I УДК 378 ББК 74.58
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ПРОЯВИВШИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ, В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ XIX ВЕКА
В. М. Поздняков, А. Ф. Шелухин, Ю. М. Шемчук
Аннотация. В статье описываются организационно-правовые условия поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, в высших образовательных учреждениях России XIX в. В силу отечественной специфики, с одной стороны, административной реформы Александра I, стимулировалось создание элитных учреждений, где развивались многосторонние способности обучающихся, с другой стороны, при реформировании России Александром II актуализировалась потребность качества образования различного профиля, возросла роль разноплановых учебных образовательных учреждений, уставы которых содержат элементы правовой поддержки талантливых воспитанников.
Ключевые слова: высшие образовательные учреждения России XIX в., лица, проявившие выдающиеся способности, правовое регулирование, устав учебного заведения.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL CONDITIONS OF SUPPORT FOR INDIVIDUALS WITH EXTRAORDINARY ABILITIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN RUSSIA OF THE 19th CENTURY
V. M. Pozdnyzkov, A. V. Shelukhin, Yu. M. Shemchuk
Abstract. The article dwells upon the organizational and legal conditions of support for individuals with extraordinary abilities in higher education institutions in Russia of the 19th century. Due to national specificity, the establishment of the elite institutions developing all-round abilities of the students was stimulated by the administrative reform of Alexander I on the one hand. On the other hand, the reforms of Alexander II in Russia updated the demand for the quality of education in various specialties and increased the role of diverse educational institutions. The charters of mentioned institutions contain the elements of legal support of talented students.
Keywords: higher education institutions in Russia of the 19th century, individuals with extraordinary abilities, legal regulation, charter of educational institution.
Вначале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М. М. Сперанским обосновала модель реформы образования, которая после утверждения «Предварительных правил народного просвещения» (1803) регламентировала создание в стране единой образовательной системы [1, с. 13-21]. Она функционировала по учебным округам и включала разные типы образовательных учреждений (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и училища) с замыканием их на университетах, а подчиняясь Министерству народного просвещения, созданному в 1802 г.
В отличие от парциальной реформы образования в период царствования Екатеринины II, были определены и организационно-правовые основы обеспечения поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности. Ведь образовательные учреждения были иерархизованы по трем последовательным ступеням общего образования, где учебный план каждого следующего образовательного уровня не повторял, а продолжал предыдущий и в итоге выводил обучающихся на университетское образование. Особой категорией должны быть создаваемые элитные учебные заведения, а также бла-
городные пансионы. Кроме того, специальную образовательную нишу должны занимать училища, подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству, а также духовные училища, семинарии и академии, подчиненные Священному Синоду.
Следует отметить, что в начале XIX в. изменился статус и расширилась сеть высших учебных заведений. В соответствии с утвержденным 5 ноября 1804 г. «Общим университетским уставом», университеты определялись как «высшее учебное сословие», в котором «приготовляется юношество для вступления в различные звания государственной службы». Кроме того, на университеты возлагались административные функции по управлению всеми учебными заведениями округа, а поэтому при них создавался специальный училищный комитет, и они могли в целях подготовки преподавательских кадров для гимназий и училищ открывать при себе педагогический институт. Для университетов гарантировались академические свободы, в том числе выборность ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов факультетов (факультетских собраний) при формировании учебных планов (см. подробнее [2]).
Принятый в 1804 г. «Устав учебных заведений, подведомых Университетам» «утверждал направление к расширению объема научных знаний в гимназии, установлению преемственности между средними и высшими учебными заведениями и усложнению функции учителя. В его обязанности входило: 1) осуществлять преподавание ясно, понятно и правильно; 2) полагаться на собственное прилежание и на порядочные правила, а не на труд учащихся; 3) стремиться развивать у учащихся умственные способности, а не наполнять память заучиванием; 4) возбуждать у учащихся охоту и привязанность к наукам; 5) использовать в преподавании разнообразные методы; 6) строить учебный процесс на основе принципа наглядности и связи теории с практикой» [3]. Данный подход стал ориентиром развития как для Московского университета, так и открытых в начале века Санкт-Петербургского педагогического института (1804), Казанского (1805) и Харьковского (1805) университетов, а также возобно-
вившего ранее приостановленную деятельность Дерптского университета и Виленского императорского университета, возникшего при реорганизации Главной Виленской школы в Литве (1803). К 1809 г. в России действовали и 32 гимназии, в которых обучалось 2,8 тысяч учащихся. В локальных нормативных актах образовательных учреждений были прописаны меры поощрения способных обучающихся на основе разноплановой системы их испытаний, в том числе выпускников университетов и на ученые степени (см. подробнее [4]).
