Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛОКАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛОКАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЛОКАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ОСНОВАНИЯ / ПРЕДЕЛЫ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ПРЕДМЕТ ПРАВОТВОРЧЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / LOCAL LAW-MAKING / GROUNDS / LIMITS / SUBJECT / OBJECT / SUBJECT OF LAW-MAKING / ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пирогов Е. Ю

В статье на основе анализа оснований, принципов, объекта, предмета, субъектного состава выявлены организационно-правовые особенностей локального правотворчества территориальных органов внутренних дел. Обосновано, что на уровне субъекта РФ в качестве субъекта локального правотворчества выступает коллегия территориального органа внутренних дел. Определены такие основания локального правотворчества территориальных органов, подразделений и организаций системы МВД, как: законодательство; управленческие решения МВД России; делегированные МВД России в соответствии с действующим законодательством полномочия по принятию правовых актов; инициатива территориального органа, подчиненных органов и организаций. Обосновано, что необходимость и правомерность создания локальных нормативных правовых актов руководителями органов внутренних дел всех уровней в принципе определены действующим законодательством. В целом организационно-правовые особенности локального правотворчества территориальных органов внутренних дел определяются целью его осуществления - правовым регулированием внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел как самоуправляющейся системыBased on the analysis of the grounds, principles, object, subject, subject composition, the article reveals the organizational and legal features of the local law-making of the territorial internal affairs agencies. It is proved that at the level of the constituent entity of the Russian Federation, the collegium of the territorial body of internal affairs acts as the subject of local law-making. Such grounds for local law-making of territorial bodies, units and organizations of the Ministry of Internal Affairs system as legislation; management decisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia; authority delegated to the Ministry of Internal Affairs of Russia in accordance with current legislation to adopt legal acts; initiative of a territorial body, subordinate bodies and organizations are specified. It is substantiated that the necessity and legitimacy of creating local regulatory legal acts by the heads of internal affairs agencies at all levels are in principle determined by the current legislation. . In general, the organizational and legal features of the local law-making of the territorial internal affairs agencies are determined by the purpose of its implementation - the legal regulation of the internal organization activity of the internal affairs agencies as a self-governing system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛОКАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 65-72.

УДК 340.1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛОКАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Пирогов Е. Ю.

Краснодарский университет МВД России

В статье на основе анализа оснований, принципов, объекта, предмета, субъектного состава выявлены организационно-правовые особенностей локального правотворчества территориальных органов внутренних дел. Обосновано, что на уровне субъекта РФ в качестве субъекта локального правотворчества выступает коллегия территориального органа внутренних дел. Определены такие основания локального правотворчества территориальных органов, подразделений и организаций системы МВД, как: законодательство; управленческие решения МВД России; делегированные МВД России в соответствии с действующим законодательством полномочия по принятию правовых актов; инициатива территориального органа, подчиненных органов и организаций. Обосновано, что необходимость и правомерность создания локальных нормативных правовых актов руководителями органов внутренних дел всех уровней в принципе определены действующим законодательством. В целом организационно-правовые особенности локального правотворчества территориальных органов внутренних дел определяются целью его осуществления - правовым регулированием внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел как самоуправляющейся системы

Ключевые слова: органы внутренних дел, локальное правотворчество, основания, пределы, субъект, объект, предмет правотворчества, организационно-правовые основы.

Правотворчество в системе МВД России осуществляется с целью создания инструментария правового регулирования в сфере внутренних дел, а также управления органами внутренних дел, правового регулирования их внутриорганизационной деятельности. Само существование, тем более эффективное функционирование органов внутренних дел, и выполнение возложенных на них задач в сфере внутренних дел диктует необходимость наличия «внутреннего» правотворчества органов внутренних дел. При этом значительная роль принадлежит именно локальному правотворчеству.

Характерной особенностью локального правотворчества является то, что оно, находясь на низшем по территориальному масштабу (масштабу непосредственного действия результатов правотворчества) уровне, может осуществляться всеми субъектами правотворчества, независимо от уровня их властно-волевых полномочий. В полной мере это касается локального правотворчества ОВД, которое осуществляется как на уровне МВД России, так и на «территориальном» уровне. Основной объем локального правотворчества ОВД реализуется преимущественно на уровне территориальных органов МВД России.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов [1]. Руководитель территори-

65

ального органа издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности территориального органа, подчиненных органов и организаций, обеспечивает контроль за их исполнением [1]. Начальник территориального органа на районном уровне издает в пределах компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности территориального органа, обеспечивает контроль за их исполнением [5]. Руководители (начальники) подчиненных органов и организаций издают в пределах своей компетенции локальные правовые акты исключительно по вопросам организации деятельности возглавляемых ими органов и организаций [6] и с учетом субординации и иерархичности правовых актов МВД России, включая территориальный уровень.

