Научная статья на тему 'Развитие высшего образования в России: тенденции, перспективы, инновации'

Развитие высшего образования в России: тенденции, перспективы, инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие высшего образования в России: тенденции, перспективы, инновации»

DOI 10.17150/2500-2759.2016(4).676-680

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИННОВАЦИИ

DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA: TRENDS, PROSPECTS, INNOVATIONS

ОБЗОР НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ REVIEW OF SCIENTIFIC ACTIVITIES

Проблемы и перспективы развития профессионального образования обсуждались 26-28 апреля 2016 г. на Первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения», состоявшейся на базе Иркутского государственного университета путей сообщения. Конференция проходила при поддержке Совета ректоров вузов Иркутской области. Организаторами выступили Иркутский государственный университет (ИГУ), Байкальский государственный университет (БГУ), Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского (ИрГАУ), Восточно-Сибирский институт МВД России (ВСИ МВД России).

В организационный комитет конференции вошли председатель Совета ректоров Иркутской области, ректор ИрГУПС, д-р техн. наук, проф. А. П. Хоменко; заместитель председателя Совета ректоров Иркутской области, ректор БГУ, д-р экон. наук, проф. А. П. Суходолов; ректор ИГУ, д-р физ.-мат. наук, проф. А. В. Аргучин-цев; ректор ИрГАУ, канд. экон. наук, доц. О. П. Шваенко; начальник ВСИ МВД России, полковник полиции, канд. юрид. наук, доц. С. А. Карнович; первый проректор Ир-ГУПС, д-р техн. наук, проф. А. И. Артюнин, исполняющий обязанности проректора по учебной работе ИГУ, канд. биол. наук, доц. А. И. Вокин; проректор по учебной работе и международной деятельности БГУ, д-р экон. наук, проф. Т. Г. Озерникова; проректор по научной работе БГУ, д-р экон. наук, проф. С. В. Чупров; проректор по лицензированию, аккредитации и учебной работе ИрГАУ, канд. техн. наук, доц. В. Ю. Просвирнин; заместитель начальника института по учебной работе ВСИ МВД России, полковник полиции, канд. юрид. наук, доц. Н. Ю. Жигалов; уче-

ный секретарь Совета ректоров, канд. пед. наук, доц., доктор лингвистики университета Париж 8 Е. В. Апанович.

В работе конференции приняли участие российские ученые из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Самары, Сургута, Кемерово, Волгограда, Омска, Томска, Красноярска, Абакана, Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Хабаровска, Владивостока, а также зарубежные ученые из Узбекистана (г. Бухара), Беларусии (г. Полоцк) и Нидерландов (г. Амерсфоорт).

Работу конференции открыл ректор ИрГУПС, д-р техн. наук, проф. А. П. Хо-менко, обратившись к участникам с приветственным словом. На пленарном заседании заведующий кафедрой педагогики ИГУ, д-р пед. наук, проф. Е. Л. Федотова представила доклад по интерактивности как феномене современного образования, а заведующий лабораторией информационных технологий Байкальской международной бизнес-школы ИГУ, д-р физ.-мат. наук, проф. Г. С. Курганская поделилась опытом Интернет-обучения в профессиональном образовании, представила возможности такого обучения и обозначила проблемы, существующие в этой сфере.

По окончании пленарного заседания работа конференции продолжилась в шести секциях.

Темы докладов первой секции были посвящены тенденциям, перспективам развития и инновациям высшего образования в России. Работа секции проходила под председательством проректора по научной работе БГУ, д-ра экон. наук, проф. С. В. Чупрова.

Открыл работу секции доклад декана факультета управления человеческими ресурсами БГУ, д-ра экон. наук, проф. В. Г. Был-кова, который привлек внимание участников конференции к проблемам трансформации компетенций в профессиональных стандартах, стоящим перед разработчиками. Он от-

метил, что при обосновании и согласовании обобщающих трудовых функций не всегда учитываются конкретные функции для малых и средних предприятий различных организационно-правовых форм. В. Г. Былков оценил практику разработки профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» и представил анализ структуры обобщающих и конкретных трудовых функций. В докладе также были определены направления по повышению уровня соответствия профессиональных и образовательных компетенций в рамках образовательных программ.

Доклад декана исторического факультета, заведующего кафедрой политологии, истории и регионоведения ИГУ, д-ра ист. наук, доц. Ю. А. Зуляра посвящался перспективным направлениям организации учебного процесса на многопрофильном факультете университета (учебном институте). Состояние современной российской высшей школы, по его мнению, требует изменения организации учебного процесса. Ю. А. Зуляр предложил реализовывать эти изменения через переход от факультетской к институтской системе организации подразделения и далее от кафедральной к программной системе организации учебного процесса. На этой основе необходимо осуществить образование межфакультетских и межинститутских структур, далее начинать переход от сменной к гибкой организации учебного процесса, внедрять системы индивидуальных траекторий учебы студентов, а также развивать учебно-лабораторный метод обучения.

