общественное сознание в интересах действующей власти и ее контроля основной части российских информационных ресурсов.
Сегодня наблюдается смена ориентации с односторонней коммуникации, главной целью которой было донести информацию до получателя, на асимметричную коммуникацию между властью и обществом. Однако следует отметить необходимость решения проблемы сбалансированности коммуникаций власти и общества в России. Выработка эффективного баланса между интересами государства и общества в рамках их коммуникации посредством СМИ является одним из ключевых условий стабильности и демократического развития Российского государства в долгосрочной перспективе. Эта задача решается только с помощью перехода на двухстороннюю симметричную коммуникацию, основная задача которой - достижение взаимопонимания между участниками коммуникационного процесса, т. е. между властью и обществом.
Литература
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. - М.: Издательство «Дрофа», 2009. - 397 с.
2. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ дисс...д-р полит. Наук. - М., 2005. - 428 с.
3. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. - 1996. - №3. -С. 147.
4. Зимин А.Е. Взаимодействие государственной власти и средств массовой информации в современной России: дисс...канд. полит. Наук. - Ставрополь, 2005. -193 с.
5. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. - М.: Изд-во РАГС, 2004.
6. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства: (По материалам «круглого стола») // Социс. - 2000. - №7. - С.73-83.
7. Федоров И.А., Краснова Л.В. Квазикоммуникация как атрибут ценностей современного мещанства // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины Х1Х - начала ХХ1 вв. - СПб, 2008.
8. Федоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. - СПб: Наука, 2007. - 312 с.
9. Энциклопедия социологии [Электр. ресурс]: http://onlineslovari.com/ entsiklopediya_sotsiologii/.
А. В. Кирка
СОЦИАЛЬНО-СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
А. НАВАЛЬНОГО
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены методы использования современных социально-сетевых технологий в избирательном процессе на региональном уровне в ходе выборов мэра города Москвы в 2013 году на примере предвыборной кампании А. Навального.
Ключевые слова. Избирательный процесс, избирательная кампания, Интернет, социально-сетевые технологии.
© Кирка А.В., 2013
Избирательный процесс является одним из важнейших компонентов политического процесса в условиях демократического государства. По мнению А.И. Соловьёва, избирательный процесс - это все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в органы государственной и муниципальной власти. Именно в ходе избирательного процесса «реализуются нормы электорального законодательства, политические структуры и культурные ценности, политическое поведение групп и индивидов, пытающихся удовлетворить свои потребности во власти, установки, принципы, идеалы и т.д.» [4, с.369]. Фактически, выборы являются «наиболее массовыми и эффективными формами прямого политического участия» [2].
Избирательная же кампания - понятие более узкое, поскольку представляет собой особый вид политического управления, «всю совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями или кандидатами и их командами для достижения их предвыборных целей» [4, с.369]. В рамках избирательной кампании претендентами используется обширный инструментарий избирательных технологий, направленных на привлечение на свою сторону максимально возможного числа потенциальных избирателей. В условиях же современного общества номенклатура применяемых в политической практике избирательных технологий претерпевает серьезные изменения для того, чтобы в полной мере соответствовать вызовам информационной эпохи.
В рамках настоящей работы мы бы хотели рассмотреть пример использования современных социально-сетевых технологий в избирательном процессе на региональном уровне в ходе выборов мэра города Москвы, прошедших 08.09.2013 г. В частности, в рамках обозначенной темы очень большой интерес представляет, очевидно, весьма эффективная предвыборная кампания А. Навального, активно использовавшего в ходе предвыборной борьбы современные социально-сетевые технологии и набравшего в итоге 27,24% голосов избирателей [8]. Безусловно, значение это достаточно относительное, поскольку прошедшие выборы ознаменовались крайне низкой явкой избирателей - 31,54% [10], однако это всё же чуть выше половины от числа голосов, набранных победителем - С. Собяниным и значительно больше числа голосов, набранных другими кандидатами на пост столичного градоначальника - представителями классических политических партий: Мельниковым ИИ. от КПРФ (10,69%), Митрохиным С.С. от «Яблока» (3,51%), Дегтярёвым М.В. от ЛДПР (2,86%) и Левичевым Н.В. от «Справедливой России» (2,79%) [8].
