Научная статья на тему 'Актуальные вопросы совершенствования системы кадастровых отношений'

Актуальные вопросы совершенствования системы кадастровых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
677
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / IMMOVABLE PROPERTY CADASTRE / КАДАСТРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CADASTRAL RELATIONS / КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / CADASTRAL REGISTRATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ / STATE REGISTRATION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матевосьян Е.Н.

В статье выявлены наиболее актуальные проблемы, связанные с реализацией кадастровых отношений на современном этапе развития российской экономики; проведен анализ текущих изменений в законодательной и нормативной базе, являющейся правовой основой осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество; уточнено понятие кадастровых отношений; обозначены направления совершенствования системы кадастровых отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF IMPROVING THE SYSTEM OF CADASTRAL RELATIONS

In article the most urgent problems connected with realization of the cadastral relations at the present stage of development of the Russian economy are revealed; the analysis of current changes in the legislative and normative framework, which forms the legal basis for the implementation of state cadastral registration and registration of real estate property rights is carried out; the concept of the cadastral relations is specified; the directions of improvement of the cadastral relations system are designated

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы совершенствования системы кадастровых отношений»

УДК 347.2

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАДАСТРОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Матевосьян Е.Н.

КФУ им. В. И. Вернадского, Академия строительства и архитектуры

295943 г. Симферополь, ул. Киевская, 181, e-mail: elenalex@mail.ru

Аннотация. В статье выявлены наиболее актуальные проблемы, связанные с реализацией кадастровых отношений на современном этапе развития российской экономики; проведен анализ текущих изменений в законодательной и нормативной базе, являющейся правовой основой осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество; уточнено понятие кадастровых отношений; обозначены направления совершенствования системы кадастровых отношений.

Ключевые слова: кадастр недвижимости, кадастровые отношения, кадастровый учет, государственная регистрация прав.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время становятся все более очевидными усилия органов государственной власти по введению в гражданско-правовой и экономический оборот различных объектов недвижимости. Необходимость развития рынка недвижимости обусловлена тем, что его состояние является одним из главных индикаторов положения дел в экономике страны. Поэтому гарантия защиты прав собственности всех участников рынка на объекты недвижимости, снижение издержек при оформлении этих прав, предоставление соответствующих государственных услуг в электронном виде, повышение инвестиционной привлекательности рынка недвижимости стали одними из приоритетных задач стратегии социально-экономического развития Российской Федерации [1]. Решение указанных задач невозможно без эффективно функционирующей системы кадастровых отношений, основанной на единой достоверной информационной базе недвижимости, обеспеченной необходимой инфраструктурой пространственных данных. С ростом требований к объему и точности информации о недвижимости, одновременно развиваются информационные технологии, повышается уровень автоматизации и сложность кадастровых бизнес-процессов. Кадастровый учет остается трудоемким и достаточно затратным, но крайне необходимым механизмом, позволяющим на основе полученных данных принимать эффективные управленческие решения по самым разным общественным и экономическим вопросам: регистрации прав и обеспечения гарантий по сделкам с объектами земельно-имущественного комплекса; в сфере ипотечного кредитования, страхования и налогообложения имущества; при реализации программ пространственного планирования и рационального использования земельных и территориальных ресурсов. В связи с этим, вопросы развития кадастровых отношений

остаются актуальными и требующими своего дальнейшего рассмотрения.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Необходимость совершенствования

системы кадастровых отношений изначально была связана с переходом к рыночной экономике и становлением института частной собственности как на земельные участки, так и на другие объекты недвижимого имущества. Однако в связи с тем, что данный процесс затрагивал различные сферы социально-экономической и хозяйственной жизни, был обусловлен трансформацией гражданско-правовых основ общества, он затянулся на десятилетия. За это время была наработана обширная законодательная и нормативная база, а вопросам реформирования земельно-

имущественных и кадастровых отношений было посвящено большое количество публикаций ученых, экономистов, юристов, специалистов по землеустройству и геоинформационным системам и др.

