Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921 1944)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921 1944) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Тувинская народная республика / Тыва / Тува / история / министерство внутренних дел / охрана общественного порядка / правопорядок / милиция / Танну-Тува / правоохранительная система / закон / правопорядок / МВД ТНР / УГВПО ТНР / УВОС ТНР / ТНР.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дубровский О. Н., Биче-Оол Айдыс Маадыр-Ооловна

В статье приведены результаты исследования архивных документов Тувинской народной республики за период её существования, т.е. с 1921 по 1944 г. Изложены результаты исследования архивных документов Министерства внутренних дел, некоторых органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Тувинской народной республики с 1921 по 1944 г. В статье описывается создание, деятельность по охране общественного порядка Министерства внутренних дел ТНР за период существования. Изучена роль в трансформации правовой культуры тувинцев, а также роль в системе правоохранительных органов, как часть правоохранительной системы в период становления тувинской государственности, когда происходила культурная и экономическая трансформация тувинского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921 1944)»

О^ ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -12-268-273 ДУБРОВСКИЙ Олег Николаевич,

2018-0076-12/21-417 кандидат юридических наук, доцент, заведующий

M0SURED: 77/27-023-2021 -12-616 кафедрой конституционного и муниципального права

УДК 342 552 3 ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

е-mail: mail@law-books.ru

БИЧЕ-ООЛ Айдыс Маадыр-ооловна,

преподаватель кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», е-mail: mail@law-books.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921 - 1944)

Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00006а.

Аннотация. В статье приведены результаты исследования архивных документов Тувинской народной республики за период её существования, т.е. с 1921 по 1944 г. Изложены результаты исследования архивных документов Министерства внутренних дел, некоторых органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Тувинской народной республики с 1921 по 1944 г. В статье описывается создание, деятельность по охране общественного порядка Министерства внутренних дел ТНР за период существования. Изучена роль в трансформации правовой культуры тувинцев, а также роль в системе правоохранительных органов, как часть правоохранительной системы в период становления тувинской государственности, когда происходила культурная и экономическая трансформация тувинского общества.

Ключевые слова: Тувинская народная республика, Тыва, Тува, история, министерство внутренних дел, охрана общественного порядка, правопорядок, милиция, Танну-Тува, правоохранительная система, закон, правопорядок, МВД ТНР, УГВПО ТНР, УВОС ТНР, ТНР.

DUBROVSKIY Oleg Nikolaevich,

PhD in law, Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Tuva State University

BICHE-OOL Aidys Maadyr-oolovna,

Lecturer, Department of Constitutional and Municipal Law, Tuva State University

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF THE POLICE TUVA PEOPLE'S REPUBLIC (1921 - 1944)

The article is published with the financial support of the Russian Foundation for basic research in the framework of scientific project No. 20-011-00006a.

Annotation. The article presents the results of a study of archival documents of the Tuvan People's Republic for the period of its existence, that is, from 1921 to 1944. The results of the study of archival documents of the Ministry of Internal Affairs, some local government bodies and executive authorities of the Tuva People's Republic (hereinafter referred to as TPR) from 1921 to 1944 are presented. The article describes the creation, activities for the protection of public order, the Ministry of Internal Affairs of the People's Republic of China over the period of its existence. The role in the transformation of the legal culture of Tuvans has been studied, as well as the role in the system of

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

law enforcement agencies, as part of the law enforcement system during the formation of Tuvan statehood, when the cultural and economic transformation of Tuvan society was taking place.

Key words: Tuva people's republic, Tuva, Tyva, history, ministry of internal affairs, public order, law and order, police, Tannu-Tuva, law enforcement system, law and order, Ministry of Internal Affairs of TPR, TPR, UGVPO TPR, UVOS TPR, TPR.

