Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы развития паллиативной медицинской помощи взрослому населению в Российской Федерации'

Организационно-правовые основы развития паллиативной медицинской помощи взрослому населению в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1155
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЛИАТИВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ХОСПИС / БОЛЬНИЦА СЕСТРИНСКОГО УХОДА / ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ / PALLIATIVE MEDICAL CARE / HEALTH PROTECTION OF CITIZEN / HOSPICE / NURSING CARE HOSPITAL / PROCEDURE OF PALLIATIVE MEDICAL CARE PROVISION / ADULT POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Введенская Елена Станиславовна

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" впервые узаконил паллиативную медицинскую помощь (ПМП) как один из видов медицинской помощи, оказываемой населению. Мероприятия по развитию ПМП включены в Государственную программу развития здравоохранения в РФ до 2020 г., утвержден порядок оказания ПМП взрослому населению. Но в порядок не вошла такая форма ПМП, как хоспис. Существующие в течение более 20 лет в России хосписы нового типа являются не только учреждениями, в которых пациенты получают специализированную ПМП. По сложившейся традиции в хосписе осуществляется на практике интеграция деятельности различных учреждений и организаций, в том числе социальных, общественных, благотворительных и религиозных, что необходимо для создания оптимальных условий для улучшения качества жизни больных на заключительном этапе их жизни. Поэтому хосписы нового типа непременно должны быть включены в систему специализированной ПМП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Введенская Елена Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL LEGAL FUNDAMENTALS OF DEVELOPMENT OF PALLIATIVE MEDICAL CARE OF ADULT POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The Federal Law of 21.10.2011 №323-FZ "About fundamentals of health protection of citizen in the Russian Federation" made legal for the first time the palliative medical care as a form of population medical care. The activities concerning development of palliative medical care are included in the State program of public health development in the Russian Federation up to 2020. The procedure of palliative medical care provision to adult population was validated. However, such organizational form of palliative medical care as hospice was left outside the procedure. The hospices of new type exist in Russia over 20 years are not only institutions where patients receive specialized palliative medical care. According hands-on experience, hospice supports integration of activities of social, public, charitable, religious and many other institutions and organizations. This is a must condition for organization of optimal conditions for amelioration quality of life of patients during terminal stage of their life. Hence, hospices of new type certainly are to be included into specialized system of palliative medical care.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы развития паллиативной медицинской помощи взрослому населению в Российской Федерации»

4. Tanner M.D. The grass is not always greener a look at national health care systems around the world. March 18, 2008 CATO Institute. Policy Analysis. 2008; 613: 1—48.

5. Kuznetsov D.Yu. Dutch model of health care financing is the most promising for Russia. Rossiyskoe agentstvo mediko-sotsial'noy informatsii (AMI) (in Russian). Available at: http://ria-ami.ru/ news/56931 (accessed 18 March 2013).

6. Saltman R.B., Busse R., Mossialos E. Regulating entrepreneurial behaviour in European health care systems. Buckingham: Open University Press; 2002.

7. Bloomberg rankings. The World's Healthiest Countries. Bloomberg. Available at: http://images.businessweek.com/bloomberg/pdfs/ worlds_healthiest_countries_v2.pdf (accessed 20 March 2013).

8. Ragozin A.V., Kravchenko N.A., Rozanov V.B. Comparison of the effectiveness of fiscal and insurance models of health care financing. Zdravookhranenie. 2012; 12: 30—9 (in Russian).

9. Reinhardt U.E., Hussey P.S., Anderson G.F. U.S. health care spending in an international context. Health Aff. (Millwood). 2004; 23 (3): 10—25.

10. National Census 2010: Russia on the language of numbers. The

results of the population census of 2010 (in Russian). Available at: http://www.perepis—2010.ru (accessed 2 April 2013).

11. The World Bank. Doing Business project. Available at: http:// www.doingbusiness.org/rankings (accessed 15 October 2012).

12. Primary health care: report of the International Conference on Primary Health Care, Alma-Ata, USSR, 6—12 September, 1978. Geneva: WHO; 1978.

13. Piano Sanitario Nazionale 2011—2013. Conferenza Delle Re-gioni e Delle Province Autonome. Ministero della Salute; 2010.

14. DH Financial Planning and Allocations Division. Resource allocation: weighted capitation formula (Seventh Edition). 2011. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/reso-ur ce-allocation-weighted-capitation-formula (accessed 29 April 2013).

