© Е.С. ВВЕДЕНСКАЯ, 2014 УДК 614.2:616-082-039.75-053.8
Е.С. ВВЕДЕНСКАЯ
Концептуальная структурно-организационная модель системы паллиативной медицинской помощи взрослому населению
ГБУЗ НО «Нижегородский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями»,
603155, г. Нижний Новгород, Россия
В настоящее время происходит становление системы паллиативной медицинской помощи (ПМП) в стране. Делаются первые шаги в осознании содержания и философии ПМП, происходит формирование ее структуры в регионах. Формирование системы ПМП взрослому населению предполагает разработку и создание эффективной организационной модели с учетом особенностей здоровья населения и здравоохранения региона. Предложенная автором модель определяет структуру системы ПМП, анализирует различные варианты ПМП и функциональные связи между ее отдельными подразделениями, а также маршруты движения больных в зависимости от их состояния и потребностей. Важным условием функционирования предлагаемой модели является необходимость координированного взаимодействия различных подразделений ПМП со специалистами по профилю заболевания пациента, что в значительной степени определяет эффективность проводимых мероприятий и качество оказываемой ПМП.
Ключевые слова: паллиативная медицинская помощь; концептуальная модель системы паллиативной помощи; отделение паллиативной помощи; хоспис; выездная патронажная служба.
THE CONCEPTUAL STRUCTURAL ORGANIZATIONAL PATTERN OF SYSTEM OF PALLIATIVE
MEDICAL CARE OF ADULT POPULATION
E.S. Vvedenskaya
The Nizhny Novgorod center of prevention and control of AIDS and communicable diseases, 603155
Nizhny Novgorod, Russia
Nowadays, the becoming of the system of palliative medical care is on its way in Russia. The first steps are made in direction of awareness of of content and philosophy of palliative medical care. The structure of palliative medical care system is organized in the regions of Russia. The formation of the system of palliative medical care of adult population presupposes development and making of effective organizational pattern with taking into account the characteristics of health of population and health care of the region. The proposed authoring pattern determines the structure of the system of palliative medical care, analyzes various alternatives of palliative medical care, functional relationships between its particular units, itineraries of movement of patients depending on their conditions and needs. The important condition of functioning of proposed pattern is the necessity of coordinated interaction of various units of palliative medical care with specialists corresponding to type of disease of patient. This situation in a considerable degree determines effectiveness of applied measures and quality ofpalliative medical care.
Keywords: palliative medical care; conceptual pattern of palliative medical care; department of palliative medical care; hospice, field patronage service.
Федеральным законом РФ № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» введен новый вид медицинской помощи — паллиативной медицинской помощи (ПМП), которая характеризуется как «комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан»1 [1].
В Государственную программу развития здравоохранения в РФ до 2020 г. впервые включена программа развития ПМП, результатом реализации которой должно стать формирование инфраструктуры для оказания ПМП взрослым и детям [2, 3]. Это значит, что в каждом регионе с учетом имеющихся возможностей должна быть создана система оказания ПМП. Недостаточно сформировать лишь структуру новой службы, важ-
1Неизлечимо больные граждане — граждане с прогрессирующими, часто приводящими к преждевременной смерти, заболеваниями на стадии, когда исчерпаны возможности специального/ радикального лечения.
но обеспечить ее эффективное функционирование с целью достижения поставленной цели — улучшения качества жизни инкурабельных больных. Кроме того, в целях повышения качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций (МО) и их работников в каждом регионе утверждены планы мероприятий («дорожные карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъектах Российской Федерации», одним из разделов которых должно быть создание системы ПМП населению [4].
Развитие системы ПМП в современных условиях должно происходить на всех уровнях здравоохранения в зависимости от сложности оказываемых услуг. Сегодня эти услуги осуществляются традиционно существующей системой медицинской помощи населению, в том числе на уровне первичного звена.
С учетом существующих в настоящее время сложностей работы здравоохранения необходимы продуман-
Контактная информация: Введенская Елена Станиславовна, канд. мед. наук; e-mail: [email protected]
ный подход к формированию системы ПМП на этапах реализации государственной программы; осуществление мероприятий по этапам, использование и оптимизация уже имеющегося опыта в этой сфере деятельности; создание эффективной структурно-функциональной модели службы с учетом особенностей здоровья населения и здравоохранения региона.
