Научная статья на тему 'Прикладная психология в современной России'

Прикладная психология в современной России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1095
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ / ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носкова Ольга Геннадьевна

В сообщении представлены краткие сведения о конференции, посвященной состоянию и проблемам современной отечественной прикладной психологии, представлены резюме и предложения участников каждого из семи секционных заседаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Носкова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладная психология в современной России»

УДК 159.9.07

Прикладная психология в современной России

О. Г. Носкова

11—13 ноября 2010 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при финансовой поддержке РГНФ (проект 10-06-14-248г) прошла II Межрегиональная научно-практическая конференция «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса». Ее организаторами выступили Российское психологическое общество и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Общее руководство конференцией осуществлял председатель оргкомитета и программного комитета конференции декан факультета психологии Ю.П. Зинченко. Оперативная работа по подготовке и проведению конференции была выполнена сотрудниками кафедры психологии труда и инженерной психологии под руководством профессора Ю.К. Стрелкова.

В работе конференции приняло участие 253 человек, и 100 из них выступили с докладами и сообщениями. Материалы конференции опубликованы в трех томах в издательстве Московского университета1. География участников конференции была самая

широкая: в Москву приехали представители 34 городов и регионов Российской Федерации, а также коллеги из Республики Беларусь и Украины.

Большинство участников представляли ведущие государственные и негосударственные университеты, педагогические, военные и технические вузы, научные центры. Кроме того, в работе конференции участвовали психологи-практики, работающие в системе образования, центрах профориентации, в учреждениях системы здравоохранения, в органах МВД, исполнения наказания, на транспорте, в консалтинговых центрах, юридических и финансовых компаниях, спортивных учреждениях, учреждениях государственной службы (например, судебный департамент в Иркутской области).

11 ноября состоялось открытие и пленарное заседание конференции. С приветственным словом от оргкомитета выступила профессор О.Г. Носкова. На пленарном заседании, которое проходило под председательством профессора Ю.К. Стрелкова, было зачитано пять докладов. Доклад заместителя декана по учебно-методической работе, доцента И.А. Володарской

Носкова Ольга Геннадьевна

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

1 Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции 11—13 ноября 2010 года. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — Кн. 1—3.

(содокладчик — Ю.П. Зинченко) был посвящен реализации образовательных стандартов третьего поколения при подготовке психологов в классических университетах. Были отмечены достижения в этой области, проблемы и пути их решения. В докладе профессора А.Б. Леоновой рассматривалось современное состояние прикладной психологии с точки зрения синтеза опыта отечественных и зарубежных подходов в научных исследованиях и подготовке практических психологов. Профессор Ю.К. Стрелков в своем сообщении рассмотрел новые подходы и теоретические ориентации в психологических науках о труде. Он уделил внимание вопросам изучения не только структуры, но и динамики психических процессов человека как субъекта труда, методов и подходов, используемые в анализе профессионального опыта человека, выделил достижения современных прикладных исследований в области психологии применительно к труду работников железнодорожного транспорта, гражданской авиации, подводного флота, морской психологии. Профессор Т.Ю. Базаров представил свое видение перспектив развития психологии управления персоналом в условиях современного общества в России, преодолевающей ситуацию глобального кризиса. Доклад профессора А.Г. Шмелева был нацелен на освещение кризисной ситуации в российской прикладной психологии, сложившейся в области используемых в ней методов и технологий. Достаточно остро были сформулированы представления автора о причинах кризиса и о возможных путях его преодоления.

