дано в вопросе анкеты № 4 («Какое соотношение компрессий грудной клетки и искусственных вдохов правильное?»).
Большое количество ошибок в вопросе № 2 в анкете мы связываем с нечеткой формулировкой признаков клинической смерти в процессе всего обучения (в рекомендациях ЕСР 2010 г, на основе которых построен курс БСЛР, указаны только отсутствие сознания и дыхания у пострадавшего, в более же ранних рекомендациях, а также в ряде рекомендаций других неспециализированных врачебных сообществ присутствует определение пульса). Большое количество неправильных ответов, касающихся постановки рук при БСЛР связано, на наш взгляд, с многообразием способов определения идеальной точки приложения компрессий (2 см выше мечевидного отростка, граница средней и нижней трети грудины и пр.). В то время как в рекомендациях ЕСР определение точки звучит очень просто - «середина грудной клетки пострадавшего» [3]. Такое разночтение, безусловно, может запутать обучающегося.
«Золотая формула» 30: 2 звучит во всех рекомендациях и большинство преподавателей на различных кафедрах это озвучивают. Однако, несмотря на «лидерство» среди правильных ответов, мы считаем полученный результат (немногим больше половины) чрезвычайно низким.
Анализ анкет показал, что положительных результатов анкетирования (не более двух ошибок) в группе студентов (45,3%) значительно выше, чем в группе ординаторов (23%) (см. рис. 2). Более высокий уровень ответов в группе студентов говорит, на наш взгляд, о более качественном уровне знаний, а, следовательно, процесса обучения.
Внедрение чек-листа в образовательный процесс позволило снизить взаимное недопонимания студент - экзаменатор, повысить обоснованность, надежность, правдоподобность оценки, а также унифицировать прием практического навыка. Разъяснение ошибок, отмеченных экзаменатором в чек-листе,
сразу после сдачи навыка практически полностью исключает сомнения студента в объективности оценки.
Заключение
Наш опыт показал, что внедрение единого стандарта преподавания навыка БСЛР на всех этапах его формирования повышает качество освоения данного практического навыка.
Использование карты экспертной оценки позволяет исключить при проверке навыка, разночтения и субъективизм со стороны экзаменатора.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bobrow B.J., Spaite D.W., Berg R.A. et al. Chest compression-only CPR by lay rescuers and survival from out-of-hospital cardiac arrest. J.A.M.A. 2010; 304 (13): 1447-54.
2. Методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского Совета по реанимации (пересмотр 2010 г.) / Под ред. В.В. Мороза. Рыбинск: Гран При; 2011.
3. Guidelines for Resuscitation 2010 / European Resuscitation Council. Resuscitation. 2010; 81: 1219-76.
REFERENCES
1. Bobrow B.J., Spaite D.W., Berg R.A. et al. Chest compression-only CPR by lay rescuers and survival from out-of-hospital cardiac arrest. J.A.M.A. 2010; 304 (13): 1447-54.
2. Guidelines for the Resuscitation of the European Resuscitation Council (revision 2010). [Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu reani-matsionnykh meropriyatiy Evropeyskogo Soveta po reanimatsii (peres-motr 2010 g.)] / Ed. V.V. Moroz. Rybinsk: Gran Pri; 2011. (in Russian)
3. Guidelines for Resuscitation 2010 / European Resuscitation Council. Resuscitation. 2010; 81: 1219-76.
Поступила 09.01.2016 Принята в печать 25.03.2016
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.252.4:616-08-039.75]:378.61
Сизова Ж.М.1, Невзорова Д.В.2, Белобородова А.В.1, Абузарова Г.Р.3, Сонькина А.А.4, Тяжельников А.А.5, 1, Захарова В.Л.1
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
'Кафедра медико-социальной экспертизы, неотложной и поликлинической терапии ИПО ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия; 2ГКУ3 хоспис № ' им. В.В. Миллионщиковой ДЗМ, Москва, Россия; 3Кафедра онкологии и радиологии ИПО ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия; 4ЦНПО ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия; 5ГБУЗ городская поликлиника № 2 ДЗМ, Москва, Россия
В связи с введением нового вида медицинской помощи - паллиативной медицинской помощи (ПМП) (ст. 32 Федерального закона от 21.П.20П № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации "; далее Ф3-323) Минздравом России поставлены задачи перед образовательными организациями, реализующими программы дополнительного профессионального образования, по подготовке врачей по вопросам оказания ПМП. С этой целью в 2015 г. в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России было открыто новое направление - подготовка медицинских кадров по вопросам ПМП. Образовательные программы разработаны в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейской Ассоциации паллиативной помощи (ЕАПП). Особое внимание уделялось вопросам обезболивания, коммуникативным навыкам, организации оказания ПМП взрослому населению в амбулаторных и стационарных условиях. Активно использовались различные формы преподавания - электронное обучение, тренинги по боли; практические занятия по коммуникативным навыкам общения с паллиативными пациентами и их родственниками с использованием технологии "стандартизованный пациент".