ПМП — это комплекс мероприятий, направленных на облегчение страдания и улучшение качества жизни неизлечимых больных с прогрессирующими2, часто приводящими к преждевременной смерти заболеваниями на стадии, когда исчерпаны возможности специального/радикального лечения. ПМП оказывают пациентам, страдающим выраженным болевым синдромом и другими тяжелыми проявлениями болезни, нуждающимся в квалифицированной симптоматической терапии, медицинском уходе, психологической, социальной и духовной поддержке [1, 2, 5—8].
Во все времена облегчение боли и страдания всегда входило в обязанности врачей, фельдшеров и медицинских сестер всех специальностей, работающих в разных МО, при оказании помощи инкурабельным больным. В своей работе они использовали и используют знания и опыт, приобретенные в медицинских колледжах и институтах, а также в процессе своей профессиональной деятельности, не задумываясь о том, что, проводя симптоматическую терапию, проявляя сочувствие и уделяя достаточное внимание больному, они оказывают так называемую теперь ПМП (первичную, или базовую, паллиативную помощь). Это необходимо принимать во внимание при разработке организационной модели оказания ПМП, так как модель должна строиться с учетом необходимости решения задач различной сложности с целью полного удовлетворения потребностей пациентов на основе взаимодействия разных МО и отдельных специалистов.
По содержанию, сложности оказываемых медицинских вмешательств, квалификации специалистов ПМП может быть первичной (базовой) и специализированной.
Базовую, или первичную, ПМП оказывают неизлечимым больным с прогрессирующими заболеваниями на поздних стадиях развития (когда исчерпаны все возможности специального/радикального лечения) вне зависимости от диагноза больного и вида оказываемой медицинской помощи (первичная медико-санитарная, скорая, специализированная) всеми медицинскими работниками вне зависимости от их специализации и вида МО, в которой получает помощь пациент; цель ПМП — активное выявление симптомов, доставляющих страдание больному, проведение эффективной симптоматической терапии и оказание психологической поддержки. Базовая ПМП осуществляется в процессе ежедневной клинической практики любого медицинского работника в пределах его компетенции при оказании медицинской помощи инкурабельному больному, т. е. является одним из компонентов клинической практики врача и среднего медицинского работника.
Навыки оказания базовой, или первичной, ПМП медицинские работники приобретают в процессе получения медицинского образования, а также при повышении квалификации по вопросам ПМП.
2Прогрессирующее заболевание (или состояние) - заболевание, при котором, несмотря на использование современных достижений медицины, невозможно достичь ремиссии или стабилизации патологического процесса, ухудшение состояния больного неизбежно, что, как правило, приводит к преждевременной смерти.
Специализированную ПМП оказывают квалифицированные врачи и средний медицинский персонал, прошедшими профессиональную подготовку по ПМП и имеющие соответствующую аккредитацию по ПМП (надеемся, что аккредитация врачей будет введена в 2016 г.). Оказание специализированной ПМП является основным видом профессиональной деятельности таких специалистов. Специализированная ПМП требуется не всем инкурабельным больным, большая часть могут получать помощь на уровне первичного звена здравоохранения. В связи с этим одной из основных функций подразделений специализированной ПМП являются консультативная поддержка специалистов первичного звена и стационаров, а также обучение медицинских работников основам оказания ПМП (см. рисунок).
Работать в подразделениях специализированной ПМП должны врачи, имеющие опыт клинической практики не менее трех лет, сертификат специалиста по таким специальностям, как онкология, анестезиология и реаниматология, терапия (узкие специальности терапевтического профиля, общая врачебная практика), неврология, хирургия и педиатрия. Кроме того, данные специалисты непременно должны пройти курс повышения квалификации по ПМП не менее 144 ч со стажировкой на рабочем месте. Врачам других специальностей для работы в специализированном отделении ПМП будет недостаточно обучения в виде повышения квалификации (144 ч). В условиях дефицита кадров необходимо продумать форму подготовки по ПМП для специалистов неклинических дисциплин.
Первичную (базовая, неспециализированная) ПМП взрослому населению в амбулаторных условиях (поликлиники) оказывают участковые терапевты, врачи общей практики (семейные врачи), врачи — специалисты по профилю заболевания больного и медицинские сестры при оказании помощи инкурабельному больному, она является одним из компонентов их клинической практики.
