Научная статья на тему 'Организационно-психологическая проблематика в контексте современных обучающих технологий (6-я Международная конференция «Образование и новые обучающие технологии», Барселона, Испания, 7–9 июля, 2014 г.)'

Организационно-психологическая проблематика в контексте современных обучающих технологий (6-я Международная конференция «Образование и новые обучающие технологии», Барселона, Испания, 7–9 июля, 2014 г.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конференция / организационная психология / conference / organizational psychology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилова Файруза Салихджановна

Цель статьи — представить краткий обзор докладов на организационно-психологическую тематику, представленных на 6-ой Международной конференции по вопросам образовательных и новых обучающих технологий в Испании. Испания, как место проведения конференций, посвященных образовательной тематике, успешно зарекомендовала себя благодаря ежегодным мероприятиям. Конференции организуются и проводятся силами Международной академии технологии, образования и развития — The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). Кроме того, каждое из этих научных мероприятий завершается обязательной подготовкой и выпуском сразу двух сборников публикаций — сборник тезисов (Abstracts) и сборник статей (Proceedings). В этих рамках и проходила июльская конференция 2014 года. В данном обзоре представлены, прежде всего, те доклады, которые могут быть интересны организационным психологам — и исследователям, и практикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-psychological problems in the context of modern learning technologies (6th International Conference of Education and new Learning Technologies, Barcelona, Spain, 7th–9th of July, 2014)

The objective of the article – to provide an overview of reports on organizational-psychological topics, presented at the 6th International Conference of Education and New Learning Technologies in Spain. Spain, as a venue for conferences on educational topics, has successfully established itself thanks to an annual event. Conference organized and conducted by The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). In addition, each of these of scientific events completed the release of two collections of publications: “Abstracts” and “Proceedings”. Within this framework, and passed this conference. In review, are presented, first of all, those reports that may be of interest to organizational psychologists — both to researchers, and to practitioners.

Текст научной работы на тему «Организационно-психологическая проблематика в контексте современных обучающих технологий (6-я Международная конференция «Образование и новые обучающие технологии», Барселона, Испания, 7–9 июля, 2014 г.)»

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 3. С. 108-115.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Организационно-психологическая проблематика в контексте современных обучающих технологий (6-я Международная конференция «Образование и новые обучающие технологии», Барселона, Испания, 7-9 июля, 2014 г.)

ИСМАГИЛОВА Файруза Салихджановна

Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Цель статьи — представить краткий обзор докладов на организационно-психологическую тематику, представленных на 6-ой Международной конференции по вопросам образовательных и новых обучающих технологий в Испании. Испания, как место проведения конференций, посвященных образовательной тематике, успешно зарекомендовала себя благодаря ежегодным мероприятиям. Конференции организуются и проводятся силами Международной академии технологии, образования и развития — The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). Кроме того, каждое из этих научных мероприятий завершается обязательной подготовкой и выпуском сразу двух сборников публикаций — сборник тезисов (Abstracts) и сборник статей (Proceedings). В этих рамках и проходила июльская конференция 2014 года. В данном обзоре представлены, прежде всего, те доклады, которые могут быть интересны организационным психологам — и исследователям, и практикам.

Ключевые слова: конференция, организационная психология.

Карьера и обучение

На секции, посвященной развитию карьеры и обучению (Career development and training), был представлен доклад группы румынских исследователей M.G. Chitu, R. Zagan, I. Firsa, A.M. Gherasim, E. Manea (Romania), в котором сравниваются критерии, по которым оптанты и их родители делают профессиональный выбор. Родители влияют на выбор образования своих детей, при этом они ориентируются на такие признаки, как: экономические (продолжительность и стоимость обучения, защищенность данной профессии на рынке труда, будущие доходы от этой профессии), эмоциональные (гордость за успехи детей, семейные династии), традиционные (близость работы к дому), социальные (социальный статус профессии, миграция из провинции в город). Однако быстро меняющийся рынок меняет эти требования, особенно это заметно у самих оптантов. Они все больше стремятся к смене

Адрес: Россия, 620000, Екатеринбург, Куйбышева, 48а

E-mail: ismagilova.f@gmail.com

108

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 3.

