Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в России: история создания и перспективы развития'

Организационно-правовые основы функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в России: история создания и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
регистрация прав / кадастровый учет / недвижимое имущество / реестр прав / ЕГРН / Росреестр / registration of rights / cadastral registration / real estate / register of rights / EGRN / Rosreestr

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Владимировна Михайлова, Елена Викторовна Зазолина

Настоящая статья посвящена становлению и функционированию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в России. Анализируются основные этапы развития учетно-регистрационной системы России, начиная с 1990 года по настоящее время. Рассматривается система государственных органов, уполномоченных на осуществление учетно-регистрационных действий. Проводится анализ нормативно-правовых актов, регулировавших отношения в сфере регистрации прав на недвижимое имуществ. Авторами внесены предложения по совершенствованию текущего законодательства в отношении организационно-правовых основ деятельности Росреестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal bases of functioning of the system of state registration of rights to immovable property in Russia: history of creation and prospects of development

This article is devoted to the formation and functioning of the system of state registration of rights to immovable property in Russia. The main stages of the development of the accounting and registration system of Russia from 1990 to the present are analyzed. The system of state bodies authorized to carry out accounting and registration actions is considered. The analysis of normative legal acts regulating relations in the field of registration of rights to immovable property is carried out. The authors have made proposals to improve the current legislation regarding the organizational and legal foundations of the Rosreestr.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в России: история создания и перспективы развития»

Научная статья ■УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-113-118 EDN: https://elibrary.ru/fjtoea NIION: 2015-0066-5/23-817 MOSURED: 77/27-011-2023-05-016

Организационно-правовые основы функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в России: история создания и перспективы развития

Наталья Владимировна Михайлова1, Елена Викторовна Зазолина2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

net-46@mail.ru

2 Университет «Дубна», Дубна, Россия, elena_zazolina@mail.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена становлению и функционированию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в России. Анализируются основные этапы развития учетно-регистрацион-ной системы России, начиная с 1990 года по настоящее время. Рассматривается система государственных органов, уполномоченных на осуществление учетно-регистрационных действий. Проводится анализ нормативно-правовых актов, регулировавших отношения в сфере регистрации прав на недвижимое имуществ. Авторами внесены предложения по совершенствованию текущего законодательства в отношении организационно-правовых основ деятельности Росреестра.

Ключевые слова: регистрация прав, кадастровый учет, недвижимое имущество, реестр прав, ЕГРН, Росреестр

Для цитирования: Михайлова Н. В., Зазолина Е. В. Организационно-правовые основы функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в России: история создания и перспективы развития II Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 113-118. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-113-118. EDN: FJTOEA.

Original article

Organizational and legal bases offunctioning ofthe system ofstate registration ofrights to immovable property inRussia: history ofcreation and prospects ofdevelopment

Natalia V. Mikhailova1, Elena V. Zazolina2

1 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

net-46@mail.ru

2 Dubna University, Dubna, Russia, elena_zazolina@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the formation and functioning of the system of state registration of rights to immovable property inRussia. The main stages of the development of the accounting and registration system ofRussia from 1990 to the present are analyzed. The system of state bodies authorized to carry out accounting and registration actions is considered. The analysis of normative legal acts regulating relations in the field of registration of rights to immovable property is carried out. The authors have made proposals to improve the current legislation regarding the organizational and legal foundations of the Rosreestr.

Keywords: registration of rights, cadastral registration, real estate, register of rights, EGRN, Rosreestr

For citation: Mikhailova N. V, Zazolina E. V. Organizational and legal bases of functioning of the system of state registration of rights to immovable property in Russia: history of creation and prospects of development. Bulletin of economic security. 2023;(5):113-8. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-113-118. EDN: FJTOEA.