На уровне субъекта РФ в качестве субъекта локального правотворчества выступает также коллегия территориального органа внутренних дел.

В территориальном органе МВД России на региональном уровне (министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации) образуется коллегия в составе «руководителя территориального органа (председатель коллегии), заместителей руководителя территориального органа, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Состав коллегии территориального органа (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Министром по представлению руководителя территориального органа» [1]. Согласно п. 148 Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, решения коллегии объявляются приказами руководителя (начальника) территориального органа МВД России [4].

Следует отметить, что в соответствии с Регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 148) «по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России проводятся оперативные совещания, на которых рассматриваются вопросы деятельности территориального органа МВД России» [4]. Несмотря на коллегиальную форму рассмотрения вопросов, протокольную форму оформления соответствующих решений (поручений) по результатам оперативных совещаний следует рассматривать в качестве организационной формы локального правотворчества руководителя (начальника) территориального органа.

Основаниями локального правотворчества территориальных органов, подразделений и организаций системы МВД являются: 1) законодательство (включая подзаконные нормативные правовые акты); 2) управленческие решения МВД России (решения коллегии МВД России, оперативных совещаний при Министре и заместителях Министра; распоряжения и поручения Министра и его заместителей; планы работы МВД России или подразделений МВД России); 3) делегированные МВД России в соответствии с действующим законодательством полномочия по принятию правовых актов; 4) инициатива территориального органа, подчиненных органов и организаций.

Следует учитывать, что действующее законодательство ограничивает локальное правотворчество территориальных органов, подразделений и организаций системы МВД принятием исключительно ненормативных правовых актов.

Согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, «структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной

66

власти не вправе издавать нормативные правовые акты» [2]. В соответствии с Регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации, нормативные правовые акты издаются МВД России в виде приказов или в ином установленном законодательством РФ виде в соответствии с указанными правилами (п. 109), заместители Министра издают приказы и распоряжения, не содержащие нормативных предписаний, по направлениям деятельности МВД России, за которые несут ответственность, а структурные подразделения МВД России не вправе издавать нормативные правовые акты (п.110) [4]. Данная норма вызывает, на наш взгляд, абсолютно обоснованные возражения среди правоведов на протяжении вот уже практически трех десятков лет [8, с. 17; 11, с. 150; 12, с. 7].

Необходимость и правомерность создания локальных нормативных правовых актов руководителями органов внутренних дел всех уровней в принципе определены законодательством.

Так, Трудовой кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), предусматривает ряд локальных нормативных правовых актов (локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права) в сфере регулирования трудовых отношений. При этом в отдельных случаях указывает на обязательность их принятия. В частности, ст. 212 ТК РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» императивно определяет «разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности».

В соответствии с п. 19 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации руководитель территориального органа: утверждает положения о структурных подразделениях территориального органа, о подчиненных органах и организациях; утверждает штатные расписания территориального органа, подчиненных органов и организаций; устанавливает правила внутреннего распорядка и режим работы территориального органа, подчиненных органов и организаций; утверждает положение о премировании сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа и т.д. [1]. Согласно подп. 3 п. 16 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне начальник территориального органа утверждает положения о структурных подразделениях территориального органа на районном уровне [5].

Одним из локальных правовых актов в сфере правового регулирования трудовых отношений является коллективный договор. Характерной отраслевой особенностью правовых актов, регулирующих трудовые отношения, является участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ). Именно коллективный договор играет первостепенную роль в обеспечении согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В полной мере это касается регулирования указанных отношений в части трудовой деятельности работников органов внутренних дел.

67

В соответствии с ТК РФ коллективный договор определяется как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального лица предпринимателя и заключаемый между работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (ст. 40). Его действие распространяется на всех работников организации (индивидуального предпринимателя), либо филиала, обособленного структурного подразделения (ст. 43).

Коллективный договор обладает большей юридической силой по сравнению с иными локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ). Таким образом, по соглашению сторон может быть определен широкий круг вопросов, разрешаемых путем установления соответствующих паровых норм. Данная возможность локального нормативного правового регулирования ограничена условиями: 1) регулирования условий трудовой деятельности, которые не урегулированы императивными нормами российского законодательства; 2) обязательностью включения в коллективный договор нормативных положений, предусмотренных законодательством: 3) локальные правовые нормы не должны противоречить действующему законодательству и ухудшать положение работника [9, с. 170-173].

