УДК 271.22(477)"195"
https://doi.org/10.24158/fik.2018.6.16
Ясеницкий Василий Матвеевич (иеромонах Тимофей)
кандидат богословия, доцент, проректор по научной работе Коломенской духовной семинарии
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНСКОЙ ГРЕКОКАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В СЕРЕДИНЕ XX В.
Аннотация:
Статья посвящена церковно-каноническому устройству Украинской грекокатолической церкви, сложившемуся к середине XXв., когда ее канонические подразделения могли свободно функционировать только в условиях украинской диаспоры. На русский язык переведен и проанализирован «Патриархальный устав» 1973 г. - церковно-канонический акт, регламентировавший деятельность институционных форм и органов церковного управления УГКЦ до принятия Кодекса канонов Восточных церквей в 1990 г. В указанном документе продекларированы притязания первоие-рарха УГКЦ на сан патриарха, обозначена преемственность этой восточнокатолической юрисдикции от так называемой «Киевской церкви», определены юрисдикционные границы. Представлена система высших органов церковного управления, к которым были отнесены Патриарший собор, Поместный собор, Постоянный синод. Официально провозглашалось возвращение к соборному началу церковного управления. В «Уставе...» было прописано наименование юрисдикции как Украинской католической церкви.
Ключевые слова:
верховный архиепископ, декан, деканат, епархия, епархиальный епископ, епископ-помощник, митрополит, митрополия, протопресвитер, протопре-свитерство, патриарх, Патриарший собор, Поместный собор, Постоянный синод, протосин-келл, синкелл, Украинская грекокатолическая церковь, Украинская католическая церковь, Чрезвычайный синод, экзарх, экзархат.
Yasenitsky Vasiliy Matveyevich (Hieromonk Timofey)
PhD in Theology, Associate Professor, Vice-Rector for Research, Kolomna Theological Seminary
THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE UKRAINIAN GREEK CATHOLIC CHURCH IN THE MID-20TH CENTURY
Summary:
The study deals with the church and canonical structure of the Ukrainian Greek Catholic Church in the mid-20th century. At that time, its canonical units could operate freely only in the Ukrainian diaspora. The Patriarchal Charter of 1973 was translated into Russian and analyzed. This is a church canonical act regulating the activities of the institutional forms and bodies of ecclesiastical administration of the Ukrainian Greek Catholic Church prior to the adoption of the Code of Canons of the Eastern Churches in 1990. The claims of the head of the Ukrainian Greek Catholic Church to the rank of patriarch were declared in this document. The continuity between this Eastern Catholic Church and the so-called Kiev Church was noted; their jurisdictional boundaries were defined. The system of the highest ecclesiastical administration (Patriarchal Council, Local Council, Permanent Synod) was presented. The return of the Ukrainian Greek Catholic Church to the conciliar-ity of church administration was proclaimed. In the Charter, the name of jurisdiction was indicated as the Ukrainian Catholic Church.
Keywords:
major archbishop, dean, deanery, diocese, diocesan bishop, auxiliary bishop, metropolitan, metropolitan archdiocese, protopresbyter, protopresbytery, patriarch, Patriarchal Council, Local Council, Permanent Synod, protosyncellus, syncellus, Ukrainian Greek Catholic Church, Ukrainian Catholic Church, Extraordinary Synod, exarch, exarchate.
Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ) - одна из крупнейших религиозных организаций современной Украины, находящаяся в вероучительном, каноническом и евхаристическом общении с Римским престолом и относящаяся к так называемым восточным католическим церквям, составляющим вместе с Латинской церковью Римско-католическую церковь. УГКЦ стала результатом исторического развития Галицкой грекокатолической митрополии, действовавшей в
XIX - начале XX в. преимущественно только на территории Королевства Галиции и Лодомерия Австрийской империи (Австро-Венгрии) [1, с. 512].
