ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ THEORY AND METHODOLOGY
Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 12-21. Economic Systems. 2024;17(3(66)):12-21.
Научная статья УДК 338.24
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-12-21
5.2.6 - Менеджмент
Организационно-управленческий стержень методологии формирования и развития научно-образовательной политики
Игорь Валентинович Годунов
Евразийская антикоррупционная академия наук (ЕААН), Москва, Россия, godunov.biz@gmail.com
Аннотация. Представлена оригинальная и не имеющая аналогов авторская концепция методологии формирования и развития научно-образовательной политики суверенного российского государства. Концепция базируется на синергии традиционных и инновационных подходов к изучению развития как общества в целом, так и его ключевого ядра совершенствования в виде научно-образовательного комплекса. Отличительной особенностью концепции являются: а) синергетическое сочетание выдающихся лидерских персоналий генерирования идей прорывного порядка и коллективной экспертной проработки этих идей со стороны высококвалифицированных специалистов; б) задействования организационно-управленческого стержня, реализующего на должном уровне вышеназванное синергетическое сочетание; в) данный стержень представляет собою модификацию института и механизма государственно-общественно-частного партнерства, сфокусированного на обеспечении творчески-созидательной деятельности в области методологии формирования и развития суверенной научно-образовательной политики России в условиях многополярного мира и в русле перехода человеческой цивилизации-культуры к новой эпохе - миру знаний.
Ключевые слова: наука, образование, знание, синергия, формирование, развитие, государство, инициатива, партнерство, политика, институт, механизм, дискуссия, клуб, центр, квалификация
© Годунов И.В., 2024
Для цитирования: Годунов И.В. Организационно-управленческий стержень методологии формирования и развития научно-образовательной политики // Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 12-21. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-12-21.
Original article
The organizational and managerial core of the methodology for the formation and development of scientific and educational policy
Igor V. Godunov
Presidium of the Eurasian anti-corruption academy of sciences (EAEN), Moscow, Russia, godunov. biz@gmail.com
Abstract. The author's original and unparalleled concept of methodology for the formation and development of scientific and educational policy of the sovereign Russian state is presented. The concept is based on the synergy of traditional and innovative approaches to the study of the development of both society as a whole and its key core of improvement in the form of a scientific and educational complex. A distinctive feature of the concept is: a) a synergetic combination of outstanding leadership personalities generating breakthrough ideas and collective expert study of these ideas by highly qualified specialists; b) using an organizational and managerial core that implements the above-mentioned synergetic combination at the proper level; c) this core represents a modification of the institution and mechanism of public-public-private partnership, focused on ensuring creative and creative activities in the field of methodology for the formation and development of Russia's sovereign scientific and educational policy in a multipolar world and in line with the transition of human civilization-culture to a new era - the world of knowledge.
Keywords: science, education, knowledge, synergy, formation, development, state, initiative, partnership, policy, institution, mechanism, discussion, club, center, qualification
For citation: Godunov I.V. The organizational and managerial core of the methodology for the formation and development of scientific and educational policy. Economic Systems. 2024;17(3(66)):12-21. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-12-21.
Введение
Методология формирования и развития научно-образовательной политики суверенной России (МФРНОПСР), с одной стороны, предполагает ее научную разработку применительно к новой исторической эпохе, переход к которой уже начался [1, 2, 3], а с другой - эта методология может разрабатываться на должном уровне при условии синергии взаимодействия-взаимопроникновения двух
синергий: а) синергии самих методов научно-образовательных процессов, связанных с содержательной стороной этих процессов; б) синергии организационно-управленческих институтов-механизмов, с выделением в них их организационно-управленческого стержня. При этом жизненно-необходимо обеспечить сочетание, реализуемое в творчески-созидательной деятельности мыслителей, генерирующих идеи прорывного порядка (к более высокому уровню развития и совершенствования), и высококвалифицированных экспертов, способных эти идеи проработать в экспертном, практически апробированном русле, доводя прошедшие фильтр проверки идеи до их рациональной, эффективной реализации. Для такого сочетания-сотрудничества необходимо задействовать соответствующие организационно-управленческие структуры, формы, рычаги и механизмы, сущность которых концентрируется в их организационно-управленческом стержне. Именно такой подход реализован в данной статье. В ней представлены в виде логически-структурных схем и формул алгоритмов управления две модели: 1) модель методологии формирования и развития научно-образовательной политики России; 2) модель организационно-управленческого стержня методологии формирования и развития научно-образовательной политики. К обеим этим моделям даются развернутые разъяснения.