Помимо указанных выше локальных нормативных правовых актов существенную роль в регулировании трудовых отношений в органах внутренних дел играют иные локальные правовые акты, направленные на обеспечение ОВД кадрами и прохождение ими службы. Наряду с организационными и кадровыми локальными правовыми актами органов внутренних дел значительный их массив составляют различного рода распорядительные акты, в том числе правовые акты оперативно-распорядительного характера.

Таким образом, по «управленческому характеру», т.е. функционально-регулятивной направленности следует выделить следующие основные группы локальных правовых актов органов внутренних дел:

1) организационные (положение, штатное расписание, правила внутреннего распорядка, приказ о распределении обязанностей и полномочий между руководством, инструкция, правила, наставление и пр.), устанавливающие правовой статус и организационные основы деятельности конкретных подсистем (органов, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций) органов внутренних дел;

2) кадровые (приказ о перемещении кадров, поощрении, взыскании и пр.), направленные на обеспечение прохождения службы сотрудниками, государственными служащими и работниками органов внутренних дел;

3) распорядительные (приказ, распоряжение и пр.), включая правовые акты оперативно-распорядительного характера, а также акты, доводящие решения вышестоящих органов и направленные на организацию их исполнения.

С учетом результатов оснований, предмета, субъектов и пределов локального правотворчества органов внутренних дел, следует учитывать, что наряду с такими общими принципами локального правотворчества, как принцип социальной обоснованности, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип законности, принцип гласности, а также такими специальными принципами локального

68

правотворчества, как принцип локальности (локальной обособленности), принцип субсидиарности, принцип оперативности [10], локальное правотворчество органов внутренних дел должно осуществляться на основе таких принципов, как принцип субординации и принцип единоначалия. Указанное определяется ведомственной спецификой органов внутренних дел как субъекта правотворчества, сферой общественных отношений и методами, используемыми данными органами в их регулировании, а также их структурой и спецификой управления.

В соответствии с принципом субординации субъекты локального правотворчества должны соблюдать субординацию в осуществлении правотворческих полномочий. Так, например, Заместители Министра, руководители подразделений МВД России имеют право издавать нормативные правовые акты лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством и лишь относительно вопросов, относящихся к их введению, не вторгаясь ни в правотворческую компетенцию Министра, ни в правотворчество «на местах».

Также в соответствии с данным принципом положения локальных правовых актов органов внутренних дел должны не противоречить локальным правовым актам органов внутренних дел вышестоящего уровня. Так, например, при осуществлении локального правотворчества начальники органов и организаций подчиненных территориальному издают правовые акты в пределах своей компетенции, определяемой, в том числе, правовыми актами МВД России и правовыми актами территориального органа МВД России [6]. Соответствующая субординация проявляется и при отмене вышестоящими должностными лицами органов внутренних дел локальных правовых актов нижестоящих должностных лиц.

Реализация принципа единоначалия непосредственно связана с тем, что МВД России является единоначальным органом, т.е. властные полномочия этого органа осуществляются единолично возглавляющим его руководителем - Министром внутренних дел Российской Федерации. При этом единоначалие присутствует на всех уровнях управления ОВД.

В полной мере это касается организации правотворческой деятельности, в том числе ее локального уровня, и контроля за ее осуществлением. Так, в соответствии с п. 3 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России «организация правовой работы и ответственность за ее соответствие установленным в системе МВД России требованиям возлагается на руководителей органов, организаций, подразделений» [3].

Как отмечает Арзамасов Ю. Г., отражая особенности системы ведомственного нормотворчества МВД России, принцип единоначалия реализуется в том, что, хотя нормотворческая инициатива может исходить от различных субъектов соответствующих правоотношений, непосредственно решение о необходимости разработки и принятия нормативного правового акта всегда принимает своим волевым решением одно из должностных лиц системы МВД [7, с. 57].

На наш взгляд, несмотря на ведомственную определенность в плане объективной необходимости, принцип единоначалия локального правотворчества органов внутренних дел не стоит абсолютизировать. Непосредственно правотворчество может быть реализовано в ОВД как единолично (в большинстве случаев), так и коллегиально (решение коллегии) и совместно (коллективный договор). В то же время, организация правотворческой деятельности и контроль (в

69

том числе придание правовому акту юридической силы вследствие его подписания, утверждения) за ее осуществлением осуществляются в ОВД на основе принципа единоначалия.

