Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАР)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАР) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Департамент строительства / строительство / градостроительство / задачи / функции / Департамент архитектуры и градостроительства / местная администрация / местное самоуправление / Department of Construction / construction / urban planning / tasks / functions / Department of Architecture and Urban Planning / local administration / local self-government

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эфрикян Рубен Альбертович, Бескоровайная Елена Сергеевна, Тамазова Анна Дмитриевна

В России строительная сфера развивалась достаточно противоречиво, не исключением стал и город Краснодар. В статье исследуются организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в строительной сфере на примере муниципального образования город Краснодар. Авторы проводят анализ нормативной базы, определяющей структуру подразделений органов местного самоуправления, занимающихся строительством на территории муниципального образования г. Краснодар. Особое внимание уделено анализу регулирования функций Департамента строительства администрации муниципального образования. Отмечено, что по ряду вопросов функции Департамента строительства пересекаются с функциями Департамента архитектуры и градостроительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-LEGAL BASIS FOR THE FUNCTIONING OF LOCAL SELF-GOVERNMENT DEPARTMENTS DIRECTLY INVOLVED IN CONSTRUCTION (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF KRASNODAR)

In the Russia the construction industry has developed quite controversially, and the city of Krasnodar is no exception. In the article researched the organizational-legal basis of the activities of local self-governments in the construction sector on the example of the city of Krasnodar. The authors analyze the regulatory framework that defines the structure of local government units engaged in construction on the territory of the Krasnodar municipality. Particular attention is paid to the analysis of the regulation of the functions of the Department of Construction of the Administration of the municipality. It is noted that on a number of issues the functions of the Construction Department overlap with the functions of the Department of Architecture and Urban Planning.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОДАР)»

9. Opredelenie Sudebnoj kollegii po ugolovnym delam Verhovnogo Suda RF ot 7 sentyabrya 2017 g. № 42 - UD 17 - 3SP. // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2019. №>3. s.14-15.

10. Postanovlenie Prezidiuma Verhovnogo Suda RF ot 27 iyunya 2018g. №77-P18// Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2019. №8

11. Postanovlenie Prezidiuma Verhovnogo Suda RF ot 18 dekabrya 2019 g. № 105 - P19 // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2020. № 5.

12. Koran / Per. s arab. Akad. I.Yu. Krachkovskogo. M.: SP IKPA, 1990.

БАХМАДОВ БАУДИН ДАДАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Чеченского государственного университета, Заслуженный юрист Российской Федерации (baudin.bakhmadov.49@mail.ru).

BAKHMADOV, BAUDIN D. - Ph.D. in Law, Assistant Professor of Criminal Process and Forensics, Chechen State University, Distinguished Lawyer of the Russian Federation (baudin.bakhmadov.49@mail.ru).

УДК 342.55:349.442(470.62) DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-83-88

ЭФРИКЯН Р.А., БЕСКОРОВАЙНАЯ Е.С., ТАМАЗОВА А.Д. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ

ГОРОДА КРАСНОДАР)

Ключевые слова: Департамент строительства, строительство, градостроительство, задачи, функции, Департамент архитектуры и градостроительства, местная администрация, местное самоуправление.

В России строительная сфера развивалась достаточно противоречиво, не исключением стал и город Краснодар. В статье исследуются организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в строительной сфере на примере муниципального образования город Краснодар. Авторы проводят анализ нормативной базы, определяющей структуру подразделений органов местного самоуправления, занимающихся строительством на территории муниципального образования г. Краснодар. Особое внимание уделено анализу регулирования функций Департамента строительства администрации муниципального образования. Отмечено, что по ряду вопросов функции Департамента строительства пересекаются с функциями Департамента архитектуры и градостроительства.

EFRIKYAN, R.A., BESKOROVAINAYA, E.S., TAMAZOVA, A.D. ORGANIZATIONAL-LEGAL BASIS FOR THE FUNCTIONING OF LOCAL SELF-GOVERNMENT DEPARTMENTS DIRECTLY INVOLVED IN CONSTRUCTION (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF KRASNODAR).

