Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБЫЧНОГО ПРАВА ТУВИНЦЕВ НА СТРУКТУРУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВНОВЬ ОБРАЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944 ГГ.)'

ВЛИЯНИЕ ОБЫЧНОГО ПРАВА ТУВИНЦЕВ НА СТРУКТУРУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВНОВЬ ОБРАЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Обычное право / традиции / местные обычаи / самобытность / возникновение государственности / правоохранительная система / Тувинская народная республика.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дубровский О.Н., Биче-Оол А.М.

В статье исследуется обычное право тувинцев, традиции и обычаи, послужившие основой для создания самостоятельного государства и определившие структуру правоохранительной системы Тувинской народной республики, просуществовавшей с 1921 года по 1944 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБЫЧНОГО ПРАВА ТУВИНЦЕВ НА СТРУКТУРУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВНОВЬ ОБРАЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944 ГГ.)»

ДУБРОВСКИЙ Олег Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Тувинского государственного университета, Республика Тыва г. Кызыл, Российская Федерация,

е-mail: mail@law-books.ru

БИЧЕ-ООЛ Айдыс Маадыр-ооловна,

преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Тувинского государственного университета, Республика Тыва г. Кызыл, Российская Федерация,

е-mail: mail@law-books.ru

ВЛИЯНИЕ ОБЫЧНОГО ПРАВА ТУВИНЦЕВ НА СТРУКТУРУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВНОВЬ ОБРАЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА - ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(1921-1944 ГГ.)

Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта

№ 20-011-00006а.

Аннотация. В статье исследуется обычное право тувинцев, традиции и обычаи, послужившие основой для создания самостоятельного государства и определившие структуру правоохранительной системы Тувинской народной республики, просуществовавшей с 1921 года по 1944 годы.

Ключевые слова: Обычное право; традиции; местные обычаи; самобытность; возникновение государственности, правоохранительная система, Тувинская народная республика.

DUBROVSKIY O.N.

Ph.D. in law, associate Professor, Dean of the faculty of law of Tuva state University,

Republic of Tyva, Kyzyl

BICHE-OOl A.M.

lecturer of the Department of constitutional and municipal law of Tuva state University Republic of Tyva, Kyzyl

INFLUENCE OF TUVINIAN REGULAR LAW ON THE STRUCTURE LAW ENFORCEMENT SYSTEM OF A NEWLY FORMED STATE -TUVINIAN PEOPLE'S REPUBLIC (1921-1944)

The article is published with the financial support of the Russian Foundation for basic research in the framework of scientific project No. 20-011-00006a.

Annotation. The article examines the common law of Tuvans, traditions and customs that served as the basis for the creation of an independent state and determined the structure of the law enforcement system of the Tuvan People's Republic, which existed from 1921 to 1944. Key words: Customary law; traditions; local customs; originality; the emergence of statehood, law enforcement system, Tuva people's republic.

Key words: Customary law; traditions; local customs; originality; the emergence of statehood, law enforcement system, Tuva people's republic.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-345-354 NIION: 2018-0076-10/21-290 MOSURED: 77/27-023-2021-10-488

УДК 34.096 ГРНТИ 10.07.21

Российская Федерация - полиэтничное государство. Многообразие субъектов, расположенные на отличающихся друг от друга климатических зонах, с присущей для каждого региона историей, культурой, географическим, экономическим положением, накладывает определенный отпечаток в опыте организации государственной власти.

Тува - важный объект для исследования, учитывая ее участие в истории Центральной Азии, культуру, географическое расположение. Основной целью данного исследования является изучение влияния обычного права тувинского народа на формирование структуры правоохранительной системы, а также государственного управления в рамках создания самостоятельного государства -Тувинской народной республики, которая существовала с 1921 по 1944 годы, а также выявить особенности организации самостоятельного национального государства.

Задачи:

- определить управленческие начала тувинцев на основе норм обычного права с учетом кочевого образа их жизни;

- выявить факторы, которые повлияли на самоопределение тувинцев, способствовавшие образованию самостоятельного государства;

- изучить влияние традиционных административных образований, как территориальных первооснов управления на территории Танну-У-рянхая, Урянхайского края, их влияние и значение для формирования построения правоохранительной системы нового и самостоятельного государства в Центре Азии - Тувинской народной республики.

Порядок последовательности исследования исходит из целей и задач. В исследование включается работа с архивными и библиотечными фондами -Государственного архива Республики Тыва, архивов Российской Федерации, их анализ, а также некоторых изданных научных статей таких авторов как Адрианова А.В. Белова Е.А., Кона Ф.Я. Пановой И.А., Ондара Н.А., Родевича В.М. Сафьянова И.Г. и других авторов.

Тува до 1911 года находилась в составе Цин-ской империи и называли Танну-Урянхай, затем последовал двухгодичный период номинально независимой республики Урянхай при поддержке Российской империи. С установлением в апреле 1914 года протектората Российской империи называли Урянхайский край. Становление и развитие тувинского народа и его особенности сложились под воздействием целого комплекса социально-экономических, политических, географических и природных факторов, что существенно повлияло на формирование обычаев, традиций, на расселении народа и в дальнейшем оказало

влияние при формировании административно-территориального устройства, органов государственной власти и формирования структуры правоохранительной системы. Интерес ее изучения вызван тем, что административная организация урянхайцев, сложившаяся под влиянием Цин-ской империи не была разрушена, сохранилась с небольшой трансформацией в Тувинской народной республике (ТНР) и в дальнейшем после вступления ТНР в состав СССР, и более того стало основой современного административно-территориального устройства Республики Тыва.

