Научная статья на тему 'Организационно-психологическая проблематика на конференции в память Е. А. Климова'

Организационно-психологическая проблематика на конференции в память Е. А. Климова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИИ / Е. А. КЛИМОВ / СУБЪЕКТ ТРУДА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонова Анна Борисовна, Носкова Ольга Геннадьевна

Статья представляет краткий отчет о Международной научно-практической конференции «Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е. А. Климова», которая прошла 12-15 октября 2016 г. на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леонова Анна Борисовна, Носкова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-психологическая проблематика на конференции в память Е. А. Климова»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Организационно-психологическая проблематика на конференции в память Е. А. Климова

ЛЕОНОВА Анна Борисовна, НОСКОВА Ольга Геннадьевна,

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Статья представляет краткий отчет о Международной научно-практической конференции «Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е. А. Климова», которая прошла 12-15 октября 2016 г. на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия.

Ключевые слова: конференции; Е. А. Климов; субъект труда; организационная психология.

С 12 по 15 октября 2016 г. на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова прошла Международная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию со дня рождения Е. А. Климова. Кроме этой славной даты, конференция была приурочена к 50-летнему юбилею факультета психологии Московского университета, основанному в 1966 г. Программный комитет конференции возглавил декан факультета психологии, президент Российского психологического общества (РПО), академик Российской академии образования (РАО), профессор Ю. П. Зинченко. Председателем Оргкомитета стала А. Б. Леонова, профессор, доктор психол. наук, заведующая кафедрой психологии труда и инженерной психологии1. Организация и проведение конференции были поддержаны грантом РГНФ. Это позволило многим ведущим психологам из разных регионов России приехать и принять активное участие в работе конференции. Так, для выступления с докладами и сообщениями на конференцию прибыли психологи из целого ряда ведущих университетов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Иркутска, Томска, Новосибирска, Шадринска, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Новороссийска, Севастополя, Махачкалы, Глазова, Перми, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Белгорода, Ярославля, Воронежа, Рязани, Калуги,

1 Подробные сведения о составе Программного и Организационного комитета можно найти в информационном письме,

опубликованном в журнале «Организационная психология», 2016, Т. 6. № 2. С. 105-112.

Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9 E-mail: [email protected]

Костромы, Саратова, Самары, Твери. Всего в работе конференции приняли участие 337 человек. Весьма репрезентативным был и международный уровень конференции. Наиболее представительными были делегации психологов из Белоруссии (16 чел.) и Республики Узбекистан (8 чел.). Кроме них в работе конференции приняли участие психологи Украины, Эстонии, Армении, Германии и Словении. Представительный и разнообразный состав участников конференции сказался на качестве и содержательном разнообразии докладов, вызвавших неподдельный интерес аудитории.

Открытие конференции и пленарное заседание состоялось 12 октября в Большой психологической аудитории факультета психологии МГУ которое было посвящено памяти Е.А. Климова (1930-2014 гг.) как выдающегося человека, организатора науки, ученого и учителя. В выступлениях Ю. П. Зинченко были высоко оценены заслуги Е. А. Климова на постах декана факультета психологии МГУ и президента РПО. Многолетняя и продуктивная деятельность Е. А. Климова как председателя экспертного совета по комплексному изучению человека в структуре РГНФ была охарактеризована в выступлении профессора В. А. Хащенко. В докладе А. Б. Леоновой и О. Г. Носковой был обозначен вклад Е. А. Климова в развитие отечественной психологии труда и его разносторонняя деятельность в качестве заведующего кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (с 1983 по 2002 гг.). Глубина таланта Е. А. Климова как организатора и ученого, психолога-исследователя и профессиоведа, была разносторонне освещена в выступлениях известных отечественных психологов, представлявших ведущие отечественные психологические учреждения — члена-корр. РАО, проф. В. И. Панова (ПИ РАО); академика РАН А. Л. Журавлева, проф. Л. Г. Дикой и проф. А. Н. Занковского (ИП РАН); академиков РАО, проф. А. Г. Асмолова и проф. А. И. Донцова (факультет психологии МГУ), члена-корр. РАО, проф. А. В. Карпова (факультет психологии ЯрГУ) и целого ряда других крупных специалистов — профессоров Т. Ю. Базарова, М. И. Марьина, В. И. Моросановой, Э. Э. Сыманюк. Профессор А. И. Фукин (г. Казань) подробно рассказал о Казанском периоде жизни и творчества Е. А. Климова.

