Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы создания негосударственных высших учебных заведений в России в конце ХХ начале ХХI века'

Организационно-правовые основы создания негосударственных высших учебных заведений в России в конце ХХ начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ЗАКОНЫ РФ / non-state higher educational institutions / legislative basis / laws of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литова Т. С.

В статье приводятся основополагающие законы, регламентирующие деятельность негосударственных образовательных учреждений, даются примеры корректировки законодательной базы, связанной с негосударственными вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-LEGAL BASES OF THE CREATION OF NON STATE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Organizational-legal bases of the creation of non state higher educational institutions in Russia at the end of the ХIХ-th the beginning of the XX-th centuries are considered in the article, basic laws regulating activities of nonstate educational institutions are listed, examples of updating of the legislative basis connected with nonstate high schools are given.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы создания негосударственных высших учебных заведений в России в конце ХХ начале ХХI века»

УДК 930

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХ1 ВЕКА

© 2011 Т. С. Литова

соискатель каф. истории Отечества e-mail: LTS4@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье приводятся основополагающие законы, регламентирующие деятельность негосударственных образовательных учреждений, даются примеры корректировки законодательной базы, связанной с негосударственными вузами.

Ключевые слова: негосударственные высшие учебные заведения, законодательная база, законы РФ.

Развитие негосударственного высшего образования России в 90-х годах ХХ столетия поставило перед специалистами ряд проблем, в первую очередь правовых, важнейшей из которых является определение статуса этих учреждений. Опыт разрешения этой проблемы в истории высшей школы незначителен, относится к концу XIX - началу XX века и в настоящее время может быть использован лишь частично.

Изменение социально-экономических условий в 90-х годах ХХ века, ликвидация монополии государства во всех областях общественной жизни, включая экономику и образование; либерализация экономики, ее постепенное разгосударствление и приватизация; развитие рынка и конкуренции в российской экономике потребовало соответствующих преобразований и в системе высшего образования в форме создания и функционирования негосударственных вузов. Постепенно эти изменения были зафиксированы в Российском законодательстве.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций1.

Среди подзаконных актов, регулирующих имущественные отношения в сфере образования, ведущую роль играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации. Одним из первых нормативных актов, обеспечивающих возрождение в России негосударственного образования, стал Указ Президента РФ от 11 июля 1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», в котором Правительству РСФСР давалось задание разработать и представить до конца 1991 г. на утверждение Верховного Совета РСФСР Государственную программу развития образования в РСФСР, предусмотрев в ней создание фондов развития образования и поддержку негосударственных образовательных учреждений2.

Гражданско-правовые нормы, определяющие статус вузов, могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. К примеру, приказом Минобразования РФ от 16.03.1999 № 643 (ред. от 05.09.2000) было утверждено «Типовое положение о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти» (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 20.04.1999 № 1758), носящее для негосударственных вузов функцию примерного3.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Из числа действующих федеральных законов, относящихся к образовательному законодательству, на первое место следует поставить Закон РФ «Об образовании»4.

Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”» был принят Государственной думой 12 июля 1995 г., одобрен Советом Федерации 5 января 1996 г. и подписан Президентом 13 января 1996 г. Принятый закон дает новую редакцию Закона Российской Федерации «Об образовании»5.

Закон дал мощный импульс развитию законотворчества, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Он содержит большое количество норм, имеющих комплексный характер и регулирующих гражданско-правовые отношения.

Следующим федеральным законом, регулирующим отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, стал Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»6.

Федеральные законы «Об образовании»7 и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании8» осуществляют системное регулирование отношений, связанных с высшим и послевузовским образованием, закрепляют правовой статус вуза как субъекта высшего и послевузовского образования, экономические отношения между вузом и иными субъектами права.

Указами Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 г. № 1 и законом «Об образовании» от 10 июля 1992 года (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.) была создана правовая база функционирования негосударственного сектора, определен порядок лицензирования и государственной аккредитации учреждений. Аккредитованные учреждения получали право на бюджетное финансирование, размеры которого должны были устанавливаться на основе нормативов в расчете на одного учащегося.

В развитии положения о единстве системы образования в действующем законодательстве об образовании подчеркивается: «Действие федерального законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на ее территории независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности»9. Таким образом, можно констатировать принцип единства прав и обязанностей государственных и негосударственных образовательных учреждений. Принципиально важным является фиксация законом правовой базы возникновения негосударственного сектора в сфере образования.

Внесенные затем изменения в законодательство обусловили свертывание части прав негосударственных образовательных учреждений (далее НОУ), особенно вузов. Если закон «Об образовании» образца 1992 года провозгласил, что право на образовательную деятельность и льготы возникают у учебного учреждения с момента выдачи ему лицензии и что на обучающихся в негосударственных вузах распространяются право на отсрочку несения воинской службы и иные льготы, то обновленная в 1996 году редакция закона аннулировала это. Согласно ей, равными правами обладают выпускники образовательных учреждений любых организационно-правовых норм, имеющих государственную аккредитацию (а не просто лицензию). Из закона «Об образовании» также были исключены положения о праве негосударственных вузов, даже прошедших государственную аккредитацию, на бюджетное финансирование.