В древние времена тувинский народ состоял из родов, объединение которых образовывали общины, управляемые старшинами, как правило, старшинами являлись шаманы и другой власти тувинцы над собой не знали [1]. Поведение человека в обществе регулируется особыми общественными правилами, которые ученые назвали социальными нормами. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей, а потому могут изменяться по мере того, как совершенствуется человеческое общество. Общественные отношения строились в соответствии нормами обычного права, традициями и культурой тувинских племен и родов. Обычаи и традиции служили основой регулирования социально-политических отношений в кочевом обществе.

Речь идет о традиционных правовых нормах, объединяемых термином «ДYPYM», что в переводе на русский язык означает «обычай, правило». Соответственно под термином «ДYPYM» имелся в виду свод правил внутриулусных и межулусных отношений, который также регулировал взаимоотношения глав улусов, ханов и подданных, иерархические степени старшинства и ритуал введения в различные должности.

Гуго Гроций, различал понятия «закон народов» (jus gentium) от «обычая» (usus), обычным правом считаются правила, которые развиваются посредством медленного процесса роста, посредством которого способы поведения, когда-то считавшиеся необязательными, становятся сначала привычными или обычными, а затем обязатель-ными[2]. Шарф, Майкл П. отмечает, что исторически кристаллизация новых норм обычного права рассматривалась как длительный процесс, занимавший десятилетия, если не столетия[3]. Таким образом, можно утверждать, что до Цинской империи у тувинцев был сформирован внутриэтниче-ский самоорганизационный механизм, то есть родовое самоуправление - самостоятельные, независимые от других группы людей, объединенные родственными связями, проживающими на конкретной территории.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

В современном обществе обычное право имеет большое значение. Так, например, некоторые государства не ратифицировали важные договорные нормы, однако остаются связанными с нормами обычного права [4]. Например, исследователем Сэнди Джонсоном отмечено, что законодательства государств, сложившихся на нормах обычного права не является устаревшей практикой. Фактически, законы, основанные на общепринятом поведении, являются основой для большей части современных международных законов

[5].

А.В. Адрианов относительно родового деления тувинцев отмечал, что впоследствии оно перепуталось с административным устройством. Ранее у тувинцев существовало родовое самоуправление, которое со временем заменено административным управлением. Ломка родовых устоев, по его мнению, произошла в связи с нравственным падением народа и его раздроблением

[6]. Однако с этим утверждением можно не согласиться, на наш взгляд родовое самоуправление заменено административным управлением в связи с тем, что Танну-Урянхай попал под влияние Цинской империи, организация государственно -административного, судебного устройства, принципы охраны правопорядка которого было иным, чем у тувинцев.

С начала XVIII в. (1757 год) Танну-Урянхай с Джунгарией завоевывает Цинская империя и включает в состав Цинской империи под управлением маньчжурского императора (цзянцзюня), резиденция которого находилась в монгольском городе Улясутае [7]. Маньчжуро-китайская власть ввела над покоренным урянхайцами и джунга-рами военно-административный режим. На урянхайцев распространялись законы Цинской империи, изданные для Монголии, Тувы под общим названием «Уложение китайской палаты внешних сношений» 1789 года (Лифань юань цзэ ли) (далее - Уложение), а позже обновленного от 1815 года [8]. Данным Уложением в Танну-Урянхае установлено административно-территориальное устройство, которое цзянцзюнь ввел для подчинившихся ему народов. Как и Монголия, Тува входила в ведение особого министерства, носившее название «Палата внешних сношений».

Основой административного деления Тан-ну-Урянхая являлось родовое (клановое) деление урянхайцев. Объединившиеся в общины крупные кланы стали первыми административными единицами, прикрепленные к конкретной территории их проживания. Вместо улусов, туменов введено деление на феодальные уделы - кожууны, являвшиеся не только административными единицами, к этому делению было приурочено военное, судебное, правоохранительное. Формирование

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

системы управления Тувой кожуунного типа определялось тем, что на покоренное население было возложено также и выполнение военной функции. Урянхайцы являлись иррегулярной армией у Цин-ской империи.

Стоит отметить, что в основу административно-территориальной реформы маньчжуров, была положена идея прикрепления непосредственного производителя к земле того или иного кожууна, для образования своеобразных военных поселений и групп хозяйств, обязанных поставлять в Китай военную силу в случае надобности и служить источником доходов. Таким образом, местное население прикреплялось к определенной территории, откочевать от которой без разрешения местного управляющего запрещалось. Первое административно-территориальное деление Танну-Урянхая состояло из пяти кожуунов (кожуун - в разное время хошун или кожуун понятия равнозначные, в современное время кожуун обладает статусом муниципального района) - Даа (Хемчикского), Бэйсэ (Бэззи), Ойнарский (Оюнар-ский), Тоджинский и Сальджакский (Салчакский), наряду с ними существовали также самостоятельные административные единицы суму (или сумоны - это сельское общество) - Маады, Чооду, Сартыл, Шалык, позднее число кожуунов возросло сначала до восьми, а в дальнейшем до девяти. Хемчикский (Даа) и Бейсе кожууны составляли центрально-западную часть Урянхайского края, на территории, этих кожуунов проживало подавляющее большинство тувинского населения. Во главе каждого кожууна назначался правитель (угерда) китайским цзяньцзюнем [9].

