Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ «ЕДИНОГО ОКНА» В ГОСУДАРСТВАХ ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ «ЕДИНОГО ОКНА» В ГОСУДАРСТВАХ ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / Евразийская экономическая комиссия / Стратегические направления / евразийская интеграция / таможенное регулирование / таможенное администрирование / механизм «единого окна» / Eurasian Economic Union / Eurasian Economic Commission / Strategic directions / Eurasian integration / customs regulation / customs administration / single window mechanism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

Научная статья подготовлена в рамках проводимого автором исследования о совершенствовании теоретических и правовых основ таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе в рамках реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (далее соответственно Стратегические направления, ЕАЭС, Союз). В статье исследуются акты Союза, сопряжённые с развитием национального механизма «единого окна» в государствах членах Союза, а также рассматриваются методологические подходы по организации демонстрации пилотных проектов на основе эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД, утверждённой решением Евразийского межправительственного совета в 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL APPROACHES FOR DEMONSTRATION OF PILOT PROJECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL “SINGLE WINDOW” MECHANISMS IN THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The scientific article was prepared as part of the author’s research on improving the theoretical and legal foundations of customs regulation in the Eurasian Economic Union as part of the implementation of the Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025 (hereinafter referred to as the Strategic Directions, EAEU, Union). The article examines the acts of the Union associated with the development of the national “single window" mechanism in the Union member states, and also examines methodological approaches to organizing the demonstration of pilot projects based on the reference model of the national “single window" mechanism in the system of foreign trade regulation, approved by the decision of the Eurasian Intergovernmental council in 2019.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ «ЕДИНОГО ОКНА» В ГОСУДАРСТВАХ ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 339.5

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ «ЕДИНОГО ОКНА» В ГОСУДАРСТВАХ -ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Мозер Сергей Владимирович

Евразийская экономическая комиссия, заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, канд. юрид. наук, e-mail: moser-info@yandex.ru

Научная статья подготовлена в рамках проводимого автором исследования о совершенствовании теоретических и правовых основ таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе в рамках реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (далее - соответственно - Стратегические направления, ЕАЭС, Союз). В статье исследуются акты Союза, сопряжённые с развитием национального механизма «единого окна» в государствах - членах Союза, а также рассматриваются методологические подходы по организации демонстрации пилотных проектов на основе эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД, утверждённой решением Евразийского межправительственного совета в 2019 г.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; Евразийская экономическая комиссия; Стратегические направления; евразийская интеграция; таможенное регулирование; таможенное администрирование; механизм «единого окна»

ORGANIZATIONAL AND LEGAL APPROACHES FOR DEMONSTRATION OF PILOT PROJECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL "SINGLE WINDOW" MECHANISMS IN THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Mozer Sergey V. Eurasian Economic Commission, Deputy Head of the Department of Advanced Customs Technologies of the Department of Customs Legislation and Law Enforcement Practice, Candidate of Legal Sciences, e-mail: moser-info@yandex.ru

The scientific article was prepared as part of the author's research on improving the theoretical and legal foundations of customs regulation in the Eurasian Economic Union as part of the implementation of the Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025 (hereinafter referred to as the Strategic Directions, EAEU, Union). The article examines the acts of the Union associated with the development of the national "single window" mechanism in the Union member states, and also examines methodological approaches to organizing the demonstration of pilot projects based on the reference model of the national "single window" mechanism in the system of foreign trade regulation, approved by the decision of the Eurasian Intergovernmental council in 2019

Keywords: Eurasian Economic Union; Eurasian Economic Commission; Strategic directions; Eurasian integration; customs regulation; customs administration; single window mechanism

Для цитирования: Мозер С.В. Организационно-правовые подходы демонстрации пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «Единого окна» в государствах - членах Евразийского экономического союза // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 1 (89). С. 9-17.