Закон «Об образовании» как в редакции 1992, так и в редакции 1996 года даёт право негосударственным образовательным учреждениям взимать плату за обучение. При этом, подчеркивается, что платная образовательная деятельность НОУ не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработ-

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011.

№ 4 (20)

Литова Т. С. Организационно-правовые основы создания негосударственных высших учебных заведений

в России в конце ХХ — начале ХХ1 века

ную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении10. Признавая платную образовательную деятельность НОУ некоммерческой, законодатель установил, что «образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от всех видов налогов, в том числе платы за землю»11. Образовательное учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Закон устанавливает перечень видов деятельности образовательного учреждения, которые относятся к предпринимательской. Но и в этом случае, при определенных условиях, они могут иметь льготу по налогообложению12. Другая часть дохода считается полученной от предпринимательской деятельности и подлежит налогообложению на общих основаниях.

Закон «Об образовании» фактически устанавливает статус финансовой автономии образовательных учреждений. Это находит свое выражение в том, что «образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность». Кроме этого, «финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данного образовательного учреждения, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации» .

В законе «Об образовании» сказано, что «образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности»14. Это положение помогает определить отношение собственности в системе образования.

В Законе говорится, что государство должно разработать «специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм.... Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяется законодательством Российской Федерации»15.

Правомерность применения на практике установленных законодательством в области образования налоговых льгот длительное время оспаривалась налоговыми органами. Со времени принятия Закона РФ «Об образовании» (1992 г.) ситуация во взаимоотношениях между образовательными учреждениями и налоговыми органами была достаточно сложной. Центральный вопрос разногласий между ними сводился к различному пониманию сторонами перечня и объема налоговых льгот, которыми имели право пользоваться образовательные учреждения в связи с осуществляемой ими платной образовательной деятельностью.

Налоговые органы придерживались положения, согласно которому налоговые льготы устанавливаются только законодательными актами РФ по вопросам налогообложения и нормативными актами органов, уполномоченных на это законом. Основанием для этого являлось Постановление Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 г.

№ 3255-1 «О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федера-

16

ции» .

Налоговые органы не рассматривали положения Закона «Об образовании» в качестве правомерного, так как законодательство в области образования не относится к налоговому. Поэтому длительное время налоговые органы обязывали образовательные учреждения платить налог на прибыль, НДС, в дорожные фонды и ряд других.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Несмотря на то что образовательная деятельность является непредпринимательской, так как не имеет своей целью извлечение прибыли, налоговые органы стали рассматривать разницу между полученными доходами за отчетный период и произведенными фактическими затратами как прибыль. Таким образом, образовательные учреждения в этом вопросе были полностью приравнены к предприятиям.

В настоящее время эта проблема «урегулирована» путем своеобразного «негласного» соглашения между образовательными учреждениями и налоговыми органами.

Высказываясь о правовой природе негосударственного вуза, Н. В. Караваев считает, что следует выяснить, является ли он формированием, созданным с целью зарабатывания денег для своих учредителей, а значит - коммерческой организацией, или негосударственные вузы имеют социально-культурное предназначение, а плата за обучение в этом случае только обеспечивает возможность для нормального функционирова-

17

ния организации во имя исполнения уставных целей и задач .

Осуществление предпринимательской деятельности в принципе расходится с природой некоммерческой организации. Это объясняется тем, что такая организация создана заведомо для целей, не связанных с предпринимательством. Однако, как указывал М. И. Брагинский, в ряде случаев некоммерческая организация вынуждена осуществлять предпринимательскую деятельность18. Это объясняется тем, что в современных условиях ни одно юридическое лицо не сможет существовать только на средства учредителей и пожертвования. В этом случае, как отмечал И. В. Елисеев, законодатель должен обеспечить такой правовой режим деятельности юридического лица, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратилось бы в самоцель19.

Споры вокруг законодательства, связанного с негосударственными вузами, не утихают. Процесс становления и развития законодательства в области образования, вероятно, займет еще достаточно много времени. Наличия всего двух специальных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования, явно недостаточно для ее функционирования, и сам ход дальнейшего реформирования потребует законодательного закрепления новых механизмов и отношений. Так, например, 26.07.2000 г. был утвержден «План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы». Его положениями предусматривается введение в сфере высшего образования конкурсного порядка распределения государственного заказа на подготовку специалистов и финансирования инвестиционных проектов вузов независимо от их организационно-правовой формы; установление особого статуса образовательных организаций вместо существующего статуса государственных учреждений; переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, а также внедрение принципа адресного предоставле--20

ния стипендий .