Авторитет личности Е. А. Климова, нравственные заповеди, которым он следовал сам и призывал своих учеников и коллег, помогли консолидации российских психологов в 1994 г., когда было учреждено Российское психологическое общество, созданы его отделения во многих регионах страны, принят Устав РПО и программа его деятельности. Подвижническое отношение Евгения Александровича к профессии, делу, которому он служил, его интеллигентность и принципиальность — не были растеряны в течение всей его жизни и оказались важным этическим стержнем, объединяющим современных психологов страны. На этом основании участниками пленарного заседания были высказаны предложения об учреждении премии и почетных званий от РПО, связанных с именем Е. А. Климова, в частности — для молодых психологов, аспирантов и студентов за успехи в освоении и развитии психологической науки.

Наряду с этим, работа конференции не ограничилась только выражением признательности этому замечательному человеку и ученому. Богатство психологического наследия Е. А. Климова, которое послужило опорой для развития различных новых направлений исследований человека как субъекта труда в современной прикладной психологии, нашло отражение в работе 12 специализированных секционных заседаний, на которых в целом было представлено 104 доклада и проведено их обсуждение. Содержание этих выступлений в структурированном виде нашло отображение в сборнике материалов конференции, которые размещаются в базе РИНЦ2.

2 Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е. А.Климова. Материалы

Международной научно-практической конференции. Москва, 12-15 октября 2016 года / под ред. Ю. П. Зинченко, А. Б. Леоновой, О. Г. Носковой. М.: ООО «Акрополь», 2016. [Электронное издание]. 1 CD (17 Mb). (994 с.) ISBN 978-5-98807-076-4

Секция 1. «Теория и методология современных психологических исследований

профессиональной деятельности и субъекта труда»

В центре внимания выступающих были: ключевые положения концепции психических регуляторов активности человека как субъекта труда (Б. А. Ясько, А. А. Криулина) и общность духовной составляющей в психологических подходах Е. А. Климова и В. М. Бехтерева (Л. М. Попов и П. Н. Устин); специфика понятий «способности индивида», «субъект деятельности» и «личность», при этом было подчеркнуто единство принадлежности всех указанных характеристик одному и тому же человеку в каждый момент его существования (В.Д. Шадриков); проблемы формирования субъектных качеств и овладения профессиональными действиями у подростков с учетом развития инвариантных метаспособностей, необходимых для успешной деятельности субъекта труда в современном информационном обществе (В. И. Панов, Ю. А. Самоненко, О. А. Жильцова); проблема деятельностной детерминации сознания и психических процессов человека как субъекта труда (В. П. Серкин, Б. И. Беспалов) и разработки модели нормативных характеристик направленности профессиональной деятельности как ключевого звена в управлении качеством труда и профилактики производственного травматизма (А. А. Обознов). Была поставлена проблема психологического изучения жизненного мира ученых (Ю. В. Чепурко). Продуктивным и ценным представляется доклад Т. В. Зеленковой (Орехово-Зуево), которая увидела общее в гипотезе «метёлок» Е. А. Климова и в концепции Ж. Гебсера о стадиях-типах мировоззрения. Докладчик предложила интегрированную модель Климова-Гебсера для описания взаимоотношений между научной (исследовательской) и практической психологией, а также описания их эволюции. Важные проблемы были подняты в выступлении О. А. Олекс, руководителя Центра непрерывного профессионального образования Республиканского института высшей школы (Минск). Была обозначена необходимость уточнения понятий и терминов, описывающих профессии, виды работ, и образовательные программы, по которым осуществляется воспроизводство кадров в республике; подчеркивалась необходимость развития классификаций профессий, упорядочение содержания квалификаций и профессиональных стандартов; указана полезность согласованных исследований российских и белорусских ученых в данной области.

Секция 2. Психология профессий: достижения и проблемы

Предметом обсуждения В. И. Лазуткина, представлявшего Научный центр Военной академии Генерального Штаба РФ (Москва), были вопросы сравнительного профессиоведе-ния, технологии определения сходства межведомственных специальностей. Эта тема имеет не только теоретическое значение, но актуальна для практики оптимизации пополнения родов войск военнослужащими по контракту, обладающими гражданскими специальностями. Кроме того, решение обсуждаемых проблем важно в организации психологической помощи в реориентации и трудоустройстве демобилизованных военнослужащих на рынке гражданских профессий. В решении обозначенных задач оказалась полезной программа экспертной оценки профессий в целях профориентации, разработанная под руководством Е. А. Климова, В. В. Пчелиновой.

Вопросы межпрофессионального взаимодействия в системе образования были поставлены в докладе И. В. Усольцевой. М. М. Абдуллаева сообщила в своем выступлении о возможности разработки психосемантической классификации профессий. Докладчики осветили проблемы развития методов психологического изучения профессиональной деятельности. Справедливо была отмечена Р. Р. Мехтихановой недостаточность освоения психологами

метода экспертных оценок и его особая ценность в контексте психологического изучения профессий. Новым инструментом психологического изучения профессий, по мнению Е. В. Коневой может стать исследование общения в диаде «профессионал — клиент».