Как известно, определением Львовского церковного собора 1946 г. было оформлено воссоединение с РПЦ бывших украинских грекокатолических приходов, действовавших на территории западных областей Украинской ССР. Тем самым состоялась фактическая ликвидация трех епархий: Дрогобычской, Львовской и Станиславской. Указанное событие ознаменовало перенос организационной деятельности УГКЦ в страны украинской ирреденты и диаспоры. К середине
XX в. многочисленные группы украинских грекокатоликов проживали в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки и Австралии [2].
С 1930-х гг. за Галицкой грекокатолической митрополией постепенно утвердилось наименование «Украинская католическая церковь» [3, с. 112].
В целях духовного окормления диаспоры последовательно создавались приходы, епархии и митрополии. В 1948 г. был создан Канадский экзархат, возведенный в 1958 г. до статуса Вин-нипегской митрополии, состоящий из пяти епархий: Восточной (Торонто), Западной (Эдмонтон), Нью-Вестминстерской, Саскачеванской и Центральной (Виннипег). В 1958 г. на территории США была образована Филадельфийская митрополия в составе епархий: Пармской, Стэмфордской, Филадельфийской, Чикагской. В 1957-1960 гг. создаются экзархаты УГКЦ в Великобритании, Германии и Франции. Позднее на их основе были образованы епархия святого Владимира Великого (Франция), епархия Пресвятого Семейства (Великобритания). В 1971 г. основана Куритиб-ская епархия святого Иоанна Крестителя в Бразилии [4, с. 92].
Кроме того, украинскую ирреденту в Польше окормляет Перемышльско-Варшавская митрополия, образованная после выделения из состава Перемышльской епархии новой Вроцлав-ско-Гданьской и повышения статуса первой до митрополии (архиепархии). Таким образом, помимо Львовской митрополии, имелись Перемышльско-Варшавская митрополия в Польше, Вин-нипегская митрополия в Канаде, Филадельфийская митрополия в США, экзархаты и отдельные епархии в Европе, Латинской Америке и Австралии, находившиеся в прямой юрисдикции Святого престола [5, с. 44].
Установление взаимодействия между церковными учреждениями галицкой грекокатоличе-ской традиции требовало выработки общих организационных начал. Подобная работа была осуществлена под руководством кардинала и верховного архиепископа Иосифа Слепого (18921984) - предстоятеля УГКЦ с 1944 г. [6, с. 142]
Под его председательством 19-24 ноября 1973 г. в Риме состоялся Синод украинских гре-кокатолических епископов, утвердивший «Патрiархальний Устав ПомюноТ УкраТнськоТ (РуськоТ) КатолицькоТ Церкви» («Патриархальный Устав Поместной Украинской (Русской) Католической Церкви») - важнейший церковно-канонический акт, регламентировавший дальнейшее организационное развитие Галицкой грекокатолической митрополии и притязания ее священноначалия на патриарший сан.
Структурно указанный акт состоял из 58 параграфов, объединенных в 16 тематических глав: «Введение», «Отношение ко вселенскому архиерею», «Патриарх или верховный архиепископ», «Митрополии и митрополиты», «Епархии и епископы», «Епископы-помощники», «Экзархаты», «Поместный собор», «Постоянный синод», «Патриарший собор», «Чрезвычайный синод», «Помощники епископа: священники, диаконы и низшие клирики», «Монашествующие», «Миряне», «Братства», «Церковное имущество». Тем самым в документе были рассмотрены все ключевые направления церковной жизни [7, с. 151-159].
В «Уставе...» фиксировалось официальное наименование этой восточнокатолической юрисдикции - «Украинская католическая церковь» (УКЦ) и определялся ее униональный характер как одной «из восточных поместных Церквей в единстве со Святым Апостольским Престолом», признающей «за истины веры все, что признает и учит Св. Католическая Церковь». Указывались ее византийская литургическая традиция и притязания на историческое наследие Киевской Руси (§ 2).
