ИЛЬЯГУЕВА Алина Александровна,
доцент кафедры КБ-13 «Правовое обеспечение безопасности в коммерческой деятельности и защита интеллектуальной собственности» ФГБОУ ВО «Московский технологический университет»,
кандидат юридических наук e-mail: alina.ilyagueva@mail.ru ГЛОБЕНКО Оксана Александровна, заведующая кафедрой КБ-13 «Правовое обеспечение безопасности в коммерческой деятельности и защита интеллектуальной собственности» ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», кандидат юридических наук e-mail: lexy347@mail.ru ПОРТНАЯ Елизавета Борисовна, доцент кафедры КБ-13 «Правовое обеспечение безопасности в коммерческой деятельности и защита интеллектуальной собственности» ФГБОУ ВО «Московский технологический университет»
e-mail: Portnaya_EB@mgupi.ru ШЕЯФЕТДИНОВА Наталия Александровна, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» доцент кафедры КБ-11 «Правовое обеспечение национальной безопасности» ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» кандидат юридических наук, доцент е-mail: SheiafetdinovaUP@mail.ru
12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ
В 1921-1922 ГОДАХ
Аннотация. Настоящая статья посвящена реорганизации условий содержания заключенных, материальному положению мест лишения свободы, на почве которой у администрации и надзора проявлялось небрежное отношение к службе. Преобразования в местах лишения свободы почти не коснулись содержания режима, форм и методов борьбы с лицами, нарушающими установленный порядок в местах лишения свободы и совершающих преступления.
Ключевые слова: дифференциация заключенных, изоляция заключенных, рецидивисты, штрафники, «голодные губернии», исправительно-трудовые дома, материальная необеспеченность.
УДК - 343.01 ББК - 67.409
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018
ILYAGUEVA Alina Aleksandrovna,
associate Professor of the Department of KB-13 «Legal security in commercial activities and intellectual property protection» FSBEI «Moscow technological University»,
candidate of legal Sciences e-mail: alina.ilyagueva@mail.ru GLOBENKO Oksana Aleksandrovna, head of the Department of KB-13 «Legal security in commercial activity and intellectual property protection», Moscow technological University, PhD in law e-mail: lexy347@mail.ru PORTNAYA Elizaveta Borisovna, associate Professor of the Department of KB-13 «Legal security in commercial activities and intellectual property protection»
FSBEI «Moscowstate technical University» e-mail: Portnaya_EB@mgupi.ru SHEYAFETDINOVA Nataliya Aleksandrovna, associate Professor of the Department of theory and history of state and law of FSBEI «Moscowstate pedagogical University» associate Professor of the Department of KB-11 «Legal national security» of the «Moscow technological University»,
candidate of legal Sciences, associate Professor e-mail: SheiafetdinovaUP@mail.ru
ORGANIZATIONAL AND LEGAL RESTRUCTURING OF THE CONDITIONS OF DETENTION IN 1921-1922
Annotation. This article is devoted to the reorganization of the conditions of detention, the financial situation of places of detention, on the basis of which the administration and supervision showed negligent attitude to the service. The changes in places of detention have hardly affected the content of the regime, forms and methods of combating persons who violate the established order in places of detention and commit crimes.
Key words: differentiation of prisoners, segregation of prisoners, repeat offenders, the penalty box, «food province», correctional labour at home, financial insecurity.
После создания в июле 1922 г. единой системы исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и проведенной затем реорганизации мест заключения в ведении ГУМЗ НКВД РСФСР находилось 159 исправительно-трудовых домов, 54 дома предварительного заключения, 17 мест заключения без точно установленного наименования, 2 изоляционных тюрьмы [4]. К концу 1922 г. к двум изоляционным тюрьмам для содержания трудновоспитуемых (Орловской на 896 штатных мест и Петроград-
ской (Б. Кресты) на 2 000 штатных мест [4]) добавились - Александровская (Иркутская губерния) на 1 183 штатных места, Вятская - на 1 080 штатных мест и Нижегородская — 1 105 штатных мест.
Преобразования в местах лишения свободы почти не коснулись содержания режима, форм и методов борьбы с лицами, нарушающими установленный порядок в местах лишения свободы и совершающих преступления. Впрочем, иначе и не могло быть, поскольку для введения новаций в этой сфере следовало, прежде всего,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018
издать соответствующий нормативный акт. В одном из первых циркуляров карательного отдела Наркомюста утверждалось: «Наша цель — перелом не только во всей системе управления местами заключения, но и во всей постановке отбывания наказания».
