Научная статья на тему 'ПРОКУРАТУРА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944 ГГ.)'

ПРОКУРАТУРА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Тувинская народная республика / Тыва / Тува / ТНР / история прокуратуры / история / становление прокуратуры / прокурор / государственное обвинение / надзорная детальность / надзор / правоохранительная деятельность / правоохранительная система.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубровский О.Н., Биче-Оол А.М.

Статья посвящена становлению, функционированию Прокуратуры Тувинской народной республики (1921-1944 гг.). Изучены проблемы прокуратуры на переходном этапе тувинского общества, роль прокуратуры при формировании нового правосознания и смены правовой парадигмы тувинцев, место прокуратуры в системе правоохранительных органов Тувинской народной республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРАТУРА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944 ГГ.)»

ДУБРОВСКИЙ Олег Николаевич,

к.ю.н., доцент,

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

г. Кызыл, Российская Федерация, е-mail: mail@law-books.ru

Биче-оол Айдыс Маадыр-ооловна

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

преподаватель, г. Кызыл, Российская Федерация, е-mail: mail@law-books.ru

ПРОКУРАТУРА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(1921-1944 ГГ.)

Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта

№ 20-011-00006а.

Аннотация. Статья посвящена становлению, функционированию Прокуратуры Тувинской народной республики (1921-1944 гг.). Изучены проблемы прокуратуры на переходном этапе тувинского общества, роль прокуратуры при формировании нового правосознания и смены правовой парадигмы тувинцев, место прокуратуры в системе правоохранительных органов Тувинской народной республики.

Ключевые слова: Тувинская народная республика, Тыва, Тува, ТНР, история прокуратуры, история, становление прокуратуры, прокурор, государственное обвинение, надзорная детальность, надзор, правоохранительная деятельность, правоохранительная система.

DUBROVSKY Oleg Nikolaevich, Ph.D.,

associate professor, Tuva State University, Kyzyl city, Russian Federation

Biche-ool Aydis Maadyr-oolovna

Tuva State University, teacher, Kyzyl city, Russian Federation.

PROSECUTOR'S OFFICE OF THE TUVA PEOPLE'S REPUBLIC

(1921-1944)

Annotation. The article is devoted to the formation and functioning of the Prosecutor's Office of the Tuva People's Republic (1921-1944). The problems of the prosecutor's office at the transitional stage of Tuvan society, the role of the prosecutor's office in the formation of a new legal consciousness and a change in the legal paradigm of Tuvans, the place of the prosecutor's office in the system of law enforcement bodies of the Tuvan People's Republic have been studied.

Key words: Tuva people's republic, Tuva, Tuva, TNR, history of the prosecutor's office, history, formation of the prosecutor's office, prosecutor, public prosecution, supervisory detail, supervision, law enforcement, law enforcement system.

После китайско-маньчжурского правления с XVIII века начало ХХ века для Тувы становятся переломным. На протяжении двух веков на Туву распространялась власть империи династии Цин и именовалась Тан-ну-Тува, которая регулировалась специальным законом для завоеванных Тувы, Монголии, Тибета

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-314-320 NIION: 2018-0076-11/21-365 MOSURED: 77/27-023-2021-11-564

УДК 342.552.3

- Лифань юань цзэ ли. В 1914 году Российская империя объявляет протекторат над Танну-Тувой, регион именуется Урянхайским краем и распространяет право Российской империи, однако не на всю территорию это удается, поскольку часть тувинцев остается придерживаться прежних, то есть ставших уже привычными нормами Лифань

юань цзэ ли, особенно это касается знати. Однако Российская империя придерживалась политики невмешательства в привычный уклад коренных жителей, проявляя осторожность и лояльность в распространении на урянхайцев российского права, акцентируя внимание на торговле, добыче пушнины и золота на новой территории.

СССР продолжил политику Российской империи по расширению влияния в Азии. При заинтересованном и активном участии СССР в 1921 году на Всетувинском учредительном хурале тувинцы создают независимое государство. С 1921 по 1926 годы называется Танну-Тыва арат улус. С 1926 года и далее называется Тувинская народная республика (далее - ТНР). Как и любое новое веяние, социалистический настрой новой власти в Туве встретит неприятие со стороны про-монгольски настроенной знати. Ведь выбор развития по социалистическому пути разительно отличалась от привычной и знакомой для части тувинской знати, духовенства, то есть от феодальной и сталкивается с их стороны неприятием.