А. Навальный - российский политический и общественный деятель. Активной политической деятельностью занимается с 2000 года. Автор одного из самых рейтинговых общественно-политических блогов в социальной сети «Живой Журнал» (http://navalny.livejournal.com). Позиционирует себя как оппозиционного текущему руководству страны борца с коррупцией, является создателем и руководителем антикоррупционного проекта «РосПил» (http://rospil.info), проекта «РосЯма» (http://rosyama.ru) для борьбы с дефектами дорожного покрытия, проекта «РосЖКХ» (http://roszkh.ru) для борьбы с нарушениями в сфере ЖКХ, а также проекта «РосВыборы» (http://uik.rosvybory.org). В 2012 году А. Навальный основал и возглавил «Фонд борьбы с коррупцией», объединивший все вышеперечисленные проекты. В настоящее время в качестве основных целей Фонда декларируются расследование хищений из государственного бюджета, обнародование фактов нецелевого расходования бюджетных средств и осуществление контроля за деятельностью чиновников. В 2013 году на досрочных выборах мэра Москвы был выдвинут кандидатом от партии «РПР - Парнас» [7].
Несмотря на крайнюю неоднозначность А. Навального, как общественного деятеля и политика, нельзя отрицать то, что это, прежде всего, успешный Интернет-
проект, человек, который стал известен благодаря своему блогу в «Живом журнале» и популярность которого стала возможной по причине увеличения числа пользователей российского сегмента сети Интернет и беспрецедентного роста аудитории социальных сетей. Даже при первом приближении становится очевидной крайне высокая степень интеграции в его повседневную общественно-политическую деятельность современных информационно-коммуникативных технологий. И предвыборная кампания А. Навального, в отличие от кампаний других кандидатов, не стала исключением. Это позволяет выдвинуть предположение о том, что такое быстрое и значительное повышение его электорального рейтинга во многом связано с активным использованием социально-сетевых технологий в предвыборной кампании, что позволило не только увеличить число своих сторонников, но и замкнуть на себя граждан, подверженных аморфным протестным настроениям и не считавших себя его сторонниками.
При внимательном изучении деятельности предвыборного штаба А. Навального можно выделить следующие основные направления, в рамках которых велось активное использование социально-сетевых технологий.
Сбор средств на проведение предвыборной кампании. Сбор средств на проведение предвыборной кампании А. Навального осуществлялся на основе технологии краудфандинга. Краудфандинг - это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. При использовании данной, очевидно, социально-сетевой технологии изначально ставится определенная цель, заявляется необходимая денежная сумма, составляется детальная калькуляция всех расходов, а информация о ходе сбора средств публично доступна и открыта для всех желающих. В США краудфандинг с 2000 года широко используется для сбора средств через Интернет на политические цели. В 2008 году Барак Обама только на этапе предварительных выборов собрал около $272 млн. с около двух миллионов человек — по большей части это были небольшие частные взносы [6]. А. Навальному, на основе использования технологии краудфандинга уже к 19 августа удалось собрать более 49 миллионов рублей частных пожертвований [10].
Управление работой предвыборного штаба. Для управления работой предвыборного штаба А. Навального была использована основанная на социально-сетевых технологиях CRM-система Podio (http://podio.com), обеспечивающая эффективное планирование и взаимодействие неограниченного числа рабочих групп независимо от их географического положения. Изначально ориентированная на управление бизнес-процессами, указанная CRM-система вследствие гибкости и масштабируемости была «перепрофилирована» под текущие задачи предвыборного штаба, обеспечивая эффективную координацию и совместную работу более 200 сотрудников в офисе и свыше 5000 волонтёров на улицах города. Возможность работать с системой даже через мобильные телефоны позволила создать эффективную коммуникационную среду, при которой данные «с земли» мгновенно поступали к руководству штаба, повышая качество принимаемых управленческих решений, а использование в работе системы «облачных технологий», обеспечивающих высокую степень децентрализации программной архитектуры многократно повысило защищенность предвыборного штаба от возможных кибер-атак.
Набор и координация работы волонтёров. В предвыборной кампании А. Навального приняло участие более 5000 волонтёров. Набор заинтересованных граждан осуществлялся через основные и наиболее популярные социально-сетевые веб-сервисы, официальный сайт А. Навального, а также через блоги самого кандидата и его соратников в «Живом Журнале». Высокий рейтинг блогов, а также обширнейшая аудитория указанных выше социально-сетевых веб-сервисов обеспечили крайне эффективное комплектование волонтёрского корпуса. Особый интерес в рамках
данного направления представляет, созданный предвыборным штабом А. Навального Интернет-проект «МосВписка» (http://mosvpiska.navalny.ru/). Ключевая задача этого проекта заключалась в активной мобилизации для участия в предвыборной кампании волонтёров из регионов. Иногородние граждане, желающие стать волонтёрами, получили возможность подать заявку через Интернет на проживание в квартирах московских волонтёров, изъявивших готовность разместить у себя гостей столицы. Таким образом была организована эффективная и, что самое главное - бесплатная мобилизация иногородних граждан. Также не менее интересным проектом стал Интернет-портал «Навальный в каждый дом» (http://dom.navalny.ru), через который сторонники кандидата, не обладающие высокой политической активностью для волонтёрской работы, получали несложные задания по агитационной работе среди соседей.