Хотя к этому времени в системе мест заключения имелись сельскохозяйственные колонии, Положение об общих местах заключения в РСФСР (1920 г.) распространялось на тюрьмы, переименованные в общие места заключения. Соответственно условия содержания заключенных не могли быть иными, кроме тюремных. Отсюда в нормах Положения сохранялось размещение в специально оборудованных запираемых камерах без права свободного выхода из них, постоянный надзор за заключенными (находились под охраной и наблюдением надзирателей), систематическое проведение обысков камер и заключенных, досмотр их личных вещей, раздельное содержание пересыльных, подследственных и отбывающих наказание и т.д.
Рассматриваемое Положение — первый официальный документ, в котором получил закрепление правовой статус заключенных с точки зрения режима. Об этом свидетельствует установление разрядов: а) испытуемые; б) штрафной разряд; в) исправляющиеся; г) образцовый разряд. О том, что Положение находило реализацию в практической деятельности отдельных мест заключения, свидетельствуют архивные документы. В частности, Губернский карательный отдел Екатеринбургской губернии рекомендовал заведующему исправдома № 1 подразделить всех заключенных на четыре категории — испытуемых, исправляющихся, образцовых и штрафных, и прислать списки на каждую категорию отдельно с указанием имени, отчества, фамилии и вида работ, исполняемых назначенным лицом [7]. В 1920 г. в упомянутом заведении содержались: «образцовых» — 122, «исправляющихся» — 176, «испытуемых» — 109, «штрафных» — 8 человек [7].
Объем прав и обязанностей осужденного зависели от разряда, к которому он был
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018
отнесен. Например, «образцовый» разряд давал право на отпуск (два раза в год по семь дней), а также на досрочное освобождение (аналогичное право имели осужденные разряда «исправляющихся»). Эта система служила в качестве фактора, стимулировавшего исправление правонарушителей.
Издание рассматриваемого ведомственного нормативного акта было вызвано необходимостью установления определенных правил в порядке содержания заключенных и формирования единых требований в сфере режима для общих мест заключения. Для каждого из разрядов, закрепленных в Положении, устанавливались особые условия содержания, свои режимные требования. Но одно дело — закрепить эти особые условия и требования в нормативном правовом акте, и другое — реализовать их на практике.
В силу объективных причин не представлялось возможным в точном соответствии с ведомственными нормативными актами дифференцировать заключенных, создав соответствующие условия содержания. Поэтому дифференциация чаще всего сводилась к их механическому размещению по камерам. Заключенные в основном делились на три категории: срочные, следственные и пересыльные. Это подтверждается исследованием архивных документов. В частности, из материалов обследования Вятского исправдома от 15 августа 1921 г. усматривается, что в этом учреждении не соблюдалось требование раздельного содержания заключенных со строгой изоляцией и без строгой, не было надлежащего их распределения на срочных и следственных, как не было и строгого распределения их по разрядам. Только камера осужденных образцового разряда была выделена и резко отличалась от других. В остальных камерах содержались вместе рецидивисты, штрафники и простые осужденные. Все камеры, за исключением предназначенного для размещения заключенных образцового разряда, содержались с одинаковым режимом [2].
Наиболее остро стояла проблема изоляции заключенных и создания особых условий отбывания наказания отдельным
категориям из них. В частности, приговоренные к лишению свободы со строгой изоляцией или без таковой и так называемая экономическая контрреволюция в обход установленного законом режима пользовались, благодаря своим средствам и связям, разного рода привилегиями. Часто, например, они проживали под видом больных в больницах, устраивали себе командировки, отпуска и т.д. [1]
Становление новой исправительно-трудовой системы и закрепление основных средств исправления и перевоспитания осужденных в РСФСР и других союзных республиках пришлось на 1921 — 1923 гг., когда материальное положение заключенных было крайне тяжелым. Условия содержания заключенных в «голодных губерниях» (анализ взят по Астраханской, Вятской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Уфимской и Царицынской губерниям) было настолько ужасным, что никакое ужесточение режима содержания и применяемые администрацией дисциплинарные меры не оказывали на осужденных должного воздействия. Это и не удивительно. Люди стремились в тюрьму, которая гарантировала, пусть черствый, но кусок хлеба за решеткой. Это было предпочтительнее голодной смерти (тем не менее, за пять месяцев 1922 г. в Вятском исправдоме № 1 от истощения на почве недоедания умерли 59 человек) [13, с. 273]. Приведенное подтверждается статистическими данными. В феврале 1921 г. в местах лишения свободы «голодных губерний» количество заключенных было лишь на 1% больше, чем в аналогичных местах лишения свободы всех остальных районов России, а в феврале 1922 г. выросло до 7,3 [9, с. 10, 11].