Первичная ПМП взрослому населению в стационарных условиях оказывают медицинские работники в стационарах МО всех профилей и уровней, где получает медицинскую помощь инкурабельный пациент, в том числе в больницах (дома) сестринского ухода.
Описанные в порядке оказания ПМП взрослому населению в РФ формы оказания ПМП, по сути, являются
Роль службы специализированной ПМП
Оказание постоянной специализированной ПМП в сложных случаях (стационарно и амбулаторно)
Эпизодическое оказание ПМП больному совместно со специалистами первичного звена
Функции подразделений специализированной ПМП при взаимодействии с специалистами МО, осуществляющих первичную медико-социальную помощь при оказании ПМП населению в регионе.
формами специализированной ПМП. В соответствии с порядком специализированную ПМП взрослому населению в амбулаторных условиях могут оказывать специалисты кабинетов ПМП (кабинет) МО и выездных патронажных служб ПМП (ВПС) на дому [9]. Кабинет может являться структурным подразделением МО, оказывающей специализированную ПМП (отделение ПМП, центр ПМП), тогда население сможет обратиться за консультацией к специалистам, имеющим специальную профессиональную подготовку и аккредитацию по ПМП, для них оказание ПМП является видом их постоянной профессиональной деятельности.
Кабинет также может быть структурным подразделением МО, оказывающей специализированную медицинскую помощь, тогда будет возможность получить консультацию специалиста, прошедшего обучение по ПМП по профилю заболевания пациента, что очень важно (кабинеты в структуре поликлиники онкологического диспансера, многопрофильной больницы или специализированной больницы, где есть профильные отделения, например отделение неврологии, гематологии, кардиологии и т. д.).
С целью приближения ПМП к населению и повышения доступности ПМП целесообразна организация кабинетов ПМП по территориально-участковому принципу в структуре городских поликлиник и поликлиник центральных районных больниц (ЦРБ).
Обязательным условием оказания ПМП в амбула-торно-поликлинических учреждениях является взаимодействие врачей первичного звена здравоохранения: участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики
(семейные врачи), врачей-специалистов и специалистов кабинета ПМП. Тем не менее на протяжении всего заболевания до момента смерти инкурабельный больной должен оставаться под наблюдением участкового терапевта (врач общей практики).
Кабинеты, организованные на базе поликлиник, смогут оказывать ПМП большему числу граждан, чем кабинеты в структуре специализированных МО, осуществлять патронажную помощь пациентам на дому по участковому принципу, диспансерное наблюдение совместно с участковым терапевтом и врачом-специалистом по профилю заболевания больного, например с онкологом первичного онкологического кабинета, они возьмут на себя роль координаторов оказания пациенту ПМП на всех этапах (схема 1).
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в субъекте РФ, в том числе первичной специализированной, определенные планом мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации» («дорожные карты»), включают «развитие новых форм оказания медицинской помощи: стационарозаме-щающих и выездных методов работы» [4].
Важной организационной формой оказания специализированной ПМП в амбулаторных условиях является ВПС ПМП. Вариантов организации ВПС может быть много. Она может быть самостоятельной МО или структурным подразделением центра ПМП, может быть организована в территориальной поликлинике или ЦРБ, на базе отделения ПМП, а также подстанции скорой меди-
Схема 1
Модель организации первичной и специализированной ПМП в регионе. В структуре кабинеты ПМП (координирующая роль), работающие по территориально-участковому принципу, и региональный центр ПМП. ВПС при отделениях ПМП
Региональный уровень
Отделение (дом) сестринского ^ ухода
Городское население
Сельское население
Городские поликлиники
Городские больницы
ЦРБ Участковая больница Фельдшерско-акушерский пункт Врачебная амбулатория
Отделение (дом) сестринского^ ухода
Первичная ПМП
цинской помощи. ВПТ является обязательным подразделением хосписа.
Можно предложить два основных варианта организации ВПС - на базе городских поликлиник и ЦРБ по участково-территориальному принципу или в составе отделений ПМП и центров ПМП, а также хосписов -МО, оказывающих специализированную ПМП в условиях стационара и на дому (см. схемы 1, 2).