Key word: Department of Construction, construction, urban planning, tasks, functions, Department of Architecture and Urban Planning, local administration, local self-government.

In the Russia the construction industry has developed quite controversially, and the city of Krasnodar is no exception. In the article researched the organizational-legal basis of the activities of local self-governments in the construction sector on the example of the city of Krasnodar. The authors analyze the regulatory framework that defines the structure of local government units engaged in construction on the territory of the Krasnodar municipality. Particular attention is paid to the analysis of the regulation of the functions of the Department of Construction of the Administration of the municipality. It is noted that on a number of issues the functions of the Construction Department overlap with the functions of the Department of Architecture and Urban Planning.

Структуру подразделений органов местного самоуправления, занимающихся строительством на территории муниципального образования, рассмотрим на примере МО г. Краснодаре, где в 2004 г. был создан Департамент строительства (до этого функционировал Департамент по делам строительства и инвестиционной политике, а еще раньше - Департамент архитектуры и строительства).

В Положении о Департаменте строительства администрации муниципального образования город Краснодар [1] (далее - Департамент) указывается, что он является отраслевым органом администрации муниципального образования город Краснодар и действует на основании Устава города Краснодар и настоящего Положения. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, а также муниципальными правовыми актами. Департамент непосредственно подчинен заместителю главы муниципального образования город Краснодар по городскому хозяйству и строительству. Департамент является юридическим лицом, имеет гербовую печать, штампы и бланки установленного образца. Указывается также его местонахождение (город Краснодар, улица Красная,122). К основным задачам Департамента отнесены:

- Создание условий для разработки и реализации жилищного строительства, развития объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и благоустройства территории

муниципального образования город Краснодар, обеспечение комплексной сбалансированной городской застройки с благоприятными условиями проживания населения.

- Оценка технического состояния и надлежащего технического обслуживания объектов капитального строительства нежилого назначения в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов.

- Участие в разработке и реализации инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в области строительства.

- Проведение технической и инновационной политики путем внедрения современных методов, научно-технических достижений, передовых технологий, в том числе нанотехнологий, в области строительства, развития инженерной инфраструктуры, энергосбережения и энергетической эффективности в муниципальном образовании город Краснодар.

- Формирование и осуществление промышленной политики в сфере строительства и производства строительной продукции.

- Осуществление координации и контроля деятельности подведомственных муниципальных учреждений и предприятий.

- Осуществление деятельности по вопросам охраны труда и мобилизационной подготовки в строительном комплексе [1].

Как представляется, приоритет поставленных перед Департаментом задач не в полной мере соответствует тем полномочиям органов местного самоуправления, которые отрегулированы в ГрадК РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; кроме того, они изложены в излишне общих формулировках. Такая оценка подтверждается и практической деятельностью Департамента, в которой находит наибольшее отражение задача в виде участия в разработке и реализации инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в области строительства.

Значительное место в Положении о департаменте строительства администрации муниципального образования город Краснодар занимает перечисление функций Департамента. Их анализ позволяет условно разделить эти функции на три группы.

В первую довольно объемную группу входят функции, отражающие общеметодологический и координирующий характер Департамента [1]. Сами термины, используемые в Положении («совершенствует», «координирует», «способствует») как раз свидетельствуют об относительно небольшой связи данных функций с практической деятельностью муниципальных органов в сфере строительства.

Этого не скажешь о второй группе функций Департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар, которая является наиболее малочисленной, но которая, одновременно, показывает роль местного самоуправления в строительстве. И именно эти направления отражают повседневную и непосредственную деятельность органов местного самоуправления в строительной области. Важно также заметить, что Департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар имеет делегированные полномочия осуществлять указанную группу функции, то есть принимать юридически значимые решения от имени городской администрации.