Особого внимания заслуживают работы С.А. Атаманова, Н.И. Бурмакиной, А.А. Варламова, С.А. Гальченко, А.П. Сизова, всесторонне исследовавших теоретические и методические вопросы формирования государственного земельного кадастра, кадастра недвижимости, правовые основы их ведения, информационное, картографическое и геодезическое обеспечение и порядок кадастровой деятельности, а также проблемы кадастровой оценки и налогообложения различных объектов недвижимости [2, 3, 4]. Тем не менее, учитывая сложность и многоаспектность рассматриваемых вопросов, происходящие изменения в правовой и хозяйственной жизни общества, дальнейшие исследования по проблеме остаются востребованными и актуальными.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Целью статьи является выявление и анализ насущных проблем, связанных с реализацией кадастровых отношений на современном этапе развития российской экономики. Цель исследования предопределила решение следующих задач: анализ изменений в законодательной и нормативной базе, являющейся правовой основой осуществления кадастровых отношений; уточнение самого понятия кадастровых отношений; выявление наиболее актуальных проблем в анализируемой сфере и обозначение путей их решения.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Современный этап реформирования кадастровых отношений характеризуется завершением интеграции систем государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета

недвижимости, которая началась с принятия Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета, утвержденной приказом № 534 Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. В соответствии с данной Концепцией основной целью создания единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета является «повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе в части обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки

деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении относящихся к их компетенции вопросов» [5]. Для повышения качества указанных государственных услуг была задекларирована необходимость реализации таких принципов, как:

- публичность предоставления услуг;

- снижение сроков предоставления услуг;

- как ценовая, так и территориальная доступность услуг для всех категорий пользователей;

- уменьшение издержек на оказание услуг как участников оборота недвижимости, так и государства;

-повышение комфортности обслуживания потребителей услуг;

- полнота и достоверность информации;

- отсутствие дискриминации пользователей при осуществлении доступа к информационным ресурсам единой системы регистрации прав и кадастрового учета [5].

В развитие указанной Концепции были утверждены План мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и

сделок с ним» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р) и Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)» (Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903 в редакции от 22 декабря 2016 г. № 1444), реализуемая в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 года № 1414-р [6, 7, 8]. Большинство запланированных в соответствии с указанными документами мероприятий на сегодняшний момент уже выполнено, причем с превышением некоторых установленных целевых показателей. Так, например, одним из целевых ориентиров успешности проводимых преобразований было выбрано включение России по показателю «регистрация собственности» в пятерку лучших стран, входящих в рейтинг Doing Business, ежегодно подготавливаемый экспертами Всемирного банка на основе анализа условий ведения бизнеса в 190 странах мира. Согласно этому рейтингу за 2016 год, Российская Федерация по показателю «регистрация собственности» занимает уже 9 место [9].

Логическим завершением обозначенных выше процессов стало вступление в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которым предусмотрено создание Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на базе сведений государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) [10]. Создание единого государственного информационного ресурса призвано исключить дублирование учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, повысить достоверность (точность и полноту) сведений о них, минимизировать риски операций на рынке недвижимости и осуществить перевод государственных услуг преимущественно в электронный вид.

Данный закон объединяет все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры, позволяет обеспечить одновременную подачу заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, что значительно упрощает процесс и сокращает сроки оформления документов на недвижимость. При этом предусмотрены случаи разделения указанных процедур. В любом случае, они теперь осуществляются одним органом — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое

имущество в соответствии с новым законом указаны в таблице 1.

Таблица 1.

Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" с 01. 01. 2017 г.

Срок осуществления с Срок осуществления с

№ п/п Наименование процедуры даты приема органом регистрации прав, рабочих дней даты приема многофункциональным центром, рабочих дней

1 Государственная регистрация прав 7 9

2 Постановка на кадастровый учет 5 7

3 Одновременная регистрация прав и 10 12

постановка на кадастровый учет

Регистрация прав и (или) постановка на

4 кадастровый учет на основании вступившего в силу судебного акта 5 -

Регистрация на основании судебного акта или

5 акта уполномоченного органа о наложении/снятии ареста, запрета, залога 3 -

Регистрация прав на основании нотариально

удостоверенной сделки, свидетельства о праве

6 на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов 3 5

7 То же, что в п.6, но в электронной форме 1 -

8 Регистрация ипотеки жилого помещения 5 7

9 Изготовление выписки из ЕГРН 3

* Источник: составлено автором на основе информации [10].

Как видно из таблицы 1, сроки осуществления учетно-регистрационных процедур сократились почти вдвое, а в отдельных случаях не превышают одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документом в электронном виде. Сведения из ЕГРН также будут предоставляться быстрее, выписка об объекте недвижимости изготавливается в течение трех дней вместо пяти. В тоже время сроки приостановления государственной регистрации права увеличились до трех месяцев - на основании решения госрегистратора, до шести месяцев - по инициативе заявителя.