Итак, в результате реформы образования в начале XIX в. в России появились учебные заведения, цель которых состояла в обучении и воспитании обучающихся, отличающихся широчайшими знаниями, умением мыслить, любовью к отечеству и стремлением трудиться для его блага. Реализация этой цели шла с одновременным решением проблемы подготовки квалифицированных кадров преподавателей.
В соответствии с «Предварительными правилами народного просвещения» (1803) в разных городах России были открыты педагогические институты: в Петербурге (с 1816 преобразован в Главный педагогический институт), в Харькове (1811), в Казани (1812), в Дерпте (1820). При этом именно Главный педагогический институт в Петербурге сыграл наиболее значительную роль, так как в нем готовили не только учителей, но и научных работников для высшей школы. Именно в данном институте расширилось содержание образования, и оно приблизилось к университетскому [5, с. 225-226]. Его Уставом предусматривались два курса обучения: «собственный» - для подготовки учителей и профессоров и «публичный» - для усовершенствования в науках чиновников различных служб. В него принимали лиц, окончивших гимназию или духовное училище, причем выпускникам духовных учебных заведений отдавалось предпочтение ввиду их высокой нравственности, благонравия и послушания. От поступавших в институт требовалась характеристика учебного заведения об отличном поведении, значительных дарованиях и успехах в науках [6, с. 72]. Следует также отметить, что Главный педагогический институт в 1819 г. послужил базой при открытии Санкт-Петербургского университета, в кото-
рый и перешли его студенты и большинство преподавателей [7, с. 314].
Инновационной была и цель созданного Лицея в Царском селе, где велось обучение и воспитание юношей к важным частям государственной службы. Ведь до XIX в. в России по государственной службе выдвигались люди, которые не имели специального образования, но смогли «пробиться благодаря своему уму, энергии, деловитости или же связям, знакомствам, протекции» [8, с. 9].
По мысли М. М. Сперанского - автора проекта Лицея, данное образовательное учреждение обязано было растить людей для новой, преобразованной реформами России. М. М. Сперанский хотел, чтобы Лицей воспитывал не рядовых чиновников, слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, а таких людей, которые сами прониклись идеями преобразований и по собственной воле претворяли намеченные цели в жизнь. «Они должны отличаться широчайшими знаниями, умением мыслить, любовью к отечеству и стремлением трудиться для его блага [8, с. 7-8].
12 августа 1810 г. императором Александром I было утверждено подносимое министром народного просвещения графом А. К. Разумовским постановление о Лицее. Небольшое число воспитанников в Лицее должны были получить прекрасное образование и воспитание, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении страны.
В 1813 г. было принято и Постановление о благородном Лицейском Пансионе в городе Царском Селе. Ниже приведем отдельные параграфы данного Постановления, свидетельствующие о наличии мер, направленных на поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности:
«§72. Директор Лицея, от имени всего сословия, в присутствии благородного общества, удостаивает отличившихся успехами следующих наград: в нижних классах провозглашает имена заслуживших особенное одобрение; в средних и высших классах раздаются книги, ландшафты, атласы и проч. За подписанием Директора, похвальные листы за печатью Лицея; медали серебряные и золотые получают те из воспитанников, которые окажут отличные успехи в науках.
§73. Отличнейшие из воспитанников Пансиона поступают в число воспитанников Лицея, во время положенное для приема в оный, по соображению убылых мест» [9, с. 39].
В отечественное законодательство вошел и Высочайше утвержденный 1 сентября 1814 г. доклад Министерства Народного Просвещения «О принимании воспитанников учрежденного при Царскосельском Лицее Благородного Пансиона в статскую службу с чином 14 класса, а в военную наравне с университетскими студентами, и о почитании службы учителей и прочих чиновников, в Пансион определямых, Государственной службой». Как отмечено в тексте доклада, «в сем намерении сделано положение, чтобы впредь в Царскосельский Лицей принимаемы были воспитанники не иначе, как отличнейших из первого возраста пансионеров. Положение сие необходимо нужно и для усовершенствования воспитания в Лицее, поскольку дети до вступления в оный, сделаются уже известными Начальству, как по нравственности, так по способности их к наукам» [10, с. 67].
Деятельность Министерства народного просвещения по созданию новой системы образования встретила горячую поддержку в обществе. Частные лица и дворяне жертвовали значительные деньги на открытие новых лицеев. В Одессе герцог Ришелье открыл Ришельев-ский Лицей, но особенно «много шуму наделало» пожертвование богача Демидова и деньгами, и имением, и библиотекой, и кабинетами для Московского университета и для основания высшего училища, получившего название Демидовского лицея» [5, с. 231].