Смена формации, политического курса нуждается в поддержке, так любое государство стремится законодательно закрепить новый политический путь. Создаются органы государственной власти, реализующие политику нового государства, и здесь важную роль играют правоохранительные органы, в частности прокуратура в качестве надзирающего органа за соблюдением законодательства, обеспечивающего реализацию нового политического курса государства. ТНР выбирая новый путь, отличный от прежней - феодальной, не стала исключением. Так же создаются законодательство, органы государственной

власти, суды, хотя на первом этапе отбросить привычные представления о государственной власти, правосудии, экономике и так далее позволяют реализовать с местным колоритом и спецификой.

Объявив в 1921 году независимость от Китая, Тува спешно создает первую Конституцию, которая состоит из 22 пунктов. Центральный совет ТНР (Правительство) устанавливается как высший орган исполнительной власти ТНР, также конституционно устанавливает о создании собственных государственных средств, «избегая при этом захвата иностранными капиталистами» [1], равенство всех граждан ТНР перед законом [2], отменяется система телесных наказаний [3] и заменяется новыми для тувинцев видами наказаний, как штрафы и лишение свободы. На данном этапе законотворчества нет упоминаний о прокуратуре, однако устанавливается, что отправление правосудия возлагается на коллективные советы сумо-нов и на кожуунные коллективы в кожуунах, то есть наделяя органы местного самоуправления функциями судов [4].

Функцию прокуратуры в привычном для современного российского гражданина понимании осуществляет Министерство юстиции ТНР, созданный в феврале 1922 года, возглавляемый министром Тарма-Базыр. Министерство юстиции ТНР за период своего существования терпит изменения в своей структуре несколько раз. Из имеющихся архивных документов в Государственном архиве Республики Тыва следует, что Министерство юстиции ТНР в 1928 году имеет следующий состав:

Министерство юстиции Тувинской народной республики

Верховный суд Тувинской народной республики

■ Отдел прокуратуры -

Управление делами судебных исполнителей ■

г Нотариальная контора

Рис.1 Министерство юстиции ТНР в 1928 году

Отдел прокуратуры на тот период возглавлял заместитель министра юстиции. Деятельность отдела прокуратуры Министерства юстиции ТНР регулировалось Положением об органах юстиции ТНР. К 1933 году в Министерство юсти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

ции ТНР входили Верховный суд ТНР, отдел прокуратуры, организационно-конструкторский отдел, отдел законодательства, народных следователей, кторый государственного нотариата, судебных исполнителях, народных судов в кожуунах, народ-

ных заседателей (рис. 2). Отдел прокуратуры выполнял следующие функции согласно положению министерства: надзор за законностью действий всех органов власти, в том числе и за Верховным Судом ТНР и законностью действий народных следователей, судебных исполнителей, отдела законодательства, народных судов кожуу-нов, народных заседателей, нотариата, то есть всех отделов министерства; внесение протестов в случае выявления нарушений ими законодатель-

ства, возбуждение уголовного, дисциплинарного, административного преследования против должностных и частных лиц, поддержание государственного обвинения в суде и организация общественного обвинения, осуществляла роль надзорной инстанции, вынесение протестов для отмены приговоров и постановлений [5]. Таким образом, государственный надзор за законностью осуществлял орган исполнительной власти.

Рис.2 Министерство юстиции ТНР в 1933 году

В апреле 1934 года Министерство юстиции ликвидируют. Верховный суд ТНР становится самостоятельным органом, в структуру которого входят следователи, судебные исполнители и народные заседатели. Так, спустя почти полтора года, на 21-м заседании Указом Президиума Малого Хурала Тувинской народной республики от 28 октября 1935 года создается Прокуратура Тувинской народной республики и утверждается первое Положение о государственном прокуроре Тувинской народной республики [6]. Первым государственным прокурором ТНР назначается Кара-Сал Пиринлей Орумаевич (рис.3).

Рис.3 Первый прокурор Тувинской

народной республики Кара-Сал Пиринлей Орумаевич.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

В результате инструктирования СССР Тувинская народная республика внедряет репрессивную политику в ликвидации класса феодалов, духовенства, контрреволюционно настроенной интеллигенции.

Первого прокурора ТНР Кара-Сала Пиринлея арестуют через три года после назначения на должность. Он откажется по указанию высших партийных деятелей ТНР арестовать руководителей и должностных лиц ряда ведомств по причине отсутствия на то правовых оснований, за что его арестуют с предъявлением фальсифицированных обвинений в контрреволюционной деятельности, шпионаже в пользу Японии, политической неблагонадежности и иных деяниях, подвергающих сомнению нравственную составляющую его личности. Расстрелян 16 октября 1938 года, реабилитирован посмертно в 1964 году [7].