www.orgpsyjournal.hse.ru

места жительства и в целом ориентированы на жизнь вдали от родительского дома. Для них оказываются важны стабильность работы и гарантированность заработка, репутация компании и, конечно, карьерные возможности. Кроме того, авторы обращают внимание на такой критерий поиска и выбора профессии у молодёжи, как предоставление профессией широкого спектра возможных мест работы. Однако, одновременно растет число молодых людей, сталкивающихся не только с проблемой карьерного роста, но и с безработицей как результатом избыточной рабочей силы на рынке труда вследствие макроэкономической несбалансированности. Трудовая миграция является одним из способов, благодаря которым регионы могут приспособиться к стремительным изменениям в экономике. Авторы анализируют основные факторы выбора профессии и места работы студентами, получающими образование в судостроении по таким программам, как «морские системы и оборудование», «сварочное производство», предлагаемым на факультете механики промышленной и морской инженерии Университета Констанца. Исследование установок студентов и выпускников охватывает период с 2000 по 2013 гг. Опрос был направлен на выявление факторов, повлиявших на выбор этой профессии: осознаваемых студентами факторов давления извне; их знания и уровень осведомленности относительно рынка труда; представление о том, на какие возможности им стоит рассчитывать. В результате к ведущим факторам были отнесены географическая миграция в поисках стабильной занятости, заработная плата и возможность продвижения на международном рынке труда.

Вопросу о необходимости включения курса профессиональной этики в учебную программу подготовки агентов по продаже собственности был посвящен доклад H. Antoniades (Australia). Профессиональная этика считается ключевым компонентом в повседневной деятельности всех предприятий и, в частности, в практике работы агентств недвижимости. В течение последних 100 лет сложилась особая политика регулирования, задающая стандарты социальной ответственности и этичного поведения в индустрии недвижимости. Однако многочисленные факты мошенничества указывают на отсутствие нравственного поведения в рамках профессии и очевидную необходимость усиления защиты прав потребителей. Поэтому автор видит необходимость включить тему профессиональной этики в учебную программу подготовки агентов недвижимости. Вместе с тем, встает вопрос интеграции этики в работу агентов, при этом важно оценить ключевые результаты обучения, связанные с профессиональной этической практикой. В исследовании представляется проект учебного плана подготовки агентов недвижимости в Австралии. Кроме того, обсуждается метод оценки компетентности в вопросах применения профессиональной этики агентами, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию учебного плана.

Группа малазийских авторов N. Abdul Razak, N.A. Mohamed Yunus, N.H. Asnawi, N.L. Ahmad (Malaysia) рассматривают непрерывное обучение (lifelong learning), которое, с одной стороны, несет в себе определенный вызов для работника, а с другой, позволяет существенно улучшить качество его работы и жизни в целом. Авторы рассматривают формальное непрерывное обучение как организованное, иерархически структурированное обучение, которое проводится в рамках учреждений формального образования и завершается в форме аккредитации или присвоения квалификации. Работникам предоставляются как общие академические занятия, так и разнообразные специализированные программы очной технической и профессиональной подготовки. В этом контексте высшие учебные образовательные учреждения несут ответственность за обеспечение сотрудников такими программами и курсами, которые позволяют реально обновить свои навыки и повысить имеющийся уровень образования. В сущности, большинство организаций по-настоящему

109

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 3.

www.orgpsyjournal.hse.ru

убеждены, что процесс обучения работника на протяжении всей его жизни способствует росту производительности и достижению высокого качества рабочей силы, и в целом повышению конкурентоспособности. Таким образом, важность формального обучения в течение жизни в контексте организации и перспективы карьеры для работника усиливает социальную интеграцию организации и работника, развивает активную гражданскую позицию и конкурентоспособность работников. Далее авторы обозначают проблему: неосведомленность сотрудников о возможностях формального непрерывного обучения, неспособность к самоуправлению учебной мотивацией, тем более на протяжении всей жизни, и, как следствие, отсутствие заинтересованности работников. Для решения этой проблемы авторы считают необходимым разработку концепции формального непрерывного обучения. Таким образом, цель данного исследования заключается в понимании и отображении критических факторов приверженности сотрудников к получению формального непрерывного обучения. Авторы стремятся проанализировать особенности внешней и внутренней мотивации взрослых с тем, чтобы использовать эти мотивационные факторы при разработке стратегии непрерывного формального обучения сотрудников организации.

