Научная статья на тему 'Организационное обеспечение расследования уголовного дела при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве'

Организационное обеспечение расследования уголовного дела при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
767
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ДОСУДЕБНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОБВИНЯЕМЫЙ / ТАКТИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ORGANIZATIONAL SUPPORT / INVESTIGATIVE SITUATION / PRELIMINARY INVESTIGATION / PRE-TRIAL COOPERATION AGREEMENT / INVESTIGATOR / ACCUSED / TACTICAL AND FORENSIC SUPPORT / TACTICAL OPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляков А. А., Хамидуллин Р. С.

Эффективным средством борьбы с преступностью стал институт, которому посвящена глава 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве требует изменения тактики расследования. В связи с этим криминалистическое обеспечение деятельности следователя по применению норм особого порядка уголовного судопроизводства имеет важное значение. В статье рассматриваются закономерности организации расследования уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, специфика которой заключается в необходимости решения следователем множества промежуточных задач от проверки показаний лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, до обеспечения безопасности подозреваемого (обвиняемого) и его близких. Это обусловливает, в частности, повышенные требования к квалификации следователя, причем не только к опыту следственной работы, но и к способности оптимально организовать взаимодействие с оперативным аппаратом и другими участниками уголовного судопроизводства. В зависимости от следственной ситуации возможно создание специализированных следственных и следственно-оперативных групп. С целью оптимизации их работы авторами статьи предложен алгоритм распределения обязанностей между руководителем группы и входящими в ее состав следователями и оперуполномоченными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беляков А. А., Хамидуллин Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL SUPPORT OF THE INVESTIGATION OF CRIMINAL CASE WHEN CONCLUDING A PRE-TRIAL COOPERATION AGREEMENT

The institute to which Chapter 40.1 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation is devoted became an effective means of combating crime. The conclusion of pre-trial cooperation agreement requires a change in the tactics of the investigation. In this regard, the forensic support of the investigator’s activities concerning the application of special rules of criminal procedure is of great importance. The regularities of organizing the investigation of criminal cases when concluding a pre-trial cooperation agreement are considered in the article. The specificity of such organizing is the need to solve a variety of intermediate tasks by the investigator, from checking the testimony of the person who has concluded the pre-trial cooperation agreement, to ensuring the safety of the suspect (accused) and his or her relatives. In particular, it determines the increased requirements for the investigator’s qualification, not only to the experience of investigative work, but also to the ability to optimally organize the interaction with the crime detection units and other participants in criminal proceedings. Depending on the investigative situation, it is possible to organize specialized investigative, as well as crime investigation and detection groups. The authors of the article propose the algorithm for the distribution of responsibilities between the head of the group and the investigators and operatives in order to optimize the work of such groups.

Текст научной работы на тему «Организационное обеспечение расследования уголовного дела при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»

Раздел 8. Совершенствование правоохранительной практики

БЕЛЯКОВ А.А., доктор юридических наук, профессор,

[email protected] Кафедра криминалистики; Уральский государственный юридический университет, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

BELYAKOV A.A.,

Doctor of Legal Sciences, professor,

[email protected]

Chair of criminalistics;

Ural State Law University,

Komsomolskaya St. 21, Yekaterinburg,

620137, Russian Federation

ХАМИДУЛЛИН Р.С., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра криминалистики; Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66

KHAMIDULLIN R.S.,

Candidate of Legal Sciences,

[email protected]

Chair of criminalistics;

Ural Law Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Korepina St. 66, Yekaterinburg,

620057, Russian Federation

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Аннотация. Эффективным средством борьбы с преступностью стал институт, которому посвящена глава 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве требует изменения тактики расследования. В связи с этим криминалистическое обеспечение деятельности следователя по применению норм особого порядка уголовного судопроизводства имеет важное значение. В статье рассматриваются закономерности организации расследования уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, специфика которой заключается в необходимости решения следователем множества промежуточных задач — от проверки показаний лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, до обеспечения безопасности подозреваемого (обвиняемого) и его близких. Это обусловливает, в частности, повышенные требования к квалификации следователя, причем не только к опыту следственной работы, но и к способности оптимально организовать взаимодействие с оперативным аппаратом и другими участниками уголовного судопроизводства. В зависимости от следственной ситуации возможно создание специализированных следственных и следственно-оперативных групп. С целью оптимизации их работы авторами статьи предложен алгоритм распределения обязанностей между руководителем группы и входящими в ее состав следователями и оперуполномоченными.

