Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОГО ПАРОВОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОГО ПАРОВОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / NAVY / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ИСТОРИЯ ФЛОТА / HISTORY OF NAVY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жиляев В.Н.

Во второй половине ХIХ века в России фактически заново был создан военно-морской флот. Вместо деревянных парусных судов были построены броненосные пароходы. Реформирование флота требовало не только большой организаторской работы, но и изменения правовых положений в отношении вопросов финансирования строительства кораблей, комплектования и обучения кадров, внедрения новейших достижений науки и техники и т.д. Данная статья представляет собой попытку показать, как это делалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMING OF THE RUSSSIAN STEAM NAVY FOUNDATION

The second half of the XIX century was marked by actually creating the Russian Navy anew. Instead of wooden sailing boats military steam ships were constructed. Reforming the fleet demanded not only good organizational skills, but introduction of new legal issues as well, especially as far as the questions of financing the construction of vessels, manning, training crew members, implementation of new technologies and others were concerned. This article presents an attempt to look into the way it all had been done.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОГО ПАРОВОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА»

Keywords: violence prevention, transport, road safety

The article gives historical and legal analysis of the development of the legal system, whose duty is to fight all sorts of violence on various transport means. The article reveals the imperfection of criminal laws which state responsibility for violence on transport means. The article evaluates the state of legality in crime investigation in the given period.

УДК 93

В.Н. Жиляев, кандидат исторических наук, доцент, ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОГО ПАРОВОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Ключевые слова: военно-морской флот, транспорт, история флота

Во второй половине Х1Х века в России фактически заново был создан военно-морской флот. Вместо деревянных парусных судов быгли построены броненосные пароходы. Реформирование флота требовало не только большой организаторской работы, но и изменения правовых положений в отношении вопросов финансирования строительства кораблей, комплектования и обучения кадров, внедрения новейших достижений науки и техники и т.д. Данная статья представляет собой попытку показать, как это делалось.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась крупными переменами в Российской империи, охватившими все сферы жизни государства и общества. Такими переменами стали отмена крепостного права, реформирование государственного управления, судебной системы, образования, местного самоуправления и др. В результате Россия стала развиваться по европейскому образцу. К числу этих важных реформ относится и военная реформа, проведенная в 60-70-е годы. Составной частью этой реформы стало фактическое возрождение российского военно-морского флота на принципиально новой основе, то есть создание парового броненосного военно-морского флота.

Все мероприятия реформы проводились в два периода. Первый период (с 1861 по 1874 гг.) заключался в подготовке правовой базы, создании материальных условий и военного управления. Второй период (с 1874 г.) характеризовался созданием новой массовой армии и нового броненосного военно-морского флота.

Правовые и организационные задачи реорганизации флота решало морское министерство. Начало управлению флотом было заложено Петром 1, его создателем. Вначале морскими делами ведали два Приказа - воинского морского флота и адмиралтейских дел. В 1712 г. была образована Военная морского флота канцелярия, а в 1717 г. Адмиралтейств-коллегия. Одним из первых неотложных дел коллегии была разработка военно-морского законодательства. В этой работе активное участие принял лично Петр 1. 13 января 1720 г. им была утверждена «Книга устав Морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море». Через два года был издан Регламент об управлении Адмиралтейства и часть вторая Регламента морского. В XIX веке для руководства флотом было создано Морское министерство. Однако коренное преобразование управления военно-морскими силами России началось с 1855 г., когда главным начальником флота стал генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич. Очень важным было решение о создании морского технического комитета (МТК), который занимался технической стороной кораблестроения, механики, артиллерии и минного искусства. Кроме того комитет осуществлял наблюдение

за всеми открытиями в технике морского дела. Правовое сопровождение решений морского министерства осуществляла Канцелярия морского министерства, в ведении которой находились, в том числе, юрисконсультская часть и кодификация морских узаконений. Директор канцелярии был юрисконсультом морского министерства. С 1884 г. во главе морского ведомства стоял главный начальник флота и морского ведомства (генерал-адмирал), который подчинялся непосредственно Его Императорскому Величеству и председательствовал в адмиралтейств-совете.

Главной и, безусловно, самой трудной задачей было строительство новых боевых кораблей. Проигранная Россией Крымская война наглядно показала, что необходима срочная замена деревянных парусных судов паровыми броненосными кораблями. В середине XIX века Военно-морской флот имел 178 судов с 2572 орудиями. Численный состав равнялся 90 000 офицерам и нижним чинам. По окончании Крымской войны в России военного флота практически не было. Оставшиеся парусные корабли боевой ценности уже не представляли, а паровых кораблей было чрезвычайно мало и в основном это были вспомогательные суда. Руководители Морского министерства, понимая, что русский военно-морской флот значительно отстал от флотов Англии и Франции, сразу же после заключения Парижского мирного договора поставили вопрос об его усилении.