Исследованию социономических профессий было посвящено и выступление Е. В. Харитоновой. Она изучала особенности переживания кризиса востребованности профессионалами данного типа. Преподаватели, как представители социономических профессий, выступили объектом исследования Д. В. Бердниковой и Э. Э. Сыманюк, а также М. Ю. Широкой, изучавшей организацию рабочего времени и его субъективную оценку. В выступлении С. Л. Ленькова, Н. Е. Рубцовой и Е. Л. Сергиенко представлены интересные результаты психологического изучения профессии актера. В целом участники секции единодушно отметили сохранение фундаментальной роли психологического профессиоведения как основы всех практико-ориентированных исследований в психологии труда.

Секция 3. Актуальные проблемы организационной психологии

В центре внимания М. В. Прохоровой были вопросы мотивации организационного поведения. Обстоятельное исследование особенностей мотивации членства в студенческих профсоюзных организациях представлено в докладе А. В. Булгакова. Успешный опыт содействия формированию коммуникативных умений, как ключевых компетенций линейных руководителей учреждений здравоохранения, описан в докладе Б. А. Ясько и ее коллег. В докладе Н. Е. Водопьяновой, О. О. Гофман и Г. С. Никифорова в качестве центрального качества профессиональной пригодности работников производственных организаций была обозначена ответственность, представлена субъектно-ресурсная модель развития профессиональной ответственности.

Проблемы применения психологической теории лояльности в организациях были обозначены в докладе С. В. Горностаева; докладчиком проведен анализ содержания понятий «loyalty» и «commitment»; сделан вывод о необходимости четких критериев групп, в отношении которых может быть применен термин «лояльность», и границ между лояльностью и сходными феноменами. Интерес участников заседания вызвал доклад Л. Н. Захаровой и И. С. Леоновой, в котором авторы предложили разделять две формы психологической жизнеспособности персонала: ситуативную (типичную для ординарных предприятий с устоявшимися консервативными технологиями и формами организационной культуры) и перспективную (типичную для предприятий с инновационными технологиями). Другим примером взаимосвязи субъектных характеристик работников (особенностей принятия решений) и параметрами представленности в их сознании перспектив развития организации — может быть выступление В. В. Дайнеко.

В целом общей особенностью выступлений в данной секции были обоснованные попытки установления закономерных связей субъектных характеристик персонала и его поведения с рядом характеристик производственных организаций, организационной культуры, среды, в которой они живут и трудятся. Выступающие согласились с тем, что данная тематика не исчерпывает всех проблем современной организационной психологии.

Секция 4. Эргономическое обеспечение современных видов труда

Два первых доклада были посвящены современным перспективным автоматическим устройствам и психолого-эргономическим аспектам их использования. В докладе С. Ф. Сергеева обсуждены проблемы и решения учета «человеческого фактора» в современной и перспективной робототехнике. А. Н. Костин посвятил свое выступление анализу тенденций

и психологических проблем управления беспилотным транспортом. Если беспилотный транспорт — дело будущего, то современный транспорт управляется непосредственно людьми, и важно подбирать наиболее подходящих работников городского транспорта по их устойчивым субъектным индивидуально-личностным свойствам, в частности, по стажу и акцентуациям личности; этой теме был посвящен доклад С. Т. Губиной. Эргономические проблемы пассажиров московского метрополитена были предметом анализа в докладе О. Н. Чернышёвой.

Ряд сообщений касался проблематики когнитивной эргономики, обращенной к исследованиям специалистов, применяющих современные 1Т-технологии. Так в выступлении А. Н. Анохина, президента межрегиональной эргономической ассоциации, рассмотрены проблемы организации человеко-машинного интерфейса для операторов атомных станций. Ряд докладов касался использования регистрации движений глаз субъекта деятельности в решении эргономических задач. В докладе И. В. Бурмистрова и Т. А. Злоказовой представлены результаты исследования удобочитаемости шрифтов светлого и сверхсветлого начертания, проведенного с помощью окулографических методов. Анализ движений глаз как способ диагностики уровня профессиональной компетентности был предметом обсуждения в докладе И. В. Блинниковой и ее коллег. Современные методы регистрации движения глаз применены и Б. Б. Величковским в изучении феномена присутствия в виртуальных средах и влияния на выраженность этого феномена событий обнаружения и коррекции ошибок.

Два сообщения были посвящены проблемам эргономики и психологии безопасности в труде: в докладе Н. Н. Симоновой и ее коллег представлена модель психологической безопасности работников различных профессиональных групп нефтегазодобывающих компаний при вахтовой организации труда в условиях Арктики. Л. Н. Горюнова представила в своем сообщении проблемы психологического обеспечения безопасности труда субъектов профессиональной деятельности в электроэнергетике.

