16 т-т
ции . По нашему мнению, к этому же виду правотворчества следует отнести деятельность государства по санкционированию правового обычая, которое осуществляется путем отсылки к нему в нормативно-правовом акте или судебном прецеденте. На примере данного источника, на наш взгляд, хорошо видно соотношение правообразования и правотворчества: обычай как исторически сложившееся правило поведения формируется (в процессе правообразования) в недрах самого общества, но лишь через санкционирование государством (в ходе правотворчества) он обретает правовую форму.
Также в качестве отдельного вида правотворчества, но уже не по субъектам, а по специфике самого процесса, можно выделить договорное правотворчество как деятельность субъектов правотворчества (государственных органов, организаций) по заключению нормативных договоров. Данный вид правотворчества в большей степени характерен для международного права, где основным источником (формой) выступает международный договор, хотя и во внутригосударственной системе возможно его использование.
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что термины «правотворчество» и «нормотворчество» не являются синонимами. Результатом нормотворчества могут выступать как социальные, так и технические нормы. Таким образом, правотворчество можно рассматривать как один из видов нормотворчества, характеризующийся юридической обязательностью создаваемых в результате него форм и содержащихся в них норм.
I Сенякин И. Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова,
A. В. Малько. - М., 2001. - С. 412-415. 3 Там же. - С. 412.
3 Ромашов Р. А. Правотворчество: понятие и стадии // Теория государства и права / под ред. Р. А. Ромашова. - СПб., 2005. - С. 231.
4 Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. - М.: Юрид. лит., 1981. - Т. 1. - С. 309.
5 Бабаев В. К. Правотворчество в современном Российском государстве // Теория государства и права / под ред.
B. К. Бабаева. - М., 1999. - С. 320.
6 Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2011. - С. 10.
7 Придворнов Н. А., Трофимов В. В. Правообразование и правообразующие факторы в праве. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - С. 58-61.
8 Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. - М: Норма, 2002. - С. 309-310.
9 Касаева Т. В. Правотворчество и правообразование // Правовая политика и правовая жизнь. - 2009. - № 2. - С. 208.
10 Трофимов В. В. Указ. соч. - С. 33.
II Матузов Н. И. Заключительное слово на научно-методологическом семинаре «Правообразование: методология исследования» // Правовая политика и правовая жизнь. - 2009. - № 2. - С. 221.
12 Трофимов В. В. Указ. соч. - С. 118-119.
13 Марченко М. Н. Судебное правотворчество и судебное право. - М.: Проспект, 2007. - С. 84-85.
14 Петрова Е. А. Судебный прецедент в праве США и России // Зарубежный опыт и национальные традиции в отечественном праве: материалы Всерос. науч.-методолог. семинара, Санкт-Петербург, 28-30 июня 2004 г. / под общ. ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. - С. 371-377.
15 Бабаев В. К. Указ. соч. - С. 324.
16 Сенякин И. Н. Указ. соч. - С. 415.
УДК 343.81
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОГО СОСТАВА ТЮРЕМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В XIX - НАЧАЛЕ XX в.
© 2014 О. Ю. Ельчанинова, Н. В. Столярова
Аннотация. В статье проанализированы меры правительства, направленные на повышение мотивации к службе в пенитенциарной системе в XIX - начале XX в. ; дана характеристика системы подготовки тюремного персонала; рассмотрены требования к контингенту обучающихся, особенности учебного процесса.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, высшие тюремные курсы, школа тюремных надзирателей, места лишения свободы, тюрьма, надзиратели, тюремные инспекции.
THE INSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF PERSONNEL WORK AND SOCIAL SECURITY OF STAFF OF PRISON ESTABLISHMENTS IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES
© 2014 O. Elchaninova, N. Stolyarova
Summary. This article analyzes the government's measures aimed at increasing motivation to serve in the prison system in the XIX - early XX century; the characteristic of the system of training of prison staff; considered requirements for contingent of students, especially the educational process.
Keywords: criminal-executive system, the highest prison rates, school wardens, prison, prison guards, prison inspections.
Уголовно-исполнительная система прошла длинный тернистый путь от карательной практики в местах лишения свободы к тюремной системе с «человеческим лицом». Первые шаги по упорядочению структуры управления системой исполнения наказаний были предприняты в XIX в., результатом которых стала тюремная реформа 1879 г., завершившая череду крупномасштабных преобразований во всей политико-правовой жизни страны. Была сформирована единая общегосударственная система мест заключения - Главное тюремное управление. Тогда же появился новый институт - Тюремная инспекция, не имевшая аналогов не только в российской, но и в зарубежной пенитенциарной практике.
