Научная статья на тему 'Организационно-правовые механизмы размещения обязательных пенсионных накоплений'

Организационно-правовые механизмы размещения обязательных пенсионных накоплений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые механизмы размещения обязательных пенсионных накоплений»

ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ

НАКОПЛЕНИЙ

Н.Ю. БОРИСЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного фонда России (далее -ПФР) Программой пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 17.04.2001, предусматривается поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий. В связи с этим успех преобразований во многом будет зависеть от эффективности управления стратегическим пенсионным резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части трудовых пенсий.

Важнейшим внутренним фактором, определяющим величину отдачи от активов, является качество управления пенсионными резервами, которое зависит не только от эффективности инвестиционной политики (выбора направлений и объектов инвестирования, установления инвестиционных ограничений и определения структуры инвестиционного портфеля), но и от организационного механизма управления процессом инвестирования пенсионных накоплений (состава участников инвестиционного процесса (управляющие компании, депозитарии, органы исполнительной власти по регулированию и надзору в сфере инвестирования средств пенсионных накоплений и др.), их функций и полномочий, порядка взаимодействия.

Многозвенность механизма инвестирования приводит к увеличению внутренних издержек пенсионного фонда, связанных с необходимостью выплаты комиссионных вознаграждений управляющим компаниям, депозитариям и другим субъектам инвестиционного процесса (например, страховым компаниям), и, соответственно, уменьшению нормы прибыли на вложенные активы. Кроме того, эффективность инвестиционного менеджмента определяется рациональностью и опера-

тивностью принимаемых управленческих решений, которые непосредственно зависят от четкого разграничения функций и установления процедур взаимодействия всех участников отношений по размещению пенсионных резервов, наличия внутренних регламентов по управлению рисками.

Организационные и правовые основы инвестирования обязательных пенсионных накоплений установлены Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее - Закон).

Предусмотренный Законом механизм инвестирования предполагает размещение пенсионных резервов ПФР через управляющие компании на основании заявлений застрахованных лиц под контролем специализированного депозитария, а также государственного и общественного органов по регулированию и надзору за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Право выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) может быть реализовано застрахованными лицами после разнесения по индивидуальным счетам, поступивших на формирование накопительной части трудовой пенсии страховых взносов не чаще одного раза в год путем подачи заявлений в ПФР - до 1 октября года, следующего за отчетным1. В то же время в рамках установленного п. 1 ст. 41 Закона переходного порядка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2003 № 606 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2003 № 346» срок окончания подачи заявлений для перевода в

' Пункт 4 ст. 32 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

частные управляющие компании сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в ПФР за застрахованное лицо в 2002 г., и чистого финансового результата, полученного ПФР от их временного размещения, был перенесен на 31 декабря 2003 г.

Под инвестиционным портфелем согласно Закону понимаются активы (денежные средства и ценные бумаги), сформированные за счет средств, переданных ПФР в доверительное управление одной управляющей компании. Из этого следует, что, принимая решение относительно инвестиционного портфеля, застрахованное лицо выбирает, используя терминологию Закона, активы, что не соответствует сути предоставленного ему права.

Учитывая, что действующее законодательство не запрещает управляющим компаниям формировать более одного инвестиционного портфеля, который целесообразно трактовать как совокупность активов, обеспечивающую инвестору желаемое соотношение доходности и риска при вложении капитала, отождествление в Законе понятий «инвестиционный портфель» и «управляющая компания» представляется некорректным и требует внесения в него соответствующих изменений. Уточнение терминологии позволит четко законодательно определить права застрахованных лиц по управлению накопительной частью трудовых пенсий, а также права и обязанности управляющих компаний в отношении реализации инвестиционного выбора застрахованных лиц, что будет соответствовать российской практике доверительного управления и мировому опыту управления обязательными пенсионными накоплениями2.

В соответствии со ст. 19 Закона договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений заключаются ПФР с управляющими компаниями по результатам ежегодного конкурса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2003 № 266 «О конкурсах по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений» функции организатора конкурса были возложены на Минфин России. Конкурс является открытым и проводится не позднее 1 июня, за исключением первого конкурса в 2003 г. Победителями конкурса признаются участники, отвечающие всем предъявляемым к ним требованиям. При этом их число не ограни-

2 В частности, опыту Чили и Швеции.

чивается. Вместе с тем, если при проведении очередного конкурса общее количество управляющих компаний, с которыми уже заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, и управляющих компаний, которые допущены к заключению указанных договоров по результатам данного конкурса, составит менее трех, организатор проводит внеочередной конкурс.