Ключевые слова: паллиативная медицинская помощь; паллиативный пациент; дополнительное профессиональное образование; повышение квалификации; коммуникативные навыки. Для цитирования: Сизова Ж.М., Невзорова Д.В., Белобородова А.В., Абузарова Г.Р., Сонькина А.А., Тяжельников А.А., Захарова В.Л. Актуальные вопросы преподавания паллиативной медицинской помощи в системе дополнительного профессионального образования. Анестезиология и реаниматология. 2016; 61(4): 260-263. DOI: 10.18821/0201-7563-2016-4-260-263
260
АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ. 2016; 61(4)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-260-263
Sizova Zh.M., Nevzorova D.V., Beloborodova A.V., Abuzarova G.R., Sonkina A.A., TyazhelnikovA.A., Zakharova V.L. ACTUAL QUESTIONS OF TEACHING PALLIATIVE CARE IN A SYSTEM OF FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION
Sechenov First Moscow State Medical University, 119991, Moscow, Russia
In response to the introduction of palliative care as a new kind of medical care in Russian Federation (Federal law №323 from 21.11.2011), Russian Federation Health Ministry has taskedfurther educational institutions with teaching doctors about this new kind of care. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University has answered this plea in 2015 by introducing a new course focused on palliative care. The program of education was prepared in accordance with recommendations of World Health Organization (WHO) and European Association for Palliative Care (EAPC). A special attention was paid to the pain relief, communication skills and organization of palliative care for adults in ambulatory and stationary treatment. The program integrates different teaching methods including eLearning, trainings on pain relief and practical trainings on communication skills for interaction with palliative patients and their relatives using the technology of «standardized patient».
Keywords: palliative care, palliative patient, additional professional education, training ofpalliative care, communication skills. For citation: Sizova Zh.M., Nevzorova D.V., Beloborodova A.V., Abuzarova G.R., Sonkin A.A., Tyazhelnikov A.A., Zakharova V.L. Actual questions of teaching palliative care in a system of further professional education. Anesteziologiya i reanimatologiya (Russian journal of Anаеsthesiology andReanimatology) 2016; 61 (4): 260-263. (In Russ.). DOI: 10.18821/0201-7563-2016-4-260-263
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding.The study had no sponsorship. Received 18.02.2016 Accepted 25.03.2016
В связи с введением нового вида медицинской помощи -паллиативной медицинской помощи (ПМП) (ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - далее Ф3-323) Министерством здравоохранения Российской Федерации поставлена задача перед образовательными (научными) организациями, реализующими программы дополнительного профессионального образования, начать подготовку врачей по вопросам оказания ПМП.
Паллиативная медицинская помощь - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан (ст. 36 Ф3-323) [5].
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире около 20 млн людей нуждаются в паллиативной помощи в конце жизни, в том числе 6% детей [9]. Однако все страны мира находятся на разных уровнях организации ПМП, Международные эксперты Всемирного альянса паллиативной помощи относят РФ к 3а группе стран по развитию ПМП (существуют отдельные центры оказания паллиативной помощи). Данная группа стран характеризуется наличием разрозненных инициатив и центров ПМП, которые не получают достаточной поддержки; зачастую такие центры сильно зависят от финансовой поддержки доноров; доступ к морфину ограничен; центров оказания ПМП немного, часто помощь осуществляется на дому, и ресурсов ПМП недостаточно в соотношении с численностью населения [9].
Согласно рекомендованным ВОЗ методам расчета [8], в РФ потребность в ПМП взрослого населения составляет около 600 тыс. человек (от 378,46 до 561,52 на 100 тыс. населения), детей - около 180 тыс. [4].