Вопрос демонстрации пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна» в государствах - членах ЕАЭС начал позиционироваться в рабочих органах Комиссии в 2023 году. Дело в том, что в период с 2023 по 2025 годы государства - члены Союза и Комиссия должны «организовать мероприятия, направленные на демонстрацию пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна» (далее - пилотные проекты) с целью обеспечения в дальнейшем их совместимости и возможности обмена данными» [1]. Эта директива заложена пунктом 9.4. распоряжения Совета Комиссии от 05.04.2021 № 4

«О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».

Отметим, что ответственный исполнитель рассматриваемого мероприятия - государства - члены Союза, соисполнитель - член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству. При этом форма реализации - отчёт. Другими словами, государства - члены Союза должны продемонстрировать некие пилотные проекты в рамках реализации национального механизма «единого окна» и по результатам подготовить отчёт. Обратим внимание, что не Комиссия, а страны Союза являются ответственным исполнителями

этого пункта плана мероприятий.

В качестве исторической справки добавим, что впервые понятие «пилотные проекты, относящиеся к элементам национального механизма «единого окна» впервые упоминается в пункте 1.1.3 Детализированного плана на 2020 год по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утверждённом решением Совета Комиссии от 16 марта 2020 г. № 24 [2]. В конце 2020 года государства - члены Союза должны были подготовить отчёт по проведённой демонстрации таких проектов. Однако этот пункт плана не был исполнен упомянутыми субъектами - ответственными исполнителями по этому мероприятию в рамках плана мероприятий на 2020 год.

Анализ рассматриваемого вопроса позволил сформулировать следующие выводы:

- на сегодняшний день в правовые акты Союза не раскрывают, что следует понимать по «пилотными проектами по внедрению национальных механизмов «единого окна»;

- отсутствуют единые научно-методологические подходы по анализу пилотных проектов в государствах - членах Союза в рассматриваемой области;

- не сформулированы цели и задачи демонстрации пилотных проектов;

- не определены формы и элементы демонстрации пилотных проектов.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод об актуальности разработки организационно-правового инструмента в форме руководящих принципов (подходов) демонстрации пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна» в государствах - членах Союза (далее - руководящие принципы).

По нашему мнению, существует два способа реализовать пункт 9.4. Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. [3]:

- провести демонстрацию пилотных проектов в каждой стране Союза по отдельности без согласованной экспертами методики (организационно-правовых подходов, принципов демонстрации - прим. автора) и подготовить отчет в произвольной форме, констатируя, что пункт общего плана мероприятий Стратегических направлений выполнен. В этом случае отчёты по каждому субъекту-исполнителю могут отличаться и, как следствие, не позволят получить общий срез информации о степени развития национальных механизмов «единого окна» посредством реализуемых на практике проектов. Это способ приемлем для тех государств-членов, которым с практической стороны сложно провести демонстрацию, поскольку в рамках сравнительного анализа на наднациональном уровне

существует риск оказаться не на лидирующих позициях среди государств - членов Союза;

- провести демонстрацию на основе общей согласованной методики (принципов демонстрации), в том числе опросной формы, разработанной на основе описания эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утверждённой решением Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 № 6 [4]. В этом случае Комиссия и государства -члены Союза смогут сформировать комплексный отчет о демонстрации пилотных проектов, в котором помимо констатации факта, что демонстрация была проведена, будет содержаться развернутый анализ функциональных возможностей, а также сервисных функций национальных механизмов «единого окна» в государствах-членах по единому шаблону (кальке).

Полагаем, реализация второго варианта позволит получить практические рекомендации и информацию для дальнейшего развития национального механизма «единого окна» в государствах - членах Союза, а также понимание реальных перспектив обеспечения в дальнейшем совместимости национальных «единых окон» и возможности обмена данными.

С момента принятия Евразийским межправительственным советом эталонной модели развития национального механизма «единого окна» (далее - эталонная модель) прошло почти пять лет [4]. И, конечно же, на научно-экспертном уровне интересно ознакомиться, в какой степени государства - члены Союза реализовывали потенциал, заложенный в эталонной модели. Соответственно, демонстрация пилотных проектов должна быть пронизана философией эталонной модели, которая была разработана на наднациональном уровне в Союзе для оптимизации бизнес-процессов и упрощения процедур торговли.