В открытое Демидовское училище было решено прислать 5 студентов Московского университета (прибыли 18 июля 1804), причем «отправленные студенты поступали на иждивение доходов Демидовского училища с содержанием по 125 руб. в год на каждого, исключая первоначального обзаведения одеждой и пищей. Тем же, кто отличался в успехах и поведении, позволялось шить одежду самому и тогда они должны были получать по 15 руб. в месяц» (выделено нами) [11, с. 25]. Таким образом, уже изначально в Демидовском училище для его успешного функционирования были заложены основы поддержки лиц, проявивлявших выдающиеся способности.
Первый официальный «Устав ярославского Демидовского высших наук училища», подписанный Императором Александром I 28 января 1805 г., также содержал положения по нормативно-правовому обеспечению лиц, проявивших выдающиеся способности. Так, ряд пунктов данного Устава регламентировал:
«9) Главныя занятия совета суть: взыскание способов к возвышению успехов учащихся, соблюдение устройства в училище и управление имуществом, на пользу училища дарованным;
<...>
21) Студенты, отличившиеся поведением и особенными способностями, по окончании науки в училище, отправляются, на счет хозяйственных сумм онаго в российские или иностранные университеты, для усовершенствования своих познаний» [12].
2 августа 1833 г. был утвержден новый Устав ярославского Демидовского училища, в котором можно также найти элементы правового обеспечения лиц, проявивших выдающиеся способности. Так, п. 16 нового Устава соответствовал п. 21 Устава, утвержденного 28 января 1805 г., а п. 29 являлся большим стимулом для успешного окончания училища: «Студентам, окончившим с успехом полный курс учения и удостоенным похвальных аттестатов, предоставляется, при вступлении в гражданскую службу, XIV класс, а при определении в военную службу имеют на получение первого офицерского чина одинаковое право со студентами университетов, ежели познанием службы достойны будут производства» [13]. Согласно данному Уставу, в качестве поощрения студенты, «отличившиеся поведением и способностями, по окончании курса могли быть командированы за счет хозяйственных сумм училища для усовершенствования не только в русские, но и иностранные университеты, то, в таких же условиях, кончившие лицей могли быть командированы только в русские университеты». Существовала также наградная медаль для студентов, проявивших выдающиеся способности [11, с. 121].
Следует особо отметить, что еще до судебной реформы в России (1864) данный лицей с 22 ноября 1845 г. преобразовали в Демидовский Юридический Лицей. В его Уставе, введенном в действие с 1 января 1847 г., п. 77 регла-
ментировал: «Студентам, с успехом окончившим полный курс учений и удостоенным похвальных аттестатов, предоставляется при вступлении в гражданскую службу XIV, а отличнейшим - XII класс. При определении в военную службу, имеют они одинаковое право с действительными студентами университетов на получение первого офицерского чина, если познанием службы достойны будут производства» [14]. Кроме того, согласно п. 67, «совет предлагает ежегодно студентам задачу из предметов, входящих в курс лицейского преподавания, с назначением за удовлетворительные сочинения одной золотой и одной серебряной медали» [14]. Историк С. П. Покровский особо отметил данную форму поощрения студентов, проявивших выдающиеся способности: «Для лучшего же поощрения всех студентов в их занятиях, лицею было Высочайше представлено право выдавать за отличные сочинения на темы, предлагаемые ежегодно советом, золотые и серебряные медали, по тому рисунку, какой был установлен для награждения студентов университетов. Мотивом для того, чтобы ввести медали общеуниверситетского образца, взамен прежних медалей, связанных с именем Основателя лицея, было желание министерства не выделять студентов лицея от студентов университета» [11, с. 196].
Принятие в 1828 г. новой редакции «Устава учебных заведений, подведомых университетам» привело к ряду реорганизаций. Был возрожден как самостоятельный вуз Главный педагогический институт, который и просуществовал в этом статусе до 1859 г. Среди его выпускников были такие видные деятели отечественной культуры и науки, как Н. А. Добролюбов, Д. И. Менделеев, Н. А. Вышнеградский и др. В 1834 г. в Киеве был открыт Университет св. Владимира, причем первоначально с двумя факультетами - философским и юридическим, а с 1841 г. по инициативе Н. И. Пирогова - и с медицинским.