15 августа 1921 г. на Всетувинском учредительном собрании тувинцы объявили о независимости от Цинской империи и создали первую Конституцию Тувинской народной республики, образовав, таким образом, новое государство в географическом центре Азии - Тувинская народная республика (далее - ТНР), которая просуществует до 11 октября 1944 г. На протяжении 23 лет существования независимого государства тувинский народ столкнется со сменой привычного представления о праве, государстве, правосудии и многом другом. В лексике тувинцев появятся такие слова, как «прокуратура», «дом заключенных» («домзак»), «лишение свободы», «революция», «контрреволюционная деятельность», «социализм», «коммунизм», «ревсомол», «Ленин», «Сталин», «милиция», «фронт», «фашизм» и т.п. экзотические слова и понятия для тувинцев того времени. Путь к образованию суверенного тувинского государства проходит при активном участии Российской Империи и Советской России, в последующем заинтересованных в продвижении политического и экономического влияния в Азии.

С созданием первой Конституции ТНР от 15 августа 1921 г. начинается законотворчество в независимом молодом государстве. Начинается потому, как будучи в составе Цинской империи Тува была в подчиненном положении, не имела самостоятельного законодательного органа, значит и законотворческого наследия на протяжении двух веков, т.е. с XVIII в. В период Цинской империи Туву называли Танну-Тува, на которую распространялась юрисдикция Китая. Завоеванные народы и земли (Тува, Монголия, Тибет) регулировались специальным законом «Лифань юань цзэ ли» в переводе с китайского на русский «Уложение китайской палаты внешних сношений».

Стремившаяся к независимости от Монголии и Китая, Тува спешно создает первую Конституцию, которая состоит из 22 пунктов и основным посылом которой является объявление независимости, создание собственных государственных средств, экономики, равенства всех перед законом, устанавливает заботу государства о здоровье граждан, закрепляется право на борьбу с иностранным влиянием, при этом ст. 1 гласит, что в международных отношениях ТНР выступает под покровительством Советской России [1].

Создание государства с просоветской политикой приводит к переменам во многих сферах

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

тувинского общества. В законодательстве ТНР проявляется классовый подход, например, духовенство облагается налогами на монастырские и ламские хозяйства и не вправе участвовать в гражданских делах, не может нести никаких повинностей, тогда как хуураки (хуурак - шраманер, т.е. монах-послушник в буддийском монастыре) обладали правом занимать общественные должности и нести повинности наравне с остальными гражданами. Малоимущие, батраки, бедняки были освобождены от сельхозналогов, тогда как с зажиточных граждан ТНР требовалась уплата повышенного индивидуального налога [2].

Происходит существенное изменение в системе наказаний за преступления как отмена физических наказаний и замена их на штрафы, принудительные работы и лишение свободы [3]. Функции органа по охране общественного порядка в первые годы существования ТНР возлагались на органы местного самоуправления, которые совмещали также и функции судов первой инстанции, судебно-исполнительного органа в том числе. Данный подход, т.е. наделение органов местного самоуправления функциями органа охраны общественного порядка, милиции вызвано привычными представлениями о власти, государстве, государственного устройства, которое существовало до создания ТНР, т.е. кожууны и сумоны1 контролировали соблюдение и исполнение законов и правопорядка со времен Цинской империи, которые вели административные дела кожууна, организацию воинской повинности, небольшие судебные дела, учет скота, также работы по поимке преступников и другие сумонные дела. Сумонные органы управления взаимодействовали между сумонами в составе одного кожууна. Кожуун и сумон являются соподчиненными уровнями организации власти с различной компетенцией. Первые годы после создания ТНР охраной общественного порядка занимается специальный отряд из 40 солдат. При этом в целях содействия на органы местного самоуправления также возлагаются функции в качестве органов охраны общественного порядка до 1925 г.

Переход на создание специализированного органа для охраны общественного порядка и его усовершенствование произойдет в Тувинской

1 Кожуун - административно-территориальная единица, район. Сумоны состояли из 150 военноспо-собных мужчин и их семей, арбан из 10, кожуун же состоял из двух и более сумонов.

народной республике постепенно, что свидетельствует о трансформационном периоде правосознания, правовой культуры тувинского общества, интеграции из феодального в социалистический путь развития.

