Научная статья на тему 'Применение интернет-технологий в российских избирательных кампаниях'

Применение интернет-технологий в российских избирательных кампаниях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3218
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ВЫБОРЫ / ПРЕДВЫБОРНАЯ БОРЬБА / ОНЛАЙН-КАМПАНИЯ / АГИТАЦИЯ / КАНДИДАТ / ELECTORAL INTERNET TECHNOLOGIES / ELECTION CAMPAIGN / ELECTIONS / ONLINE CAMPAIGN / AGITATION / CANDIDATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Надпорожский Илья Александрович

В данной статье рассматривается история применения электоральных интернет-технологий в развитых демократиях на примере президентских выборов в США. Прослеживаются изменения, которые претерпели интернет-технологии с трансформацией Web 1.0 в Web 2.0; выделяются функции, выполняемые онлайнтехнологиями в современных избирательных кампаниях. Во второй части работы кратко описана история развития подобных технологий в России, приведены примеры наиболее успешных онлайн-кампаний, а также предпринята попытка определить, насколько интенсивно интернет-технологии применялись во время электорального цикла 20161017 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of Internet technologies in Russian election campaigns

This article examines the history of the use of electoral Internet technologies in developed democracies by the example of presidential elections in the United States. The changes that Internet technologies have undergone are changing with the transformation of Web 1.0 into Web 2.0; the functions performed by online technologies in modern election campaigns are singled out. The second part of the work briefly describes the history of the development of such technologies in Russia, gives examples of the most successful online campaigns, and attempts to determine how intensively Internet technologies were used during the electoral cycle of 2016-2017.

Текст научной работы на тему «Применение интернет-технологий в российских избирательных кампаниях»

Применение интернет-технологий в российских избирательных кампаниях The use of Internet technologies in Russian election campaigns

Надпорожский Илья Александрович

Бакалавр

3 курса факультета политологии СПБГУ Россия, Санкт-Петербург. e-mail: ianadpor@list. ru

Nadporozhskii Ilya Aleksandrovich

Bachelor

3-rd course of the Faculty of Political Science SPBU

Russia, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассматривается история применения электоральных интернет-технологий в развитых демократиях на примере президентских выборов в США. Прослеживаются изменения, которые претерпели интернет-технологии с трансформацией Web 1.0 в Web 2.0; выделяются функции, выполняемые онлайн-технологиями в современных избирательных кампаниях. Во второй части работы кратко описана история развития подобных технологий в России, приведены примеры наиболее успешных онлайн-кампаний, а также предпринята попытка определить, насколько интенсивно интернет-технологии применялись во время электорального цикла 20161017 года.

Annotation.

This article examines the history of the use of electoral Internet technologies in developed democracies by the example of presidential elections in the United States. The changes that Internet technologies have undergone are changing with the transformation of Web 1.0 into Web 2.0; the functions performed by online technologies in modern election campaigns are singled out. The second part of the work briefly describes the history of the development of such technologies in Russia, gives examples of the most successful online campaigns, and attempts to determine how intensively Internet technologies were used during the electoral cycle of 2016-2017.

Ключевые слова: электоральные интернет-технологии, избирательная кампания, выборы, предвыборная борьба, онлайн-кампания, агитация, кандидат.

Key words: electoral Internet technologies, election campaign, elections, election campaign, online campaign, agitation, candidate.

Согласно данным электронного научного журнала Mediascope в октябре 2016 года - марте 2017 аудитория Инетернета в России среди людей старше 12 лет составила 87 млн. человек. Летом 2017 года ежедневно выходили в интернет 60% взрослых россиян, еженедельно - 67%, ежемесячно - 70%. Особой популярностью у наших соотечественников пользуются социальные сети, в основном Вконтакте и Одноклассники. Вконтакте ежемесячно посещает более 97 млн. человек.

Интернет и социальные сети укоренились в российской действительности; согласно данным опросов Левада-центра именно социальные сети стали значимым каналом получения информации для миллионов наших соотечественников. Подобные трансформации не могли не привлечь внимание представителей современной российской политической элиты, их политических консультантов и PR-групп. Уже достаточно долгое время российский интернет используется как площадка для политической борьбы и предвыборной агитации.

Цель данной работы - рассмотрение области применения интернет-технологий в современных российских избирательных кампаниях.

В первую очередь следует отметить, что с развитием интернет-технологий в середине девяностых годов западное научное сообщество разделилось на две группы - утопистов и скептиков. С точки зрения одних онлайн-коммуникация способна играть решающую роль в избирательных кампаниях, внутренней и внешней политике государства в целом. Интернет и социальные сети позволяют донести политически значимую информацию до широкого круга лиц с минимальными издержками. Визуально красочная и яркая информация способна изменить

политические предпочтения электората, облегчить диалог и мобилизовать его на совершение тех или иных политических действий. С точки зрения скептиков интернет - это лишь вспомогательный инструмент политической коммуникации, а воздействие на предпочтение избирателей если может происходить, то происходит исключительно в оффлайн-среде. Появилось несколько исследований, в рамках которых предпринималась попытка эмпирически доказать несостоятельность «электоральной интернет-революции».

