Госипапство и общество
Екатерина РАТМАНОВА
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД
В статье представлен дополнительный аспект исследования проблемы политического лидерства с точки зрения теории политического менеджмента и выделения такого теоретического концепта, как «организационноуправленческая культура политического лидера».
In the article the additional aspect of research of a political leadership’s problem is submitted from the point of view of the theory of political management and allocation such theoretical concept as «organizational-administrative culture of the political leader».
Ключевые слова:
политическое лидерство, коммуникативная устойчивость, организационно-управленческая культура политического лидера; political leadership; communicative stability, organizational-administrative culture of the political leader.
Феномен политического лидерства включает сложный комплекс взаимодействия его с обществом, важнейшей составляющей которого является признание последним управленческих решений, легитимизация власти. Несмотря на несомненную значимость данного феномена, особенно в России, где политические лидеры определяли пути развития и состояние российского общества на протяжении всей истории страны, он не получил значительной исследовательской базы и по настоящее время. Ещё менее разработана проблема взаимодействия, связей и отношений политических субъектов и общества, корни которой также уходят в складывавшийся веками разрыв между властью и обществом. В то же время современные общества представляют собой сложную структуру социальных коммуникаций, и участие в них политических лидеров определяет не только степень их профессионализма, но и уровень их социальной ответственности.
Лидер (от англ. leader — «ведущий») — лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества1.
В современной политологии существует несколько подходов к определению политического лидерства, что подчёркивает многогранность и неоднозначность этого понятия.
Во-первых, лидерство — это влияние, авторитет, властное воздействие и контроль над другими. Базовой интерпретацией политического лидерства в данном случае является его представление в качестве специфической формы взаимодействия между людьми, в результате которого используется способность лидера повлиять на отдельные группы (общество в целом) через принятие управленческих решений по важным вопросам. Во-вторых, лидерство — это руководство, то есть совокупность целеориентационных и ценностно-мобилизационных возможностей лидера как субъекта власти, направляющих политическое поведение участников взаимодействия, подвластных его воле и полномочиям. В-третьих, политический лидер — это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы с помощью власти.
Мы придерживаемся общей позиции исследователей о том, что политическое лидерство — это обусловленная системой социальнополитических и психологических отношений способность субъек-
1 Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. - М., 1993, стр. 156.
РАТМАНОВА Екатерина Васильевна — лектор-ассистент кафедры социальнополитических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
та оказывать влияние на политическую деятельность отдельных лиц и социальных объединений1. Также следует отметить, что политическое лидерство - это социально значимая специализированная деятельность, осуществляемая в политике приоритетными субъектами в соответствии с их статусно-ролевыми позициями и властными полномочиями. В этом контексте политическое лидерство означает управленческий статус, социальную позицию, связанную с принятием властных решений.
За основу рассмотрения сущности современного политического лидерства нами предложен комплексный интерактивный политологический подход. Под интерактивностью мы понимаем «взаимодействие» (от англ. interaction) лидера с внутренним и внешним окружением. Интерактивная составляющая анализа феномена политического лидерства подчёркивает наличие особого внутреннего коммуникативного компонента в содержании данного феномена и раскрывает механизм поливариа-тивного взаимодействия лидера с представителями внутренней и внешней среды.
При этом мы определяем коммуникацию как особый процесс субъект-субъектного взаимодействия. Важной характеристикой определения процесса коммуникации является его организованность, отражающая процесс нормативного (регламентированного) структурирования -формально заданного и сконструированного по ситуации взаимодействия между целенаправленно действующими субъектами. Сложно структурированным является и политическое пространство в целом.
Определяя политическое пространство в категории «коммуникативное», следует акцентировать внимание на таком характерном свойстве властного субъекта, как коммуникативная устойчивость. Коммуникативная устойчивость означает способность властного субъекта противостоять специфическим воздействиям внешней среды, самостоятельно формировать «политическую повестку дня», транслировать востребованные «политические темы», принимая от внешней среды «обратную связь».
Целью деятельности властного субъекта (лидера) в коммуникативном политиче-
1 Тулеев А. М. Политическое лидерство в российских регионах: дисс. ... д. полит.н. — М., 2000, стр. 20—21.