Прогресс любой отрасли экономики может обеспечиваться, если с развитием науки, технологий и техники совершенствовать содержание образовательного процесса по каждой учебной дисциплине. Предлагаемые решения необходимо обстоятельно анализировать на научно-методических конференциях, распространять методы и опыт решения проблем отрасли, так считают сотрудники ИрГУПС — профессор кафедры электроподвижного состава, д-р техн. наук, проф. Л. А. Астраханцев, доценты кафедры математики канд. техн. наук, доц. Т. Л. Алексеева и Н. Л. Рябченок. В своем докладе они приводят примеры совершенствования методов обучения, устранения методологических противоречий в образовательном процессе.

Коллектив кафедры информационных систем и защиты информации ИрГУПС в составе канд. техн. наук, доц. Н. И. Абасо-вой, заведующего кафедрой, д-ра техн. наук, доц. Л. В. Аршинского и аспиранта

Ю. Г. Головиной представили методику построения агрегированной оценки готовности выпускника к исполнению профессиональных обязанностей по стандартам работодателя. В основу этой методики положен нечеткий вывод, реализуемый средствами экспертной системы, и нечеткая матрица соответствия компетенций федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) компетенциям работодателя.

Директор Юридического института ИГУ, канд. юрид. наук, доц. О. П. Личичан затронул тему модернизации высшего юридического образования в новейшей истории России, а также проблемы сохранения научного наследия, образовательных методик и интеллектуального потенциала в условиях интеграции в мировое образовательное пространство. Он рассмотрел вопросы готовности российского рынка труда к принятию специалистов юридического профиля, особенно в правоохранительных и правоприменительных ведомствах, подготовленных по новым образовательным стандартам (выпускники со степенью бакалавра и магистра права). Особое внимание было уделено вопросам учебно-методического, научного, кадрового и управленческого обеспечения двухуровневой системы юридического образования.

Профессор кафедры философии БГУ, д-р филос. наук, проф. В. А. Туев, подверг критике подготовку студентов в высших учебных заведениях по философским дисциплинам. По мнению докладчика, одной из важнейших функций философии в системе образования является развитие у студентов продуктивного, обобщающего, творческого мышления. Изучение философии вырабатывает способность к соотнесению знания с всеобщим контекстом, без которого невозможно глубокое понимание имеющейся информации. Главной целью преподавания философии должно стать не запоминание философских терминов, а выработка у студентов навыков философствования, т. е. размышления для выявления смысла и понимания на глубинном, сущностном уровне.

Эволюции подходов к понятию биоэтики посвящался доклад доцента кафедры философии и социальных наук Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ), канд. филос. наук, доц. Ф. Е. Козь-мина. В докладе обосновывается необходимость отображения в образовательных программах основных идей В. Р. Поттера, проблем порядка в беспорядке, концепций опасного знания, необходимости междисци-

ф

п ч

п *

о

о

о

а ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

м о

2

Z

ю

О)

ч а

6 ев о

плинарных связей, более плотного взаимодействия естественных и гуманитарных наук. Кроме того, Ф. Е. Козьмин рассмотрел идею А. Швейцера о благоговении перед жизнью и проблему воспроизводства человеческого начала в человеке.

Доцент кафедры философии и социальных наук ИГМУ, канд. филос. наук, доц. А. И. Круликовский в своем докладе обратился к проблеме тотальной роботизации многих сфер жизнедеятельности, которая, по прогнозам экспертов, произойдет в ближайшие 15 лет. В связи с этим возникает проблема подготовки специалистов будущего. А. И. Круликовский предположил, что система образования не сможет отреагировать на такие быстрые изменения, и университеты потеряют монополию на знания. Он также отметил, что на первый план выйдет идея непрерывного образования и самообучения в процессе работы, что потребует пересмотра образовательных программ.

Особенности базовой подготовки инженерных кадров в техническом вузе раскрыл заведующий кафедрой эксплуатации железных дорог Красноярского Института железнодорожного транспорта филиала ИрГУПС, канд. техн. наук, доц. Е. А. Чабан. Внедрение в систему российского высшего образования новых ФГОС способствует развитию инновационных технологий в образовании. Качество подготовки инженерных кадров находится в непосредственной зависимости от базовой подготовки, которая в данном случае подразумевает освоение таких учебных дисциплин, как графика, теоретическая механика, сопротивление материалов. По мнению докладчика, овладение этими дисциплинами вызывает у студентов в настоящее время большие затруднения.