И, наконец, третья группа функций Департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар представляет собой проектные, аналитические и информационно-обеспечительные аспекты, которые в большинстве своем также связаны с практической деятельностью Департамента, однако носят не повседневный, а преимущественно ситуационный и эпизодический характер.

Для реализации своих функций Департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар наделяется соответствующими полномочиями [1]. На наш взгляд, перечень прав в Положении о Департаменте строительства администрации муниципального образования город Краснодар сформулирован не совсем удачно. Дело в том, что в Положении речь идет о «правах» Департамента, и внимание вообще не акцентируется на «обязанностях», а между тем это должно быть логическим разделом при формировании правового статуса данного подразделения администрации города Краснодар. Между тем отмеченные «права» по своей сути являются «обязанностями», и должны быть сформулированы именно как

обязанности. В частности, нижеследующие «права» Департамента целесообразно полагать как «обязанности»: разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; созывать в установленном порядке совещания, конференции, семинары по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с привлечением специалистов отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации муниципального образования город Краснодар и строительных организаций; взаимодействовать с органами надзора, экспертизы, лицензирования, стандартизации, метрологии и сертификации; вносить в установленном порядке главе муниципального образования город Краснодар проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам, входящим в компетенцию Департамента; осуществлять приемы делегаций и представителей деловых кругов для обсуждения вопросов делового сотрудничества, по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Но главное все же не в этом, а в том, что в Положении никаким образом не отражены обязанности Департамента перед жителями муниципального образования, которые становятся участниками строительных отношений. Так, во многих городах, в том числе и в Краснодаре, имеют место нарушения градостроительных норм в части планировки территорий, качества строительных работ и по другим вопросам, где орган местного самоуправления (от его имени в рассматриваемом примере - Департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар) принимает вполне конкретные решения, в частности, выдает разрешение на строительство, принимает объект в эксплуатацию, и при этом бывает, что нарушаются, причем, очевидно, установленные правовые и технические нормы.

Граждане, которым в результате этого причиняется вполне конкретный ущерб, вынуждены обращаться в различные инстанции (как правило, в суды), и нередко при этом орган местного самоуправления остается в стороне, хотя именно он должен защищать интересы жителей. Однако на деле подразделения исполнительных органов местного самоуправления, занимающиеся строительством на территории муниципального образования (тот же Департамент строительства), с населением контактирует сравнительно редко, и это при том, что именно Департамент строительства в данной сфере обладает полномочиями (пусть и делегированными) органа местного самоуправления!

Мы полагаем, что при регулировании правового статуса подразделений органов местного самоуправления, в ведении которых находится строительство, должны отдельным блоком формулироваться обязанности данного подразделения, в числе которых должны быть отражены, по меньшей мере, обязанности предоставлять гражданам, в той или иной форме (самостоятельное строительство, долевое строительство и т.д.) участвующим в строительных отношениях, исчерпывающую информацию о фирмах-застройщиках, нормативно-правовой базе, действующей в муниципальном образовании в сфере строительства. Целесообразно также указать на обязанности вести прием по личным вопросам, оказывать правовую помощь, учитывая сложность строительной отрасли как важнейшего сектора экономики, извещать общественность об утвержденных планировках территорий. Пока же, как показывает наше исследование, строительная сфера является одной из самых закрытых в деятельности органов местного самоуправления, и нередко жители «вдруг» узнают, что, например, в их дворе начинается «точечное» строительство жилого высотного дома или, что еще хуже, вблизи их жилищ возводится автозаправочная станция. Имеющийся институт публичных слушаний в таких случаях неэффективен, и поэтому нужны дополнительные обязывающие органы местного самоуправления нормы, предписывающие публиковать, и подробно, данные о предстоящей застройке территорий, что и может быть реализовано в виде обязанностей подразделений органов местного самоуправления, занимающихся сферой строительства.

Завершая анализ статуса Департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар, рассмотрим его структурное построение. В Положении о Департаменте указывается, что в структуру Департамента входят отделы по направлениям деятельности. В состав отделов могут входить сектора. Количество заместителей директора Департамента, количество отделов, секторов и их наименования устанавливаются штатным расписанием Департамента, утверждаемым распоряжением администрации муниципального образования город Краснодар.