В последние годы в нашей стране началось активное развитие структуры ПМП - увеличилось количество амбулаторных и стационарных организаций, оказывающих ПМП; внесены ряд изменений в законодательство РФ, в том числе изменения, упростившие процесс использования наркотических и психотропных лекарственных препаратов, разрешенных для медицинского применения.
Однако до настоящего времени ни в одном федеральном округе РФ потребность населения в ПМП не обеспечивается
Для корреспонденции:
Сизова Жанна Михайловна, д-р мед. наук, проф., дир. Центра аккредитации ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава РоссииЕ-mail: [email protected].
For correspondence:
Zhanna M. Sizova, doctor of medical Sciences, Professor, head of the Department of medical-social examination, emergency and outpatient therapy of Sechenov First Moscow State Medical University. E-mail: [email protected]
на высоком уровне (уровень обеспеченности населения ПМП колеблется от 4 до 29% в различных федеральных округах). Развитие ПМП, помимо финансовых препятствий, ограничивается также рядом социальных факторов, в частности ПМП часто ассоциируется в общественном сознании с окончанием жизни. Психологически большинство людей боятся и избегают всего, что связано со смертью. Однако нет реальных оснований для таких опасений, наоборот, по данным исследований раннее начало ПМП может продлить жизнь пациенту [6, 10].
Долгое время существовало мнение, что в паллиативной терапии нуждаются только онкологические больные. Однако эта категория людей занимает всего 34% от общего числа взрослых, нуждающихся в ПМП. Пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями (38,5%), пульмонологической (10,3%), эндокринологической (4,6%), неврологической (2,2%) и другими видами патологий составляют основную массу паллиативных больных [9]. Согласно данным Центра глобальной оценки здоровья ВОЗ, 69% паллиативных пациентов это лица старше 60 лет [9], в связи с чем предполагается увеличение количества больных, нуждающихся в оказании ПМП, в РФ на фоне демографического постарения населения.
Основными направлениями при оказании ПМП таким больным должны быть не только уменьшение страданий пациентов, но и адекватная психологическая помощь, социальная поддержка, общение с родственниками, позволяющие подготовить членов семьи к неизбежному финалу. Поэтому специализированная помощь для поддержания и облегчения их жизни должна быть на высоком уровне. При этом ПМП может оказываться в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи (часть 2 статьи 36 Ф3-323) [5].
Обучение должны получить не только врачи, непосредственно работающие в специализированных учреждениях ПМП, но и онкологи, гериатры, терапевты, врачи общей практики. Основными специалистами, оказывающими помощь больным в конце жизни (последние месяцы и дни), являются участковые терапевты и врачи общей практики, но они не имеют подготовки по ПМП.
Проведенное с целью оценки компетентности врачей в опросах оказания помощи больному в конце жизни исследование, показало, что более половины опрошенных врачей испытывают трудности при оказании медицинской помощи больному в конце жизни и принятии решений; 98% отметили, что вопросы ПМП должны быть включены в программы профессиональной подготовки врачей [1].
В настоящее время в РФ отмечается выраженный недостаток квалифицированных специалистов в области оказания ПМП, а также профессионально подготовленных преподавателей, что обусловливает высокую актуальность разработки и проведения программ обучения как для врачей лечебных специальностей, так и для профессорско-преподавательско-
RUSSIAN JOURNAL of ANAESTHESIOLOGY and REANIMATOLOGY. 2016; 61(4)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-260-263
261
го состава. Европейская ассоциация паллиативной помощи (ЕАПП) рекомендует проводить программы обучения оказания ПМП взрослому населению и детям раздельно, так как оказание ПМП данным группам пациентов имеет принципиальные различия в подходах к купированию основных тягостных симптомов и к коммуникативным навыкам общения [2].
С этой целью в 2015 г на кафедре медико-социальной экспертизы, неотложной и поликлинической терапии Института профессионального образования ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России было открыто новое направление - подготовка медицинских кадров по вопросам ПМП. Основной целью работы кафедры является повышение квалификации медицинских работников по вопросам паллиативной медицины.