При организации ВПС на базе поликлиник она будет выполнять следующие задачи: оказание специализированной ПМП на дому больным со злокачественными новообразованиями и прогрессирующими неизлечимыми заболеваниями неонкологической природы; оказание консультативной помощи врачам других специальностей по вопросам ПМП больным на дому; обеспечение взаимосвязи и преемственности в работе ВПС с МО, оказывающими специализированную ПМП населению, а также с территориальными амбу-латорно-поликлиническими учреждениями (поликлиники) и другими МО; выписку рецептов лекарственных средств, в том числе содержащих наркотические и психотропные вещества; при неэффективности или отсутствии возможности проведения симптоматической терапии в домашних условиях направление больных в отделения ПМП, центры ПМП или хосписы; направление больных, нуждающихся в сестринском уходе и не нуждающихся в постоянном врачебном наблюдении, в отделения или дома сестринского ухода; обучение родственников навыкам ухода за больными; содействие в оказании социально-психологической помощи и ду-
ховной поддержки больным и их родственникам (см. схему 2).
При этом целесообразно организовать амбулаторный прием специалистами ВПС пациентов и их родственников в поликлинике, что позволит таким образом отказаться от создания кабинетов ПМП в территориальных поликлиниках и ЦРБ. Норматив, предложенный в порядке, предполагает, что один врач ВПС ПМП должен обслуживать 20 000 сельского или 100 000 взрослого городского населения [9].
При неэффективности или отсутствии возможности оказания больному ПМП в амбулаторных условиях пациента направляют в МО, имеющую в составе отделение ПМП, в центр ПМП или хоспис [9, 10].
В МО, оказывающие ПМП в стационарных условиях, больных могут направлять врачи кабинетов ПМП, врачи ВПС ПМП, участковые врачи-терапевты, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-специалисты по профилю основного заболевания пациента, в отдельных случаях по решению врачебного консилиума.
На наш взгляд, наиболее целесообразными организационными формами предоставления ПМП в условиях стационара являются отделения ПМП, созданные при многопрофильных больницах, где имеются специализированные отделения (а также при профильных специализированных стационарах или центрах), что даст реальную возможность коллегиального решения вопросов, возникающих при ведении инкурабельных больных (в том числе этических), со специалистами по профилю основного заболевания больного (в структуре онколо-
Схема 2
Модель организации первичной и специализированной ПМП в регионе с координирующей ролью ВПС ПМП, оказывающей помощь населению по территориально-участковому принципу (выполняет и функции кабинетов ПМП)
Региональный уровень
Отделение (дом) сестринского ухода
Городское население
Сельское население
Городские поликлиники
Городские больницы
ЦРБ Участковая больница Фельдшерско-акушерский пункт Врачебная амбулатория
Отделение (дом) сестринского^ ухода
Первичная ПМП
гического диспансера; многопрофильных стационаров, где есть специализированные отделения нефрологии, неврологии и др.) (см. схему 2). Для обеспечения выполнения своих функций, повышения качества оказываемой ПМП пациентам отделение может использовать возможности и привлекать специалистов различного профиля других структурных подразделений МО, в составе которой оно создано.
Мы считаем, что одно из отделений специализированной ПМП больным со злокачественными новообразованиями (головное) должно быть непременно организовано в структуре регионального онкологического диспансера в силу специфики оказания медицинской помощи данному контингенту больных, что и регламентировано порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «онкология» [11].
В структуре отделений ПМП могут быть созданы ВПС ПМП, которые будут осуществлять консультативную ПМП населению на дому, обучать специалистов первичного звена и родственников оказанию ПМП, взаимодействовать с другими подразделениями ПМП и МО, оперативно решать вопросы госпитализации больных.
Одной из форм ПМП в соответствии с порядком является центр ПМП. В структуру центра входят поликлиническое отделение, стационарное отделение ПМП с блоком (палата) интенсивной терапии, отделение ВПС ПМП, диагностические отделения (патолого-анатоми-ческое, лучевой диагностики, клинико-диагностическая лаборатория), организационно-методический отдел [9].
Организация таких центров возможна только в крупных регионах. Так как центры, по-видимому, будут заниматься оказанием ПМП больным с прогрессирующими заболеваниями и состояниями неонкологической природы, при их создании необходимо уделить большое внимание отбору кадров, которые должны иметь достаточный опыт клинической практики по своей основной специальности (кардиология, неврология, терапия и т. д.), а не только подготовку по ПМП. При этом крайне важно, особенно в интересах пациентов, осуществлять постоянное сотрудничество со специалистами профильных специализированных отделений. Кроме того, существует некоторая опасность, что созданные центры ПМП (при недостаточном понимании руководством принципов, философии и содержания ПМП) будут выполнять функции многопрофильной больницы.