Образование в сфере бизнеса и управления

В секции, посвященной образованию в сфере бизнеса и менеджмента (Experiences in Business & Management Education), был представлен доклад M. Laric и D. Pitta (USA), в котором описан двадцатилетний опыт развития предпринимательства в области технологий, накопленный в рамках реализации проекта «От лаборатории к рынку». По поручению Конгресса США передача технологий в частный сектор является приоритетом для более чем 400 федеральных лабораторий, около 70 из которых расположены в штате Мэриленд или в непосредственной близости от него. Именно в них и было проведено данное исследование. Государственные и частные лаборатории в штате Мэриленд имеют соответствующий контракт с федеральным правительством и представляют собой огромный резерв технического и технологического потенциала, который пока еще находится в ранней стадии своего развития. Национальный акцент является особенно убедительным в Программе «The Lab», которая реализуется в штате Мэриленд. Авторы, работая в «Бизнес-школе Меррик» Университета Балтимора, анализируют возможности использования федеральной лаборатории и частной исследовательской лаборатории для организации обучения на этой базе студентов инженерных, гуманитарных и юридических специальностей. Цель такого сотрудничества — активизация предпринимательства и развитие инноваций в штате Мэриленд и далее по всей стране. Так, в 1993 г. Департамент делового и экономического развития штата Мэриленд и Университет Балтимора инициировали проект «От лаборатории к рынку», на что был выделен грант в $ 2 млн., который был использован для инвестиционной поддержки этого многоцелевого проекта с большим числом участников. К тому времени, когда финансирование было завершено в 1996 году, проект уже стал самоокупаемым. В 1999 году Комиссией по высшему образованию штата Мэриленд была утверждена Программа подготовки аспирантов с выдачей сертификата в сфере коммерциализации технологий. Цель Программы заключается в коммерциализации разработок федеральных, университетских и частных технологических лабораторий, и в тоже время программа используется для обучения аспирантов, специализирующихся в сфере высоких технологий и предпринимательства. Для достижения этих целей проект «От лаборатории к рынку» создает и привлекает команды заинтересованных аспирантов для продвижения технологий, предлагаемых лабораториями.

110

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 3.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Инфраструктура проекта функционирует уже два десятилетия. Сотрудники университета считают, что проект будет по-прежнему приносить выгоды штату Мэриленд, а также лабораториям, заинтересованным в коммерциализации своих разработок. Опыт показал, что подобные программы должны уметь гибко реагировать на потребности регионального, национального и глобального рынка, с одной стороны, и расширять возможности приобретения профессионального мастерства участвующим в них студентами, с другой.

Критичному пересмотру сложившегося опыта обучения с вовлечением в междисциплинарные проекты был посвящен доклад H. Jenkins и M. Schaddelee (New Zeland). В докладе освещены проблемы, возникающие в связи с организацией обучения в рамках междисциплинарных проектов. Авторы указывают на такую проблему, как отсутствие синергии между дисциплинами в большинстве программ бизнес-образования, и ищут эффективный междисциплинарный подход, при котором студенты изучали бы реальные проблемы сквозь призму различных дисциплинарных точек зрения. Такой междисциплинарный подход стимулируется, с одной стороны, желанием подготовить выпускников, способных мыслить нестандартно, смотреть на проблему с позиций разных дисциплин, а, с другой, — ожиданиями работодателей того, чтобы выпускники увереннее владели так называемыми мягкими навыками, а не только обладали технической подготовкой. Так, программа обучения в сфере путешествий и туризма, использует четыре комплексных проекта, и размещена на открытой платформе (WikiEducator). Другая программа подготовки бакалавра в области прикладного менеджмента использует пять междисциплинарных проектов для студентов первого курса. При этом обе программы сильно отличаются друг от друга.

