Научная статья на тему 'Организационно-технологическое обеспечение избирательных кампаний регионального уровня (на примере Москвы и Кировской области)'

Организационно-технологическое обеспечение избирательных кампаний регионального уровня (на примере Москвы и Кировской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
692
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС / ОППОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комаровский Владимир Савельевич, Железова Марина Сергеевна

Данная статья посвящена институту всеобщих выборов, который является одним из важнейших элементов современных политических систем, а именно избирательным кампаниям регионального уровня: их организационно-технологическому обеспечению. Важно понимать, что учет региональных особенностей при проведении и организации выборов необходим для построения грамотной стратегии, выбора подходящих технологий, способных оказать желаемое воздействие на избирателей отдельно взятого региона, что, так или иначе, влияет на эффективность избирательной кампании. В статье представлены различия в использовании политических технологий на региональном уровне (на примере представителя оппозиции в лице Алексея Навального - на пост мэра города Москвы, и инкумбента Никитой Белых - на пост губернатора Кировской области) при помощи сравнительного анализа политических кампаний кандидатов. Данный анализ позволяет определить разницу возможностей участия в выборах у оппозиции и инкумбентов при разной поддержке, финансовых способностях и региональной специфике, а также позволяет увидеть, к чему тяготеет политическая элита, какими методами пытается пробить себе путь к власти и чего в итоге добивается своими усилиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL GUARANTEE OF ELECTION CAMPAIGNS REGIONAL LEVEL (THE EXAMPLE OF MOSCOW AND KIROV REGION)

This article is devoted to the Institute of General elections, which is one of the most important elements of modern political systems, exactly the electoral campaigns of the regional level: their organizational and technological ensure. It is important to consider the regional particularities in the organization of elections for building a competent strategy, the selection of suited technologies that can influence voters of any region it is important for the efficiency of the election campaign. Based on a comparative analysis of the political campaigns of candidates were considered the differences of the use of political technologies at the regional level (examples are opposition leader Alexei Navalny, who claimed the post of mayor of Moscow and the incumbent Nikita Belykh on a post of the Governor of the Kirov region). This analysis allows us to determine the difference in the participation in elections the opposition and the incumbent with different support, financial opportunities and regional particularities. Moreover it allows us to review what pursues the interests of the political elite, what methods it uses to take power and what is the result.

Текст научной работы на тему «Организационно-технологическое обеспечение избирательных кампаний регионального уровня (на примере Москвы и Кировской области)»

В.С. Комаровский, М.С. Железова

ОРГАНИЗАЦИОННО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КАМПАНИЙ

РЕГИОНАЛЬНОГО

УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ

МОСКВЫ И КИРОВСКОЙ

ОБЛАСТИ)

Аннотация

Данная статья посвящена институту всеобщих выборов, который является одним из важнейших элементов современных политических систем, а именно избирательным кампаниям регионального уровня: их организационно-технологическому обеспечению. Важно понимать, что учет региональных особенностей при проведении и организации выборов необходим для построения грамотной стратегии, выбора подходящих технологий, способных оказать желаемое воздействие на избирателей отдельно взятого региона, что, так или иначе, влияет на эффективность избирательной кампании. В статье представлены различия в использовании политических технологий на региональном уровне (на примере представителя оппозиции в лице Алексея Навального - на пост мэра города Москвы, и инкумбента Никитой Белых - на пост губернатора Кировской области) при помощи сравнительного анализа политических кампаний кандидатов. Данный анализ позволяет определить разницу возможностей участия в выборах у оппозиции и инкумбентов при разной поддержке, финансовых способностях и региональной специфике, а также позволяет увидеть, к чему тяготеет политическая элита, какими методами пытается пробить себе путь к власти и чего в итоге добивается своими усилиями.

V. Komarovskii, M. Zhelezova

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL GUARANTEE OF ELECTION CAMPAIGNS REGIONAL LEVEL (THE EXAMPLE OF MOSCOW AND KIROV REGION)

Abstract

This article is devoted to the Institute of General elections, which is one of the most important elements of modern political systems, exactly the electoral campaigns of the regional level: their organizational and technological ensure. It is important to consider the regional particularities in the organization of elections for building a competent strategy, the selection of suited technologies that can influence voters of any region -it is important for the efficiency of the election campaign. Based on a comparative analysis of the political campaigns of candidates were considered the differences of the use of political technologies at the regional level (examples are opposition leader Alexei Navalny, who claimed the post of mayor of Moscow and the incumbent Nikita Belykh - on a post of the Governor of the Kirov region). This analysis allows us to determine the difference in the participation in elections the opposition and the incumbent - with different support, financial opportunities and regional particularities. Moreover it allows us to review what pursues the interests of the political elite, what methods it uses to take power and what is the result.