Миссию подготовки учителей для школ успешно реализовывала Педагогическая семинария при Дерптском университете. В 1827 г. при данном университете был открыт Профессорский институт. Он оказал большое влияние на развитие отечественной науки и высшей школы, так как уже первые его выпускники в
последующем стали выдающимися учеными -медик Н. И. Пирогов, зоолог М. С. Куторга, филолог В. И. Даль и др. Это обеспечивалось тем, что после двухгодичного пребывания в Профессорском институте его русские воспитанники выезжали на два года в Берлин или Париж. Знакомство с зарубежным опытом не только научно обогащало молодых ученых, но и способствовало усвоению прогрессивных подходов к обучению и построению взаимодействия с обучавшимися. (Об актуальности сохранения указанной практики подготовки научно-педагогических кадров вузов свидетельствует и ряд публикаций начала ХХ в. (Е. Деген, 1902; Е. В. Петухов, 1902 и др.).) Именно тогда в отечественной педагогической практике и возникла такая форма развития обучающихся, когда профессор, ведущий курс, приглашал студентов на обсуждение содержания прочитанных лекций. Нередко эти встречи проводились на квартире профессора и носили, по сути, характер факультативных семинарских занятий, но студенты никогда их не пропускали. Кроме того, в тот же период одной из форм воспитательного педагогического общения преподавателя со студентами являлись «конверсатории», то есть собеседования и дискуссии, в ходе которых студенты ставят вопросы, выдвигают гипотезы, отстаивают свою точку зрения.
Анализ публикаций свидетельствует, что в первой половине XIX в. в вузах страны сложились организационно-правовые рамки поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности. Так, «в зависимости от успехов в учебе и поведении студенты разделялись на три группы. К первой относились те из них, кто имел превосходные успехи, отличное поведение и проявляли прилежание в процессе всего периода обучения, ко второй группе - студенты с хорошими успехами и прилежанием, а к третьей - показавшие посредственные успехи, но прилежание и хорошее поведение. Из числа студентов первой группы особо выделялись те, кого рекомендовали для дальнейшей профессиональной подготовки в качестве преподавателей вуза, выпускники второй группы направлялись для работы в гимназии, а третьей - в уездные училища» [5, с. 227].
Обоснование важности новой отечественной педагогической системы принадлежит К. Д.
Ушинскому (1824-1870). Он ратовал за то, чтобы в ней была ниши образования как «для подготовки чиновников на службу отечеству» [15], так и за устройство нового типа учительских семинарий, где обеспечивается полноценное знакомство будущих педагогов с психологией, дающей эффективное построение обучения и воспитания с учетом возможностей детей [16, с. 27]. В этой связи в двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868) он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Заслугой выдающего медика Н. И. Пирогова (1810-1881) обычно считают разработку концепции «научного образования», согласно которой требуется обеспечивать быстрое формирование навыков работы со специальной литературой, свободное, широкое и компетентное ее использование. Однако педагогические взгляды Пирогова были более социально широкими. Так, он своей статье «Вопросы жизни» (1856) предпослал эпиграф, включавший следующую фразу: «"К чему вы готовите вашего сына?" - кто-то спросил меня. - "Быть Человеком", - отвечал я». (При этом следует упомянуть, что историки отмечают факт взаимосвязи появления статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», посвященной воспитанию, и его назначения на пост попечителя Одесского, а затем Киевского учебных округов [17, с. 658].) Данный эпиграф в тот исторический период отражал не только его личную позицию, но и суть взглядов всего передового русского общества, считавшего важнейшей задачей государства и семьи воспитание высоконравственной личности. В этой связи реализация в образовании принципа гуманизма как внимательного и любовного отношения к детям, по мнению П. Д. Юркеви-ча, уже в 1860-х гг. стала для прогрессивных педагогов «путеводной звездой» [16, с. 25].
Актуализация вопроса качества образования и действенности воспитания подрастающего поколения нашла отражение и при подготовке и проведении университетской реформы 1863 г., которая была тесно увязана с начатыми в России либеральными преобразованиями, инициированными царем Александром II. Утвержденный «Общий устав императорских
российских университетов» (1863) отнес к компетенции («предметам занятий») совета университета разработку и утверждение правил: а) о приеме студентов в университет; б) о порядке взимания, распределения и употреблении суммы, собираемой за слушание лекций; в) о допущении посторонних лиц к слушанию лекций и о взимании за сии лекции платы; г) об обязанностях учащихся и о порядке в университете; д) о взысканиях за нарушение этих обязанностей и порядка; е) о делопроизводстве в университетском суде. Данные правила подлежали представлению на утверждение попечителя [18, с. 935].
