Научная статья на тему 'Сравнительная история лицейского образования - яркий гибрид политики и культуры'

Сравнительная история лицейского образования - яркий гибрид политики и культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1047
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ / РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА / ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ / EUROPEAN EXPERIENCE / RUSSIAN PECULIARITIES / POLITICAL AND CULTURAL REFLECTION OF THE EPOCH / EDUCATIONAL ORIENTATION / REVIVAL OF TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Засорин Сергей Алексеевич

В статье исследуется этимология понятия «лицей» в мировой интеллектуальной практике, начиная с античных традиций Сопоставляется развитие лицейского образования в Европе (на опыте Франции) и в России. История лицейской модели анализируется с учетом отражения как общего уровня духовной культуры страны, так и текущей краткосрочной политической конъюнктуры. Зарождение российской лицейской системы объясняется линией на модернизацию государственного управления страны в начале XIX века. Приводятся описание зарождения, эволюция становления и оценка роли всех семи российских лицеев позднего Нового времени. Характеризуются наиболее выдающиеся выпускники этих учебных заведений. Лицейская история рассматривается в контексте таких ярких личностей эпохи, как А.А. Безбородко, Александр I, А. Чарторыйский, П.Г. Демидов, А. Ришелье, М.Н. Катков Прослеживается судьба отечественных лицеев в советскую эпоху, объясняются причины их возрождения на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE HISTORY OF LYCEUM EDUCATION - VIVID HYBRID OF POLITICS AND CULTURE

The article explores the etymology of the term “lyceum” in the world intellectual practice since antique traditions Development of lyceum education in Europe (French experience) and Russia is compared. The author analyzes the history of lyceum model with the consideration of both general level of national spiritual culture and current short-term political conjuncture. The emergence of Russian lyceum system is explained by the modernization line in the early 19th century. The article contains description of foundation, evolution, and evaluation of all seven Russian lyceums of the late modern period The most outstanding graduates of those institutions are characterized Lyceum history is considered within the context of such bright persons, as A. Bezborodko, Alexander I, А. Czartoriski, P. Demidov, А. Richelieu, М. Katkov. The paper traces the fate of lyceums in Soviet epoch and explains their restoration in contemporary conditions

Текст научной работы на тему «Сравнительная история лицейского образования - яркий гибрид политики и культуры»

ТЕМА НоМЕрА: МИР ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ

материалы международной научно-практической конференции «современное образование: векторы развития»

УДК 37

Сравнительная история лицейского образования — яркий гибрид политики и культуры

В статье исследуется этимология понятия «лицей» в мировой интеллектуальной практике, начиная с античных традиций . Сопоставляется развитие лицейского образования в Европе (на опыте Франции) и в России . История лицейской модели анализируется с учетом отражения как общего уровня духовной культуры страны, так и текущей краткосрочной политической конъюнктуры. Зарождение российской лицейской системы объясняется линией на модернизацию государственного управления страны в начале XIX века . Приводятся описание зарождения, эволюция становления и оценка роли всех семи российских лицеев позднего Нового времени . Характеризуются наиболее выдающиеся выпускники этих учебных заведений . Лицейская история рассматривается в контексте таких ярких личностей эпохи, как А.А. Безбородко, Александр I, А. Чарторыйский, П . Г. Демидов, А. Ришелье, М . Н . Катков Прослеживается судьба отечественных лицеев в советскую эпоху, объясняются причины их возрождения на современном этапе

Ключевые слова: европейский опыт, российская специфика, политико-культурное отражение эпохи, направленность преподавания, возрождение традиций

История лицейского образования в мировой педагогической практике причудливым образом объединила интернациональные заимствования и межгосударственную конкуренцию, общеевропейские образовательные тенденции и специфику той или иной страны, и в первую очередь, Франции и России . Причем можно утверждать, что история лицейской модели, как никакой иной, рельефно отражала в различные эпохи своей эволюции как общий уровень развития духовной культуры страны, так и текущую краткосрочную политическую конъюнктуру

Обратимся прежде всего к истокам этого удивительного феномена . В древнегреческом языке слово Лuкeюv — Ликей являлось названием одного из гим-насиев за восточной окраиной Афин (в нем учителем был Аристотель), который стал называться так по

© Засорин С .А. , 2016

С.А. Засорин

имени соседнего храма Аполлона Ликейского. По своей этимологии слово Лûкeюç — Ликейский — это эпитет бога Аполлона, и переводится как «Истребитель волков» (древнегреческий Mkoç — волк) .

