаций на региональном уровне. Данное объединение должно включать и представителей заинтересованных региональ-

Рис. 1. Организационно-экономический механизм создания и функционирования регионального агротуристического кластера Омской области

ных министерств и ведомств, которые должны на уровне региона создавать и развивать необходимые условия для эффективной работы хозяйствующих субъектов в сфере агротуристической деятельности.

Реализация предложенной модели развития агро-туризма в Омской области должна осуществляться в рамках создания и развития регионального агро-туристического кластера. Организационно-экономический механизм кластера представлен на рис. 1.

Кластер обеспечивает взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в развитии агротуризма в регионе. Потребители агротуристических услуг являются полноправными участниками агротуристи-ческого кластера, так как формируют требования к содержанию и качеству предоставляемых услуг, взамен формируя потоки доходов, которые получают организации, оказывающие агротуристические услуги. Непосредственное оказание агротуристи-ческих услуг осуществляют сельскохозяйственные организации, отдельные домохозяйства, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Вместе с региональными органами власти они объединены в районный агротуристический кластер. В рамках данного кластера районные органы власти, в зависимости от принятой модели кластеризации, выполняют либо только вспомогательные функции, обеспечивая условия для нормального ведения агро-

туристической деятельности, либо формируют структуру кластера и создают условия для привлечения в него хозяйствующих субъектов.

Совет регионального агротуристического кластера включает представителей районных кластеров и заинтересованных министерств и ведомств Омской области. Основными функциями совета является управление кластером и его развитие. Министерства и ведомства региона, входящие в совет кластера, на региональном уровне формируют необходимые условия для эффективного развития агротуризма в Омской области.

Заключение. Научная новизна результатов исследования заключается в обосновании трехуровневой модели формирования и развития агротуризма в Омской области. Предложенный организационно-экономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера в регионе позволяет наиболее эффективно вовлечь в агротури-стическую деятельность, с одной стороны, имеющиеся в регионе агротуристические ресурсы, с другой — охватить все хозяйствующие субъекты агропромышленного комплекса Омской области, включая малые формы хозяйствования. Результатом реализации предложенного механизма станет не только эффективное развитие агротуризма в регионе, но и устойчивое развитие сельских территорий.

Библиографический список

1. Барсукова, О. Н. Маркетинговая оценка туристского потенциала (на примере туристского центра г. Тобольска) [Электронный ресурс] / О. Н. Барсукова, А. К. Буяльская // Управление экономическими системами. — 2012. — № 8. — Режим доступа : http://www.uecs.ru/marketing/item/1502-2012-08-22-08-57-48 (дата обращения: 30.07.2015).

2. Волкова, Н. В. Оценка эколого-туристического потенциала региона и перспективы его использования (на примере Белгородской области) / Н. В. Волкова, Г. С. Ферару, Л. А Третьякова // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. - № 2. - С. 27-38.

3. Методика оценки агротуристического потенциала сельских территорий [Электронный ресурс] / О. В. Шумакова [и др.] // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2, ч. 24. — С. 5478 — 5481. — Режим доступа : http://www.rae.ru/ fs/pdf/2015/2-24/38372.pdf (дата обращения: 30.07.2015).

4. Основы концепции развития эко-агротуризма в российской провинции [Электронный ресурс] : официальный сайт эколого-просветительского центра «Заповедники». — Режим доступа : http://www.wildnet.ru/images /phocagallery/2013/06/ 04.doc (дата обращения: 17.09.2015).

5. Здоров, А. Б. Методические подходы к развитию аграрного туризма в России / А. Б. Здоров, М. А. Здоров, В. В. Арян-дина // Научный вестник МГИИТ. — 2014. — № 5. — С. 7 — 15.

6. Туристический портал Омской области «Омское Прииртышье» [Электронный ресурс]. — Омск, 2015. — Режим доступа : http://omsk-turinfo.ru/ (дата обращения: 16.09.2015).

7. Шумакова, О. В. Формирование агротуристического кластера как фактор повышения устойчивого развития сельских территорий / О. В. Шумакова, О. А. Блинов, М. А.. Рабка-нова // Вестник алтайской науки. — 2013. — № 2. — С. 192 — 196.

ШУМАКОВА Оксана Викторовна, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля, ректор.

БЛИНОВ Олег Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля.

НАРДИН Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля. КРЮКОВА Ольга Николаевна, старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля.

НАРДИНА Светлана Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля. Адрес для переписки: npoomsk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2015 г. © О. В. Шумакова, О. А. Блинов, Д. С. Нардин, О. Н. Крюкова, С. А. Нардина

УДК 631.347.8:62-523.8 Д. Н. АЛГАЗИН

Д. А. ВОРОБЬЕВ А. И. ЗАБУДСКИЙ Е. А. ЗАБУДСКАЯ

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПРОРАЩИВАНИИ СЕМЯН В ТЕПЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ_

Проведен анализ отрасли овощеводства в мире и в Российской Федерации, определены основные направления развития. Рассмотрены условия прорастания семян, произведено теоретическое обоснование проектирования устройств для проращивания семян. Представлено устройство для проращивания семян «Росинка». Приведены исследования времени проращивания семян различных культур в устройстве. Ключевые слова: энергоэффективность, проращивание, семена, время проращивания.

^ В современном мире овощеводство — одна из

| самых динамично развивающихся отраслей сель-з ского хозяйства. Мировое производство овощей рас-5 тет и достигает одного миллиарда тонн свежих ово-о щей в год. В основных принципах государственной | политики многих стран по обеспечению здорового 8 питания населения ведущее место занимает под-й держка развития овощеводства, продукция которого о является мощнейшим регулятором здоровья человека. ^^ В отрасли овощеводства Российской Федерации на-Им метился ряд острых проблем, которые ждут своего

решения. Прежде всего — недостаточные объемы производства овощей. В расчете на одного жителя мы производим около 100 кг овощной продукции, тогда как в развитых странах мира этот показатель в 2 — 3 раза выше. По посевным площадям и валовому сбору овощей Россия входит в первую десятку ведущих стран, однако по урожайности находится на 57-м месте.

Существует и другая проблема отрасли. В XXI веке изменились агрономические парадигмы овощеводства: вместо валового сбора и величины урожая все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.