Были обозначены границы территориальной и экстерриториальной (персональной) канонической ответственности УКЦ: «от момента образования Киевской и Галицкой митрополии окормляет всех верующих украинского (греческо-русского) обряда в землях Украины и вне ее пределов - а именно: все епархии и области Киевской и Галицкой митрополий, т. е. современную Украину, Закарпатье и Буковину; всех верующих, которые со времен Брестской Унии эмигрировали из вышеупомянутых областей в Центральную, Южную и Западную Европу, в Северную и Южную Америку, Африку, Азию и Австралию, - и их потомков» (§ 3). Как видим, УКЦ заявляла свои притязания не только на земли исторической Галиции (Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую области), но и на всю территорию УССР. Особенно примечательно, что в поле устремлений украинского католического священноначалия оказалось включено Закарпатье, где ранее имелась собственная русинская грекокатолическая юрисдикция, ликвидированная после присоединения Закарпатской области к УССР.
Ввиду унионального происхождения УКЦ высшая «власть научать, освящать (священнодействовать) и управлять» признавалась за папой римским - «Римским вселенским архиереем», который «является Преемником Верховного Апостола Петра и видимым Главой Христовой Церкви» (§ 4 и 6). Поэтому все канонические подразделения юрисдикции были обязаны осуществлять молитвенное поминовение понтифика за богослужением (§ 7).
Впрочем, непосредственным «главой» УКЦ объявлялся ее первоиерарх, который претендовал на титул «Блаженнейший Патриарх или Великий Архиепископ, Киевский и Галицкий». Ему подчиняются все украинские грекокатолические архиереи, как на территории Украины, так и в странах рассеяния (§ 9-11).
Примечательна формулировка «патриарх или верховный архиепископ». Как известно, 23 декабря 1963 г. Папский престол наделил саном верховного архиепископа митрополита Иосифа (Слепого), а притязания последнего на патриаршее достоинство так и не были удовлетворены [8, с. 190]. Впрочем, это не помешало ему в 1975 г. самовольно провозгласил себя патриархом и подписать пасхальное послание словами «смиренный Иосиф, патриарх и кардинал». Несмотря на то что Ватиканом этот сан так и не был официально признан, кардинал Иосиф (Слепой) продолжал себя им именовать вплоть до кончины [9, с. 877].
Согласно «Уставу.», историческими кафедральными городами первоиерарха УКЦ объявлялись Киев и Галич (Львов). Впрочем, официальной резиденцией по состоянию на 1973 г. являлся храм Пресвятой Богородицы Жировицкой и святых мучеников Сергия и Вакха в Риме (площадь Мадонны деи Монти) (§ 12).
Рассмотрим полномочия «блаженнейшего патриарха или великого архиепископа». Правом избрания первоиерарха УКЦ наделялся Поместный собор, состоящий из епископов. Избрание производится посредством общего тайного голосования, решением большинства голосов. Для легитимности собора требовалось наличие кворума в 2/3 архиереев от списочного состава. Характерно, что избранный соборным большинством кандидат подлежал утверждению Папским престолом (§ 13-14). Особый статус первоиерарха в УКЦ подчеркивался его исключительным кириархальным правом освящения Святого мира и антиминсов, но допускалась возможность его делегирования митрополитам и епископам на местах (§ 29). Между тем первоиерарх обязывался осуществлять управление УКЦ с помощью Постоянного синода (§ 15). Первоиерарх УКЦ наделялся правом избрания одного из членов Поместного собора в качестве своего заместителя -протосинкелла. К полномочиям последнего было отнесено: а) исполнение поручений первоие-рарха, б) исполнение должностных обязанностей первоиерарха в случае его тяжелой болезни, в) созыв Поместного собора в течение трех месяцев в случае кончины Первоиерарха. Протосин-келл по должности являлся канцлером (ректором) Украинского католического университета имени святого Климента в Риме (§ 16).