Ключевые слова: организационное обеспечение; следственная ситуация; предварительное расследование; досудебное соглашение о сотрудничестве; следователь; обвиняемый; тактико-криминалистическое обеспечение, тактическая операция.

ORGANIZATIONAL SUPPORT OF THE INVESTIGATION OF CRIMINAL CASE WHEN CONCLUDING A PRE-TRIAL COOPERATION AGREEMENT

Annotation. The institute to which Chapter 40.1 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation is devoted became an effective means of combating crime. The conclusion of pre-trial cooperation agreement requires a change in the tactics of the investigation. In this regard, the forensic support of the investigator's activities concerning the application of special rules of criminal procedure is of great importance. The regularities of organizing the investigation of criminal cases when concluding a pre-trial cooperation agreement are considered in the article. The specificity of such organizing is the need to solve a variety of intermediate tasks by the investigator, from checking the testimony of the person who has concluded the pre-trial cooperation agreement, to ensuring the safety of the suspect (accused) and his or her relatives. In particular, it determines the increased requirements for

the investigator's qualification, not only to the experience of investigative work, but also to the ability to optimally organize the interaction with the crime detection units and other participants in criminal proceedings. Depending on the investigative situation, it is possible to organize specialized investigative, as well as crime investigation and detection groups. The authors of the article propose the algorithm for the distribution of responsibilities between the head of the group and the investigators and operatives in order to optimize the work of such groups.

Keywords: organizational support; investigative situation; preliminary investigation; pre-trial cooperation agreement; investigator; accused; tactical and forensic support, tactical operation.

Организационное обеспечение как структурный элемент криминалистического обеспечения расследования преступлений выделяют многие авторы - С.Р. Акимов, И.Т. Белов, А.Ф. Волынский, Э.К. Горячев, В.Д. Зеленский, С.Н. Есин, А.Н. Сретенцев, П.Т. Скорченко, В.Ю. Сокол, А.Я. Эрекаев и др. Анализ их трудов позволяет сделать вывод о том, что организационное обеспечение расследования уголовного дела при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве включает в себя три элемента:

1) административный элемент, т.е. создание оптимальной организационно-управленческой структуры расследования;

2) планирование расследования исходя из следственной ситуации;

3) взаимодействие следователя с оперативным аппаратом.

В отношении первого элемента необходимо отметить следующее. В настоящее время досудебные соглашения о сотрудничестве заключаются по сложным много-эпизодным уголовным делам в отношении организованной преступной группы, а также для раскрытия и расследования коррупционных преступлений. Причем при применении данной нормы УПК РФ организация расследования уголовного дела приобретает определенную специфику. Она заключается в необходимости решения следователем множества промежуточных задач, начиная с проверки показаний лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, и заканчивая обеспечением безопасности подозреваемого (обвиняемого) и его близких. Это обусловливает, в частности, повышенные требования к квалификации следователя, при этом не только к опыту следственной работы, но и к способности оптимально организовать взаимодействие с оперативным аппаратом и другими участниками уголовного судопроизводства.

В противном случае это может привести к затягиванию сроков предварительного следствия, связанному с необходимостью проведения дополнительных следственных действий, а также нерациональным использованием сил и средств при выявлении вопросов, не имеющих, в сущности, доказательственного значения. В большинстве случаев при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве лицо сообщает о дополнительных эпизодах, о других лицах, причастных к совершению преступлений. В связи с этим на «отработку» и закрепление доказательственной базы по другим эпизодам, а также на установление местонахождения других лиц и их задержание затрачивается большое количество времени. Если же лицо не заключит досудебное соглашение о сотрудничестве и откажется от дачи показаний, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ, то следователь совместно с оперативным аппаратом должен будет самостоятельно установить дополнительные эпизоды преступной деятельности и других причастных к ним лиц. Однако в дальнейшем уголовное дело в отношении первого лица будет направлено в суд, при необходимости в отдельное производство выделят уголовные дела в отношении неустановленных лиц.