Ключевые слова:

выборы, избирательные технологии, избирательный процесс, политическая элита, административный ресурс, оппозиция.

Key words:

election, election technology, election process, political elite, administrative resource, opposition.

Институт всеобщих выборов является одним из важнейших элементов современных политических систем. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование властных органов.

Выборы, кроме достижения своей основной цели - формирования властных органов и структур, - выполняют еще ряд важных политических функций, таких как артикуляция, агрегация и представление интересов различных социальных групп, политическая социализация населения, интеграция различных мнений и формирование общей политической воли [21].

Однако выборы не всегда выполняют свое предназначение, что не в последнюю очередь связано с организацией избирательных кампаний, учетом местной специфики.

Российское государство - это федеративное государство, в связи, с чем на ее территории проводятся выборы различного уровня: федерального, регионального и местного. Региональные выборы отчасти мало чем отличаются от выборов федерального и местного уровней, но отличия все же есть как в состоянии денежных ресурсов, участии средств массовой информации, явкой, так и в использовании избирательных технологий. Эксперты отмечают, что явка на региональных выборах значительно ниже, чем на федеральных; средства массовой информации работают только локально, денежные суммы на счетах избирательных фондов гораздо скромнее. Многое зависит и от национального и этноконфессионального состава населения региона, истории вхождения в состав Российской Федерации, наличия существенных различий, как в уровне социально-экономического развития регионов, так и в политической культуре населения, характере взаимоотношений между властью и обществом и наличие обратной связи между ними. Подобная «региональная специфика» предполагает совершенно разную реакцию избирателей каждого отдельно взятого субъекта страны на одни и те же политические технологии. Учет региональных особенностей при проведении и организации выборов необходим для построения грамотной стратегии, выбора подходящих технологий, способных оказать желаемое воздействие на избирателей отдельно взятого региона, что, так или иначе, влияет на эффективность избирательной кампании.

Следует также понимать, что организация избирательных кампаний является важным и трудоемким процессом вне зависимости от использования административного и технологического ресурсов. Этот процесс содержит в себе множество нюансов, начиная со сбора подписей и заканчивая организацией предвыборной агитации.

Грамотное использование политических технологий позволяет как оппозиции, так и действующей власти добиваться своих целей: увеличить электорат кандидата, повысить узнаваемость и авторитет в глазах избирателей, и самое главное, с помощью них можно создать желаемый образ кандидата. Часто повседневному обывателю некогда изучать программы многочисленных кандидатов, он занят другими, более важными, по его мнению, делами - работой и семьей. И здесь на помощь кандидату приходят политические технологии. Постоянно мелькающая реклама на телевидение, лозунги по радио, огромные билборды с лицами кандидатов, газеты и листовки доносят информацию о предстоящих выборах и кандидате до населения. Именно грамотная агитация позволяет продвигать кандидата на выборах, как это и произошло в случае с Алексеем Навальным на выборах в мэры Москвы в 2013 году. Ему и его команде удалось собрать большое количество голосов за короткий промежуток. За 2,5 месяца Навальный поднял свой рейтинг с 3-5% до 27,24% по итогам голосования, а это несомненно большой успех. Его же ближайшие конкуренты, которые не смогли грамотно провести предвыборную агитацию, набрали гораздо меньше голосов: Коммунист Иван Мельников набрал - 10,69% голосов, лидер «Яблока» Сергей Митрохин -3,51%, кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев - 2,86%, кандидат от «Справедливой России» Николай Левичев - 2,79% [14].

Алексей Навальный провел, действительно, одну из самых ярких и запоминающихся предвыборных кампаний на выборах мэра города Москвы в 2013 году - он не обладал административным ресурсом, но имел серьезную финансовую поддержку спонсоров, избирательный штаб и хорошую команду талантливых политтехнологов и консультантов, которые помогли ему грамотно воспользоваться другими каналами распространения информации в обход телевидения, и, конечно же, он бы не справился без помощи волонтеров-единомышленников.