Уникальность кафедры заключается в возможности использовать для педагогической деятельности клиническую базу хосписа и клиническую базу амбулаторно-поликлини-ческого учреждения - городской поликлиники. Профессорско-преподавательский состав кафедры включает ведущих сотрудников в области терапии, онкологии, неврологии, медико-социальной экспертизы и ПМП.
Для осуществления образовательного процесса на кафедре активно используются сетевые формы реализации образовательного процесса с привлечением образовательных ресурсов ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, а также организаций, обладающих ресурсами ПМП - ГКУЗ хоспис № 1 им. В.В. Миллионщиковой ДЗМ и ГП № 2 ДЗМ г. Москвы.
Программы повышения квалификации по актуальным вопросам оказания ПМП были разработаны в соответствии с рекомендациями ВОЗ и ЕАПП.
На кафедре медико-социальной экспертизы, неотложной и поликлинической терапии проводится повышение квалификации врачей по актуальным вопросам оказания ПМП взрослому населению. Программы обучения предназначены для врачей лечебных специальностей, имеющих право оказывать ПМП в соответствии с приказом Минздрава России № 187н от 14.04.2015, утвердившим порядок оказания ПМП взрослому населению [3]1.
Продолжительность программы составляет 72 академических часа. Учебная программа построена по модульному принципу и включает следующие разделы [2]:
1. Основы ПМП - 5% час. учебной программы (УП).
2. Купирование боли и симптоматическая терапия - 50% час. УП.
3. Психосоциальные и духовные аспекты. 20% час. УП.
4. Этические и юридические вопросы - 5% час. УП.
5. Коммуникативные навыки - 15% час. УП.
6. Командная работа и саморефлексия - 5% час. УП.
В соответствии с рекомендациями ЕАПП в программе обучения необходимо подробно освещать 10 основных компетенций, необходимых при оказании ПМП специалистам всех уровней [7]:
1. Реализовать основные компоненты/принципы паллиативной помощи везде, где находится пациент и его семья.
2. Обеспечивать максимальный физический комфорт пациенту на всех этапах болезни.
3. Удовлетворять психологические потребности.
4. Удовлетворять социальные потребности.
5. Удовлетворять духовные и экзистенциальные потребности.
6. Учитывать и откликаться на потребности осуществляющих уход за пациентом членов семьи в рамках краткосрочных, среднесрочных и долговременных целей.
7. Осознавать сложность ситуации принятия решений по клиническим и этическим вопросам паллиативной помощи.
8. Координировать процесс оказания комплексной помощи силами междисциплинарной бригады везде, где предоставляется паллиативная помощь.
1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. № 187н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению».
9. Развивать навыки межличностного общения, необходимые для оказания паллиативной помощи.
10. Проводить самоанализ и постоянно повышать профессиональную квалификацию.
В программу обучения внедрены новые инновационные формы преподавания - электронное обучение; тренинги по боли; отработка практических навыков на базе ГКУЗ хоспис № 1 им. В.В. Миллионщиковой ДЗМ (хоспис № 1). Важное значение отводится проведению практических занятий по коммуникативным навыкам общения с использованием технологии «стандартизованный пациент», «пациент-актер» поскольку, к сожалению, вопросам общения с родственниками тяжелого больного в практическом здравоохранении уделяется недостаточное внимание.
В рамках практических занятий на базе хосписа № 1, помимо обсуждения особенностей работы стационарного отделения, особое внимание уделялось вопросам организации оказания ПМП в амбулаторных условиях на базе выездной службы хосписа № 1, проводились разборы клинических случаев с обсуждением психосоциальных вопросов, методов оценки, принципов ведения и современной фармакотерапии тягостных симптомов.
На практических занятиях по коммуникативным навыкам общения были подробно рассмотрены алгоритмы расспроса пациента, сообщения плохих новостей, разрешения конфликтных ситуаций. Кроме того, отрабатывались навыки реагирования врача на трудные вопросы («Я умру?», «За что?», «Можно ли ввести лекарственный препарат и покончить с этим?», «Сколько осталось?» и т. д.). Данные алгоритмы отрабатывались в процессе общения со специально подготовленным «стандартизованным пациентом», исполняющим роль паллиативного пациента или его родственника. Использование данной технологии для отработки коммуникативных навыков в ПМП является наиболее эффективной формой обучения, так как для изменения поведения врача в реальной жизни наиболее важна обратная связь, которую можно получить только от пациента-актера («стандартизованного пациента»). В качестве «стандартизованного пациента» могут выступать как профессиональные актеры, так и медицинские работники, прошедшие специальное обучение и умеющие честно сформулировать живые чувства и реакции пациента на общение и поведение врача (адекватная обратная связь).