Для наглядности следует привести несколько примеров моделей при обобщении результатов исследования уголовных дел.

Ситуация 1. По подозрению в совершении тайного хищения автомобиля «Ленд Крузер» задержан П. В ходе расследования устанавливается возможная причастность П. к совершению аналогичного преступления в соседнем регионе. Следователь предлагает подозреваемому заключение досудебного соглашения о сотрудничестве и получает согласие. После

этого прокурор заключает с П. досудебное соглашение о сотрудничестве, по условиям которого последний обязан сообщить еще о пяти эпизодах тайного хищения автомобилей в соседних регионах и о причастности к данным преступлениям С. и Е.

В такой ситуации следователь вынужден обратиться к руководителю следственного органа с рапортом о создании по данному уголовному делу следственной группы в связи с необходимостью выполнения большого количества следственных и других процессуальных действий, установления и задержания С. и Е., выезда в командировку в другие регионы, выполнения большого объема технической работы, связанной с выделением уголовного дела в отношении П. в отдельное производство, а также, при необходимости, обеспечения его безопасности и т.д. В подобной ситуации срок предварительного следствия значительно увеличивается, что обусловлено необходимостью составления постановления о привлечении в качестве обвиняемого и предъявлении обвинения всем участникам организованной группы, выполнения требований ст. 217 УПК РФ об ознакомлении всех обвиняемых с материалами уголовного дела и вещественными доказательствами и составления обвинительного заключения. Как правило, срок предварительного следствия по таким уголовным делам составляет от 6 до 12 месяцев*.

Ситуация 2. В аналогичной ситуации П. отказывается заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, а также от дачи показаний или дает показания о своей непричастности к преступлению. Следователь из-за дефицита информации, связанной, например, с отсутствием свидетелей или потерпевших либо из-за давности событий не может доказать его причастность к иным преступлениям. Тогда следователь вынужден направить в суд уголовное дело по обвинению П. только в хищении автомобиля «Ленд Крузер». Срок следствия в данном случае составит в среднем 3 месяца. Но остальные преступления остаются нераскрытыми.

* Данные ГИАЦ МВД России (обращение через ИЦ ГУ МВД России по Свердловской области).

Ситуация 3. В ходе оперативно-розыскного мероприятия установлена причастность П. и других лиц к совершению тайного хищения автомобиля «Ленд Кру-зер» и еще пяти аналогичных преступных деяний, совершенных в соседних регионах. П. отказывается заключать досудебное соглашение о сотрудничестве и от дачи показаний или дает показания о своей непричастности к преступлениям. В такой ситуации возникает необходимость в создании следственно-оперативной группы, которая собирает значимую информацию и доказательства, проводя большое количество следственных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на проверку различных версий. Такой ход событий в лучшем случае приведет к результатам первого примера, но при большем использовании сил и средств. Срок следствия, как правило, будет более 12 месяцев. В худшем же случае часть эпизодов останется недоказанной, местонахождение лиц и похищенного имущества установить не удастся.

В числе других факторов, влияющих на продолжительность расследования уголовных дел в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, следует назвать многоэпизодность (76 %), отсутствие по делу следственно-оперативной группы (11 %) и ненадлежащую техническую оснащенность следственных подразделений (13 %).

Представляется, что в целях снижения влияния указанных негативных факторов уголовные дела, по которым предполагается возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, должны передаваться в производство старшим следователям или следователям по особо важным уголовным делам как наиболее опытным сотрудникам, имеющим возможность сосредоточить основные усилия на организации расследования и последующем сборе и закреплении необходимой доказательственной информации.