ском пространстве является легитимация своих полномочий посредством реализации способности коммуникативной устойчивости, направленной на принятие обществом транслируемых субъектом значимых политических тем (в рамках долговременной «политической программы»), в которых важным является культурный компонент. Основным механизмом трансляции данных тем будет служить процесс символизации общественных проблем в политических текстах (письменных, устных и др.), тиражируемых для их дальнейшего восприятия обществом. Политическое коммуникативное пространство существует в «пограничной сфере», где социально-политические идеи взаимодействуют с обыденными представлениями больших социальных групп, с их настроениями, стереотипами. Важная задача властного субъекта состоит в том, чтобы, использовать качественную информацию (оформленную в «темах» политических программ и подкреплённую устойчивыми элементами политической культуры) и способствовать созданию благоприятной обстановки решения актуальных общественных проблем.
Таким образом, властный субъект в политическом пространстве (прежде всего, политический лидер) — это источник целенаправленной активности, носитель целостной системы востребованного знания, элементов сложившейся политической культуры и предметно-практической деятельности, связанной с принятием важнейших управленческих решений. При этом большего внимания заслуживает изучение смысловых и интерпретационных «программ», вырабатываемых политическими лидерами в рамках специфической системы организационно-управленческой культуры.
Организационно-управленческая культура является гармоничным сочетанием двух основных компонентов. Во-первых, это — сложная нормативно-ценностная система, объективно сложившаяся независимо от лидера, занявшего управленческие позиции, во-вторых, это динамичная система качеств, приобретённых лидером в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности по реализации важнейших стратегических задач. Управленческая культура личности лидера представляет собой комплексное образование, основу которого составляют тео-
ретические знания и практические навыки в аспекте выполнения лидером своей руководящей роли. Организационная сторона управленческой культуры проявляется в реализации непосредственно руководящей роли лидера в отношениях с другими политическими субъектами и в развитии институциональных основ феномена лидерства.
Организационно-управленческая культура имеет сложную внутреннюю структуру, представленную четырьмя основными уровнями. Социальный уровень отражает развитое мировоззрение, чувство социальной самоидентификации, патриотизм, гуманность, устойчивые моральные и нравственные устои политического лидера. Профессиональный уровень ориентирован на способность политического лидера к принятию управленческих функций по организации, планированию, координации, делегированию полномочий, оценке ситуации и реализации поставленных целей. Межличностный уровень формирует готовность политического лидера к определённому стилю взаимодействия, общения в процессе профессиональной деятельности, включающей возможность коллективного механизма выполнения функциональных обязанностей. Персональный уровень подчёркивает самообладание, самоконтроль, самообучение, определяемые задатками и способностями, мотивами, интересами, выражающимися в качествах личности лидера.
Немаловажную роль в обеспечении и развитии эффективного коммуникативного взаимодействия властного субъекта со средой играет учёт ситуационного фактора. Раскрыть сущность этого процесса позволяет теория Ф. Фидлера, предложившего вероятностную (операциональную) модель эффективности политического лидерства1. Согласно представлениям автора, поведение лидера во многом детерми-
1 Fiedler F.E., Potter E.H. Dynamics of Leadership effectiveness | Small group and social interaction. —V.I., London, 1983; Fiedler F., Chemers M. Leadership and Effective Management. - N.Y., 1974.
нировано внутренними лидерскими потребностями, которые и определяют мотивационную сторону феномена лидерства. Важнейшей из данных детерминант служит потребность в установлении и развитии межличностных отношений и взаимодействий, а также потребность в выполнении другими субъектами поставленных лидером задач. На поведение лидера также оказывают влияние три основных фактора (ситуационные переменные): 1) взаимоотношения между лидером и представителями внешней среды (признание лидера определённой группой, степень обретения им контроля над ситуацией); 2) структура и сущность групповой задачи (чёткость формулировок, наличие набора процедур при выполнении общей задачи); 3) позиционная власть (место во властной иерархии, широта полномочий лидера).
Выявив особенности развития и функционирования сложно структурированного политического пространства в аспекте коммуникативного взаимодействия между включёнными в него субъектами, следует расширить теоретический концепт властного субъекта (политического лидера) такой его сущностной характеристикой, как коммуникативная устойчивость. В свою очередь, коммуникативная характеристика властного субъекта влияет на протекание и содержательную сторону процесса символизации, связанного с транслированием политических текстов, в которых актуализируются важные общественные проблемы, а также подчёркивает весомую коммуникативную составляющую всей политической сферы.
По нашему мнению, дальнейшее исследование процесса коммуникативного взаимодействия в сложно структурированном политическом пространстве власти позволит сформировать новое понимание сущностного содержания властных субъектов (политических лидеров) как носителей целостной системы организационноуправленческой культуры и коммуникативной устойчивости, действующих в условиях конкретной ситуации своего функционирования.