Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы противодействия религиозному экстремизму в сети Интернет'

Организационно-правовые основы противодействия религиозному экстремизму в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / RELIGIOUS EXTREMISM / PREVENTION / CAUSES AND CONDITIONS OF DISTRIBUTION ON THE INTERNET / COUNTERMEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кияйкин Дмитрий Викторович, Дворецкая Екатерина Андреевна

В статье раскрываются особенности сущностного понимания религиозного экстремизма и организационно-правовой профилактики данного явления. Обращено внимание на важность профилактической работы в рамках предупреждения антиобщественного (девиантного) поведения. Авторами рассматриваются причины и условия формирования религиозного экстремизма и наполнения им сети Интернет. Интернет-сообщество сталкивается с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских организаций. Это связано с катастрофически быстрым распространением радикальных идеологий, всеобщей компьютеризацией и информатизацией общественных процессов, что облегчает процесс распространения материалов, носящих экстремистский характер. Религиозный экстремизм является источником вооруженных конфликтов во всем мире. Жертвами этого страшного явления, как правило, являются дети, подростки, молодые люди, кого легко заманить в сети идеологического обмана. Религиозный экстремизм опасен не только разрушением социальных объектов и ценностей, убийствами, террором. Гораздо опаснее сама идеология экстремизма, которая искажает мировоззрение и психику человека. В этих условиях эффективным является проведение профилактических мероприятий с молодым поколением, доведение до людей важности вопроса, осуществление контроля за неблагополучными семьями, обучение молодых лиц толерантности и уважению к окружающим людям. В работе определены направления работы правоохранительных органов по вопросу совершенствования механизма противодействия распространению экстремистской информации. Определена важность международного сотрудничества.The article reveals the features of the essential understanding of religious extremism and organizational and legal prevention of this phenomenon. Attention is drawn to the importance of preventive work as part of the prevention of antisocial (deviant) behavior. The authors consider the reasons and conditions for the formation of religious extremism and the filling of the Internet. The online community is facing a massive information threat from extremist organizations. This is due to the catastrophically lightning-fast spread of radical ideologies, the general computerization and informatization of social processes, which facilitates the process of distributing materials of an extremist nature. Religious extremism is a source of armed conflict throughout the world. The victims of this terrible phenomenon, as a rule, are children, adolescents, young people and girls whom it is easy to lure into networks of ideological deception. Religious extremism is dangerous not only the destruction of social objects and values, murders, terror. The ideology of extremism itself, which distorts the worldview and the human psyche, is much more dangerous. Religious extremism is a source of armed conflict throughout the world. The victims of this terrible phenomenon, as a rule, are children, adolescents, young people and girls whom it is easy to lure into networks of ideological deception. Religious extremism is dangerous not only the destruction of social objects and values, murders, terror. The ideology of extremism itself, which distorts the worldview and the human psyche, is much more dangerous.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы противодействия религиозному экстремизму в сети Интернет»

DOI 10.37523/SUI.2020.38.2.020 УДК 340

Кияйкин Дмитрий Викторович

кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС, Самарский юридический институт ФСИН России, 433022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в. e-mail: [email protected]

Дворецкая Екатерина Андреевна

курсант 1-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 433022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Dmitriy V. Kiyaykin

Candidate of Law, Associate Professor,

Senior Lecturer of the Department of management and information technology of the Penal System,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

Ekaterina A. Dvoretskaya

1 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация. В статье раскрываются особенности сущностного понимания религиозного экстремизма и организационно-правовой профилактики данного явления.

Обращено внимание на важность профилактической работы в рамках предупреждения антиобщественного (девиантного) поведения. Авторами рассматриваются причины и условия формирования религиозного экстремизма и наполнения им сети Интернет. Интернет-сообщество сталкивается с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских организаций. Это связано с катастрофически быстрым распространением радикальных идеологий, всеобщей компьютеризацией и информатизацией общественных процессов, что облегчает процесс распространения материалов, носящих экстремистский характер.