Далее, в Законе уточнены объекты недвижимости, подлежащие кадастровому учету и регистрации прав на них. К ним добавили машино-места, единые недвижимые комплексы и предприятия как имущественные комплексы. С 2017 года машино-места учитываются в кадастре и регистрируются как самостоятельные объекты недвижимости. До этого на кадастровый учет ставилось здание (помещение), в котором находилось машино-место, право на последнее регистрировалось в виде доли в праве общей долевой собственности на это здание (помещение). Сейчас собственник машино-места может выделить долю в натуре и зарегистрировать право собственности на него, что упрощает, например, вопросы купли-продажи машино-мест.

Что касается единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного

комплекса, то до вступления в силу нового Закона единый недвижимый комплекс учитывался, как сооружение, а здания (сооружения), входящие в состав предприятия, на практике ставились на учет как отдельные объекты недвижимости. Сейчас учет единого недвижимого комплекса и регистрация права собственности на него осуществляются в связи с:

- завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

- объединением по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после государственного учета и регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Безусловным преимуществом нового закона является то, что им предусмотрено внесение сведений в ЕГРН посредством межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для государственного учета и регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). При

поступлении этих документов Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно), о чем уведомляет правообладателя. Это сводит к минимуму участие правообладателя, экономит его время и средства на проведение процедур по оформлению объекта.

Далее, в Законе реализован принцип экстерриториальности, то есть отказ от привязки места регистрации к адресу расположения недвижимости. С 2017 года при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости. Сама подача может осуществляться в двух формах: в бумажной форме (лично или по почте в органы Росреестра; с использованием услуг многофункционального центра; уполномоченному лицу) и электронной форме (через сайт Росреестра или соответствующий портал госуслуг). Причем, если есть необходимость, на готовые документы можно оформить платную доставку курьером в удобное место и время.

Новшеством является и то, что свидетельство о праве собственности выдаваться не будет. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе о сделке.

Согласно новому закону для минимизации угроз мошенничества ведение Единого реестра недвижимости осуществляется преимущественно в электронном виде с многократным резервным копированием сведений, повышающим уровень их защиты. Для укрепления гарантии

зарегистрированных прав сведения, содержащиеся в ЕГРН, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. Причем в случае изменения этих сведений ранее внесенная информация сохраняется.

Цели повышения гарантии прав граждан служит также требование Закона о внесении в реестр прав на недвижимость сведений о способах обеспечения исполнения застройщиком

обязательств по договору участия в долевом строительстве, в том числе: реквизиты и срок действия договора поручительства и наименование поручителя либо договора страхования и наименование общества взаимного страхования застройщиков или страховой организации; страховая сумма по договору страхования или сумма (размер) предоставляемого поручительства; дата расторжения или прекращения договора страхования и (или) дата прекращения поручительства при поступлении соответствующей информации от страховой организации, общества взаимного страхования застройщиков или поручителя.

В реестре прав на недвижимость также будет содержаться информация в отношении согласия третьих лиц. С ее помощью при осуществлении сделки можно проверить наличие или отсутствие правовых рисков на основании сведений о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения объекта недвижимости.

Закон уточняет ответственность Росреестра за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам государственной власти и местного самоуправления, а также физическим и юридическим лицам, по вине которых допущены нарушения.

Таким образом, мы видим, что положения рассматриваемого закона позволяют на практике реализовать задекларированные ранее принципы повышения качества предоставляемых

государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимого имущества.

Тем не менее, ряд трудностей как теоретического, так практического плана все еще остается. Прежде всего, это касается самого понятия кадастровых отношений. В процессе исследования было выявлено, что в соответствующей литературе общепринятым является определение кадастровых отношений, как отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Это понимание полностью соответствовало первоначальной редакции Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 № 221-ФЗ. Однако с 1 января 2017 года он трансформировался в Федеральный закон № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», последняя редакция которого сужает понятие кадастровых отношений до отношений, возникающих в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности

саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения

саморегулируемых организаций кадастровых инженеров [11]. В месте с тем Федеральный закон № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения,

возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества,

подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости [10]. Поэтому считаем целесообразным под кадастровыми отношениями понимать

совокупность всех отношений, возникающих в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведением ЕГРН с предоставлением сведений из него, а также осуществлением кадастровой деятельности и деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, их национального объединения.

