УДК 329 (470)
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИСКИХ «ПАРТИИ ВЛАСТИ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УСТАВОВ
© Г. М. Амирова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.
В настоящее время «партия власти» в лице «Единой России» закрепила свое политическое доминирование на электоральном, парламентском и региональном уровне, превратилась в высокоорганизованную и дисциплинированную политическую партию. Все это предопределило актуальность исследования организационного строения всех российских «партий власти» с момента появления до сегодняшнего дня, уровня их партийной дисциплины, наличие и развитости региональных отделений, избираемых центральных органов партии, присутствие антидемократических тенденций в их партийной структуре.
Ключевые слова: партия власти, политическая партия, организационная структура.
«Партии власти», претендующие на роль полноценных политических организаций, должны обладать развитой организационной структурой, включающей определенное число активистов, региональную сеть и избираемые центральные органы управления, полномочия которых должны быть четко разграничены. Однако особенности формирования «партий власти» и их производность от властных структур предопределили специфику их организационного развития.
Организационное строение является одним из основных критериев политических партий. По версии М. Дюверже, «... в природе организации современных политических партий их сущность раскрывается куда более полно, нежели в их программах и классовом составе» [1, с. 18]. Как справедливо отмечал еще в 1905 г. Ю. С. Гамбаров, «принцип организации. составляет условие существования и исполнения политической партии ее назначения» [2, с. 168-169]. Организация объясняет сам факт существования и даже процветания партий в таких условиях, когда их политическая жизнеспособность ввиду наличной политической ситуации может ставиться под сомнение [2, с. 169]. Партийная дисциплина всегда играла важную роль в способности партии преодолевать внутренние кризисы и расколы.
Современные исследователи, рассматривая организационную структуру партий, проводят определенные параллели с корпоративным управлением и в сравнительной перспективе выделяют две основные модели партийной организации - бюрократическую «олигархию» и персоналистский кли-ентелизм [3, с. 141-142].
Клиентелистская модель представляет собой альтернативу, типичную для многих вновь возникающих партий в «новых демократиях», основанную на персональной лояльности и фаворитизме - модель, соответствующая практике семейного бизнеса.
Бюрократическая модель партийной организации осуществляется во многих партиях мира, где партийные менеджеры (т. е. партийный аппарат) осуществляют свой бюрократический контроль над
номинацией кандидатов, электоральными стратегиями, выработкой политического курса. Эти тенденции назывались классиками партологии (М. Острогорский, Р. Михельс) «олигархическими».
М. Острогорский, прослеживая анатомию политических партий, первым установил, что в условиях жесткой конкуренции в ходе борьбы за власть происходит бюрократизация партийной структуры. Все это выражается в возникновении ядра партийной организации («кокуса») - особой политической машины, позволяющей лидерам сосредоточить власть над партийными структурами [4, с. 91-122]. При этом с образованием «кокуса» процесс концентрации власти и бюрократизации не останавливается, а идет значительно дальше.
Р. Михельс писал, что в самой сущности организации действительно заключается тяга к аристократизму: чем больше расширяется и развивается партийный аппарат, тем больше вытесняется демократия и заменяется всесилием исполнительных органов [5, с. 55-57]. Но тенденции перехода от демократического устройства к иерархическому, выделению особого слоя - олигархии, по его мнению, являются закономерными и повышают конкурентоспособность политической партии. Таким образом, Р. Михельс пришел к выводу, что партии подчиняются тенденциям олигархизации, бюрократизации и авторитарности, которые выражаются в сосредоточение власти в руках лидеров (они становятся профессиональными и легальными политиками) и профессионального аппарата (партийной бюрократии); уменьшении влияния рядовых членов на политику партии и в ослаблении их контроля над аппаратом и лидерами; в отходе от первоначальных целей и их замене интересами партийного руководства и управленцев. Однако все эти тенденции он рассматривал как желательное направление партийных изменений.
Впоследствии М. Дюверже также подчеркивал, что управление партийной организацией имеет двойственный характер: демократическую видимость и олигархическую сущность [1, с. 186].
