ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2. С. 79-81
www.orgpsyjournal.hse.ru
КОНФЕРЕНЦИИ
III международная научно-практическая конференция «Организационная среда XXI века»: краткий экскурс
МАНУХИНА Светлана Юрьевна
канд. психол. наук, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Москва, Россия, [email protected], [email protected]
24 апреля 2012 г. на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошла III международная научно-практическая конференция «Организационная среда XXI века». После успешного дебюта I конференции в 2010 г. ее проведение стало доброй традицией для университета. Конференция организуется силами профессорско-преподавательского состава кафедр организационной психологии (заведующая кафедрой - канд. психол. наук С.Ю. Манухина), социологии и психологии МЭСИ (заведующий кафедрой - канд. философ. наук А.Н. Занковский). Организацию и проведение конференции также всячески поддерживают Институт права и гуманитарного образования МЭСИ в лице директора института канд. юрид. наук П.Ю. Федорова и заместителя директора по науке института канд. юрид. наук В.В. Самойловой, а также ректорат университета в лице ректора университета докт. экон. наук Н.В. Тихомировой; научного руководителя МЭСИ академика, докт. экон. наук, профессора В.П. Тихомирова; проректора МЭСИ по научно-методической работе докт. экон. наук, профессора Ю.Ф. Тельнова; проректора по учебной работе докт. экон. наук В.Г. Минашкина; проректора МЭСИ по кадровому и правовому обеспечению канд. юрид. наук, доцента С.А. Кочерги. В конференции принимают участие представители самых разных специальностей, занимающиеся вопросами развития, формирования и/или изучения организационной среды. Междисциплинарный взгляд помогает шире охватить одни и те же вопросы, рассматриваемые в различных отраслях науки и практики, поднять интересные дискуссионные вопросы, проследить новые интересные тенденции в исследованиях и их возможных практических приложениях. Так, уже три года в конференции принимают участие психологи, педагоги, экономисты, менеджеры, политологии. В этом году было несколько интересных докладов от юристов и лингвистов.
Представленные на конференции доклады были объединены по трем тематическим направлениям:
• «Профессиональный рост и карьерное сопровождение персонала»,
• «Актуальные вопросы работы с молодежью в образовательной среде»,
• «Методологические вопросы работы с персоналом в современной организации».
Традиционно работу конференции открывало пленарное заседание, в котором
приняли участие приглашенные специалисты и ведущие представители профессорскопреподавательского состава МЭСИ. На пленарном заседании конференции поднимались такие интересные вопросы, как:
79
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
• организация системы непрерывного обучения персонала в современном университете (доклад проректора по кадровому и правовому обеспечению МЭСИ канд. юрид. наук, доцента С.А. Кочерги);
• диагностика и развитие организационного поведения в современной организации (доклад канд. психол. наук, доцента А.К. Ерофеева);
• возможности и ограничения применения психологического проектирования организации с точки зрения естественнонаучного и гуманитарного подходов (доклад докт. психол. наук, профессора А.А. Грачева);
• трудоустройство современных выпускников и возможности адаптации требований вуза под современные запросы рынка (доклад канд. психол. наук, заведующей кафедрой организационной психологии С.Ю. Манухиной);
• разнообразие подходов к лидерству в организации (доклад канд. философ. наук, заведующего кафедрой социологии и психологии МЭСИ А.Н. Занковского);
• вопросы идейных истоков кризиса инновационной экономики (доклад канд. философ. наук О.Э. Петруни);
• особенности информатизации современного общества (доклад докт. экон. наук, докт. философ. наук Г.Т. Журавлева).
В рамках конференции был также проведен круглый стол, посвященный проблеме работы с инновационной информацией в современной организации. В дискуссии были подняты следующие вопросы:
• Что вообще можно считать инновационной информацией?
• Какое влияние могут оказывать инновации на экономическое развитие организации?
• Всегда ли инновации необходимы?
• В каких случаях они могут нести разрушительную угрозу для предприятия?
Активно обсуждались и вопросы готовности современных бюджетных и бизнесорганизаций к инновационным изменениям и возможные процедуры для их адаптации к возможным преобразованиям.
Работа по секциям проходила в форме активного взаимодействия докладчиков со слушателями. Так, на секции «Профессиональный рост и карьерное сопровождение персонала» ключевыми темами стали проблема профессиональной адаптации будущих специалистов к запросам современной организации и, как следствие, проблема гибкости образовательной среды высших учебных заведений к этим запросам; технологии сопровождения профессионального роста будущих специалистов; роль бизнес-инкубаторов для «взращивания» современных профессионалов; профессионально-этические проблемы в деятельности специалистов социономических профессий; карьерные деструкторы и показатели успешности и удовлетворенности профессиональной карьеры, а также гендерные отличия в формировании карьерных предпочтений. В современной организации сопровождение карьеры сотрудников является одной из важнейших задач при работе с персоналом. Грамотная организация этого процесса может помочь отрегулировать текучесть кадров, повысить уровень лояльности сотрудников к организации, повысить производительность труда и т.п.
На секции «Актуальные вопросы работы с молодежью в образовательной среде» красной линией проходила тема асинхронии в профессиональном образовании и реальной трудовой деятельности. Практически все докладчики отмечали необходимость пересмотра существующих стандартов высшего образования и обязательного внедрения программ сопровождения студентов со стороны бюджетных и коммерческих организаций - возможных мест их будущей работы, благодаря чему будет обеспечена непрерывность образования не только в системе «школа - вуз», но и в дальнейшей профессиональной деятельности. При этом необходимо соблюсти тонкую грань между очными и дистанционными формами образования.
80
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2012. Т. 2. № 2
www.orgpsyjournal.hse.ru
Было отмечено, что сейчас наблюдаются значительные перекосы то только в заочные (и/или дистанционные) формы образования, то только в очные системы. Причем в последнем случае упускаются роль и возможности обучения студентов при помощи e-learning-технологий. Организация систем непрерывного образования и «непрерывного сопровождения» будущих и настоящих специалистов помогла бы вывести высшее образование на качественно иной уровень.
Секция «Методологические вопросы работы с персоналом в современной организации» включала доклады о непосредственных технологиях организации и проведения оценки персонала в организации, проведения тренинговых занятий, консультирования представителей современного бизнеса на средних и крупных предприятиях. Кроме того, здесь же поднимались такие важные и актуальные вопросы, как социальное расслоение в условиях глобализации и влияние, которое оно оказывает на современные организации; проблема формирования ценностей организации и согласования их с жизненными ценностями; возможности и технологии управления потенциалом сотрудников организации и оценки рисков в деятельности представителей среднего и малого бизнеса и др.
Современные организации предоставляют широкий простор для научных и практических исследований. Объединение ученых и практиков в одном реальном коммуникативном пространстве помогает дополнить и развить начатые работы данными из исследований других областей знаний, а практиков - пополнить багаж новых подходов и технологий в своей деятельности. Организаторы конференции надеются, что последующие конференции «Организационная среда XXI века» будут достойным продолжением начатой традиции, и они будут столь же тематически насыщенными, как и предшествующие.
III International Scientific and Practical Conference «The organizational environment of the XXI century»: a brief overview
Svetlana MANUKHINA
Ph.D., Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Moscow, Russia, [email protected], [email protected]
81