Настоящее положение негосударственных образовательных учреждений в системе правоотношений, закрепленных в российском законодательстве, достаточно противоречиво. С одной стороны, можно констатировать, что само существование негосударственного сектора в системе образования с точки зрения закона правомерно. НОУ имеют правовые гарантии своего существования, что выражается в их статусе как некоммерческих организаций, наличии финансовых и налоговых льгот и других преимуществ. С другой стороны, в законодательстве, наряду с декларацией равенства прав и обязанностей государственных и негосударственных образовательных учреждений, по мнению работников негосударственных образовательных учреждений, присутствует тенденция к росту их неравноправности с точки зрения неравенства условий их деятельности на рынке образовательных услуг.

Отдельно хотелось бы остановиться на вступившем в силу с 1 января 2005 г. Федеральном законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011.

№ 4 (20)

Литова Т. С. Организационно-правовые основы создания негосударственных высших учебных заведений

в России в конце ХХ — начале ХХ1 века

акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

Данным законом изменено и дополнено 152 законодательных акта, еще 112 утратили силу полностью или частично. Что касается образовательного законодательства, то была внесена 31 поправка в Закон РФ «Об образовании» и 29 поправок в Федеральный закон о высшем образовании. С 1 января 2005 г. утратил силу Федеральный закон от 16.05.1995 № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию22».

С одной стороны, Федеральным законом № 122 положения образовательного законодательства были приведены в соответствие с Гражданским кодексом РФ. В частности, государственные вузы не могут больше иметь имущество на праве собственности, а средства, полученные за счет внебюджетных источников, поступают в самостоятельное распоряжение вуза. За негосударственными вузами право быть собственниками

23

имущества сохранилось .

Одной из проблем, волнующих руководство негосударственных вузов, является аккредитация. Переход к государственно-общественной аккредитации мог быть осуществлен уже в рамках существующего в начале 90-х годов законодательства. Законы «Об образовании» 1992 г. и 1996 г. предусмотрели возможность как государственной (п. 16, 17, 18 ст. 33), так и общественной аккредитации (п. 25 ст. 33). Правда, не был установлен механизм учета итогов общественной аккредитации при проведении аккредитации государственной.

Позже государственную аккредитацию законодатели и чиновники постепенно сделали необходимым условием получения гарантированной Конституцией поддержки различных форм образования. Причем на аккредитацию могли претендовать только вуз или школа, имеющие лицензии на право вести образовательную деятельность.

Работники негосударственных вузов считают, что аккредитация превращена в камень преткновения для самой деятельности этих учебных заведений24. Поначалу закон «Об образовании» (1992 года), провозгласил, что право на образовательную деятельность и льготы возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии, на обучающихся в негосударственных вузах распространялись право на отсрочку несения воинской службы и иные льготы.

Позже законодатели предусмотрели для вновь организованных образовательных учреждений возможность прохождения аттестации по первому выпуску обучающихся, «но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины выпускников» (п. 20 ст. 33 Закона 1996 г.).

Призыв студентов на военную службу является важной проблемой, волнующей НОУ. Закон 1992 года решал этот вопрос однозначно: «На обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях распространяется право на отсрочку несения военной службы и иные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации ». Этим правом пользуются студенты только тех НОУ, которые имели государственную лицензию, так как «право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)26». Это соответствовало и положению п. «б» части второй ст. 21 Закона РФ о военной обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г., согласно которому «право на получение отсроч-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

ки от призыва на военную службу имеет гражданин, впервые обучающийся на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня - на время его обучения».

В 1993 г. была предоставлена отсрочка от воинского призыва на время обучения всем без исключения впервые обучающимся на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования, но только с государственной аккредитацией (п. 3), при этом не учитывалось то, что и государственные вузы в это время тоже не имели аккредитации: аккредитованными они стали считаться только с момента выхода в свет постановления Г оскомвуза об утверждении Временного положения о государственной аккредитации от 30 ноября 1994 г.

После принятия постановления Верховного Совета РФ от 19 мая 1993 г. призывные комиссии стали направлять повестки о призыве на воинскую службу студентам НОУ. Создалась конфликтная ситуация: призывники ссылались на закон, военкоматы -на постановление. Стали возбуждаться уголовные дела против студентов-очников, которые отказались идти в армию, прежде чем закончат обучение.

Постановление Верховного Совета противоречило существовавшему законодательству. А так как оно не имело силы федерального закона, то и изменений в законы об образовании и о воинской обязанности и военной службе не внесло. Поэтому представления военкоматов о возбуждении уголовных дел по факту уклонения от несения воинской службы органами прокуратуры к рассмотрению не принимались как противоречащие Конституции и Закону об образовании.