В подтверждение того, что в основу административно-территориального устройства Танну-У-рянхая положено родовое (клановое) деление урянхов, свидетельствует название образованных административных единиц, которое соответствует названиям больших родов (кланов) существовавших у урянхайцев. Установив административное деление цзянцзюнь, или как его еще называли -богдо-хан, китайский император (от монгольского «богдо» - святой, «хан» - правитель, король, император), предоставил право управлять Бейсе, Даа и Нибазы кожууном правителям Монголии, а кожуунами Хемчик, Салчак, Тоджа, Копсе-Холь и Оюннар управляли местные тувинские князья.

В целях удобства управления урянхайским населением в 1762 г. учреждено объединенное управление кожуунами Танну-Урянхая, во главе которого назначили амбын-нояна - управляющего Оюннарским кожууном. Амбын-ноян функционировал как главный среди ноянов тувинских кожуунов, однако находился в непосредственном подчинении улясутайского цзянцзюня. Амбын-ноян контролировал сбор албана (албан - дань) в уста-

новленные сроки, своевременное проведение, воинской повинности, решал судебные дела и соблюдение всех законов, в основном это были указы, связанные с вопросами о границе, налогах, применении законов. Внутренние вопросы управления Танну-Урянхая решались непосредственно местными амбын-ноянами. В общей сложности за период с 1762 по 1921 г. Тувой управляли 12 амбын-ноянов, из которых первые 3 были монголами, остальные - тувинцами.

Первым амбын-нояном Тувы назначен монгол по происхождению Манажап, который пробыл в этой должности с 1762 по 1764г. После него также были назначены монголы - Дажы Гомбожап и Делек Дажы. С 1786 по 1789г. на место Делека Дажы был назначен Оюн Дажы, ставший родоначальником династии тувинских амбын-ноянов. Считается, что с его правлением началось становление тувинской государственности.

Завоевав Танну-Урянхай в 18 веке, империя династии Цин осуществляла свою власть через монгольских князей, получивших в управление несколько тувинских кожуунов и сумонов, а также правителей во главе с амбын-нояном, получивших во владение остальную, более значительную часть территории, которой они управляли под надзором улясутайского цзянцзюня. Такое деление по кожуунам просуществовало до 1907 года, то есть до образования Алтайского округа, к которому отошли часть земель Танну-Урянхая с проживавшими тувинцами, позже названный Монгольским Алтаем.

В «Экспедиции в Сойотию» Ф.Я. Коном отмечено, что в Урянхае «административное деление настолько переплелось с родовым, что одно от другого было весьма трудно отделить» [10]. К концу XVIII века Танну-Урянхай в административном отношении делился уже на девять кожуунов: 1) Оин (Оюн), 2) Сальджак (Салчак), 3) Тоджи (Тожу), 4) Даа (Та) или Манзут, 5) Бэйсэ или Бейзы (Бэгзи), 6) Маады или Кодагаит, 7) Нибазы, 8) Хозут (Хаасут), 9) Шалык. Также Ф.Я. Кон, определяя понятие кожууна, описывая структуру, проводя аналогию с административным делением Танну-Урянхая с дореволюционным административным делением в России, делает вывод, что кожуун (хошун) аналогичен волости или якутскому улусу.

Кожууны, как и волости являлись административными единицами более высокого уровня, но состояли из нескольких мелких административных единиц - суму (сумоны), организованные с учетом количества мужчин, способных принять участие в военных действиях, с учетом родовой, клановой принадлежности. Сумоны состояли из арбанов и сеек («сеек» - кость, национальность,

раса, род). Сеек в некоторых кожуунах отождествлялся с административным делением, называемым арбан, но так было не во всех кожуунах. В Хемчикском кожууне сееки совпадали с административным делением на арбаны, в кожууне Оюнов такое деление не совпадало, и в свою очередь он делился на 8 сееков и 6 арбанов. Однако сумоны состояли из 150 военноспособных мужчин и их семей, арбан из 10, кожуун же состоял из двух и более сумонов. Несмотря на то, что сееки в некоторых кожуунах совпадали с административными единицами - арбанами, считать их самостоятельными административными единицами нельзя, поскольку относились к родовому делению, их составляли близкие родственники одного рода - семьи.

Базовым территориальным уровнем в механизме государственного управления тувинцев занимал - сумон. Население сумона признавалось как местное сообщество, как субъект с определенными правами и обязанностями в вопросах управления местными делами. Однако по площади территории и количеству сумонов кожууны были неравны. Бейсе кожуун, например, образовался из 17 сумонов, Хемчикский - из 10, Оюннар - из 6, Салчак и Тоджинский - из 4. Например, Тоджинский кожуун включал в свой состав 4 сумона: Хол, Ак, Кара или Баран и Гуюк, в свою очередь сумон Хол состоял из 6 арбанов: Хол, Джебаш - приречный, Шагда - пограничный, Кара-тод, Хэм, Соен (Соян) и 8 сеек-костей: Ак-Тоду, Кара-Тоду, Соен, Кыргыз, Хамачи, Маты, Таргат, Шакар[11]. Управление кожууном осуществлялось огурдой («угерда» - начальник кожууна) и местным административным аппаратом - чейзен, в него входили следующие чиновники:

1. Кожуун-чалан - владелец административными делами кожууна;

2. Мээрен - к его ведению относились судебные дела и дела иноплеменников, то есть монголов, русских, китайцев и других лиц, проживавших в пределах кожууна;

3. Бижээчи - писарь, секретарь;

4. Дежурные чиновники, присылаемые из других кожуунов.