15. The Central Intelligence Agency. The World Factbook. Available at: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ index.html (accessed 5 September 2012).

16. WHO. Global Health Observatory Data Repository. Available at: http://apps.who.int/ghodata/?theme=country (accessed 2 April 2013).

Поступила 21.05.13

© Е.С. ВВЕДЕНСКАЯ, 2013 УДК 614.2:616-08-039.75-053.8

Е.С. ВВЕДЕНСКАЯ

Организационно-правовые основы развития паллиативной медицинской помощи взрослому населению в Российской Федерации

ГБУЗНО "Нижегородский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", 603155, Нижний Новгород

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" впервые узаконил паллиативную медицинскую помощь (ПМП) как один из видов медицинской помощи, оказываемой населению. Мероприятия по развитию ПМП включены в Государственную программу развития здравоохранения в РФ до 2020 г., утвержден порядок оказания ПМП взрослому населению. Но в порядок не вошла такая форма ПМП, как хоспис. Существующие в течение более 20 лет в России хосписы нового типа являются не только учреждениями, в которых пациенты получают специализированную ПМП. По сложившейся традиции в хосписе осуществляется на практике интеграция деятельности различных учреждений и организаций, в том числе социальных, общественных, благотворительных и религиозных, что необходимо для создания оптимальных условий для улучшения качества жизни больных на заключительном этапе их жизни. Поэтому хосписы нового типа непременно должны быть включены в систему специализированной ПМП.

Ключевые слова: паллиативная медицинская помощь; об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации; хоспис; больница сестринского ухода; порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению.

THE ORGANIZATIONAL LEGAL FUNDAMENTALS OF DEVELOPMENT OF PALLIATIVE MEDICAL CARE OF ADULT POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

E.S. Vvedenskaya

The Nizhniy Novgorod center of prevention and control of AIDS and infectious diseases, 603155, Nizhniy Novgorod, Russia

The Federal Law of 21.10.2011 №323-FZ "About fundamentals of health protection of citizen in the Russian Federation" made legal for the first time the palliative medical care as a form of population medical care. The activities concerning development of palliative medical care are included in the State program of public health development in the Russian Federation up to 2020. The procedure of palliative medical care provision to adult population was validated. However, such organizational form ofpalliative medical care as hospice was left outside the procedure. The hospices of new type exist in Russia over 20 years are not only institutions where patients receive specialized palliative medical care. According hands-on experience, hospice supports integration of activities of social, public, charitable, religious and many other institutions and organizations. This is a must condition for organization of optimal conditions for amelioration quality of life of patients during terminal stage of their life. Hence, hospices of new type certainly are to be included into specialized system of palliative medical care.

Key words: palliative medical care; health protection of citizen; hospice; nursing care hospital; procedure of palliative medical care provision; adult population.

Контактная информация: Введенская Елена Станиславовна, канд. мед. наук; e-mail: [email protected]

Организация медицинской помощи больным с распространенными формами злокачественных новообразований, прогрессирующими хроническими заболеваниями на поздних стадиях развития, в том числе умирающим больным, — один из сложных и до сих пор не решенных вопросов не только в России, но и во всех странах мира. Помочь страдающему инкурабельному больному призвана паллиативная медицинская помощь (ПМП).

Данное направление здравоохранения в РФ постепенно развивается уже более 20 лет. Но только сегодня мы можем говорить о том, что создается необходимая нормативная и организационная база здравоохранения, которая позволит осуществлять развитие паллиативной помощи во всей стране и на принципиально новом уровне.

Вступивший в силу с 1 января 2012 г. федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ утвердил новый для отечественного здравоохранения вид медицинской помощи — ПМП (статья 32). Принятие нового закона ознаменовало начало принципиально нового этапа в развитии ПМП населению России [12].

В законе ПМП характеризуется как "комплекс мероприятий, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан" [12]. В соответствии с законом ПМП может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи" (статья 36). В статье 80 отмечается, что "паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях предоставляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ...", при оказании ПМП в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ, и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.

Организация оказания гражданам ПМП наряду с первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья (статья 14).

Финансовое обеспечение оказания гражданам ПМП осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и иных источников в соответствии с настоящим федеральным законом (статья 83) [12].

Так, после принятия закона впервые мероприятия по развитию ПМП в стране были включены в Государственную программу развития здравоохранения в РФ до 2020 г.