Таким образом, конкурс представляет собой проверку соответствия претендентов заданным требованиям, а не ранжирование соискателей по тем или иным критериям и отбор на этой основе определенного количества победителей. Анализ основных требований к участникам конкурса, представленных в табл. 1, свидетельствует о недостаточно жестких принципах выбора управляющих компаний.

Основные параметры, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2003 № 3903, в частности, размер собственных средств (не менее 50 млн руб. на 01.08.2003) и активов в управлении (не менее 100 млн. руб. на 01.08.2003), не позволяют определить уровень надежности управляющей компании. При этом не требуется, чтобы указанные показатели не снижались в дальнейшем. Кроме того, в перечне критериев отсутствует один из наиболее важных - опыт работы на рынке. В итоге по результатам конкурса, проведенного в 2003 г., к управлению пенсионными накоплениями было допущено 55 управляющих компаний (табл. 2), с которыми ПФР 08.10.2003 были заключены договоры доверительного управления сроком на 5 лет с правом пролонгации до 15 лет4. Представленные ФКЦБ России данные о росте числа управляющих компаний, которое к III кварталу 2003 г. достигло 114 против 82 на начало года5, свидетельствуют о том, что около 1/2 компаний-победителей конкурса работают на российском фондо-

3 Об утверждении методики определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного депозитария при проведении в 2003 году конкурса по отбору специализированного депозитария и требований к участникам и должностным лицам участников конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договоров об оказании услуг специализированного депозитария и о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений.

4 Пункт 14 ст. 18 закона; приказ Минфина от 04.07.2003 № 60н «Об организации конкурса по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и проведения конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений».

5 Костиков И. Надежная система контроля. // Ведомости ФОРУМ. - М., 2003. - Ноябрь. - С. 21.

Таблица 1

Требования к участникам и должностным лицам участников конкурса по отбору управляющих компаний,

проводимого в 2003 г.

№ п/п ПОКАЗАТЕЛИ ЗНАЧЕНИЕ

1 Лицензия на деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданной ФКЦБ России Наличие на дату подачи заявки

2 Размер активов инвестиционных, паевых инвестиционных и (или) негосударственных пенсионных фондов в доверительном управлении Не менее 100 млн руб. на 01.08.2003

3 Наличие в управлении активов Не менее чем 2 НПФ или 2 ПИФ либо не менее чем 1 НПФ и 1 ПИФ на момент подачи заявки на участие в конкурсе

4 Размер собственных средств Не менее 50 млн руб. на 01.08.2003

5 Количество сотрудников (специалистов), выполняющих функции, непосредственно связанные с осуществлением деятельности управляющей компании, удовлетворяющих на дату подачи заявки на участие в конкурсе одновременно следующим требованиям: - наличие квалификационного аттестата ФКЦБ России по специализации, соответствующей деятельности, осуществляемой управляющей компанией; - наличие стажа работы не менее 2 лет в управляющих компаниях, осуществляющих деятельность на основании лицензий на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом ПИФ, и (или) лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами и ПИФ, и (или) лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ, либо в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг Не менее 3

6 Наличие у лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, либо не менее чем у 50% лиц, входящих в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании: - высшего образования; - квалификационного аттестата ФКЦБ России по специализации, соответствующей деятельности, осуществляемой управляющей компанией; - не менее чем 2-летнего опыта работы на руководящих должностях в управляющих компаниях, осуществляющих деятельность на основании лицензий на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом ПИФ, и (или) лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами и ПИФ, и (или) лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ, либо в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг +

7 Судимость за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управляющей компании Отсутствие

8 Внутренние регламенты, определяющие порядок принятия решений по инвестированию средств пенсионных накоплений, обеспечивающие контроль за рисками при совершении операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, контроль за использованием и сохранностью средств, переданных в доверительное управление, документооборот в управляющей компании и между управляющей компанией и специализированным депозитарием, а также защиту служебной информации об операциях по инвестированию средств пенсионных накоплений от несанкционированного доступа Использование

9 Информация о структуре и составе акционеров (участников) Представлена одновременно с заявкой на участие в конкурсе

10 Аффилированность со специализированным депозитарием либо его аффилированными лицами Отсутствие

11 Отсутствие санкций в виде применения процедуры банкротства либо аннулирования лицензии на деятельность по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ В течение последних 2 лет

12 Отсутствие убытков За 2 года, предшествующие году подачи заявки на участие в конкурсе

13 Отсутствие просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней За 2 финансовых года, предшествующих году подачи заявки на участие в конкурсе

14 Взыскания у управляющей компании и ее руководителя за административные правонарушения в сфере рынка ценных бумаг и финансовых услуг Отсутствие

Таблица 2

Перечень победителей конкурса по отбору управляющих компаний, проведенного в 2003 г.6

№ п/п Компания Год начала работы Местонахождение Рейтинг Активы в управлении Собственный капитал Количество клиентов Количество заявлений застрахованных лиц, собранных в 2003 г.