Лучшим выпускникам университетов не только вручались золотые медали, но и предоставлялось право прохождения полутора- или двухгодичной зарубежной стажировки, причем одновременно в ряде лучших вузов. Их возвращение и работа в университетах в качестве преподавателей способствовала активизации научной деятельности, которая стала теснее переплетаться с государственной и общественной сторонами жизни. В этой связи видный юрист Н. М. Коркунов, оценивая «догоняющее развитие» отечественной юриспруденции, писал: «За каких-нибудь полтораста столетий мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с половиной столетий». (На данный аспект особое внимание обращал и П. В. Крашенинников - председатель комитета Государственной Думы РФ в недавно изданной книге, посвященной рождению и развитию в России идей закона и законности, права и правосознания [19].)
О трансформации нормативной базы специальных учебных заведений в отношении поддержки талантливых обучающихся можно сослаться на примеры изменений в Уставе Демидовского Юридического Лицея. Так, по новому временному уставу данного лицея, Высочайше утвержденному 3 июля 1868 г., регламентировано: «Студентам, окончившим курс с отличным успехом, по представлении ими диссертации и одобренной советом, будет даваться степень кандидата. Те же студенты, кои окажут на окончательном испытании только удовлетворительные успехи, или, хотя и отличные, но не представят диссертации, или представленная ими не будет одобрена советом, получат зва-
ние действительных студентов» [20]. Таким образом, успехи в учебе и одобренная советом диссертация студента Демидовского юридического лицея уравняла его в правах с выпускниками университетов. Кроме того, чтобы предоставить студентам лицея возможность вполне отдаться занятиям науками, освободить их от забот материальной жизни и поддержать в них все доброе, в 1880 г. было принято решение открыть при лицее интернат, где могли жить студенты. При наличии для обучавшихся 20 именных («демидовских) стипендий, в 1885 г. по инициативе проф. Г. С. Фельдштейна был решен и вопрос об увеличении количества стипендий ярославского дворянства [11].
В 1971 г. Министерством народного просвещения были приняты новые Устав гимназий и Устав реальных училищ. Судя по тексту «Устава реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения», подписанному Министром народного просвещения графом Д. А. Толстым, пп. 19, 29, 30 и 98 были написаны в целях поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности. Приведем ниже вышеназванные пункты как текстовое доказательство, одновременно отметив факт поддержки не только талантливых, но и бедных воспитанников училищ:
«19. По окончании учебного года, в каждом реальном училище происходит публичный акт, на котором читается отчет о состоянии и деятельности учебного заведения, объявляются имена учеников, удостоенных перевода в высшие классы, раздаются награды отличным ученикам и аттестаты и свидетельства окончившим курс. На акт могут быть также произносимы членами педагогического совета речи, предварительно одобренные советом» [21, с. 5];
«29. От оплаты за учение, по определению местного педагогического совета, освобождаются заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей, и притом не более 10% общего числа учащихся. Независимо от сего раз-чета, освобождаются от платы за ученье пансионеры училища и отличающиеся хорошим поведением и успехами в науках сыновья таких лиц еще служащих при средних и низших училищах ведомства министерства народного
просвещения, так и лиц, прослуживших при них не менее десяти лет, если последние представят свидетельство о бедности.
30. Бедным ученикам, отличающимся успехами и поведением, могут быть выдаваемы, по определению педагогического совета, единовременные денежные вспоможения и ежегодные стипендии из специальных средств заведения» [21, с. 8];
«98. Ученики, получившие одобрительные аттестаты об окончании курса реального училища, если они по происхождению имеют право на вступление в гражданскую службу, принимаются в оную предпочтительно пред теми, кои не обучались в реальных училищах или других равных им и высших учебных заведениях, и производятся в первый классный чин по выслуге сроков, определенных в 593 ст. Св. Зак. (изд. 1857 г.) Т. III, уст. о служб. по опред. от прав» [21, с. 23].
Гуманистические положения о признании прав учащихся на детство и бережного отношения к формирующейся личности получили развитие в практике конкретных воспитательных систем (К. Н. Май, С. А. Рачинский, Е. Д. Петров, О. Н. Яковлева, Е. С. Левицкая и др.) [22, с. 147]. Однако наиболее многопланово позиция гуманизма проявилась, на наш взгляд, в рамках активно развившейся системы патронажа и организации деятельности учреждений для бездомных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Благодаря трудам таких ученых, как А. Я. Герд, А. М. Богдановский, Д. А. Дриль, А. Ф. Кистяковский, Д. А. Тальберг, была теоретически доказана [23-27], а опытной исправительной практикой таких организаторов и педагогов, как М. П. Беклешев, Д. В. Краинский, В. М. Левитский, Н. А. Окунев, П. И. Ровинский, братья Н. и К. Рукавишниковы, М. Н. Капустин, А. Д. Ушинский и др., подтверждена бесперспективность борьбы с преступностью несовершеннолетних лишь применением репрессивно-нака-зательных мер и одновременно апробированы педагогические технологии работы с ними в превентивно-исправительном ключе [28; 29; 30, с. 38-41].