Религиозный экстремизм является источником вооруженных конфликтов во всем мире. Жертвами этого страшного явления, как правило, являются дети, подростки, молодые люди, кого легко заманить в сети идеологического обмана. Религиозный экстремизм опасен не только разрушением социальных объектов и ценностей, убийствами, террором. Гораздо опаснее сама идеология экстремизма, которая искажает мировоззрение и психику человека.

В этих условиях эффективным является проведение профилактических мероприятий с молодым поколением, доведение до людей важности вопроса, осуществление контроля за неблагополучными семьями, обучение молодых лиц толерантности и уважению к окружающим людям.

В работе определены направления работы правоохранительных органов по вопросу совершенствования механизма противодействия распространению экстремистской информации. Определена важность международного сотрудничества.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, профилактика, причины и условия распространения в сети Интернет, механизм противодействия.

ORGANIZATION AND LEGAL BASES OF RELIGIOUS EXTREMISM COUNTERING ON THE INTERNET

Summary. The article reveals the features of the essential understanding of religious extremism and organizational and legal prevention of this phenomenon.

Attention is drawn to the importance of preventive work as part of the prevention of antisocial (deviant) behavior. The authors consider the reasons and conditions for the formation of religious extremism and the filling of the Internet. The online community is facing a massive information threat from extremist organizations. This is due to the catastrophically lightning-fast spread of radical ideologies, the general computerization and informatization of social processes, which facilitates the process of distributing materials of an extremist nature.

Religious extremism is a source of armed conflict throughout the world. The victims of this terrible phenomenon, as a rule, are children, adolescents, young people and girls - whom it is easy to lure into networks of ideological deception. Religious extremism is dangerous not only the destruction of social objects and values, murders, terror. The ideology of extremism itself, which distorts the worldview and the human psyche, is much more dangerous.

© 2020 Кияйкин Д. В., Дворецкая Е. А.

Religious extremism is a source of armed conflict throughout the world. The victims of this terrible phenomenon, as a rule, are children, adolescents, young people and girls - whom it is easy to lure into networks of ideological deception. Religious extremism is dangerous not only the destruction of social objects and values, murders, terror. The ideology of extremism itself, which distorts the worldview and the human psyche, is much more dangerous.

Keywords: religious extremism, prevention, causes and conditions of distribution on the Internet, countermeasures.

Религиозный экстремизм представляет угрозу всему миру. Он несет разрушение общепризнанных моральных норм, общечеловеческих ценностей, может менять склад ума молодого поколения, искажая понятия о человечности, вытесняя понятия о толерантности и уважении к другим людям.

Интернет-сообщество сталкивается с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских организаций. Это связано всеобщей компьютеризацией и информатизацией общественных процессов, что облегчает процесс распространения материалов, носящих экстремистский характер.

Используя глобальную сеть Интернет, вербовщики без особых усилий могут проникнуть в сознание каждого человека. Сейчас в России зарегистрированы 31 392 религиозные организации более 60 различных конфессий. За последние пять лет появилось 2927, а с начала 2019 г. - 483 [1] религиозных организаций и сект, имеющих свои сайты для вербовки молодых людей.

В настоящее время проблема экстремизма в сети Интернет является проблемой глобального характера. Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. Разработано множество нормативных актов, обеспечивающих борьбу с данным явлением, в том числе и на международном уровне. Однако полагаем, что этого недостаточно. Для борьбы с данной проблемой необходимо постоянно развивать и совершенствовать действующее законодательство, в частности в рамках сотрудничества на международном уровне, так как общими усилиями легче бороться с проблемами мирового масштаба. Также целесообразно постоянно совершенствовать техническую составляющую для борьбы с данным явлением.

В современном мире экстремизм практикуется политическими, националистическими, религиозными движениями, проявляющимися время от времени в открытой форме и представляющими угрозу стабильности всему мировому сообществу.

В последние десятилетия, как правило, в политической сфере общества, приобретают большой размах экстремистские явления именно на религиозной почве. Согласно статистистиче-ским данным религиозный экстремизм является самым распространенным в мире, поскольку религия сама по себе отличается высокой консервативностью, устойчивостью и приспособляемостью к изменяющимся условиям социальной среды.