Сегодня, как и тогда, на уголовно-исполнительную систему обращено большое внимание со стороны государства. К работе ведомства и к его сотрудникам предъявляются высокие требования, так как возвращать в общество людей, преступивших закон, способны только профессионалы. Все выше сказанное подтверждает актуальность фразы Петра I: «Тюрьма есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего зело потребны люди твердые, добрые и веселые...».
В России в XIX в. не было спроса на пенитенциарные знания, потому что вся сложность, психологическая трудность и громадное значение пенитенциарного вопроса не осознавались1. Неоднократно в своих работах проблему кадровых затруднений в местах лишения свободы поднимали И. Я. Фойницкий2, М. Н. Гернет3, Н. Ф. Лучинский4, С. В. Познышев5 и др.
Так, серьезной причиной, влияющей на эффективность работы пенитенциарного ведомства, они считали отсутствие единой и четкой для всех тюремных учреждений системы правового регулирования профессиональной деятельности персонала.
Особые требования к тюремному персоналу формировались по мере того, как тюрьма приобретала ведущее значение в арсенале мер уголовной репрессии.
Трудность подбора тюремных служащих вызывала необходимость установления правительством льгот, которые бы обеспечивали интерес к продолжению службы в пенитенциарной системе. К числу таких льгот можно отнести освобождение надзирателей от призыва из запаса в армию, а также службы в ополчении. При условии отличной службы в тюремной страже в течение пяти и более лет назначенный сотрудникам денежный оклад увеличивался на одну треть; прослужившим десять лет к окладу добавлялась еще одна треть; прослужившим пятнадцать лет назначался двойной оклад содержания.
В тюремном ведомстве одно из главных мест занимали подразделения охраны. Охрана обеспечивала основное требование - надежность изоляции заключенных. Эту функцию в указанный период выполняли две службы: тюремная стража в составе старших и младших надзирателей, обеспечивающая внутренний и внешний надзор в местах заключения, и конвойная стража, порядок организации и несения службы которой регламентировался Уставом конвойной службы, утвержденным в 1878 г.6
При формировании надзирательского состава тюрем, приравненного по своему служебному положению к нижним чинам полиции, чаще всего прибегали к услугам отстав-
ных и запасных военных чинов как лиц, обладающих навыками владения оружием и привыкших к дисциплине. Немаловажным критерием при отборе на тюремные должности признавалась их политическая благонадежность.
Также были введены должности состоящих при местах лишения свободы священников, учителей, экономов, врачей и др., для которых главным критерием была профессиональная компетентность.
Первым инициатором в решении кадровой проблемы ведомства выступил Московский дамский тюремный благотворительный комитет, который в 1897 г. предпринял попытку учредить специальное учебное заведение для подготовки тюремного персонала в России - школу тюремных надзирательниц. Членами данной организации был выработан проект Устава школы для профессиональной подготовки младших тюремных чинов.
Обучение включало два этапа: теоретический курс в общине и практическую подготовку в тюрьме. Первый этап длился один год. Кто не обучался в начальной школе, должны были освоить ее программу. Кроме того, всем сестрам (так должны были называться ученицы школы) необходимо было изучить инструкции Министерства юстиции для надзирателей и надзирательниц и уметь оказывать первую медицинскую помощь. Прошедшие оба этапа обучения по решению комиссии в составе председательницы Московского дамского благотворительного тюремного комитета, Московского тюремного инспектора и попечительницы получали диплом со званием тюремной надзирательницы и специально установленный знак.
В 1898 г. министром юстиции был утвержден Устав школы. Начальник Главного тюремного управления утвердил программу обучения. Она включала в себя изучение Закона Божьего, русского языка, географии России, истории Отечества, законоведения, тюрьмоведе-ния, математики, а также медицинский уход за больными и рукоделие. Желающие обучаться принимались без вступительных экзаменов, но должны были уметь читать и писать.