Автором настоящего исследования были разработаны принципы демонстрации пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна», которые представлены ниже. Справочно отметим, что полученные результаты, а также разработанные принципы демонстрации пилотных проектов были использованы [5] в рамках экспертной работы рабочей группы по выработке приоритетных инструментов реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, утверждённой распоряжением Коллегии Комиссии от 17 мая 2022 года № 79 [7]. Рассмотрим организационно-правовые подходы (принципы) демонстрации пилотных проектов более предметно.

Для проведения демонстрации пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна» необходимо выполнить несколько шагов, один из которых - проведение демонстрации, т.е. организация мероприятия, на котором

Л'з Функционал/сервис Пояснения

1 2 3

I. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ «ЕДИНОГО ОКНА» ОБЕСПЕЧИВАЕТ

1 од но кратное представление данных: их многократна« использование;

2 прозрачно сгь. надежность ил формации о цепочках поставок

3 управление безопасностью цепочкн поставок

4 инте фацию всех элементов данных из р азлэтшис исто чни ко в целочкн поста вок

5 р а ограничение д о ступа кданным пользователей ' единого окна» в соответствии с их компетенцией в ко нкр ет но и це почке по ст аз ок

6 принятие мер (в том числе правового, организационного и технического характера)по предотвращению несвоевременного представления данных ил и предстаы ешн недостоверных данных

7 возможно сть получать информацию о стату се бизнес-процессов вкешнеэ кономич е ско й д еят ельност и в режиме реального времени

5 иденТнфккаи ню н аутентификацию пользователей единого окна».

П. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА»

Регулятивные функции

9 выполнение государственных функций н оказание го су даре т венных у слуг в сфере регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности

9.1 по обеспечению соблюдения установленных правом Сою за к (или) законодательством го суд арств-членов запретов к ограничении

9.2 мер зашиты внутреннего рынка

9.3 мер технического регулирования

94 мер таможенного регулирования

9.5 мер р егу л ир о ванил н а лого о &Ю ж енил

9.6 ин ы е. р е а л изо ванные в л ил о т ном проекте

функции «Управление контролем»

10 осуществление контроля го су дарственны ми органами в рамках своей компетенция

10 1 обеспечение скоординированного

управлетянатаможеянрдгридще Сою^а

10.2 о с\чце ст ел е ни е ме жго сударе те е нн о го информационного Еишддагша с контролирую нити органами го су д арств-членод

10.3 осуществление информационного имодейстбия с тр аис портными адмнннстращимина таможенной границе Союга

10.4 пнищхпроБатк гтр оидвня гтр оееркн

функции чУправление безопасностью»*

11 управление государственными органами рисками и осуществление взаимного признания

11.1 проведение анализа данных с цель» о це ней утр о 5 безопасности я р исков

11.2 разработка профилен рисков с целые о це ней утр оа безопасности

11.3 кполъзоб ание меасведомст ве шю й системы упр а вле них р исками

11.4 про ведение мониторинга и оценки рисков с последующим формирование! и ведением библиотеки рис ков. включая карты рисков

11.5 использование данных^ р езультатов контроля, решении, принятых го с у д а рст Бенными ор гаяамн государств-членов и (или) уполномоченными оргашзацпяыи, а также документов, Еыданньк го суд арствегаыыи органами н (или) организациями третыга стран

функции «'Взаимодействие с государственными органами государств-членов и уполномоченными организациями»»

12 предоставление хозхЪгаующнм субъектам следующих возможн остей

12.1 предо сгавленне необходимых данных

12.2 совершение иных юридически звачимвпс действий

12.3 получение соответствующего решения государственного органа го су д арсгва-чн ена и {или) уполномоченной о рганизацни

функции -Управление коммерцией"

13 предоставление хо ^.тнггвующны с\ с ьектлм след\ пщп возможностей \ правлека

13.1 продажами

13.2 заказами

13.3 закупками

13.4 сделками

13.5 плат ежами

13.6 маркетингом

функции «Управление логистикой и транспортом»