В русский язык понятие «лицей» пришло через немецкий язык, в немецкий из латыни, а в латинский из древнегреческого (русский Лицей ^ немецкий Lyzeum ^ латинский fyœum ^ древнегреческий Лûкeюv) .

Во Франции, где лицеи в позднее Новое время превратились в общенациональное явление, данные учебные заведения первоначально представляли собой своеобразные «буржуазные эксперименты» в области классического среднего образования . Они появились по указу Наполеона I в 1802 году и имели большое сходство с иезуитскими коллегиями: были закрытыми заведениями с 6-летним курсом и с преобладанием латинского языка и математики; история и география считались второстепенными предметами; в 1821 году введены еще греческий язык и естественные науки . Явный перекос лицейских учебных программ в пользу естественных наук логично может быть объяснен начинавшимся тогда в передовой Европе естественно-научным и медицинским бумом на фоне нараставшей индустриальной революции .

За короткую наполеоновскую эпоху произошла «элитизация лицеев». В 1805 году было не более 30 лицеев, и все они назывались императорскими, в то время как около 250 коллежей относились к ведению общин По окончании курса в лицеях ученики подвергались конкурсному экзамену в Сорбонне, после которого выдержавший испытание получал степень бакалавра

В конце XIX века французские лицеи отразили гендерную демократизацию в национальной системе образования Аналогичные тенденции, кстати, отражали и российскую учебную среду данной эпохи . Тогда во Франции появились и женские подобные образовательные учреждения — Lyrnes et colhges des jeunes filles, возникшие с 1881 года . Эти лицеи и коллежи были открытыми средними учебными заведениями с пансионами; более всего их было в северных департаментах Франции; общее их количество около 1892 года превышало 60 . Во главе лицея стояла директриса; преподавание велось преимущественно учительницами, которых готовила особая семинария — Ecole normale Supwieure de renseignement des jeunes filles, основанная в 1882 году.

К концу XIX столетия французские лицеи отличались от коллежей тем, что содержались за счет государства, а коллежи — за счет городов Поступали в лицей с 12 лет, курс обучения был 5-летним .

В ХХ веке французская система школьного образования окончательно сформировалась, и в ней лицеи заняли свое почетное место завершающего звена: 5 лет в начальной школе — с 6 до 10 лет, 4 года в коллеже (общее среднее образование) — с 11 до 14 лет, 3 года в лицее (полное среднее образование) — с 15 до 17 лет.

В системе образования дореволюционной России лицеи занимали особое место, их статус отличался от французской традиции . Это были привилегированные учебные заведения с программой средней и высшей школы и сроком обучения от 6 до 11 лет. Готовили главным образом чиновников для государственной службы . Для поступления в Лицеи, кроме Александровского, был установлен образовательный ценз: требовалось представление аттестата об окончании гимназии или сдача экзамена, подтверждающего знания в объеме гимназического курса [1].

В Российской империи в течение XVIII — начала XX веков всего существовало 7 лицеев, причем только самый первый из них, который достаточно часто «теряется» исследователями, фактически стал «военным трофеем», полученным на завоеванной территории, в то время, как остальные оказались доморощенными, но при явно европейском, и в первую очередь, французском влиянии:

• Рижский Императорский лицей (Kaiserliches Lyceum zu Riga, 1733— 1802) (до 1710 — Карлов лицей);

• Императорский Царскосельский лицей (1810—1918) (с 1843 — Императорский Александровский лицей);

• Ришельевский лицей (1817—1862);

• Волынский (Кременецкий) лицей (1819—1833);

• Нежинский физико-математический, а затем юридический лицей (1832—1875);

• Демидовский юридический лицей (1833—1919);

• Лицей в память цесаревича Николая (Катковский лицей) (1868— 1918)

Первый из них существовал с 1675 года . Он был открыт по распоряжению и на деньги короля Швеции Карла XI, за что и получил свое первоначальное имя Основной функцией Карлова лицея была подготовка будущих чиновников для шведского административного аппарата — до него школы подобной функциональной направленности на территории всей Шведской Лифляндии не было. Также программа лицея была целиком светской, он готовил юношей для поступления в зарубежные университеты, в частности, в известные Дерптский (ныне Тартуский университет в Эстонии) и Упсальский (старейший в Швеции университет ) учебные заведения .