Школа тюремных надзирательниц была открыта в марте 1899 г. в Москве в присутствии сестры императрицы - великой княгини Елизаветы Федоровны. Первый набор состоял из шести учениц7. Это учебное заведение просуществовало 11 лет (с 1899 по 1910 гг.), выпустило 58 надзирательниц, служивших в различных губернских тюрьмах, и было закрыто в связи с прекращением финансирования. Главной попечительницей школы являлась княгиня З. Н. Юсупова, оказывавшая школе и ученицам постоянную личную моральную и материальную помощь.
Попытки создания системы профессионального образования для тюремного ведомства активизировались в начале XX в. Именно тогда ряд прогрессивно мыслящих работников Главного тюремного управления выступили с инициативой создания в Санкт-Петербурге тюремного лицея при одиночной тюрьме на Выборгской стороне, куда бы принимались молодые люди, окончившие средние учебные заведения, преимущественно военные, в том числе и состоящие на службе офицеры, со сроком обучения два года. Предположительно число обучаемых должно было составлять 50 человек, что определялось нуждами тюремного дела. Для претендентов были «... необходимы: уважение к закону, неподкупная честность, мужество и стойкость характера, основательное знание устава службы, близкое, непосредственное знакомство с арестантскою средой и, наконец, серьезные хозяйственные и технические познания»8. Учебный план предполагалось сформировать из двух частей: теоретическое обучение (энциклопедия права, уголовное право, психология и психопатология, история уголовного наказания, история пенитенциарных систем) и практическая подготовка (основы отечественного судопроизводства и судоустройства, основы механики и архитектуры, товароведение и практическое изучение главнейших кустарных производств, пригодных для тюремных мастерских)9. К сожалению, идея создания лицея не была поддержана руководством тюремного ведомства.
В 1909 г. ГТУ были одобрены проекты законов об открытии высших тюремных курсов и школы старших надзирателей в Санкт-Петербурге и школы тюремных надзирательниц в Москве.
Высшие тюремные курсы рассматривались как первый шаг в деле создания в перспективе высшего ведомственного учебного заведения. Курсовая подготовка длилась 1,5 месяца. Обучающиеся на курсах делились на две категории: лица, уже занимающие штатные должности, и лица, впервые поступающие на службу в тюремное ведомство. Для первой категории данные курсы были возможностью повысить свою квалификацию, а для вторых - возможностью получить первоначальную подготовку для службы в тюрьме. Приоритетом при зачислении на курсы пользовались лица, имеющие высшее юридическое образование или состоящие на действительной военной службе в офицерском чине. За слушателями, состоящими на службе, сохранялось денежное довольствие по месту службы, а успешно закончившие обучение имели преимущество при продвижении по служебной лестнице. Количество курсантов определялось ежегодно начальником Главного тюремного управления.
Занятия на высших тюремных курсах начались 1 марта 1912 г. и продолжались до 10 июля 1912 г. В составе преподавателей преобладали сотрудники Главного тюремного управления. Здесь читались лекции, посвященные правам и обязанностям тюремного персонала, вопросам хозяйства и строительства, истории и современного состояния пенитенциарных учреждений в России и за рубежом, тюремной гигиене и т.д.10
Школа старших надзирателей была открыта в 1913 г. при местах заключения Санкт-Петербурга. Непосредственным руководителем школы был начальник, назначаемый ГТУ. Контингент обучающихся составляли исключительно младшие надзиратели, имеющие стаж службы в тюрьме не менее двух лет. Курс обучения длился четыре месяца, набор слушателей осуществлялся два раза в год. В учебных планах не последнее место отводилось формированию умения у служащих владеть оружием и противодействовать нападению арестантов11. На период обучения за слушателями сохранялось денежное содержание, кроме того, они обеспечивались питанием и жильем.
Первый выпуск школы старших тюремных надзирателей состоялся 18 декабря 1913 г. На значимость данного события для государства указывает состав экзаменационной комиссии. В качестве председателя присутствовал санкт-петербургский губернский инспектор действительный статский советник С. П. Благовещенский; членами комиссии выступали начальник Главного тюремного управления действительный статский советник П. К. Гран, губернатор шталмейстер двора граф А. В. Адлерберг и инспектор Главного тюремного управления действительный статский советник Н. Ф. Лучинский.
После окончания школы выпускники записывались в резерв на замещение вакантных должностей старших надзирателей.
В 1913 г. также была возрождена деятельность школы тюремных надзирательниц при Московской женской тюрьме. Но теперь курс обучения был сокращен до полугода, слушательницы также получали социальные гарантии и пользовались преимуществом при зачислении на вакантные должности.
