Section 4. History and archaeology
Samoilenko Oleksandr Hryhorovych, Nizhyn Gogol State University, Vice-Principal, Candidate of Histirical Sciences, assistant professor
E-mail: [email protected]
Issues and Formation of History Education in Ukrainian High Schools in 19-th century
Abstract: The article discusses the formation and development of historical education at the example of Ukrainian High Schools in 19-th century. It delivers the analysis of staff and defines the education peculiarities in Kremenets, Ryshele and Nizhyn Lyceums.
Keywords: Lyceum, historical education, professor, education process
Самойленко Александр Григорьевич, Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя, проректор, кандидат исторических наук, доцент E-mail: [email protected]
К проблеме становления исторического образования в лицеях Украины в Х1Х в.
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы становления и развития исторического образования на примере лицеев Украины в Х1Х в. Проводится анализ кадрового состава и определяются особенности организации учебного процесса в Кременецком, Ришельевском и Нежинском лицеях.
Ключевые слова: лицей, историческое образование, профессор, учебный процесс
Обращение к опыту преподавания и изучения истории в учебных заведениях предыдущих периодов в наше время является важным, поскольку обновление исторического образования требует исследования его развития как целостного явления, формирование всех его компонентов и факторов, которые обусловили эти процессы. Только системный анализ развития исторического образования на разных уровнях может дать возможность выделить те элементы, которые целесообразно применять и в современных условиях. Переосмысление развития исторического образования в XIX в. с позиций современности могут способствовать не только заполнению определенной информационной лакуны, но и разработке современных моделей и технологий обучения истории, воссоздание целостной картины отечественного историкообразовательного процесса.
Развитие исторического образования, его основные направления и концепции в Х1Х веке были обусловлены двумя уровнями учебных заведений: гимназических и университетских. Промежуточное положение занимали лицеи, которые начали возникать в украинских землях Российской империи одновременно с основанием первых университетов. На протяжении столетия в Украине было открыто три лицея — Ришельевский, основанный в 1817 г. на базе Благородного Воспитательного Институ-
та (1805 г.) и Коммерческой гимназии (1804 г.) в Одессе; Кременецкий, преобразованный в 1819 г. из Волынской высшей гимназии (1805 г.); Физикоматематический лицей князя Безбородко (затем, Юридический лицей), возникший в 1832 г. путем реорганизации Гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине (1805 г.). Их судьба оказалась различной, но каждый из них сыграл определенную роль в становлении и развитии исторического образования в Украине.
Вопрос о месте лицеев в образовательной системе Российской империи неоднократно подымался в российской и украинской исторической науке, но до последнего времени ученые обращали внимание или на историю развития лицеев (А. Егоров [1, 2], Н. Ленц [5], И. Михневич [3], А. Самойленко, Г. Самойленко [6], И. Сребницкий [8]), или же на особенностях лицеев как на специфической форме учебного заведения (С. Коляденко [4], А. Стрельцов [9]). В тоже время, на сегодняшний день практически отсутствуют работы, в которых бы анализировалась деятельность лицеев в контексте развития исторической науки и исторического образования, что и станет объектом данного исследования.
Первые годы правления императора Александра I были отмечены целым рядом шагов, предпринятых правительством по созданию разветвленной системы
26
Секция 4. История и археология
образования. В начале Х1Х в. открываются три университета: Виленский (1803 г.), Казанский (1804 г.) и Харьковский (1805 г.), а также ряд гимназий. Вместе в тем, для проведения серьезных государственных преобразований, которые планировал император и разрабатывал М. М. Сперанский, необходимы были не только образованные люди, но и квалифицированные чиновники, подготовкой которых должны были заниматься специализированные учреждения. Такими учебными заведениями должны были стать лицеи.
Первым был основан в 1810 г. Царскосельский лицей, но он не мог обеспечить возрастающую потребность в чиновниках, поэтому в 1817 г. было принято решение создать в Одессе лицей, названный в честь генерал-губернатора края герцога Ришелье.