Борьба демократических и олигархических тенденций в развитии партийной организации отмечается и в современных условиях. По мнению западных исследователей Р. Каца и П. Мэира, в современных политических партиях наблюдается крайняя профессионализация партийной верхушки, увеличение ее дистанции от рядовых членов, формализация демократических внутрипартийных структур и уменьшение влияния членской массы на партийные дела - все это превращает их в «полуго-сударственные агентства» или «картельные партии», которые срастаются с государством и получают немыслимый ранее административный ресурс [6, с. 27-44].
Отечественные исследователи (К. Г. Холод-ковский) пришли к выводу, что наиболее перспективным путем создания партии в российских условиях оказалось сочетание трех факторов: лидера, популярного или имеющего хорошую заявку на популярность, максимальное использование государственного финансового и информационного ресурса и структурной основы в виде государственных служб [7, с. 78-79].
Полностью вписываются в данный контекст российские «партии власти», которые сочетают в себе черты «картельных партий» [8, с. 22, 81], поскольку они относятся к тем партиям, которые имеют определенные преимущества в партийном строительстве благодаря «совместительству» их лидерами государственных должностей. При этом ни один из них не обладает «харизмой» и не играет существенной роли в привлечении электората (исключение С. Шойгу, Ю. Лужков, В. Путин). Все организационные вопросы в таких партиях решаются либо в структурах Администрации Президента, либо партийными администраторами. Власть и выбранные ею партийные «лидеры» выступают здесь в качестве «патронов» той административной части, которая должна аккумулировать разнообразные группы и по возможности распорядиться ими наиболее эффективно. Для этих «патронов» партия является лишь «придатком» к их административной должности, который обеспечивает легитимацию проводимой политики. Поэтому вопрос о структуре организации российских «партий власти» не зависит от выбора самой партии. Власть, заинтересованная в стабильности политической системы, воздействует на правила игры партийного строительства и предпринимает меры по организации собственной партии с целью поддержания ее функционирования в политическом пространстве. По выражению В. В. Лапаевой, «внутреннее устройство партии - это модель ее представления о функционировании государственной власти» [2, с. 171]. Поэтому организационную структуру «партии власти» можно обозначить как модель «внешнего управления» со стороны Кремля. Отсюда анализ партийных уставов дает насыщенное представление об организационном профиле «партии власти», уровне
ее партийной дисциплины, наличие антидемократических тенденций в партийной организации, о которых говорили классики партологии М. Острогорский и Р. Михельс.
По мнению Ю. Н. Никифорова, для всех российских партий уставы представляют собой, скорее, документы, необходимые только для регистрации, а не для организации внутрипартийной жизни [9, с. 90]. Уставы «партии власти» не исключение, поскольку патронатно-клиентельный тип отношений делает необязательным ее организационное оформление. Однако анализ уставов позволяет проследить связь трансформаций внутри «партии власти» с политическим процессом и властью.
В научной литературе обычно выделяется ряд качественных параметров, ориентируясь на которые можно оценить внутреннее устройство политической партии: централизация власти, наличие либо отсутствие внутрипартийных организаций; степень вовлеченности в партию ее членов. Организация и форма той или иной партии «делает более видимыми и понятными причины, по которым партия рождается, ее цели» [2, с. 172].
Институт членства в политической партии имеет различные формы и зависит от специфики нормативно-правового регулирования ее деятельности в государстве, от уровня социальной стратификации и прочности гражданских институтов. Все это определяет, какую институциональную нишу партия занимает на политическом рынке.
Согласно российскому партийному законодательству, до 2001 г. первоначально закреплялся принцип индивидуального и коллективного членства в партии. Так, Устав «Партии российского единства и согласия» демонстрирует условный характер членства и предусматривает лишь «ежегодную регистрацию в местной организации с уплатой ежегодного взноса». Он закрепляет простые процедуры приема в виде письменного заявления и выхода из состава партии путем отказа от ежегодной регистрации. Все члены партии имеют право «баллотироваться на выборные должности в органах государственной власти или местного самоуправления», право на «финансовую и организационную поддержку их предвыборной кампании всеми партийными организациями» [10, с. 341]. Устав не предусматривает строгой организации внутрипартийной жизни, а только лишь перечисляет основные необходимые положения для регистрации для традиционных партий. Устав движения «Наш дом - Россия» также содержит простые процедуры приема в члены партии и выхода из нее путем письменного заявления. В случае исключения решение о выходе принимается коллегиально членами Совета. Так, к 1995 г. в НДР было 11 коллективных членов, в том числе: Ассоциация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Союз казаков, Союз землевладельцев, Ассоциация инвесторов и экспортеров России,
Ассоциация предпринимателей «Европейский Север», Союз нефтегазопромышленников, Общество «Спартак». Для массовости движение включило в свой состав 32 общественные организации [10].
