А л Л<
УДК 930
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЮРЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITY OF THE PRISON DEPARTMENT OF THE SARATOV PROVINCIAL GOVERNMENT AT THE END OF THE XIX CENTURY
© Варфоломеев Юрий Владимирович
Yuriy V. Varfolomeev доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор кафедры истории России и археологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).
DSc(Historical), Professor, member-correspondent of the Academy of military Sciences, member-correspondent of the Russian Academy of natural Sciences, Professor of the Department of Russian history and archaeology, Saratov National Research University named after N.G. Chernyshevsky (Saratov).
8
Аннотация. Статья посвящена изучению некоторых аспектов организационно-управленческой деятельности Тюремного отделения Саратовского губернского правления на начальном этапе его учреждения в конце XIXвека. Автор, на основе архивных документов и законодательства Российской империи выявляет характерные черты и особенности руководства пенитенциарными учреждениями Саратовской губернии со стороны Главного тюремного управления, губернатора и тюремного инспектора в рассматриваемый период.
Ключевые слова: тюремное отделение, правовая регламентация, управление, документационное обеспечение, пенитенциарные учреждения.
Abstract. The article is devoted to the study of some aspects of organizational and managerial activities of the Prison Department of the Saratov Provincial Government at the initial stage of its establishment at the end of the XIX century. The author, on the basis of archival documents and legislation of the Russian Empire, identifies the characteristic features and peculiarities of the management of penitentiary institutions of the Saratov province by the Main Prison Administration, the governor and the prison inspector during the period under review.
Key words: prison department, legal regulation, management, documentation support, penitentiary institutions.
Основные параметры преобразования пенитенциарной системы Российской империи, разработанные на протяжении нескольких лет и органично вплетённые в ткань Великих реформ, были официально введены в действие 11 декабря 1879 г. Указом императора Александра II, когда был утверждён закон «Об основных положениях, имеющих служить руководствам при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях» [2]. Актуальность обращения к теме реформирования уголовно-исполнительной системы России обусловлена поиском путей её совершенствования на современном этапе. В исто-
рико-правовом контексте это касается, прежде всего, изучения вопросов институциализации, законодательной регламентации, организационной структуры, управленческой деятельности и документационного обеспечения пенитенциарных учреждений, а также различных вопросов администрирования, режима и порядка несения службы в местах заключения. В процессе реформирования пенитенциарной системы России в конце XIX века издавалось значительное количество нормативно-правовых актов, регламентировавших её становление и совершенствование, в частности, в 1887 г. был принят важный Закон «Об устройстве управлений отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи» [3].
%
SIS4Ü'
Вместе с тем, большое количество разнообразных нормативно-правовых актов, часть из которых в установленное время утрачивала законную силу, необходимо было не только систематизировать, но и создать оптимальные условия для удобного и адаптивного использования административно-управленческим персоналом, а также служащими тюремного надзора в своей повседневной деятельности. Для решения этих вопросов в 1880 г. Главным тюремным управлением (далее - ГТУ) Российской империи был издан сборник циркулярных распоряжений и инструкций по тюремной части [5], который предполагалось впоследствии публиковать периодически по мере принятия новых законодательных актов по тюремному ведомству.
Однако, как показала практика, при использовании таких сборников возникали определённые неудобства. Выходом из создавшейся ситуации послужило опубликованное в 1894 г. издание под названием: «Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части» [6], подготовленное высокопоставленными сотрудниками Главного тюремного управления В. Н. Коковцовым и С. В. Рухловым. Использование этого сборника не только удовлетворяло всем необходимым требованиям к подобного вида собранию документов, но и устраняло неудобства в практическом использовании свода циркулярных распоряжений ГТУ, так как в нём были опубликованы все директивные разъяснения и распоряжения, вышедшие до 1 июня 1890 г., и имеющие на тот момент времени обязательную силу.
Кроме того, и это было не менее важно, нормативно-правовые акты были размещены не в хронологическом порядке, а по очерёдности различных вопросов управления, устройства и жизнедеятельности пенитенциарных учреждений. Таким образом, использование этого сборника упрощало поиск и применение законодательных актов, содержащихся в разных томах Свода законов. Оценивая все достоинства «Систематического сборника узаконений и распоряжений по тюремной части» руководство ГТУ в своём письме губернаторам признавало «безусловно необходимым снабдить этим сборником все места заключения гражданского ведомства, равно как и учреждения и лица, соприкасающиеся с заведыванием тюремной частью, как-то Губернское правление и проч.» [1, лл. 5-5об.].