Руководство Департаментом осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности администрацией муниципального образования город Краснодар. Директор Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций. Директор Департамента имеет заместителей ... Заместители директора Департамента осуществляют свои полномочия в соответствии с утверждаемым директором Департамента распределением должностных обязанностей. Заместители директора Департамента несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей. В период временного отсутствия директора его обязанности исполняет один из заместителей директора Департамента согласно приказу директора Департамента. Директор Департамента руководит деятельностью Департамента; распределяет обязанности между своими заместителями и работниками Департамента; назначает на должность и освобождает от должности работников Департамента в установленном порядке; обеспечивает соблюдение работниками Департамента правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебными документами; применяет меры поощрения к работникам Департамента и налагает на них дисциплинарное взыскание; издает в пределах своей компетенции приказы; действует от имени Департамента, представляет его в федеральных органах государственной власти, иных органах государственной власти, органах местного самоуправления и других (в том числе международных) организациях, заключает соглашения и договоры, выдает доверенности; распоряжается денежными средствами в соответствии с настоящим Положением и действующим законодательством; представляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, особо отличившихся работников Департамента к награждению государственными и краевыми наградами; представляет работников Департамента при проведении аттестации и квалификационных экзаменов, готовит на них письменные представления в соответствии с Положением о муниципальной службе в городе Краснодаре; представляет отчетные документы и другие сведения в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством; вносит в установленном порядке проекты постановлений и распоряжений главы муниципального образования город Краснодар по вопросам, входящим в компетенцию Департамента[1]. Данный аспект отрегулирован типичным образом.

Вместе с тем, как нам представляется, в силу важности строительства, как отрасли экономики, ее публичности и существенных последствий принимаемых решений, целесообразно отразить также основные функциональные обязанности заместителей директора Департамента и главных (ведущих) специалистов, которыми принимается большинство решений от имени всего департамента строительства.

В настоящее время в администрации Краснодара, помимо Департамента строительства, функционирует Департамент архитектуры и градостроительства [2] (ранее данное подразделение имело статус управления). Основными задачами Департамента определены: 1) Обеспечение градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Краснодар; 2) Обеспечение создания благоприятных условий проживания населения, сохранения территорий объектов историко-культурного наследия; 3) Обеспечение ограничения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; 4) Согласование государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности [2]. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что эти задачи созвучны задачам Департамента строительства.

Что касается функций Департамента архитектуры и градостроительства администрации, то сущность их сводится к территориальному планированию и формированию проектов соответствующей нормативной базы (в частности, Департамент обеспечивает подготовку генерального плана муниципального образования город Краснодар и внесения в него изменений; обеспечивает разработку и реализацию правил землепользования и застройки, других муниципальных правовых актов в области градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар; осуществляет подготовку и выдает по установленной форме градостроительные планы земельных участков и регистрирует их на территории муниципального образования город Краснодар; выдает в установленном порядке задания на разработку градостроительной документации; является держателем картографо-геодезического фонда муниципального образования город Краснодар и т.д.

Анализ функций Департамента архитектуры и градостроительства показывает, что они по ряду вопросов пересекаются с функциями Департамента строительства. В числе таких вопросов следующие функции Департамента архитектуры и градостроительства администрации: подготовка и выдача по установленным формам разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и разрешения на ввод их в эксплуатацию на территории муниципального образования город Краснодар; ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар; осуществление контроля за соблюдением красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий, строений и сооружений, трасс инженерных коммуникаций, установлением границ земельных участков; информирование население о градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Краснодар [2]. Представляется, что в указанных случаях неизбежно дублирование функций двух департаментов, что не может считаться эффективным, поскольку может приводить к путанице и размыванию ответственности [3, с. 74], а также к созданию условий для коррупционных проявлений [7]. Путаница начинается уже с названий, поскольку в наименованиях обоих департаментов имеется термин, содержащий выражение «строительство».