Заведующий кафедрой управления качеством и инженерной графики ИрГУПС, канд. техн. наук, доц. Е. Д. Молчанова совместно с ассистентом С. В. Ивановой проанализировали проблемы внедрения профессиональных стандартов в основные образовательные стандарты на примере направления 27.03.02 «Управление качеством» (уровень бакалавриата). В своем выступлении они представили результаты, полученные при анализе ФГОС высшего образования и профессиональных стандартов. Сопоставлялись виды деятельности и обобщенные трудовые функции, профессиональные компетенции и трудовые функции, практический опыт и трудовые действия.

Доцент кафедры теоретической физики ИГУ, канд. физ.-мат. наук, доц. В. А. Кар-

наков сосредоточился на вопросах соответствия требования ФГОС высшего образования к результатам освоения программ бакалавриата исторически сложившимся культурным, научным и образовательным традициям, которым привержены классические университеты России. Это требование стандарта представляет собой совокупность общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые фактически характеризуют качество подготовки бакалавров и, в этом смысле, являются нормами, установленными государственным стандартом высшего образования. Совокупность компетенций формируют главные цели и задачи, стоящие перед университетским сообществом. По замыслу разработчиков формата стандартов высшего образования, компетеностный подход должен составлять необходимый и достаточный базис условий формирования профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для практической работы в современном технологическом и информатизированном мире. В. А. Карна-ков показал, что компетеностный подход, в совокупности с другими нормами стандарта высшего образования, не противоречит традициям классических университетов.

В докладе декана факультета строительства железных дорог ИрГУПС, канд. техн. наук, доц. Ю. А. Ходырева, старшего преподавателя кафедры пути и путевого хозяйства ИрГУПС И. С. Чернецкой и ассистента Е. А. Колисниченко были выделены основные положения по независимой оценке качества профессионального образования при условии совершенствования рабочих программ и повышения эффективности обучения, а также, на примере проведения с сотрудниками структурных подразделений филиалов ОАО «Российские железные дороги» практического занятия по сетевой форме обучения в рамках реализации образовательной программы, при непосредственном взаимодействии лиц, ответственных за организацию учебного процесса, представлены его современные формы.

О проблемах инклюзивного образования как факторе социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, рассказала участникам конференции студент третьего курса, группы «Б» Государственного училища (колледжа) олимпийского резерва г. Иркутска Н. В. Куколина. В совместном с преподавателем истории и философии, канд. ист. наук А. В. Паламарчук докладе отмечается, что с каждым годом людей с ограни-

ченными возможностями становится больше (на данный момент в России проживает 16 млн чел., чьи физические возможности ограничены состоянием здоровья). Докладчик исходил из того, что инвалидность — это ограничения, имеющиеся, в первую очередь, в сознании общества. Благодаря инклюзивному образованию люди с ограниченными возможностями могут жить полноценной жизнью, добиваться успехов в спорте и социализироваться в обществе. Тезисы докладчика подкреплялись практическими примерами из жизни учащихся колледжа.

На конференции в рамках первой секции были представлены также заочные доклады по следующим вопросам:

1. Современные технологии применения компетентностного подхода (проблемы оценки компетенций студентов вуза по данным учета текущей успеваемости; развитие методологической культуры у обучающихся в системе многоуровневого университетского образования; использование мобильных технологий в организации информационной структуры вуза; обучение научно-педагогических работников технологиям работы в электронной информационно-образовательной среде университета; вопросы проектирования кластера компетенций математической составляющей многоуровневой профессиональной подготовки в условиях государственно-частного партнерства; роль работодателей в процессе подготовки высококвалифицированных кадров и их трудоустройства; процесс дополнительной целевой подготовки студентов с использованием case-средств; подходы к обучению и воспитанию студентов и др.).

2. Внедрение профессиональных стандартов в систему профессионального образования (координация содержания образовательных и профессиональных стандартов; опыт разработки и реализации совместных образовательных программ; роль юридических клиник в реализации образовательных стандартов по направлению «Юриспруденция»; использование дистанционных образовательных технологий; проблемы преподавания дисциплин на магистерских программах и др.).

3. Мониторинг оценки качества образовательных программ научно-педагогическими работниками, работодателями и обучающимися. В рамках данного направления были представлены доклады, касающиеся проблем профессионального становления и развития преподавателя в вузе в условиях инновационных вызовов времени; методики измерения удовлетворенности качеством образования

в вузах; общественной аккредитации как инструмента повышения качества высшего юридического образования. Кроме того, обсуждались вопросы трудоустройства выпускников образовательных учреждений, опыт разработки и реализации программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и др.