Проанализируем канонический статус митрополитов, епископов и епископов-помощников Украинской католической церкви. По «Уставу.» в сан митрополита возводился архиерей, возглавлявший церковную область из нескольких епархий. Право избрания кандидатов на митрополичью кафедру принадлежало Поместному собору. Возведение в сан митрополита осуществлял первоиерарх. Примечательно, что допускалась возможность избрания митрополита из числа клириков в пресвитерском сане с последующей архиерейской хиротонией. В числе важнейших обязанностей митрополиту вменялось: а) поминовение за богослужением имен понтифика и пер-воиерарха УКЦ, б) посещение епархий митрополии (§ 17-20). В епископский сан возводился клирик в пресвитерском сане, избранный на епархиальную кафедру Поместным собором, при условии извещения римского понтифика. Правом проведения архиерейской хиротонии над избранным кандидатом обладал первоиерарх УКЦ или митрополит. Характерно, что соборным решением епархиального архиерея могли перевести из одной епархии в другую или освободить от кафедры. К непосредственным обязанностям епархиального архиерея было отнесено: а) послушание митрополиту и первоиерарху УКЦ «как отцу и главе поместной церкви»; б) посещение протопресвитерств (благочиний), приходов и монастырей. Соработничество епархиальному архиерею должны были оказывать: епископ-помощник, синкелл (заместитель), судебный викарий, протопресвитеры, настоятели храмов, призванные представители мирян (§ 23-28).
«Уставом.» определялся канонический статус епископов-помощников, занимавших схожее положение с викарными архиереями Вселенской поместной церкви. Подобно епархиальным архиереям, они избирались Поместным собором с последующим утверждением первоиерархом, который извещал об избрании Папский престол. Епископ-помощник титуловался по наименованию исчезнувших древних епархиальных кафедр или по названию соборного храма города, куда он был определен (§ 30-31).
Обособленное положение в структуре административно-территориального устройства УКЦ занимали экзархаты - канонические подразделения, создававшиеся на основе малочисленных украинских католических общин, которые действовали вне пределов епархий. Управление экзархатом осуществлял экзарх, назначавшийся первоиерархом из числа духовенства в епископском или пресвитерском сане (§ 32-33). Таким образом, по статусу экзархаты были ниже епархии, но выше протопресвитерства (благочиния).
Охарактеризуем систему высшего церковного управления Украинской католической церкви, представленную Поместным собором, Постоянным синодом, Патриаршим собором, Чрезвычайным синодом. По «Уставу.» Поместный собор рассматривался в качестве формы коллегиального управления УКЦ и ежегодно созывался из числа архиереев. Соборные решения утверждались большинством голосов членов и подтверждались первоиерархом (§ 34). На постоянной основе
действовал Постоянный синод - совещательный и исполнительный орган. В его состав входили: первоиерарх, протосинкелл, правящие митрополиты, один назначаемый первоиерархом член в епископском сане и еще один член в епископском сане, избранный Поместным собором сроком на пять лет (§ 35). Помимо исключительно архиерейских по составу церковных установлений, «Уставом...» прописывались и иные органы самоуправления, представлявшие уже всю церковную полноту УКЦ. Например, для обсуждения и решения особо важных церковных вопросов, которые были выдвинуты приходами и утверждены епархиальными архиереями, первоиерархом или протосин-келлом при необходимости раз в пять лет созывался Патриарший собор. Его состав формировался из архиереев, глав мужских и женских монашеских орденов, протопресвитеров, представителей приходского духовенства и мирян из каждой епархии и экзархата, назначенных или выбранных (§ 36). Для разрешения особо важных вопросов богословского, обрядового и канонического характера первоиерархом созывался Чрезвычайный синод УКЦ. В работе этого органа участвовали архиереи и выборные представители приходского духовенства, монашества и мирян. Предполагалось разделение присутствия синода на специализированные комиссии (§ 37).