Со временем политическая практика доказала, что интернет-технологии действительно способны оказывать значительное влияние на политическую действительность. В развитых демократических системах установившийся до появления Интернета ход предвыборных кампаниях были принципиально изменен.

Во многом данные трансформации связаны с тем, что сам интернет с середины девяностых до середины двухтысячных годов претерпел радикальные изменения.

Для понимания данного процесса следует рассмотреть понятия Web 1.0 и Web 2.0. «Сеть» первого поколения появилась с относительно широким распространением доступа в интернет в начале последнего десятилетия двадцатого века, характеризовалась преобладанием однонаправленной коммуникацией и была предназначена скорее для презентации информации в виртуальном пространстве. В избирательных кампаниях, проведенных в период существования Web 1.0 преобладающей интернет-технологией было создание «сайта-визитки» кандидата или политической партии для представления программы или выстраивания имиджевых характеристик политика. В данной парадигме интернет продвижение кандидата мало чем отличалось от аналогичного продвижения по телевидению или радио: менялся лишь канал передачи и визуальные характеристики информации, сам характер взаимодействия между отправителем и получателем информации оставался тем же.

Радикальные изменения в сети Интернет произошли в 2004-2005 году. Именно тогда активно развился концепт «Web 2.0», который характеризуется возможностью двустороннего процесса коммуникации. Появилось множество ресурсов, где интернет-пользователь мог быть не просто потребителем информации, но и вносить в нее изменения. Самый яркий пример - Wikipedia, право на редактирование которой имеет любой зарегистрированный участник сети. Более того, именно тогда начинают активно распространяться социальные сети, подарившие миру возможность взаимодействовать с неограниченным кругом лиц за счет публичного и приватного обмена информацией.

Web 2.0 значительно расширил возможности по применению интернет-технологий в избирательных кампаниях. Так, теперь кандидат может фактически напрямую общаться со своими сторонниками, объединять их в онлайн-сообщества и осуществлять сбор наказов или обращений.

Первой избирательной кампанией, уверенно доказавшей тезис о значимости инструментов интернет-коммуникации в предвыборной борьбе, стала кампания Барака Обамы на выборах президента США 2008 года. Тогда Барак Обама набрал 52,9% при рекордно высокой явке в 58,2% избирателей. До этого интернет-технологии уже применялись в американских избирательных кампаниях в 2000 и 2004 году, однако интернет не являлся для кандидатов основным инструментом по привлечению сторонников и финансирования, тогда как в кампании Барака Обамы интернет-технологиям было суждено сыграть первостепенную роль.

Итак, какую же роль интернет-технологии сыграли в избирательной кампании Барака Обамы? Во-первых, личное присутствие кандидата в президенты в социальных сетях и высокий уровень активности его страницы. На момент избрания в друзьях у Барака Обамы на Facebook состояло 2 397 253 человека, тогда как у его конкурента от республиканской партии Джона Маккейна только 622 860. Постоянная публикация постов по актуальной повестке позволило Обаме быть «ближе» к избирателям, а также создать видимость личной заинтересованности в каждом значимом событии. Во-вторых, избирательный штаб Обамы провел активную кампанию в социальных сетях. Было создано и распространено огромное количество вирусных видео с участием знаменитостей, агитирующих за кандидата. Более того, сам предвыборный сайт кандидата My.barackobama был создан по образцу социальной сети и

позволял находить, информировать и осуществлять мобилизацию сторонников на митинги и иные мероприятия кандидата. В-третьих, избирательным штабом Обамы была проделана колоссальная работа по сбору более чем 13 млн. адресов электронной почты своих сторонников и последующей рассылке писем от имени кандидата. В -четвертых, Обама впервые применил интернет-площадку для масштабной кампании по сбору средств, что позволило ему собрать колоссальную сумму в 742 млн. долларов и тем самым решить все проблемы с финансированием кампании. Важно отметить, что 57% всех добровольных взносов составляли небольшие пожертвования в пределах 100-200 долларов.

Таким образом, на основании рассмотрения данной успешной кампании с активным применением интернет -технологий можно выделить ряд функций, которые интернет-технологии могут выполнять во время предвыборной гонки:

1. Представление программы кандидата и его взглядов на регулярно возникающие проблемные ситуации в социальных сетях и на личном сайте.