Говоря об основах деятельности, по осуществлению локального правотворчества в органах внутренних дел, следует учитывать определенную ограниченность реализации такого принципа, как гласность. Речь идет о разработке и принятии локальных правовых актов с ограниченной степенью доступа (содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну). Прежде всего, это касается принятия различного рода локальных правовых актов оперативно-распорядительного характера.

Таким образом, организационно-правовые особенности локального правотворчества территориальных органов внутренних дел определяются тем, что оно осуществляется с целью правового регулирования внутриорганизационной деятельности ОВД как самоуправляющейся системы, его субъектами выступают уполномоченные должностные лица территориальных органов внутренних дел, коллегии территориальных органов внутренних дел регионального уровня, а также уполномоченные должностные лица территориальных органов внутренних дел (организаций и подразделений) районного уровня. Предметом локального правотворчества территориальных ОВД выступают правовые акты, как в форме нормативных правовых актов, так и в форме ненормативных (содержащих ненормативные правовые предписания) правовых актов, которые по функционально-регулятивной направленности. Уровень и пределы локального правотворчества территориальных ОВД ограничены внутриорганизационным регулированием общественных отношений.

Список литературы

1. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209309/ (дата обращения: 08.01.2020). - Текст : электронный.

2. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15490/ (дата обращения: 08.01.2020). - Текст : электронный.

3. Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России : Приказ МВД России от 05.01.2007 № 6 // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289909/7389bb451732994975936b9680657a11223e43d 0/ (дата обращения: 08.01.2020). - Текст : электронный.

4. Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 17.10.2013 № 850 // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154467/4668981e6c820736d73aa83f78812e3757e51cd0 / (дата обращения: 08.01.2020). - Текст : электронный.

5. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне : Приказ МВД России от 05.06.2017 № 355 // Кон-сультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=219965&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.20495167985980478#04293254100116961 (дата обращения: 08.01.2020). - Текст : электронный.

6. Об утверждении Правил подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 26.12.2018 № 880// Консуль-

70

тантПлюс : [сайт]. - 2020. - [URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318001/ (дата обращения: 08.01.2020). - Текст : электронный.

7. Арзамасов, Ю. Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел : специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история правовык учений» : дис. на соиск. ... канд. юрид. наук / Арзамасов Юрий Геннадьевич ; Академия управления МВД России. - Москва, 1998. - 242 с. Текст : непосредственный.

8. Елеонский, В. О. Нормотворчество в органах внутренних дел : (Теоретические основы): специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история правовых учений» : автореферат дис. ... канд. юрид. наук / Елеонский Владилен Олегович ; Нижегородская высшая школа МВД РФ.

- Нижний Новгород, 1992. - 19 с. Текст : непосредственный.

9. Лушников, А. М. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право / А. М. Лушников, М. В. Лушникова.

- М.: Статут, 2009. - 1151 с. Текст : непосредственный.

10. Пирогов, Е. Ю. Принципы локального правотворчества / Е. Ю. Пирогов. - Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 6. - С. 100106.

11. Соловьев, А. А. Правотворческая деятельность органов внутренних дел субъектов Российской Федерации: на материалах ГУВД Московской области: специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история правовык учений» : дис. на соиск. ... канд. юрид. наук / Соловьев Андрей Александрович ; Академия управления МВД России. - Москва, 2003. - 236 с. - Текст : непосредственный.

12. Тультеев, И. Т. Локальное нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: : автореферат дис. ... канд. юрид. наук / Тультеев Ильяс Тавасович ; Высшая юрид. заочная школа. - Москва, 1992. - 26 с. - Текст : непосредственный.

Pirogov E. Yu. Organizational and legal f oundations of local law-making of territorial bodies of internal affairs / E. Yu. Pirogov // // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 65-72.

Based on the analysis of the grounds, principles, object, subject, subject composition, the article reveals the organizational and legal features of the local law-making of the territorial internal affairs agencies. It is proved that at the level of the constituent entity of the Russian Federation, the collegium of the territorial body of internal affairs acts as the subject of local law-making. Such grounds for local law-making of territorial bodies, units and organizations of the Ministry of Internal Affairs system as legislation; management decisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia; authority delegated to the Ministry of Internal Affairs of Russia in accordance with current legislation to adopt legal acts; initiative of a territorial body, subordinate bodies and organizations are specified. It is substantiated that the necessity and legitimacy of creating local regulatory legal acts by the heads of internal affairs agencies at all levels are in principle determined by the current legislation. . In general, the organizational and legal features of the local law-making of the territorial internal affairs agencies are determined by the purpose of its implementation - the legal regulation of the internal organization activity of the internal affairs agencies as a self-governing system

Keywords: internal affairs agencies, local law-making, grounds, limits, subject, object, subject of lawmaking, organizational and legal foundations.