Формирование института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и становление системы органов, обеспечивающих их функционирование, происходили в непростые для российского обще-

ства девяностые годы, для которых характерен переход к рыночной экономике, становление ее многоукладное™, развитие института частной собственности. За истекшие двадцать пять лет функционирования системы государ-

© Михайлова Н. В., Зазолина Е. В., 2023

ственной регистрации прав на недвижимое имущество в России, по мнению ряда специалистов в этой сфере, произошло оформление регистрационного (реестрового) права как самостоятельной отрасли российского законодательства [1, с. 16].

Одна из главных особенностей оборота объектов недвижимости сводится к тому, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации прав. Основная причина принятия и юридического закрепления правовых основ осуществления регистрации прав на недвижимое имущество в современных законодательствах различных государств заключается в стремлении законодателя придать легальность и «юридическую прочность» обороту объектов недвижимости. Главное богатство граждан любой страны состоит в имеющемся недвижимом имуществе, базисом же этого выступает земля, обладание которой является основанием целого набора политических прав и обязанностей. Как отмечал классик юриспруденции К. Д. Кавелин «во все времена ... поземельные отношения глубочайшим образом вплетены в государственную жизнь всякого народа и отражают на себе его политические судьбы, со всеми важнейшими их изменениями и оттенками» [2, с. 69]. Суждения ученого актуальны и сегодня, они наглядно отражают как значимость недвижимого имущества, ее правового статуса и режима, так и взаимосвязь института регистрации прав на недвижимое имущество и потребностей общества и государства в функционировании этого института.

Развитие и модернизация системы регистрации прав и государственного регулирования учетно-реги-страционной сферы в России напрямую сопряжены с социально-экономическими, политическими процессами и явлениями, протекающими в российском обществе. История становления и функционирования учетно-ре-гистрационной сферы, состоит из трех этапов, которые отражают ключевые моменты ее формирования и модернизации.

Применительно к российским условиям в связи с развитием института частной собственности, потребность в создании полноценной системы государственной регистрации прав на недвижимость появилась в начале 1990-х годов. Тогда же в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик [3] закреплялось деление имущества на движимое и недвижимое, что обусловило необходимость юридического закрепления прав на недвижимое имущество. С начала 1990-х годов начинается первый этап формирования российской системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Отличительной чертой этого этапа стало отсутствие единого нормативного акта, устанавливающего порядок и правила проведения государственной регистрации прав. Правовое регулирование учетно-регистрационных действий осуществлялось различными нормативными актами - указами президента РФ, а также нормативными актами субъектов РФ, которые в свою очередь

самостоятельно определяли порядок осуществления государственной регистрации прав на подведомственной им территории. Отсутствие единообразного подхода в правовом регулировании вопросов проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество привело к тому, что в разных субъектах РФ был введен в действие различный порядок и технология ведения реестра прав.

На первом этапе функции по ведению системы государственной регистрации прав были возложены на различные органы - местные администрации, кадастровые бюро, бюро технической инвентаризации. В дальнейшем, в связи с изданием Постановления Совета Министров РСФСР от 25 октября 1990 года № 466 [4] был создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе, а также на местах (в республиках в составе РСФСР, автономных областях/округах, краях, областях, городах и районах) были образованы комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам (земельные комитеты). В дальнейшем, Указом президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2130 [5] была предпринята попытка создания единой системы земельного кадастра, регистрации прав и оформления документов на недвижимость. Реализовать положения указа фактически оказалось невозможно ввиду отсутствия единой законодательной базы и разрозненности в правовом регулировании учетно-регистрационной сферы.

Введенная в действие в 1995 году первая часть ГК РФ [6], закрепляла положение о том, что вещные права и ограничения этих прав подлежат обязательной государственной регистрации прав и возникают с момента внесения соответствующих записей в реестр (ст. 131 ГК РФ). Таким образом, нормами ГКРФ предусматривалась необходимость принятия отдельного законодательного акта, регулировавшего осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Такой акт был принят лишь в 1997 году, и с целью урегулирования отсутствия единого юридического оформления правил и методики осуществления государственной регистрации прав законодателем была введена норма (ст. 6 федерального закона № 15-ФЗ от 26 января 1996 г. [7]), что до момента введения в действие закона о государственной регистрации прав, применяется действующий порядок по осуществлению регистрации прав и сделок с имуществом. Фактически же на тот период времени учетно-ре-гистрационные действия производились в соответствии с нормами различных правовых актов, что свидетельствует об отсутствии единого подхода и порядка в учетно-регистрационной системе.