Само понятие «религиозный экстремизм» трактуется как отрицание системы религиозных ценностей и догматических устоев, а также как агрессивная идеологическая пропаганда, противоречащая им. Религиозный экстремизм направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти. Основу экстремизма на религиозной почве составляют насилие, крайняя жестокость, агрессивность. При этом же довольно часто идеология религиозного экстремизма приводит к организации террористической деятельности, что усугубляет угрозу разрушения общечеловеческих моральных ценностей и безопасности всего мира.

В настоящее время глобальным способом распространения экстремизма можно считать распространение религиозного экстремизма в сети Интернет. В связи с этим возникает проблема контроля распространения в сети Интернет материалов экстремистской направленности.

В Интернете данная информация доступна не только в виде статических веб-страниц, но и через различные форумы, чаты, в которых идет интенсивный обмен информацией, благодаря чему экстремисты с легкостью воздействуют на сознание молодых людей.

Существуют некоторые особенности, оказывающие существенное влияние на противодействие распространению экстремистских материалов:

- Интернет не имеет собственника, он вмещает в себя совокупность различных сетей, имеющих разную географическую принадлежность;

- в Интернете любая размещенная информация доступна неограниченному кругу лиц и в неограниченном виде;

- при размещении какой-либо информации и при получении к ней доступа пользователи могут оставаться анонимными;

- из-за размещения огромного объема информации в сети Интернет и высокой скорости распространения контроль, даже с помощью технических средств, становится затруднительным.

Пропаганда религиозного экстремизма имеет свою определенную специфику: в социальных сетях размещается личная информация о человеке. В связи с этим экстремисты целенаправленно размещают материалы, рекламу групп для определенной возрастной категории, чтобы оказывать на нее влияние, и, как правило, в эту возрастную категорию входит молодежь до 18 лет.

Религиозный экстремизм - явление далеко не случайное. В возникновении религиозного экстремизма лежит ряд причин, и прежде чем понять, какие меры нужно принимать для борьбы с этим явлением, нужно разобраться в этих причинах.

Многие эксперты утверждают, что одной из самых главных причин распространения религиозного экстремизма является недостаток религиозного образования [2]. К сожалению, большинство граждан России не понимают смысл своего вероисповедания, религиозных традиций, догм. Это незнание или неполное знание о религии приводит к эгоизму и подмене истинных ценностей. Человек начинает яро защищать и навязывать, сам до конца не понимая, что именно, имея лишь поверхностные знания, доказывая уже не свои убеждения, а стремится к доказательству своей «правоты», доминируя над оппонентом, пытаться превзойти его ложными и отчасти придуманными истинами, проявляя эффект Даннинга - Крюгера [3]. Из этого следует, что малокомпетентные люди имеют завышенное мнение о своих знаниях в той или иной области, что и приводит к возникновению экстремизма.

Также одним из факторов может выступать не толерантность, внутренние психологические конфликты, приводящие к агрессии и нетерпимости. Человек будет настаивать на своих принципах и ценностях, не уважая при этом ценностей приверженцев иной религии, начиная угнетать и национальную принадлежность. В этом случае причина возникновения экстремизма кроется в самом человеке.

Кроме того, значительной причиной является семейное воспитание [2]. Мы знаем, что формирование человека как личности начинается с детства, и наибольшее влияние на ребенка оказывают его родители. Когда в семье нет должного воспитания, нет любви и внимания к ребенку, это очень сильно сказывается на его духовно-нравственном развитии. В такой семье он чувствует свою ненужность, становится замкнутым. В семьях, где родители применяют насилие к своим детям, у ребенка формируется чувство ненависти, он становится жестоким, проявляет к людям агрессию, которую постоянно видел по отношению к себе. Родители должны любить и заботиться о своих детях, думать об их будущем.

Быть может, истоки экстремизма берут свое начало из природы человека. По мнению многих специалистов, человек сам по себе стремится к чему-то экстремальному, порождающему идти его по пути постоянного движения и развития. Однако важно понимать, что любое развитие содержит два способа реализации: экстремально-творческий и экстремистский, который ориентирован на обострение крайностей разворачивающегося процесса.