Е.А. Климов на заседании круглого стола

Во второй половине дня состоялось заседание круглого стола на тему «Психология человека как субъекта труда: итоги и перспективы». Это было юбилейное заседание, посвященное 80-летию со дня рождения профессора факультета психологии МГУ, академика РАО, заведующего лабораторией психологии профессий и конфликта Евгения Александровича Климова. На заседании выступили: В.И. Панов (доктор психол. наук, профессор, академик РАО, зав. лабораторией экологической психологии ПИ РАО (Москва), М.М. Кашапов (доктор психол. наук, профессор Ярославского гос. университета им П.Г. Демидова, Ярославль), Г.М. Зараковский (доктор психологических наук, профессор ВНИИ-ТЭ , Москва); ученики Е.А. Климова: В.Л. Ситников (доктор психол. наук., профессор, зав. кафедрой прикладной психологии Петербургского гос. университета путей сообщения, СПб); Ф.С. Исмагилова (доктор психол. наук, профессор кафедры общей психологии и психологии личности факультета психологии Уральского гос. университета им. А.М. Горького, Екатеринбург); В.А. Толочек (доктор психол. наук, профессор, главный научный сотрудник ИП РАН, Москва); Н.С. Пряжников (доктор психол. наук, профессор МГУ, Москва) и другие.

Ф.С. Исмагилова подчеркнула особую важность ориентации студентов, выбравших прикладную психологию в качестве профиля специализации, на достижение целей, полезных для заказчика, а не только на получение новых научных фактов. Интерес присутствующих вызвало также сообщение А.И. Фукина (доктора психол. наук,

профессора кафедры психологии труда и предпринимательства Института экономики, управления и права в г. Казани). Он представил собравшимся слайд-шоу, знакомящее с 20-летним этапом жизни и творчества Е.А. Климова в этом городе. Его доклад был посвящен не только истории, но и современным достижениям и направлениям работы казанских психологов, сообщество которых возродилось во многом благодаря усилиям Евгения Александровича. Ю.К. Стрелков обосновал значение идей Е.А. Климова в развитии прикладной психологии (и особенно в психологии профессионального труда), показал преимущества субъектного подхода по сравнению с традициями когнитивной экспериментальной психологии, ориентированной на исследование частных психических функций человека.

Всего в рамках конференции прошло заседание семи секций.

На секции «Проблемы индустриально-организационной психологии. Психология труда руководителя» (руководители: профессор Ф.С. Исмагилова (Екатеринбург), профессор Т.С. Каба-ченко (Москва), доцент С.А. Липатов (Москва)) было заслушано восемь докладов, содержание которых отразило широкую палитру внедрения психологического знания в различные аспекты организационно-управленческой практики. Особое внимание было уделено психологической характеристике текущего положения дел в индустриальной сфере, обсуждению теоретико-методологических аспектов психологического обеспечения функционирования и развития организаций и управленческих кадров, а также конкретным примерам применения исследовательских процедур и технологий воздействия в отечественной и зарубежной практике. Интерес собравшихся вызвал доклад Е.В. Алехиной (Москва), посвященный социо-предметному подходу в практике управления персоналом.

Л.Н. Захарова и Е.В. Коробейникова (Н. Новгород) в своем выступлении объединили социально-психологические и индивидуально-психологические компоненты в области управления процессом обновления менеджмента. Перспективными были признаны идеи, высказанные Ф.С. Исмагиловой (Екатеринбург) в ее сообщении, посвященном использованию матрицы КПО (конкурентоспособности про-

фессионального опыта) в стратегическом менеджменте.

В сообщении Т.С. Кабаченко (Москва) подчеркивалась важная роль образа «Я» как субъекта управленческой деятельности. Доклад Б.А. Ясько и Г.В. Дороховой (Краснодар) убедительно представил более высокую эффективность врачей-руководителей, ориентированных на достижение баланса результативности труда и поддержания благоприятного климата в коллективе, по сравнению с руководителями, отдающими предпочтение харизматической форме управления. Г.Н. Солнцева и Г.Л. Смолян (Москва) обратили внимание слушателей на необходимость повышения внимания психологов к изучению непреднамеренных ошибок персонала как угрозы безопасности организации. В сообщении С.А. Липатова (Москва) представлены результаты проверки модели организационной идентификации работников на материале четырех различных организаций с помощью методики Крейнера и Эшфорта. Для руководителей вузов представляет интерес сообщение А.С. Липатовой (Москва), которая описала концептуальную модель организационной культуры вуза и диагностики его инновационной готовности.