Все это свидетельствует, что позиции первых « партий власти» не имели политических перспектив и не являлись опорой действующей власти, а использовались ею только лишь для участия в выборах.
Устав «Единой России» предполагает уже более сложную процедуру членства в партии. Изменение партийного законодательства повлекло исключение коллективного членства в партии. Прежде всего, в Уставе определяется категория лиц, имеющих право быть членами партии - лица с 18 лет активно ведущие партийную политику (исключение составили иностранные и недееспособные граждане, лица без гражданства и члены других партий). Каждый член партии имеет партийный билет, который используется «для осуществления учета уплаты членских взносов, доступа в партийные электронные и телекоммуникационные системы и участия в голосовании по всем вопросам партийной жизни и при внутрипартийных выборах». Также устанавливается процедура организации учета всех членов партии ЦИК. В Уставе особо выделяются: 1) раздел о вступлении в партию, где усложняется процедура рассмотрения письменного заявления кандидата; 2) раздел о прекращении членства - предусматривает исключение за несоблюдение Устава, за действия, дискредитирующие партию. В результате, исключенный член партии не может быть принят в течение 5 лет; 3) приостановление членства впервые осуществляется в случае назначения на государственные и иные федеральные должности [11]. При этом подчеркивается, что «член партии, приостановивший свое членство, ставится на учет как сторонник партии». Сторонники партии могут быть выдвинуты на «выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления» [11]. В сентябре 2008 г. предполагалось внести новые поправки в Устав «Единой России», которые имели несколько вариантов: 1) либо утвердить испытательный срок от 6 до 12 месяцев для новых членов и пройти собеседование, на котором они обязаны «сформулировать определенные идеи и предложения»; 2) либо прием в партию через интернет; 3) либо без испытательного срока, но при наличие двух рекомендаций.
Вместе с тем руководители региональных партийных органов должны будут соответствовать определенным критериям: «быть энергичными,
образованными, должны владеть организаторскими навыками, информационными технологиями», при этом обязаны будут регулярно проходить собеседование и письменно обосновывать свое желание работать на этом посту [12, с. 28]. Утверждение предложенных изменений будет способствовать дальнейшей бюрократизации партийной структуры с элементами современности.
Согласно Уставу «Справедливой России», членство имеет четкие процедуры принятия, исключения и приостановления. Устав закрепляет также сложный порядок приема в партию путем рассмотрения письменного заявления в течение 2-х месяцев. Кроме того, закрепляется право обжалования решения об исключении из партии в вышестоящем руководящем органе в 2-х месячный срок. Устав особо выделяет раздел о поощрение партийных членов и партийном взыскании вплоть до исключения [13]. Усложнение партийных процедур в уставах последних «партий власти» свидетельствует об изменении политических позиций «партий власти» в партийно-политическом процессе.
Вопрос о партийной структуре связан с процессом установления системы разделения властей внутри партии. Партия - это, прежде всего вертикальная организация. Поэтому партийная структура, так или иначе, учитывает структуру государственного устройства и выстраивается на основе отношений вертикальной зависимости между уровнями партийной организации. На верхней ступени иерархии находятся руководящие партийные органы.
Большинство крупных партий имеют прямую структуру: 1) Съезд организаций нижнего уровня, на котором принимаются устав и программа, избираются руководящие органы; 2) руководящий орган партии, выполняющий политические и административные функции; 3) председатель (лидер партии); 4) в промежутках между съездами функционируют коллегиальные органы (центральный комитет, политсовет, правление, высший совет) и координационные советы (президиумы ЦК, президиум политсовета); 5) контрольно-ревизионные комиссии, разрешающие внутрипартийные конфликты. В свою очередь, центральные органы управления подразделяются на политико-идеологические (политсовет) и организационно-распорядительные (ЦК, Правление, исполком).