В Государственной программе план формирования инфраструктуры для оказания ПМП взрослым и детям представлен в подпрограмме 9 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" (далее подпрограмма). Целью реализации подпрограммы является "повышение качества жизни больных с прогрессирующими неизлечимыми заболеваниями, преимущественно на стадии, когда возможности радикального лечения исчерпаны

или ограничены". В подпрограмме подробно описаны философия и содержание ПМП, ее цели и задачи, рекомендуемые формы организации помощи. Подпрограмма предоставляет нормативы обеспеченности населения, как взрослого, так и детского, койками ПМП на трех этапах ее реализации. В подпрограмме подчеркивается, что "помимо развития сети стационарных отделений паллиативной помощи для пациентов необходимо обеспечить доступность амбулаторных форм паллиативной помощи" [10].

Что касается взрослого населения, то по результатам реализации первого этапа подпрограммы в 2013 г. обеспеченность койками для оказания ПМП взрослым должна составить до 1,7 коек на 100 тыс. взрослого населения. На первом этапе в первую очередь решается задача создания эффективной службы ПМП инкура-бельным пациентам в ситуации, когда исчерпаны возможности радикального лечения и необходима активная симптоматическая терапия.

По результатам реализации второго этапа подпрограммы к 2020 г. "обеспеченность койками для оказания ПМП взрослым должна увеличиться с 4,4 в 2016 г. до 10 коек на 100 тыс. взрослого населения в 2020 г.".

Таким образом, до 2020 г. планируется создать подразделения стационарной ПМП в каждом регионе, исходя из расчета 10 коек на 100 000 взрослого населения, что соответствует последним рекомендациям Европейской ассоциации паллиативной помощи по планированию обеспеченности населения европейских стран стационарной ПМП [14]. Но здесь следует отметить, что в этих странах показатель обеспеченности населения ПМП в стационаре рассчитывается при условии полной обеспеченности населения ПМП на дому.

В то же время в 2012 г. финансирование ПМП впервые включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам России медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. В соответствии с данной программой норматив количества койко-дней в год на одного жителя при оказании ПМП в стационарных условиях таков: в 2013 г. 0,077,

2014 г. 0,092, 2015 г. 0,112 [5].

Запланированные Программой государственных гарантий средние нормативы финансирования затрат на койко-день на 1 жителя в год позволят обеспечить значительно большее число пациентов больничными койками для оказания ПМП, чем предусмотрено Государственной программой развития здравоохранения в РФ на 2013—2015 гг. [5, 10].

Запланированное в Программе государственных гарантий количество амбулаторных посещений с целью оказания ПМП на 1 жителя составит в 2013, 2014 и

2015 гг. соответственно 2,4, 2,6 и 2,8 посещения в год [5]. Следует отметить, что планируемые объемы амбула-торно-поликлинической помощи явно недостаточны для обеспечения доступной ПМП.

Необходимо отметить, что в Государственной программе развития здравоохранения даны общие рекомендации, и при работе по планированию системы ПМП на местах должны учитываться реальные потребности и возможности (уровень заболеваемости, смертности, возрастная структура населения), которые в различных регионах неодинаковы.

Приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1343н утвержден порядок оказания ПМП взрослому населению (далее — порядок). Порядок устанавливает правила оказания ПМП взрослому населению (за исключением больных ВИЧ-инфекцией). Порядок определяет

формы ее оказания, а именно: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (рис. 1) [9].

В соответствии с порядком оказания ПМП в амбулаторных условиях она осуществляется прошедшими обучение медицинскими работками кабинетов ПМП, а также бригадой выездной патронажной службы ПМП.

Исходя из текста порядка, надо полагать, что выездные патронажные бригады ПМП входят в состав отделения выездной патронажной службы центра ПМП. Рациональность этого предложения спорна, так как один центр создается для обслуживания 1 млн населения. Поэтому важно решить вопрос, где целесообразнее разместить выездные патронажные бригады для более эффективной организации их работы и приближения к пациентам. Вероятнее всего, этот вопрос должен решаться на уровне муниципального здравоохранения с учетом имеющихся возможностей, сложившейся практики и опыта других регионов.

При решении этого вопроса необходимо отметить, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" от 15 мая 2012 г. № 543н "организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным с онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах, в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов, является одной из основных задач поликлиники" (пункт 11, приложение 1) [7]. К тому же в поликлиниках уже существуют первичные онкологические кабинеты, в функции которых входят консультативная помощь врачам, осуществляющим первичную врачебную медико-санитарную помощь больным с онкологическими заболеваниями, контроль за проведением симптоматического лечения; выписывание наркотических средств и направление больных для паллиативного и симптоматического лечения в соответствующие отделения медицинских организаций, оказывающих ПМП [8].