Периоды социально-экономической нестабильности в истории нашей страны приводили к социальной дифференциации, росту преступности. К данным периодам мы относим в первую очередь кризисы 1990-х, 2000-х и 2014 г. Также в истории отмечалась низкая эффективность работы правоохранительных органов и государственного аппарата, отсутствие механизма защиты прав граждан [4], что вело к нарастанию в обществе агрессии, конфликтов, которые решались зачастую силовым путем как со стороны власти, так и со стороны населения. Как следствие, образовывались молодежные группировки, в том числе и религиозные, которые были настроены против общества.

Таким образом, причинами возникновения религиозного экстремизма являются разные механизмы, на которые влияют семейные отношения, внутренние конфликты человека и внутренняя обстановка в государстве (см. рис.).

Рис. Причины возникновения религиозного экстремизма

Известно, что с вступлением общества в век информационных технологий экстремизм приобрел новую форму проявления. Интернет, с одной стороны, играет большую роль в промышленном производстве, экономике и других сферах деятельности. С другой же стороны, он стал неотъемлемой частью жизни людей во всем мире, в особенности молодежи. В связи с этим экстремистам предоставляется возможность психологически воздействовать на людей отдаленно, через новые каналы связи.

Количество экстремистских преступлений после декриминализации ст. 282 УК РФ в прошлом году сократилось вдвое. Генпрокурор РФ Игорь Краснов на коллегии надзорного ведомства по итогам работы за 2019 год отметил: «В связи с декриминализацией ряда деяний вдвое (с 1265 до 585) снизилось количество уголовно наказуемых экстремистских проявлений» [5].

Как видно, распространение экстремистских материалов, в том числе религиозного характера, по сети Интернет еще значительно. Это в первую очередь связано, скорее, с неумением и нежеланием у молодежи перепроверять полученную информацию. Как правило, подростки рассылают понравившиеся картинки, аудио- и видеоматериалы, не вникая в смысл их содержания. Эти материалы могут иметь экстремистскую направленность. Таким образом, вербовщики уже воздействуют на сознание подростков: эта информация отражается в подсознании, несмотря на то что они ее не понимают.

Кроме того, экстремисты имеют собственные сайты, которые постоянно меняют адреса, чтобы избежать блокировки со стороны спецслужб. Данные сайты привлекают молодых людей красивым дизайном, названием. В тексте сообщений зачастую скрыты идеологические идеи и установки. Молодые люди, в свою очередь, бездумно подписываются на сайты, начинают проникаться идеями, скачивают и обмениваются понравившейся информацией с друзьями. Как отмечают исследователи, люди, распространяя, таким образом, экстремистскую идеологию, начинают искать единомышленников и объединятся в сообщества.

Если бы молодежь умела грамотно работать с информацией в Интернете, проверять ее содержание, распространение экстремистских материалов не получило бы столь огромных масштабов.

Следует отметить, что проблема экстремизма касается также и исправительных учреждений, в которых отбывают наказание осужденные к лишению свободы. Широко известно, что в исправительных учреждениях отбывают наказание представители различных конфессий. Основной массой являются лица, исповедующие христианство, ислам и буддизм.

Планомерная работа с осужденными в данном направлении позволяет осуществить профилактику распространения религиозных экстремистских взглядов в сети Интернет.

Необходимо также отметить важность сотрудничества учреждений УИС с религиозными организациями. Религиозные каноны и правила, бесспорно, дисциплинируют и призывают к пра-вопослушному поведению, они указывают для личности определенную форму поведения, не противопоставляющую себя обществу.

Однако основной задачей исправительных учреждений является обеспечение соблюдения режимных требований. Исходя из этого, мы приходим к выводу о том, что при взаимодействии с религиозными объединениями необходимо опираться на следующие принципы:

- недопущение сугубо конфессиональной заинтересованности со стороны организаций, действия должны быть направлены на исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений;

- непреследование обращения в «свою» веру лиц, не определившихся с выбором вероисповедания;

- свобода выбора формы духовного обогащения и вероисповедания [6, с. 32].