Эксперт РА НАУФОР ПИФ НПФ

1 ЗАО «Лидер» 1995 Московская обл. А+ + А 29 500,6 279,3 0 3 13012

2 ООО «Управляющая компания «КапиталЪ» 1996 Москва А++ AAA 19 840,0 1 461,0 0 23 85 940

3 ЗАО «УК НИКойл» 1993 Москва А++ AAA**** 10 666,3 248,3** 5 1 22 572

4 ЗАО УК «Тройка Диалог» 1996 Москва А++ AAA 5 989,0 90,8 4 40 19 405

5 ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» 1996 Москва А+ А 4 055,6 111,4 4 0 2 353

6 ЗАО «Управляющая компания ТРИНФИКО» 2002 Москва А+ ввв 3 505,7 50,6 0 3 615

7 ООО «Управляющая компания «Альфа-Капитал» 1998 Москва А+ AAA 3 135,8 51,0 6 9 11 031

8 ОАО «КУИ «ЯМАЛ» 2003 Москва В+ ВВВ 2 205,2 53,7 1 1 899

9 ООО «УК «Атон-менеджмент» 2001 Москва А AAA 1 873,0 57,0 1 19 15 826

10 ЗАО «РТК-ИНВЕСТ» 1996 Москва А ВВВ 1 466,42* 50,42* 0 2 1 262

11 ЗАО УК «Интерфин КАПИТАЛ» 1997 Москва В+ А 1 397,1 67,0 3 1 2 927

12 ОАО «УК НИКойл-Сбережения» 1997 Москва А **** 1 308,9 51,4** 0 9 1 535

13 ООО «ИНТЕРФИНАНС» 1996 Москва В+ + 1 187,0* н/д 0 5 273

14 ЗАО «Паллада» 1996 Москва А+ А 1 164,9 49,0 5 17 1 064

15 ЗАО «РЕГИОН ЭсМ» 2002 Москва А ВВВ 1 151,0 51,4 2 15 1 224

16 ООО «УК «ВИКА» 2002 Москва В++ 1044,0* н/д 0 21 496

17 ЗАО «ОФГ ИНВЕСТ» 1997 Москва А+ AAA 793,8 51,6 2 7 667

18 ЗАО «Национальная управляющая компания» 2002 Москва А+ ВВВ 766,7 50,2 0 3 1 280

19 ЗАО «УКАЦ» 2003 Москва В++ 720,0* н/д 0 5 587

20 ОАО «КИТ» 2003 Санкт-Петербург В++ А 691,0 52,8 6 4 3 796

21 ООО УК «РЕГИОНГАЗ-ФИНАНС» 2001 Московская обл. в+ ВВВ 680,3 62,9 3 1 6 841

22 ЗАО «Управляющая компания «Ермак» 1996 Пермь в+ ВВВ 666,0 67,0 1 1 1 270

23 ОАО УК «Пифагор» 1998 Москва А ВВВ 617,0 52,0 2 2 2 536

24 ЗАО «Управляющая компания паевыми инвестиционными фондами «Монтес Аури» 1997 Москва А++ АА 582,0 54,5 3 5 6 158

25 ООО «УК ПСБ» 2002 Санкт-Петербург В+ ВВВ 525,9 61,8 3 3 20 811

26 ООО «ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТРАДИЦИИ» 2002 Москва ВВВ 466,0 57,0 0 4 744

27 ООО «УК ИНВЕСТ-ЦЕНТР» 2003 Москва в ВВВ 325,8 125,2 0 2 825

28 ЗАО «СОЛ ИД Менеджмент» 2000 Москва А А 262,7 52,2 3 1 85 564

29 ЗАО УК «БКС» 2000 Новосибирск В+ А 245,3 56,0 2 18 3 583

30 ООО «Управляющая Компания Росбанка»(ранее -ООО «РБ Эссет Менеджмент») 2002 Москва А 228,0 67,1 0 3 105 248

31 ЗАО «УК АВК «Дворцовая площадь» 1998 Санкт-Петербург В++ АА 197,4 53,9 6 5 1 406

32 ЗАО «Управляющая компания «Золотое сечение» 2003 Москва В 167,5 52,9 0 4 236

6 Перед выбором. // Ведомости ФОРУМ. - М., 2003. - Ноябрь. - С. 13.