Секция 5. Теория и методы формирования профессионализма и личности субъекта труда

В докладе Д. Б. Богоявленской обсуждались ключевые проблемы и феноменология становления субъекта труда. В. П. Вишневская обозначила дискуссионные аспекты психологии профессионала и проявлений профессионализма. Л. А. Головей представила результаты исследования кризисов развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации. Задачи исследования профессионального творчества, как формы профессионального мастерства, высших уровней профессионализма были в центре внимания выступления Н. Н. Нечаева.

С. А. Мищик подчеркнул в своем докладе, что в качестве базисного условия развития человека должно быть формирование широкопрофильной профессиональной деятельности, профессионального системного мышления. Он опирался при этом на опыт и успехи психологической теории профессионального обучения, разработанной З. А. Решетовой на основе концепции планомерного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Опыт школы П. Я. Гальперина реализован и в докладе И. Н. Погожиной и Д. В. Пшеничнюк, освещающем психологические условия формирования антикоррупционной компетенции у будущих профессионалов. Авторам удалось эмпирически обосновать справедливость предположения о том, что психологическими условиями формирования у студентов умения распознавать ситуации коррупционного взаимодействия являются характеристики содержания знания о коррупции и ее индикаторах, задаваемых извне и усваиваемых в обучении.

Связь уровня профессионализма субъекта труда и его Я-концепции рассмотрена в докладе Р. И. Суннатовой. Возможности подхода и методов феноменологической герменевтики в изучении, оценке и коррекции профессионального становления освещались в выступлении Т. М. Буякас. В докладе Е. К. Климовой в качестве основы подготовки успешного специалиста выступает формирование структуры профессиональной деятельности (представлений о цели, продуктах, средствах, действиях профессиональной деятельности). Необходимые представления формируются у студентов в процессе рефлексивно-моделирующего тренинга. В качестве относительно нового метода формирования профессионализма и личности субъекта труда в докладе С. А. Кузнецовой представлен метод супервизии, понимаемый как разновидность наставничества.

В докладе Л. П. Марищук и Т. И. Юхновец развиваются и эмпирические обосновываются идеи Е. А. Климова о способности преодолевать ситуации неопределенности в контексте построения личных профессиональных планов школьниками как индикаторы формирования у них субъектных качеств. Авторы подчеркнули важную роль толерантности подростков к неопределенности как индикатора универсальной способности, важной для успеха во многих сложных для освоения видах труда.

Секция 6. Достижения и проблемы профессиональной психодиагностики

В докладе А. Г. Шмелёва были представлены современные сетевые инструменты и продукты экспертного сообщества психологов — психодиагностов, освещён опыт Центра «Гуманитарные технологии», накопленный за последние 20 лет в области прикладной тестологии. К. В. Сугоняев рассказал о характеристиках «Стресс-теста» для когнитивных скрининговых тестов. Группа петербургских психологов во главе с А. И. Худяковым (Е. А. Фальтермайер, С. Б. Пашкин) рассмотрела психодиагностические проблемы современной организационной психологии. В докладе этой группы представлен тест, построенный на «Рисунках Самосудова». Тест рассматривается как инструмент, сочетающий позитивные моменты проективных методик и методов, построенных на логике естественных наук. Результаты тестирования предлагается интерпретировать для суждения о преобладании у испытуемого «социальной» или «когнитивной» ориентации, что, по мнению докладчиков, важно для современной организационной психологии. М. В. Зиннатова представила программу разработки тест-опросника для оценки актуальной и перспективной профессиональной мобильности личности.

Частные психодиагностические методики обсуждались в ряде выступлений участников секции. Так, Р. И. Суннатова сообщила о модификации опросника «ДДО» Е. А. Климова, состоящей в добавлении ряда шкал в контексте задач профориентации школьников. Если в опроснике ДДО было пять шкал, то в авторской модификации таких шкал (и соответствующих видов занятий, доступных подросткам) стало 12, а именно: 1) промышленность (машиностроение, легкая промышленность); 2) транспорт; 3) связь; 4) строительство; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) сельское и лесное хозяйство; 7) здравоохранение; 8) образование; 9) культура и искусство; 10) социально-экономическая сфера; 11) сфера торговли, общественного питания и услуг; 12) знаковая система. Тем самым, опросник был модифицирован в направлении большего соответствия выявляемых склонностей подростков существующей классификации отраслей народного хозяйства, определение склонностей подростков стало более дифференцированным. В докладе А. А. Медведева и его коллег представлены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения и смысложизненных ориентаций у старших подростков.

Возможности применения модели Раша в психодиагностике обсуждались в выступлении С. А. Маничева и С. И. Федорова. Речь шла при этом о модели датского математика Георга Раша, которая позволяет количественно оценивать качественные данные и соотносить сложность вопросов-заданий и способности респондентов. Модель Раша была опубликована в 1960-е гг. и с тех пор нашла применение во многих направлениях социологии и психологии. Докладчик обрисовал варианты применения модели Раша, существующие критические замечания, опыт использования этой модели в нашей стране3.