Что касается трудностей практического плана, то наиболее очевидными являются технические сложности синхронизации данных ГКН и ЕГРП с необходимостью их последующей верификации и устранения ошибочных сведений. Возникновение этих сложностей было достаточно ожидаемым и является следствием многолетнего существования самостоятельных систем кадастров, реестров недвижимого имущества и прав на них, информационно и методически не всегда связанных между собой. Например, ЕГРП не был централизованным по аналогии с государственным кадастром недвижимости и существовал в качестве обособленных баз данных по территориальным отделам территориальных органов Росреестра, при его ведении использовались различные программные продукты. Тем не менее работы по преодолению указанных сложностей уже ведутся. Их возможность была предусмотрена законодателем заранее как в указанных выше «дорожной карте» и Федеральной целевой программе, так и в принятом в их развитие нормативно-правовых актов, таких, как распоряжение Росреестра от 22.01.2013г. «О повышении качества сопоставимости данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства и помещениях» (с изменениями на 18 июня 2013 года) [12]. Результаты уже имеются. Так, рост количества учетных действий при ведении ГКН в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 4,4% Росреестр обуславливает в том числе проведением работ по верификации сведений об объектах капитального строительства с целью повышения достоверности данных кадастра недвижимости [13].

Но наиболее существенной проблемой, как считает большинство специалистов, остается, так называемая, фрагментарность, незавершенность кадастровых сведений, связанная с заявительным характером их формирования, то есть с отсутствием правовой обязанности собственника

(правообладателя) учесть и зарегистрировать объект

недвижимости в установленном законом порядке. Отсутствие достоверных сведений является серьезным препятствием для функционирования цивилизованного рынка недвижимости и делает невозможной адекватную реализацию фискальной политики государства. Особо остро этот вопрос стоит в отношении неучтенных земельных участков и земельных участков, не имеющих точного описания местоположения границ. Признание бесперспективности такой ситуации привело к необходимости проведения массовых кадастровых работ независимо от волеизъявления самих собственников объектов недвижимости. С 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2014г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уполномоченные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ получили право проводить в отношении каждого населенного пункта, а также территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан комплексные кадастровые работы [14]. По результатам осуществления указанных кадастровых работ производится уточнение местоположения границ земельных участков, а также устанавливается или уточняется местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного

строительства. Становится возможным образование земельных участков, с расположенными на них зданиями, в том числе многоквартирными домами, сооружениями, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами. Далее, благодаря проведению комплексных кадастровых работ должно быть обеспечено образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. В результате, это должно способствовать исправлению реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости [14].

Следует учесть, что комплексные кадастровые работы выполняются только при наличии утвержденного в установленном законодательством порядке проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры, либо проекта межевания земельного участка или земельных участков, либо проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Поэтому до утверждения данных документов существует возможность провести кадастровые работы в отношении объекта недвижимости с учетом его фактического использования. Согласование местоположения границ земельных участков

осуществляется специальной согласительной комиссией на собраниях правообладателей таких земельных участков. В результате выполнения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории в форме электронного документа, заверенного усиленной

квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

В тоже время, для того, чтобы мотивировать собственников к уточнению границ земельных участков в индивидуальном порядке, с 1 января 2018 года государство планирует установить запрет на распоряжение (продажу, дарение, обмен и т.п.) земельными участками, в отношении которых не было проведено межевание (в кадастре отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка), вне зависимости от наличия свидетельства о праве собственности на этот участок или иного правоустанавливающего документа. Для подтверждения установления границ земельного участка достаточно заказать кадастровую выписку о земельном участке через интернет. Если в ней присутствуют координаты поворотных точек границ земельного участка, то граница земельного участка установлена. В противном случае, необходимо провести межевание, воспользовавшись услугами кадастровых инженеров.

Далее, качественно решить задачу актуализации данных о границах земельных участков можно только на основе использования современного геодезического и картографического материала, высокоточного координатного обеспечения кадастровой деятельности. В соответствии с Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2016 г. № 1240 «Об установлении государственных систем координат,

государственной системы высот и государственной гравиметрической системы» с 1 января 2017 года в качестве единой государственной системы координат при осуществлении геодезических и картографических работ установлена геодезическая система координат 2011 года (ГСК-2011), позволяющая исправить системные ошибки систем координат СК-42 и СК-95, которые могут применяться до 1 января 2021 года при выполнении геодезических и картографических работ в отношении материалов (документов), созданных с их использованием [15]. А так как в каждом субъекте РФ кадастр недвижимости велся в местной системе координат (МСК субъекта), то это поднимает еще и вопрос о совместимости данных местных и государственной систем координат.