Мы полагаем, что в данном случае целесообразно вернуться к прежней структуре, когда вопросы обеих департаментов сосредоточивались в одном департаменте. Очевидно, отдельное подразделение архитектуры было бы оправданным в том случае, если бы имело место четкое разделение полномочий, и если бы муниципалитет располагал собственной архитектурно-проектными учреждениями (предприятиями). Однако даже в крупных городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга и еще нескольких городов) такого рода муниципальных учреждений (предприятий), как правило, нет (таковые являются самостоятельными юридическими лица и в виде ООО, ОАО и других формах), в связи с чем указанное разделение департаментов в качестве равноправных самостоятельных подразделений в г. Краснодаре при указанной функциональности недостаточно обоснованно (имеющиеся в муниципальных образованиях проектные мастерские, в том числе в Краснодаре, некоторые из которых наделяются даже статусом муниципального унитарного предприятия, как представляется, нельзя рассматривать как проектное учреждение, имеющее возможности проектировать в масштабе всего муниципального образования).

Отмеченные варианты схем организационно-правового структурирования подразделений органов местного самоуправления, непосредственно занимающихся строительной отраслью, характерны для средних и больших городских округов и муниципальных районов. В менее масштабных муниципальных образованиях (городские и сельские поселения и сравнительно малочисленные городские округа и муниципальные районы), в которых объем строительных работ невелик, специальные подразделения по строительству не выделяются, а их функции выполняют подразделения более общего характера, при этом такого типа подразделения как правило не являются юридическими лицами, и соответствующие документы (разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и др.) подписывают обычно либо руководители (главы муниципальных образований и главы местных администраций, либо их заместители) [4]. В небольших муниципальных образованиях нередко в одном подразделении объединяются функции строительства и жилищно-коммунального хозяйства [5, с. 61]. Но в любом случае ключевой является должность главного архитектора [6, с. 448].

Изложенное позволяет констатировать, что текущую деятельность органов местного самоуправления по вопросам строительства осуществляют структурные подразделения местной администрации. Количество таких подразделений, содержание и объем их полномочий определяются в муниципальных образованиях самостоятельно на основе ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом наблюдается разнообразие подходов к формированию правовых статусов этих подразделений. В крупных городских округах (с численностью населения около миллиона человек) целесообразно создавать отдельные департаменты (по строительству и архитектуре), наделенные полномочиями принимать решения от имени местной администрации, но при этом необходимо четко очерчивать их полномочия во избежание дублирования функций. В менее крупных муниципальных образованиях (городских округах, муниципальных районах и тем более в поселениях) нет необходимости создавать несколько подразделений, занимающихся строительством. Однако там,

где департаменты (управления, отделы) наделены полномочиями принимать решения от имени местной администрации, целесообразно выделять по меньшей мере на том же уровне подразделения, занимающиеся контролем за выполнением принимаемых решений в области строительства.

Литература и источники

1. Решение Городской Думы Краснодара № 27 .п.9 от 12 июля 2007 года (с изменениями на 26 марта 2020 года) «Об утверждении Положения о департаменте строительства администрации муниципального образования город Краснодар» // Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/44613G242.

2. Положение о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (утв. городской Думой Краснодара от 21.12.2006 г.) // Официальный сайт администрации г. Краснодара. Режим доступа -https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=krd.ru/oldkrd/arhitektura_i_gradostroitelstvo/pologenie.doc

3. Местное самоуправление: проблемы и пути решения / Под ред. С.Н. Юрковой. СПб., 2000.

4. Сальников И.В. Комментарий законодательства но теме «Государственный строительный надзор в Российской Федерации / Подготовлен для системы «Консультант +». 2008. Апрель.

5. Григорьев В.В. Правовое регулирование городского хозяйства в Российской Федерации (конституционные и муниципальные аспекты). Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное нраво Российской Федерации. Учебник М.: «Проспект (ТК Велби)», 2013.