Также у работников учреждений уголовно-исполнительной системы возникает вопрос о том, как поступать сотруднику в тех или иных ситуациях, чтобы не оскорблять чувства верующих. На данный вопрос представители мусульманской и православной религии стараются прийти к общему мнению. Так, наиболее часто встречающийся ответ на данный вопрос, это быть более терпимыми, но и нельзя давать какие-либо снисхождения осужденным исходя из их религиозных убеждений.

Следует отметить, что религиозный экстремизм непосредственно связан с террористическим устрашением населения, совершением взрывов, поджогов и т. д.

Итак, для профилактики совершения различных нарушений, связанных с экстремизмом, осужденными законодатель внес новые категории профилактического учета: «лица, склонные к совершению поджогов», «лица, склонные к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности». Все это нашло свое отражение в Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 (в ред. от 02.11.2018).

Данные лица ставятся на профилактический учет по алгоритму, приведенному в вышеуказанном нормативном правовом акте, следствием чего является индивидуально профилактическая работа с ними путем проведения бесед, диспутов, различных интерактивных игр и работы сотрудников психологической лаборатории. Данные мероприятия могут проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. По истечении трехмесячного срока лицо, являющееся инициатором постановки на профилактический учет, проводит проверку в отношении данного осужденного. Результатом проверки являются данные о том, идут ли на пользу осужденному меры профилактического характера; прикладывает данные, характеризующие осужденного (справку о поощрениях и взысканиях, дипломы об окончании школы, ПТУ, характеристику от начальника отряда и другие документы). Данное заключение согласовывается с сотрудниками оперативного отдела и передается на комиссию для принятия решения о целесообразности продления либо снятии лица с профилактического учета.

Следует отметить положительный опыт Саратовской области по поиску взрывных устройств на территории учреждения и на прилегающей территории, на которой установлены режимные требования. Так, в соответствии с приказом УФСИН России по Саратовской области от 28.12.2017 № 526 «Об определении системы использования специальных собак по поиску взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов» применяется специальная собака для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств и боеприпасов на территории. Один раз в месяц подается заявка на применение специально обученной служебной собаки сотрудниками оперативного отдела. Также на основании Приказа Минюста России от 15.12.2014 № 233-дсп «Об утверждении Инструкции по подготовке сил и средств уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах», который является основным ведомственным приказом, определяющим порядок и содержание подготовки учреждений УИС и территориальных органов ФСИН России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Определяются места, наиболее опасные в отношении закладки взрывных устройств и взрывчатых веществ.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности продвижения работы в данном направлении и борьбе с экстремизмом на территории исправительных учреждений, так как данная деятельность дестабилизирует работу исправительного учреждения и дезорганизует его деятельность. Также следует констатировать, что большое количество нормативной базы различного уровня, федерального, регионального и ведомственного значения направлены на борьбу с терроризмом и экстремизмом, что сдерживает данную деятельность, однако по России нередки случаи так называемых «вспышек» экстремистской направленности.

Помимо этого необходимо по прибытии осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения проводить их анкетирование или тестирование для выявления приверженности к различного вида экстремистским идеологиям, в частности религиозному экстремизму,

а также к той или иной конфессии, радикальных взглядов по отношению к лицам, исповедываю-щим другие религии. В этой связи важно разработать вопросные листы для использования в работе сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы.

Следует отметить, что в соответствии со статистикой появляются все новые книги, песни, выдержки из газет, фильмы, стихи и т. д., которые запрещены к просмотру и распространению в Российской Федерации, в том числе в Интернете. По официальным данным в 2019 г. таких материалов насчитывается уже 128, в то время как в 2012 г. было всего 25 [7].

В 2012 г. произошел первый всплеск осужденных за экстремизм. Тогда группа PussyRiot 21 февраля устроила панк-молебен в храме Христа Спасителя. Данное видео и другие ролики из храма официально признали экстремистскими. В 2014 г. количество приговоров возросло вдвое, когда Павел Дуров - основатель социальной сети «ВКонтакте», - продал свою долю в компании, а позднее и вовсе покинул пост гендиректора сети. Это очень повлияло на рост количества уголовных дел за разжигание ненависти и распространение публикаций экстремистского характера, в том числе религиозного.