Основная часть
На рис. 1 представлена оригинальная, не имеющая аналогов авторская Модель методологии формирования и развития научно-образовательной политики России. В основу построения этой модели заложены следующие подходы и положения.
1. Разработанная автором методология формирования и развития научно-образовательной политики России (МФРНОПР) основывается на ряде предпосылок и парадигм (ПП), образующих цельный взаимосвязанный комплекс, который выделен и определен автором.
2. В состав МФРНОСПР включены элементы, представленные далее.
2.А. Формирование, развитие и совершенствование науки мышления (ФРСНМ). В области науки мышления появляются фундаментальные труды, возникают и развиваются методы мышления прорывного порядка к новому уровню творчески-созидательного процесса. Здесь следует отметить прежде всего метод мышления смысловыми идентификациями, развиваемый и совершенствуемый И.К. Ларионовым, применяемый им на практике в виде создания ряда монографий и учебников [4].
2.Б. Изучение науки мышления в начальном, среднем, высшем образовании (ИНМНСВО). Это предполагает создание соответствующих учебников, согласно государственным образовательным стандартам (их также следует разработать), а также учебных пособий для обучения как сверх этих стандартов (с охватом более широкого круга вопросов), так и на более высоком-глубоком уровне для тех категорий обучающихся, которые проявляют особый интерес к науке мышления.
Рис. 1. Модель методологии формирования и развития научно-образовательной
политики России
2.В. Обучение концентрации внимания, развитию памяти, программированию подсознания (ОКВРППП). Здесь необходимо стремиться к синергии отечественных традиций в глубинах веков и современного опыта, с одной стороны, и традиций и опыта других народов, особенно Индии, Китая, Тибета - с другой.
2.Г. Физическое воспитание в сочетании с освоением психонейросаморе-гуляции (ФВСОПНСР), имея в виду синергию спорта и йоги, китайских традиционных упражнений (ушу и других систем), а также других систем физического развития и совершенствования.
2.Д. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающих поколений (ГПВПП). Здесь ключевой проблемой является внедрение живого духа в это воспитание, избегая формализма и казенщины, которые в корне подрывают патриотический импульс у подрастающих поколений.
2.Е. Синергия семейного и школьного воспитания подрастающего поколения (ССШВПП), что предполагает, помимо прочего, освоение молодыми родителями основ педагогической науки.
2.Ж. Развитие и совершенствование общегосударственных стандартов знаний (РСОГСЗ) на основе синергии продуктивного взаимодействия соответствующих органов государственной власти и инициативной, новаторской деятельности педагогов-новаторов.
2.З. Развитие и совершенствование знаний сверх государственных образовательных стандартов (РСЗСГС) через творчески-созидательную деятельность наиболее продвинутых работников научно-образовательно-производственного комплекса [5, 6, 7].
2.И. Нахождение личностью своего профессионального дела (НЛСПД) в соответствии с глубинным внутренним призванием индивида, что предполагает развитие и совершенствование системы профессиональной диагностики и ориентации подрастающих поколений [5, 7].
3. Предпосылки и парадигмы (ПП) методологии формирования и развития научно-образовательной политики России (МФРНОПР), при включении в состав ПП нижеследующих элементов, образующих цельный взаимосвязанный комплекс.
3.А. Синергия народно-государственных интересов (СНГИ).
3.Б. Синергия традиционного и инновационного подходов (СТИП).
3.В. Синергия духовно-культурного и научно-технического развития (СДКНТР).
3.Г. Синергия теории и практики (СТП).
3.Д. Развитие интеллекта и превращение цифровизации и искусственного интеллекта в орудие мыслящего человека (РИПЦИИОМЧ).
3.Е. Преображение интеллекта в Разум (ПИР) [4].
3.Ж. Смысловая доминанта и цельность знаний (СДЦЗ) [5, 7].
3.3. Соответствие реалиям и перспективам новой исторической эпохи (СРПНИЭ) [1, 2, 3, 8, 9, 10, 11].
3.И. Планомерное воздействие и программирование в русле активного отношения к новой эпохе (ПВПРАОНЭ) [1, 2, 3, 6, 7].
3.К. Живая этика знаний на основе справедливости и взаимной ответственности (ЖЭЗОСВО) [1].