Безусловно, это далеко не все, но основные проблемы, возникающие на данном этапе реформирования системы кадастровых отношений, процесс совершенствования которой на сегодняшний момент активно продолжается.

ВЫВОДЫ

Регистрация прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет являются важнейшими социально-ориентированными

функциями государства, обеспечивающие защиту конституционных прав на объекты недвижимости, а также баланс интересов, взаимную ответственность и скоординированность действий государства, бизнеса и общества. Отдельное, самостоятельное существование государственных информационных систем в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости приводило к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг, для повышения качества и эффективности которых в последние годы были предприняты значительные усилия государства в законодательной и практической сферах.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», окончательно закрепивший создание единой многоцелевой государственной учетно-

регистрационной системы информации об объектах недвижимости, обеспечивающей разнообразные потребности участников рынка недвижимости и субъектов государственного управления, начиная от различных аспектов совершения сделок с недвижимым имуществом и снижения административных барьеров до рассмотрения имущественных споров в судебном порядке. Сложность и многоплановость указанных в данной сфере вопросов, изменчивость внешней среды и растущая потребность в достоверной кадастровой информации не позволяют окончательно разрешить все имеющиеся проблемы, однако, поиск путей их решения активно продолжается.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Направлением дальнейших научных исследований будет изучение вопросов определения кадастровой стоимости ранее учтенных и зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством объектов недвижимости в целях формирования адекватной фискальной политики государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р. Режим доступа: http://government.ru/info/6217;

2. Варламов, А.А. Основы кадастра недвижимости: учебник [Текст] / А.А. Варламов, С. А. Гальченко. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 224 с.

3. Бурмакина, Н. И. Осуществление кадастровых отношений: учебник [Текст] / Н. И. Бурмакина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. -304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Основы кадастра недвижимости: учебное пособие [Текст] / А.П. Сизов, А.Е. Алтынов, С.А. Атаманов и др. - М.: Из-во МИИГАиК, 2013. -396 с.

5. Приказ Минэкономразвития РФ от 18.12.2009 № 534 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96 650/d76697ce20bf9b961b78e709417077da331bfd50/.

6. План мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_139382/.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903 «О Федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_153298/.

8. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 1414-р

[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162191/.

9. World Bank. 2016. Doing business 2017: equal opportunity for all - Russian Federation. Doing business 2017. Washington, D.C.: World Bank Group. - 129 с. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/2969014785 93502752/Doing-business-2017-equal-opportunity-for-all-Russian-Federation

10. Федеральный о закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

11.Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года - «О кадастровой деятельности»).

12. РАСПОРЯЖЕНИЕ Росреестра от 22 января 2013 года № Р/4 «О повышении качества сопоставимости данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства и помещениях (с изменениями на 18 июня 2013 года)» [Электронный ресурс] // ПСС Техэксперт. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499008159.

13.Итоги работы Росреестра за 2016 год по регистрации прав и кадастровому учету недвижимости [Электронный ресурс]// Официальный сайт росреестра. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/press/news/rosreestr-podvodit-itogi-za-2016-god-po-registratsii-prav-i-kadastrovomu-uchetu-nedvizhimosti/

14. Федеральный закон от 22.12.2014г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. -Режим доступа: http://base.garant.ru/70826582/

15.Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2016 г. № 1240 «Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы» [Электронный ресурс] // Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71449536/ #ixzz4aU0mRF1C

TOPICAL ISSUES OF IMPROVING THE SYSTEM OF CADASTRAL RELATIONS

Matevosyan E. N.

Annotation. In article the most urgent problems connected with realization of the cadastral relations at the present stage of development of the Russian economy are revealed; the analysis of current changes in the legislative and normative framework, which forms the legal basis for the implementation of state cadastral registration and registration of real estate property rights is carried out; the concept of the cadastral relations is specified; the directions of improvement of the cadastral relations system are designated.

Keywords: immovable property cadastre, cadastral relations, cadastral registration, state registration of rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.