Перед учеными, инженерами, мастерами и военными моряками возникли сложные проблемы, связанные с выбором наиболее рациональных типов броненосных кораблей, разработкой их проектов, созданием необходимого вооружения, с переоценкой взглядов на организацию и методы боевой подготовки. Масштабы и темпы строительства броненосного флота России увеличивались по мере улучшения экономического положения страны и ускорения процесса промышленного переворота, что обусловило его развитие в два этапа. Первый этап это 60-70-е годы, когда строились небольшие корабли береговой обороны. На втором этапе, начавшемся в 80-е годы, был создан и получил развитие мореходный флот.

Правовой основой для строительства нового флота стало принятие правительством специальных судостроительных программ. Уже в 1857 г. правительство утвердило первую после Крымской войны программу сроком на 20 лет. Согласно этой программе планировалась постройка 188 винтовых кораблей и 4 колесных пароходов.

В 1860 г. Морское ведомство приступило к составлению второй послевоенной судостроительной программы, рассчитанной на создание в России качественно нового броненосного флота. Она базировалась на концепции, что России необходима морская сила, которая преобладала бы над флотами второстепенных держав и внушала бы уважение большим державам. Первым кораблем в России целиком построенным из металла стала небольшая канонерская лодка «Опыт» (1861 г.). В 1864 г. вступил в строй первый мореходный броненосный корабль «Первенец».

В 1863 г. Морское министерство разработало новую судостроительную программу, предусматривавшую постройку 11 броненосных лодок-мониторов для Балтийского флота. Сразу же после выполнения этой программы была разработана и 9 марта 1864 г. утверждена новая программа строительства оборонительного флота, предусматривавшая постройку восьми броненосных кораблей различных типов. В течение 15 лет Россия создала на Балтийском море броненосный флот - третий по силе в Европе. За это время была значительно расширена и реорганизована судостроительная промышленность, был накоплен опыт и подготовлены кадры корабелов.

В целях наращивания крейсерских сил Морское министерство в 1872 г. разработало новую программу постройки восьми винтовых железных клиперов. В 1878 г. за границей были куплены три быстроходных парохода, переоборудованные в крейсеры и названные «Европа», «Азия» и «Африка». Кроме того за границей был заказан и в 1879 г. вступил в строй крейсер «Забияка». Дальность их плавания достигала 14 тыс. миль.

Начало второму этапу положило специальное совещание в Морском министер-

стве под председательством великого князя Алексея Александровича с участием военного министра и министра иностранных дел по вопросу дальнейшего развития военно-морского флота. На совещании были определены мероприятия по наращиванию морской мощи на театрах и задачи флотов. В отличие от 60-70-х годов, когда в России строился оборонительный флот, в начале 80-х годов было решено строить мощный мореходный флот, способный вести активные наступательные действия у берегов противника. Решения этого совещания стали правовой основой для существенных перемен в деле строительства военно-морского флота.

Переход к созданию броненосного флота потребовал коренной перестройки всей кораблестроительной промышленности, создания новых верфей и заводов по производству оборудования и вооружения для броненосных кораблей. Во второй половине XIX в. главным центром военного кораблестроения по-прежнему являлся Санкт-Петербург. Здесь было сосредоточено наибольшее число судостроительных заводов. Среди них были как казенные, так и частные заводы. В конце XIX в. все частные судостроительные заводы перешли в ведение Морского министерства. В результате предпринятых усилий Россия к началу ХХ в. имела 23 броненосца и 8 линейных кораблей.

С 70-х годов перешли к постройке бронированных крейсеров. Корабли этого типа впервые были созданы в России. Они имели 175-мм броню, водоизмещение около 4600 т, скорость около 14 узлов. Они были вооружены четырьмя 203 -мм, двумя 152мм нарезными и несколькими малокалиберными орудиями. Вскоре крейсера начали строить в Англии и других западноевропейских странах.

Еще один тип судов, которые строились для военно-морского флота - миноносцы. Строительство 40 миноносцев началось в 1877 г. Первые миноносцы были небольшими по размерам и совсем не годились для действий в открытом море. С 90-х годы строились более совершенные корабли и к 1905 г. Россия имела 104 миноносца.

В ХХ веке появляется и совсем новый тип судов - подводные лодки. Первая российская подводная лодка «Дельфин» была построена в 1903г. и вступила в строй в 1904 г.