В целях повышения качества и эффективности ведения служебной документации и соблюдения сроков отчётности Главное тюремное управление 29 ноября 1889 г. издало Циркуляр № 25, который регламентировал юридическую процедуру надзора за порядком и благоустройством в местах заключения. На основании этого распоряжения саратовский губернатор, в свою очередь, 19 сентября 1890 г. направил циркуляр по тюремному правлению № 7706, адресованный полицмейстерам, уездным исправникам, начальникам тюрем и исправительных арестантских
отделений [1, лл. 2.-2об.], который разъяснял и устанавливал порядок надзора за местами заключения и сроки отчётности об их инспекции уполномоченными лицами правоохранительных органов. Губернское правление по тюремному отделению данным распоряжением установило для начальников исправительных арестантских отделений и Губернской тюрьмы порядок предоставления на проверку документации об инспекции вверенных им пенитенциарных учреждений [1, л. 2.].
В ходе реализации тюремной реформы, на основании императорского Указа от 21 марта 1890 г. «Об учреждении губернской тюремной инспекции» 26 июля 1890 г., было образовано Тюремное отделение Саратовского губернского правления в составе Губернского тюремного инспектора (руководитель органа), помощника, секретаря и канцелярии. К сфере деятельности этого органа относилось управление Саратовским исправительным арестантским отделением, губернской и уездными тюрьмами. В его юрисдикцию входил также широкий круг вопросов: контроль за земскими арестными домами, арестными помещениями при полицейских участках, за порядком содержания заключённых, за благоустройством мест заключения и пр. Губернский тюремный инспектор находился в двойном подчинении - саратовского губернатора и Главного тюремного управления.
В ведении тюремного инспектора были вопросы кадрового обеспечения пенитенциарных учреждений губернии, включающие в себя вопросы назначения, перемещения по службе, награждения и увольнения лиц администрации, надзирателей и вспомогательных служащих тюремного ведомства. Анализируя работу руководителя тюремного отделения, Т. А. Кусаинов приходит к обоснованному выводу заключающемуся в том, что «кадровые вопросы в пенитенциарных органах и учреждениях Саратовской губернии после преобразования тюремной части Российской империи по закону от 11 декабря 1879 г. решались в строгом соответствии с действовавшим законодательством, с учётом личных и деловых качеств кандидатов на должности начиная от младшего надзирателя до тюремного инспектора губернии включительно, и, как правило, на конкурсной основе» [4, с. 70].
Большое внимание делам по тюремной части уделяли и саратовские губернаторы. Так, например, губернатор А. И. Косич в целях упорядочения и повышении качества делопроизводства, счетоводства и отчётности в местах заключения Саратовской губернии издал 18 декабря 1890 г. распоряжение, в соответствии с которым определил новый порядок ведения делопроизводственной и отчётной документации [1, лл. 14-16 об.]. Для этого все унифицированные по новым правилам книги и ведомости на 1891 г. для пенитенциарных учреждений, находящихся на территории губернии, были заранее напечатаны в типографии Губернского
■^mi
SISK^'
8
правления. Согласно нововведений, установленных губернатором с 1891 г. «в целях упрощения и сокращения делопроизводства для записи арестантов устанавливается одна книга под названием "Книга на записку всех арестантов, прибывших и выбывших из тюрьмы", как общая приёмная книга вместо прежних пяти» [1, л. 14].
Этим распоряжением начальника губернии вводились новые книги внутреннего делопроизводства, в которые вносились сведения о наличии и выдаче вещей арестантам, о выдаче в употребление служебных вещей тюремным надзирателям, учёта собственных денег арестанта и других денежных средств, бухгалтерской отчётности и др. Кроме того, в целях уменьшения объёма бюрократической отчётности ежемесячная ведомость о числе мест заключения и содержащимся в них заключённых заменялась ежемесячным рапортом на имя Губернского тюремного инспектора. Также губернатор устанавливал правило, по которому каждому принятому в тюрьму арестанту выдавался билет в особой обложке с надлежащими в нём отметками. При этом обложки для билетов устанавливались трёх цветов: для срочных арестантов - синего, для следственных и подсудимых - красного, а для ссыльных и пересыльных - жёлтого. Кроме того на каждого вновь поступившего в тюрьму арестанта должно было быть заведено особое дело за тем же номером, под которым он был занесён в общую арестантскую книгу. Впоследствии, к делу, заведённому на арестанта необходимо было прилагать все документы, относящиеся к данному заключённому [1, лл. 15-16].
Саратовский губернатор генерал-лейтенант А. И. Косич по-военному педантично подходил к урегулированию вопросов, касающихся формы и дисциплины тюремных надзирателей. Губернатор обратил внимание на отсутствие у сторожей арестных помещений шапочных и нагрудных блях, что по его справедливому замечанию, «не только представляет затруднение отличить их от находящихся под арестом, но и лишает наружную полицию возможности внимательно следить за сторожами во время сопровождения
ими арестованных» [1, л. 3]. Для устранения выявленного нарушения генерал-лейтенант Косич 12 сентября 1890 г. отдал распоряжение по тюремному правлению и одновременно с этим в уездную земскую управу, которым. обязал последнюю снабдить сторожей арестных помещений шапочными и нагрудными бляхами, по образцу знаков, установленных для тюремных надзирателей, но с соответствующими изменениями надписи на этих служебных знаках [1, л. 3].