Органы местного самоуправления в ТНР выполняли важную роль в реализации политики государства. Местное самоуправление со дня создания ТНР на первые годы функционировало по многим направлениям как: суд первой инстанции, орган по охране общественного порядка, судебный исполнитель, розыск и поимка преступников, организация сельскохозяйственных работ на местах, ответственность за культурную деятельность, участие в деятельности по ликвидации безграмотности населения, сбор налогов с граждан по поручению Министерства внутренних дел ТНР, учет населения, агитационно-пропагандистская деятельность, административно-хозяйственная, коммунальная, пожарная охрана, охрана природы, санитарная, организация распорядка торговли и другие виды работ по поручению органов государственной власти.

Молодому государству с новым политическим курсом необходимо было обеспечение исполнения и соблюдения населением ее внутренних политических интересов, выражавшихся в законах, для чего ресурсов органов местного самоуправления не было достаточно, к тому же они были перегружены функционально. Такой подход вызван, прежде всего, ставшими на протяжении двух веков распределением обязанностей тувинской знати при маньчжуро-китайской власти, когда не было в воззрении государственного строительства и управления представлений о принципе разделения властей, которые были присущи европейскому обществу.

Интеграция граждан СССР в тувинское общество, которые несли другие для тувинцев образ жизни, поведение, манеры, культуру общения и иную культуру обращения с природой не раз приводило к столкновению двух разных культур, недопониманиям и конфликтам. Например, тувинцы исповедовали буддизм и шаманизм, что выражалось в особом отношении к природе, тогда как гражданам СССР обожествление природы было чуждо и освоение природных ресурсов русскими вызывало сопротивление со стороны коренных жителей, которое власти пытались решить не только путем организации культурного сближения, но также и разбирательством последствий таких случаев, в результате недопонимания, правовым путем.

Так же недовольство среди тувинцев вызывало разрушение прежних устоев, обычное право тувинцев подвергается резкой критике, отмену на законодательном уровне, что приводит к мятежу в

долине реки Хемчик в 1924 г., вследствие которого на внеочередном заседании ЦК ТНРП 17 июля 1925 г. примут решение о создании специального органа по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом [4] - Управление государственной внутренней политической охраны ТНР, который позже сменит Управление военной охраны страны [5].

Так, некоторая часть знати склонялась к присоединению Монголии, образовали движения сопротивления новой политике, саботировали новую власть, игнорировали изменения в отношении отправления правосудия, применяли прежние физические наказания в отношении провинившихся [6]. Такая обстановка требовала создания специального органа для обеспечения охраны общественного порядка, выявлению противников и организаторов саботажа против новой власти, контрреволюционеров.

Министерство внутренних дел ТНР создается в 1921 г. Полномочия МВД ТНР были в тех сферах, которые не были связаны с охраной правопорядка в привычном для современного гражданина России понимании. Так, ежегодно в посевной сезон МВД ТНР отвечало за организацию посевов на полях, затем и за сбор урожая, просвещение населения, политической агитации и пропаганды, обеспечивало проведение телефонной связи. Министерство внутренних дел ТНР состояло из министра и заместителя министра, отделов сельского хозяйства, телефонной связи, санитарии и сбора налогов до 1927 г. [7].

Отдельный орган по охране общественного порядка в ТНР создается на заседании Тувинской народно-революционной партии 15 мая 1925 г. под названием Управление внутренней охраны страны (далее - УВОС). Начальником УВОС утвержден заместитель председателя ЦК ТНРП Докпан. По просьбе райбюро ВКП(б) в Танну-Туве, который консультировал власть ТНР, выделен гражданин СССР Максимов для работы в Управлении внутренней охраны страны в качестве инструктора. Ему было поручено разработать проект секретного положения УВОС и представить его в ЦК ТНРП [8]. Позже данный орган именовался милицией. Управлению внутренней охраны страны подчинялись сотрудники в 12 кожуунах, где были размещены милицейские посты. Таким образом, с ведения органов местного самоуправления снимаются полномочия по охране общественного порядка, но судебные и судебно-исполнительные полномочия все еще сохранены. Принцип распределения структурных подразделений УВОС устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением, существовавшим в ТНР, т.е. по кожуунам, которое было сформировано еще со времен мань-чжуро-китайского правления.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

В функции УВОС входили наблюдение за политическим положением в стране, выявление и борьба с политической и экономической контрреволюционной деятельностью, должностными преступлениями, контрабандой, скотокрадством, а также охрана государственной границы. Начальником назначат Докпана, инструктором Максимова, оперативным работником Дембирела, делопроизводителем Тумен-Байыра. К сожалению, полные имена первых сотрудников в архивных документах не сохранены.