4. На основе модели, представленной на рис. 1, с использованием имеющихся там обозначений запишем следующую формулу, введя в нее несколько новых обозначений.
АЗММФРНОПР = {[МФРНОПР ^ (ФРСНМ ~ ИНМНСВО ~ ОКВРППП ~
~ ФВСОПНСР ~ ГПВПП ~ ССШВПП ~ РСОГСЗ ~ РСЗСГС ~ НЛСПД)] х СВВ} ^
^ {ПП ^ (СНГИ ~ СТИП ~ СДКНТР ~ СТП ~ РИПЦИИОМЧ ~ ПИР ~ СДЦЗ ~ ~ СРПНИЭ ~ ПВПРАОНЭ ~ ЖЭЗОСВО) х СВВ},
где АЗММФРНОПР - алгоритм задействования Модели методологии формирования и развития научно-образовательной политики России;
СВВ - синергия взаимодействия-взаимопроникновения.
На рис. 2 представлена оригинальная, не имеющая аналогов, авторская Модель организационно-информационного стержня методологии формирования и развития научно-образовательной политики России. В основу этой модели положена идея формирования и развития института и механизма координации взаимодействия мыслителей-генераторов прорывных идей, с одной стороны, и высококвалифицированных экспертов на фундаменте и под воздействием государственно-общественно-частного партнерства - с другой.
Данная модель представляет собой цельный комплекс ее основополагающих элементов. Их полный набор приводится ниже, в сочетании с комментариями к отдельным из них.
1. Институт и механизм координации взаимодействия мыслителей-генераторов прорывных идей и высококвалифицированных экспертов (ИМ-КВМГПИВКЭ), будучи ответвлением Института и механизма государственно-общественно-частного партнерства (ИМГОЧП), основываясь на ИМГОЧП и предопределяясь им, при своем должном функционировании и развитии, по нашему убеждению, призван сформировать Организационно-управленческий стержень методологии формирования и развития научно-образовательной политики (ОУСМФРНОП).
2. ОУСМФРНОП, по сути, представляет собой синергию взаимодействия-взаимопроникновения, с одной стороны, Организации и управления методологией формирования и развития научно-образовательной политики органами государственной власти на уровне государственных образовательных стандартов (ОУМФРНОПОГВУГС), а с другой - Организацией и управлением методологией научно-образовательной политики общественными организациями и частными структурами на уровне, превышающем государственные образовательные стандарты (ОУМФРНОПООЧСУПГС).
3. На основе ОУМФРНОПООЧСУПГС нами рекомендуется создавать (задействовать):
- регулярные круглые столы, семинары и научные конференции (РКССНК);
- научно-образовательные дискуссионные клубы (НОДК).
Рис. 2. Модель организационно-управленческого стержня методологии формирования и развития научно-образовательной политики России
4. При НОДК целесообразно создавать Частные центры повышения квалификации в русле синергии социального и корпоративного управления (ЧЦПКРССКУ) [11, 12]. Наиболее реальным и перспективным делом является создание таких центров на базе крупных корпораций, заинтересованных в повышении квалификации своего персонала. В этих центрах могли бы обучаться и специалисты, которые не являются сотрудниками корпорации.
5. Институт и механизм государственно-общественно-частного партнерства (ИМГОЧП), являющегося основой для ИМКВМГПИВКЭ, способен должным образом функционировать и развиваться только при условии синергетического взаимодействия-взаимопроникновения положительных свойств государственного, общественного, частного воздействия на общественный воспроизводственный процесс, при обязательной нейтрализации их негативных свойств воздействия на него. На первом месте по негативному воздействию, с большим опережением всех других негативных свойств, стоит КОРРУПЦИЯ. В данной связи первостепенное значение для жизнедеятельности общества имеет, с одной стороны, выкорчевывание корней коррупции, а с другой - АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ-ОБРАЗОВАНИЕ народонаселения, начиная с подрастающих поколений [8, 9, 10].
6. С учетом обозначений, зафиксированных на рис. 2, запишем следующую формулу:
АЗМОУСМФРНОПР = {ИМГОЧП ^ [ЗПС ^ (СГИ ~ СОИ ~ СЧИ) х СВВ] ~ [ННС ^ ^ (СГИ ~ СОИ ~ СЧИ)]} ^ {ИМКВМГПИВКЭ ^ [(ОУСМФРНОП ~ СВВ ~ ~ ОУМРНОПОГВУГС ~ ОУМФРНОПООЧСУПГС) ^ ^ (РКССНК ~ НОДК ~ ЧЦПКРССКУ)]},
где АЗМОУСМФРНОПР - алгоритм задействования модели организационно-управленческого стержня методологии формирования и развития научно-образовательной политики России;
СВВ - синергия взаимодействия-взаимопроникновения.
