Научная статья на тему 'Организационно-управленческое и методическое обеспечение курса «Основы религиозных культур и светской этики»'

Организационно-управленческое и методическое обеспечение курса «Основы религиозных культур и светской этики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / СВЕТСКАЯ ЭТИКА / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATION / TRAINING SESSION / RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHICS / ORTHODOX CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

Рассмотрены проблемы организации обучения курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Представляется учебно-тематический план модуля «Основы православной культуры» и методика оценки эффективности воспитательного воздействия учебного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational management and methodological provision of course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics"

The problems of training course "Basics of religious cultures and secular ethics" in terms of the implementation of the Federal state educational standards in primary education are considered. The thematic curriculum module "fundamentals of Orthodox culture" and the methods of evaluating the effectiveness of educational influence training sessions are presented.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческое и методическое обеспечение курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

УДК 371.4; 371.8

М. П. Нечаев

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Рассмотрены проблемы организации обучения курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Представляется учебно-тематический план модуля «Основы православной культуры» и методика оценки эффективности воспитательного воздействия учебного занятия.

The problems of training course "Basics of religious cultures and secular ethics" in terms of the implementation of the Federal state educational standards in primary education are considered. The thematic curriculum module "fundamentals of Orthodox culture" and the methods of evaluating the effectiveness of educational influence training sessions are presented.

Ключевые слова: воспитание, учебное занятие, религиозная культура, светская этика, православная культура.

Keywords: education, training session, religious culture and secular ethics, Orthodox culture.

«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) -учебный предмет, который включен Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу с 1 сентября 2012 г. и является обязательным для всех регионов страны при реализации Федеральных государственных стандартов начального общего образования [1].

Данный курс - важный компонент воспитательной системы образовательной организации. Его введение обусловлено временем, в котором государство пытается возродить утраченные и забытые культурные традиции единой семьи российского народа. В годы воинствующего атеизма, а затем в 90-е гг. у значительной части населения страны общечеловеческие ценности были смещены, деформированы, были утрачены такие понятия, как «патрио-

тизм», «общественная нравственность», «национальные общественные отношения». Для многих деньги, власть стали важнее, чем совесть, честь, патриотизм. Коренные экономические изменения в жизни страны обострили социальные проблемы населения, привели к потере общих для всех граждан духовных ценностей. Эти изменения снизили культуру в обществе. Был полностью разрушен институт семьи как носитель традиций, передающий из поколения в поколение лучшие черты русского человека. Деградация общества, потери нравственности, отказ от традиционных человеческих принципов заставили принять на государственном уровне меры, обеспечивающие усиление воспитательной функции школы.

Нельзя сказать, что в советское время в нашей школе не было воспитания школьников, напротив, патриотическое и гражданское воспитание всегда было приоритетным и важным. В современной общеобразовательной организации вопросам развития и воспитания уделяется огромное значение в качестве духовно-нравственного, патриотического, гражданского. Учитель на сегодняшний день ближе расположен к ребенку, чем родители, у которых порой не хватает и времени, чтобы пообщаться с ребенком, и знаний. Сами дети зачастую пребывают в определенном вакууме, многие просто не могут сделать свой нравственный выбор. Школьный возраст - период, когда идет процесс формирования моральных, нравственных идеалов. Наше общество стоит на грани выживания, в этих условиях государство вводит изучение комплексного курса ОРКСЭ.

Все взрослые участники образовательных отношений: учителя, родители, представители общественности - понимают, насколько необходимо введение данного курса в школьную программу.

Данный курс изучается в 4-м классе в течение всего учебного года, что составляет 34 учебных часа (1 час в неделю). Данный предмет заносится в журнал, но является безоценочным (отметки в журнал учитель не выставляет). В журнале записываются тема урока и домашнее задание. Как оценить работу обучающихся в таких условиях? Учитель может поощрить ребенка словесно, а также в рабочей тетради (если она ведется) подходящим значком.

Предмет включает 6 модулей:

• «Основы православной культуры».

• «Основы исламской культуры».

• «Основы иудейской культуры».

• «Основы буддийской культуры».

• «Основы мировых религиозных культур».

• «Основы светской этики».

Родители обучающихся (законные представители) должны выбрать вместе с детьми изучаемый модуль и подтвердить его письменным заявлением с обеих сторон.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у учащихся 4-го класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу светских и религиозных традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Нужно осознавать, что светский характер обучения далеко не означает - атеистический. Европейская культура на протяжении почти 2 тысяч лет формировалась под влиянием христианства, которое явилось для многих народов национально образующей составляющей (русская нация формировалась под влиянием православия). С течением времени влияние церкви ослабевало, но основы, закрепленные в языке, традициях и обычаях, сохранились и остаются актуальными до сих пор.

Основной целью курса «Основы религиозной культуры и светской этики» является формирование у младшего подрастающего поколения мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» заключаются в следующем:

• знакомство обучающихся с основами православной, исламской, буддийской, иудейской культурами, основами мировых религиозных культур и светской этики;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

• воспитание личности гражданина России посредством приобщения его к культурным и нравственным ценностям.