Историю лицея можно условно разделить на два периода: первый (1817-1837), когда он был ближе к среднему учебному заведению; второй (1837-1864), когда по структуре, системе преподавания, программам фактически стал высшим учебным заведением.
Торжественное открытие лицея состоялось 19 (7) января 1818 г. Первым директором Ришельевского лицея с 1817 по 1820 год был аббат Шарль Николь, которого герцог Ришелье знал лично много лет. Со временем во главе лицея стояли: Р. Жиле (1820-1821); Й. Гейнлет (1821-1825); И. Орлай (1826-1829); Н. Синицын (1832-1844); А. Петров (1844-1852); Н. Мурзакевич (1853-1857) и др.
На протяжении первого периода истории лицея учебные планы не предусматривали специализации, а срок обучения составлял 8 лет, которое до 1820 г. велось на французском языке. Значительные изменения в системе обучения лицеистов произошли при директорстве И. Орлая, когда были переработаны учебные программы, были включены новые предметы, среди которых история и география, улучшены методы преподавания, открыто педагогическое отделение.
Лицей состоял из четырех фактически самостоятельных учреждений: Начального подготовительного училища, состоящего из трех классов, в котором обучали чтению, письму, русскому, греческому, итальянскому, немецкому, французскому языкам, а также получали начальные знания об арифметике и религии; Лицея, состоящего из пяти классов. Здесь изучали грамматику русского, латинского, греческого, французского, немецкого, итальянского языков, словесность, риторику, географию, статистику, математику, физику, военное дело и «приятные искусства» (танцы, фехтование); двух высших дополнительных училищ, которые имели по два
класса (в одном преподавали на протяжении 2 лет правоведение и политэкономию, во втором — коммерческие науки и бухгалтерию); педагогического института, воспитанники которого, окончив курс, оставались в лицее на 6 лет: первые 4 года в роли надзирателей и 2 года — адъюнктами при профессорах.
В первое двадцатилетие предметы исторического цикла в лицее преподавались на уровне гимназического курса. К тому же, уровень преподавания далеко не всегда отвечал высокому уровню. Достаточно длительное время профессором всеобщей истории в учебном заведении был выпускник Лозаннской академии швейцарец Жан Лоран.
Лишь в мае 1837 г. Министерство народного просвещения утвердило новый Устав лицея, согласно которому лицей и гимназия, имевшие общее начальство, разделялись по организации учебного процесса. В лицее было открыто два отделения: юридическое и физико-математическое, а обучение обретало характер, близкий к университетскому.
Кроме специальных предметов, лицеистам читались также российская и всеобщая история, статистика, а юристам еще римская словесность и римское законоведение, церковная история и церковное право.
В ноябре 1841 г. было издано постановление Министерства «О новом распределении учебных предметов в Ришельевском лицее», согласно которому для всех отделений учебного заведения читались: церковная история, российская история и статистика, русские древности, всеобщая история и статистика, сравнительная география и история путешествий и открытий.
Именно на 1840-1860-е гг. приходится период расцвета исторического образования в лицее. В это время в нем работали и занимались научной деятельностью ряд талантливых ученых, среди которых: Ф. Брун, А. Георгиевский, С. Ешевский, Н. Мурзаке-вич и др. Важную роль в развитии исторической науки и популяризации исторических знаний сыграло Одесское общество истории и древностей, членами которого были многие профессора и адъюнкты Ри-шельевского лицея. Одним из инициаторов создания Общества, утвержденного в 1839 г., был Николай Никифорович Мурзакевич, выпускник Московского университета, который с 1831 г. занимал должность учительского помощника в начальном училище при Ришельевском лицее; а с 1836 г. — учителя и преподаватель истории в лицее. После защиты магистерской диссертации в 1838 г. он стал адъюнктом
27
Section 4. History and archaeology
русской истории и статистики, а в 1840 г. утвержден профессором русской истории. Преподавание в лицее Н. Мурзакевич совмещал с разносторонней научной и общественной деятельностью: принимал участие в работе над «Новороссийским календарем» и «Одесским альманахом», сотрудничал в газете «Одесский вестник», был директором Публичной библиотеки (1843-1853) и действительный член Московского археологического общества. Путешествуя по России, ученый занимался её историей, археологией и этнографией, производил раскопки, изучал архивы, в которых разыскал псковскую судную грамоту, письма царевича Алексея Петровича, несколько вариантов «Русской Правды» и проч.