14 предоставление хозяйствующим субъектам следующих возможностей управления процессами

14.1 транспортировки товаров

14.2 сыа днр оеания, хр ан ения и переработки товаров

14.3 пл аннр о ваши оптимизации мар игру тоб и р ацио нзльно го ис польз о ваши видов транспорта

14.4 ведения мониторинга перемещения товаров

14.5 иными процессами, связанными с перемещением товаров различными видами тр анспорт а

функции «Управление финансами»

15 взаимодействие хозяйствующих субъектов с бзиками и иными финансовыми ор га ниsациями для управлеина финале ами

15.1 управление ден е жными ср е д с те ами: вкиочая их хранение

15.2 получение доступа кб анковс кнм и иным финансовым у с лугам

15.3 осуществление плжезЕЙ (переводов)

15.4 в озмо д: но с т ь вы с ир ать платежные сервисы

15.5 отслеживание истории платежей (переводов)

Ш. СЕРВИСНЫЕ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА кЕДИНОГО ОКНА»

сервис «Личный кабинет»

16 сервис (Липши кабинет» - сервис и е по ср е д ст вен ного вза им оде й ст вил хозяйствующих субъектов, государственных органов государств-членов и (или) уполномоченных организаций, а также их информационных систем; Функциональные возможности эт а лонной модели для х о зяй ству ющих суоъ екхо в бключ акт в себе возможность использования сервиса «Личиыи кабинета Каждый пользователь ^единого окнапр о шедший регистрацию и авторизацию, получает доступ к своему личноыу кабинerv

О&щне сервисные функции:

сервис «Сбор информации»

1? Сервис «Сбор информации» предоставляет пользователя?.; «единого окна »возможность моделирования запрос об, поиска и со орд информации об объекте запроса, б т ом числе о товар е, у слуге, контрагенте, государственном органе го су д а рств а-чт ена и (или I уполномоченной организации, а т акж е бо зможн о сть о сраб от ки по луч енных р езультат о в

с ерем í ч11н формирование»

ÍS С ер бис «Информированием предоставляет пользователям «единого о кна » возможно ств получать ратьяшепих, консультации и значимые уведомления от государственных органоЕ государств-членоЕ и (или) уполномоченных организаций

сервис «Открытые данные»

19 С ер бис '^Открытые данные» предоставляет пользователям «единого окна »возможность пу о л нкова ть и с о бнр ать открытую информацию в определенных форматах, пригодных для ее по сл; ™' ю ^т гй о с р 1С с-т ш и а налила (в том числе использовать открытые информационные ресурсы), к информацию,размещенную в информационно-т еле коммуникаций нно и сети «Интернета виде массивов данньк о деятельности го су дарственны:; органов государств-членов н (или) уполномоченных о р ганизэций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сервис «Отчетность»

20 С ер ви с ■ <Отч е тно сть - пр е д о ст авлнет пользователям << едино го окна» возможность анализировали оперативно принимать решения с использованием геттерам ивных информационных панелей, получать информацию о бизнес-процессе, вкл юч ал визу а лизанию соответствующих индикатор об, а также возможность фор;^ир оеать различные виды отчетности {в виде те кета, таблиц, графиков, схем, диаграмм) на основе информации.

содержащейся в едином информэ иионн ом пр о сто эж I б*

се рейс «Архив»

21 Сервис "Аркив» предоставляет пользователям "единого оша" возможность архивировать, крашпъ данные и повторно их использовать

иные сервисы

22 Иные сервисы, реализуемые национальный! механизмам «ед иного окна >■'

Рис. Принципы демонстрации пилотных проектов по внедрению национальных механизмов

«единого окна»*

будут показаны результаты пилотной реализации национальных механизмов «единого окна» с участием заинтересованных лиц, в том числе представителей государственных органов и бизнеса.

В результате проведения демонстрации пилотного проекта национального механизма «единого окна» можно получить практические рекомендации и информацию для дальнейшего развития национального механизма «единого окна».

Демонстрация пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна» представляет собой процесс проведения тестовых запусков новых систем, сервисов, функционала, технологий, которые созданы для обеспечения удобства взаимодействия юридических лиц и организаций с органами власти.