В терминальной стадии заболевания у больного должна быть возможность получить ПМП в хосписе. Несмотря на то что хосписы как организационная форма ПМП не вошли в утвержденный порядок оказания ПМП взрослому населению, их деятельность, регламентированная приказом Минздрава РСФСР от 01.02.1991 г. №19 «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц», доказала на практике свою эффективность [9, 10]. Хосписы более 20 лет являются основными медицинскими учреждениями, где получают специализированную ПМП на дому и в стационаре больные с распространенными формами злокачественных новообразований в терминальной стадии3. Практика подтвердила, что хосписная помощь при правильной организации является важной и неотъемлемой частью ПМП, которая берет на себя все сложные про-
3Имеются в виду хосписы «нового типа», а не дома сестринского ухода, такие как в Москве и Санкт-Петербурге и других городах, где получают помощь онкологические больные в терминальной стадии.
блемы, с которыми сталкиваются больной и его близкие в конце жизни. Уже сформировавшаяся хосписная служба в некоторых городах России (Санкт-Петербург, Москва, Кемерово) может послужить основой для формирования системы ПМП в других регионах.
Заключение
Формирование системы ПМП взрослому населению предполагает разработку и создание эффективной организационной модели с учетом особенностей здоровья населения и здравоохранения региона. Предложенная нами модель определяет не только структуру (перечень структурных подразделений), но и функциональные связи между отдельными подразделениями системы, а также маршруты движения больных в зависимости от их состояния и потребностей. Важным условием функционирования модели является необходимость взаимодействия подразделений ПМП со специалистами по профилю заболевания пациента, работающими в других МО, что в значительной степени определяет эффективность проводимых мероприятий и качество оказываемой ПМП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_148786/ (Дата обращения: 27.09.2013).
2. Распоряжение Правительства РФ № 2511-p от 24 декабря 2012 года «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации». Available at: http://base.garant.ru/70290076/ (Дата обращения 27.09.2013).
3. Введенская Е.С. Организационно-правовые основы для развития паллиативной медицинской помощи взрослому населению в Российской Федерации. Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 5: 9—13.
4. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 г. № 1706 (ред. от 13.02.2013) «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации». Available at: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142734 (Дата обращения 27.09.2013).
5. Введенская Е.С. Паллиативная помощь: быть рядом с больным до конца. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2011.
6. Введенская Е.С. О важности принятия рабочего определения паллиативной помощи и ее содержания в преддверии становления служб в регионах. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2013; 1-2: 24—9.
7. Введенская Е.С. О формировании современного понимания паллиативной помощи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 2013; 3: 29-32.
8. Эккерт Н.В., Новиков Г.А., Хетагурова А.К., Шарафутдинов М.Г. Методические рекомендации по организации паллиативной помощи. М.: ММА им. И.М. Сеченова; 2008.
9. Приказ Минздрава РФ от 21.12.2012 г № 1343н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению». Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70217572 (Дата обращения 27.09.2013).
10. Приказ Министерства здравоохранения РСФСР от 01.02.1991 г. № 19 «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц». Available at: http://www.bestpravo.ru/ sssr/eh-zakony/s8w.htm (Дата обращения 27.09.2013).
11. Приказ от 15.11.2012 г. № 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по
профилю "онкология"». Available at: http://www.kuzdrav.ru/ drupal/node/1779 (Дата обращения: 27.09.2013).
REFERENCES
1. Federal Law of the Russian Federation of November 21.2011 No 323-FZ "On the basis of health protection in the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_148786/ (accessed 27 September 2013) (in Russian).
2. The Russian Federation Government Order No 2511-p of 24.12.2012 «On approval of "The State Programme on Health Development in the Russian Federation"». Available at: http:// base.garant.ru/70290076/ (accessed 27 September 2013) (in Russian).
3. Vvedenskaya E.S. Organizational and legal framework for palliative medical care establishment for adults in the Russian Federation. Zdravoohranenie Rossiyskoy Federatcii. 2013; 5: 9—13 (in Russian).