Развитие промышленного производства и связанные с ним успехи в области металлургии и машиностроения создали необходимые экономические и технические предпосылки для строительства в России броненосных кораблей. Вместе с тем постройка паровых кораблей потребовала призыва в военно-морской флот грамотных и технически подготовленных людей, способных обслуживать качественно новую боевую технику.

Правовой базой кадровых изменений на флоте стали реформы в образовании в целом и принятие нового Закона о воинской службе (1874 г.) В сфере народного просвещения была разрушена дворянская кастовость средних и высших учебных заведений, что открыло доступ туда для других социальных слоев страны. Уставом 1874 отменялась система рекрутских наборов и вводилась всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, без различия сословий. Второй важнейшей особенностью Закона 1874 г. явилось значительное сокращение сроков военной службы: для солдат - 6 лет действительной службы и 9 лет запаса; для матросов - 7 лет действительной службы и 3 года запаса.

На основе этих реформ произошли значительные изменения в подготовке и обучении рядового и командного состава флота. Начались реорганизация существовавших и создание новых военно-морских учебных заведений. Были открыты артиллерийский и минный офицерские классы, Морской корпус был реорганизован в Морское училище (с 1891 г. - Морской кадетский корпус). 1877 г. была образована Морская академия. Были пересмотрены программы, введены новые дисциплины, значительно увеличено время на практическую подготовку, стали традиционными ежегодные дальние учебные плавания кораблей. Одновременно для обучения рядового состава были открыты специальные школы.

Система учебных заведений на флоте имела свою специфику. В нее помимо учебных заведений, готовящих строевых флотских офицеров, входили заведения по подготовке штурманов, инженерно-технических специалистов, морских артиллеристов и кораблестроителей (корабельных инженеров). Венно-морские учебные заведения, готовящие офицеров, делились на дающие своим выпускникам первый офицерский чин и те, в которых повышали образование лица, уже имеющие офицерские чины. К первой группе относятся морские училища (Морской корпус, Морское инженерное училище), а ко второй - академия и различные офицерские классы и школы (Николаевская морская академия). Спецификой морского образования было и то, что учебные заведения, дающие первый офицерский чин, выпускали своих воспитанников с общим высшим образованием.

В результате численность личного состава флота была сокращена с 90 тыс. в 60-е годы до 27 тыс. в 1878 г., а срок службы на кораблях уменьшился. Сокращение сроков службы и наличие на паровых кораблях сложной техники привели к увеличению призыва на флот более подготовленных людей из числа фабрично-заводских рабочих, что существенно изменило его социальный состав.

Составной частью реорганизации флота стала и судебная реформа. Судебная реформа в корне изменила судоустройство. Она ввела принцип независимости судей, утвердила принцип всесословности суда, был введен суд присяжных. Впервые учреждалась настоящая адвокатура. Реорганизовалась и прокуратура. Военные суды с 1867 г. стали действовать на тех же демократических принципах, что и гражданские.

Соответственно полной обособленности управления морским ведомством, была принята система такой же полной обособленности и морского законодательства. Подготовка Свода морских постановлений была начата в 1870 г. В 1876 г. издан «Сборник материалов», с хронологическим указателем всех узаконений по морской части за время с 1700 г. Свод морских постановлений был издан в 1886 г: Он состоит из 18 книг, имеющих общую нумерацию и сгруппированных в пять частей. Часть I. Образование управлений и команд. Часть II. Заведения морского ведомства. Часть. III. Служба в морских ведомствах. Часть IV. Хозяйство морского ведомства. Часть V. Военно-морские уставы: о наказаниях, дисциплинарный и судебный. Подготовка проектов актов военного законодательства производилась в специальных органах - Военном и Адмиралтейств-Советах, которые являлись органами военного управления. Члены указанных Советов назначались непосредственно Императором из числа высших офицеров.

Заключение. Создание броненосного флота в России во второй половине XIX в. представляет собой один из важных этапов развития военно-морского флота. Несмотря на все имевшиеся трудности в течение второй половины XIX в. Россия создала современный по тому времени броненосный флот, продолжавший свое развитие в последующие годы. Организаторами всей этой масштабной работы являлись Морское министерство и Главный морской штаб.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMING OF THE RUSSSIAN STEAM NAVY FOUNDATION

V.N. Zhilyaev

Keywords: navy, transport, history of navy

The second half of the XIX century was marked by actually creating the Russian Navy anew. Instead of wooden sailing boats military steam ships were constructed. Reforming the fleet demanded not only good organizational skills, but introduction of new legal issues as well, especially as far as the questions offinancing the construction of vessels, manning, training crew members, implementation of new technologies and others were concerned. This article presents an attempt to look into the way it all had been done.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.