2. Выстраивание образа кандидата на платформе социальных сетей, личного блога или сайта.

3. Сбор обращений избирателей на личном сайте.

4. Сбор средств на проведение избирательной кампании.

5. Поиск волонтеров избирательной кампании через социальные сети и личный сайт.

6. Адресная рассылка обращений кандидата потенциальным сторонникам.

7. Мобилизация сторонников на проведение публичных мероприятий через сообщества в социальных

Перейдем к рассмотрению изменения роли интернет-технологий в российских избирательных кампаниях. Стоит отметить, что значение электоральных интернет-технологии в России трансформировалось по схожей с рассмотренной выше логикой.

Во время электорального цикла 1996-1998 все крупнейшие политические партии России создали свои интернет-сайты. Однако во многом этот процесс носил формальный характер и зачастую был обусловлен стремлением показать собственную «прогрессивность». На вэб-страницах публиковались сухие программы партий, двусторонней коммуникации с пользователями практически не велось: российские элиты не придавали значимости агитации в интернете. Более того, следует отметить тот факт, что на тот момент доступом в интернет обладало лишь крайне ограниченное количество россиян, а значит применение электоральных интернет-технологий не имело никакого практического значения.

К началу двухтысячных годов собственный интернет-сайт становится «правилом хорошего тона» для любого рассчитывающего на победу кандидата. В 2000 году расходы на агитацию в интернете впервые прописываются в бюджете избирательных кампаний многих партий и политиков. Отдельно следует отметить предвыборный сайт Владимира Путина www.putin2000.ru, являющийся ярким примером попытки вовлечения интернет-пользователей во взаимодействие с кандидатом. Заходя на данный сайт, пользователь мог отправить обращение на имя кандидата в президенты, при этом возможность просмотреть другие обращения появлялась только после отправки собственной формы.

Вплоть до 2011-2012 годов в российских электоральных интернет-технологиях преобладал концепт Web 1.0: политические партии и кандидаты использовали интернет и развивающиеся социальные сети лишь как площадку для информирования потенциальных избирателей, технологии вовлечения электората практически не применялись. Радикальные изменения произошли лишь после серии протестов 2011-2012 года, в ходе которых оппозиционные существующей власти партии активно использовали социальные сети для мобилизации своих сторонников и организации митингов. Данные события актуализировали в российском медиа-пространстве тему использования

сетях.

8

Мобилизация сторонников в день голосования.

социальных сетей в политической борьбе и привлекли внимание политических элит к применению электоральных интернет-технологий.

Первой масштабной российской избирательной кампанией с активным применением электоральных интернет-технологий следует считать кампанию Алексея Навального на выборах мэра Москвы 2013 года. Оппозиционному политику удалось набрать 27% голосов и занять второе место после кандидата Сергея Собянина, поддержанного «Единой Россией».

Одной из задач политика, достаточно широко известного в интернет-кругах, но при этом не обладающего высоким уровнем узнаваемости в оффлайне, стал перевод активности своих сторонников из интернет-среды в реальность. Для этого им было реализовано несколько интернет-проектов, схожих с технологиями команды Барака Обамы во время предвыборной гонки 2008 года.

Во-первых, это создание ресурса «Мосвписка», предназначенного для поиска волонтеров избирательной кампании, готовых приехать в Москву из других регионов, а также поиска для них жилья. Во-вторых, проект «Навальный в каждый дом» - любой желающий мог поставить отметку на интерактивной карте своего района и получать в почтовый ящик агитационную продукцию кандидата. В-третьих, во всех крупных социальных сетях создавались страницы «Команды Навального», предназначенные для объединения и мобилизации сторонников политика. В-четвертых, при помощи различных онлайн-сервисов Алексею навальному удалось собрать крупную сумму на проведение собственной кампании. В-пятых, создание ставшего популярным видеопроекта «Круги Навального», в рамках которого кандидат на пост мэра города встречался с представителями различных социальных слоев для обсуждения актуальных вопросов.

На сегодняшний день электоральные интернет-технологии по-прежнему недостаточно активно применяются в российской практике. Большая часть из примеров применения таковых, появившихся в период выборов 2016 или же 2017 года, концептуально относятся к Web 1.0. Интернет-технологии, способные мобилизовать электорат или хотя бы вовлечь его в конструктивное обсуждение проблем с представителями политической партии или кандидата, практически не применяются. Пожалуй, на сегодняшний день политические интернет-технологии наиболее активно используются тем же Алексеем Навальным и его Фондом борьбы с коррупцией, осуществляющим регулярный выпуск видеороликов на Youtube и проводящим сбор средств через онлайн-сервисы.