Секция 7. Психология личности, трудовая мотивация и эффективность труда

В выступлении А. И. Фукина и О. А. Макаровой представлены убедительные эмпирические данные о субъектных индивидуально-личностных предпосылках разного уровня успешности труда операторов производства непрерывного стекловолокна. В частности, установлены достоверные различия в более высоких показателях группы более успешных операторов (по сравнению с менее успешными) по уровню удовлетворенности трудом, внутренней мотивации, внутренней отрицательной мотивации, склонности к практическому производству, координации движений, преобладании силы нервной системы, частоты движений, оперативной кратковременной памяти, психоэмоциональной устойчивости и адаптационного потенциала.

В докладе А. А. Грачева обнаружена связь карьерных ориентаций руководителя с определенным видением мотивационных характеристик типичных и идеальных работников; выявленные особенности могут быть важными в выборе стратегий управления трудовой мотивацией персонала, а также в подборе эффективных руководителей. Доклад С. В. Молчанова был посвящен морально-ценностным основаниям профессионального выбора в юношеском возрасте. Докладчик представил теоретические ориентации и опробованный методический инструментарий для изучения обозначенных проявлений психической реальности. Подходы и методы, использованные автором, могут быть востребованы, видимо, и при изучении роли морально-нравственных факторов в трудовой деятельности работников зрелого возраста, применительно к широкому кругу практических задач, стоящих перед современной прикладной психологией.

Особенности личности и профессиональная мотивация воспитателей умственно отсталых сирот-инвалидов были предметом выступления О. Н. Родиной и П. Н. Прудкова. Воспитатели сравнивались с волонтерами, заботящимися о бездомных животных и обычными людьми. Обнаружено, что воспитателям присуща интроверсия, повышенный уровень привязанности и самоконтроля, сниженный показатель открытости опыту. Необычным в мотивации воспитателей оказалась их готовность помогать страдающим животным и детям при нежелании помогать страдающим взрослым. Исследование помогает психологам лучше понять мотивацию профессиональной деятельности, сопряженной с особыми духовными усилиями, терпением, преодолением каждодневных психологических барьеров. В таких профессиях сложно соотносить трудовую мотивацию и эффективность деятельности, ибо результат труда оказывается развернутым во времени, отдаленным и сложным для оценки и измерения, что типично для социономических профессий.

В целом, тематика секции признана участниками чрезвычайно важной и перспективной как для работодателей, так и для работников, и, безусловно, важной для теории и практики современной психологии труда и организационной психологии.

3 См. работы В. С. Аванесова, И. Н. Елисеева и других в математическом обеспечении педагогических измерений.

Секция 8. Индивидуальный стиль деятельности профессионала

В докладе В. А. Толочека рассмотрены история и перспективы проблемы индивидуального стиля деятельности. В докладе А. М. Макаряна и Г. Н. Солнцевой обсуждались теоретические вопросы функций и места индивидуального стиля в структуре профессиональной деятельности. В докладе В. В. Поповой представлены результаты изучения индивидуального стиля спортивной деятельности, а именно в соревнованиях по каратэ. Выделено три стиля совладания с психическим стрессом в соревнованиях: «конфронтационный», «эмоционально-контролирующий», «гибко-конфронтационный». Эти стили отличаются компонентным составом свойств интегральной индивидуальности, техническими действиями и стратегиями. Установлено, что каждый из стилей может сопровождать высокоэффективное поведение спортсмена.

Варианты стилей профессионального поведения в экстремальной ситуации были предметом доклада Е. В. Ковтун, при этом речь шла о деятельности пожарных в реальной обстановке борьбы с огнём. Автор выделила «рациональный, уверенный стиль боевой деятельности», «авторитарно-контрольный стиль боевой деятельности», «социально-взаимодействующий стиль боевой деятельности». Обозначенные стили деятельности соотнесены с характеристиками и оценками свойств интегральной индивидуальности, сделаны рекомендации по использованию носителей этих стилей в рабочих ситуациях, а также намечены формы коррекции и развития полезных для профессионала качеств.

Ряд выступлений были посвящены новым перспективным направлениям в прикладной психологии, в которых в качестве основного используется понятие «индивидуального стиля деятельности». Так, в докладе А. А. Алдашевой с группой ее коллег стиль саморегуляции представлен как необходимая характеристика, которую важно оценивать при отборе профессиональных приемных родителей. В докладе И. В. Блинниковой, М. С. Капицы и их коллег представлены результаты исследования индивидуальных стилей поиска на web-страницах. Эта информация может быть важной для разработчиков интерфейсов сайтов, а также в решении задач оценки их эргономичности с позиции пользователей. Таким образом, проблематика индивидуального стиля деятельности признана востребованной в области юзабилити4, в рамках когнитивной эргономики. Когнитивный стиль эксперта, как выяснилось (выступление А. С. Баканова) влияет на эффективность его взаимодействия с системой документаци-онного обеспечения управления в организациях.