По причине дефицита кадров в органы исполнительной власти, правоохранительные органы могли принимать граждан СССР, проживающих в ТНР. Вопрос кадрового обеспечения не только УВОС, судов, но и других ведомств, органов государственной власти стоял острым, поскольку среди аратского населения обученных грамоте граждан было недостаточно. В ТНР образованы были представители знати и духовенства, прошедшие обучение в буддийских монастырях, поэтому на руководящих должностях и ниже в 1920 годы принимали из их числа. Постепенно, когда численность обученных грамоте будет увеличиваться, власти ТНР, руководствуясь антифеодальной политикой, заменили знать и духовенство на представителей аратских, т.е. народных масс, вступивших в ряды Тувинского революционного союза молодежи (ревсомол).

Таким образом, перед ЦК ТНРП стояла важная задача по борьбе с безграмотностью населения. Постановлением от 11 октября 1923 г. организовано обучение монгольской и русской грамоте аратов. Тувинцы вели кочевой образ жизни, поэтому были введены передвижные школы, которые выезжали к местам кочевки, с 1930 годов открывали школы-интернаты [9]. Отличившихся отправляли на дальнейшее обучение в СССР или Монгольскую народную республику. Кузницей кадров для ТНР в СССР были Коммунистический университет востока, Монголрабфак (ныне - Улан-Удэ), Ойротская областная советская партийная школа (Горно-Алтайск). В УВОС ТНР набирали преимущественно после службы в рядах Тувинской народно-революционной армии [9].

Положение с грамотностью кадров УГВПО ТНР, УВОС, МВД ТНР и в иных органах государственной власти осложнялось также сменой письменности. За свой период существования в ТНР трижды меняется письменность: в 20-е годы государственное делопроизводство осуществлялось на старомонгольском языке; с 1930 по 1943 г., в период программы перехода тюркских республик СССР на яналиф, в ТНР тоже вводится письменность на латинице, соответственно, делопроизводство велось на латинице; с 1943 г. вводится письменность на основе кириллицы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

Правоохранительные органы ТНР, в частности УВОС, УГВПО, МВД ТНР, Прокуратура ТНР, Министерство юстиции ТНР, суды на пути своего становления и функционирования сталкиваются с такими затруднениями, как частые изменения тувинской письменности, которая влияет на делопроизводство, требует определенного времени на обучение сотрудников, переход из одного письма к другому, привыкание к новому письму.

Помимо смены письменности, в ТНР за весь период существования неоднократно меняются конституции, Уголовный кодекс ТНР и иные документы, регулирующие деятельность правоохранительных органов. Конституция ТНР с момента основания с 1921 г. меняется пять раз, т.е. в 1921, 1924, 1926, 1930, 1941 гг. Такая частая смена главного закона страны вызвана многими факторами. Среди них можно выделить главное, по мнению авторов, это отсутствие нормотворческого опыта, отвечающего представлениям социалистического государства, новой политики. Исторически сложилось так, что, будучи длительное время, т.е. с XVIII в., завоеванной Цинской империей территорией, Тува за этот период не сформировала самостоятельного опыта законотворчества, навязывалась и применялась воля маньчжуро-китайцев. Попадала под действие Китайского уложения внешних сношений (Лифань юань цзэ ли), разработанных и применяемых в отношении завоеванных Китаем территорий. Тем самым не было исторического опыта законотворчества, не имело самостоятельного законодательного органа до образования независимой Тувинской народной республики в 1921 г., который бы дал теоретическую основу и исторический опыт, наследие для законотворчества при построении нового государства.