Каждый сумон имел свой управленческий аппарат, состоящего из:

1. Чангы - начальника сумона, ведавшего отношениями между своим сумоном и другими входящими в состав кожууна. Он также отвозил амбын-нойону собранный в сумоне налог (албан), представлял отчет о судебных делах, происшествиях в сумоне мээрену и кожуун-чалану по требованию, участвовал в рассмотрении судебных дел мээреном.

2. Чалан - это чиновник особых поручений при чейзене (аппарате управления кожууном),

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

получающий свою должность по усмотрению амбын-нояна. Функции чалана временные, возлагаются для выполнения возложенных на него поручений. Во время отсутствия чангы, чалан его замещал по всем вопросам в пределах компетенции чалана.

3. Суму-даргазы - рассматривающий и решающий дела по дознанию в отношении мелких чиновников арбана, к его ведению относились расследование, рассмотрение мелких краж, в совершении которых преступник сознался, назначение наказаний по ним и их исполнение. Более сложные дела передавались кунду, который был начальником у сборщика албана - бажка, одновременно полицейского, в обязанности которого входили поимка преступников, розыск сторон по делу, исполнению приговоров и решений по правонарушениям, которые находились на рассмотрении суму-даргазы и кунду.

В каждом сумоне были писари, они не обладали какой-либо властью, однако на определенное время их командировали для выполнения конкретных поручений, в этом случае они пользовались большими полномочиями, порой их юрисдикции подлежали даже чангы. Отсюда следует вывод, что кожуун и сумон являются соподчиненными уровнями организации власти с различной компетенцией. К тому же в организации власти в Танну-Урянхае отсутствовал принцип разделения властей, поэтому административные чиновники одновременно исполняли функции судьи, полицейского, следователя, судебного исполнителя и правоохранительной деятельностью с позиции современного исследователя на данном этапе исторического развития назвать сложно, по причине отсутствия принципа разделения властей по Ш.Монтескье. В данном случае предлагается обозначить подобный тип организации компетенции власти как судебной и охраной правопорядка.

Ф.Я. Кон, исследуя соподчиненность кожуу-нов и сумонов, установил, «что в делах кожууна «кожуун-чалан» и «мээрен» выше «чангы» (начальника сумона), в то время как в делах сумона «чангы» считался выше их [13].

Что касается компетенций кожуунов и сумонов, то в компетенцию кожуунных органов управления входили контроль за соблюдением и исполнением законов и правопорядка Цинской империи, решение административных дел кожууна, организация воинской повинности, решение судебных дел, непосредственный сбор албана в установленный срок, учет численности населения, в том числе и миграция населения, учет скота и предоставление этих данных амбын-нояну. Сумонные органы управления взаимодействовали между сумонами в составе одного кожууна,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

вели работы по поимке преступников, дознанию по небольшим делам, в пределах допущенной китайскими властями компетенции, а также по делам в отношении мелких чиновников и другие сумонные дела. Должности суму-даргазы и арбан-даргазы являлись выборными должностями, для их избрания должен был созываться чыыш (собрание).

Таким образом, структура судов и деятельности по обеспечению правопорядка на данном этапе включена и входит в организацию и структуру органов местной власти, разработанной и допущенной китайским императорским двором. Как вассальной территории Танну-Туве не представлялось возможным вести независимую правоохранительную, судебную деятельность. Подчиненность и подконтрольность, находящегося в городе Улясутае (Монголия), Палате внешних сношений, административная, судебная, организация обеспечения правопорядка и структурированность укореняется и переходит на следующий исторический этап.

Угнетенные непомерной данью и излишне жесткой политикой со стороны китайских властей, урянхайцы воспользовались шансом во время ослабления внимания к Танну-Урянхаю и Монголии со стороны Китая во время Синьхайской революции, создали номинально независимую республику Урянхай в период с 1911 г. до 17 апреля 1914 г. при активной поддержке Российской империи амбын-нояна Оюна Комбу-Доржу Олзей-Очур оглу. За короткий указанный период в Туве не происходит явных изменений в структуре административно-территориального деления, однако судебная деятельность и охрана общественного порядка с объявлением в декабре 1911 о своей независимости Внешней Монголии положило начало изменениям.

С 1913 г. по 1914 г. идет активное освоение Урянхая русскими, следствием которого устанавливается протекторат России, в связи, с чем 17 апреля 1914 г. царем Николаем II подписан соответствующий указ [14]. Танну-Урянхай именуется Урянхайским краем в составе Енисейской губернии с обязанностью ведения политико-административных дел Иркутским генерал-губернатором, что явно выходило за рамки юрисдикции протектората, однако в сложившихся условиях это не встретило возражения у местных властей [15]. Провозглашение протектората России над Тувой в 1914 году явилось результатом многолетней целенаправленной политики русской дипломатии и тувинских ноянов. В интересах тувинцев было избавление от чрезмерной маньчжуро-китайской эксплуатации. В интересах Российской империи -расширение границ владения в Азии. Так, по мне-

нию Н.А. Сердобова, протекторат предусматривал централизованную власть царизма в Туве и ее колонизаторский характер, но вместе с тем имел позитивное значение в «сохранении целостности тувинской народности» [16]. Иная точка зрения изложена Л.П. Потаповым. Он полагал, что принятие Тувы под покровительство России имело положительное значение. Тува, по его мнению, не только получила возможность возобновить свои связи с родственными им группами хакасов, алтайцев, но и войти в тесное общение с русским народом, последнее открыло некоторую перспективу экономического и культурного развития тувинцев в условиях царизма [17].

