Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО "МАГНИТ"'

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО "МАГНИТ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЛИДЕРСТВО НА РЫНКЕ / РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонова А.С.

В статье посредством анализа конкурентоспособности компании ПАО «Магнит» рассматриваются особенности организационно-управленческого обеспечения конкурентоспособностью коммерческой организации. Для проведения анализа конкурентных преимуществ на рынке и выделении сильных сторон и возможности ПАО «Магнит» были рассмотрены теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности коммерческой организации, а также особенности рынка продуктового ритейла в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО "МАГНИТ"»

3 К О Н О М И

4 Е С К И Е

НАУКИ

УДК 330

А. С. Агафонова

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «МАГНИТ»

В статье посредством анализа конкурентоспособности компании ПАО «Магнит» рассматриваются особенности организационно-управленческого обеспечения конкурентоспособностью коммерческой организации. Для проведения анализа конкурентных преимуществ на рынке и выделении сильных сторон и возможности ПАО «Магнит» были рассмотрены теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности коммерческой организации, а также особенности рынка продуктового ри-тейла в России.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, рынок продуктового ритейла, стратегический анализ, стратегия развития, лидерство на рынке, рынок совершенной конкуренции.

Условия рынка придают управлению конкурентоспособностью предприятия первостепенное значение. Разрешение вопросов, относящихся к обретению конкурентоспособности экономическим субъектом, напрямую связаны с особенностями развития определенной отрасли народного хозяйства.

В сегменте экономики сбыта потребительских товаров в течение последних лет наблюдается повышение уровня конкуренции, что обусловлено внутренними факторами развития торговли и монополизацией деятельности, а также количеством проникших на российский зарубежных компаний. В таких условиях от конкурентоспособности и воплощения конкурентных подходов, которые обеспечивают устойчивое положение предприятия на рынке, зависит общий успех хозяйствующего субъекта.

Конкурентоспособность предприятия обеспечивается путем выработки мер по развитию и закреплению конкурентных преимуществ в рамках рынка товаров и услуг.

© Агафонова А.С., 2017.

Научный руководитель: Сидоров Михаил Николаевич - доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва), Россия.

В рыночной экономике ключевым понятием является конкурентоспособность. В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг в отношении других предприятий аналогичного профиля.

Термин «конкуренция» происходит от латинского «сопсштеге», означающего «столкновение», «состязание» и представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность эффективно функционировать на рынке.

Высокий уровень конкурентоспособности предприятия служит гарантом получения высокой прибыли. Следовательно, в условиях существующей модели социально-экономического развития страны вопросы конкурентоспособности предприятия занимают главенствующее место в теории национального хозяйства.

Рассматривая проблему конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, стоит отметить, что ее единого, общепринятого понимания не существует. Конкурентоспособность предприятия определяется двумя элементами: конкурентоспособностью продукции, которая в динамике характеризует степень удовлетворения спроса, и конкурентоспособностью производства как пути достижения выпуска конкурентоспособной продукции, т.е. является обобщающим показателем, объединяющим конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность производства и выражающим отличия в развитии данного предприятия и предприятий-конкурентов - наличие конкурентных преимуществ, степень адаптации к изменениям конкурентной среды, эффективность производственной деятельности.

Основываясь на вышесказанном, рассмотрим условия конкурентоспособности предприятия на примере торговой компании ПАО «Магнит».

Анализ конкурентоспособности компании нельзя рассматривать без анализа внешней среды и влияния внешних факторов на деятельность ПАО «Магнит». Сложные макроэкономические условия привели к изменению в покупательском поведении. Снижение платежеспособного спроса в 2015-2016 годах усилило конкуренцию за покупателя среди компаний розничной торговли. Многие компании столкнулись с уменьшением количества покупателей. Одновременно, степень чувствительности покупателей к цене значительно выросла. Поэтому все компании сектора вынуждены были в течение 2016 года работать над улучшением своего ценового предложения.

Покупатель стал искать более выгодных предложений по цене и качеству. В результате изменилось отношение покупателей к товарам под частными (собственными) торговыми марками сетей, так как, обычно, собственные торговые марки предполагают самую низкую цену среди товаров-аналогов. До кризиса многие потребители скептически относились к данной категории товаров, однако, однажды попробовав, покупатель смог оценить качество продуктов, предлагаемых по выгодной цене.

Современный формат розничной торговли составляет около 65% от рынка продуктов питания. Несмотря на активное развитие розничных сетей в России, в целом рынок еще не перенасыщен современным форматом розничной торговли. По данным Инфолайн в 2016 году только 65% рынка продуктов питания приходись на современный формат торговли, во то время как 28% занимала традиционная торговля, и 7% - занимали рынки. При этом на 7 крупнейших компаний из сектора розничной торговли продуктами питания приходилось всего 22% рынка.

Из 22%, занимаемых семью крупнейшими игроками, около 15% рынка занимают сети, в основном ориентированные на «малый формат» магазинов: Магнит, X5 Retail Group и ГК «ДИКСИ». 7% рынка занимают сети, оперирующие в основном в сегменте классического гипермаркета: Ашан, Лента, О'Кей и Метро КЭШ & Керри - рис. 1.