Агитация и распространение политической рекламы. В целом, в рамках предвыборной кампании А. Навального была весьма эффективно налажена координация и взаимодействие всех имеющихся информационно-технологических ресурсов. Наиболее популярные социально-сетевые веб-сервисы, официальный сайт кандидата, Интернет-порталы основных проектов А. Навального и прочие ресурсы в постоянном режиме транслировали аудитории российского сегмента сети Интернет информационные материалы о ходе его предвыборной кампании - информация активно циркулировала между социальными сетями, усиливая общий резонанс и свое агитационное воздействие. По данным компании анализа социальных медиа «Крибрум» число сторонников А. Навального в соцсетях, распространяющих агитационную информацию составило не менее 40-50 тысяч человек. Это составляет примерно 60% от всего количества пользователей, которые писали о выборах столичного градоначальника [5]. Следовательно, можно предположить, что размер охваченной агитацией аудитории составил, как минимум, 400-500 тысяч человек, что при явке в 2,3 миллиона [9] является весьма впечатляющим результатом.
По нашему мнению, кандидату Навальному удалось показать, что онлайн-сегменты коммуникационного пространства представляют собой эффективный плацдарм для реализации сетевых политических проектов, вопреки традиционному для отечественной политической жизни непубличному, приглушенному характеру политической борьбы, а также недостаточной развитости институтов гражданского общества [1]. Использование технологий краудфандинга и обширных возможностей социальных сетей, в совокупности с декларированием традиционно эффективной в нашей стране идеей справедливости, которая является «одной из основополагающих в русской моральной традиции» [3, с.7] дало значительный эффект при решении задачи политической мобилизации населения. Результаты прошедших в сентябре выборов столичного градоначальника самым очевидным образом продемонстрировали эффективность использования современных социально-сетевых технологий в современном политическом процессе.
Литература
1. Знаменский Д.Ю. Государственная политика Российской Федерации в области образования, науки и инноваций: проблемы комплексного подхода к формированию и реализации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №4. - С.29-34.
2. Ибраимов А. А., Лопарев А. В. Бинарность и антиномичность русской культуры // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №4. - С.277-281.
3. Омельченко Н.А., История государственного управления в России: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.
5. Харичкин И.К. О понятии «политическое управление» // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №4. -С.99-103.
6. Хау Джефф Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Пер. с англ. - М.: «Альпина Паблишер», 2012.
7. Официальный блог А. Навального [Электр. ресурс]: http://navalny.livejournal.com.
8. Официальный Интернет-сайт А. Навального [Электр. ресурс]: http://navalny.ru.
9. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [Электр. ресурс]: http://u.to/TvuFBA.
10. Портал Digit.Ru «За Навального в рунете агитировали люди, а за Мельникова - роботы» [Электр. ресурс]: http://u.to/d-yFBA.
В.Ю. Леденёва
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ: СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ*
Аннотация. Статья посвящена проблемам нелегальной миграции, одному из актуальных направлений деятельности миграционных органов. Рассматриваются последствия нелегальной миграции, как для самих мигрантов, так и для принимающего сообщества. Приводятся данные официальных источников по количеству нелегальных мигрантов, а также по проводимым ФМС России оперативно-розыскным мероприятиям. Особое внимание в статье уделено социально-правовой защите нелегальных мигрантов. Предложены механизмы эффективного контроля за состоянием ситуации в сфере трудовой миграции, комплексное решение проблем, учитывающее взаимодействие всех территориальных органов ФМС и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова. Трудящиеся мигранты, миграционная политика, нелегальная миграция, социально-правовая защита мигрантов, международное право.
Несмотря на активизацию миграционной политики, реализацию многочисленных мер, направленных на борьбу с нелегальной миграцией, за прошедшие 20 лет нелегальная миграция не только не уменьшилась, а, наоборот, значительно увеличилась.
Отсутствие эффективного контроля за въездом и выездом иностранных граждан в Российскую Федерацию не позволяет сколько-нибудь точно оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции, а методы оценки численности нелегальных мигрантов до настоящего момента недостаточно разработаны.
Таким образом, данные о масштабах нелегальной миграции в России являются фрагментарными и часто несопоставимыми. Так по оценкам представителей ФМС России, объемы нелегальной миграции составляли в начале 2000-х гг. примерно от 3 до 15 и более миллионов человек [2].
Большой диапазон оценок численности нелегальных мигрантов затрудняет ответ на ключевой вопрос о степени количественного и качественного соответствия между спросом и предложением на рабочую силу.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №12-0600116 а.
© Леденёва В.Ю., 2013