Согласно результатам опросов населения встреча с кандидатом является одним из наиболее предпочтительных коммуникационных каналов для получения информации о кандидате.

Основные поездки кандидата планируются во время составления плана-графика избирательной кампании. Однако в ходе самой избирательной кампании приходится корректировать план в зависимости от развития ситуации, некоторые поездки отменяются и готовятся более актуальные.

Именно поэтому Алексей Навальный решил построить свою предвыборную кампанию на базе личных встреч с электоратом. За два с половиной месяца он провел 89 встреч, которые в сумме посетили порядка 40 тыс. избирателей [1].

Обратившись к зарубежному опыту и используя личные встречи с горожанами, штаб Навального решил их сделать некой «фишкой» избирательной кампании. На этих встречах кандидат мог не только презентовать свою программу, но и рассказать о себе и пообщаться напрямую с избирателями. Как показывает практика, личный контакт кандидата с горожанами легче всего превращается в голос на выборах.

Как только подобные встречи возымели успех, и количество приходящих на них возрастало в геометрической прогрессии, стали возникать проблемы юридического характера. Изначально встречи заявляли как митинги и, префектура не спешила согласовывать и утверждать их проведение. Тогда юристы штаба предложили в соответствии с законом о выборах заявлять встречи как агитацию, что значительно облегчило их проведение. Первые встречи прошли уже 26 июля, преимущественно в спальных районах города. Сделано это было с расчетом на то, что придет как можно больше людей помимо активистов и журналистов. Информация о проведении мероприятия и приглашения на него заранее распространялись по почтовым ящикам и расклеивались на подъездных досках объявлений. Важно отметить что первые встречи проходили в разное время, и это было сделано специально, для того чтобы выявить оптимальное время для их проведения. Возможность посещать их должна быть, как у пенсионеров, студентов, молодых мам, так и у работающего населения.

Встречи оборудовались достаточно просто: два агитационных куба, небольшая сцена, стенд за спиной кандидата и аудиосистема. По мере проведения встреч обнаруживались мелкие недостатки, которые на последующих мероприятиях устранялись: это отсутствие стульев для пенсионеров и зонтиков на случай дождя или жары.

Для тех, кто по той или иной причине не посетил мероприятие, была придумана еще одна уникальная технология для российских выборов - рас-

пространение газет по итогам встреч. В газетах содержалась краткая биография кандидата, выжимка из речи, ответы на вопросы, а также отзывы жителей, которые собирались путем блиц-опроса.

Предвыборную агитацию Алексея Навального спокойно можно назвать самой эффективной в период выборов 2013 года на пост мэра Москвы. Об этом свидетельствуют данные опросов, которые показали, что около 43% москвичей видели агитационные материалы Навального в том или ином виде, будь то кубы, газеты или агитмобили [1].

На улицах было распространено 14,8 млн. агитационных материалов. Главные каналы - адресная доставка и кубы.

Наряду с обычными кубами устанавливались и так называемые «мет-рокубы», на которых выдавались майки, сумки и печатные агитационные материалы в том числе. Также существовали и «автокубы»: все желающие могли на месте наклеить стикер на авто с надписью «За Навального!».

По подсчетам Штаба Алексея Навального было проведено кубов-мероприятий - 2756 и роздано - 4107322 агитматериалов [1].

Еще одно ноу-хау предвыборной кампании Навального - это работа агитаторов в метро или проект «Подземка».

Стоит заметить, что подобную схему, а именно работу в метро не использовали агитаторы других кандидатов, что, несомненно, давало преимущество Алексею Навальному. Агитаторы на схемах метро клеили стикеры с надписью «Здесь живет Навальный», а на дверях вагонов рядом с надписью «Не прислоняться» - «Не врать и не воровать!». Однако они не раздавали самолично никаких печатных материалов, дабы избежать серьезных проблем с законом, а просто оставляли их в вагонах поездов и на скамейках пиронов метро.