Охарактеризуем структуру епархиального устройства УКЦ, состоявшую из синкелла, прото-пресвитерств, деканатов и приходов. Содействие епархиальному архиерею в управлении епархии оказывал клирик в должности синкелла, обладавший «надлежащими богословскими и церковными знаниями, рассудительностью и нравственной чистотой» (§ 44). Низшей церковно-канонической единицей епархии являлся приход - объединение верующих, возглавляемое настоятелем в священническом сане, который назначался епархиальным архиереем. На многолюдных приходах в помощь настоятелям определялись священники-сотрудники. Каждый из новопоставленных иереев должен был исполнять на протяжении первых нескольких лет пастырские обязанности в должности сотрудника. В обязанности приходского духовенства вменялось: чтение часослова, участие в различных формах корпоративного самоуправления - соборчиках и конференциях, периодическое обучение с целью расширения «своих богословских, обрядовых и канонических знаний и практического душепастырства». Примечательно, что в «Уставе.» было зафиксировано право приходского духовенства на социальное обеспечение при утрате трудоспособности «на случай недуга, старости, увечья, согласно с требованием христианской справедливости» (§ 47-50).
Приходы объединялись в протопресвитерства (благочиния) во главе с протопресвитерами, назначаемыми епархиальным архиереем. При необходимости протопресвитерства могли быть разделены на более мелкие церковные округа - деканаты, возглавляемые деканами (§ 46-47).
В «Уставе.» определялся состав духовенства УКЦ, к которому были отнесены священники, диаконы и «низшие клирики» (§ 38-39). Примечательно, что диаконы предназначались «не для священства, но для служения» (§ 40). К их обязанностям было отнесено: участие в богослужении со священством, чтение и разъяснение Священного Писания (§ 41). Под низшими чинами понимались: иподиаконы, певцы, свещеносцы и чтецы (§ 42). Отдельно прописывалось, что, «согласно давней непрерывной традиции (украинской), как к низшим чинам, так и к диаконату и пре-свитерству могут быть допущены также и кандидаты в брачном состоянии» (§ 43).
Отметим, что в исторической ретроспективе «Патриархальный устав» регламентировал деятельность Украинской католической церкви на протяжении 70-х и 80-х гг. XX в. Современные канонические основы ее функционирования были определены Кодексом канонов Восточных церквей (ККВЦ), утвержденным 18 октября 1990 г. [10, с. 2].
В 1992 г. Синодом украинских епископов было модернизировано наименование юрисдикции, которая стала называться Украинской грекокатолической церковью [11, с. 112].
Итак, принятием «Патриархального устава» 1973 г. Украинская католическая церковь открыто продекларировала притязания своего первоиерарха на сан патриарха, которым в Римско-католической церкви были наделены предстоятели только нескольких униональных юрисдикций, действовавших в странах Ближнего Востока. Сохранение в наименовании слова «Русько'Г» указывало на историческую преемственность от Русской униатской церкви, возникшей после Брестской церковной унии. Одним из достижений этого унионального проекта Папского престола являлась Галицкая грекокатолическая митрополия, ставшая именоваться Украинской католической церковью с 30-х гг. XX в. Этим же подчеркивалось происхождение УКЦ от «Киевской церкви», основанной святым благоверным князем Владимиром Крестителем.
Примечательна структура «Устава.» 1973 г.: во-первых, были систематизированы все элементы церковной жизни УКЦ; во-вторых, изложены базовые принципы функционирования церковных институтов и установлений. Вместе с тем нельзя не отметить, что этот нормативный акт наделял высшей церковной властью исключительно только архиерейскую корпорацию, представленную периодически созываемым Поместным собором и Постоянным синодом. Прочие церковные структуры, в работе которых могли участвовать представители всей полноты УКЦ,
скорее являлись консультативными органами, лишенными реальных полномочий. Вероятно, поэтому порядок их функционирования был слабо прописан. Тем самым соборное начало в УКЦ практически полностью нивелировалось и замещалось архиерейской властью. Не менее примечательна еще одна особенность «Устава» УКЦ: слабо рассмотрен вопрос канонической зависимости этой юрисдикции от римского папы, который в действительности единственный обладал всей полнотой власти. К числу слабых сторон документа можно отнести отсутствие регламентации полномочий должностных лиц и органов управления на епархиальном и благочинническом (протопресвитерском и деканатском) уровнях. Оставались не разрешенными вопросы корпоративного самоуправления приходского духовенства.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что «Устав.» фактически монополизировал высшую власть в Украинской католической церкви за ее епископатом.