7. Лаптев Д.А. Толкование квалифицирующего признака в виде "использования своего служебного положения", применительно к преступлениям в области регистрации недвижимости и ее кадастровой оценки // Современная научная мысль. 2G18. № 6. С. 286-29G.

References and Sources

1. Reshenie Gorodskoj Dumy Krasnodara N° 27 .p.9 ot 12 iyulya 2GG7 goda (s izmeneniyami na 26 marta 2G2G goda) «Ob utverzhdenii Polozheniya o departamente stroitel'stva administracii municipal'nogo obrazovaniya gorod Krasnodar» / Rezhim dostupa :

http://docs. cntd.ru/document/44613G242.

2. Polozhenie o departamente arhitektury i gradostroitel'stva administracii municipal'nogo obrazovaniya gorod Krasnodar (utv. gorodskoj Dumoj Krasnodara ot 21.12.2GG6 g.) / Oficial'nyj sajt administracii g. Krasnodara. Rezhim dostupa -https:IIview.officeapps.live.comIopIview.aspx?src=krd.ruIoldkrdIarhitektura_i_gradostroitelstvoIpologenie.doc

3. Mestnoe samoupravlenie: problemy i puti resheniya / Pod red. S.N. YUrkovoj. SPb., 2GGG.

4. Sal'nikov I.V. Kommentarij zakonodatel'stva po teme «Gosudarstvennyj stroitel'nyj nadzor v Rossijskoj Federacii / Podgotovlen dlya sistemy «Konsul'tant +». 2GG8. Aprel'.

5. Grigor'ev V.V. Pravovoe regulirovanie gorodskogo hozyajstva v Rossijskoj Federacii (konstitucionnye i municipal'nye aspekty). Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2GG4.

6. Kutafin O.E., Fadeev V.I. Municipal'noe pravo Rossijskoj Federacii. Uchebnik M.: «Prospekt (TK Velbi)», 2G13.

7. Laptev D.A. Tolkovanie kvalificiruyushchego priznaka v vide "ispol'zovaniya svoego sluzhebnogo polozheniya", primenitel'no k prestupleniyam v oblasti registracii nedvizhimosti i ee kadastrovoj ocenki // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2018. № 6. S. 286-29G.

ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (kiap_krdu@mvd.ru)

БЕСКОРОВАЙНАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (kiap_krdu@mvd.ru).

ТАМАЗОВА АННА ДМИТРИЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (kafedragpd@yandex.ru) EFRIKYAN, RUBEN A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law of Krasnodar University of MIA of Russia (kiap_krdu@mvd.ru)

BESKOROVAINAYA, ELENA S. - Senior Lecturer, Department of Constitutional and Administrative Law of Krasnodar University of MIA Russia (kiap_krdu@mvd.ru).

TAMAZOVA, ANNA D. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of State and Legal Disciplines, Northern Caucasian branch of the "Russian Academy of justice" (kafedragpd@yandex.ru).

УДК 378.6:343.83 DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-88-92

ГОЛУБЕВ Ю.В.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

Ключевые слова: система уголовных наказаний, виды уголовных наказаний, признаки системы уголовных наказаний, институт дополнительного наказания, лишение свободы, смертная казнь.

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы системы уголовных наказаний по действующему уголовному законодательству Российской Федерации, раскрываются понятие системы уголовных наказаний, взаимосвязь и взаимозаменяемость элементов системы, как неотъемлемого ее признака. В частности, автором указано на то, что перечень уголовных наказаний, как обязательное условие существования соответствующей системы, ставится во главу угла при ее рассмотрении. При этом подчеркивается, что рассмотрение любого объекта системы может и должно осуществляться с позиций не только его самостоятельного существования, но и оцениваться в соотношении с иными объектами системы.

GOLUBEV, Yu.V.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE CRIMINAL PUNISHMENT SYSTEM:

CONCEPT AND FEATURES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.