Со вступлением в силу с 31 января 1998 г. федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [8] (далее по тексту - Закон № 122-ФЗ) берет свое начало второй этап формирования российской системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Указанным нормативным актом были установлены и приведены в соответствие форма и содержание реги-

JURISPRUDENCE

страции; введены принципы единства технологии при ведении реестра прав; закреплялось положение о том, что внесенная запись в единый государственный реестр прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права, и оспорить его может только в судебном порядке; регламентировался дуализм отечественной регистрационной системы, состоящей из регистрации прав и регистрации сделок с недвижимым имуществом1.

После вступления в силу Закона № 122-ФЗ начала формироваться система учреждений, в чьи функции входило осуществление государственной регистрации прав. Формирование «новых» учреждений этой системы происходило до начала 2000-х годов и основывалось на базе существовавших и функционировавших ранее органов, деятельность которых заключалась в осуществлении регистрационных действий.

При разработке Закона № 122-ФЗ обсуждался вопрос о том, какие органы следует наделить функционалом по ведению реестра прав и осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В конечном итоге в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1997 г. № 1378 [9] функции по регистрации прав на недвижимость, сделок и договоров с объектами недвижимости были переданы в ведение учреждений юстиции, представленные центральным аппаратом управления и на местах. На территории каждого субъекта был создан свой регистрационный округ и одно учреждение юстиции с территориальными подразделениями в муниципальных образованиях. Был введен единый порядок осуществления государственной регистрации прав и сформирован Единый государственный реестр прав, установленный Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 [10]. Впоследствии, при проведении административной реформы 2004 года указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 [11] была образована Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), заменившая существовавшую на тот период систему учреждений юстиции.

Наряду с ведением реестра прав на недвижимость параллельно функционировали две автономно существовавшие системы учета объектов недвижимости -система государственного кадастрового учета земельных участков и система государственного технического учета объектов капитального строительства (далее по тексту - ОКС). Система органов по учету земельных участков и ОКС имела свои особенности: функциями по ведению земельного кадастра были наделены органы Роснедвижимости и подведомственные ей земельные кадастровые палаты, функции по техническому учету ОКС были возложены на органы Ростехинвентаризации

1 Двойственный характер системы регистрации прав сохранялся до 2013 года до введения в действие ст. 8.1 ГК РФ, после чего законодательство стало развиваться в направлении регистрации прав на недвижимость. В настоящее время регистрация сделок осуществляется лишь в случаях, прямо установленных законом для целей оглашения сделки.

и бюро технической инвентаризации. Процедуры осуществления кадастрового учета и технического учета недвижимости являются первоосновой и предшествуют дальнейшему проведению государственной регистрации прав. В связи с этим представляется необходимым рассматривать развитие системы регистрации прав на недвижимое имущество во взаимосвязи с системами учета объектов недвижимости.

Правовые основы ведения земельного кадастра закреплялись федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ [12], технический учет ОКС осуществлялся в соответствии с положением о техническом учете и технической инвентаризации ОКС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. №921 [13].

В дальнейшем, в период с 2008 по 2013 годы происходит постепенное объединение двух систем учета земельных участков и ОКС - формируется государственный кадастр недвижимости. Правовой основой для реализации объединения этих систем учета стало принятие федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) [14], которым уже регулировались вопросы кадастрового учета не только земельных участков, но и объектов капитального строительства. Согласно указанного акта, с 1 февраля 2013 г. на территории РФ стал осуществляться государственный кадастровый учет ОКС. Также, Законом о кадастре получила юридическое закрепление кадастровая деятельность, связанная с подготовкой документов для осуществления кадастрового учета объектов недвижимости. Тем самым, указанный нормативный акт вывел в «правовое поле» деятельность инженеров - землеустроителей и установил правовые основы этой деятельности [15, с. 43-44].