Таким образом, ПАО «Магнит» занимает 6,9% на рынке торговых сетей и является одной из самых крупных.

При этом стоит отметить, что существует значительный разрыв между лидерами рынка и более мелкими игроками. На рынке всего 2 крупнейшие компании, выручка которых превысила 500 млрд. руб. в 2016 году - ПАО «Магнит» и X5 Retail Group. Остальные компании из топ 7 имеют выручку от 100 до 500 млрд. руб. Выручка прочих игроков составляет менее 100 млрд. руб. в год.

Крупнейшие компании являются основной движущей силой развития отрасли Основные игроки растут быстрее рынка в целом, а отрыв крупнейших компаний увеличивается с каждым годом. Из-за кризисных явлений на рынке данная тенденция только усилилась, так как крупные компании имеют более значительные возможности финансировать свое развитие даже в условиях кризиса.

Если в 2015 году на долю семи крупнейших компаний пришлось около 60% прироста торговых площадей, то в 2016 году данный показатель составил около 68%. Это говорит о том, что несмотря на тяжелую ситуацию в экономике, крупнейшие сети не останавливают свое развитие, в то время как снижение спроса, рост конкуренции в сочетании с усложнением доступа к финансовым ресурсам заставляют более мелкие компании корректировать планы своего развития.

Рис. 1. Доли рынка ТОП-7 крупнейших компаний рынка в 2016 году, в %

Среди лидеров по приросту площадей в 2016 году оказались компании X5 Retail Group, Магнит, Лента и ГК «ДИКСИ». Рост площадей этих компаний превысил средний рост среди всех крупнейших продовольственных сетей России.

Сеть магазинов «Магнит» - одна из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России.

Розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.

«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 декабря 2016 года сеть компании включала 14 059 торговых точек, из них: 10 521 - в формате «магазин у дома», 237 гипермаркетов, 194 магазина «Магнит Семейный» и 3 107 - «Магнит Косметик». Выручка компании за 2016 год составила 1,07 триллиона рублей.

Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2 494 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Брянска до Красноярска, а с севера на юг - от Мурманска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Также магазины «Магнит» находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 000 человек.

Проведем SWOT-анализ ПАО «Магнит» - таблица 1.

Таблица 1

SWOT-анализ ПАО «Магнит»

Сильные стороны Слабые стороны

Выгодное географическое положение Широкая известность розничной сети Широкое распространение торговой сети Лидер на рынке Одна из самых высоких выручек среди розничного ри-тейла Высокий контроль качества продукции Широкий ассортимент продукции Лучшие ценовые предложения на многие виды товаров Текучесть кадров на низших должностях Случаи воровства среди сотрудников магазинов

Угрозы Возможности

Покупатели ожидают низких цен Спад платежеспособности населения при усугублении кризиса Ужесточение налогового режима Изменение предпочтений покупателей Снижение поставок импортной продукции в результате введения санкций против России Расширение сбыта путем открытия новых магазинов Рост реальных доходов населения Увеличение ассортимента продукции Увеличение количества покупателей Проведение новых акций, рекламных кампаний

Таким образом, среди сильных сторон компании ПАО «Магнит» были выделены: выгодное географическое положение, широкая известность розничной сети, широкое рапространение торговой сети, лидер на рынке, одна из самых воских выручек среди розничного ритейла, высокий контроль качества продукции, представленной в магазине, а также широкий ассортимент и ценовое преимущество. Данная торговая сеть беспорно является лидером на рынке продуктового ритейла, что дает ей значительное преимущество по сравнению с конкурентами.

Вместе с тем, были также выделены и угрозы для деятельности компании: покупатели ожидают низких цен, спад платедеспособности населения при усугублении кризиса, изменение предпочтений покупателей, снижение поставок импортной продукции в реультате введения санкций против России и российских компаний. В связи с чем, для укрепления своих позиций на рынке, ПАО «Магнит» может использовать стратегию расширения рынка путем открытия новых магазинов в регионах, а также необходимо разработать новые акции, рекламные кампании для стимулирования продаж и увеличения выручки.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности на рынке, а также усилении своих позиций ПАО «Магнит» предлагается: дальнейшее расширение сети за счет роста плотности покрытия ключевых рынков присутствия, а также органического развития в наименее освоенных регионах России; развитие мультиформатной бизнес-модели: продолжение агрессивного развития форматов "магазин у дома", "гипермаркет", "Магнит Семейный" и "Магнит Косметик"; формирование высокого уровня лояльности к бренду со стороны ключевой аудитории; внедрение дополнительных мер по оптимизации издержек и улучшению рентабельности.

Библиографический список

1.Адлер, Ю.П. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности / Ю.П. Адлер, В.В. Липкина // Стандарты и качество. - 2015. - № 10. - С. 14-22.

2. Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2016. - № 1. - С. 118- 121

3.Гравшина, И.Н. Конкурентная стратегия в системе управления конкурентоспособностью предприятия / И.Н. Гравшина // Молодой ученый. - Чита, 2013. - № 6. - С. 296-298.

АГАФОНОВА АНГЕЛИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант факультета менеджмента, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.