Все содержание курса выстраивается на основе трех базовых национальных ценностей:

1) Отечество.

2) Семья.

3) Культурные традиции.

Через изучение этих блоков осуществляется развитие и воспитание обучающихся.

В каждом модуле есть темы, которые обучающиеся изучают совместно, это позволяет познакомиться с особенностями культурных традиций других конфессий. В период прохождения данных тем обучающиеся готовят проекты (индивидуальные и коллективные, выполненные совместно с учителем или с родителями) о своей традиционной культуре: представляют свой национальный костюм, готовят стихи известных поэтов, песни, танцы, демонстрируют блюда национальной кухни, праздники. На такие уроки уместно будет пригласить и родителей.

Обучение направлено на воспитание ребенка и опирается на нравственные ценности семьи в воспитании.

Новый предмет имеет большое педагогическое значение для семейного воспитания. Не каждая семья сейчас в полной мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки. Родители пытаются навязать детям свой образ жизни, живи «как я». Мнение ребенка не слышат или не хотят слышать. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Предмет рассчитан на партнёрство учителей и родителей. Выполнить домашнее задание обязан ученик, но в учебнике есть задания для совместного выполнения. Вопросы, предлагаемые в конце параграфа, позволяют определить, насколько ребенок усвоил пройденный материал. Есть вопросы творческого характера, требующие помощи старших: родителей, бабушек и дедушек. Напрягая, таким образом, свою память, старшее поколение передает опыт и традиции своим детям и внукам. Выполнение проекта потребует знания не только учебника, но дополнительной литературы, а это значит, что ребенку понадобится и Интернет, и справочная или энциклопедическая литература. Сколько можно выполнить проектов в течение учебного года? Подготовка проекта требует много знаний, времени, а значит, ребенок долго

будет находиться за компьютером (как более распространенным для него источником информации), а это вредно для здоровья. С другой стороны, помимо данного предмета ребенок изучает и другие предметы, требующие подготовки. В течение учебного года учитель с учетом возможности своих подопечных может регламентировать их количество (2-3 проекта в год).

На уроках учитель для воспитания моральных, нравственных, духовных качеств обучающихся должен использовать произведения литературы, искусства, а также заповеди. Задача педагога - в беседе, в диалоге, через мир прекрасного, через добрые поступки «заставить» ребенка задуматься, оценить свои действия по отношению к другим. В конце урока необходима рефлексия, следует обратиться к обучающимся с вопросами: «А как бы поступил ты?», «А ты мог бы так поступить?», «Как бы ты посоветовал поступить?» и т. п. Такие вопросы призывают ребенка задуматься, оценить поступок, принять (пропустить через свое сердце), сделать вывод, высказать свою точку зрения. Это поможет сформировать нравственный стержень в детях, заложит основы их морального поведения.

Изучив в течение года заповеди (законы), общечеловеческие и общенациональные ценности, культурные традиции, обучающиеся должны надолго их запомнить и передать будущему поколению. Только тогда будет достигнута поставленная цель. Когда ждать результата? Не скоро. Нельзя надеяться на то, что все обучающиеся 4-х классов будут обладать теми качествами души, к которым учитель их подводил. Есть и условие, при котором будет результат, -это продолжение курса в организации внеурочной деятельности обучающихся и в развитии всех компонентов воспитательной системы образовательной организации.

Ведь согласно Базисному образовательному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации, организация занятий обучающихся по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, направленной на решение задач воспитания и социализации. При этом часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения [2].

Таким образом, только заинтересованный учитель, который не только хорошо знает свой предмет, но и является истинным педагогом-воспитателем, может сделать уроки интересными для ребят и незабываемыми!

Таблица 1

Примерное поурочное планирование учебного материала модуля «Основы православной культуры»

№ урока Тема Раздел учебника Кол-во часов Пример. сроки изучения

1 Вводный урок. Предмет «Основы православной культуры» 1 I четверть

2 Россия - наша Родина Урок 1 1

3 Культура и религия Урок 2 1

4 Человек и Бог в православии Урок 3 1

5 Православная молитва Урок 4 1

6 Библия и Евангелие Урок 5 1

7 Проповедь Христа Урок 6 1

8 Христос и Его крест Урок 7 1

9 Пасха Урок 8 1 II четверть

10 Православное учение о человеке Урок 9 1

11 Совесть и раскаяние Урок 10 1

12 Заповеди Урок 11 1

13 Милосердие и сострадание Урок 12 1

14 Золотое правило этики Урок 13 1

15 Храм Урок 14 1

16 Знакомство с православным храмом Урок 14 1

17 Икона Урок 15 1 III четверть

18 Творческие работы учащихся Урок 16 1

19 Как христианство пришло на Русь Урок 18 1

20 Подвиг Урок 19 1

21 Заповеди Блаженств Урок 20 1

22 Зачем творить добро? Урок 21 1

23 Чудо в жизни христианина Урок 22 1

24 Чудо в жизни христианина Урок 22 1

25 Православие о Божием суде Урок 23 1

26 Таинство Причастия Урок 24 1

27 Монастырь Урок 25 1 IV четверть

28 Православные монастыри Подмосковья Урок 25 1

29 Отношение христианина к природе Урок 26 1

30 Христианская семья Урок 27 1

31 Защита Отечества Урок 28 1

32 Христианин в труде Урок 29 1

33 Любовь и уважение к Отечеству Урок 30 1

34 Моя страна - моя Россия Итоговый урок 1

Всего 34 часа

Особо отметим, что педагогический анализ в обеспечении качества реализации воспитывающего потенциала учебного предмета ОРКСЭ является важной составляющей ее успеха. В связи с этим рассмотрим методику оценки эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (урока) [3].