При рассмотрении вопросов организации расследования уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве необходимо учитывать управленческий аспект производства по ним предварительного следствия. Так, проведенный анализ уголовных дел

свидетельствует, что в большинстве случаев производство предварительного следствия поручается следственной группе. Это объясняется тем, что прокуроры не всегда дают согласие на заключение досудебного соглашения о сотрудничестве, не убедившись в реальной необходимости такого сотрудничества. Последняя возникает в том случае, если лицо, заявившее это ходатайство, готово сообщить о неизвестных следствию преступлениях, причем чем больше их будет названо, тем выше вероятность заключения соглашения, а значит, и изобличения соучастников, оказания помощи в установлении похищенного имущества.

В подобной ситуации следователь вынужден выполнять большой объем работы. Эти обстоятельства обусловливают создание по уголовному делу следственной или следственно-оперативной группы. Руководитель следственного органа выносит постановление о создании следственной группы, руководителем которой назначается наиболее опытный сотрудник (старший следователь или следователь по особо важным делам).

В состав следственной группы в зависимости от предполагаемого объема работы включаются, как правило, два и более следователя. Следует заметить, что по многим уголовным делам по обвинению нескольких подозреваемых, обвиняемых создаются временные структурно-функциональные звенья (следственные и следственно-оперативные группы, в состав которых включаются несколько следователей и оперативных сотрудников. Делается это для реализации ряда тактических операций, направленных на синхронное задержание, проведение одновременных обысков, избрание подозреваемым (обвиняемым) мер пресечения в виде заключения под стражу и т.д.

Если по уголовному делу, по которому заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, требуется выполнение большого объема оперативной работы, направленной на проведение проверочных закупок с участием лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, прослушивание телефонных переговоров, установление и задержание организаторов, исполнителей, посредников, пре-

сечение новых преступлений и т.д., то в данном случае создается следственно-оперативная группа, в состав которой включаются сотрудники разных ведомств. По уголовным делам, подследственным МВД России, следственно-оперативные группы нередко создаются приказом уполномоченного руководителя, например приказом начальника УМВД России по субъекту Российской Федерации; таким приказом в состав следственно-оперативной группы включаются следователи и оперативные сотрудники МВД России.

Анализ изученных уголовных дел свидетельствует, что следственные и следственно-оперативные группы создаются, когда после заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, исходя из его положений, становится понятным объем работы, необходимой для выполнения. Здесь проявляется управленческий аспект организационного обеспечения деятельности следователя. Руководитель следственной или следственно-оперативной группы обязан организовать работу по обеспечению проверки и эффективной реализации положений досудебного соглашения о сотрудничестве. С нашей точки зрения, наиболее оптимальна работа следственной или следственно-оперативной группы по уголовным делам в ходе заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при следующем распределении обязанностей между ее членами:

1) руководитель следственной или следственно-оперативной группы:

- планирует ход расследования по уголовному делу, а также контролирует выполнение своих указаний другими участниками следственной или следственно-оперативной группы;

- сосредоточивает всю информацию, получаемую остальными участниками группы в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

- самостоятельно проводит следственные действия в отношении подозреваемого (обвиняемого), заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, а при необходимости - и других соучастников.

Важным является проведение качественного допроса лица, заключившего

досудебное соглашение о сотрудничестве. Это позволяет получить большой объем значимой информации и одновременно удостовериться в правдивости его показаний. Основываясь на таких показаниях, руководитель следственной группы (следственно-оперативной группы) может строить наиболее оптимальный путь расследования уголовного дела. Кроме того, при проведении очных ставок между лицом, заключившим досудебное соглашение о сотрудничестве, и им изобличаемыми, необходимо избрание оптимальной тактики их проведения, что возможно при поручении опытным и подготовленным сотрудникам;

2) следователь (несколько следователей - членов группы):

- проводит обыски и выемки;

- осуществляет осмотр и приобщение предметов и документов к материалам уголовного дела в качестве доказательств;

- получает детализацию телефонных соединений абонентов и проводит ее осмотр;

- проводит допросы свидетелей и потерпевших, подозреваемых и обвиняемых;