Система руководящих и исполнительных органов первых «партий власти» представляла собой несложную структуру организации управления партией. Так, согласно уставам Партии российского единства и согласия, Съезд утверждает партийные программы, идеологию, принимает решения о прекращении деятельности партии и по спорным партийным вопросам. Федеральный Совет осуществляет политический курс партии, формирует партийные списки по координации деятельности партийных фракций. Контрольная комиссия - рассматривает вопросы о соответствии решений органов и организации партии. Распорядительным и исполнительным органом является Исполком партии, осуществляющий текущую партийную работу, координацию партийной деятельности региональных отделений, оказывает им консультативную функцию. Для решения оперативных вопросов избирается Президиум федерального Совета (ФС) партии, функции и полномочия которого устанавливаются
ФС [10, с. 340-341]. В Уставе движения «Наш -дом Россия» Съезд уже определял стратегическое направление деятельности партии, принимал Устав, избирал Председателя Совета и его заместителей, контролировал деятельность Совета, создавал ревизионную комиссию. Исполнительный комитет решал вопросы внутрипартийной деятельности, утверждал штатное расписание, партийную структуру, обеспечивал выполнение всех решений и партийных программ. Ревизионная комиссия осуществляла лишь контроль над финансово-хозяйственной деятельностью партии. Деятельность движения прекращалась на основе коллегиального решения членами Съезда [10, с. 275-276].
В уставах дальнейших «партий власти» перечень полномочий руководящих и исполнительных органов был уже значительно расширен.
Устав «Единой России» определяет исключительную компетенцию Съезда: избрание высшего Совета на 4 года и членов Центральный Политического Совета, Генерального Совета, Центральной Контрольно-Ревизионной Комиссии. Устав особо выделяет наряду с существующим руководящим органом Съездом периодически созываемый орган, призванный вырабатывать рекомендации и предложения по вопросам партийной жизни. В данном случае это особенность характерна только для «Единой России». В состав такого органа Высшего Совета (не имеющего полномочий и потому не считающегося руководящим) иногда могут входить и лица, не являющиеся членами партии. Но, несмотря на то, что Высший Совет является отдельным от всех остальных партийных органов управления, в его задачи впервые входит обязанность укреплять авторитет партии и способствовать росту ее влияния в российском обществе. Члены Совета избираются только из выдающихся политических и общественных деятелей РФ на 4 года. В рамках своих полномочий Совет представляет руководящим органам предложения по партийному составу, о выдвижение кандидата на пост Президента РФ, разрабатывает и способствует выполнению Программы, Устава партии [11]. Центральный Политический Совет разрабатывает лишь партийные проекты, координирует с региональными отделениями, решает вопросы деятельности партии, не входящие в компетенцию Съезда. Однако данный орган не отвечает за проведение политической линии партии. Подобные функции принадлежат Генеральному Совету, который руководит политической деятельностью партии. Но его полномочия тоже не имеют четких разграничений. Согласно Уставу, Генеральный Совет подписывает документы, относящиеся даже к компетенции Центрального политсовета и координационного органа Президиума Генерального Совета, задачей которого является решение неотложных вопросов. Исполнительнораспорядительным коллегиальным органом является Центральный Исполнительный Комитет, кото-
рый проводит в жизнь текущую политику партии, реализует конкретные планы, организует подбор кадров, Съездов, заседаний Высшего Совета, Центрального Политического Совета и Генерального Совета. Контроль над исполнением решений руководящих органов и финансовой деятельности партии осуществляет Центральная контрольноревизионная комиссия.