4. Актуальные вопросы внутривузовской системы качества подготовки специалистов (формирование системы качества образовательных услуг в маркетинговой деятельности вуза; организационное и учебно-методическое обеспечение контроля качества обучения; исследование качества образовательной программы студентами магистратуры; совершенствование учебного процесса и усиление контроля качества подготовки выпускников вузов; конкурентоспособность выпускников на рынке труда; междисциплинарное взаимодействие как условие успешного обучения иностранному языку слушателей президентской программы; методы и формы обучения для повышения качества преподавания английского языка в железнодорожном вузе; риск-ориентированное мышление при построении системы качества вуза).

5. Вопросы инклюзивного образования на примере вузов Республики Бурятия рассмо-тривали ученые из Улан-Удэ.

Вторая секция научно-практической конференции посвящалась актуальным вопросам методики преподавания учебных дисциплин и работала под председательством проректора по учебной работе ИрГУПС, канд. техн. наук, доц. Ю. А. Трофимова. На заседании обсуждались вопросы, связанные с современными подходами и опытом разработки учебно-методического обеспечения дисциплин, использованием современных образовательных технологий как средств повышения качества обучения, а также проблемы разработки и реализации образовательных программ подготовки магистров и аспирантов.

Современные информационные технологии в образовательном процессе анализировались участниками третьей секции, председателем которой был проректор по лицензированию, аккредитации и учебной работе ИрГАУ, канд. техн. наук, доц. В. Ю. Про-свирнин. В рамках секции рассматривались вопросы модернизации образовательного процесса на основе информационных технологий обучения, реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также развития электронной информационно-образовательной среды.

ф

п ч

п *

о

о

о

а ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

ю о

2 Z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

О)

ч а

6 ев о

В четвертой секции участники конференции обсуждали организацию образовательной деятельности по реализации федеральных государственных стандартов. Руководил работой секции исполняющий обязанности проректора по учебной работе ИГУ, канд. биол. наук, доц. А. И. Вокин. Докладчики коснулись проблем образовательной деятельности, возникающих в процессе реализации образовательных программ высшего образования в соответствии с требованиями ФГОС; организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностно-деятельностного подхода; фондов оценочных средств как основного инструмента оценки качества сформированности компетенций.

Воспитательным задачам и психологическому сопровождению образовательной деятельности в организации высшего образования была посвящена работа пятой секции конференции. Ей руководил начальник учебного отдела ВСИ МВД России, канд. техн. наук, доц. О. Г. Деменченок. Участники обменялись мнениями по вопросам создания студенческих сообществ как формы воспитательной работы в образовательной организации, патриотического воспитания молодежи и психологического сопровождения образовательного процесса, технологии мотивации учебно-познавательной деятельности студентов и активизации их внеучебной работы. Обсудили также актуальные проблемы образования с точки зрения студентов.

В рамках шестой секции участники конференции обратились к вопросам модернизации среднего профессионального образования. Председатель секции — руководитель Организационно-методического центра среднего профессионального образования ИрГУПС Н. Г. Черных. В докладах поднимались проблемы применения современных образовательных и информацион-

Библиографическое описание статьи

Развитие высшего образования в России: тенденции, перспективы, инновации [подгот. С. В. Чу-пров, Л. В. Санина, Т. А. Лоскутова] // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 4. — С. 676-680. — DOI : 10.17150/2500-2759.2016(4).676-680.

но-коммуникационных технологий в учебном процессе; модернизации образовательных программ среднего профессионального образования в контексте профессиональных стандартов; эффективности форм и методов организации практической подготовки и самостоятельной работы студентов.

По завершении конференции на заключительном заседании заслушивались и обобщались итоги работы всех секций, было внесено предложение проводить подобные научно-практические конференции на постоянной основе и озвучено решение о публикации сборника научных трудов и размещении его в аналитической системе «Российский индекс научного цитирования».

Тематика конференции привлекла внимание широкой научной и образовательной аудитории Иркутска и других городов, что подтвердило заинтересованность коллег в обсуждении назревших проблем в сфере высшего образования и поиске конструктивных решений в процессе его модернизации и освоения новых образовательных стандартов. Овладение высокими компетенциям и повышение конкурентоспособности выпускников вузов для развития экономики и социальной сферы страны и построения гуманного общества являются велением времени.

Участники конференции сошлись в том, что интеллектуальная площадка вуза для обмена профессиональными мнениями по совершенствованию научно-образовательного процесса учреждений высшего образования в условиях непрерывного изменения нормативно-правовой документации востребована и имеет несомненное методическое и практическое значение.

Обзор подготовили

д-р. экон. наук, проф. С. В. Чупров, канд. экон. наук, доц. Л. В. Санина, Т. А. Лоскутова

Reference to article

Chuprov S. V., Sanina L. V., Loskutova T. A. (eds). Development of higher education in Russia: trends, prospects, innovations. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no 4, pp. 676-680. DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(4).676-680. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.