Специалисты Вильнюсского университета J. Martinavicius и R. Skyrius (Lithuania) провели исследование, актуальность которого была вызвана продолжительными дебатами относительнотребуемогонаборакомпетенцийдлябудущихменеджеровипредпринимателей. В докладе разбираются практические критерии, используемые в официальных оценочных процедурах органами по аккредитации. Затем авторы исследуют обратную связь о качестве обучения на факультете экономики Вильнюсского университета, полученную от выпускников и их работодателей. Исследовалась связь между задачами образовательной программы и потребностями рынка труда. Обнаруженные различия между мнениями студентов и их работодателей указывают на необходимость выработки сбалансированной позиции с учетом мнения обеих групп. Общим в ответах студентов и работодателей является понимание необходимости усилить практические аспекты программы и обеспечить хотя бы стартовый уровень практического опыта.

В докладе, посвященном подходам в экономике, не связанным с основными экономическими процессами (non-mainstream approaches in economy), его автор L. Valek (Czech Republic) рассматривает возможности обучения в этом направлении. Опираясь на предшествующие исследования, автор указывает, что в отдельных университетах студенты, чья профессиональная деятельность должна быть наполнена экономическим содержанием (например, будущие менеджеры), получают информацию преимущественно об основных процессах в экономике. При этом такие вопросы, как, например, местные валюты, краткосрочные банковские операции, тенденции развития неправительственных, некоммерческих организаций, не получают должного освещения. Автор развивает идею о том, чтобы дать создателям экономики будущего полный спектр информации и документов и тем самым обеспечить им возможность принимать обоснованные решения, делая будущую экономику более гибкой и устойчивой. В исследовании анализируется такая задача для студентов, как моделирование альтернативных систем экономики и поддержка местной

111

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 3.

www.orgpsyjournal.hse.ru

валюты. Автор считает необходимым поощрять студентов к собственным исследованиям и поиску собственных экономических альтернатив.

В своем докладе авторы K. Lewis-Towler и D. Nielsen (United Kingdom) рассматривают проблему организации обучения для разных групп аспирантов: те, кто только что завершили курс бакалавриата, и те, кто приходит на университетскую скамью со своих рабочих мест. В числе последних есть как те, кто готовы посвящать своим исследованиям все свое время (благодаря либо длительному творческому отпуску, либо уходу с работы в надежде начать другую карьеру), так и те, кто хотел бы учиться заочно и вести свое исследование, при этом работая полный рабочий день. Преподаватели в высших учебных заведениях, таких как Университет Гринвича, стоят перед задачей поддержать этих студентов и обеспечить выполнение такого университетского показателя, как число студентов, успешно завершивших обучение. Институциональная поддержка аспирантов считается идеальным инструментом. Авторы рассматривают опыт аспирантов и преподавателей Университета Гринвича, успешный благодаря переходу к использованию виртуальных методов обучения, а также опыт проектирования и разработки курсов. Проблема, с которой сталкиваются обе стороны при таком обучении, связана с тем, что обучение вынуждено подстраиваться под полный рабочий день одних и неполный рабочий день других аспирантов. Анализ результатов анкетирования преподавателей и проведения фокус-групп преподавателей показал как интересные перспективы такого подхода, так и личные и профессиональные ограничения в зависимости от интенсивности учебной нагрузки. Участники этого исследования предложили полные и откровенные описания проблем, с которыми они столкнулись, и дали ценные предложения для развития обучения. Поскольку данные, касающиеся режима работы, не продемонстрировали статистически значимых различий, то, предположительно, проблема успешного завершения курса связана с личными и профессиональными ограничениями. Результаты этого исследования обеспечивают основу для рекомендаций, в частности, предлагается новый дизайн учебных курсов и способы их виртуальной организации.

Образовательные инновации в бизнесе и менеджменте

Еще одна представляющая профессиональный интерес для организационной психологии секция обсуждаемой конференции — «Педагогические инновации в бизнесе и менеджменте» (Pedagogical Innovations in Business & Management. Aвторы одного из докладов на этой секции D. Rushton и N. Wilmot (United Kingdom), будучи руководителями учебного модуля, посвященного управленческой культуре, решили обратиться в практике обучения к использованию мобильных устройств. Исходя из того, что у подавляющего большинства новых студентов в университетах Великобритании есть смартфон, авторы использовали современные технологии связи как педагогический инструмент. Авторы сосредоточились на двух основных инновациях: использование Google для сопровождения процесса студенческой рефлексии и связь с университетом в Бразилии через Facebook и электронную почту.