Согласно Уставу «Справедливой России», в высший орган управления - Съезд - могут входить Президент РФ, депутаты ГД, Совета Федерации и Правительства, высшие должностные лица в государстве, руководители местных законодательных органов государственной власти. Среди исключительных полномочий является право прекращения полномочий Председателя партии, Секретаря, Президиума, членов Центрального Совета, Центральной Контрольно-Ревизионной Комиссии (ЦКРК) [13]. Руководящие органы партии имеют также сложную структуру управления, начиная от Центрального Совета, Секретаря, Президиума, Политбюро до Оргбюро, подотчетного Председателю и Президиуму партии. Схожая модель лежала в основе структуры КПСС. Кроме того, Устав предусматривает меры, приостанавливающие полномочия коллегиальных членов Центрального Совета и должностных лиц в структурных подразделениях [13]. Однако, с одной стороны, Устав выделяет компетенции каждого органа управления и руководителя. С другой, многие права и обязанности являются общими (внесение изменений, дополнений в устав и программу партии; предложение принятия социально значимых проектов; выдвижение кандидатов; определение стратегии партии; принятие решений о реорганизации структурных подразделений; разработка бюджетов), что свидетельствует об отсутствии четкого разграничения их полномочий.
Принципиально важным является вопрос о лидерстве в партии. Для большинства российских партий выбирается персонифицированная модель лидера партии, наделенного определенными полномочиями. В структуре «партии власти» ключевым игроком является политический лидер, пользующийся огромным авторитетом у политической элиты и одновременно обладающий высоким государственным статусом и властными полномочиями [2, с. 92-93].
Для первых «партий власти», появившихся в начале 90-х гг. ХХ в. (ПРЕС, НДР), характерно вообще отсутствие общепризнанного партийного лидера. В связи с этим все решения принимались коллегиальным органом с председателем, имеющим ограниченный круг полномочий. В случае равенства, например, Устав ПРЕС позволял принять решение, предложенное Председателем ФС партии. При этом отстранение должностных лиц и отзыв официальных представителей, приостановление полномочий членов ФС и членов партии осуществляет Контрольная комиссия, решения которой тоже
принимаются коллегиально. Устав НДР также вскользь упоминал о Председателе партии. Все это свидетельствует о том, что данные партии пока использовались властью только лишь для электоральной поддержки.
Устав «Единой России» уже закрепляет достаточно широкие полномочия партийного лидера, который осуществляет политическое руководство партией, действует от ее имени без доверенности, возглавляет Высший Совет, распределяет полномочия между Сопредседателями и членами Бюро Высший Совет, направляет и координирует деятельность Генерального Совета. Но в Уставе не акцентируются его заслуги в создании и укреплении партии. Однако в дальнейшем после решения экс-президента В. В. Путина возглавить «Единую Россию» были приняты новые поправки в Устав «партии власти»: Председатель теперь имел право приостанавливать деятельность любого партийного органа и партийного функционера [14, с. 28]. Устав «Справедливой России» также выделяет особые полномочия Председателя: осуществление политического руководства партийным строительством, идеологической работой; организует правовое, организационно-техническое, агитационное, информационное обеспечение; организует работу по подбору кандидатур для выдвижения на выборные должности; распоряжается имуществом и денежными средствами в пределах своей компетенции, обладает правом первой подписи финансовых документов [13].
Расширение полномочий председателя привело к централизации партийной власти в руках политических лидеров. В результате, «партия власти» стала больше превращаться в институт государственного управления, приобретая черты «правящей партии» как за счет состоящей в ней номенклатуры, так и за счет властных институтов.
В России все политические партии, в том числе и «партии власти, выстраиваются по территориальному типу, которому присущи организационнотерриториальное деление и система отношений между центральными и региональными органами партии. В Уставах первых «партий власти» встречается двух- и трехуровневая модель организации (центр - региональные отделения - НДР) и (центр -региональные отделения - местная организация -ПРЕС). Они свидетельствуют об организации базовой партийной работы по принципу комитета. Все это еще раз доказывает, что данные «партии власти» ориентировались лишь на лоббистскую деятельность или выборы и представляли собой сезонные организации, кадровый состав которых постоянно менялся в зависимости от трансформаций административной структуры [2, с. 186]. Не наблюдалась и четкая разница между первичной и региональной организациями в Уставах ПРЕС и НДР. Единственным отличием являлся процесс утверждения данных организаций: первичная (местная) партийная организация в ПРЕС утверждается «руководящим органом региональной организации», а решение о создании региональной «принимается Федеральным Советом» [10, с. 338].