В 2008 году в рамках проведенной второй административной реформы (в соответствии с Указом Президента от 25 декабря 2008 г. № 1847 [16]) произошли кардинальные изменения в системе органов, обеспечивающих учетно-регистрационные функции. Росрегистрация была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), приступившая к осуществлению своих полномочий с 1 марта 2009 г.

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости 2014-2019» [17] в период с 2014 по 2017 гг. на базе Росреестра осуществляются мероприятия по переходу на ведение единого реестра недвижимости, который объединит в себе системы кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В итоге 2017 год стал важным и переломным этапом для развития и функционирования учетно-регистра-ционной системы России. С 1 января 2017 года вступил в силу федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон о регистрации) [18], с которым связано

начало третьего этапа формирования системы государственной регистрации прав в России.

Одним из главных нововведений Закона о регистрации, что кардинально отличает этот нормативный акт от его предшественников, стало объединение и систематизация двух учетных систем - реестра объектов недвижимости и реестра прав, ведение которых ранее осуществлялось параллельно и которые в своей сущности дублировали друг друга. На смену этим учетным системам «пришел» Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту - ЕГРН), который представляет собой свод документированных сведений об учтенном недвижимом имуществе и о зарегистрированных правах/ограничениях прав на это имущество. Начиная с 2017 года полномочия по учетно-регистрационным действиям отнесены к компетенции Росреестра, Федеральная кадастровая палата (на которую ранее были возложены полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета) с 2017 года функционирует и действует в рамках компетенции Росреестра и осуществляет предоставление сведений внесенных в ЕГРН и ведение реестра границ.

Законом о регистрации были установлены основные принципы ведения ЕГРН, в том числе законодатель установил, что реестры ЕГРН ведутся в электронной форме (ч. 3 ст. 7 Закона о регистрации), в целях осуществления ведения ЕГРН создается и функционирует федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН (ч. 9 ст. 7 Закона о регистрации). Таким образом, законодателем установлено, что создание ЕГРН и ведение единой учетной системы предполагают переход на цифровые платформы и цифровизацию документооборота.

Учитывая специфику и характер возложенных задач и полномочий на органы Росреестра, считаем необходимым усилить роль и ответственность лиц, в чьи функции входит осуществление и проведение учетно-регистрационных действий (государственный регистратор прав). Действующий Закон о регистрации содержит норму, предусматривающую обязательную сдачу квалификационного экзамена для лиц, претендующих на замещение должностей государственного регистратора прав (ч. 1 ст. 64 Закона о регистрации). Так, на наш взгляд представляется необходимым ввести на законодательном уровне для государственного регистратора прав обязанность о подтверждении своей квалификации путем сдачи квалификационного экзамена на соответствие требований, необходимых для осуществления учетно-регистрационной деятельности с определенной периодичностью (например, каждые 3-4 года). Введение указанной нормы позволит повысить качество и правовую корректность оказываемых услуг Росреестром.

Также отметим, что в действующем Законе о регистрации отсутствует норма, устанавливающая требование о наличии высшего юридического образования и/или опыта работы по юридической специальности для лиц, претендующих на должность государственно-

го регистратора прав. При этом Закон № 122-ФЗ, предшествующий Закону о регистрации, содержал требование на наличие высшего юридического образования для государственных регистраторов прав. Также, схожая норма о необходимости наличия высшего профессионального образования в области юриспруденции и опыта работы по юридической специальности не менее пяти лет содержалась в проекте действующего Закона о регистрации, который был внесен Правительством РФ в Государственную Думу в сентябре 2014 года [19]. В существующую редакцию Закона о регистрации эта норма не была включена. Таким образом, считаем необходимым внести соответствующие поправки в ст. 64 Закона о регистрации, предусматривающие установление обязательного требования о наличии высшего профессионального юридического образования для лиц, назначаемых на должность государственного регистратора прав.