Таким образом, в XIX - начале XX в. происходили изменения организационно-правовых основ, кадрового обеспечения системы исполнения наказаний. Необходимость развития системы пенитенциарного образования была осознана учеными-тюрьмоведами, руководством ГТУ и обществом в целом. Именно в этот период с учреждением высших тюремных курсов, школ надзирателей были сделаны первые шаги по использованию научных знаний в практике подготовки кадрового состава пенитенциарных учреждений Российской империи. Обозначенные формы обучения являлись очень важными для достижения целей уголовной политики, представляли собой первоначальную ступень системы ведомственных учебных заведений. Опыт, накопленный в тот период, актуален, особенно при создании практико-ориентированных моделей подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.
1 Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. - М., 1924. - С. 13.
2 Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. - СПб., 1889.
3 Гернет М. Н. История царской тюрьмы. - М., 1952. - Т. 3.
4 Лучинский Н. Ф. Основы тюремного дела // Тюремный вестник. - СПб., 1904.
5 Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. - М., 1915.
6 Устав конвойной службы. - СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1907. - 140 с.
7 См.: Школа тюремных надзирательниц в Москве (1899-1910) // Тюремный вестник. - СПб., 1911. - № 8. - С. 951.
8 Лучинский Н. Ф. Основы тюремного дела // Тюремный вестник. - СПб., 1904. - С. 17.
9 Там же. - С.18.
10 Опыт систематических чтений по тюрьмоведению при Главном тюремном управлении // Тюремный вестник. - 1912.
- № 6. - С. 1207.
11 См.: Циркуляр ГТУ от 25 января 1888 г. № 1 «Об обучении надзирателей стрельбе из револьверов» // Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части / сост. Т. М. Лопато. - Пермь, 1903. - С. 204; Циркуляр ГТУ от 20 ноября 1907 г. № 31 «О надлежащем ознакомлении чинов тюремной администрации и стражи с содержанием инструкции о порядке употребления оружия» // Тюремный вестник. - 1907. - №10. - С. 729; Циркуляр от 12 октября 1913 г. № 44 «О мерах обеспечения чинов тюремной стражи от нападения от арестантов» // Тюремный вестник. - 1913.
- № 11. - С. 1566-1568.
УДК 27
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В 30-40-е гг. XX в.
В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
© 2014 В. В. Катькова
Аннотация. В статье рассмотрены основные историко-правовые вопросы старообрядческих общин в 30-40-е гг. XX в. в Куйбышевской области. Автор указал имена и фамилии старообрядцев, подвергшихся расстрелам, ссылке.
Ключевые слова: старообрядчество, Русская православная церковь, репрессии 30-40-х гг.
THE OLD BELIEVER CHURCH IN THE 30-40 YEARS IN THE KUIBYSHEV'S REGION: HISTORICAL AND LAW QUESTIONS
© 2014 V. Katykova
Summary. The main historical and law questions of the Old Believer communities in the 30-40 years of the Kuibyshev's region are concerned in the article. Author indicated the names and surnames of old beliefs, which were armed and exiled.
Keywords: Old Belief, Russian Orthodox Church, repressions of the 30-40 years.
История развития старообрядческой церкви в 30-40-е гг. по-прежнему привлекает внимание научной общественности.
Начало XX в., революционные события 1917 г., Гражданская война, период репрессий 30-40-х гг. ознаменовали новый этап в истории старообрядчества, связанный с вопросами катафатического1 и апофатического2 богословия, которые находили решение, прежде всего, в реализации старообрядцами своих проектов в социально-экономической сфере жизни, новых механизмов приспособления к сложившейся социальной реальности, способам трансляции своего духовного опыта и культуры новому поколению советской России 30-40-х гг. XX в.
К началу XX в. староверие представляло собою разветвленную и крепкую структуру, сильную не столько политически, сколько экономически благодаря тому, что с ней был связан целый ряд экономических кланов (Рябушинские, Морозовы, Пороховщиковы, Шибаевы и др.). В эстетическом же плане популяризации людей «древляго благочестия» способствовали романы П. И. Мельникова (Печерского), изданные в 1871-1881 гг. На рубеже веков начинается короткий «золотой век» старообрядчества (1905-1917 гг.). Вслед за манифестом Николая II «Об укреплении веротерпимости» (1905 г.) распечатываются закры-