Особенности психологических стратегий откладывания выполнения профессиональных задач, обозначаемые термином «прокрастинация», можно также рассматривать как формы индивидуальных стилей деятельности. Этим вопросам был посвящен доклад В. В. Барабанщиковой и В. И. Моросановой. Очевидно, что проблема индивидуального стиля деятельности в настоящее время обнаруживает дальнейшее развитие, значимость этой тематики усиливается, и сами понятия выполняют интегрирующую функцию при объяснении многих частных феноменов.

Секция 9. Психология профессионального общения

Понятие «общение» рассматривалось широко: и как межличностное общение в организациях, и как форма профессиональной деятельности, фактически при этом отождествляясь с терминами «взаимодействие», как функция, сопровождающая включенность работников

4 Юзабилити (от англ. usability — дословно: «удобство пользования», «применимость») — эргономическая характеристика

того, насколько продукт может быть эффективно, экономично и с удовольствием использован определенными пользователями для достижения поставленных целей в заданном контексте использования (определение в стандарте ISO 9241-11 «Руководство по юзаб илити»). Понятие, в целом обозначающее общую степень удобства предмета при его использовании (прим. ред.).

в организацию. Теоретическим аспектам психологии профессионального общения были посвящены выступления И. В. Калинина и Е. Г. Гребенюк. И. В. Калинин рассмотрел сущностные моменты понятия «деловое общение». Е. Г. Гребенюк представила проблему профессионального общения в рамках современных социально-конструкционистских подходов, а именно в рамках трёх его вариантов: диалогического Я, исследования позитивных сторон, нарративного подхода.

В докладе Т. Ю. Базарова представлен новый вариант специфической деятельности практического психолога — «мастера групповой работы», главными функциональными ролями которого могут быть роли модератора (организационная функция), фасилитатора (эмоциональная функция) и медиатора (экспертная функция). С. А. Липатов рассмотрел структуру включенности работников в организацию как социально-психологическую проблему. А. Б. Белов дал характеристику социальной перцепции как условия эффективности профессионального общения работника, на примере менеджера по продажам.

Несомненно, проблемы социальной психологии в организациях не исчерпываются темой данного секционного заседания, но обозначенная тема является одной из ключевых тем организационной психологии, социальной психологии труда, и по-видимому, перспективы ее разработки связаны с использованием в качестве обязательной основы содержательного и функционального анализа деятельности субъектов профессионального общения, его средств и условий. Эффективность деятельностного подхода в изучении профессионального общения и его оптимизации убедительно демонстрируется в докладе О. В. Соловьевой, который был посвящен проблемам психологии профессионального общения в суде присяжных. Представлены результаты многолетних исследований, позволившие выявить нестыковки и противоречия, затрудняющие коммуникацию самих юристов, присяжных, а также общение юристов с присяжными. Выявленные особенности коммуникативной деятельности юристов положены в основу тренингов, направленных на развитие необходимых для юристов коммуникативных умений.

Секция 10. Психология саморегуляции человека в труде и отдыхе

Теоретические основы психологии саморегуляции были представлены в докладе А. О. Прохорова. Докладчик изложил суть авторской концепции «системно-функциональной саморегуляции психических состояний субъекта и структур сознания», рассмотрел механизмы саморегуляции, характеристики ее на разных уровнях, операциональные средства, смысловые структуры, рефлексию, ментальные репрезентации и пр. О. В. Гордеева сообщила в своем докладе об эмпирическом подтверждении гипотезы о деятельностной природе измененных состояний сознания, которые имеют специфические особенности в их переживании субъектами деятельности, и особенные функции. Исследование проведено с использованием метода структурированного интервью на основе сравнения состояний вдохновения, как примера «потоковых» состояний (М. Чиксентмихайи) у представителей разных профессий (модельера-дизайнера, директора психодрамы и пианиста-исполнителя).

Выступление В. Колги было посвящено новому взгляду на проблемы психологии труда и отдыха. Психология отдыха сегодня оказывается в центре внимания эстонских психологов как слабо изученная, но не менее важная, чем психология труда. Коллегам-психологам предлагается обратиться к контексту позитивной психологии, а также учитывать новые вызовы постиндустриального общества. В докладе М. А. Кругловой, Е. А. Столярчук и Е. Е. Фавстрицкой представлены результаты исследования жизнестойкости и саморегуляции у руководителей и предпринимателей. Предприниматели обнаруживают высокие показатели автономности,

готовность к риску, к проявлению стратегических инициатив, тогда как у руководителей обнаружены связи, свидетельствующие о зависимом поведении, преобладании установок тактического планирования в деятельности.