Кроме того, немаловажной причиной частой смены Основного закона ТНР стал резкий переход из феодализма в социализм, о сути которого не имелось в представлениях основной части населения ТНР. Такой резкий переход требовал смены правовой парадигмы граждан вновь образованного тувинского государства. Данный процесс трансформации требует длительного времени, соответственно, характеризуется правовой неурегулированностью. Следует отметить, что с каждым разом принятия конституций, структура усовершенствуется, появляются разделы, главы, посвященные важной составляющей тувинской государственности.

С 1927 г. при Министерстве внутренних дел Тувинской народной республики учреждают отдел милиции для охраны общественного порядка, а также ведения работ исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), домов заключенных (домзаки), которые так же, как и милицейские посты, находились в кожуунах, но на отдаленных местах. С

такой структурой МВД ТНР просуществует до 1933 г., сохраняя посты милиции, ИТЛ и домзаки в кожуунах. Так, к 30-м годам в МВД ТНР работали милиционеры и исполняющие обязанности милиционеров, что говорит о привлечении к охране общественного порядка работников организаций, кооперативов, трудящихся коллективов, наделении их полномочиями по задержанию, составлению протоколов, ведению разъяснительных и превентивных работ среди населения, а также участие в розыске и поимке, доставлении подозреваемых.

К последним годам существования ТНР органы по охране общественного порядка, такие как УГВПО, УВОС, войдут в структуру Министерства внутренних дел Тувинской народной республики. К 40-м годам штат значительно расширяется до 293 сотрудников, из них: министр, заместитель министра, 75 оперативных работников госохраны, 32 оперативных сотрудников милиции, 34 милиционера, 14 сотрудников пожарной охраны, 71 сотрудник исправительно-трудовых учреждений, 65 технических работников. Большинство из них, т.е. 243 сотрудника, не имели образования, тогда как начальное образование имели 19, семилетнее образование - 12, пятилетнее образование получили 7, полные 10 лет образования получили 12 сотрудников.

Следователи отдела милиции МВД ТНР уполномочены расследовать преступления, связанные с государственными преступлениями, предусмотренные гл. IV УК ТНР, преступления против государственного управления, т.е. ст. 41 -68 УК ТНР, хищение государственной, кооперативной и общественной собственности - ст. 118, воинские преступления контрреволюционного характера - ст. 211 - 213, преступления в условиях военных действий - ст. 226 - 232 УК ТНР.

Следователи УГВПО расследовали преступления против личности, совершенные по ст. 81, ч. 1, 2 ст. 92, ч. 1 ст. 93, ч. 2 ст. 94, ст. 119 - 121 -преступления против государственной, кооперативной и общественной собственности, также ст. 129 - 133 (имущественные преступления), ст. 139, 189 - 194 - преступления против порядка управления, т.е. гл. Х УК ТНР (ст. 48 УПК ТНР от 20.01.1942 г.).

Уголовные дела возбуждались судом, прокурорами, следователями «по всякому преступлению, о котором каким бы то ни было способом им стало известно» (ст. 39 УПК ТНР от 20.01.1942 г.).

Охрана общественного порядка - необходимая составляющая государственной функции. В создание единого ведомства по охране порядка в обществе в ТНР прошло непростой путь. Путь сопровождался социально-экономическими, культурными, правовыми преобразованиями. Отсут-

ствие на протяжении долгого времени независимого законодательного органа, двухвековое нахождение в составе Китая, который проводил социально-экономическую опустошающую политику, со всеми вытекающими последствиями в отношении Танну-Тувы, сказывалось на становлении не только органов законотворчества, исполнительной власти, но и правопорядка.

Правовая аккультурация тувинского общества при следовании в социализм из феодализма, когда одна элита заменяется другой элитой, несущая свои политические интересы и установки, накладывает непростой путь становления как всей правоохранительной системы ТНР в целом, так и органов охраны общественного порядка, в частности. Здесь присутствует пример правового заимствования, который дает начало развитию законотворческой деятельности ТНР, формированию государственности, правоохранительной системы. СССР выступил как донор, ТНР - в качестве правового реципиента.