Так на территории Урянхайского края возникает двойная судебная власть, охраны общественного порядка, судебного исполнения, то есть существовавшая ранее, в период маньчжуро-ки-тайской империи и юрисдикция российской империи. Народ разделился на две части в своих предпочтениях, поскольку некоторые из тувинской знати отдавали предпочтение воссоединению с Монголией и по-прежнему осуществляли свои, в том числе и судебные полномочия с учетом Лифань юань цзэ ли. Другая же часть тувинской знати признавала российскую юрисдикцию.

Следует отметить, что в системе наказаний урянхайцев до российского периода применялись телесные виды наказаний, однако не было понятия «лишение свободы» или заключения на длительный срок в закрытом помещении. После применения физических наказаний в качестве исполнения приговора, осужденные продолжали жить привычной кочевой жизнью. С распространением российской юрисдикции появляется новый вид наказания как лишение свободы, то есть пребывание длительное время в закрытом помещении, причем отбывание наказания происходило за пределами родных мест.

С установлением протектората власть на территории Урянхайского края осуществлялась не только Русским переселенческим управлением, учрежденным Российским правительством, но и правителями хошунов. Она основывалась на административном устройстве, существовавшем в Урянхайском крае еще в период маньчжуро-ки-тайского управления. Русская администрация практически не вмешивалась во внутреннее устройство Тувы, ее теократическую структуру. Спорные вопросы между тувинцами и русскими, возникавшие главным образом из-за земельных наделов, рассматривались на основе российского законодательства. Однако 1 июля 1914 г. амбын-ноян (верховный правитель) Буян-Бадыргы подал письменное ручательство о беспрекословном повиновении указанию царских властей с прось-

бой «оставить урянхайскому (тувинскому) населению свои обычаи, исповедываемую буддийскую религию, уклад жизни, самоуправление и кочевья, не допуская особых изменений, относящихся к потере власти» [18].

По мнению Н.А. Ондара, провозглашение протектората России над Тувой сыграло прогрессивную роль, был заложен фундамент для создания своей государственности, разрозненные кожууны объединились под единым административно-политическим управлением, установилось внутреннее самоуправление Верховного правителя (амбын-нояна) над всеми хошунами, произошла централизация административных и территориальных органов управления [19]. В 1921 году для решения вопроса о самоопределении тувинского народа и образования тувинской государственности был созван Всетувинский Учредительный Хурал (Хурал - съезд, собрание), который разрешил важнейшие вопросы жизни тувинского народа: о национальном самоопределении новой власти, о взаимоотношениях Тувинской народной республики с Советской Россией и Монголией. Главной задачей Хурала являлось принятие первой Конституции. Созыв Учредительного Хурала и принятие им Конституции положили начало созданию политической основы тувинского государства, нового административно-территориального деления, образованию органов государственной власти, местного самоуправления он проходил с 13 по 16 августа 1921 года [20]. Учредительный хурал должен был представляться девятью кожуу-нами Урянхайского края, но присутствовало на нем всего 63 представителя от 7 хошунов. От двух - Хазутского и Сартулского - представителей на хурале не было. Хурал решил: «Хазутский хошун, живущий в Монголии, исключить из состава народа Танну-Тува, а Шалк и Сартул, состоящее из двух сумонов, объединить в один хошун Шалк-Сартулский» [20]. Таким образом, административно-территориальное деление урянхайского края было изменено, в его составе остались семь кожуунов - Оюннарский, Даа-хошун, Бей-си-хошун, Маады, Салчакский, Тоджинский и Шалык-Сартыльский.

На Хурале по решению тувинского народа название страны было изменено с «Урянхая» на «Танну-Тува улус» (позднее, в новой Конституции 1926 года, - Тувинская Народная Республика). Учредительным Хуралом 14 августа 1921 г. провозглашена независимая Народная Республика Танну-Тува и принята Конституция (основной закон) Народной Республики Танну-Тува [21]. С первой Конституцией Тувинской народной республики (статья 22) орагны местного самоуправления и органы исполнительной власти наделяются

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

помимо административных полномочий, также и судебно-полицейскими, судебно-исполнитель-скими функциями: в сумонах коллективные советы, в кожууннах - кожуунные коллективы. Законодательно были отрегулированы полномочия органов законодательной, исполнительной властей, совмещавших функции судебных органов. Коллективные советы в сумонах, состояли из трёх лиц, избираемых на съездах сумонов и кожуунные коллективные советы, состояли из трёх лиц, также избираемых на кожуунных съездах. Согласно статьи 18 Конституции ТНР от 15 августа 1921 года, должностные лица на уровне кожуунов и сумонов проходили процедуру утверждения на всеобщем кожуунном съезде. Каждый сумон контролировался кожуунным коллективом, тогда как кожунные подчинялись Всеобщему Центральному Совету (Правительству ТНР), который представлял собой не только высшую исполнительную власть, но и законодательную, а также был наделен полномочиями высшего суда.