Крайне неудовлетворительные жи-лищно-бытовые условия сочетались с тяжелым продовольственным и вещевым положением. Выделенные Госпланом в сентябре 1921 г. 100 тысяч пайков для мест заключения не могли удовлетворить потребности осужденных в питании, численность которых в 1922 г. колебалась от 150 до 195 тысяч человек [3].
Неустроенность быта, полуголодное существование заключенных явилось од-
ной из причин высокой смертности. Достаточно привести такие данные: в лагерях принудительных работ в 1921 г. содержались около 50 тысяч человек, из которых умерло 6 383 заключенных, т.е. смертность составила свыше 10% заключенных [4].
Для исследования несомненный интерес представляют преобразования в тюремной системе других союзных республик. При этом, как справедливо отмечает С.И. Кузьмин, циркуляры и инструкции НКЮ РСФСР хотя и широко использовались при подготовке нормативных актов в республиках, но не копировались, а развивались и углублялись применительно к условиям каждой из них [10]. Например, 27 февраля 1921 г. НКЮ Туркестанской АССР принял положение «Об общих местах заключения» [6].
Исследователи, пишет О.Ю. Олейник, обращали внимание на то, что материалы центральных архивов не позволяют описать организацию мест заключения в автономных республиках в составе РСФСР, так как отчетность о местах лишения свободы от них в Москву не поступала [11, с. 112, 119]. Тем более такие сведения не поступали из союзных республик.
Необходимо отметить, что при смене власти в первые месяцы становления тюремной системы в республике Азербайджан не всегда правильно решался тот или иной вопрос о деятельности мест заключения. Поэтому впоследствии приходилось вносить уточнения. Так, первоначально сложилась практика, в соответствии с которой в исправительный отдел Наркомю-ста республики Азербайджан поступали в большом количестве: 1) заявления, адресованные различным лицам и учреждениям, прошения заключенных с самыми разнообразными ходатайствами, а так же жалобы заключенных; 2) прошения на имя тех лиц и учреждений, за которым проситель числился, с просьбами об изменении меры пресечения, об ускорении производства их дел и т.п.; 3) частные письма заключенных для просмотра. Такой порядок тормозил быструю передачу писем, жалоб и прошений по принадлежности и являлся нецелесообразным. Своим циркуляром от 12 августа 1920 г. № 101/8086 Наркомюст пред-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018
писал всем начальникам тюрем прошения заключенных, адресованные различным лицам и учреждениям, прошения на имя тех лиц и учреждений, за которыми просители числились, а также частные письма заключенных после тщательного просмотра направлять со всеми необходимыми справками по назначению в трехдневный срок со дня подачи.
Прошения же заключенных и их жалобы на неправильные действия чинов тюремной администрации, адресованные на имя Народного комиссара юстиции, подлежали незамедлительному направлению [12].
На режиме содержания заключенных существенно сказывалось материальное положение мест лишения свободы. На почве материальной необеспеченности у администрации и надзора проявилось небрежное отношение к службе, а должностные преступления становились обыденным явлением. Почти повсеместно, как об этом отмечалось в циркулярном письме НКВД РСФСР, наблюдался усиленный переход служащих мест заключения в другие ведомства; бывали случаи, когда вся низшая администрация и охрана исправительного учреждения формировались из самих же заключенных [5]. Такое положение способствовало побеговой активности заключенных. В частности, за три летних месяца 1922 г. бежали 6 882 человека, т.е. примерно каждый десятый в подведомственных ЦИТО НКЮ РСФСР местах заключения [11, с. 112, 119].