Ссылки:
1. Григоренко А. Уния в истории Украины - Руси // Россия и Европа: опыт соборного анализа. М., 1992. 561 с.
2. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 32. Л. 107.
3. Петрушко В.И. Сепаратистские тенденции и их роль в расширении экспансии католицизма на Украине // Единство Церкви : материалы Богословской конференции. М., 1996.
4. Бабинський А. 1ст^я УГКЦ за 90 хвилин. Л^в, 2017. 144 с.
5. Петрушко В.И. Украинская грекокатолическая церковь: современное состояние // VII Ежегодная богословская конференция (30 янв. - 1 февр. 1997 г.). М., 1997. С. 42-47.
6. Слово Патрiарха Йосифа Слтого про важливють для розвитку украТнськоТ науки дiяльностi Католицького Уыверси-тету та Товариства Свята Софiя // Слово Патрiарха Иосифа : Документи, матерiали, свгглини. 1917-1984. Львов, 2003. 240 с.
7. Патриярхальний Устав ПомюноТ УкраТнськоТ (РуськоТ) КатолицькоТ Церкви // Михайлишин М. Блаженыший Йосиф Слтий та щея патрiархату УГКЦ. Львiв, 2007. 192 с.
8. Роод В. Рим и Москва: Отношение между Святым Престолом и Россией / Советским Союзом от Октябрьской революции 1917 г. до 1 декабря 1989 г. Львов, 1995. 280 с.
9. Колупаев Р. Слипый Иосиф // Католическая энциклопедия : в 5 т. Т. IV: Р - Ф. М., 2011. С. 874-877.
10. Канони партикулярного права УГКЦ // Благовюника Верховного Архieпископа Киево-Галицького УкраТнськоТ Греко-КатолицькоТ Церкви 2015 року. Львiв, 2015.
11. Петрушко В.И. Сепаратистские тенденции ... С. 112.
References:
Babinsky, A 2017, The history of the Ukrainian Greek Catholic Church for 90 minutes, Lviv, 144 p., (in Ukrainian). 'Canons of the Particular Law of the Ukrainian Greek Catholic Church' 2015, Blagovestnik Verkhovnogo Arkhiyepiskopa Kiyevo-Galitskogo Ukrainskoy Greko-Katolicheskoy Tserkvi 2015 goda, Lviv, (in Ukrainian).
Grigorenko, A 1992, 'The unity in the history of Ukraine and Russia', Rossiya i Yevropa: opyt sobornogo analiza, Moscow, 561 p., (in Russian).
Kolupaev, R 2011, 'Joseph Slepoy', Katolicheskaya entsiklopediya, in 5 vols., vol. 4, Moscow, pp. 874-877, (in Russian). Mikhaylishin, M 2007, 'The Patriarchal Charter of the Local Ukrainian (Russian) Catholic Church', Blazhenneyshiy losif Slepoy i ideya patriarkhata UGKTS, Lviv, 192 p., (in Ukrainian).
Petrushko, VI 1996, 'Separatist trends and their role in expanding Catholicism in Ukraine', Yedinstvo Tserkvi: materialy Bogoslovskoy konferentsii, Moscow, (in Russian).
Petrushko, VI 1997, 'Ukrainian Greek Catholic Church: current state', VII Yezhegodnaya bogoslovskaya konferentsiya (30 yanv. - 1 fevr. 1997 g.), Moscow, pp. 42-47, (in Russian).
Rood, V 1995, Rome and Moscow: Relationship between the Holy See and Russia/the Soviet Union from the October Revolution of 1917 till December 01, 1989, Lviv, 280 p., (in Russian).
'The speech of Patriarch Joseph Slepoy about the importance of the development of Ukrainian science in the activities of the Catholic University and the Society of St. Sophia' 2003, Slovo Patriarkha losifa: Dokumenty. Materialy. Fotografii, 1917-1984, Lviv, 240 p., (in Ukrainian).