В последней четверти XIX в. возросла роль общества в обсуждении состояния и перспектив развития отечественной системы образования. Основывались педагогические обще-
ства, собирались педагогические съезды, образовывались попечительские и наблюдательные советы образовательных учреждений. Однако в наибольшей мере российская общественность радела и содействовала развитию начального народного образования (в частности, через комитеты грамотности), а также профессиональной школы и женского педагогического образования.
Так, в 1872 г. в Москве были созданы Московские высшие женские курсы (инициатор -проф. В. И. Гернье), которые надо рассматривать как начало вовлечения в высшее образование талантливой женской молодежи. В 1872 г. были открыты и Курсы для ученых акушерок. С 1878 г. стали функционировать Высшие женские («Бестужевские») курсы, которые организационно уже строились как университет с тремя отделениями (историко-философское, физико-математическое и естественное) и готовили преподавателей для женских образовательных учреждений. Кроме того, в последующем Высшие женские курсы были открыты в Киеве и Казани. (Следует отметить, что о значении и педагогических новациях «Бестужевских курсов», которые названы по имени их основателя и первого директора проф. К. Н. Бестужева-Рюмина, и иных образовательных учреждений, не имевших аналогов в мире, имеется значительная библиография, причем как дореволюционного периода (Е. Лихачева, 1903), так и советского (Н. Е. Зинченко; М. И. Покровский; Л. Д. Филиппова; Б. Щепкин; Э. П. Ми-хеева; Е. Г. Осовский; И. Н. Андреева; Э. П. Федосеева и др.).) Актуальность открытия женских педагогических учреждений была обусловлена тем, что в России в 1880 г. уже было 76 женских гимназий Министерства народного просвещения и 27 учреждений Ведомства императрицы Марии. Статистика свидетельствует, что происходило и расширение сети учительских семинарий: если в 1871 г. их было 15, то уже в 1876 г. - 57 [31, с. 211].
В области среднего образования частные реформы, произведенные в конце XIX в. в уставах реальных училищ (1888) и гимназий (1891), не изменили существенно характер и учебный процесс в этих учебных заведениях. В 1894 г. при Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов открыто Отделение по за-
ведованию коммерческими учебными заведениями, так как все активнее создавались такие новые типы учебных заведений, как коммерческие училища и торговые школы [32, с. 213]. Сеть духовно-образовательных учреждений значительно расширилась за счет появления трехгодичных церковно-учительских школ, подчинявшихся Синоду и готовивших учителей для церковно-приходских школ. В целом в России конца XIX в. функционировали 14 категорий учебных заведений - 1) общеобразовательные (университеты, гимназии и т. д.); 2) медицинские, 3) юридические; 4) технические; 5) педагогические; 6) сельскохозяйственные и лесные; 7) коммерческие; 8) военные; 9) морские; 10) медицинские; 11) межевые и топографические; 12) для изучения восточных языков; 13) художественные, музыкальные и для изучения драматического искусства; 14) духовные.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что в России XIX в. формирование организационно-правовых условий поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, происходило достаточно интенсивно, и прежде всего в высших образовательных учреждениях, причем имея весьма специфичное выражение по конкретным категориям обучающихся. Как показал дополнительно проведенный кросс-культурный анализ (компаративное сравнение с системой вузовского образования Германии), на которую исследователи считают традиционно сориентированными отечественные университеты в XIX в., не были свойственны организационно-правовые условия персональной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности [33, с. 21-27]. В связи с этим нормативные правовые и организационные меры по поддержке россиян, проявлявших выдающиеся способности при обучении, следует рассматривать как одну из инноваций, которая характеризовала ориентацию отечественного образования на качество и в полной мере соответствовала отечественной социокультурной ментальности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Предварительные правила народного просвещения [Текст] // Периодическое сочинение о успехах народного просвещения. -СПб., 1805. - № 3. - С. 13-21.
2. Андреев, А. Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы [Текст] / А. Ю. Андреев. - М., 2009.
3. Устав учебных заведений, подведомых Университетам [Текст] // Сб. Постановлений по М-ву нар. просвещения. - Т. 1. - СПб., 1875.
4. Иванова, А. И. Классификация элементов испытаний на ученые степени в университетах Российской Империи [Текст] / А. И. Иванова, А. Н. Якушев // Закон и право. - 2014. -№ 4. - С. 38-42.