Формами стационарной ПМП в соответствии с порядком являются отделения ПМП и центры ПМП. Отделение является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей ПМП и специализированную медицинскую. В структуру центра входят поликлиническое отделение (включая кабинет реабилитации стомированных больных); стационарное отделение ПМП с блоком интенсивной терапии; отделение выездной патронажной службы ПМП; диагностические отделения (патолого-анатомическое, лучевой диагностики, клинико-диагностическая лаборатория); организационно-методический отдел. Задачами центра кроме оказания специализированной ПМП неизлечимо больным гражданам являются организация работы по повышению квалификации врачей и медицинских сестер медицинских организаций по вопросам ПМП и методическое руководство и консультативная помощь врачам-специалистам медицинских организаций по вопросам ПМП [9].

Порядком предусмотрено оказание такого вида ПМП, как дневной стационар [9].

Следует обсудить еще один важный вопрос — место хосписов в системе ПМП или точнее специализирован-

Центры ПМП и хосписы

Дневной стационар

Отделения ПМП

Отделения ПМП

Кабинеты ПМП 1 Кабинеты ПМП

Кабинеты ПМП 1 Кабинеты ПМП

Рис. 1. Структура системы ПМП в регионе в соответствии с порядком оказания ПМП взрослому населению.

ной ПМП. Хоспис является одной из основных форм оказания ПМП больным в терминальной стадии заболевания [1—4, 11, 13, 14]. Хосписы в нашей стране до сих пор открываются и функционируют на основании приказа Минздрава РСФСР "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц" от 01.02.91 № 19 [6].

С момента принятия приказа развитие хосписов осуществлялось в двух направлениях. Часть хосписов в связи с острой потребностью больных со злокачественными новообразованиями в эффективном обезболивании, получив лицензии на использование наркотических препаратов и приняв философию хосписного движения, стали осуществлять специализированную ПМП преимущественно онкологическим больным. Так, были организованы хосписы нового типа (по модели английских хосписов), примерами которых являются хосписы Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерова и ряда других городов.

Другая часть медицинских учреждений, которые стали называться хосписами, на самом деле выполняли и до сих пор выполняют лишь функции больниц сестринского ухода — проводят поддерживающую терапию и оказывают медико-социальную помощь и сестринский уход людям пожилого возраста. Их роль, безусловно, велика, но они не являются учреждениями специализированной ПМП (рис. 2).

Видимо, с этим связано то, что в утвержденный порядок оказания ПМП взрослому населению не вошла такая стационарно-амбулаторная форма ПМП, как хоспис [9]. В то же время хосписы уже более 20 лет являются основными медицинскими учреждениями, где получают специализированную стационарную ПМП и ПМП на дому больные с распространенными формами злокачественных новообразований. Практика подтвердила, что хосписная помощь при правильной организации является важной и неотъемлемой частью ПМП, которая берет на себя все сложные проблемы, с которыми сталкивается больной и его близкие в конце жизни, и оказывает поддержку родственникам в период тяжелой утраты. Уже сформировавшаяся хосписная служба в некоторых городах России могла бы послужить основой для формирующейся системы ПМП.

Рис. 2. Учреждения, созданные на основании приказа Минздрава РФ от 01.02.1991 г. № 19 "Об организации домов сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц". В группе "хосписы" оказались хосписы нового типа, оказывающие специализированную ПМП преимущественно онкологическим больным, и хосписы — больницы сестринского ухода.

В настоящее время хоспис нового типа является не только учреждением, в котором пациенты получают специализированную ПМП. Хосписом осуществляется на практике интеграция деятельности различных учреждений и организаций, в том числе социальных, общественных и религиозных, которая необходима для создания оптимальных условий для улучшения качества жизни больных на заключительном этапе жизни. В хосписе внедряется в практику философия жизни и смерти.

Поэтому хосписы нового типа непременно должны быть включены в систему специализированной ПМП наряду с отделениями и центрами ПМП, а хосписы — дома сестринского ухода должны носить те названия, которые соответствуют их функциям и выполняемым задачам.