Нормативно-правовая база, клинические рекомендации по ПМП, материалы лекций и практических занятий были доступны слушателям на Едином образовательной портале ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова в течение всего периода обучения.
За первое полугодие 2016 г. 104 слушателя прошли обучение по данной программе повышения квалификации. Среди них помимо врачей, непосредственно занимающихся оказанием ПМП, обучение проходили врачи первичного звена, не работающие в структуре ПМП, однако регулярно встречающихся в своей практике с такими пациентами.
По результатам анкетирования, проводимого в конце программы обучения, 92% слушателей были полностью удовлетворены программой обучения. 98% слушателей считают необходимым включение в программу подготовки занятий по коммуникативным навыкам и 96% слушателей будут использовать полученные навыки общения на практике при работе с пациентами. Несколько слушателей после прохождения программы обучения поменяли свою профессиональную траекторию и в настоящее время работают врачами по ПМП.
По данным ЕАПП, 90% паллиативных пациентов в популяции остаются под наблюдением врачей первичного звена (врачи общей практики, врачи-терапевты). В нашей стране до настоящего момента вопросы оказания ПМП традиционно не освещались ни в процессе обучения в медицинском ВУЗе, ни на этапах послевузовского профессионального образования по специальностям «терапия» и «общая врачебная практика (семейная медицина)». Таким образом, ни врачи-терапевты, ни врачи общей практики не обладают знаниями и специфическими навыками ведения паллиативных пациентов. В связи с этим, по нашему мнению, обучение врачей первичного звена
262
АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ. 2016; 61(4)
Р0!: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-260-263
навыкам оказания ПМП, общения с паллиативными пациентами и их родственниками является высоко актуальным. Несмотря на значительный прогресс в организации оказания ПМП на территории РФ, доступность качественной ПМП остается на низком уровне. В таких условиях одной из возможностей получения ПМП является ее оказание врачами первичного звена в условиях поликлиник и кабинетов ПМП.
ПМП является относительно новым видом медицинской помощи для РФ, в связи с этим целесообразно проводить обучения не только врачей, но и преподавателей медицинских ВУЗов РФ по актуальным вопросам преподавания ПМП. В 2015 г. кафедрой была проведена программа повышения квалификации для 61 преподавателя из 34 медицинских вузов РФ. Продолжительность программы составила 36 ч, обучение проводилось с применением современных образовательных технологий, включая дистанционное и электронное обучение. В программе были представлены и обсуждены разносторонние вопросы и аспекты преподавания: методика проведения тренингов на примере проведения тренингов по боли; методика проведения мастер-класса по навыкам коммуникации при оказании ПМП пациентам с использованием технологии «стандартизованный пациент»; технология разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности преподавателя. По итогам анкетирования, проводимого в последний день программы обучения, 94,3% преподавателей были полностью удовлетворены программой обучения, однако высказано пожелание об увеличении продолжительности программы обучения.
Таким образом, в настоящее время проведение образовательных программ по ПМП является высоко актуальным не только для врачей, занимающихся непосредственно оказанием ПМП, но и для врачей первичного звена. В структуру программ обучения целесообразно включать инновационные методы образования - проведение тренингов по купированию основных тягостных симптомов, в частности купированию болевого синдрома, проведение практических занятий по коммуникативным навыкам с использованием технологии «стандартизованный пациент».
С целью улучшения качества и доступности медицинской помощи необходимо проводить обучение не только врачей, непосредственно занимающихся оказанием ПМП, но и врачей первичного звена, ведущих паллиативных пациентов в амбулаторно-поликлинических условиях.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА (пп. 4-8 см. REFERENCES)
1. Введенская Е.С. О необходимости преподавания вопросов паллиативной помощи в системе высшего медицинского образования.
Социальные аспекты здоровья населения. 2013; [3 (31)]: 11-4.
2. Паллиативная помощь взрослым и детям: организация и профессиональное обучение: Сборник документов ВОЗ и ЕАПП. М.; 2014: 119-44.