5. Румянцева, Н. М. Просветительско-педагоги-ческое учение М. М. Сперанского [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Н. М. Румянцева. - М., 2006.
6. Устав Главного педагогического института [Текст]. - СПб., 1817.
7. Главный педагогический институт [Текст] // Российская педагогическая энциклопедия. -М., 1993. - Т. 1.
8. Павлова, С. В. Пушкинский Лицей. Путеводитель [Текст] / С. В. Павлова. - СПб.: Паритет, 2004.
9. Постановление о благородном Лицейском Пансионе в городе Царском Селе [Текст].
10. О принимании воспитанников учрежденного при Царскосельском Лицее Благородного Пансиона в статскую службу с чином 14 класса, а в военную наравне с Университетскими Студентами, и о почитании службы учителей и прочих чиновников, в Пансион определямых, Государственной службой [Текст].
11. Покровский, С. П. Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем [Текст] / С. П. Покровский; репр. воспр. изд. 1914 г. - Ярославль - Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2012.
12. Устав ярославского Демидовского высших наук училища [Текст]. 1805.
13. Устав ярославского Демидовского училища [Текст]. 1833.
14. Устав Демидовского Юридического Лицея [Текст]. 1847.
15. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика высшей школы [Текст] / С. Д. Смирнов. - М., 2004.
16. Никольская, А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России [Текст] / А. А. Никольская. - Дубна, 1995.
17. Русский энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: современная версия [Текст]. - М., 2007.
18. Сборник постановлений по МНП [Текст]. -Т. 3. - СПб., 1865.
19. Крашенинников, П. В. 12 апостолов права [Текст] / П. В. Крашенинников. - М., 2015.
20. Устав Демидовского юридического лицея [Текст]. - СПб., 1868.
21. Проект Устава реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения [Текст]. - СПб, 1871. - С. 5.
22. Кулешова, Л. Н. Развитие психологии воспитания в России [Текст] / Л. Н. Кулешова, И. В. Саванович // Психология и культура: материалы III Съезда РПО. - СПб., 2003. - Т. 2.
23. Герд, А. Я. Избр. пед. труды [Текст] / А. Я. Герд. - М., 1953.
24. Богдановский, А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики [Текст] / А. Богдановский. - Одесса, 1870.
25. Кистяковский, А. Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления [Текст] / А. Ф. Кистяковский. - Киев, 1878.
26. Тальберг, Д. А. Исправительные колонии и приюты в России [Текст] / Д. А. Тальберг. -СПб., 1882.
27. Дриль, Д. А. Малолетние преступники [Текст] / Д. А. Дриль. - М., 1884.
28. Завражин, С. А. Предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних в Российской Империи [Текст]: моногр. / С. А. Завражин. - М., 1996.
29. Беляева, Л. И. Патронат в России (XIX - начало XX века): моногр. / Л. И. Беляева. - М., 1996.
30. Поздняков, В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность [Текст]: моногр. / В. М. Поздняков. - М., 2000.
31. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. - М., 1993. - Т. 1.
32. Брокгауз, Ф. А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь: Современная версия [Текст] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - М., 2007.
33. Шемчук, Ю. М. Правовое обеспечение обучения лиц, проявивших выдающиеся способности, в высших учебных заведениях
[Текст]: магистерская диссертация / Ю. М. Шемчук. - М.: МПГУ, 2015.
REFERENCES
1. Predvaritelnye pravila narodnogo prosvesh-cheniya. Periodicheskoe sochinenie o uspe-khakh narodnogo prosveshcheniya. St. Petersburg, 1805, No. 3, pp. 13-21.
2. Andreev A. Yu. Rossiyskie universitety XVIII -pervoy poloviny XIX veka v kontekste univer-sitetskoy istorii Evropy. Moscow, 2009.
3. Ustav uchebnykh zavedeniy, podvedomykh Universitetam. In: Sb. Postanovleniy po M-vu nar. prosveshcheniya. Vol. 1. St. Petersburg, 1875.
4. Ivanova A. I., Yakushev A. N. Klassifikatsiya elementov ispytaniy na uchenye stepeni v uni-versitetakh Rossiyskoy Imperii. Zakon i pravo. 2014, No. 4, pp. 38-42.
5. Rumyantseva N. M. Prosvetitelsko-peda-gogicheskoe uchenie M. M. Speranskogo. ScD dissertation (Education). Moscow, 2006.