Ещё одним своим распоряжением начальникам губернской и уездных тюрем № 148 от 10 февраля 1891 г. губернатор поручил руководителям мест заключения «не дозволять надзирателям сделок с арестантами по покупке их собственных вещей, а заказы ими арестантам работ допускать лишь с разрешения начальника отделения или тюрьмы и строго наблюдать за исполнением сего, подвергая нарушивших этот порядок дисциплинарному взысканию» [1, л. 18]. Данное указание было вызвано тем, что тюремные надзиратели нередко позволяли себе покупать у арестантов собственные их вещи, или делать для себя разные заказы у заключённых и мастеров без разрешения начальника тюрьмы или исправительного отделения. По этой причине нередко возникали недоразумения между надзирателями и арестантами, а иногда и поступали жалобы последних в тюремную инспекцию. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также в интересах поддержания тюремной дисциплины губернатор взыскательно и чётко регламентировал порядок взаимоотношений между надзирателями и арестантами.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что с момента учреждения Саратовской губернской тюремной инспекции в 1890 году её функционирование регламентировалось в строгом соответствии с российским законодательством в контексте преобразований, предопределённых тюремной реформой 1879 г. В первое десятилетие деятельности этого органа в плане управления и контроля пенитенциарными учреждениями губернии были заложены нормативно-правовые основы и были усовершенствованы многие аспекты кадрового обеспечения, делопроизводства, порядка несения службы и дисциплины служащих тюремного ведомства.
Материалы поступили в редакцию 09.03.2023 г.
Библиографический список (References)
1. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). - Ф. 655. - Оп. 1. - Д. 1. -Текст : непосредственный.
2. Об основных положениях, имеющих служить руководствам при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях : закон // Полное собрание законов Российской Империи.
1. Gosudarstvennyj arhiv Saratovskoj oblasti (GASO). - F. 655. - Op. 1. - D. 1. [State archive of the Saratov Oblast].
2. (1881). Ob osnovnyh polozhenijah, imejushhih sluzhit' rukovodstvam pripreobrazovanii tjuremnoj chasti ipriperesmotre Ulozhenija o nakazanijah: zakon [On the main provisions that have to serve as guidelines for the transformation of the prison
%
SIS4Ü'
- Собр. 2-е. - Том LIV. - Отделение 2. - 1881. -№ 60268. - Текст : непосредственный.
3. Об устройстве управлений отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи : закон 15 июня 1887 г. // Полное собрание законов Российской Империи.
- Собр. 3-е. - Том 7. - 1887. - № 4593. - Текст : непосредственный.
4. Кусаинов, Т. А. Некоторые вопросы кадровой политики в пенитенциарных учреждениях Саратовской губернии в начале XX века / Т. А. Кусаинов. - Текст : непосредственный // Базис. - 2022. - № 2 (12). - С. 67-70. - ISSN 2587-8042. - DOI 10.24412/2587-8042-2022212-67-70.
5. Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. : Ч. 1. -Санкт-Петербург : Гл. тюрем. упр., 1911. - 26 с.
- Текст : непосредственный.
6. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части / сост. В. Н. Коковцов и С. В. Рухлов. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : тип. И. Н. Скороходова, 1894. - 207 с. - Текст : непосредственный.
unit and for the revision of the Penal Code : law]. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 2-e. Tom LIV. Otdelenie 2. No. 60268.
3. (1887). Ob ustrojstve upravlenij otdel'nymi mestami zakljuchenija grazhdanskogo vedomstva i tjuremnoj strazhi : zakon 15 ijunja 1887 g. [Conclusions civil departments and guards: law 15 June 1887]. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 3-e. Tom 7. No. 4593.
4. Kusainov, T. A. (2022). Nekotorye voprosy kadrovoj politiki v penitenciarnyh uchrezhdenijah Saratovskoj gubernii v nachale XX veka [Personnel policies in the penitentiary in the state of Saratov governorate in the beginning of the century]. Basis. No. 2 (12). P. 67-70. ISSN 2587-8042. DOI 10.24412/2587-8042-2022-212-67-70.
5. (1911). Sbornik cirkuljarov, izdannyh po Glavnomu tjuremnomu upravleniju v 1879-1910 gg. Ch. 1. [Compendium of circularies, published in the general government of Turkey in 1879-1910. Part 1]. Sankt-Peterburg. 26 p.
6. (1894). Sistematicheskij sbornik uzakonenij i rasporjazhenij po tjuremnoj chasti / Sost. V. N. Kokovcov i S. V. Ruhlov. 2-e izd., ispr. i dop. [Systematic compendium of legalonii and rasporyazhenii by tyuremnoi parts. Comp. V. N. Kokovtsov and S. V. Rukhlov. 2nd ed.]. Sankt-Peterburg. Tip. I. N. Skorohodova. 207 p.