3. Савва Н.Н. Паллиативная помощь детям в России: потребность, состояние, концепция развития. М.; 2015.
REFERENCES
1. Vvedenskaya E.S. The need for teaching issues of palliative care in the system of higher medical education. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2013; [3 (31)]: 11-4. (in Russian)
2. Palliative Care for Adults and Children: Organization and Professional Training. Collection of Documents of the WHO and the EAPC. Moscow; 2014: 119-44. (in Russian)
3. Savva N.N. Palliative Care to Children in Russia: Demand, Condition, Concept Development. Moscow; 2015. (in Russian)
4. Connor S., Pyenson B., Fitch K., Spence C. Comparing hospice and nonhospice patient survival among patients who die within a 3-year window. J. Pain Symptom Manag. 2007; 33 (3): 238-46.
5. Gamondi С., Larkin P., Payne S. Core Competencies in Palliative Care: an EAPC white paper on Palliative Care Education. Available at: http://www. eapcnet.eu/Themes/Education/EAPCWhitePaperonEducation.aspx
6. Hagginson I.J. Palliative and terminal care healthcare needs assessment: The epidemiologically based needs assessment reviews // AR Stevens J. Oxford and New York: The Wessex Institute for Health Research and Development; 1997.
7. Connor S.R. et al. Global Atlas of Palliative Care at the End of Life. Recommendations from the Worldwide Palliative Care Alliance. Available at: http://www.thewhpca.org/resources/global-atlas-on-end-of-life-care
8. Temel J.S., Greer J.A., Muzikansky A., Gallagher E.R. et al. Early palliative care for patients with metastatic non-small-cell lung cancer. N. Engl. J. Med. 2010; 363 (8): 733-42.
Поступила 18.02.2016 Принята в печать 25.03.2016
© ЛАХИН РЕ., 2016
УДК 615.837.3.03:617-089.5+616-036.882-08
Лахин Р.Е.
УЛЬТРАЗВУК В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ: ЧЕМУ УЧИТЬ?
ФГКВОУ ВПО Кафедра и клиника анестезиологии и реаниматологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ, 194044, г. Санкт-Петербург
Несмотря на то что ультразвук применяется в медицине уже несколько десятилетий, в анестезиологии и реаниматологии его используют относительно недавно. Ультразвуковая навигация позволяет повысить качество проводимых инвазивнъх манипуляций, протоколы осмотра пациентов в критических состояниях выполнены для улучшения диагностики непосредственно на месте оказания помощи, поэтому все ведущие мировые общества и ассоциации рекомендовали включить в образование специалистов интенсивной терапии, неотложной помощи, анестезиологов обучение ультразвуковым технологиям. Комитет по ультразвуковым технологиям в анестезиологии и реаниматологии рекомендовал в качестве инструмента навигации перечень шести компетенций, являющихся набором знаний и навыков, которые обеспечивают выполнение основных манипуляций и действий, входящих в перечень квалификационных требований, предъявляемых анестезиологу-реаниматологу: ультразвуковой мониторинг дыхательных путей; ультразвуковой мониторинг плевры и легких; фокусированная эхокардиография и интраоперационный мониторинг; катетеризация сосудов под контролем ультразвука; ультразвуковой мониторинг пациента в критическом состоянии; ультразвуковая навигация регионарной анестезии. В клинической ординатуре практический навык на уровне «уметь» осваивается для тем катетеризации внутренней яремной и бедренной вены, а в ультразвуковом мониторинге пациента в критическом состоянии - для темы расширенного FAST протокола. Остальные темы изучаются на уровне «знать». Практическая подготовка по этим практикам целесообразна в постдипломной программе непрерывного образования в том объеме, который нужен специалисту на его рабочем месте.
Ключевые слова: Образование, ультразвук; анестезиология и реаниматология; компетенции; комитет по ультразвуковым технологиям в анестезиологии и реаниматологии.
Для цитирования: Лахин Р.Е. Ультразвук в анестезиологии и реаниматологии: чему учить? Анестезиология и реаниматология. 2016; 61 (4): 263-265. DOI: 10.18821/0201-7563-2016-4-263-265
RUSSIAN JOURNAL of ANAESTHESIOLOGY and REANIMATOLOGY. 2016; 61(4)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-263-265
263