В 1710 году Рижский лицей потерял имя Карла, что естественно отражало тогдашний ход Северной войны, которую вел Петр I с сыном основателя лицея Карлом XII, как раз в это же самое время проигравшим оборону Риги России . В 1733 году, после присоединения Лифляндии к России, данное учебное заведение получило название Рижского Императорского лицея или Лицея Петра Великого . В 1802 году оно было преобразовано в Гимназию Лифляндской губернии, что можно было расценивать как борьбу со «шведским наследством» незадолго до начала русско-шведской войны 1808—1809 годов

«Второе пришествие» лицейской модели происходит в Александровскую эпоху в начале XIX века . В нашей стране, как известно, в 1809 году по инициативе выдающегося русского реформатора того времени М . М . Сперанского был принят Закон «О придворных званиях», определивший высшее образование как необходимое условие для получения чиновничьего чина . В 1810 году был подписан Указ тогда еще либерально настроенного Александра I об открытии Императорского Царскосельского лицея, причем в этот раз восстановление лицейского формата для нового типа учебных заведений явно отражало дипломатическую конъюнктуру временного условного сближения с Францией накануне «грозы 1812 года» .

Царскосельский лицей предназначался для обучения дворянских детей . По первоначальному плану в лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в отставке М М Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены Программа была разработана Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещенных чиновников высших рангов, что воспроизводило шведское предназначение лицейского образования . В лицей принимали детей 10—14 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года . Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед» Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году он был подчинен военному ведомству

Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трехгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года) . За это время изучали следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание)

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14—9-го классов Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус . В 1814—1829 годах при лицее действовал Благородный пансион Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе [2] .

Широко известны имена первых блестящих выпускников Царскосельского лицея, таких как Александр Сергеевич Пушкин и Иван Иванович Пущин, Антон Антонович Дельвиг и Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Интересно то, что они не только составили гордость отечественной литературы, но и, «отрабатывая» свой лицейский диплом, несли государственную службу, иногда достигая на этом поприще немалых высот. Еще менее распространенными являются факты окончания именитого лицея такими корифеями более позднего времени, как писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин или выдающийся юрист, министр юстиции, идейный вдохновитель и фактический организатор судебной реформы Александра II Дмитрий Николаевич Замятнов .

Историю Императорского Лицея (1811—1918) принято делить на два периода: царскосельский и петербургский . В Царском Селе учебное заведение существовало с 1811 по 1843 годы. 6 ноября 1843 года по приказу Николая I Лицей был переименован в Императорский Александровский Лицей в честь своего основателя Александра I и переведен в Петербург на Каменноостровский проспект в здание, занимаемое прежде Александрин-ским сиротским домом

В советское время считалось, что петербургский период Лицея не представляет интереса, так как учебное заведение утратило свою прогрессивную направленность, что Александровский Лицей не мог сравниться с Царскосельским обилием выдающихся выпускников, свобода суждений, которой так прежде дорожили, была уничтожена, в воспитании происходил полный регресс и т п

Подобное отношение к Александровскому Лицею по логике советской идеологии вполне объяснимо: большинство его питомцев находилось на государственной службе, верой и правдой служило царю и Отечеству, не приняло революцию, оказалось в эмиграции Между тем из стен Александровского Лицея вышло много выдающихся людей, оставивших заметный след в истории России . Среди них министры иностранных дел А. Б . Лобанов-Ростовский, А П Извольский, С Д Сазонов, министры народного просвещения А А Сабуров и П М фон Кауфман, министр земледелия и государственных имуществ А.С . Ермолов, министр торговли и промышленности С . И . Тимашев, министр финансов И . П . Шипов, министр финансов, председатель Совета министров В . Н . Коковцев.

Александровский Лицей отличало уважение к прошлому учебного заведения Неразрывная связь с Царскосельским Лицеем подчеркивалась в его названии — Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей На протяжении столетия оставались неизменными герб и девиз учебного заведения «Для Общей Пользы» [3].