Участники секции внесли предложения по дополнению программы вузовской подготовки психологов, направленные на формирование конкурентоспособности психологов. Предложено ввести курсы по маркетингу. Перспективным видится собравшимся и развитие практики обмена опытом по внедрению психологических услуг в индустриальной сфере.

Секция «Прикладная психология в решении социально-культурных проблем современной России» работала под руководством профессоров О.А. Кара-бановой (Москва), Ю.А. Самоненко (Москва), Л.Н. Захаровой (Н. Новгород). На ней было заслушано 15 докладов. Интерес присутствующих вызвали выступления, посвященные актуальным направлениям прикладной психологии, отражающим вызовы времени. К таким проблемам можно отнести формирование оптимальной внутренней картины здоровья у населения в условиях интенсивного внедрения современных технологий — доклад К.Г. Сурнова и И.В. Цветковой (Москва); проблемы психологической адаптации людей к технологическим изменениям информационного обще-

ства — доклад В.А. Емелина (Москва); разработку психологических основ формирования противодействия идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде — доклад Д.А. Китовой и Т.С. Шмельковой (Черкесск). Живую дискуссию вызвал доклад О. Докуновой, молодого психолога пос. Черемушки (Республика Хакас-сия), которая сообщила о позитивных результатах систематической психологической работы с детьми пострадавших в катастрофе сотрудников СаяноШушенской ГЭС.

Исследованию динамики потребительских установок россиян на высокотехнологичные услуги в условиях социально-экономических изменений был посвящен доклад ТВ. Фоломеевой (Москва). Серия докладов в рамках данной секции была посвящена современным направлениям психолого-пе-дагогической службы в общеобразовательной и высшей школе (О.А. Жильцова (Москва), И.Ю. Самоненко и Ю.А. Самоненко (Москва), РА. Ту-ревская (Москва), Н.Л. Шлыкова, Ю.Б. Волосатова (Москва), Н.А. За-рембо (Архангельск)).

В психологическом сообществе все больше сторонников признания того, что основой защищенности подростков и молодежи от циничного манипулирования их сознанием и поведением становится содействие развитию субъектных качеств личности, личностной автономии, критичности мышления, моральной ориентации, формирование волевых умений. Этим вопросам были посвящены сообщения Н.Н. Поскребышевой (Москва), С.В. Молчанова (Москва), И.Н. Орловой (Москва), В.Н. Шляпникова (Москва).

На секции «Психология профориентации и карьерное консультирование»

(руководители: профессор М.А. Бен-дюков (СПб), профессор Н.С. Пряж-ников (Москва), старший научный сотрудник И.В. Евсевичева (Москва)) заслушано девять докладов, каждый из которых был по-своему интересным.

М.А. Бендюков (СПб) осветил проблемы психологии безработицы как относительно нового направления психологической науки в России. М.В. Горбунова и Е.С. Галкина (Тольятти) обозначили проблемы, с которыми сталкиваются психологи, работающие в области профориентации молодежи в региональном промышленном центре.

Вопросам профессионального самоопределения молодежи на разных возрастных этапах был посвящен ряд докладов. Н.Н. Зотова (Москва) исследовала этот вопрос применительно к младшим школьникам. Н.С. Пряжни-ков и Л.С. Румянцева (Москва) представили методику оперативной диагностики профиля обучения в старших классах общеобразовательной школы. Г.Ю. Любимова и А.М. Рикель (Москва) в своих докладах обсуждали вопросы психологического консультирования по выбору карьеры, профессии в вузе. И.В. Евсевичева и Е.Р. Саркисян (Москва) показали важность изучения субъективной картины профессионального успеха в карьерном консультировании. В.В. Пчелинова (Москва) представила результаты опытной апробации авторской многопризнаковой программы анализа профессий как основы сравнительного профессиоведения в целях карьерного консультирования. А О.Н. Родина и П.Н. Прудков (Москва) позна-

комили слушателей с результатами эмпирического сопоставления мотивации выбора профессии московскими и бакинскими студентами-психо-логами.