4. The Russian Federation Ministry of Health Order of 29.12.2012 No 1706 (red. on 13.02.2013) «On the approval of the guidelines for the development by the executive authorities of the Russian Federation the action plans (the "road maps") "The Changes in the social sphere, aimed at improving the efficiency of health care in the subject of the Russian Federation". Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=142734 (accessed 27 September 2013) (in Russian).
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:616.24-002.5-078
5. Vvedenskaya E.S. Palliative care: staying with a patient till the end... Nizhny Novgorod: NGMA; 2011 (in Russian).
6. Vvedenskaya E.S. The importance of the working palliative care definition and content development before services establishment in the regions. Problemy standartizacii v zdravoohranenii. 2013; 1—2: 24—9 (in Russian).
7. Vvedenskaya E.S. About formation of actual comprehension of palliative care. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorija mediciny. 2013; 3: 29—32 (in Russian).
8. Ekkert N.V., Novikov G.A., Khetagurova A.K., Sharafutdinov M.G. ed. The guidelines on palliative care organization. Moscow: MMA named after I.M. Sechenov; 2008 (in Russian).
9. The Russian Federation Ministry of Health Order of 21.12.2012 N 1343n "On approval of palliative care provision to adult population". Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/pri-me/doc/70217572 (accessed 27 September 2013) (in Russian).
10. The Russian Federation Ministry of Health Order of 01.02.1991. N 19 "On nursing homes, hospices and nursing departments establishment within the multidisciplinary and specialized hospitals". Available at: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-zakony/ s8w.htm (accessed 27 September 2013) (in Russian).
11. The Russian Federation Ministry of Health Order of 15.11.2012 N 915n "On the approval of medical care provision for population in the field of oncology. Available at: http://www. kuzdrav.ru/drupal/node/1779 (accessed 27 September 2013) (in Russian).
Поступила 17.10.13
С.А. СТЕРЛИКОВ ', С.А. ПОПОВ 2, Т.П. САБГАЙДА 1
Роль микробиологического обследования в программе борьбы с туберкулезом легких в России
1ФБГУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, Москва; 2НИИ фтизиопульмонологии ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, 127994, Москва
В статье проанализированы показатели микробиологической диагностики туберкулеза в России за 2010—1012 гг. Сделан вывод о том, что организация микробиологической диагностики туберкулеза не соответствует современным требованиям, отсутствуют индикаторы, позволяющие детально оценивать эффективность микробиологической диагностики. Предложены пути повышения эффективности микробиологической диагностики.
Ключевые слова: микробиологическое выявление туберкулеза; лекарственная чувствительность; чувствительность микробиологических тестов при диагностике туберкулеза; множественная лекарственная устойчивость.
THE ACTUAL ROLE OF MICROBIOLOGY ANALYSIS IN PROGRAM OF LUNGS TUBERCULOSIS CONTROL IN RUSSIA
S.A. Sterlikov1, S.A. Popov2, T.P. Sabgayda1
1The central research institute for health organization and informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Moscow, Russia
2 The research institute ofphthisio-pulmology of the I.M. Sechenov first Moscow medical university of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127994, Moscow, Russia The article analyzes the indicators of microbiological diagnostics of tuberculosis in Russia during 20102012. The conclusion is made that the organization of microbiological diagnostics of tuberculosis does not correspond to actual requirements because the indicators are lacking to evaluate in detail the effectiveness of microbiological diagnostic. The means to increase effectiveness of microbiological diagnostics.
Keywords: microbiological detection; tuberculosis; pharmaceutical sensitivity; sensitivity of microbiological analysis; diagnostics; multiple pharmaceutical resistance.
Одним из важных компонентов государственной политики в сфере здравоохранения является снижение уровня смертности от туберкулеза к 2018 г. до 11,8 случая на 100 000 населения [1], а уровня заболеваемости туберкулезом - до 43,6 случая на 100 000 населения [2].
Для решения этой задачи необходимо добиваться эффективного излечения наибольшего количества больных туберкулезом, в первую очередь эпидемически высокоопасным туберкулезом легких (ТЛ) с бактерио-выделением. Эффективность химиотерапии туберкуле-
Контактная информация: Стерликов Сергей Александрович, канд. мед. наук; e-mail: [email protected]