Идея создания лицея в Одессе принадлежала генерал-губернатору Новороссийского края герцогу Арману Эммануэлю де Ришелье, обратившемуся к императору Александру I с соответствующей просьбой . Однако

решение по этому вопросу было принято не сразу Открытие лицея произошло уже после того как Ришелье стал премьер-министром Франции (1815), а на посту одесского градоначальника его сменил Александр Федорович Ланжерон

Ришельевский лицей был образован согласно утвержденному 2 мая 1817 года Уставу на базе Одесского благородного института . Присвоение новому лицею имени Ришелье не только увековечивало его роль в развитии юного города и «отцовство» в отношении новорожденного учебного заведения, но и дипломатический жест по отношению к главе кабинета пост-наполеоновской Франции . По словам современников, известие об открытии лицея вызвало у первого министра Франции слезы радости . Ришелье тут же написал благодарственное письмо жителям Одессы и передал в дар лицею свою библиотеку и 13 тысяч франков . Позднее он подарил лицею свое генерал-губернаторское денежное содержание в России, оставленное Александром I за Ришелье на время его пребывания во Франции

Ришельевский лицей стал вторым по времени создания лицеем в Российской империи после Царскосельского Аристократия, русская и иностранная, отнеслась к новому лицею с большим энтузиазмом: на воспитание в Одессу стали посылать детей не только из провинции, но и из обеих столиц В числе первых воспитанников лицея встречаются имена князей Волконских, графов Сен-При и Рошфора и др

Ришельевский лицей до 1837 года представлял собой среднее учебное заведение повышенного типа . Кроме того при лицее был педагогический институт . Его воспитанники, окончив курс, оставались при лицее на шесть лет: первые четыре года в роли надзирателей и два года — адъюнктами при профессорах

По новому Уставу от 29 мая 1837 года Лицей стал отдельным и самостоятельным заведением, по составу и правилам весьма близким к университетам . При нем были учреждены отделения (физико-математическое и юридическое), имеющие характер университетских факультетов С 25 октября 1838 года «Государь Император высочайше повелеть желает: разрешить студентам Ришельевского лицея носить при мундирах и мундирных сюртуках шпаги и треугольные шляпы по форме, созданной для университетских студентов» Позднее в лицее было основано отделение — институт восточных языков, а затем — коммерческое отделение. В 1841 году было создано еще одно отделение — камеральное, на котором изучались политическая экономия, финансы, торговля, коммерция, физика, физическая география, химия, естественная история, сельское хозяйство, технология, архитектура и обзор русских законов Это отделение было наиболее многочисленным; оно готовило государственных служащих и юристов в области государственного и частного права и вполне соответствовало началу эпохи промышленного переворота

Согласно именному указу Александра II в 1862 году Ришельевский лицей был преобразован в Новороссийский университет

История Волынского (Кременецкого) лицея оказалась самой недолговечной, что предопределили исключительно политические обстоятельства Предтечей его оказалась Кременецкая гимназия, открытая в 1805 году на землях Западной Украины, долгое время входившей в состав Королевства Польского и присоединенной к России после раздела Польши . Гимназия, как и выросший на ее основе в 1819 году лицей, очень быстро превратились в крупнейший польский культурный центр на территории Российской империи По языку, составу преподавателей и учащихся, по характеру учебных пособий и школьной жизни лицей был совершенно польским заведением При нем состояла школа землемеров, переведенная впоследствии в Киев, а с 1818 года — «Общество для усовершенствования в авторстве и ораторстве», учрежденное соратником Александром I по Негласному комитету князем Адамом Чарторыйским . Состояло оно из учеников-членов под председательством ученика и занималось составлением и чтением рефератов

Учеба в гимназии-лицее была бесплатной, за исключением нескольких факультативных предметов — эстетики и физвоспитания Дети из бедных семей получали стипендии Позже было создано Общество благотворительности, в котором ученики из своих небольших денежных вкладов создавали общую кассу

В 1831 году лицей практически прекратил свою деятельность . Почти все его воспитанники стали участниками польского восстания . После усмирения восстания предполагалось перевести лицей из Кременца в Житомир, но в 1833 году его перевели в Киев, где он послужил основой для создания Университета Святого Владимира, открытого в 1834 году, которому были переданы оборудование и библиотека лицея

Нежинский лицей взял свое начало от гимназии высших наук, открытой в память канцлера Российской империи светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко Имя Безбородко в этом контексте совершенно не случайно, потому что, во-первых, он происходил родом из этих мест, а во-вторых, гимназия была открыта на деньги, которые он завещал на эти цели . В гимназии, завершавшей среднее и дававшей далее высшее образование, учились многие корифеи малороссийской дворянской интеллигенции, включая Николая Васильевича Гоголя и Нестора Васильевича Кукольника . В 1832 году гимназия была переименована в физико-математический лицей . При этом гимназические классы были постепенно (к 1837 году) закрыты и оставлены только три высших Одним из выдающихся выпускников этого лицея был Николай Ильич Миклуха — русский инженер-путеец, строитель Николаевской железной дороги и первый начальник Московского вокзала (тогда — Николаевского)