В «Записках» Одесского общества истории и древностей, выходивших под его редакцией, он поместил более 100 статей по нумизматике, истории и археологии. Печатался также в «Журнале Министерства Народного Просвещения», «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских», «Русском Историческом Сборнике», «Русской Старине», «Русском Архиве» и др.
В значительной степени благодаря деятельности Н. Мурзакевича и его коллег стало возможным преобразование лицея в Новороссийский университет с историко-филологическим факультетом.
По-иному сложилась судьба Кременецкого лицея, возникшего в 1819 г. на основе Высшей Волынской гимназия, но сохранившего прежние программы обучения. По языку, составу преподавателей и учащихся, характеру учебных пособий лицей был польским заведением. В Кременецком лицее одним из важнейших предметов была общая история, для преподавания которой был приглашен выпускник Краковской Академии Карол Мировский. Для него была разработана специальная инструкция «Советы для господина Мировский, каким полезным способом можно преподавать историю и географию в публичных школах». Документы свидетельствуют, что профессор придерживался определенного порядка в преподавании: сначала — современная история, а на второй год — древняя, что позволяло ученикам применять понятие современных исторических реалий в контексте прошлых событий. Он акцентировал внимание учащихся на политических событиях, что мешало освещению других сторон развития общества [4, 56].
Его преемником стал выдающийся польский историк И. Лелевель. История, по его мнению, включает все, что когда-либо происходило с людьми, и поэтому при ее преподавании надо обращать внимание не толь-
ко на политические события или войны, но и на хозяйство, обычаи, науку, образование и т. д. После его ухода из Волынской гимназии история в учебном заведении преподавалась и изучалась на посредственном уровне. В 1831 г. в связи с польским восстанием лицей практически прекратил свою деятельность, а указом 21 августа 1831 г. был окончательно закрыт, хотя это учебное заведение послужило основой для создания Университета Св. Владимира в Киеве.
Дольше всех в Украине функционировал Лицей князя Безбородко в Нежине. На базе Гимназии высших наук в 1832 г. был основан Физико-математический лицей с 3-летним сроком обучения. Здесь готовили математиков и артиллеристов, поэтому истории отводилась второстепенную роль. Ситуация изменилась, когда 24 апреля 1840 г. был издан указ о реорганизации Физико-математического лицея в Юридический. В новом учебном заведении готовили юристов: судей, следователей, нотариусов и т. д.
По учебным планом не предусматривалось изучение научно-теоретических дисциплин. Царским правительством ставилась практическая задача: готовить квалифицированных чиновников, которые хорошо разбирались в текущем законодательстве. В центре внимания студентов находился Кодекс законов, и в соответствии с ним были сформированы 4 юридические кафедры. Общеобразовательных кафедр было только две: русской истории и русской и общей статистики; теории поэзии и русской словесности. Курс обучения длился 3 года.
Юридические курсы читали известные правоведы
М. Затыркевич, П. Даневский, К. Царевский, В. Неза-битовский, Л. Жданович, И. Максимович и др. Среди профессоров-гуманитариев следует отметить филологов М. Тулов, А. Линниченко и историков И. Лаш-нюкова и И. Сребницкого.