Что же касается адресной рассылки, то порядка 60% больших газет было роздано платными распространителями по почтовым ящикам [1]. Стоит заметить, что лучше всего раздача агитационных материалов велась в начале кампании, когда еще не было острых противоречий и проблем с действующей властью. Адресная рассылка осуществлялась тремя волнами, привязанных к выходу тиражей агитационных газет. Наиболее эффективно распространился первый тираж, с остальными возникли проблемы - дворники и агитаторы других кандидатов вынимали газеты из почтовых ящиков. Однако согласно оценкам Штаба Алексея Навального около половины москвичей все-таки получили агитматериалы.

Еще в самом начале кампании Штаб Алексея Навального понял, что ему не дадут возможности воспользоваться рекламой на ТВ и радио. И тогда было решено использовать так называемую тактику «визуального захвата»: любая свободная площадь, будь то дверь, балкон, автомобиль или даже человек становилась медийной площадкой предвыборной кампании. На улицах Москвы распространялись наклейки и стикеры, которые стали настоящим хитом кампании Навального, так как они были самыми универсальными и узнаваемыми знаками кампании. Важно отметить, что к ним прилагалась подробная инструкция использования, чтобы избежать вандализм. Мы до сих пор можем увидеть на улицах города авто с этими наклейками.

Также все желающие поддержать Навального, волонтеры и агитаторы вывешивали на свой балкон баннеры. Возникали, конечно же, и проблемы, например, ко многим активистам приходили участковые с просьбой снять подобные баннеры.

На улицах города можно было встретить людей в футболках с яркими принтами в поддержку Алексея Навального. На них был сделан специально акцент, так как в отличие от баннеров и наклеек их сорвать или попросить снять нельзя.

Волонтеры и агитаторы в специальных сумках с ярким принтом и надписью «За Навального!», носили раздаточный материал, это тоже привлекало внимание. Особенно выгодно они смотрелись со значками «Мой мэр Навальный».

В предвыборной кампании Навального использовались и нестандартные для российской политики методы уличной агитации - проекторы, которые проецировали логотип предвыборной кампании на стены зданий, деревья и асфальт. Подобный вид агитации не дал желаемого эффекта и результата, но все же идея дала широкий медийный отклик.

Через год в Кировской области свою избирательную кампанию на губернаторских выборах провел Никита Белых. В отличие от кампании Навального она была менее яркой и заметной. И связано это отчасти с тем, что Владимир Путин назначил Белых временно исполняющим обязанности (далее - ВрИО) Губернатора Кировской области, тем самым дав понять, на кого он делает ставку. Возможно поэтому Никита Белых неактивно использовал различные избирательные технологии, делая ставку на административный ресурс, о чем говорят многочисленные жалобы и заявления его оппонентов и очевидцев. Сергей Мамаев депутат Государственной думы от КПРФ и кан-

дидат в губернаторы Кировской области по этому поводу писал подобную жалобу в ЦИК РФ и обращался к Владимиру Путину с просьбой разобраться с нарушениями избирательного законодательства. По его словам, глава региона «принуждал» подписываться за себя депутатов-коммунистов, тем самым не давая возможности, пройти Мамаеву «муниципальный фильтр» и стать кандидатом.

Позже им был подан судебный иск с теми же претензиями, но он был отклонен за недостачей доказательств.

Никита Белых также проводил встречи с избирателями в районах области, на предприятиях, мероприятиях по открытию построенных и отремонтированных социальных учреждений почти каждый день, однако не использовал никаких оригинальных и запоминающихся приемов, более того, он осуществлял эти встречи в рамках своей должности, что воспринималось избирателями как должное.

Стоит отметить, что Алексей Навальный проводил все встречи с потенциальными избирателями лично, а Никита Белых часто прибегал к помощи своих доверенных лиц, и избиратель не всегда положительно это оценивал, так как желал присутствие именно кандидата, чтобы задать вопросы на беспокоящие темы именно ему, а не через третьих лиц. Очевидно, что это происходило в виду должностной занятости Никиты Белых, ибо помимо проведения встреч с населением, он как ВрИО Губернатора Кировской области должен был успевать решать проблемы области.

Предвыборная же уличная агитация Н. Белых не была такой активной и наглядной как у А. Навального, хотя агитационно-пропагандистские печатные материалы все же раздавались. Это были различные листовки и газеты. Информацию о количестве розданного агитационного материала Штаб Н. Белых не афишировал.