Серьезные дискуссии в 1994 г. вызвали разработанные в Госкомимуществе варианты законопроектов о разгосударствлении и демонополизации сферы образования. Один из них предполагал проведение приватизации учебных заведений по образцу программы приватизации в промышленности и был отвергнут правительством. Он предусматривал выборочное разгосударствление учебных заведений. При этом основные фонды должны были остаться в государственной или муниципальной собственности и лишь переходить в пользование к частному учебному учреждению. Приватизируются права учредителя, дающие возможность определять направления и формы образовательной деятельности. Данный проект не нашел поддержки ни у работников отрасли, ни у законодателей из-за ожидаемых негативных социальных последствий в случае его принятия.

Результатом прошедших дискуссий стало принятие Г осударственной думой уже в начале 1995 г. Закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию»27. Закон предусматривал введение запрета на приватизацию в ближайшие три года всех типов образовательных учреждений, включая и объекты их производственной и социальной инфраструктуры. На этот срок запрещались изменение состава учредителей образовательных учреждений и передача последних субъектам Российской Федерации.

Запрет на изменение состава учредителей, по существу, сделал нереальными надежды руководителей образовательных учреждений на расширение источников финансирования, так как лишил их возможности привлекать в состав учредителей бизнесменов и финансистов, готовых осуществлять спонсорскую деятельность. В окончательной редакции этого закона, принятой в том же году, появилось разрешение на включение в состав учредителей только представительных и исполнительных органов власти. Иными словами, учреждениям образования была предоставлена возможность искать дополнительные финансовые ресурсы только в региональных и местных бюджетах.

Важно и то, что из этого закона были исключены положения о праве негосударственных вузов, даже прошедших государственную аккредитацию, на бюджетное фи-

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011.

№ 4 (20)

Литова Т. С. Организационно-правовые основы создания негосударственных высших учебных заведений

в России в конце ХХ — начале ХХ1 века

нансирование.

В статье рассмотрена главная часть законодательных актов и нормативноправовых документов в сфере образования, касающихся негосударственного профессионального образования. Существующее законодательство вводило одни законы и отменяло другие, иногда они входили в противоречие друг с другом и Конституцией РФ. Процесс становления и развития законодательства в области образования, в том числе и государственного, ещё не устоялся и, вероятно, займет еще достаточно много времени, тем не менее основные вопросы решены.

1 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145).

2 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» Указ Президента РФ от 11 июля 1991 №

I // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 31. Ст. 1025.

3Типовое положение о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.04.1999 № 1758), приказом Минобразования РФ от 16.03.1999 № 643 (ред. от 05.09.2000) // Российская газета. 1999. № 92.

4 ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Ведомости РФ. 1992. № 30.

5 ФЗ «Об образовании». 13 января 1996 года. № 12-ФЗ // Консультант Плюс.

6Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996.-№ 35.-CT. 4135.

7 ФЗ «Об образовании». 13 января 1996 года. № 12-ФЗ // Консультант Плюс.

8 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. CT. 4135.

9 ФЗ «Об образовании». 13 января 1996 года (ст. 11, 33, 34, 36, 39, 41-43 и др.) № 12-ФЗ // Консультант Плюс.

10 Там же. Ст. 46, п.п. 1, 2.

II Там же. Ст. 40, п.3.

12 Там же. Ст. 47, п.п. 1-4.

13 Там же. Ст. 43, п.п. 1, 2.

14 Там же. Ст. 39, п.7.

15 Там же. Ст. 40, п. 4.

16Постановление ВС РФ от 10.07.1992 № 3255-1 «О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации» // Консультант Плюс.

17 Караваев Н. В. Юридическая личность негосударственного высшего учебного заведения / Вятский социально-экономический институт. Киров: ВСЭИ, 2005. C. 32.

18Брагинский М. И. Договоры с предпринимателями по Гражданскому кодексу // Право и экономика. 1998. № I.

19Гражданское право. Т. 1: учеб. Изд. 6-е / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2002. С. 199. 20Документы в образовании. 2000. № 18. С. 8.

21Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 21.07.2007) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительских) и исполнительских органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД СФ РФ 05.08.2004) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

22Федеральный закон от 16.05.1995 № 74-ФЗ (ред. от 27.02.2003) «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждениях и моратории на их приватизацию» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1922.

23Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 21.07.2007) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительских) и исполнительских органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих прин-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД СФ РФ 05.08.2004) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Современное состояние и проблемы развития высшего негосударственного образования в России / Коллектив авторов. Курск: Изд-во МЭБИК, 2001. С. 11.

25Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 30.06.2007) «Об образовании» п. 20 ст. 50 // Консультант Плюс.

26Там же

27 Федеральный закон от 16.05.1995 № 74-ФЗ (ред. от 27.02.2003) «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждениях и моратории на их приватизацию» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) // Консультант Плюс.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011.

№ 4 (20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.