Как известно, в данный момент социальная сеть «ВКонтакте» принадлежит российской Mail.ru Group, которая исполняет закон об организациях распространения информации. Это значит, что силовым ведомствам намного легче получить информацию из этой сети.

Следующий пик, как показывает статистика Верховного суда, выпадает на 2014-2015 год. Как мы знаем, данный период связан с политическими событиями на Украине. В это время в социальных сетях резко растет пропаганда экстремистской идеологии, а вследствие этого и число уголовных дел по статьям УК [8].

По данным Верховного суда за 2019 г. увеличилось количество лиц, осужденных за лайки и репосты экстремистских материалов.

Методы борьбы с экстремизмом. Как было сказано выше, Интернет является глобальным способом распространения информации, и большинство людей, особенно не достигших зрелого возраста, не умеют обращаться с этой информацией, не хотят проверять ее источники, в связи с этим возникает проблема контроля распространения с сети Интернет экстремистских материалов.

С каждым днем мы все чаще слышим о террористических актах, совершенными школьниками и студентами в разных странах. Это говорит о том, что дети попадают под влияние вербовщиков. При проведении расследования выясняется, что они состояли в группах и сайтах, в которых имела место пропаганда идеологических идей экстремистской направленности, в частности религиозной. Эта проблема заключается в отсутствии в образовательных учреждениях специализированных дисциплин по информационной безопасности и грамотности.

Целесообразным было бы проводить в школах и институтах мероприятия, посвященные данной проблеме. Молодым людям нужно прививать культуру толерантности и уважения к национальным традициям, религии, правовую культуру, проводить мероприятия, направленные на юридическое просвещение.

Также в настоящее время отсутствует отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий взаимодействие государств по борьбе с религиозным экстремизмом в Интернете.

Мы считаем необходимым создать такой нормативный документ (пакт, конвенцию), который будет определять цели, методы борьбы с экстремизмом, ответственность лиц, порядок взаимодействия государств, а также основные понятия и диспозиции, подходящие под деятельность, связанную с экстремистской. Данный нормативно-правовой акт стал бы фундаментальной основой в борьбе с этим направлением в информационно телекоммуникационной сети.

Помимо всего, что было сказано, мы считаем большим пробелом в сфере борьбы с экстремизмом является отсутствие специализированного органа как на местном, федеральном, так и на международном уровне, что в свою очередь подкрепляет первую проблему, а также проводит некую дисперсию обязанностей между различными организациями, в частности, которым в обязанности вменено противодействие экстремизму. Необходимо на различных уровнях государственной власти создать организацию, которая непосредственно будет заниматься разработкой дел, связанных с экстремистской деятельностью [9].

Следует констатировать, что существует ряд проблемных вопросов в сфере применения технических средств. Создание единого федерального органа, наделенного полномочиями и оснащенного новейшими техническими средствами для мониторинга и анализа информации сети Интернет на предмет проявлений экстремизма, позволит решить данный вопрос.

Еще одним направлением в борьбе с религиозным экстремизмом в сети Интернет является совершенствование международного сотрудничества, взаимодействия правоохранительных органов различных государств с провайдерами, создателями сайтов, чтобы не допускать размещения, распространения экстремистских материалов и своевременно их блокировать. Это позволит ограничить доступ молодежи к экстремистским материалам и предотвратить их распространение.

Поскольку целью террористов является максимальное информирование населения Российской Федерации, представляется важным минимизировать распространение сведений о проявлениях религиозного экстремизма в средствах массовой информации.

Проведенное исследование проблем возникновения религиозного экстремизма позволяет нам предложить следующие рекомендации по противодействию религиозному экстремизму:

1. Современное мировое сообщество должно четко придерживаться политики повышения религиозной грамотности населения.

2. Совершенствованию работы исправительных учреждений по борьбе с религиозным экстремизмом будет способствовать разработка нормативного акта, который бы стал фундаментальной основой в борьбе с этим направлением в Интернете.

3. Необходимо оптимизировать работу спецслужб за контролем и своевременным предотвращением распространения информации в Интернете.

4. Важно повышать грамотность населения по работе с информацией в Интернете.