Целью демонстрации является проверка работы этих механизмов и их совместимости друг с другом, а также возможности обмена данными между ними. Такие пилотные проекты позволяют выявить проблемы и недочёты в системе и внести необходимые коррективы до её полноценного внедрения.

Для реализации п. 9.4. Плана мероприятий в части демонстрации пилотных проектов государства - члены Союза могут продемонстрировать пилотные (тестовые) проекты, реализованные и реализуемые в период с 2019 по 2024 гг.

Цель пилотного проекта по внедрению национальных механизмов «единого окна» заключается в оценке работоспособности и эффективности данного механизма в конкретных условиях, а также в разработке и оптимизации процессов интеграции государственных услуг для бизнес-структур.

Цели и задачи пилотного проекта могут быть следующими:

1. Обеспечение удобства и прозрачности процесса ведения внешнеэкономической деятельности для участников ВЭД.

2. Улучшение качества предоставляемых государственных услуг в сфере ВЭД.

3. Упрощение и ускорение процедур оформления экспортных, импортных и транзитных операций.

4. Сокращение бюрократических барьеров и издержек для участников ВЭД.

Задачи пилотного проекта могут включать:

1. Оценку технической и информационной оснащённости для внедрения отдельных элементов национального механизма «единого окна».

2. Проведение анализа и определение перечня государственных услуг, которые могут быть интегрированы в систему «единого окна».

3. Установление и тестирование эффективности механизма обмена информацией между различными организациями и ведомствами.

4. Вовлечение участников (предпринимателей, хозяйствующих субъектов, государственных служащих) в пилотный процесс для оценки удобства использования механизма.

5. Сбор обратной связи и анализ результатов пилотного проекта для внесения корректировок и улучшения механизма «единого окна».

В целом, пилотный проект по развитию механизма «единого окна» направлен на создание базы для дальнейшего расширения и усовершенствования системы государственных услуг для хозяйствующих субъектов.

Формы демонстрации пилотного проекта:

1. Презентация - представление проекта с помощью слайд-шоу, презентации или демонстрационного видео.

2. Проведение информационных мероприятий - организация семинаров, вебинаров и других мероприятий, на которых демонстрируется работа пилотного проекта.

3. Демонстрация рабочих прототипов или моделей - создание рабочих прототипов или моделей, чтобы показать функциональность и преимущества проекта.

* Справочно: опросная форма подготовлена на основе эталонной модели. Столбец № 2 опросной формы (функционал/сервис) представляет собой выборку и систематизацию в предложенном нами порядке функционала и сервисов эталонной модели 2019 года.

4. Открытые демонстрации - организация открытых мероприятий или выставок, где проект может быть продемонстрирован широкой публике.

Элементы демонстрации:

1. Правовая основа: нормативное регулирование национального механизма «единого окна».

2. Организационная структура: органы управления, координации и исполнения функций «единого окна».

3. Процессы и процедуры: описывает процессы, процедуры и инструкции, регламентирующие предоставление услуг через национальный механизм «единого окна», включая стандарты и форматы представляемой информации, сроки предоставления услуг, документооборот и т.п.

4. Информационная система: специализированные программные и аппаратные ресурсы, обеспечивающие сбор, хранение, обработку и передачу информации между различными государственными органами и участниками процесса предоставления государственных услуг.

5. Интеграция данных и сервисов: обеспечивает взаимодействие между различными государственными органами, предоставляющими различные государственные услуги, а также с хозяйствующими субъектами, в целях обеспечения эффективного предоставления услуг.

6. Мониторинг и оценка эффективности: включает в себя механизмы контроля, мониторинга и оценки эффективности работы национального «единого окна», включая механизмы обратной связи и улучшения.

7. По желанию государств - членов Союза, которые реализуют национальный механизм «единого окна», возможна демонстрация пилотных проектов в разрезе функциональных возможностей, а также сервисных функций национального механизма «единого окна», определенных в эталонной модели, утверждённой Решением Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 № 6 «Об Описании эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» согласно прилагаемой опросной форме [4].