Первой Конституцией ТНР не определены категории дел, относящиеся ведению коллективов сумонов и кожуунов, однако статьей 22 документа определяется следующей формулировкой: «дела же, неподсудные хошунам, разбираются Центральным Советом». Из данного факта следует, что органы исполнительной власти ТНР, органы местного самоуправления по принципу разделения, независимости исполнительной и судебной властей не предусматривает. Несмотря на активную поддержку и влияние Советской России при создании Тувинской народной республики на данном историческом промежутке вопросы отправления правосудия, охраны правопорядка как таковой не были акцентированы, поскольку первично было объявление независимого государства от Монголии и Китая. К тому же, функционирование органов местной власти и исполнительной власти в качестве полиции, судебно-исполнительного органов сложилось в виду привычного уклада и представлений об охране правопорядка, ранее существовавшего до создания ТНР.

Отдельный орган по охране общественного порядка в ТНР создается на заседании Тувинской народно-революционной партии 15 мая 1925 года под названием Управление внутренней охраны (УВО), в задачи которой входило борьба с политической и экономической контрреволюцией, скотокрадством, должностными преступлениями, контрабандной деятельностью и охрана государственной границы. УВО подчинялись сотрудники в 12 кожуунах, где были размещены милицейские посты. Так, с ведения органов местного самоуправления, снимаются полномочия по охране

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

общественного порядка, но судебные и судеб-но-исполнительные полномочия все еще сохране-нены. Однако принцип распределения структурных подразделений УВО сохраняется и устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением, существовавшим в ТНР, то есть по кожуунам.

Министерство внутренних дел ТНР создается в 1921 году, с полномочиями в сфере, соответствующими отделами по сельскому хозяйству, культуре, телефонной связи, санитарии и налогов до 1927 года. С 1927 года при Министерстве внутренних дел ТНР (далее - МВД ТНР) учреждают отдел милиции для охраны общественного порядка. С такой структурой МВД ТНР существует до 1933 года, сохраняя посты милиции в кожуу-нах.

Постепенно ТНР проходит этап формирования и структуризации органов правопорядка, судов и судебно-исполнительной деятельности. Так, к 1933 году создается Министерство юстиции ТНР, которое уполномочено регулировать деятельность Верховного суда ТНР, народных следователей, государственного нотариата, судебных исполнителях, народных судов в кожуунах, народных заседателей, осуществляло общее руководство единой судебной политикой на территории ТНР, исправительно-трудовой политикой, кадровым обеспечением всех звеньев органов юстиции, по делам о помилованиях, поступающих в Президиум Малого Хурала ТНР, контролировало деятельность по сбору и обработка статистических сведений органов юстиции. Осуществляло надзор за законностью действий всех органов власти, в том числе и за Верховным Судом ТНР и Управлением государственной внутренней политической охраны (УГВПО). Также министерством выступало в качестве государственного обвинения в суде и обеспечивало общественное обвинение по различным правонарушениям. Вело наблюдение за исполнением приговоров суда, правильностью содержания под стражей, назначением и исполнением принудительных работ. Под одним ведомством контролировались и регулировались досудебное расследование, исполнение судебных актов, и рассмотрение дел, поддержание правопорядка в обществе.

Причем органы местного самоуправления никак не были отделены от судебных полномочий и продолжали функционировать как суды первой инстанции, судебные исполнители. Анализируя исторический период развития Танну-Урянхая, Урянхайского края до возникновения Тувинской народной республики, следует вывод о характерности родового самоуправления, как формы организации догосударственного общества. Родовое

самоуправление постепенно вытекает из потребностей самого общества на определенном этапе его развития и является главным элементом системы управления обществом. Однако под воздействием Цинской империи она трансформируется в административное управление с присущей организацией судебной, судебно-исполнительной системой и системой охраны общественного порядка. Административное управление, сопровождающееся административно-территориальным делением Урянхайского края, введенное Цинской династией, в связи с захватнической политикой богдо-хаана, направленной на военно-политическое, экономическое и национальное порабощение урянхов. В основу административно-территориального деления Урянхайского края было положено общинно-родовое деление урянхайцев. На основе крупных родовых общин были сформированы территории - кожууны (хошуны, являющиеся административными единицами, в основу более мелких административных единиц сумонов и арбанов положены отдельные рода, сееки, выступавшие не как административные единицы, а как самоуправленческие звенья на основе отдельных семей.

До возникновения государства не было четкого различия норм, регулирующих отношения людей с высшими силами, друг с другом и с природой. Регулировал отношения людей обычай, в котором все эти нормы выступали в нераздельном единстве. С появлением государства обособляются нормы права, морали и религии. Для организации управления кочевым народом Урянхайского края проведена значительная работа по переводу кочевого населения на оседлый образ жизни. Первоначально созданные кочевые волости постепенно переводят в традиционные для управления территориально-хозяйственные единицы. Установленное в Урянхайском крае административно-территориальное устройство имело важное историческое значение для Урянхайского края, так была выстроена многоступенчатая кожунно-сумонная система управления, образованы местные органы управления, все это позволяло местному населению самостоятельно решать часть вопросов, связанных с местным укладом жизни.

Впоследствии административно-территориальное деление Урянхайского края динамично изменялось в связи с историческими этапами развития, количество кожуунов то увеличивалось, то уменьшалось исходя из складывающихся политических интересов и желания самого местного населения. 14 августа 1921 г., была провозглашена независимая Народная Республика Тан-ну-Тува (ТНР) которая получила статус самостоя-

тельного и независимого государства. Важно отметить, что элементы кожунно-сумонной системы административно-территориального деления, введенные еще Цинской империей, с учетом определенной исторической трансформации сохранилась до настоящего времени и присутствуют в организации современной государственной власти в Республики Тыва.