Очевидно, что никакой агитации в метро Н. Белых не был в состоянии проводить как А. Навальный, так как в Кировской области его и вовсе нет. Также не использовалась расклейка логотипа на автомобилях. Возможно, штаб Белых посчитал это нецелесообразным, ведь подобная акция была бы эффективной только на территории крупных городов, а в Кировской области 25% сельского и деревенского населения, где данная технология не получила бы ожидаемый успех.

Одним словом, уличную агитацию Н. Белых нельзя назвать интересной, она была шаблонной, без новаций и различного рода провокаций.

Алексей Навальный и его Штаб вели серьезную работу в интернете и социальных сетях, что стало достаточно важной частью кампании. Было создано несколько интернет-порталов и ряд интернет-проектов, например:

Navalny.ru. На данном предвыборном портале можно было найти краткую информацию о кандидате, новости о событиях кампании, отчеты по работе волонтеров, анонсы всех проводимых мероприятий. На этом же сайте размещалась статистика по кампании: число кубов, встреч, волонтеров; информация по числу пожертвований и собранных денег. А на последней неделе велся обратный отсчет времени до начала выборов.

Cube.navalny.ru. Задачей данного портала было размещение визуальной информации о месте положения кубов и автокубов на карте московского метро, а то есть и информации о месте проведения массовых встреч с кандидатом. Данная карта стала отличным способом и инструментом координации волонтеров. Кроме того, любой желающий мог зайти на портал и узнать, где будет проводиться мероприятие, и оставить заявку на участие в агитации. Карта кубов - стала одним из самых технологичных интернет-проектов предвыборной кампании. При ее разработке использовались twitter bootstrap, REST- интерфейс, JSON и многие другие программы.

Moskva.navalny.ru. Данный сервис был создан специально с целью агитации москвичей через социальные сети, преимущественно через «Вконтак-те». Для увеличения эффективности портала подбор респондентов велся по возрасту и полу. Колебания в возрасте не превышали пяти лет, и в основном мужчинам респондентам приходилось общаться с женщинами и наоборот. Первое сообщение генерировалось автоматически, однако при желании оно могло быть скорректировано, дальше агитатор вел беседу самостоятельно.

V.navalny.ru. Был создан специальный календарь-планировщик личного участия в предвыборной кампании на последние десять дней до начала выборов. На сайте размещалась информация о нужном количестве волонтеров. Стоит заметить, что по подсчетам Штаба Алексея Навального было выяснено, что данный портал является самым часто посещаемым порталом после navalny.ru.

Za.navalny.ru. На этом сайте размещались высказывания известных людей в поддержку Навального, которые также можно было обнаружить и в социальных сетях, таких как: «Вконтакте», «Одноклассники», «Twitter» и других. Данный сервис был запущен за день до дня тишины.

Vote.navalny.ru. Был запущен в день тишины, с целью агитировать горожан просто прийти на выборы и проголосовать за любого кандидата, которого они считают достойным и которому они смогут доверить город. Данный проект также продвигался и в социальных сетях.

По словам Штаба Навального, они отказались от ТВ-рекламы из-за административного давления и решили сосредоточиться на других медиа-источниках: интернет и радио. Основным инструментом распространения информации о кандидате в интернете стала контекстная реклама на некоторых сайтах, реклама в мобильных приложениях, баннеры и видео-ролики. Информацию о кампании и кандидате горожане могли увидеть, как на странице поисковой выдачи, так и на сайтах-партнерах, форумах, некоторых новостных ресурсах. И все это, так или иначе, давало свои плоды. Например, таргетинг, нацеленный преимущественно на людей, которые не интересуются выборами, выявил долю переходов по ссылке около 70%. В конце концов, интернет оказался самым дешевым медиа-носителем для предвыборной кампании по подсчетам Штаба.

Что же касается рекламы на радио, то и она смогла охватить достаточно большой процент населения города. Размещена она была на шести радиостанциях, которые были специально подобраны так, чтобы их целевые аудитории не пересекались: «Эхо Москвы», «Радио 7», «Шансон», «Дорожное радио», «Ретро FM» и «Кекс FM» [1].

Мы живем в информационном веке, веке компьютерных технологий. И зачастую достучаться до молодежи и продвинутого населения можно лишь, прибегнув к использованию информационных порталов в сети-Интернет. В этом отношении Никита Белых и его Штаб не уступили Алексею Навальному и тоже вели продуктивную работу в сети, пусть и не такую масштабную.