Анализ организационно-правовых основ функционирования системы регистрации права и кадастрового учета в России наглядно иллюстрирует сложную и комплексную систему отношений, выстраивание которых заняло четверть века. Характерной чертой на протяжении всего времени функционирования системы регистрации прав в России является постоянная модернизация законодательства в учетно-регистрационной сфере и системе государственных органов, уполномоченных на осуществление государственной регистрации прав и кадастрового учета. В настоящее время создан и функционирует единый орган, отвечающий за проведение государственной регистрации прав, государственного кадастрового учета, ведения ЕГРН - Росреестр.

Список источников

1. Липски С. А., Гаврилюк М. Н. Правовое обеспечение государственной регистрации недвижимости : учебник. М. : Кнорус, 2021. 230 с.

2. Кавелин К. Д. Избранные произведения по гражданскому праву. М. : Центр ЮрИнфоР, 2003. 736 с.

3. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 г. № 22111) (ред. от 26.11.2001) // Ведомости СНД и ВС СССР, 26.06.1991, № 26, ст. 733.

4. Постановление Совмина РСФСР от 25 октября 1990 г. № 466 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по земельной реформе» // СП РСФСР, 1991, № 3, ст. 35.

5. Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» // Рос-сийскаягазета,№231, 17.12.1993.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

7. О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 октября

1996 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 411.

8. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, Ст. 3594.

9. Постановление Правительства РФ от 1 октября

1997 г. № 1378 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ, 10.11.1997, № 45, ст. 5195

10. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ, 23.02.1998, № 8, ст. 963.

11. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.

12. О земельном кадастре от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ (в ред. от 04.12.2006) // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, № 2, Ст. 149.

13. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. № 921 (ред. от 21.08.2010) «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (вместе с «Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства») // Собрание законодательства РФ, 11.12.2000, № 50, ст. 4901.

14. О кадастровой деятельности от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, №31, Ст. 4017.

15. Зазолина Е. В. Правовое регулирование кадастровой деятельности в России : становление и перспективы развития // Вестник Поволжского института управления. 2022 Т. 22. № 2. С. 40-53.

16. Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 (ред. от 21.05.2012) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6366.

17. Распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2013 г. № 1101-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» // Собрание законодательства РФ, 08.07.2013, № 27, ст. 3634.

18. О государственной регистрации недвижимости от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (в ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), Ст. 4344.

19. Проект Федерального закона № 597863-6 «О государственной регистрации недвижимости» (внесен Правительством РФ) (принят в первом чтении 22.10.2014) // http://base.garant.ru/57713870/ (дата обращения: 11.06.2023).

References

1. Lipsky S. A., Gavrilyuk М. N. Legal support of state registration of real estate : textbook. M.: Knorus, 2021. 230 p.

2. Kavelin K. D. Selected works on civil law. M. : Yurinfor Center, 2003. 736 p.

3. Fundamentals of civil legislation of the USSR and the Republics (approved by the Supreme Soviet of the USSR on 31.05.1991 № 2211-1) (ed. dated 26.11.2001) // Vedomosti of the Council of People's Commissars and the Armed Forces ofthe USSR, 26.06.1991, № 26, Art. 733.

4. Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR of October 25, 1990 № 466 «Issues of the RSFSR State Committee on Land Reform» // SP RSFSR, 1991, № 3, Art. 35.

5. Decree of the President of the Russian Federation № 2130 dated December 11, 1993 «On the State Land Cadastre and registration of documents on real estate rights» // Rossiyskaya Gazeta, № 231, 17.12.1993.

6. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) of November 30, 1994 № 51-FZ (as amended on 14.04.2023, with amendments, dated 16.05.2023) (with amendments and additions, intr. effective from 28.04.2023) // Assembly of Legislation of the Russian Federation, 05.12.1994, № 32, Art. 3301.

7. On the entry into force of Part Two of the Civil Code of the Russian Federation dated October 26, 1996 № 15-FZ // Assembly of Legislation of the Russian Federation, 29.01.1996, № 5, Art. 411.

8. On the State registration of Rights to Immovable Property and Transactions with it dated July 21, 1997 № 122-FZ (as amended, dated 01.01.2017) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 28.07.1997, № 30, Art. 3594.

9. Decree of the Government of the Russian Federation dated October 1, 1997 № 1378 «On measures to implement the Federal Law «On State Registration of Rights to Immovable Property and transactions with it» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 10.11.1997, № 45, Art. 5195.

10. Resolution of the Government of the Russian Federation dated February 18, 1998 № 219 «On approval of the Rules for Maintaining the Unified State Register of Rights to Real Estate and Transactions with it» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 23.02.1998, № 8, Art. 963.

11. Decree of the President of the Russian Federation dated March 9, 2004 № 314 (ed. dated 27.03.2023) «On the system and structure of federal executive authorities» // Collection of Legislation of the Russian Federation, № 11, 15.03.2004, Art. 945.

12. On Land Cadastre dated January 2, 2000 № 28-FZ (as amended, dated 04.12.2006) // Collection of legislation of the Russian Federation, 10.01.2000, № 2, Art. 149.

13. Decree of the Government of the RussianFederation dated December 4, 2000 № 921 (ed. dated 21.08.2010) «On State Technical accounting and Technical Inventory of capital construction facilities in the Russian Federation" (together with the «Regulations on the organization of state technical accounting and technical inventory of capital construction facilities in the Russian Federation») // Collection of Legislation of the Russian Federation, 11.12.2000 № 50, Art. 4901.

14. On Cadastral Activity dated July 24, 2007 № 221-FZ (as amended, dated 19.12.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation, 30.07.2007, № 31, Art. 4017.

15. Zazolina E. V Legal regulation of cadastral activity in Russia : formation and prospects of development // Bulletin of the Volga Region Institute of Management. 2022 Vol. 22. № 2. R 40-53.

16. Decree of the President of the Russian Federation dated December 25, 2008 № 1847 (ed. dated 21.05.2012) «On the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 29.12.2008, № 52 (part 1), Art. 6366.

17. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 28, 2013 № 1101-r «On approval of the Concept of the federal target program «Development of the unified state system of registration of rights and cadastral registration of real estate (2014-2019)» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 08.07.2013, № 27, Art. 3634.

18. On state registration of real estate dated July 13 2015 № 218-FZ (as amended dated 14.04.2023) //Collection of Legislation of the Russian Federation, 20.07.2015, № 29 (part I), Art. 4344.

19. Draft Federal Law № 597863-6 «On State Registration of Real Estate» (introduced by the Government of the Russian Federation) (adopted in the first reading on 22.10.2014) // http://base .garant.ru/57713870/ (accessed: 11.06.2023).

Информация об авторах

H. В. Михайлова - профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор;

Е. В. Зазолина - старший преподаватель кафедры юриспруденции Университета «Дубна», начальник территориального отдела № 27 филиала ППК «Роскадастр» по Московской области.

Information about the authors

N. V. Mikhailova - Professor of the Department of History of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot',Doctorof Legal Sciences, Professor;

E. V. Zazolina - Senior Lecturer of the Department of Jurisprudence of the Dubna University, Head of the Territorial Department № 27 of the Branch of the PPK «Roskadastr» in the Moscow region.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 30.06.2023; одобрена после рецензирования 22.08.2023; принята к публикации 19.10.2023.

The article was submitted 30.06.2023; approved after reviewing 22.08.2023; accepted for publication 19.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.