Опросная форма реализация функциональных возможностей и сервисных функций национального механизма «единого окна» в соответствии с эталонной моделью.

Рекомендации для заполнения опросной формы:

В столбце № 2 (функционал/сервис) перечислены функциональные возможности и сервисные функции национального механизма «единого окна» в соответствии с эталонной моделью.

Столбец № 3 (пояснения) заполняется респондентом - уполномоченным органом государства - члена Союза, в компетенции которого

находятся вопросы правового регулирования и практической реализации национального механизма «единого окна».

В столбце № 3 (пояснение) по каждой позиции представляется ответ, который состоит из двух элементов:

- степень реализации. Варианты ответа - реализовано, реализовано частично, не реализовано;

- письменное пояснение с примерами практической полной или частичной реализации функционала, сервиса в рамках пилотного проекта.

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. В ближайшее время экспертному сообществу и уполномоченным органам государств -членов Союза представит реализовать пункт 9.4. Стратегических направлений в части демонстрации пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна» в государствах - членах Союза.

2. Для реализации этой директивы требуется разработка единого шаблона, под которым мы понимаем организационно-правовые подходы (принципы) демонстрации пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна» в государствах - членах Союза.

3. На сегодняшний день научно-методические подходы для реализации анализируемого в настоящей статье проекта Союза находятся в процессе проработки.

4. Полагаем, что демонстрация должна проводиться в государствах - членах Союза на основе общей согласованной методики (принципов демонстрации), в том числе опросной формы, разработанной на основе описания эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД, утверждённой решением Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 № 6.

5. Это позволит сформировать комплексный отчёт о демонстрации пилотных проектов, который будет содержать развёрнутый анализ функциональных возможностей, а также сервисных функций национальных механизмов «единого окна» в государствах-членах по единому шаблону.

6. Следование этой концепции позволит сформировать практические рекомендации для дальнейшего развития национального механизма «единого окна» в государствах - членах Союза.

7. Автором предложены организационно-правовые подходы (принципы) демонстрации пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна» в государствах - членах Союза. По нашему мнению, они могут стать основой для реализации директив глав государств - членов ЕАЭС, сформулированных в 2020 году пунктом 9.4. Стратегических направ-

лений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. в части развития национального механизма «единого окна».

8. Риски, сопряжённые с применением предложенных организационно-правовых подходов (принципов), по нашему мнению, сопряжены со следующим гипотезами: а) отсутствие в государствах-членах на сегодняшний день комплексного анализа степени реализации эталонной модели на национальном уровне, б) значительные трудозатраты на проведение анализа и заполнение разработанной опросной формы,

в) наличие риска оказаться не на лидирующем месте среди государств - членов Союза по результатам подготовки комплексного отчёта по предлагаемым элементам опросной формы,

г) отсутствие практической реализации базовых элементов национального механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД, д) риск несоответствия реального уровня развития национального механизма «единого окна» национальным концепциям развития «единого окна» (декларативная и фактическая сторона вопроса).

Примечание: представленный исследователь-скийй материал является частной точкой зрения автора, не связанной с его профессиональной деятельностью.

Библиографический список:

1. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 4 «О плане

мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21s00004/

2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 г. № 24 «О детализированном плане на 2020 год по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/20sr0024/?ysclid=ltsv5dz641510299101

3. Решение Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 № 6 «Об Описании эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Альта-Софт. URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/19ms0006/

4. В ЕЭК рассмотрена реализация механизма «единого окна». Евразийская экономическая комиссия, 29.02.2024. URL: https://eec.eaeunion.org/news/v-eek-rassmotrena-realizatsiya-mekhanizma-edmogo-okna/

5. ЕЭК рассмотрела перспективы пилотных проектов по механизму «единого окна». 19 марта 2024 г. URL: https://customs-academy.net/?p=20130

6. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2022 № 79 «О рабочей группе по выработке приоритетных инструментов реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Альта-Софт. URL: https://www.alta. ru/tamdoc/22r00079/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.