Заключение
Кардинальное преображение методологии формирования и развития научно-образовательной политики России рекомендовано начать с формирования, при последующем интенсивном развитии, организационно-управленческого стержня этой методологии, формируя и развивая этот стержень на базе института и механизма государственно-общественно-частного партнерства, при упоре на синергию положительных свойств государственного, общественного и частного воздействия на общественный воспроизводственный процесс, с обязательным выкорчевыванием корней их негативного воздействия, в составе которого явно доминирует коррупция. В связи с этим на передний план всей логикой социоисторического процесса в России и мире выдвигается реальное дело антикоррупционного воспитания-образования народонаселения страны, начиная с подрастающих поколений. При этом особое значение приобретает концентрация
научно-образовательно-воспитательного процесса на изучении правовой культуры человеческой цивилизации в русле суверенизации российского государства.
Список источников
1. Годунов И.В., Ларионов И.К. Будущее России на весах истории. М. : Наука, 2005.
2. Годунов И.В., Ларионов И.К. Политическая экономия. Путь в XXI век. М. : Наука, 2006.
3. Годунов И.В., Ларионов И.К. Россия и мир: синергия развития. 2-е изд. М. : ИТК «Дашков и К°», 2021.
4. Ларионов И.К. Наука мышления: преображение интеллекта в разум. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2024.
5. Годунов И.В., Ларионов И.К. Синергия образования. Философия, право, управление, экономика. М. : Маркетинг, 2017.
6. Ларионов И.К., Сальникова Т.С. Синергия образования, науки, производства. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2017.
7. Годунов И.В., Дашков Л.П., Ларионов И.К. Образование в системе инновационного управления: концепция развития. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2024.
8. Государство и право: безопасность и противодействие коррупции / под ред. И.К. Ларионова, В.В. Шкляра, М.А. Гуреевой. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2020.
9. Годунов И.В. Противодействие коррупции : учебник. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2024.
10. Годунов И.В. Противодействие коррупции БЭС. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2024.
11. Концепция центра повышения квалификации. Синергия корпоративного управления / под ред. И.К. Ларионова. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2017.
12. Ларионов И.К. Синергия социального и корпоративного управления. М. : ИТК «Дашков и Ко», 2017.
References
1. Godunov I.V., Larionov I.K. The future of Russia on the scales of history. Moscow : Nauka,
2005.
2. Godunov I.V., Larionov I.K. Political economy. The path to the XXI century. Moscow : Nauka,
2006.
3. Godunov I.V., Larionov I.K. Russia and the world: synergy of development. 2nd ed. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2021.
4. Larionov I.K. The science of thinking: the transformation of intelligence into reason. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2024.
5. Godunov I.V., Larionov I.K. Synergy of education. Philosophy, law, management, economics. Moscow : Marketing, 2017.
6. Larionov I.K., Salnikova T.S. Synergy of education, science, production. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2017.
7. Godunov I.V., Dashkov L.P., Larionov I.K. Education in the system of innovative management: the concept of development. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2024.
8. State and law: security and anti-corruption / ed. by I.K. Larionov, V.V. Shklyar, M.A. Gureeva. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2020.
9. Godunov I.V. Anti-corruption : textbook. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2024.
10. Godunov I.V. Anti-corruption BES. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2024.
11. The concept of the center for advanced training. Synergy of Corporate Governance / ed. by I.K. Larionov. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2017.
12. Larionov I.K. Synergy of social and corporate governance. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2017.
Информация об авторе / Information about the author
И.В. Годунов - доктор юридических наук, кандидат экономических наук, член-корреспондент РАО, Председатель Президиума Евразийской антикоррупционной академии наук (ЕААН).
I.V. Godunov - doctor of law sciences, Ph.D. in economic sciences, corresponding member of the Russian academy of education, Chairman of the Presidium of the Eurasian anti-corruption academy of sciences (EAEN).
Статья поступила в редакцию 14.08.2024; одобрена после рецензирования 28.08.2024; принята к публикации 05.09.2024.
The article was submitted 14.08.2024; approved after reviewing 28.08.2024; accepted for publication 05.09.2024.