Положением о государственном прокуроре Тувинской народной республики от 1935 года установлена главная политическая задача введения прокуратуры - защита прав и свобод аратов, суверенитета ТНР, «обеспечение реализации политики некапиталистического пути развития страны и ознакомление с законами аратских масс» [8]. Также прописаны иные полномочия прокурора республики и прокуроров кожуунов. Согласно архивным материалам с ликвидацией в 1934 году Министерства юстиции ТНР надзор за законностью деятельности следствия, судов осуществляется Прокуратурой ТНР.

Конституция ТНР с момента основания в 1921 году сменяется пять раз, то есть в 1921, 1924, 1926, 1930, 1941 годах. Такое непостоянство главного закона страны вызвано многими факторами. Среди них можно выделить главное, по мнению авторов, это отсутствие нормотворче-ского опыта, отвечающего представлениям социалистического государства. Исторически сложилось, что, будучи длительное время, то есть с 18 века вассальной территорией Китайской империи, Тува не сформировала самостоятельного опыта законотворчества, навязывалась и применялась воля манчжуро-китайцев, нежели своя. Попадала под действие Китайского уложения внешних сношений (Лифань юань цзэ ли), разработанных и применяемых в отношении завоеванных Китаем территорий. Тем самым не было исторического опыта законотворчества, не имело самостоятельного законодательного органа до образования независимой Тувинской народной республики в 1921 году, который бы дал теоретическую основу и исторический опыт для законотворчества при

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

построении нового государства, смене формаций, политического курса. Кроме того, второй немаловажной причиной частой смены основного закона ТНР стала смена формаций, то есть резкий переход из феодализма в социализм, о сути которого не имелось в представлениях основной части населения ТНР Такой резкий переход из феодализма в социализм требовал смены также и правовой парадигмы граждан вновь образованного тувинского государства. Данный процесс трансформации требует длительного времени, соответственно характеризуется правовой нестабильностью. Следует отметить, что с каждым разом принятия конституций, структура усовершенствуется, появляются разделы, главы, посвященные важной составляющей тувинской государственности, статьи вместо пунктов.

Итак, с принятием Конституции ТНР от 25 июня 1941 года прокуратуре и суду посвящается глава VII «Суд и прокуратура». В данной Конституции ТНР прокуратуре посвящены четыре статьи 54, 55, 56, 57. Регулируя на конституционном уровне полномочия прокуратуры, законодатель наделяет функциями высшего государственного надзора за точным исполнением законов всеми министерствами, подведомственными им учреждениями, должностными лицами, гражданами на территории ТНР. Назначать и освобождать от должности главного прокурора ТНР уполномочен только Президиум Малого Хурала трудящихся ТНР сроком на четыре года, тогда как прокуроры кожуунов назначались прокурором ТНР сроком на три года. Статьей 57 Конституции ТНР от 25 июня 1941 года устанавливает независимость органов прокуратуры «от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только прокурору ТНР» [9].

6 октября 1941 года Президиумом Малого Хурала ТНР утверждает Закон «О судоустройстве ТНР», где полномочия прокурора ТНР упоминаются в рамках процессуальных полномочий при рассмотрении дел с участием прокурора, установлено обязательное участие в Пленуме Верховного суда ТНР 15 декабря 1941 года Президиумом Малого Хурала ТНР утверждено Положение «О прокуратуре ТНР», состоящий из 19 пунктов, который будет регулировать деятельность Прокуратуры ТНР вплоть до вступления ТНР в состав СССР, то есть до 11 октября 1944 года. Согласно этому документу Прокуратура ТНР, осуществляя высший надзор за точным исполнением законов на территории ТНР, имела следующую структуру (рис.4).

Рис.4 Структура Прокуратуры Тувинской народной республики

На Прокуратуру ТНР возлагалось осуществление надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств ТНР и местных органов власти - Конституции ТНР, постановлениям и распоряжениям Президиума Малого Хурала ТНР и Совета министров ТНР, наблюдение за правильностью и единообразным применением законов судебными органами, возбуждение уголовного преследования и поддержка государственного обвинения во всех судебных инстанциях на территории ТНР, надзор за законностью действий Министерства внутренних дел ТНР и его органов милиции, исправительно-трудовых учреждений, а также руководство деятельностью всех органов и лиц по производству предварительного расследования, внесение протестов на постановления органов местного самоуправления, органов исполнительной власти в соответствующие вышестоящие органы.