Уставы «Единой России» и «Справедливой России» демонстрируют уже четырехуровневую модель организации (центр - региональное отделение - местная организация - первичная организация). Подобные модели организации действуют по принципу секции. Они наиболее многочисленны и централизованны, ориентированы на обеспечение массовости, где важное значение имеют личные характеристики партийного лидера. Так, согласно Уставам «Единой России» и «Справедливой России», их территориальная структура, так же, как и распределение полномочий между съездами и иными руководящими органами стала более унифицированной. Региональные отделения подчиняются и создаются Центральным Политическим Советом. Каждое их них дублирует структуру управления вышестоящих партийных органов. От Конференции - высшего руководящего органа - Регионального Политического Совета, Регионального Исполнительно-Распорядительного Комитета, Контрольно-Ревизионной Комиссии до местного отделения с высшим руководящим органом.
Уставы последних «партий власти» показывают уже усложнение организационной структуры, бюрократизации партийных процедур и укрепление политических позиций «партий власти». Так, «Единая Россия» в начале 2004 г. формально, но превосходила КПРФ по численности. Она насчитывала более 700 тыс. человек и имела отделения по всем городам России. В марте 2006 г. лидер «Единой России» Б. Грызлов официально объявил о принятии в партию миллионного члена. Согласно экспертам, она идет с заметным опережением даже такой партии, как КПСС [15, с. 34-35]. Так, «Единая Россия» стала первой «партией власти», с которой по численности не может соперничать ни одна из современных российских партий. Например, по данным руководства КПРФ, число ее членов составило около 180 тыс. человек, «Родина» в феврале 2006 г. объявила о 105 тыс. «подтвержденных членов», ЛДПР заверяет, что в ее рядах состояло в 2006 г. более 90 тыс. человек, СПС и «Яблоко» смогли лишь преодолеть минимальный барьер в 50 тыс. человек, установленный новой редакцией закона «О политических партиях» [15, с. 34].
В связи с этим Устав «Единой России» вполне соответствует статусу общероссийской партии. В отличие от предшествующих ей «партий власти» «Единая Россия», согласно уставу, имеет право выдвигать своих кандидатов не только в органы государственной власти, но и на пост Президента страны. Кроме того, партия может «устанавливать и поддерживать международные связи с политическим партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации» [12]. Устав «Справедливая Россия» также демонстрирует широкие права, задачи партии. Численность партии по состоянию на 1 марта 2007 г. составляла 9 тыс. 024, 2008 г. - 13 тыс. 164, к 2009 г. - 407 тыс. 740 человек и 82 региональных отделения, что показывает изменение ее политических позиций как формальной оппозиции президентской «партии власти», в
отличие от ПРЕС, блока И. Рыбкина, но оставаясь лояльной российскому политическому режиму и его лидерам [16].
В зависимости от степени жесткости организационной структуры партии, объема и характера прав, обязанностей членов партии, порядка приема в партию можно говорить об уровнях формализации внутрипартийных отношений. Уставы первых «партий власти» имели слабый уровень формализации внутрипартийных отношений, которые характеризовались предельной свободой ее членов в соблюдении организационной дисциплины и в вопросах идейно-политической самоидентификации. Поскольку первоначально «партии власти» использовались властными структурами только лишь для их электоральной поддержки, о чем свидетельствуют цели и задачи «партий власти» - (ПРЕС, НДР), подобные организации создавали постоянную угрозу раскола, крайне низкую исполнительную дисциплину, формирование различных фракций внутри партий.
Уставы «Единой России» и «Справедливой России» демонстрируют более жесткий уровень формализации внутрипартийных отношений, где отсутствуют фракции, члены партии в случае избрания депутатами должны входить в состав партийной фракции, где закреплена обязанность непосредственного и личного участия в деятельности партии. Фактически этот тип воспроизводит основные признаки так называемой уставной модели демократического централизма. С точки зрения корпоративного менеджмента и контроля в организации, модель «внешнего управления» в целом для «партий власти» оказалась более эффективной по сравнению с бюрократической «олигархией» и персоналистским клиентелизмом. Она превратила их в дисциплинированные и централизованные партии, где отсутствуют фракции или внутрипартийные группы.