Spisok literatury'

1. Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve vnutrennix del Rossijskoj Federacii i Tipo-vogo polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii po sub''ektu Rossijskoj Federacii : Ukaz Prezidenta RF ot 21.12.2016 № 699 // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209309/ (data obrashheniya: 08.01.2020). - Tekst : e' lektronny'j.

2. Ob utverzhdenii Pravil podgotovki normativny'x pravovy'x aktov federal'ny'x organov is-polnitel'noj vlasti i ix gosudarstvennoj registracii : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.08.1997 № 1009 // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15490/ (data obrashheniya: 08.01.2020). - Tekst : e'lek-tronny'j.

3. Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii pravovoj raboty' v sisteme MVD Rossii : Prikaz MVD Rossii ot 05.01.2007 № 6 // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL:

71

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289909/7389bb451732994975936b9680657a11223e43d 0/ (data obrashheniya: 08.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

4. Ob utverzhdenii Reglamenta Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii : Prikaz MVD Rossii ot 17.10.2013 № 850 // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154467/4668981e6c820736d73aa83f78812e3757e51cd0 / (data obrashheniya: 08.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

5. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii na rajonnom urovne : Prikaz MVD Rossii ot 05.06.2017 № 355 // Konsul'-tantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=219965&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.20495167985980478#04293254100116961 (data obrashheniya: 08.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

6. Ob utverzhdenii Pravil podgotovki pravovy'x aktov v territorial'ny'x organax Minister-stva vnutrennix del Rossijskoj Federacii : Prikaz MVD Rossii ot 26.12.2018 № 880// Konsul'tant-Plyus : [sajt]. -2020. - [URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318001/ (data obrashhe-niya: 08.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

7. Arzamasov, Yu. G. Obespechenie prav cheloveka i grazhdanina v normotvorcheskoj deyatel'nosti organov vnutrennix del : special'nosf 12.00.01 «Teoriya i istoriya prava i gosudarstva; istoriya pravo-vy'x uchenij» : dis. na soisk. ... kand. yurid. nauk / Arzamasov Yurij Gennad'evich ; Akademiya upravleniya MVD Rossii. - Moskva, 1998. - 242 s. Tekst : neposredstvennyj

8. Eleonskij, V. O. Normotvorchestvo v organax vnutrennix del : (Teoreticheskie osnovy'): spe-cial'nost' 12.00.01 «Teoriya i istoriya prava i gosudarstva; istoriya pravovy'x uchenij» : avtoreferat dis. ... kand. yurid. nauk / Eleonskij Vladilen Olegovich ; Nizhegorodskaya vy'sshaya shkola MVD RF. - Nizhnij Novgorod, 1992. - 19 s. Tekst : neposredstvennyj

9. Lushnikov, A. M. Kurs trudovogo prava: Uchebnik: V 2 t. T. 2. Kollektivnoe trudovoe pravo. Individual'noe trudovoe pravo. Processual'noe trudovoe pravo / A. M. Lushnikov, M. V. Lushnikova. - M.: Statut, 2009. - 1151 s. Tekst : neposredstvenny'j

10. Pirogov, E. Yu. Principy' lokal'nogo pravotvorchestva / E. Yu. Pirogov. - Tekst : neposred-stvenny'j // Gumanitarny'e, social'no-e'konomicheskie i obshhestvenny'e nauki. - 2019. - № 6. - S. 100-106.

11. Solov'ev, A. A. Pravotvorcheskaya deyatel'nost' organov vnutrennix del sub"ektov Rossij-skoj Federacii: na materialax GUVD Moskovskoj oblasti: speciaLnosf 12.00.01 «Teoriya i istoriya prava i gosudarstva; istoriya pravovy'x uchenij» : dis. na soisk. ... kand. yurid. nauk / Solov'ev Andrej Aleksandrovich ; Akademiya upravleniya MVD Rossii. - Moskva, 2003. - 236 s.

12. Tul'teev, I. T. Lokal'noe normativno-pravovoe regulirovanie deyatel'nosti organov vnut-rennix del:

: avtoreferat dis. ... kand. yurid. nauk / Tul'teev Il'yas Tavasovich ; Vy'sshaya yurid. zaochnaya shkola. -Moskva, 1992. - 26 s.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.