ПРИМЕЧАНИЯ: * по состоянию на 01.09.2003 ** по состоянию на 01.08.2003 *** по состоянию на 01.11.2003

**** НАУФОР присвоила рейтинг группе УК «НИКойл», в которую входят УК «НИКойл» и УК «НИКойл-Сбережения»

Окончание табл. 2

Рейтинг Количество клиентов Количество заявлений

№ п/п Компания Год начала работы Местонахождение Эксперт РА НАУФОР Активы в управлении Собственный капитал ПИФ НПФ застрахованных лиц, собранных в 2003 г.

33 ООО «УК Петровский Фондовый Дом» 2001 Санкт-Петербург В ввв 164,0 50,0 2 1 2 024

34 ООО «Управляющая компания «ПАРК АВЕНЮ КАПИТАЛ» 2003 Москва сс 150,0 50,0 0 2 35 957

35 ООО «УК «Доверие Капитал» 2003 Москва В А 134,0 54,2 2 1 2 353

36 ЗАО «Металлинвесттраст» 2002 Москва вв 123,6 50,4 0 6 5 745

37 ОАО «УК «Алемар» 1998 Новосибирск В++ вв 123,4 65,8 3 1 1 128

38 ООО УК «Аккорд Эссет Менеджмент» 2003 Москва в+ ввв 121,0 50,0 2 3 2 632

39 ООО «НационалЪ» 2001 Москва А вв 119,5 50,1 0 7 517

40 ООО Фондовая управляющая компания «Профессионал» 2003 Москва С вв 117,8 60,0 1 1 152

41 ООО «Управляющая компания «Мономах» 1999 Москва В А 116,9 60,1 2 0 462

42 ООО «Управляющая компания «М.И.Р.» 2002 Санкт-Петербург вв 115,7 50,3 0 2 705

43 ООО «УК «НВК» н/д Москва ввв 114,0 65,0 0 2 924

44 ООО «УК «МЕТРОПОЛЬ» 2003 Москва ввв 113,5 120,0 0 2 354

45 ООО УК «Портфельные инвестиции» 2000 Москва ввв 113,0 51,0 1 6 1 211

46 ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент» *** 2002 Москва 109,6 50,1 1 3 460

47 ООО «Пенсионный резерв» (ранее - ООО «Управляющая компания «РУСЭНЕРГО») 2003 Москва 105,9 50,3 0 2 26 376

48 ОАО «УК «Система-Инвестментс» 2002 Москва в+ ввв 105,5 52,0 3 2 998

49 ЗАО «СПб ЦУК» 1998 Санкт-Петербург в+ 105,0* н/д 2 3 1 950

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 ООО «УК «Базис-Инвест»** 2003 Москва 102,5 54,8 0 3 254

51 ООО «Управляющая компания «АГАНА» 2003 Москва с А 102,2 50,2 1 5 474

52 ООО «Управляющая компания НПФ» 2002 Челябинская обл. н/д н/д 0 н/д 48 153

53 ООО «УК «РН-траст» 2002 Москва н/д н/д 0 2 18 642

54 ООО УК НПФ «РТК» 2002 Ростов-на-Дону н/д н/д 0 н/д 477

55 ООО УК «СИС» 2002 Якутск н/д н/д 0 н/д 98 205

ИТОГО... 672 139

вом рынке не более двух лет и были созданы специально для участия в конкурсе на управление средствами пенсионных накоплений.

В связи с этим, а также учитывая отсутствие у всех компаний опыта управления обязательными пенсионными накоплениями, важным для оценки позиционирования компаний на рынке пред-

ставляется анализ их инвестиционных деклараций. При этом следует отметить, что инвестиционная декларация управляющей компании, являющаяся неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений7,

7 Пункт 11 ст. 18 Закона.

заключаемого с ПФР по результатам конкурса, может включать только те виды активов, в отношении которых у нее имеется опыт осуществления деятельности в качестве управляющей компании8. Однако, инвестиционные декларации многих компаний абсолютно идентичны (около 24%) и полностью соответствуют ограничениям на инвестирование средств пенсионных накоплений, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 № 379 (табл. 3).

Таблица 3

Ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов

Класс активов Максимальная доля в инвестиционном портфеле

Государственные ценные бумаги Российской Федерации одного выпуска 35%

Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 40%

Облигации, выпущенные от имени муниципальных образований 40%

Облигации российских хозяй ственных обществ:

2004 г.

2005 г.