- проводит проверку показаний на месте, опознание, очные ставки со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и обвиняемыми;

- осуществляет осмотр фонограмм прослушивания телефонных переговоров;

- выполняет техническую работу по уголовному делу (копирование и подготовку материалов уголовного дела для избрания меры пресечения и продления срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых), а также техническую работу, связанную с подготовкой материалов для получения разрешения суда на производство следственных действий, требующих судебного санкционирования;

- составляет и направляет запросы в различные учреждения и контролирует получение ответов;

- ведет сбор характеризующего материала на подозреваемых и обвиняемых;

- выполняет требования ст.ст. 215, 216, 217 УПК РФ об ознакомлении с материалами уголовного дела и вещественными доказательствами обвиняемых и потерпевших;

- проводит техническую работу по выделению (копированию и заверению) материалов уголовного дела в отношении лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, и т.д.;

3) оперуполномоченные:

- проверяют информацию, полученную от подозреваемого (обвиняемого), заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве;

- устанавливают и доставляют свидетелей;

- устанавливают и задерживают соучастников;

- проводят проверку участников группы или организованной группы на причастность к совершению других преступлений.

Вторым элементом организационного обеспечения расследования уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве является планирование расследования, исходя из сложившийся следственной ситуации.

Тщательный анализ и оценка сложившейся следственной ситуации являются условиями успешного расследования любого преступления. Планирование как элемент организационного обеспечения должно базироваться на оценке существующей следственной ситуации и учитывать ее возможные изменения в будущем в результате как реализации намеченного плана расследования, так и действий противостоящей следователю стороны, если налицо конфликтная ситуация. Постоянное соблюдение этого условия в процессе планирования и обеспечивает его динамичность [1, с. 163].

Планирование является организующим и направляющим началом в расследовании, средством целенаправленного поиска доказательств. Оно состоит в правильном и своевременном определении задач расследования, построении версий, разработке путей и способов их проверки, в обеспечении максимально широкого использования научно-технических средств и наиболее целесообразных тактических приемов. Планирование призвано определить, какие следственные действия необходимы для установления истины по делу, в какой последовательности и как тактически наиболее правильно их провести, что-

бы обеспечить раскрытие и объективное расследование уголовного дела.

Грамотное планирование дает возможность производить расследование целенаправленно и целеустремленно, позволяет закончить следствие в установленные законом сроки, дисциплинирует следователя, обеспечивает полноту следствия, наконец, способствует решению основной задачи организации труда следователя - получению максимального эффекта при наименьших затратах времени, сил и средств. Благодаря планированию процесс расследования проходит более упорядо-ченно.

Заключительный элемент организационного обеспечения расследования рассматриваемого вида уголовных дел - разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности взаимодействия субъектов, деятельность которых направлена на выявление, раскрытие и расследование преступлений, как между собой, так и с другими субъектами, способствующими им в этой деятельности. Понятию и формам взаимодействия следователя с другими участниками раскрытия и расследования преступлений в криминалистической и уголовно-процессуальной литературе уделено достаточно большое внимание [2, с. 37-38; 3, с. 15; 4, с. 154]. В связи с этим необходимо рассмотрение взаимодействия при расследовании уголовных дел, по которым заключаются досудебные соглашения о сотрудничестве.

В настоящее время взаимодействие следователя с оперативным аппаратом строится на положениях УПК РФ, Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»*, регламентирующих первостепенные направления указанной деятельности, а также нормативных правовых актах МВД России.

Кроме того, изучение уголовных дел позволило сделать вывод о наличии недостатков в организации взаимодействия следователя с органом дознания. Так, если

* Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. N 144-ФЗ: ред. от 16 июля 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349; 2016. N 28. Ст. 4558.

на уровне следственных частей в субъектах Российской Федерации и крупных городах и оперативно-розыскных частей соответствующих оперативных подразделений взаимодействие или оперативное сопровождение осуществляется вплоть до вынесения приговора в суде, то на районном и межрайонном уровнях его организация связана с рядом проблем.