По мнению В. Я. Гельмана, если бы блок ОВР одержал победу над «Единством», то «партия власти» - «Единая Россия» - едва ли управлялась бы по модели «внешнего управления», скорее, она бы представляла собой рыхлую коалицию клиентели-стских фракций [3, с. 142]. Появление В. Путина в качестве лидера «Единой России» и его поддержка партии «Справедливая Россия» способствовали укреплению антидемократических тенденций. Все это проявилось в дальнейшей бюрократизации партийных процедур (усложнении процедуры приема новых партийных членов и установления аттестации руководящих работников), в разрастании организационной структуры и в централизации власти.
Важность крепкой партийной структуры и чрезмерной дисциплинированности в целом не стоит преувеличивать. Сами по себе они не гарантируют политического успеха. Но сильная организация позволяет любой партии выйти из роли политических маргиналов и сохранить единство в условиях достаточно неблагоприятных для ее существования [2, с. 183, 191].
Таким образом, на первых этапах развития российские «партии власти» имели слабую организационную структуру, где описывались территориальные подразделения, простые процедуры принятия в члены партии и ограниченные компетенции руководящих органов. Можно согласиться с тем, что они создавались лишь для регистрации, но уже тогда наблюдались тенденции к бюрократизации «партий власти». С течением времени укрепление их политических позиций сопровождалось усложнением партийной структуры и массовым усложнением партийных процедур, которые были четко расписаны и определены. Сильное влияние бюрократии на партийное строительство выражалось в выделении компетенций и полномочий Председателей Партии, формирующих административную команду; в разумной организации вертикальных и горизонтальных связей внутри партийного аппарата, позволяющей эффективно реализовывать партийными лидерами свои целей. Несмотря на то что, модель «внешнего управления» более эффективна в организации внутрипартийной жизни, она несет в себе элементы модели бюрократической «олигархии», где руководство находится в руках политических лидеров, связанных с властной структурой, а партийные цели соответствуют интересам как партийных руководителей, так и власти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический Проект, 2000. 558 с.
2. Основы теории политических партий / Под ред. С. Е. Заславского. М.: Европа, 2007. 264 с.
3. Гельман В. Я. Политические партии от конкуренции - к иерархии // Полис. 2008. №5. С. 135-152.
4. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М.: РОССПЭН, 1997. 640 с.
5. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии // Диалог. 1990. №3. С. 55-60.
6. Кац Р., Мэир П. Изменение моделей партийной организации и партийной демократии: возникновение картельных партий (Сокращенный перевод) // Политическая наука. 2006. №1. С. 27-43.
7. Холодковский К. Г. Партии: кризис или закат? // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: Фе-никс+, 2005. С. 61-80.
8. Гаман-Голутвина О. В. Российские партии на выборах: «картель хватай всех» // Полис. 2004. №1. С. 22-24.
9. Никифоров Ю. Н., Никифоров А. Ю. Политические партии современной России: эволюция многопартийности и статуса партий. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 168 с.
10. Абрамов Ю. К., Головина Т. Ю. Политические партии и движения России. 1996: Ежегодник. М.: Пресс Лтд, 1996. 560 с.
11. Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия» // URL: http://www.edinoros.ru/news/html?=47
12. Камышев Д. Путинский зачет // Коммерсант (Власть). 2008. №36. С. 28-30.
13. Устав политической партии «Справедливой России» // URL: http://www.spravedlivo.ru/about/documents/charter/
14. Черкасов Г. Обложить преемника // Коммерсант (Власть). 2008. №15. С. 28-31.
15. Камышев Д. Когда иссякнет «Единая Россия» // Коммерсант (Власть). 2006. №10. С. 34-35.
16. Официальный сайт партии «Справедливая Россия» // URL: http ://www/public.ru/tagcloud/SpravedlivayaRossiya/htm?1935. (дата обращения 26.09.2009.)
Поступила в редакцию 27.05.2009 г. После доработки — 31.08.2009 г.