А. С. Кузнецова и Е. В. Ткаченко поставили в своем выступлении относительно новую для прикладной психологии проблему выбора одежды для работы как способа формирования целевых форм оптимального функционального состояния. П. А. Семянищева посвятила свое выступление анализу профессиональных и организационных факторов психологической саморегуляции функционального состояния офицеров российской армии в период реформ последнего десятилетия. Особенности преодоления профессиональных стрессовых ситуаций в деятельности преподавателей высшей школы были предметом выступления Е. С. Старченковой. В докладе М. А. Титовой представлены результаты исследования преодоления профессиональных стрессовых ситуаций преподавателями колледжа в условиях реформ; выделены особенности копинг-стратегий, свойственные преподавателям разных возрастных групп.

Секция11. Профессиональный стресс и психология риска в экстремальных профессиях

В докладе А. Б. Леоновой (Москва) представлен анализ синдромов профессионального стресса, развивающихся под влиянием трудовой нагрузки, условий работы, а также индивидуально-личностных характеристик работников, которые снижают или повышают стресс-устойчивость работника. Описаны две комплексные технологии управления стрессом, разработанные на основе структурно-интегративного подхода: «Интегральная оценка и коррекция стресса» (ИДИК) и «Индивидуальная оценка стресс-резистентности» (ИОСР), возможности их применения в разных профессиях.

А. А. Качина и Т. А. Злоказова представили в своем докладе результаты масштабного психологического исследования, направленного на получение интегральной оценки профессионального стресса сотрудников оперативных служб энергообъектов. Обследовано 453 сотрудника девяти филиалов энергетической компании с помощью набора психологических и психофизиологических методов. Установлено, что 57% обследованного персонала пребывают в зоне высокого риска совершения ошибочных действий под влиянием профессионального стресса высокого уровня выраженности, и эта группа сотрудников компании нуждается в психологической помощи и применении методов преодоления негативных функциональных состояний.

И. В. Блинникова и ее студенты — А. Н. Бобков, М. А. Гольцова — в своем выступлении обсудили мобилизующий и демобилизующий эффект негативной обратной связи при решении когнитивных задач профессионалами разного уровня квалификации и типа подготовки. В докладе М. А. Бендюкова описана суть психотехнологии ментального тренинга, направленного на повышение качества трудовой жизни применительно к социономическим профессиям. Представлены истоки ментального тренинга (шведская модель тренинга, предложенная спортивным психологом Ларсом-Эриком Унесталем в 1980-е годы) и его русская версия (разработана докладчиком под руководством П. В. Бундзена в 1990-е гг.), а также позитивный опыт применения русской версии тренинга под названием «Победи стресс» для работников петербургской службы занятости.

Выступление Д. Д. Бекоевой осветило техники повышения ресурсов саморегуляции личности в преодолении стресса, сопровождающего контроль знаний студентов. Описаны результаты тренинга саморегуляции личности. В докладе Р. А. Березовской представлены результаты изучения выраженности синдром выгорания у руководителей, его причины

и способы коррекции. Использован субъектно-ресурсный подход к психологическому обеспечению профессионального здоровья субъектов труда. Сообщение Л. А. Жигуна было посвящено исследованию негативных моментов деятельности гражданских государственных служащих, которые могут быть источниками развития профессиональных деформаций личности субъектов труда и неадекватных форм их профессионального поведения.

Интерес участников заседания вызвал доклад О. С. Осиповой, посвященный методологическим подходам диагностики уровня стресса трейдеров (участников биржевой торговли). Докладчик представила проект социально-психологических мер для повышения стрессоу-стойчивости трейдеров. В целом, материалы данной секции свидетельствуют о сохранении актуальности проблем, связанных с профессиональным стрессом работников современных организаций и разработкой способов его конструктивного преодоления.

Секция 12. Психология в карьерном консультировании. Роль семьи и школы в

профессиональной ориентации

В докладе Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк представлена проблема прогнозирования профессионального будущего в концепции Е. А. Климова и развитие его идей в исследованиях психологов Екатеринбурга. М. А. Бендюков в своем выступлении остановился на проблеме ценностных оснований профессиональной ориентации, он поделился собственным успешным опытом руководителя Петербургской службы помощи населению в трудоустройстве, рассказал о мерах преодоления пассивной жизненной позиции безработных. Близкие идеи о ценностных основания самоопределения современных подростков были высказаны и в докладе Т. Ю. Садовниковой. Е. С. Игнатович сообщила результаты успешного опыта формирования готовности воспитанников школы-интерната к профессиональному самоопределению.