Более того, в российских реалиях далеко не все кандидаты в принципе считают необходимым вести избирательную кампанию в интернете. В качестве примера рассмотрим недавно завершившийся цикл губернаторских выборов, прошедших в 16 регионах России. Так, онлайн-кампанию в республике Карелия вели 100% кандидатов, в Свердловской области 83,33%, в Ярославской области 80%, в республике Марий Эл 75%, в Бурятии 66,67%, в Удмуртской республике 60%, в Томской, Калининградской, Кировской, Саратовской и Белгородской области 50%, в Рязанской области 40%, в Пермском Крае, Мордовии, Севастополе и Новгородской области только 20% кандидатов.

С другой стороны, существуют отдельные занимательные проекты, нацеленные на перевод активности онлайн-электората в оффлайн среду. К примеру, в 2017 году в Омске проводилась масштабная акция «Ктонавыборах55» с розыгрышем седьмого айфона за селфи с избирательного участка; команда нынешнего губернатора Удмуртии Александра Бречалова, избранного в 2017 году, успешно осуществляла проекты по созданию и распространению вирусных видеороликов с кандидатом. Однако в целом электоральные интернет-технологии по-прежнему недостаточно широко и эффективно применяются в российских избирательных кампаниях.

Список используемой литературы:

1. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек// Электронный ресурс: http://2017.russianinternetforum.ru/news/1298/ [Дата обращения: 01.11.2017].

2. Интернет в России: динамика проникновения, лето 2017// Электронный ресурс: http://2017.russianinternetforum.ru/news/1298/ [Дата обращения: 26.10.2017].

3. Аудитория Вконтакте// Электронный ресурс: https://vk.com/page-47200925 44240810 [Дата обращения: 02.11.2017].

4. Российский медиаландшафт 2017 //Электронный ресурс: https://www.levada.ru/2017/08/22/16440/ [Дата обращения: 03.11.2017].

5. Восканян А.Г., Почта Ю.М. Значимость коммуникационных средств интернета в современной политике// Вестник Российского университета дружбы народов. - 2013. - № 3. - С. 79-97.

6. Budge I. The New Challenge of Direct Democracy. Oxford, 1996.

7. Hansen G. J., Benoit W. L. Residential Campaigning on the Web: The Influence of Candidate World Wide Web Sites in the 2000 General Election. Southern Communication Journal. 2005. Vol. 70. № 3.

8. Hooghe M., Vissers S. Reaching Out or Reaching In The Use of Websites during the 2006 Electoral Campaign in Belgium // Information, Communication, and Society. — 2009. — 12.

9. Krueger B.S. A Comparison of Conventional and Internet Political Mobilization // American Politics Research. — 2006. — 34.

10. Шерстобитов А. С. «Сетевая публичность» как новый фактор мобилизации в современной России, попытка системного анализа // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 99 -105.

11. Murray S., Mosk M. Under Obama, Web Would be the Way // Washington Post. — 2008. —November 10. Электронный ресурс: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/11/10/AR2008111000013.html [Дата обращения: 04.11.2017].

12. The Year of Obama: How Barack Obama Won the White House / ed. by L. Sabato. N.-Y., 2009.

13. Stanton J. The Man Behind Obama's Online Election Campaign. Web 2.0 Convergence: Blog by Jim Stanton, 2009, April 20 [электронный ресурс]. Электронный ресурс : http://www.digitalcommunitiesblogs.com/web 20 convergence/2009/04/the-man-behind-obamas-online-e.php [Дата обращения: 23.10.2017].

14. Быков И. А. Интернет-технологии в избирательной кампании Барака Обамы// Вестник Пермского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 48-58.

15. Соленикова Н.В. Политический интернет в российских избирательных кампаниях // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 69-74.

16. Водолагин А. Л. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность. -2002. - №1.

17. Дорожкин Ю., Соленикова Н. Интернет в избирательных кампаниях: современные особенности и функции// Власть. - 2007. - № 6. - С. 31-34.

18. Докука С. В. Практики использования онлайновых социальных сетей// Социологические исследования. - № 1. -2014.

19. Иванов И.С., Зуева О.О. Использование интернет-технологий в предвыборной борьбе (на примере избирательной кампании на пост мэра Москвы 2013 г.)// Локус: люди, общество, культура, смыслы. - 2015. - № 3. - С. 66-72.

20. Круги Навального // Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=fM 1 aXboTXpE&app=desktop [Дата обращения: 04.11.2017].

21. Фонд борьбы с коррупцией// Электронный ресурс: https://fbk.info/ [Дата обращения: 05.11.2017].

22. Проект«Ктонавыборах55»//Электронный ресурс: http://gtrk-omsk.ru/elections2017/ [Дата обращения: 03.11.2017].

23. Видеопроект Александра Бречалова // Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=a4Nu 7chgnE&app=desktop [Дата обращения: 04.11.2017].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.