Список литературы:

[1] Сафьянов И.Г. Прошлое и настоящее сайотского народа// Сибирский архив. - 1915. - № 1. [Safyanov I. G. Past and present of the sayot people/ / Siberian archive - 1915. - No. 1. (In Russ).]

[2] Гуго Гроций, «Война и мир», гл. I, xiv (Kessinger Publ'g, 2004). [Hugo Grotius, Belli ac pacis ch. I, xiv (Kessinger Publ'g, 2004). (in English).]

[3] Шарф, Майкл П., «Ускоренное формирование международного обычного права» (2014). Публикации факультета. 1167. [Scharf, Michael P., "Accelerated Formation of Customary International Law" (2014). Faculty Publications. 1167. (in English).]

[4] Гусман, А. Т. (2005). Сохранение Международного Обычного Права. Michigan Journal of International Law, 115, стр. 116-176. [Guzman, A. T. (2005). Preservation Of Customary International Law. Michigan Journal of International Law, 115, pp. 116176. (in English).]

[5] Сэнди Джонсон. Что Такое Обычное Право? Мудрец. Дата последнего изменения: 25 января 2021 года. [Sandy Johnson. What Is Customary Law? WisegeeK. Last Modified Date: January 25, 2021. (in English).]

[6] Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году. - СПб., 1886. [Adrianov A.V. Journey to the Altai and beyond the Sayans, made in 1881. - St. Petersburg, 1886. (In Russ).]

[7] Белов Е.А. Борьба за Урянхайский край в 1915-1919 годах// Отечественная история. - 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 1. [Belov E. A. the Struggle for the Uriankhai region in 1915-1919// Domestic history. - 1998. - № 1. (In Russ).]

[8] Дамдынчап В.М. «Уложение Китайской палаты внешних сношений как источник обычного права тувинцев» // Отечественная история, 2020. С. 19].

[9] Белов Е.А. Борьба за Урянхайский край в 1915-1919 годах // Отечественная история. - 1998.

- № 1. [Belov E. A. the Struggle for the Uriankhai region in 1915-1919// Domestic history. - 1998. - № 1. (In Russ).]

[10] Кон Ф.Я. За пятьдесят лет. Собрание сочинений. T.III. Экспедиция в Сойотию. - М., 1934. [Kon F. Ya. For fifty years. Collected works, Vol. III. Expedition to Coyotey. - M., 1934. (In Russ)].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

[11] Панова И.А. Цивилизации. Исторические судьбы. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/ xbookl 30/01/index.html?part-015.htm.

[12] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2006. [Kutafin O. E. Fadeev V. I. Municipal law of the Russian Federation. - M., 2006. (In Russ).]

[13] Дубровский О.Н. Исторические предпосылки возникновения местного самоуправления в Туве, до возникновения государственности. Право и политика. - 2009. - № 11 (119). - С. 2341-2345. [Dubrovsky O. N. Historical prerequisites for the emergence of local self-government in Tuva, before the emergence of statehood. Law and politics. -2009. - № 11 (119). - Pp. 2341-2345. (In Russ).]

[14] Государственный архив РФ. Ф 200. Оп. 1. Д. 498. Л. 29-30. [State Archive of the Russian Federation. F 200. Op. 1. D. 498. L. 29-30. (In Russ).]

[1] Архив внешней политики Российской империи МИД Российской Федерации. Ф. 143. Оп. 491. Д. 3109. Л. 8. [Archive of Foreign Policy of the Russian Empire of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. F. 143. Op. 491. D. 3109. L. 8. (In Russ).]

[15] Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971. С. 376. [Serdobov N. A. History of the formation of the Tuvan nation. Kyzyl, 1971. S. 376. (In Russ).]

[16] Потапов Л.П. Тувинцы. Народы Сибири. Л., 1956. С. 430. [Potapov L. P. Tuvintsy. The Peoples Of Siberia. L., 1956. S. 430. (In Russ).]

[17] Кабо Р.М. Очерки истории и экономики Тувы. Ч.1: Дореволюционная Тува. М., 1934. С. 176. [Kabo R. M. Essays on the history and economy of Tuva. Ch. 1: Pre-revolutionary Tuva. M., 1934. p. 176. (In Russ).]

[18] Ондар Н.А. Конституционное развитие Республики Тыва (история и современность). Абакан. 2009. С. 512. [Ondar N. A. Constitutional development of the Republic of Tyva (history and modernity). Abakan. 2009. S. 512. (In Russ).]

[19] Архив Государственного музея этнографии. Отдел рукописей. Ф. 1. Оп. 2. Д. 634 и 635.

[20] Центральный государственный архив Республики Тыва. Ф. 29. Оп. 1, Д. 28, Л. 44-46. [Central State Archive of the Republic of Tyva. F. 29. Op. 1, d. 28, l. 44-46. (In Russ).]

[21] Конституция (Основной Закон) Тан-ну-Тыва Улус. - Кызыл, 1921, 15 августа. [The Constitution (Basic Law) Tannu-Tuva Ulus. - Kyzyl, 1921, August 15. (In Russ).]

Spisok literatury:

[1] Saf'yanov I.G. Proshloe i nastoyashchee sajotskogo naroda// Sibirskij arhiv. - 1915. - № 1. [Safyanov I. G. Past and present of the sayot people/ / Siberian archive - 1915. - No. 1. (In Russ).]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

[2] Gugo Grocij, "Vojna i mir", gl. I, xiv (Kessinger Publ'g, 2004). [Hugo Grotius, Belli ac pacis ch. I, xiv (Kessinger Publ'g, 2004). (in English).]