В докладе О. А. Карабановой была представлена эмпирически верифицированная модель вариантов детско-родительских отношений как одного из ведущих факторов профессионального самоопределения современных подростков. Т. М. Коньшина рассказала в своем выступлении об опыте вовлечения родителей подростков в профориентационную работу в школе в форме организации их выступления перед учащимися и рассказов о своей профессии. Доклад О. Г. Носковой и В. М. Девишвили был посвящен представлению совокупности проблем научных исследований, которые полезно было бы разрабатывать в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов и месту профориентационной работы в их контексте.

Д. А. Бухаленкова сообщила о представлениях современных подростков о профессиональной успешности как составляющей жизненного успеха. В сообщении С. Е. Покровской обсуждалась степень выраженности потребности в выборе профессии личностью в юношеском возрасте. В выступлении Е. С. Пакуловой и О. В. Рунец обоснована необходимость учитывать признаки социально-психологической зрелости приёмного родителя и влияние обозначенных факторов на климат в семье. В докладе В. А. Михеева сделана попытка обосновать важность преодоления подростками состояния неопределенности как исходной ситуации и условия успешного профессионального самоопределения.

В итоге работы секции тематика профориентации молодежи и шире — карьерного консультирования — признана одной из ключевых в практике работы психологов-консультантов, на первый план по актуальности и слабой исследованности в психологии профориентации молодежи выступает в настоящее время проблема психологического сопровождения родителей учащихся общеобразовательных школ.

Завершение конференции

Интерес участников конференции вызвали приглашенные лекции. Профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии Ярославского государственного университета, А. В. Карпов прочитал лекцию на тему «Проблема предмета в современном метакогнитивизме»5. В другой вечер состоялась лекция профессора Себастьяна Панаша (Дрезден, Германия) на тему «Инженерная психология и прикладные когнитивные исследования в Дрезденском техническом университете». В завершение в рамках конференции состоялось заседание Круглого стола на тему «Актуальные проблемы психологического образования». Выступающие отметили проблемы, связанные с правовым сопровождением организации подготовки психологов-практиков, обсуждались противоречия и сложности реализации действующих стандартов, пути их преодоления.

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги конференции и принята резолюция, содержащая следующие предложения участников конференции.

1. Увековечить память Евгения Александровича Климова, а именно:

— предложить администрации факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова назвать именем Е. А. Климова одну из учебных аудиторий;

— поддержать идею Казанского отделения Российского Психологического Общества о переименовании улицы Табейкина в г. Казани, где в доме № 17 проживала семья Е. А. Климова в 1950-1960-е гг., в улицу Академика Климова;

— разместить на доме, где жила семья Е. А. Климова в г. Казани, памятную доску;

— ввести номинацию поощрения лучших работ, выполненных в рамках проблематики прикладной психологии, для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, — в форме премий и почетных грамот имени Е. А. Климова.

2. Поддержать и расширить преподавание учебной дисциплины «Инженерная психология и эргономика» для студентов технических специальностей.

3. Поддержать работу по уточнению базовых понятий психологии труда: «профессия», «специальность», «профессиональная деятельность», «конкретная работа», «профессиональное занятие», «компетенция» и «компетентность», «квалификация» и пр.

4. Поддержать развёртывание научных исследований и научно-прикладных работ в области психологии трудового и профессионального воспитания молодежи.

5. Организовать секцию «Психология труда, организационная психология и эргономика» в составе Российского Психологического Общества.

6. Обратиться к Министру образования и науки РФ с предложением о пересмотре Федерального Закона «Об образовании», а именно: об отмене права поступления в магистратуру по психологии выпускников бакалавриата по непсихологическим направлениям.

5 Дополненная стенограмма лекции принята к публикации в журнале «Мир психологии», в № 4 за 2016 г. и ее продолжение

в № 1 за 2017 г.

Фото 1. Выступает Ю. П. Зинченко, академик РАО, декан факультета психологии МГУ им. М В. Ломоносова, президент РПО

Фото 3. Большая психологическая аудитория факультета психологии МГУ.

Фотограф — В. А. Михеев

Фото 2. Аудитория пленарного заседания конференции.

Фото 4. Президиум пленарного заседания, слева направо: А. Б. Леонова, В. В. Барабанщикова, О. Г. Носкова.

ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY

Organizational-psyhological issues at the conference dedicated to the memory of Eugeny Klimov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anna LEONOVA Olga NOSKOVA

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Abstract. International scientific-practical conference "The psychology of human development as a subject of labor. The development of the creative heritage of E. A. Klimov" was held in October, 12 - 15, 2016. Venue: Moscow, Department of Psychology Lomonosov Moscow State University.

Keywords: conferences; E. A. Klimov; subject of labor; organizational psychology.

Address: 11 Mokhovaya Str., Build. 9, 125009 Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.