В целом, участники секции констатировали возрастание интереса к проблемам профориентации, особенно в молодежной среде. Рекомендовано расширить практику специальной профессиональной подготовки психологов в данной области.

Секция «Подходы, методы и технологии современной отечественной прикладной психологии» работала под председательством профессора А.Б. Леоновой (Москва), доцентов А.С. Кузнецовой и В.М. Девишвили (Москва). На заседании было представлено 15 научных докладов, в дискуссии выступили 42 участника из семи российских научных центров и университетов. На секции шло обсуждение современных парадигм, технологий и методов организации и проведения исследований в прикладной психологии. Были представлены панорамные доклады, обобщающие достижения научных школ в области современной методологии исследований (доклады А.Б. Леоновой «Психологические технологии оценки профессионального стресса и индивидуальной стресс-резистентности: опыт интеграции разных исследовательских парадигм», С.А. Исайчева (Москва) «Психофизиологические механизмы биоуправления», В.А. Толочека (Москва) «Квази-измерения в изучении эволюции сложных психологических систем субъекта»). В ряде выступлений были отражены материалы исследований последних лет, охватывающие широкий круг актуальных прикладных проблем.

Несколько докладов были объединены в отдельный блок, посвященный применению технологий биологической обратной связи в решении диагностических и коррекционных задач (доклады Е.С. Исайчева, Н.К. Читал-киной, А.Д. Королева, Ю.А. Николай-ко, представлявших кафедру психофизиологии факультета психологии МГУ). Эти выступления вызвали оживленную научную дискуссию, обсуждение возможностей и ограничений данного метода. Интересным и актуальным было признано сообщение Е. Орел (Москва) о сопоставлении диагностической направленности аналитической профес-сиографии и метода «анализа работы» («Job analysis»), а также перспектив при-

менения созданных на основе данных методов прикладных диагностических технологий при решении проблем современных организаций.

Хочется отметить и доклады по прикладной диагностике двигательной активности человека в разных профессиональных и жизненных ситуациях, раскрывающие возможности данных методов для оценки индивидуального и профессионального потенциала личности (доклады: О.Н. Чернышевой, В.М. Девишвили в соавторстве с Е.С. Седовой (Москва)). В выступлении Е.Б. Фанталовой (Москва) были представлены результаты разработки нового инструмента экспресс-диагностики дискомфорта, рекомендованного для выявления проблемных зон в индивидуальном развитии.

Среди участников заседания было много молодых исследователей, материалы научных сообщений которых раскрывают своеобразные «зоны повышенного интереса» молодых специалистов к оценке возможностей новых методов прикладной диагностики и комплексных технологий интегративного анализа данных (доклады: Т.Ю. Ивановой в соавторстве с проф. Д.А. Леонтьевым, А.Н. Ромащука, С.Е. Оганесян и Н.А. Прохоровой, Москва). Важно отметить, что на секции были представлены результаты применения комплексных методов психологической саморегуляции как средств психологической поддержки психологов, участвующих в программах ликвидации последствий аварии на СаяноШушенской ГЭС. Их использование выявило мощный восстановительный потенциал комплексных технологий оптимизации состояния в психологически напряженных условиях работы (доклад А.С. Кузнецовой и Т.А. Злоказовой, Москва)).

По результатам работы секции было сделано заключение о необходимости развития и совершенствования методов и технологий прикладной работы. Участники считают, что научное обоснование разработки современных психологических технологий должно соответствовать изменяющимся запросам практики.

Секционное заседание «Психологическое сопровождение профессионалов» работало под председательством профессоров Ю.К. Стрелкова (Москва), Т.Х. Невструевой (Хабаровск), А.И. Фу-кина (Казань), Б.А. Ясько (Краснодар) и доцента Г.Н. Солнцевой (Москва). На нем было заслушано 21 сообщение.