[3] SHarf, Majkl P., "Uskorennoe formirovanie mezhdunarodnogo obychnogo prava" (2014). Publik-acii fakul'teta. 1167. [Scharf, Michael P., "Accelerated Formation of Customary International Law" (2014). Faculty Publications. 1167. (in English).]

[4] Gusman, A. T. (2005). Sohranenie Mezhdunarodnogo Obychnogo Prava. Michigan Journal of International Law, 115, str. 116-176. [Guzman, A. T. (2005). Preservation Of Customary International Law. Michigan Journal of International Law, 115, pp. 116176. (in English).]

[5] Sendi Dzhonson. CHto Takoe Obychnoe Pravo? Mudrec. Data poslednego izmeneniya: 25 yanvarya 2021 goda. [Sandy Johnson. What Is Customary Law? WisegeeK. Last Modified Date: January 25, 2021. (in English).]

[6] Adrianov A.V. Puteshestvie na Altaj i za Sayany, sovershennoe v 1881 godu. - SPb., 1886. [Adrianov A.V. Journey to the Altai and beyond the Sayans, made in 1881. - St. Petersburg, 1886. (In Russ).]

[7] Belov E.A. Bor'ba za Uryanhajskij kraj v 1915-1919 godah// Otechestvennaya istoriya. -1998. - № 1. [Belov E. A. the Struggle for the Uri-ankhai region in 1915-1919// Domestic history. -1998. - № 1. (In Russ).]

[8] Damdynchap V.M. «Ulozhenie Kitajskoj palaty vneshnih snoshenij kak istochnik obychnogo prava tuvincev» // Otechestvennaya istoriya, 2020. S. 19].

[9] Belov E.A. Bor'ba za Uryanhajskij kraj v 1915-1919 godah // Otechestvennaya istoriya. -1998. - № 1. [Belov E. A. the Struggle for the Uri-ankhai region in 1915-1919// Domestic history. -1998. - № 1. (In Russ).]

[10] Kon F.Ya. Za pyat'desyat let. Sobranie sochinenij. T.III. Ekspediciya v Sojotiyu. - M., 1934. [Kon F. Ya. For fifty years. Collected works, Vol. III. Expedition to Coyotey. - M., 1934. (In Russ)].

[11] Panova I.A. Civilizacii. Istoricheskie sud'by. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook130/01/ index.html?part-015.htm.

[12] Kutafin O.E., Fadeev V.I. Municipal'noe pravo Rossijskoj Federacii. - M., 2006. [Kutafin O. E. Fadeev V. I. Municipal law of the Russian Federation. - M., 2006. (In Russ).]

[13] Dubrovskij O.N. Istoricheskie predposylki vozniknoveniya mestnogo samoupravleniya v Tuve, do vozniknoveniya gosudarstvennosti. Pravo i poli-tika. - 2009. - № 11 (119). - S. 2341-2345. [Dubrovsky O. N. Historical prerequisites for the emergence of local self-government in Tuva, before

the emergence of statehood. Law and politics. -2009. - № 11 (119). - Pp. 2341-2345. (In Russ).]

[14] Gosudarstvennyj arhiv RF. F 200. Op. 1. D. 498. L. 29-30. [State Archive of the Russian Federation. F 200. Op. 1. D. 498. L. 29-30. (In Russ).]

[1] Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj imperii MID Rossijskoj Federacii. F. 143. Op. 491. D. 3109. L. 8. [Archive of Foreign Policy of the Russian Empire of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. F. 143. Op. 491. D. 3109. L. 8. (In Russ).]

[15] Serdobov N.A. Istoriya formirovaniya tuvin-skoj nacii. Kyzyl, 1971. S. 376. [Serdobov N. A. History of the formation of the Tuvan nation. Kyzyl, 1971. S. 376. (In Russ).]

[16] Potapov L.P. Tuvincy. Narody Sibiri. L., 1956. S. 430. [Potapov L. P. Tuvintsy. The Peoples Of Siberia. L., 1956. S. 430. (In Russ).]

[17] Kabo R.M. Ocherki istorii i ekonomiki Tuvy. CH.1: Dorevolyucionnaya Tuva. M., 1934. S. 176.

[Kabo R. M. Essays on the history and economy of Tuva. Ch. 1: Pre-revolutionary Tuva. M., 1934. p. 176. (In Russ).]

[18] Ondar N.A. Konstitucionnoe razvitie Res-publiki Tyva (istoriya i sovremennost'). Abakan. 2009. S. 512. [Ondar N. A. Constitutional development of the Republic of Tyva (history and modernity). Abakan. 2009. S. 512. (In Russ).]

[19] Arhiv Gosudarstvennogo muzeya etno-grafii. Otdel rukopisej. F. 1. Op. 2. D. 634 i 635.

[20] Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respub-liki Tyva. F. 29. Op. 1, D. 28, L. 44-46. [Central State Archive of the Republic of Tyva. F. 29. Op. 1, d. 28, l. 44-46. (In Russ).]

[21] Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Tannu-Tyva Ulus. - Kyzyl, 1921, 15 avgusta. [The Constitution (Basic Law) Tannu-Tuva Ulus. - Kyzyl, 1921, August 15. (In Russ).]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.