ВрИО Губернатора вел в сети свой живой журнал http://belyh.livejournal.com/, куда ежедневно вносил информацию о своей деятельности и ее результатах.

Также Штаб Никиты Белых развернул работу в его поддержку на портале 1пйр://голосуюзаникитубелых.рф, где можно было оставить свое мнение или наказ. На этом портале также отмечалось, что Никита Белых является эффективным губернатором Кировской области, который на протяжении пяти лет (2009-2014 гг.) делал многое для области, и что с ним связано и ее будующее. Более того, на портале была представлена информация о том, что Белых поддержали партии «Единая Россия» и «Справедливая Рос-

сия». А также, что доверие Никите Белых выразил Президент Владимир Владимирович Путин.

Существовал еще один сайт http://www.belyh.ru/, на котором транслировалась вся деятельность ВрИО Губернатора области связанная с посещением различных предприятий, школ и детских садов, открытия котельных и многое другое, на нем же была представлена программа кандидата, его биография, и, конечно же, результаты его пятилетней губернаторской работы.

Хотелось бы отметить, что в отличие от А. Навального на стороне Никиты Белых были и региональные СМИ, такие как ГТРК «Вятка», которые презентовали его поездки по районам области, прямые линии с губернатором области и прочие мероприятия.

Предвыборная кампания А. Навального получилась особенно яркой, конечно же, не только за счет активной уличной агитации, интернет-рекламы, но и благодаря грамотной и интересной работе с волонтерами, ну и благодаря трем массовым митингам.

Основной задачей проводимых вечеринок для волонтеров, в первую очередь, было налаживание горизонтальных связей с волонтерами и мобилизация единомышленников. Подобные мероприятия еще больше сплачивали активистов, что позволяло им работать над компанией более продуктивно и качественно.

Организация других массовых мероприятий давалась нелегко - несколько раз Штабу было отказано в предоставлении площадки, которая бы вместила желаемое количество единомышленников и избирателей. И тогда было решено провести митинг в Сокольниках, после которого А. Навальный и несколько человек из Штаба были задержаны правоохранительными органами «за вытаптывание зеленых насаждений». Там же ему напомнили, что все массовые мероприятия необходимо согласовывать с мэрией и отпустили. Было проведено еще несколько митингов, один из них поразил всех своей масштабностью. Митинг был совмещен с концертом, на котором высказалось несколько известных людей в поддержку кандидата и выступило несколько популярных групп. Данное мероприятие проходило на проспекте Сахарова, что позволило собрать порядка 30 тыс. горожан согласно подсчетам Штаба [1]. Последний уже послевыборный «митинг уставших людей» был проведен на Болотной площади. Отличилось данное мероприятие своим нестандартным форматом, на нем не выкрикивали лозунги, не выступали политики, а только лишь сотрудники штаба, которые рассказывали о проделанной рабо-

те. В ходе мероприятия активисты раздавали наклейки, значки и плакаты с надписью «Навальный».

В отличие от А. Навального Н. Белых не вел такой плотной работы со своими единомышленниками. Никаких вечеринок и митингов не проводил, отчасти по той причине, что в этом не было необходимости, а самое главное времени. Кировская область по территории в разы больше Москвы, и не все бы активисты смогли бы посетить то или иное мероприятие, а времени и денег на их организацию в разных районах области совсем не было, так как Никита Белых должен был успевать выполнять работу ВрИО Губернатора области.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим важность использования агитационно-массовых политических технологий в выборных кампаниях. Благодаря использованию новых и адаптированных под московского жителя технологий Алексей Навальный смог добиться больших успехов.

Но, конечно же, не стоит уповать на успех в выборах, опираясь только на использование технологий. Существует все-таки определенный процент граждан, которые внимательно читают программу кандидатов, оценивающих его по реальным делам. Кроме того, есть эксперты, которые посредством СМИ донесут необходимую информацию до населения, или наоборот, могут «выдернуть» из контекста фразы, которые могут скомпрометировать кандидата, воспользовавшись незнанием людьми того или иного кандидата. Использование политических технологий позволит кандидату достойно презентовать себя, свои убеждения и программу. Многие эксперты считают, что подобный процент голосов в пользу А. Навального всего лишь стечение обстоятельств, так как единый день голосования пришелся на теплый «сентябрьский денек» и весь электорат С. Собянина был «на даче», что позволило Навальному оттянуть значительный процент голосов в свою пользу. Но все же, массовые мероприятия, проводимые в поддержку кандидата Навального доказывают, что не все так уж и просто, и что политические технологии сыграли в этом далеко не последнюю роль!