Прокурор ТНР имел право истребовать все рассматриваемые судами дела на любой стадии рассмотрения, также дела на стадии расследования следствием, производить внутренний надзор в целях выявления нарушений работниками прокуратуры, давать санкции на избрание меры пресечения в виде ареста сроком не более четырех месяцев, тогда как кожуунные прокуроры могли на срок до двух месяцев, в обязательном порядке ставя в известность об этом прокурора ТНР. Кожуунные прокуроры, не имевшие при кожуун-нах следователей, должны были расследовать дела непосредственно.

Также прокурор ТНР обладал правами совещательного голоса на заседаниях Президиума Малого Хурала трудящихся ТНР и Совета министров ТНР, обязан участвовать на заседаниях

Пленума Верховного суда ТНР. Также был наделен правом законодательной инициативы. Распоряжения прокурора ТНР могли быть отменены или приостановлены только Президиумом Малого Хурала трудящихся ТНР, соответственно распоряжения и постановления кожуунных прокуроров отменить или приостановить могли на заседаниях малых хуралов кожуунов. Также прокуроры кожуу-нов обладали правом совещательного голоса на заседаниях малых хуралов кожуунов. Финансирование Прокуратуры ТНР происходило по самостоятельной смете от бюджета ТНР [10]

В целях реализации репрессивных мер в отношении нежелательных классов, оказывающих, так или иначе, сопротивление установлению новой просоветской политики, «к систематическому участию в борьбе за революционную законность, за своевременное и правильное исполнение директив партии правительства, для укрепления связи прокуратуры с массами на промышленных предприятиях...» привлекаются представители трудящихся масс, то есть создаются «группы содействия прокуратуре ТНР» (далее - группа содействия), в народе называемые «доносчики». Взаимодействие между Прокуратурой ТНР и группой содействия регулируется Положением от 11 марта 1943 года «О группах содействия прокуратуре ТНР», утвержденный Советом министров ТНР.

Группы содействия выбирались на общих собраниях трудовых коллективов в количестве от трех до семи человек возрастом от 18 лет, не имеющие судимости, имеющие хорошую репутацию в обществе и коллективе сроком на один год, утверждались и руководились кожуунными прокурорами. В функциональные обязанности членов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

групп содействия входило: «вскрывать извращения революционной законности и упорно добиваться от соответствующих организаций их устранения» [11]. Если устранений не последовало, то незамедлительно сообщалось кожуунному прокурору. Также по поручению прокурора они наделялись правом расследования дел в уголовном порядке и на производство отдельных следственных действий. Расследованные таким образом дела направлялись прокурору.

Также пунктом 14 Положения «О группах содействия прокуратуре ТНР» члены группы содействия «должны быть в курсе всей жизни своего производства, своевременно узнавать о всех неполадках, прорывах, недочетах и извращениях директив партии и правительства, для чего они должны принимать активное участие во всей общественной жизни своего предприятия, учреждения, организации, в пределах поставленных прав разбирать все поступающие к ним жалобы и в исключительных случаях производить, каждый раз по специальным разрешениям прокурора, целевые обследования»[12]. Обо всех выявленных фактах члены группы содействия прокурору обязаны доложить прокурору. Также имела тесную связь с общественными судами, производственно-товарищескими судами. Члены групп содействия несли ответственность как должностные лица, однако отдельная оплата за участие в группах содействия не предусмотрена, то есть членство было на общественных началах, причем работник, назначенный коллективом членом группы содействия, не вправе без уважительной причины отказываться нести данную общественную нагрузку. В случае угрозы жизни и здоровью члену на основе его деятельности в группе содействия, прокурор обязан принять меры по их защите, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Анализ архивных документов, а также регулирующих деятельность прокуратуры ТНР нормативно-правовых актов приводит к выводу, что институт прокуратуры на пути своего создания, становления и функционирования имел ряд проблем, вызванных кардинальными переменами, происходящими в тувинском обществе на период становления тувинской государственности. Не хватало кадров, имевших специальное юридическое образование.

Набирали и назначали на должность тех, кто умел писать, читать, но не имел начальных представлений о праве в понимании социалистического государства. Кадры набирали из уволенных в запас солдат народно-революционной армии ТНР и обучались в процессе деятельности.