5. Необходимо усиление государственного внимания к общественной безопасности граждан, прежде всего детей и подростков, повышение эффективности защиты прав и законных интересов россиян за рубежом.

Библиографический список

1. Рамблер/ новости [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/other/42926560/7utm _content=news_media&utm_medi um=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 21.04.2020).

2. Видеоматериалы телемоста «Религиозный экстремизм: тенденции распространения и практики противодействия» [Электронный ресурс]. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Официальный сайт. URL: https://www.uniyar.ac.ru/ (дата обращения: 21.04.2020).

3. Хабр. Эффект Даннинга - Крюгера [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/285540/_(дата обращения: 31.01.2020).

4. Причины неэффективности современной правоохранительной системы: сборник докладов Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. URL: https://isfic.info/SPBU/konf39.htm (дата обращения: 21.04.2020).

5. ТАСС. Число экстремистских преступлений за 2019 год сократилось вдвое [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/8002335 (дата обращения: 31.01.2020).

6. Червяков М. Э., Петросян А. К., Титиберия Р. Р. Взаимодействие общественных организаций с ФСИН России // Постулат. 2017. № 2 (16). С. 37 .

7. Федеральный список экстремистских материалов. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru/extremist-materials (дата обращения: 20.01.2020).

8. Статистика количества осужденных за экстремизм [Электронный ресурс]. URL: https://66.ru/news/incident/214229/ (дата обращения: 14.01.2020).

9. Мельникова Д. П. Правовое регулирование экстремистской деятельности в сети Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/151/2191 (дата обращения: 22.01.2020).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Rамbler/ novosti [The Rambler/ news]. URL: https://news.rambler.ru/other/42926560/7utm_c ontent=news_media&utm_medi um=read_more&utm_source=copy link (Accessed: 21.04.2020) [in Russian].

2. Videomaterialy telemosta «Religioznyy ekstremmizm: ten-dentsii rasprostraneniya i praktiki protivodeystviya» [Video Materials of the teleconference «Religious extremism: trends in the spread and practice of counteraction»]. Yaroslavskiy gosudarstvennyy universitet im. P.G. Demidova. Ofitsial'nyy

becthhk cm

sayt [Yaroslavl state University named after P. G. Demidov. Official site]. URL: https://www.uniyar.ac.ru/ (Accessed: 21.04.2020) [in Russian].

3. Khabr. Effekt Danninga - Kryugera. [Habr. The Dunning - Kruger effect]. URL: https://habr.com/en/post/285540/ (Accessed: 01/31/2020) [in Russian].

4. Prichiny neeffektivnosti sovremennoy pravookhranitel'no si-stemy. Sbornik dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Reasons for the inefficiency of the modern law enforcement system. Collection of reports of the International scientific and practical conference]. URL: https://isfic.info/SPBU/konf39.htm (Accessed: 21.04.2020) [in Russian].

5. . TASS. Chislo ekstremistskikh prestupleniy za 2019 god sokrati-los' vdvoye [TASS. The number of extremist crimes has halved in 2019]. URL: https://tass.ru/obschestvo/8002335 (Accessed: 31.01.2020) [in Russian].

6. Chervyakov M. E., Petrosyan A. K., Titiberiya R. R. Vzaimodeystviye obshchestvennykh or-ganizatsiy s FSIN Rossii [Interaction of public organizations with the Federal Penitentiary Service of Russia]. Postulat [Postulate], 2017, no. 2 (16), p. 37 [in Russian].

7. Federal'nyy spisok ekstremistskikh materialov. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva yustitsii Ros-siyskoy Federatsii [The federal list of extremist materials. The official website of the Ministry of Justice of the Russian Federation]. URL: http://minjust.ru/extremist-materials (Accessed: 01.20.2020) [in Russian].

8. Statistika kolichestva osuzhdennykh za ekstremizm. [Statistics on the number of people convicted of extremism]. URL: https://66.ru/news/incident/214229/ (Accessed: 01.14.2020) [in Russian].

9. Mel'nikova D. P. Pravovoye regulirovaniye ekstremistskoy deyatel'nosti v seti Internet [Legal regulation of extremist activities on the Internet]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/151/2191 (Accessed: 01.22.2020) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.