Высочайшим указом императора Николая I в 1840 году лицей изменил профиль своей работы и был преобразован в Юридический лицей князя

Безбородко. В таком виде он действовал до 1875 года . Отныне главной целью лицея становилось «распространение основательных сведений по части отечественного законодательства». Теперь Нежинский лицей превратился в школу для подготовки чиновников Курс обучения в лицее был трехлетним . Окончившие получали права на чин XII или XIV классов по «Табели о рангах»

Обращает на себя внимание практическая направленность преподавания в лицее: в его программе почти не было общетеоретических предметов Изучалась только энциклопедия законоведения, но не было ни римского права, ни международного, ни политической экономии, характерных тогда для юридических факультетов университетов Основной задачей было доскональное изучение Свода законов Российской империи Соответственно разделам Свода были распределены и профессорские кафедры Для общеобразовательных предметов кафедр было создано две: а) русской истории, русской и всеобщей статистики, б) теории поэзии и русской словесности

Демидовский юридический лицей проделал тот же путь, что его Нежинский аналог. Он был основан как Ярославское Демидовское училище высших наук в 1803 году на средства и по предложению Павла Григорьевича Демидова, ученого-натуралиста, мецената, продолжателя легендарного купеческого рода — на финансирование деятельности училища полностью шел оброк с вотчин Демидова в Угличском и Романовском уездах Ярославской губернии, где тому принадлежало свыше 3,5 тысяч крепостных Это было первое высшее учебное заведение в Ярославле По статусу училище занимало «первую ступень непосредственно после центральных университетов, в Империи существующих»

Указом Николая I училище в 1833 году было преобразовано в Демидовский лицей По новому уставу лицей находился в ведении Московского университета: им назначался штат сотрудников . По утвержденному в 1868 году уставу лицей был преобразован в юридический лицей Курс обучения стал четырехлетним Учебные предметы — те же, что на юридических факультетах университетов — отныне лицей давал высшее юридическое образование. В 1886 году для студентов лицея введена форменная одежда, та же, что и для студентов университета . По юридической литературе (100 тысяч томов) библиотека лицея уступала только библиотеке Московского университета Демидовский юридический лицей был учебным, научным и культурным центром Ярославской и соседних губерний В нем учились поэт Константин Бальмонт и писатель-фантаст Александр Беляев .

Катковский лицей в Москве оказался последним в ряду подобных учебных заведений Лицей был основан на личные средства публициста Михаила Никифоровича Каткова и его ближайшего друга и помощника, профессора Павла Михайловича Леонтьева, которые решили создать образцовое классическое учебное заведение Значительные суммы внесли мос-

ковские предприниматели . В дальнейшем лицей получал государственные субсидии, а в 1872 году он официально стал государственным .

Лицей был открыт 13 января 1868 года и был назван в честь рано умершего старшего сына Александра II — «Московский лицей Цесаревича Николая». Состоял из 8 гимназических и 3 лицейских (университетских) классов с «профилями» юридическим, филологическим и физико-математическим . По сравнению с классическими гимназиями в нем были более обширные программы по древним языкам

По уставу 1890 года задачей Императорского лицея Цесаревича Николая было дать общее среднее образование, содействовать успешному прохождению воспитанниками университетского курса, практической подготовке учителей для гимназий . По временному положению 26 апреля 1906 года университетские классы были организованы в объеме юридического факультета с четырехлетним курсом

После Февральской революции 1917 года Катковский лицей был преобразован в открытое высшее юридическое учебное заведение. В 1918 году в здании разместился Народный комиссариат просвещения РСФСР; находился один из корпусов Института международных отношений, затем (и поныне) Дипломатическая академия МИД России .

В советское время сохранившиеся к тому моменту лицеи были закрыты как учебные учреждения для привилегированных эксплуататорских классов . И только в последние 20—25 лет в связи со сменой общественных идейных ценностей и образовательных стандартов происходит возрождение новых российских лицеев как престижных учебных заведений, пытающихся продолжить славные традиции европейского и российского образования, но опираясь на современные принципы

Литература:

1 . Воробьева Ю.С. Лицеи . [Электронный ресурс] URL: http://ricolor. org/history/

eng/edu/lizei/ (дата обращения: 11 . 04. 2016).

2 . Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811—

1817 гг. ): Историко-педагогический очерк . М . , 1999. 149 с .

3. Павлова С. Еще одно лицейское имя // Наше Наследие . 2008 . № 85 . С. 70—75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.