Оказание ПМП в целом — это комплексная медико-социальная задача, которая имеет не только медицинские, но и психологические, социальные, юридические, нравственные, культурные и экзистенциальные аспекты. Но сегодня это еще и одна из составляющих системы здравоохранения и неотъемлемое право граждан на охрану здоровья. Для создания эффективной системы ПМП необходимы дополнение и совершенствование создаваемой в настоящее время правовой базы, непременное участие в ее разработке экспертов в области паллиативной, хосписной помощи и организации здравоохранения. Мониторинг и обсуждение правоприменительной практики законодательной базы как на федеральном, так и на региональных уровнях будут способствовать ее дальнейшему совершенствованию и обеспечению доступности нуждающимся пациентам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская Е.С. Паллиативная помощь: быть рядом с больным до конца. Н. Новгород: Издательство НГМА; 2011.

2. Введенская Е.С. История развития паллиативной и хосписной помощи больным злокачественными новообразованиями в России. Паллиативная помощь и реабилитация. 2012; 2: 55—8.

3. Гнездилов А.В., Иванюшкин А.Я., Миллионщикова В.В. Дом для жизни. Человек. 1994; 5: 116—21.

4. Миллионщикова В.В., Лопанов П.Н., Полишкис С.А., ред. Хосписы. М.: Грантъ; 2003.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 г. Москва "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015

годов". [Интернет]. 2012 [cited 2013 March 18]. URL: http:// www.rosminzdrav.rU/health/guarantee/11

6. Приказ Министерства здравоохранения РСФСР от 01.02.1991 г № 19 №Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц". [Интернет]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-zakony/s8w.htm

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению". [Интернет]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?reg=doc;base=LAW;n=132071

8. Приказ Министерства здравоохранения России от 15.11.2012 г. № 915н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология". [Интернет]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.kuzdrav.ru/ drupal/node/1779

9. Приказ Министерства здравоохранения России от 21 декабря 2012 г. № 1843н "Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению". [Интернет]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www. minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/1660

10. Распоряжение Правительства РФ № 2511-р от 24 декабря

2012 года об утверждении "Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации". [Интернет]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.rosminzdrav. ru/health/72

11. Рекомендации Rec. (2003) 24 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам по организации паллиативной помощи. М.: Медицина за качество жизни; 2005. [Интернет]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://pallcare.ru/ru/ images/user/Rvskversion3.pdf

12. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября

2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". [Интернет]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104

13. Эккерт H.B., НовиковГ.А., Хетагурова А.К., Шарафутдинов М.Г. Методические рекомендации по организации паллиативной помощи. М.: ММА им. И.М. Сеченова; 2008.

14. White Paper on standards and norms for hospice and palliative care in Europe: part 1 and 2. Recommendations from the European Association for Palliative Care. [Internet]. 2010 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.eapcnet.eu/LinkClick. aspx?fileticket=z4a-8JkAnFo%3d&tabid=732

REFERENCES

1. Vvedenskaya E.S. Palliative care: staying with a patient till the end ... Nizhny Novgorod: NGMA; 2011 (in Russian).

2. Vvedenskaya E.S. The History of palliative care for cancer patients in Russia. Palliative Care and Rehabilitation. 2012; 2: 55—8 (in Russian).

3. Gnezdilov A.V., Ivanyushkin A.Ya., Millionshchikova V.V. A house for life. Chelovek. 1994; 5: 116—21 (in Russian).

4. Millionshchikova V.V., LopanovP.N., PolishkisS.A., editors. The Hospices. Moscow: "Grant"; 2003 (in Russian).

5. The Russian Federation Government Order of 22 October 2012. No 1074. Moscow "On the Program of state guarantees for free provision of medical assistance to citizens for 2013 and the planning period of 2014 and 2015". [Internet]. 2012 [cited

2013 March 18]. URL: http://www.rosminzdrav.rU/health/ guarantee/11 (in Russian).

6. The Russian Federation Ministry of Health Order of 01.02.1991. No 19 "On nursing homes, hospices and nursing departments establishment within the multidisciplinary and specialized hospitals". [Internet]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www. bestpravo.ru/sssr/eh-zakony/s8w.htm (in Russian).

7. The Russian Federation Ministry of Health and Social Development Order from 15 May 2012. No 543n "On the approval of the statement on primary medical care provision for adults". [Internet].

2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132071 (in Russian).

8. The Russian Federation Ministry of Health Order of 15.11.2012 No 915n "On the approval of medical care provision for population in the field of oncology. [Internet]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.kuzdrav.ru/drupal/node/1779 (in Russian).