Если же анализировать подход Н. Белых на выборах Губернатора Кировской области в 2014 году, то он минимизировал свое участие в предвыборной гонке: не всегда участвовал в дебатах с другими кандидатами, иногда личные встречи с жителями районов области проводили его помощники, выступления на ТВ были только в рамках губернаторской деятельности: открытие новых и отремонтированных детсадов, школ, заводов и котельных.

Однако реклама в Интернете была, пусть и немногочисленной, но на личный портал информация выкладывалась своевременно. И все же он одержал победу, набрав 69,98% голосов, во многом ему помог административный ресурс и поддержка электората правящей власти, так как «Единая Россия» открыто заявила о своей поддержке данного кандидата. Возможно, если бы он использовал больше организационно-технологических методов и приемов в своей кампании, то набрал бы значительно больше количество голосов в поддержку своей кандидатуры, но не посчитал нужным тратить свое время на политическую борьбу, так как его задачей было остаться у «руля», чтобы продолжать поступательно решать проблемы региона, и тем самым подкрепить доверие граждан своей области.

Нельзя забывать также, что административный ресурс в современной России все еще во многом довлеет над организационно-технологическими аспектами и нередко обеспечивает победу кандидату на выборах даже при слабой организации агитационно-пропагандистских мероприятий.

Литература

1. Амелин В.Н., Зотова З.М. Эффективное управление избирательной кампании. М., 2001.

2. Владимирова Е. Если завтра выборы // Котельничский Вестник. 2014. №108.

3. Григорьев М.С., Ханов Г.Г., Чернозуб О.Л. Региональный избирательный штаб в федеральной избирательной кампании. М., 2001.

4. Избирательный кодекс города Москвы: Закон г. Москвы от 06.07.2005 №38 // «Ведомости Московской городской Думы». 2005. №8.

5. Логинова Е. Губернаторские выборы: шанс есть. Все - у одного // Котельничский ВЕСТНИК. 2014. №49.

6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 2002. №24.

7. О выборах Губернатора Кировской области: Закон Кировской области №157-ЗО // «Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области». 2012. №4(142).

8. Решетникова Е.А. Административный ресурс как избирательная технология // Вологодинские чтения. 2004. №42.

9. Шабров О.Ф. Системный подход и моделирование: общие принципы и специфика применения в политической сфере // Моделирование в социально-политической сфере. 2007. №1.

References

1. Amelin V.N., Zotova Z.M. Effektivnoe upravlenie izbiratel'noi kam-panii. M., 2001.

2. Vladimirova E. Esli zavtra vybory. Kotel'nichskii Vestnik. 2014. №108.

3. Grigor'ev M.S., Khanov G.G., Chernozub O.L. Regional'nyi izbi-ratel'nyi shtab v federal'noi izbiratel'noi kampanii. M., 2001.

4. Izbiratel'nyi kodeks goroda Moskvy: Zakon g. Moskvy ot 06.07.2005 №38.«Vedomosti Moskovskoi gorodskoi Dumy». 2005. №8.

5. Loginova E. Gubernatorskie vybory: shans est'. Vse - u odnogo. Kotel'nichskii VESTNIK. 2014. №49.

6. Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 12.06.2002 №67-FZ // «Sobranie zakonodatel'stva RF». 2002. №24.

7. O vyborakh Gubernatora Kirovskoi oblasti: Zakon Kirovskoi oblasti №157-ZO. «Sbornik osnovnykh normativnykh pravovykh aktov organov gosudarstvennoi vlasti Kirovskoi oblasti». 2012. №4(142).

8. Reshetnikova E.A. Administrativnyi resurs kak izbiratel'naya tekhnologiya. Vologodinskie chteniya. 2004. №42.

9. Shabrov O.F. Sistemnyi podkhod i modelirovanie: obshchie prin-tsipy i spetsifika primeneniya v politicheskoi sfere. Modelirovanie v sot-sial'no-politicheskoi sfere. 2007. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.