Цель - определить эффективность воспитательного воздействия учебного занятия (урока) и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.

При наблюдении за уроком мы рекомендуем использовать метод «фотографии» учебного занятия, который включает в себя фиксацию положительных и отрицательных сторон деятельности участников педагогического процесса (табл. 2).

Таблица 2

Наблюдение за учебным занятием

Ход учебного занятия Ценное в работе (положительное) Что требует доработки (отрицательное)

у педагога у обучающихся у педагога у обучающихся

Сбор информации по результатам наблюдения для количественного анализа эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (урока) ведется по 35 показателям. Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе (0, 1 и 2 балла) согласно критериям оценивания. Полученный результат оформляется в виде таблицы «Анализ воспитательного воздействия учебного занятия» (табл. 3) для подсчета суммарного балла по всем показателям и определения эффективности воспитательного воздействия учебного занятия.

Таблица 3

Анализ воспитательного воздействия учебного занятия

№ п/п Показатель Оценка

1 Тема занятия

Цели

2 Воспитательная

3 Развивающая

4 Обучающая

5 Оборудование, ТСО

№ п/п Показатель Оценка

Качество подготовки

6 Учителя

7 Обучающихся

Содержание занятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Научность

9 Связь с жизнью, практикой

10 Межпредметные связи

11 Приобретение новых знаний

12 Закрепление умений и навыков

Воспитательная сторона занятия

13 Воспитание через содержание

14 Воспитание через формы обучения

15 Воспитание через организацию учебного занятия

16 Обстановка на занятии, психологический климат

Отношение учеников к занятию

17 Ответственность

18 Интерес

19 Активность

20 Дисциплинир ованность

Методы ведения занятия

21 Самостоятельная работа обучающихся

22 Элементы творчества обучающихся и учителя

23 Эмоциональный фон занятия

24 Развитие эстетического вкуса

Личность учителя

25 Внешний вид

26 Культура речи

27 Актерское мастерство

28 Стиль общения

29 Умение удерживать внимание обучающихся

30 Умение владеть ситуацией на уроке

Результативность занятия

31 Влияние занятия на совершенствование качества знаний

32 Влияние занятия на совершенствование навыков и умений

33 Влияние занятия на совершенствование культуры речи

34 Влияние занятия на мотивацию дальнейшего обучения

35 Рефлексия, самоанализ учебной деятельности учащихся

✓ факт Суммарный балл (^^ ):

Эффективность, %:

Эффективность воспитательного воздействия учебного занятия рассчитывается по следующей формуле:

Е факт• 100% Эффективность = ^ max ,

где ^факт - суммарное количество баллов по всем показателям;

Zmax «->

- количество показателей, умноженное на два

^ max = 35 • 2 = 70^

При этом если какой-либо показатель не может проявиться на данном учебном занятии в силу особенностей типа урока или специфики учебного занятия, он не оценивается, а ^max пропорционально уменьшается.

Обработка результатов:

• высокая эффективность (оптимальный уровень) - 100-85%;

• средняя эффективность (допустимый уровень) - 84-60%;

• низкая эффективность (критический уровень) - 59-50%;

• очень низкая эффективность (недопустимый уровень) > 50%.

Полученные данные можно представить также в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат - полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направления дальнейшей методической работы образовательной организации.

Заключение по анализу воспитательного воздействия учебного занятия оформляется в виде аналитической справки, которая состоит из трех частей - вводной, основной и итоговой.

Во вводной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.

В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т. е. осуществить анализ по формуле «результат^факторы^при-чины».

В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положительный).

Также отметим, что предложенные разработки по оценке эффективности воспитательного воздействия учебного занятия (урока) можно использовать в двух режимах. Во-первых, как мониторинг - тогда необходимо включить рассматриваемые показатели в единый мониторинг качества уроков. Во-вторых, как микроисследование, например к тематическим педсоветам «Воспитательный ресурс современного учебного занятия (урока)», «Воспитание в процессе обучения», «Обучение, воспитание и развитие личности школьника в едином образовательном пространстве» и т. п.

Примечания

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://standart.edu.ru.

2. Нечаев М. П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. 2013. № 9. С. 16-21.

3. Нечаев М. П. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. М.: Центр «Педагогический поиск, 2010. 176 с.

УДК 37.082; 37.075

Д. Е. Яковлев, М. К. Палилова

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГА КАК ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аттестация педагогических кадров представлена как одна из основных составляющих эффективности деятельности образовательной организации; определяющий компонент профессиональной компетентности педагога. В статье рассматриваются процедуры аттестации на занимаемую должность и квалификационную категорию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.