6. Ustav Glavnogo pedagogicheskogo instituta. St. Petersburg, 1817.
7. Glavnyy pedagogicheskiy institut. In: Rossiys-kaya pedagogicheskaya entsiklopediya. Moscow, 1993. Vol. 1.
8. Pavlova S. V. Pushkinskiy Litsey. Putevoditel. St. Petersburg: Paritet, 2004.
9. Postanovlenie o blagorodnom Litseyskom Pan-sione v gorode Tsarskom Sele.
10. O prinimanii vospitannikov uchrezhdennogo pri Tsarskoselskom Litsee Blagorodnogo Pan-siona v statskuyu sluzhbu s chinom 14 klassa, a v voennuyu naravne s Universitetskimi Studentami, i o pochitanii sluzhby uchiteley i pro-chikh chinovnikov, v Pansion opredelyamykh, Gosudarstvennoy sluzhboy.
11. Pokrovskiy S. P. Demidovskiy litsey v g. Yaros-lavle v ego proshlom i nastoyashchem. Yaroslavl - Rybinsk: Rybinskiy Dom pechati, 2012.
12. Ustav yaroslavskogo Demidovskogo vysshikh nauk uchilishcha. 1805.
13. Ustav yaroslavskogo Demidovskogo uchilish-cha. 1833.
14. Ustav Demidovskogo Yuridicheskogo Litseya. 1847.
15. Smirnov S. D. Psikhologiya i pedagogika vys-shey shkoly. Moscow, 2004.
16. Nikolskaya A. A. Vozrastnaya i pedagogiches-
kaya psikhologiya dorevolyutsionnoy Rossii. Dubna, 1995.
17. Russkiy entsiklopedicheskiy slovar, F. A. Brockhaus & I. A. Efron: sovremennaya versiya. Moscow, 2007.
18. Sbornik postanovleniy po MNP. Vol. 3. St. Petersburg, 1865.
19. Krasheninnikov P. V. 12 apostolovprava. Moscow, 2015.
20. Ustav Demidovskogo yuridicheskogo litseya. St. Petersburg, 1868.
21. Proekt Ustava realnykh uchilishch vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. St. Petersburg, 1871. P. 5.
22. Kuleshova L. N., Savanovich I. V. Razvitie psikhologii vospitaniya v Rossii. In: Psikhologiya i kultura: materialy III Syezda RPO. St. Petersburg, 2003. Vol. 2.
23. Gerd A. Ya. Izbr. ped. trudy. Moscow, 1953.
24. Bogdanovskiy A. Molodye prestupniki. Voprosy ugolovnogo prava i ugolovnoy politiki. Odessa, 1870.
25. Kistyakovskiy A. F. Molodye prestupniki i uchrezhdeniya dlya ikh ispravleniya. Kiev,
1878.
26. Talberg D. A. Ispravitelnye kolonii i priyuty v Rossii. St. Petersburg, 1882.
27. Dril D. A. Maloletnie prestupniki. Moscow, 1884.
28. Zavrazhin S. A. Preduprezhdenie otklonyayush-chegosya povedeniya nesovershennoletnikh v Rossiyskoy Imperii: monogr. Moscow, 1996.
29. Belyaeva L. I. Patronat v Rossii (XIX- nachalo XX veka): monogr. Moscow, 1996.
30. Pozdnyakov V. M. Otechestvennaya peniten-tsiarnaya psikhologiya: istoriya i sovremen-nost: monogr. Moscow, 2000.
31. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: in 2 vol. Moscow, 1993. Vol. 1.
32. Brockhaus F. A., Efron I. A. Rossiya. Illyus-trirovannyy entsiklopedicheskiy slovar: Sovremennaya versiya. Moscow, 2007. (In Russian)
33. Shemchuk Yu. M. Pravovoe obespechenie obu-cheniya lits, proyavivshikh vydayushchiesya sposobnosti, v vysshikh uchebnykh zavedeni-yakh. Master's dissertation. Moscow: MPGU, 2015.
Поздняков Вячеслав Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов e-mail: [email protected]
Pozdnyakov Vyacheslav M., ScD in Psychology, Professor, Criminal law, criminal procedure and criminalistics Department, People's Friendship University of Russia e-mail: [email protected]
Шелухин Александр Федорович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Sheluhin Aleksandr F., PhD in Law, Associate Professor, Civil Law Disciplines Department, Institute of socio-hu-manitarian education, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]
Шемчук Юлия Михайловна, доктор филологических наук, профессор, магистр юриспруденции, профессор кафедры немецкого языка Института филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Shemchuk Yulia M., ScD in Philology, Professor, Master of Laws, Professor, German language Department, Institute of philology and foreign languages, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]