Учебный процесс в лицее проходил в довольно благоприятных условиях. Демократическая атмосфера, царившая в учебном заведении, способствовала не только основательному освоению студентами знаний по специальности, но и их общему развитию. Лицеисты с огромным интересом изучали российскую историю, чему сопутствовала научнопедагогическая деятельность И. Лашнюкова [7]. К сожалению, после его перехода в Университет Св. Владимира лицею не удалось найти равноценной замены. С мая 1868 г. кафедра общей, российской статистики и русской истории оставалась вакантной, а предметы исторического цикла читались по совмещению.
28
Секция 4. История и археология
20 ноября 1874 г. Государственный Совет принял решение реформировать Юридический лицей в институт. 14 сентября 1875 г. на базе лицея был открыт Историкофилологический институт кн. Безбородко с тремя отделениями: славистическим, классическим и историческим. С этим закончилась история лицеев в Украине в Х1Х в.
В лучшие свои годы лицеи сыграли положительную роль в развитии исторического образования и исторической науки не только в Украине, но и во всей Российской империи, подготовив немало выдающихся ученых.
Список литературы:
1. Егоров А. Д. Лицеи России. Опыт исторической хронологии: в 5 кн. Кн. 1: Ришельевский Лицей. - Иваново, 1993. 172 с.
2. Егоров А. Д. Лицеи России. Опыт исторической хронологии: в 5 кн. Кн. 2: Лицей князя Безбородко. -Иваново, 1994. 129 с.
3. Исторический обзор сорокалетия Ришельевского лицея с 1817 по 1857 год/сост. Иосиф Михневич. -Одесса, 1857. 200 с.
4. Коляденко С. Кременецький лщей у систем! освгти Волиш (Х1Х - 30-т рр. ХХ ст.). - Житомир, 2002. 131 с.
5. Ришельевский лицей 1804-1817/сост. Н. Ленц. Одесса, 1903. 386 с.
6. Самойленко Г. В., Самойленко О. Г. Шжинська вища школа. Сторшки юторн. - Н1жин, 2005. 420 с.
7. Самойленко О. Г. 1ван Васильович Лашнюков - перший видатний юторик в Н1жиш//Лггература та культура Полюся. Вип. 34. 2007. С. 94-110.
8. Сребницкий А. Лицей князя Безбородко//Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко. - Спб.: Тип. В. Безобразова, 1881. С. CXXIX-CLXXXVC.
9. Стрельцов А. А. Российские лицеи в XIX веке//Образование и общество. 2008. № 2/http://www.jeducation. ru/2 2008/100.html
Shavlokhova Elena Sergeyevna, Doctor of History, Professor, Pro-rector for scientific work of the Academy of Marketing and Social Technologies — IMSIT (city of Krasnodar)
E-mail: [email protected]
The process of influencing of unwritten laws (adats) onsocial and legal relation of high-landers at the end of the 19thcentury
The publication of the article has been carried out with financial support of the Russian Humanitarian Scientific Fund in the project of undergoing scientific research "The development of the state administration of the national regions in Russia in the late 19th — 20th century (by the examples of the North Caucasus)", Project 14-11-23006
Abstract: the article raises the question of entering the Caucasus into the composition of the Russian Empire and multiple problems and tasks, requiring the solution in the late 19th century. Of interest were the data of how the self-administration of the different population categories in the second half of the 19th century was realized, when the question came up of the highland nobility rights equialization with the rights of the Russian noblemen, for what the considerable part of the highland aristocracy stroke vigorously. The description of class gradation of the highland societies, such as Kabardinian, Adygei, Ossetian is given. Caucasian noblemen were nothing more than the petty liegemen of the princes. By the end of the 19th century the class division preserved its value only in everyday life: each family name bore the stamp of its origin.
The keywords: adats, highland peoples, customs of the Caucasian peoples, Kuban and Tersk region, estates, class gradation, princes, Caucasian noblemen.
In the late 19th century when the Caucasus entered finally the composition of the Russian Empire the government set itself the multiple problems and tasks, which required the immediate solution. One of the
tasks involved the determination of the highland societies highest estates’ rights to know «... which of the highland estates could be recognized corresponding to the categories of the highest estate, existing in Empire”
29