За свой период существования в ТНР трижды меняется письменность: 1920-ые годы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

государственное делопроизводство осуществлялось на старомонгольском языке, в том числе и судопроизводство; с 1930 по 1943 годы в рамках программы перехода тюркских республик СССР на яналиф, в ТНР также вводится письменность на латинице, соответственно делопроизводство перешло на латиницу; с 1943 года вводится письменность на основе кириллицы. Прокуратура ТНР на пути своего становления сталкивается с такими затруднениями, как с частые изменения тувинской письменности, которая влияет на делопроизводство, которая так же требует определенного времени на обучение, привыкание, такая же частая смена конституций за короткий промежуток времени, ненадлежащее материально-техническое обеспечение, отсутствие четкого правового регулирования общественных отношений отражается на качестве расследований, надзора и контроля в соответствии с компетенцией органов прокуратуры ТНР Однако такое положение, характерное для государств на переходном этапе, преодолевается постепенно и тем не менее на этапе своего становления Прокуратура ТНР вносит значительный вклад в укрепление и обеспечение реализации законности и правопорядка в интересах выбранной Тувинской народной республикой государственной политики, становясь частью ее правоохранительной системы.

Список литературы:

[1] Статья 6 Конституции ТНР от 15.08. 1921 г.

[2] Пункт 2 Конституции ТНР от 15.08.1921 г.

[3] Пункт 7 Конституции ТНР от 15.08.1921 г.

[4] Пункт 22 Конституции ТНР от 15.08. 1921 г.

[5] Государственный архив Республики Тыва. Фонд №1, Опись № 1, Дело № 29.

[6] Государственный архив Республики Тыва. Фонд № 1, Опись 1, Дело № 120.

[7] И.Д. Монгуш «История становления органов прокуратуры в Туве (1935-1944 гг.)» // Вестник Бурятского государственного университета. - С. 140 - 143.

[8] И.Д. Монгуш «История становления органов прокуратуры в Туве (1935-1944 гг.)» // Вестник Бурятского государственного университета. - С. 140 - 143.

[9] Основной закон (Конституция) Тувинской аратской республики. Ученые записки ТНИИЯЛИ. Выпуск VI. - Кызыл, 1958. Типография Управления культуры. - 305 с.

[10] Сборник законов и основных постановлений Правительства Тувинской народной республики. Под общ.ред. Х. Анчима, С.Т. Чимба; Президиум Малого Хурала ТНР. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1944. - 455с.

[11] Сборник законов и основных постановлений Правительства Тувинской народной республики. Под общ.ред. Х. Анчима, С.Т. Чимба; Президиум Малого Хурала ТНР. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1944. - 455с.

[12] Сборник законов и основных постановлений Правительства Тувинской народной республики. Под общ.ред. Х. Анчима, С.Т. Чимба; Президиум Малого Хурала ТНР. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1944. - 455с.

Spisok literatury:

[1] Stat'ya 6 Konstitucii TNR ot 15.08.1921 g.

[2] Punkt 2 Konstitucii TNR ot 15.08.1921 g.

[3] Punkt 7 Konstitucii TNR ot 15.08.1921 g.

[4] Punkt 22 Konstitucii TNR ot 15.08.

1921 g.

[5] Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tyva. Fond №1, Opis' № 1, Delo № 29.

[6] Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tyva. Fond № 1, Opis' 1, Delo № 120.

[7] I.D. Mongush «Istoriya stanovleniya organov prokuratury v Tuve (1935-1944 gg.)» // Vestnik Bury-atskogo gosudarstvennogo universiteta. - S. 140 -143.

[8] I.D. Mongush «Istoriya stanovleniya organov prokuratury v Tuve (1935-1944 gg.)» // Vestnik Bury-atskogo gosudarstvennogo universiteta. - S. 140 -143.

[9] Osnovnoj zakon (Konstituciya) Tuvinskoj aratskoj respubliki. Uchenye zapiski TNIIYaLI. Vypusk VI. - Kyzyl, 1958. Tipografiya Upravleniya kul'tury. -305 s.

[10] Sbornik zakonov i osnovnyh postanovlenij Pravitel'stva Tuvinskoj narodnoj respubliki. Pod obshch.red. H. Anchima, S.T. Chimba; Prezidium Malogo Hurala TNR. - Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1944. - 455s.

[11] Sbornik zakonov i osnovnyh postanovlenij Pravitel'stva Tuvinskoj narodnoj respubliki. Pod obshch.red. H. Anchima, S.T. Chimba; Prezidium Malogo Hurala TNR. - Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1944. - 455s.

[12] Sbornik zakonov i osnovnyh postanovlenij Pravitel'stva Tuvinskoj narodnoj respubliki. Pod obshch.red. H. Anchima, S.T. Chimba; Prezidium Malogo Hurala TNR. - Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1944. - 455s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.