9. The Russian Federation Ministry of Health Order from December, 21, No 6, 2012 "On approval of palliative care provision to adult population". [Internet] 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http:// www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/1660 (in Russian).

10. The Russian Federation Government Order N 2511-p from 24 December 2012 on approval of "The State Programme on Health Development in the Russian Federation". [Internet]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/72 (in Russian).

11. Recommendation REC 24 (2003) of the Council of Europe Committee of Ministers to the member states on the organisation

© И.И. ПОНОМАРЕНКО, Т.М. КОНОВАЛОВА, 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 614.2:616-053.2-084

of Palliative Care. Moscow: Medicine for Quality of life. 2005. 30 p. [Internet]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://pallcare. ru/ru/images/user/Ryskversion3.pdf (in Russian).

12. Federal Law of the Russian Federation of November 21, 2011 N 323-FZ "On the basis of health protection in the Russian Federation" [Internet]. 2012 [cited 2013 Feb 28]. URL: http:// www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104 (in Russian).

13. Ekkert N.V., Novikov G.A., Khetagurova A.K., Sharafutdinov M.G. The methodical recommendation on palliative care organization. Moscow: MMA named after I.M. Sechenov; 2008 (in Russian).

14. White Paper on standards and norms for hospice and palliative care in Europe: part 1 and 2. Recommendations from the European Association for Palliative Care. [Internet]. 2010 [cited 2013 Feb 28]. URL: http://www.eapcnet.eu/LinkClick. aspx?fileticket=z4a-8JkAnFo%3d&tabid=732

Поступила 03.04.13

И.И. ПОНОМАРЕНКО, Т.М. КОНОВАЛОВА

Традиции и инновации в охране здоровья детей

ФБУН "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Московская область

Представлены научные данные, характеризующие устойчивые негативные тенденции в динамике здоровья детского населения в России и за рубежом. В плане международных инноваций это побудило европейский региональный комитет ВОЗ (Бухарест, 2005) принять европейскую стратегию "Здоровья и развития детей и подростков", призванную оказать содействие государствам Европы в выработке собственных стратегий и программ. Исходя из сложившейся ситуации с состоянием здоровья детей в России, стратегия ставит перед субъектами РФ, их органами законодательной и исполнительной власти конкретные задачи с указанием критериев эффективности их решения.

Ключевые слова здоровье детей; профилактика; коррекция наиболее распространенных нарушений речи, зрения, опорно-двигательного аппарата.

THE TRADITIONS AND INNOVATIONS OF CHILDREN HEALTH CARE I.I. Ponomarenko, T.M. Konovalova The F.F. Erisman Federal research center of hygiene of Rospotrebnadzor of Russia, 141014 Mytishchi,

Russia

The article presents research data characterizing stable negative tendencies in dynamics of health of children population in Russia and abroad. The WHO European regional committee adopted the European strategy "Health and development of children and adolescents" (Bucharest 2005) to support European countries in development of national strategies and programs. On the assumption of existing situation in children health in Russia the Strategy poses before subjects of the Russian Federation and their legislative and executive authorities 'particular tasks specifying criteria of solution effectiveness.

Key words: children health; prevention; correction of most prevalent disorders of speech, vision and locomotor apparatus.

В динамике здоровье детского населения в России и за рубежом характеризуется устойчивыми негативными тенденциями. В России, по данным профилактических медицинских осмотров практическими врачами, доля здоровых детей и подростков снизилась за 10 последних лет в 1,5 раза — с 47 до 32%, а по наблюдениям научных специалистов Москвы и Новосибирска, она не превышает 2—3%.

Почти 150 лет назад, в 60-х годах XIX века, в состоянии здоровья школьников была обнаружена высокая распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям, которые уже тогда получили название школьных болезней.

В последующие годы, несмотря на существенные преобразования материальной базы общеобразователь-

ных учреждений, школьные болезни сохраняют массовый характер и даже усугубляются в процессе обучения от младших к старшим классам.

За период школьного обучения число детей с нарушениями зрения возрастает в 2—3 раза, со сколиозами — в 3—4 раза. У 80% школьников выявляют низкую физическую активность, которая уже в детском возрасте формирует патологию сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Болезни органов пищеварения прочно занимают 3—4-е место в структуре общей заболеваемости детей. К окончанию школы до 50%

По материалам доклада в Государственной думе на заседании "Круглого стола" "Охрана здоровья детей. Традиции и инновации. В России и за рубежом". 24.01.2013 г.

Контактная информация: Пономаренко Игорь Иванович, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.