При смене правовой парадигмы, правовой культуры органы правопорядка выполняют важную функцию в деле внедрения и поддержания новой политики государства, восприятия новой политики обществом. По сути, именно посредством милиции, судов, прокуратуры, следствия, пенитенциарных учреждений в Тувинской народной республике происходила правовая трансформация тувинского общества. Можно сказать, что существование ТНР являлось подготовкой к присоединению к СССР, был буферным периодом от перехода из маньчжуро-китайской власти во власть Советской России, с существовавшей на тот период у правового донора зачисткой от прежних устоев.

Проходя путь от отряда из 40 солдат при ЦК ТНРП до Министерства внутренних дел ТНР численностью почти 300 сотрудников на протяжении всего периода существования Тувинской народной республики, как институт охраны общественного порядка, несмотря на трудности, вызванные спецификой развития тувинского общества в начале ХХ в., выполнял поставленную государством задачу, являясь неотъемлемой частью правоохранительной системы ТНР.

Список литературы:

[1] История Тувы: в 3 т. - Т. II / под общ. ред. В.А. Ламина. - Новосибирск: Наука, 2007. - С. 184, 185.

[2] История Тувы: в 3 т. - Т. II / под общ. ред. В.А. Ламина. - Новосибирск: Наука, 2007. - С. 184, 185.

[3] Пункт 7 Конституции Республики Тан-ну-Тува улус (народа Урянхая): принята Всетувин-ским учредительным хуралом 15 августа 1921 г. //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

Ученые записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл, 1957. - Вып. V. - C. 295 - 297.

[4] Конституция ТНР от 18 октября 1930 года // Ученые записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл, 1958. -Вып. 6. - С. 291.

[5] Моллеров Н.М. Деятельность Управления Государственной Внутренней Политической Охраны по защите безопасности и суверенитета Тувинской Народной Республики (1925-1934 гг.) // Новые исследования Тувы. - 2020. - № 3. - С. 49-65.

[6] История Тувы / под общ. ред. В.А. Ламина.

- Новосибирск: Наука, 2007. - Т. 2. - С. 152-153.

[7] Становление тувинской милиции // 200 лет МВД России. - Кызыл, 2002. - С. 6.

[8] Государственный архив Республики Тыва.

- Ф. 1, оп. 1, д. № 158, л. 25.

[9] История Тувы / под общ. ред. В.А. Ламина.

- Новосибирск: Наука, 2007. - Т. 2. - С. 243-250.

Spisok literatury:

[1] Istoriya Tuvy: v 3 t. - T. II / pod obshch. red. V.A. Lamina. - Novosibirsk: Nauka, 2007. - S. 184, 185.

[2] Istoriya Tuvy: v 3 t. - T. II / pod obshch. red. V.A. Lamina. - Novosibirsk: Nauka, 2007. - S. 184, 185.

[3] Punkt 7 Konstitucii Respubliki Tannu-Tuva ulus (naroda Uryanhaya): prinyata Vsetuvinskim uchreditel'nym huralom 15 avgusta 1921 g. // Uche-nye zapiski TNIIYaLI. - Kyzyl, 1957. - Vyp. V. - C. 295

- 297.

[4] Konstituciya TNR ot 18 oktyabrya 1930 goda // Uchenye zapiski TNIIYaLI. - Kyzyl, 1958. - Vyp. 6. -S. 291.

[5] Mollerov N.M. Deyatel'nost' Upravleniya Gosudarstvennoj Vnutrennej Politicheskoj Ohrany po zashchite bezopasnosti i suvereniteta Tuvinskoj Nar-odnoj Respubliki (1925-1934 gg.) // Novye issledo-vaniya Tuvy. - 2020. - № 3. - S. 49-65.

[6] Istoriya Tuvy / pod obshch. red. V.A. Lamina.

- Novosibirsk: Nauka, 2007. - T. 2. - S. 152-153.

[7] Stanovlenie tuvinskoj milicii // 200 let MVD Rossii. - Kyzyl, 2002. - S. 6.

[8] Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tyva. - F. 1, op. 1, d. № 158, l. 25.

[9] Istoriya Tuvy / pod obshch. red. V.A. Lamina.

- Novosibirsk: Nauka, 2007. - T. 2. - S. 243-250.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.