Из-за ненадлежащей организации взаимодействия в рамках производства поручаемых оперативным работникам следственных действий либо из-за формального подхода к оперативному сопровождению уголовных дел при их расследовании нередко возникают ощутимые сложности. Подобные явления в науке криминалистике получили название «ошибки взаимодействия» [5, с. 13]. Так, нередко после возбуждения уголовного дела в процессе доказывания результаты оперативно-розыскных мероприятий не используются вообще, а в некоторых случаях из-за их неполноты следователям приходится повторно проводить следственные действия, ранее поручавшиеся органу дознания.

Иногда следователи поручают органу дознания проводить в порядке ст. 38 УПК РФ следственные действия, значимость которых может оценить только сам следователь в совокупности с имеющимися по делу доказательствами, в то время как оперативный работник при выполнении поручения может не выяснить то или иное обстоятельство.

Например, в некоторых случаях следователь поручает органу дознания признать лицо потерпевшим и допросить его в данном статусе. Это вызывает вопрос о причинах, по которым следователь не может сам вынести постановление о признании лица потерпевшим, являющееся процессуальным документом. Кроме того, преступления организованной группы обычно совершаются достаточно сложными способами, что обусловливает необходимость как осмысления самой схемы их совершения, так и определения потенциальной базы доказывания. При этом показания потерпевшего являются основным источником получения многих доказательств. Так, потерпевший может назвать дополнительных свидетелей преступления, сообщить о важных документах, на-

ходящихся не только у него, но и у других лиц, рассказать об организациях, участвовавших в совершении преступлений, о месте их расположения и т.д. Все это требует детального выяснения и последующей незамедлительной проверки. В связи с этим, на наш взгляд, оперативным работникам должны поручаться только следственные действия, не требующие детального знания уголовного дела и ограниченные содержанием поручения.

Привлечение подозреваемого или обвиняемого к сотрудничеству путем заключения с ним досудебного соглашения в условиях, когда это действительно необходимо, - непростая задача, которую органы предварительного следствия должны решать совместно с оперативным аппаратом. Для достижения поставленной цели (заключения досудебного соглашения о сотрудничестве) следователю совместно с оперативными сотрудниками необходимо разработать план производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Во многом тактика привлечения подозреваемого или обвиняемого к сотрудничеству зависит от сложившейся на данном этапе расследования следственной ситуации, в соответствии с которой будет осуществляться взаимодействие с оперативным аппаратом и планирование предварительного расследования.

В юридической литературе вопрос о классификации форм взаимодействия следователя и органов дознания рассматривался неоднократно [6, с. 132-150; 7, с. 11]. Например, И.Ф. Герасимов дифференцировал эти формы на процессуальные и организационно-тактические [6, с. 132-150]. Однако не только организационные, но и процессуальные формы взаимодействия обладают тактическим содержанием.

В содержание организационного обеспечения расследования уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве входят:

1) административный элемент, т.е. создание оптимальной организационно-управленческой структуры расследования;

2) планирование расследования уголовного дела с учетом сложившейся следственной ситуации;

3) взаимодействие следователя с органом дознания, государственными, муни-

ципальными учреждениями и службами, должностными лицами и различными организациями.

Проведенный анализ свидетельствует, в частности, что для оптимизации административного элемента организационного обеспечения расследования преступлений при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве целесообразно закрепить в Типовом положении о главных следственных управлениях УМВД по субъектам Российской Федерации обязанность направления уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с двумя или более лицами для производства предварительного следствия в следственную часть следственного управления УМВД по субъекту Российской Федерации.

Планирование расследования уголовного дела при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве необходимо рассматривать как процесс, включающий в себя анализ исходной информации, выдвижение версий и определение задач расследования, а также путей их решения. Разнообразие способов совершения преступлений организованными группами определяет и разнообразие следственных ситуаций, которые следователю приходится разрешать. Только на основании глубокого анализа данных следственных ситуаций, определения круга версий, средств их проверки возможно определить верное направление хода расследования.

В рамках взаимодействия субъектов раскрытия и расследования преступлений между собой необходимо акцентировать внимание на следующем.