Работа этой секции показала широкую востребованность психологов в самых разных организациях, применительно к деятельности профессионалов разного типа. Речь шла об изучении источников стресса и субъектных особенностей человека в разных профессиях: у переводчиков текстов (М.М. Абдуллаева, Москва), банковских служащих (В.В. Барабанщикова и Н.В. Кузьмина, Москва), в группах сотрудников уголовно-исправительной системы (А.Н. Беликеева, Екатеринбург), среди работников контакт-центров (И.О. Куваева, Екатеринбург).

Психологическим особенностям восприятия и переживаний, свойственным работникам Севера в условиях вахтового метода организации труда, были посвящены два доклада Н.Н. Симоновой с коллегами (Архангельск). Стресс и личностные факторы стрессоустойчивости либо повышенного риска суицида у сотрудников органов внутренних дел стали предметом доклада М.В. Смирновой (Москва). Не просто стресс и адаптация к стрессу, но психологическая саморегуляция неблагоприятных функциональных состояний менеджеров энергосистем была предметом обсуждения в докладе М.А. Титовой и А.С. Кузнецовой (Москва). Особые психические состояния «воздушной ярости», страха смерти, возникающие у людей во время полета на большой высоте, как достаточно часто встречающиеся казусы, описаны в докладе Т.В. Филипьевой (Москва). Психологическая готовность к поведению в опасной ситуации членов локомотивной бригады была предметом направленного формирования в работе Т.И. Леженкиной (Москва).

В выступлениях участников секции рассматривались не только типичные психические состояния профессионалов, но и результаты эргономического и инженерно-психологического проектирования средств труда в контексте обеспечения надежности и безопасности технических систем. Эта тематика была представлена докладом сотрудников кафедры эргономики и измерительных систем РГТУ им. К.Э. Циолковского (И.Г. Городецкий, Н.В. Яки-мович и В.В. Белоусова, Москва), который был посвящен разработке обучающей компьютерной программы для летчиков, направленной на снижение летной аварийности. В докладе Ю.А. Тяпченко и Л.В. Гаршина (Жуковский Моск. обл.) рассматривались средства и методы обеспечения визу-

альной посадки вертолетов на палубы морских судов и кораблей.

Эмоционально-личностные факторы успешности предпринимателей, менеджеров среднего звена обсуждались в докладах А.И. Фукина (Казань) и А. В. Вечерина и С.В. Павлова (Москва). Получил поддержку и вызвал интерес участников секции доклад А.Н. Гусева и Е.А. Стрижовой (Москва), в котором авторы представили методику косвенной оценки трудовой мотивации. Особая роль в программе психологического сопровождения профессионала, несомненно, принадлежит вопросам оценки, отбора, обучения и развития профессионалов. Опыту многолетней успешной практики в данной области, разработке ситуационно-поведенческих тестов социального интеллекта был посвящен доклад А.К. Ерофеева (Москва). Интерес вызвало и выступление профессора Т.Л. Дубовицкой (Стерлитамак), посвященное психологической диагностике и развитию маркетингового мышления, важного для представителей многих профессий в современных условиях рыночной экономики.

Работа секции продемонстрировала успешность труда психологов, работающих в тесном контакте с профессионалами других направлений, существенные возможности по исследованию сложных и опасных видов труда в целях профилактики происшествий (аварий и травм). Участники заседания высказались за необходимость более широкого внедрения достижений инженерной психологии и эргономики, психологии труда в сферу проектирования современных сложных технических средств деятельности, транспорта в области оптимизации их эксплуатации и подготовки соответствующих технических кадров для проектирования новых моделей и рационализации существующих технических систем.