Сотрудничество между университетами и промышленностью

Секция «Сотрудничество между университетами и промышленностью (University-Industry Cooperation) также может привлечь наше внимание. Так, финские авторы S. Sirkemaa и H. Varpelaide (Finland) анализируют особенности электронных услуг в сфере рекрутинга, в частности, услуг, предлагаемых отдельными компаниями. Электронный рекрутинг дает новые возможности для того, чтобы быстрее найти нужного человека для нужной работы, а

112

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 3.

www.orgpsyjournal.hse.ru

также для большего контроля работодателями кандидатов на рынке труда, а работниками — имеющихся вакансий. Появляется возможность связаться с компанией-работодателем напрямую, и потенциальный работник может узнать что-то о компании до момента непосредственного обращения в нее. В эмпирической части авторы сосредоточиваются на анализе электронных услуг по подбору персонала, которые предоставляются компаниям. То, как именно представлена информация о вакантных должностях, определяет, будет ли работник заинтересован в работе в данной организации. В исследовании акцент делается на выпускниках учебных заведений и оценке их компетенции в пользовании электронными услугами рекрутинга.

В докладе авторов A.V Teixeira, A.M. Laurindo, M.C. Freitas Duarte (Brazil) обсуждается проблема быстрой трансформации промышленности на юге Бразилии в связи с изменениями в методологии управления и наблюдаемыми явлениями экономической глобализации. Исследование посвящено изучению того, какое значение придают менеджеры такому инструменту, как корпоративный университет. В исследовании представлен обзор практики управления знаниями, в частности, с использованием корпоративного университета. Знание стало важным организационным ресурсом в течение последних двух десятилетий, особенно с появлением наукоемких технологий, которые являются результатом управления знаниями и основной эффективности бизнеса. Методологически исследование носит описательный характер и предоставляет результаты онлайн-опроса свыше шестисот человек. Более половины респондентов считают корпоративные университеты чрезвычайно важными.

Доклад T Baykent Beyhan (Turkey) посвящен проблемам приобретения студентами практического профессионального опыта благодаря их участию в отраслевых проектах. В Турции очень конкурентная среда создает для выпускников огромные препятствия для приобретения хорошо оплачиваемой и приносящей удовлетворение работы. Число безработных выпускников вузов резко возросло за последние несколько десятилетий, в том числе, и в связи с увеличением числа университетов и общего количества молодежи в стране. Анализируемый автором подход под названием «Проекты отраслевого практикума» выступает как один из инновационных подходов, представленных вузами для укрепления связей между университетами и промышленностью, а также для содействия трудоустройству выпускников. Комплексные результаты опросов, проведенных для оценки этого подхода среди партнеров по проекту, включая студентов, руководителей практикума, руководителей компаний и координаторов проекта, позволяют предлагать данный подход в качестве эффективной организации профессионального обучения.

На этой же секции были представлены два доклада из Нигерии. В первом из них авторы Z. Omogbadegun, C. Uwadia, N. Omoregbe, I. Akinyemi (Nigeria) анализируют многолетнюю программу сотрудничества университетов и промышленности. Авторы убедительно показывают необходимость по-новому развивать инновационное сотрудничество между университетами, предприятиями и научно-исследовательскими институтами, которое должно охватывать разные формы наставничества, совместно контролируемые студенческие проекты, консультации и обучение на местах, а также поддержку в карьере и рекрутинг. Такое сотрудничество имеет стратегическое значение, поскольку открывает возможности для совместного использования результатов научно-исследовательских работ, прав интеллектуальной собственности, патентов и лицензий. При этом многие исследователи сходятся во мнении, что основные препятствия для подобного сотрудничества университетов и промышленности — это консерватизм и ригидность академической системы, недостаточная коммуникация между сторонами, определенная закрытость научных кругов для практики, закрытость корпоративной культуры бизнеса, а также очень сильные различия в отношении

113

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 3.