О тяжелом положении служащих свидетельствуют архивные документы. Например, сотрудникам нижегородского ис-правительно- трудового дома не выдавали заработную плату с июня по октябрь 1922 г. Но, даже когда позже выплаты производились, сотрудники отмечали, что «на выплачиваемые деньги невозможно прокормить семью». В итоге персонал либо увольнялся, либо исполнял свои обязанности спустя рукава, а среди заключенных наблюдался рост краж, драк и убийств, возросло число побегов [8, с. 143, 144].
Подводя итог изложенному, отметим, что аппарат управления местами заключения формировался в чрезвычайных ус-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018
ловиях гражданской войны и военного коммунизма, а это породило в 1921 — 1922 гг. ряд нежелательных тенденций. В работе сотрудников не были изжиты методы принуждения, зародившиеся в условиях войны, разрухи и голода. Выявилась тенденция к бесконтрольному распоряжению на местах, не считаясь с политикой, директивами и законами советской власти. Объективно необходимые в условиях военного времени такие методы с изменением обстановки явились неприемлемыми для работы с осужденными, и это предстояло преодолеть.
Список литературы:
[1] ГАРФ. Ф. 4042. Оп. 1. С. Д. 5. Л. 48.
[2] ГАРФ. Ф. 4042. Оп. 1. С. Д. 8. Л. 290-292.
[3] ГАРФ. Ф. 4042. Оп. 2 Д. 2. Л. 73.
[4] ГАРФ. Ф. 4042. Оп. 2 Д. 8. Л. 67, 71, 72.
[5] ГАРФ. Ф. 4042. Оп. 2. Д. 28. Л. 68.
[6] ГАРФ. Ф. А. 353. Оп. 5. Д. 17. Л. 24.
[7] ГАСО. Ф. 8р. Оп. 1. Д. 81. Л. 1-8.
[8] Демичев А.А., Кострова О.В., Мельникова О.С. Становление советской судебной и пенитенциарной системы в Нижегородской губернии (1917 - первая половина 20-х гг. XX в.). Н. Новгород, 2008.
[9] Еженедельник советской юстиции. 1922. № 14, 15.
[10] Кузьмин С.И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917-1953 гг.). М., 1991.
[11] Олейник О.Ю. Организационно-правовые основы функционирования учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в системе наркомата юстиции РСФСР. Иваново: Ивановский фил. ВЮИ ФСИН России, 2009.
[12] ЦГА Республики Азербайджан. Ф. 169. Оп. 1. Д. 295. Л. 18.
[13] Юстиция: два века на службе закону. Из истории образования, становления, развития Министерства юстиции России и его ведомства на Вятской земле. Киров, 2002.
Spisok literatury':
[1] GARF. F. 4042. Op. 1. S. D. 5. L. 48.
[2] GARF. F. 4042. Op. 1. S. D. 8. L. 290-292.
[3] GARF. F. 4042. Op. 2 D. 2. L. 73.
[4] GARF. F. 4042. Op. 2 D. 8. L. 67, 71, 72.
[5] GARF. F. 4042. Op. 2. D. 28. L. 68.
[6] GARF. F. A. 353. Op. 5. D. 17. L. 24.
[7] GASO. F. 8r. Op. 1. D. 81. L. 1-8.
[8] Demichev A.A., Kostrova O.V., Mel'nikova O.S. Stanovlenie sovetskoj sudebnoj i peni-
tenciarnoj sistemy' v Nizhegorodskoj gubernii (1917 - pervaya polovina 20-x gg. XX v.). N. Novgorod, 2008.
[9] Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1922. № 14, 15.
[10] Kuz'min S.I. Ispravitel'no-trudovy'e uchrezhdeniya v SSSR (1917-1953 gg.). M., 1991.
[11] Olejnik O.Yu. Organizacionno-pravovy'e osnovy' funkcionirovaniya uchrezhdenij,
osushhestvlyayushhix ispolnenie nakazanij v sisteme narkomata yusticii RSFSR. Ivanovo: Ivanovskij fil. VYul FSIN Rossii, 2009.
[12] CGA Respubliki Azerbajdzhan. F. 169. Op. 1. D. 295. L. 18.
[13] Yusticiya: dva veka na sluzhbe zakonu. Iz istorii obrazovaniya, stanovleniya, razvitiya Ministerstva yusticii Rossii i ego vedomstva na Vyatskoj zemle. Kirov, 2002.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»
специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru
Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:
1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),
2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),
3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018