На секции «Временной фактор в жизнедеятельности личности» (руководители: М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Болотова и Ю.К. Стрелков (Москва)) было заслушано шесть сообщений. Участники секции рассмотрели ключевые категории психологии (деятельность, самоидентичность, временная перспектива личности и ее трансформация в экстремальной ситуации с точки зрения темпорального подхода (доклады М.Ш. Магомед-Эминова, А.К. Болотовой, О.Г. Квасовой, Москва). В сообщениях других

участников заседания были представлены варианты реализации темпорального подхода в конкретных профессиях, в частности, в различных видах профессий «движенцев», транспортников (доклад Ю.К. Стрелкова, Москва), а также в труде журналиста, ведущего конфликтный радиодиалог в условиях дефицита времени (доклад А.И. Виноградской, Москва). В выступлениях участников секции подчеркивалась необходимость анализа деятельности профессионала и его текущих оперативно меняющихся переживаний, оценок, действий в реальном (культурно-историческом) и субъектном временном масштабах настоящего, а также в историческом разрезе, в процессе развития. Участники секции высказались за необходимость обновления теоретико-методологических основ прикладной психологии в направлении перехода от статичных схем изучения и описания психической реальности к темпоральным способам анализа и технологиям воздействия.

Работа секции «Подготовка прикладных психологов в условиях реформы высшего образования и внедрения образовательных государственных стандартов третьего поколения. Психология компетентности» проходила под руководством доцента И.А. Володарской (Москва), профессора О.Г. Носковой (Москва) и профессора Т.Х. Невстру-евой (Хабаровск). Было заслушано семь докладов. Особую поддержку слушателей нашло сообщение Т.Х. Не-вструевой, обратившей внимание на важность разработки и преподавания студентам-психологам вопросов методологии прикладной психологии. Профессор А.А. Криулина (Курск) отметила высокую эффективность использования в преподавании психологии материалов художественной литературы, поэзии, портретной живописи.

В ходе общей дискуссии участники секции обсудили наиболее острые вопросы перехода вузов на двухуровневую систему подготовки психологов: в частности, вопросы планирования аудиторного времени в бакалавриате, возможность преемственности существующих (в рамках специалите-та) и новых (в условиях бакалавриата) учебных планов и рабочих программ. Интерес вызвало выступление профессора Ф.С. Исмагиловой (Екатеринбург), которая поделилась опытом

12-летней успешной практики на крупных промышленных предприятиях Уральского региона. По ее мнению,

необходимо изучить запросы клиентов, а именно работодателей к психологам, и использовать выявленные задачи в планировании НИР в вузах, а также в обновлении программ подготовки психологов, особенно по профилю психологии труда и организационной психологии.

Участники заседания предложили: проработать и обсудить систему практик в подготовке психологов в соответствии с требованиями дипломов «ЕвроПси»; обратить особое внимание на организацию и обеспечение развития коммуникативной и личностной компетентности студентов-психологов как будущих профессионалов; разработать курс «История, теория и методология практической психологии», учитывающий современные разнообразные направления практической работы психологов; провести исследование в области теории, методологии и технологии в целях диагностики уровня компетентности психологов-бака-лавров и магистров; искать потребности и заказы со стороны потенциальных работодателей в отношении трудовых постов, предполагающих психологическую подготовку работника.

В частности, предлагается установить тесные контакты с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), объединяющим представителей крупной промышленности, а также с Ассоциацией «Деловая Россия» и Ассоциацией «Опора России», которые объединяют, соответственно, союзы предпринимателей среднего и малого бизнеса. Российскому психологическому обществу предлагается активизировать усилия по разработке системы сертификации деятельности профессиональных психологов разного профиля.

На итоговом пленарном заседании выступили руководители всех секций. Они сообщили о ходе и результатах работы секций. Участники выразили благодарность руководству МГУ имени М.В. Ломоносова и факультета психологии за возможность проведения данного мероприятия, высокий уровень подготовки и проведения конференции. В резолюцию конференции было решено включить итоговые предложения, поступившие от участников каждой секции.

Конференция получила отражение в Интернете на сайте центра «Гуманитарные технологии» (www.ht.ru), в частности, в блогах А.Г. Шмелева, О.Г. Носковой и Ф.С. Исмагиловой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.