Во-первых, наиболее распространенной формой взаимодействия следователя с органом дознания в ходе расследования преступлений при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве является выполнение поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ, содержание которого зависит от сложившейся следственной ситуации.

Во-вторых, в таком взаимодействии оперуполномоченный является исполнителем поручения следователя, в связи с этим последний не должен злоупотреблять своими правами, т.е. не поручать органу дознания выполнение исключительно про-

цессуальной работы и наиболее значимых следственных действий.

В-третьих, необходимость создания специализированных следственно-оперативных и следственных групп по уголовным делам при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве зависит от следственной ситуации по каждому конкретному уголовному делу.

Взаимодействие следователя с указанными структурами, имея своей целью обнаружение и фиксацию доказательственной информации, уяснение механизма совершенного преступления, реализуется в таких основных формах, как истребование сведений, получение консультаций специалиста, а также участие последнего в следственных действиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, 1987. 164 с.

2. Лицкевич С.Н. Взаимодействие оперативных работников со следователями при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Научный вестник Омского юридического института МВД России. 1997. N 2. С. 37-38.

3. Азаренко В.М. Тактические основы взаимодействия участников подготовки и проведения криминалистической экспертизы по уголовным делам: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. 22 с.

4. Гордин А.В. Взаимодействие оперативно-розыскных служб и следователя органов внутренних дел при расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. 208 с.

5. Карагодин В.Н., Морозова Е.В. Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок: учеб.-практ. пособие. Екатеринбург, 2003. 22 с.

6. Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1975. 183 с.

7. Драпкин Л. Я. Организационно-управленческие аспекты взаимодействия участников процесса раскрытия преступлений // Вопросы взаимодействия следователя и других участников расследования преступлений. Свердловск, 1984. С. 10-33.

References

1. Drapkin L.Ya. Osnovy teorii sledstvennyh situatsiy [Basics of the theory of investigative situations]. Sverdlovsk, 1987. 164 p.

2. Litskevich S.N. Vzaimodeystvie operativnyh rabotnikov so sledovatelyami pri raskrytii i rassledovanii prestupleniy, svyazannyh s nezakonnym oborotom narkotikov [Interaction of operational officers with investigators in the disclosure and investigation of crimes related to drug trafficking]. Nauchniy vestnik Omskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii - Scientific Bulletin of the Omsk Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1997, no. 2, pp. 37-38.

3. Azarenko V.M. Takticheskie osnovy vzaimodeystviya uchastnikov podgotovki i provedeniya kriminalisticheskoy ekspertizy po ugolovnym delam. Avtoref. Kand. Diss. [Tactical basis for interaction between participants in the preparation and conduct of forensic expertise in criminal matters. Autoabstract Cand. Diss.]. St. Petersburg, 2000. 22 p.

4. Gordin A.V. Vzaimodeystvie operativno-rozysknyh sluzhb i sledovatelya organov vnutrennih del pri rassledovanii prestupleniy. Kand. Diss. [Interaction of the operative-search services and the investigator of the internal affairs bodies when investigating crimes. Cand. Diss.]. St. Petersburg, 2005. 208 p.

5. Karagodin V.N., Morozova E.V. Kriminalisticheskie problemy obnaruzheniya i ustraneniya sledstvennyh oshibok [Criminalistic problems of detection and elimination of investigative errors]. Ekaterinburg, 2003. 22 p.

6. Gerasimov I.F. Nekotorye problemy raskrytiya prestupleniy [Some problems of crime detection]. Sverdlovsk, 1975. 183 p.

7. Drapkin L.Ya. Organizatsionno-upravlencheskie aspekty vzaimodeystviya uchastnikov protsessa raskrytiya prestupleniy [Organizational and managerial aspects of interaction of participants in the process of disclosing crimes]. Voprosy vzaimodeystviya sledovatelya i drugih uchastnikov rassledovaniya prestupleniy [Questions of interaction between the investigator and other participants in the investigation of crimes]. Sverdlovsk, 1984. Pp. 10-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.