www.orgpsyjournal.hse.ru

сторон к знаниям. Федеральное правительство Нигерии поддержало создание в 70-х годах Фонда производственного обучения. Растущее беспокойство среди промышленников было связано с тем, что выпускники высших учебных заведений в Нигерии, не имея адекватных практико-ориентированных исследовательских работ, оказываются слабо подготовленными к занятости в промышленности. Для формирования у студентов опыта работы в промышленности была предложена специальная Программа «Приобретение студентами опыта работы в промышленности», призванная помочь студентам начинать свою карьеру на промышленных предприятиях Нигерии и вести там прикладные исследования. Тем самым воспитывается поколение лидеров для решения африканских проблем. В результате запуска и работы этой программы за три десятилетия не только изменились установки на экономическое образование, но также был создан целый корпус квалифицированной рабочей силы, которой были укомплектованы различные секторы национальной экономики.

Второй доклад в рамках этой секции, представленный авторами O. Oladipupo, J. Daramola, I. Afolabi (Nigeria), анализирует работу поискового студенческого портала одного из университетов Нигерии. Портал создан для интерактивной связи студенчества и промышленных предприятий и содействует поиску кадров и трудоустройству. Авторы подчеркивают необходимость обеспечить студентам свободный доступ к имеющимся вакансиям в данной отрасли. Эта платформа также призвана способствовать выбору наиболее квалифицированных кандидатов на замещение вакантных должностей. Рассматриваются вопросы проектирования и реализации веб-интерактивного портала для поиска и набора кадров из числа студентов. Система позволяет публично рекламировать свои вакансии для заинтересованных студентов и подавать заявление онлайн. С учетом различных должностных требований система облегчает он-лайн оценку и отбор наиболее квалифицированных кандидатов на работу и стажировку. Предварительная оценка интерактивного портала показывает, что соответствующие заинтересованные стороны считают ее полезной и жизнеспособной для сотрудничества университетов и промышленности.

Испания, как место проведения конференций, посвященных образовательной тематике, успешно зарекомендовала себя благодаря ежегодным мероприятиям, вполне доступным даже для начинающих исследователей в силу высокой лояльности к потенциальным участникам со стороны организаторов. Конференции организуются и проводятся силами Международной академии технологии, образования и развития — The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). Кроме того, каждое из этих научных мероприятий завершается обязательной подготовкой и выпуском сразу двух сборников публикаций — сборник тезисов (Abstracts) и сборник статей (Proceedings)1. Уже объявлены две следующие конференции: в Севилье 17-19 ноября 2014 г. — ICERI-2014: 7th International Conference of Education, Research and Innovation; в Мадриде 2-4 марта 2015 г. — INTED-2015: 9th International Technology, Education and Development Conference. * 2

1 1) EDULEARN 14 Abstracts. ISBN: 978-84-617-0556-6. Published by IATED Academy. Edited by L. Gomez Chova, A. Lopez

Martinez, I. Candel Torres (электронная версия).

2) EDULEARN14 Proceedings. ISBN: 978-84-617-0557-3 (электронная версия).

Кроме того, можно найти все публикации этих конференций на сайте IATED DIGITAL LIBRARY URL: http://library.iated.org/

114

Organizational Psychology. 2014. Vol. 4. No 3.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Organizational-psychological problems in the context of modern learning technologies (6th International Conference of Education and new Learning Technologies, Barcelona, Spain, 7th-9th of July, 2014)

Fayruza ISMAGILOVA

Ural Federal University, named after B.N. Yeltzin, Ekaterinburg, Russia.

Abstract: The objective of the article - to provide an overview of reports on organizational-psychological topics, presented at the 6th International Conference of Education and New Learning Technologies in Spain. Spain, as a venue for conferences on educational topics, has successfully established itself thanks to an annual event. Conference organized and conducted by The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). In addition, each of these of scientific events completed the release of two collections of publications: 'Abstracts” and “Proceedings”. Within this framework, and passed this conference. In review, are presented, first of all, those reports that may be of interest to organizational psychologists — both to researchers, and to practitioners.

Keywords: conference, organizational psychology.

Address: 48a, Kuibyshev Str., Ekaterinburg, 620000 Russia

E-mail: ismagilova.f@gmail.com

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.