2006 г.

с 2007 г.

Акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами:

2004 г. 40%

2005 г. 45%

2006 г. 55%

с 2007 г. 65%

Ипотечные ценные бумаги 40%

В этих условиях особенно актуальной является разработка единой методологии построения рейтингов управляющих компаний, позволяющей оценить надежность компании, ее устойчивость на рынке, эффективность управления активами, доверие со стороны клиентов. Кроме того, представляется необходимым внесение изменений в требования к участникам конкурсов по отбору управляющих компаний для заключения с ними ПФР договоров о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений, в частности, увеличение минимального объема активов в доверительном управлении; включение в перечень критериев требований к опыту работы управляющей компании

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2003 № 266 «О конкурсах по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений».

по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Пенсионные накопления застрахованных лиц, не реализовавших своего права на выбор управляющей компании, в соответствии с п. 7 ст. 33 Закона передаются ПФР в доверительное управление государственной управляющей компании. Учитывая, что указанные средства предлагается размещать в наиболее консервативный инвестиционный пакет государственных и гарантированных государством ипотечных ценных бумаг (табл. 4), предусмотренная для этого Законом упрощенная процедура инвестирования через государственную управляющую компанию представляется вполне оправданной.

Таблица 4

Инвестиционная декларация государственной управляющей компании

Класс активов Максимальная доля в инвестиционном портфеле

Государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации 80%

Государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте (облигации государственного валютного займа, облигации внутреннего государственного валютного займа, облигации внешних облигационных займов Российской Федерации) 80%

Ипотечные ценные бумаги, исполнение обязательств по которым обеспечено государственной гарантией Российской Федерации 40%

Средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (долларах США и/или евро) на счетах в кредитных организациях 20%

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2003 № 34 государственной управляющей компанией назначен Внешэкономбанк. Однако статус государственной компании не соответствует требованиям, которые предъявляются к негосударственным управляющим компаниям, учитывая, что Внешэкономбанк, кроме доверительного управления средствами пенсионных накоплений, осуществляет ряд других видов деятельности: агентские операции по управлению государственным долгом Российской Федерации; депозитарные, брокерские функции; функции, связанные с обслуживанием облигаций Внешэкономбанка, которые являются объектами инвестирования пенсионных накоплений. Совме-

щение указанных функций с деятельностью по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений приводит к конфликту интересов. В целях минимизации рисков, связанных с наличием указанных противоречий, необходимым представляется законодательное определение статуса государственной управляющей компании; разработка и принятие нормативных актов, которые обеспечат четкое разделение функциональных блоков Внешэкономбанка, ответственных за доверительное управление средствами пенсионных накоплений и за остальные виды его деятельности.

Ряд замечаний вызывает также организационная система государственного регулирования и контроля за процессом инвестирования пенсионных накоплений, установленная Законом и принятыми в рамках его реализации подзаконными актами. Данная схема является чрезвычайно сложной и включает: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Министерство финансов Российской Федерации), Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Министерство труда и социального развития9, Общественный совет, Пенсионный фонд России и специализированный депозитарий.

При этом такие субъекты регулирования, как Пенсионный фонд России и специализированный депозитарий, одновременно являются и объектами контроля со стороны Минфина России и, соответственно, ФКЦБ России и Пенсионного фонда России.

Кроме того, отсутствует определенность в распределении функций по государственному регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений между Минфином России и ФКЦБ России. В соответствии со ст. 6 Закона эти функции возложены на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 № 190ю уполномоченным федеральным органом ис-

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью».

10 Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

полнительной власти определен Минфин России. Указанным решением также установлено, что государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений осуществляются также Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в пределах компетенции, установленной этой Комиссии законодательством Российской Федерации и Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1996 № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг». Однако данными нормативными актами, определяющими полномочия ФКЦБ России, непосредственно не установлены функции по регулированию, контролю и надзору за инвестированием пенсионных накоплений. При этом Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» за ФКЦБ России закреплены полномочия по обеспечению раскрытия информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также утверждению:

• единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

• правил ведения учета и составления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

• стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 № 190 и положениями Закона нормативные правовые акты по вопросам установления стандартов раскрытия информации и форм отчетности об инвестировании средств пенсионных накоплений, в том числе о соблюдении требований кодекса профессиональной этики, для субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений (управляющих компаний и специализированного депозитария) должны приниматься Минфином России.

В связи с этим в целях исключения возможного дублирования функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти и других федеральных органов исполнительной власти представляется необходимым более детальное законодательное определение как компетенции Минфина России, так и ФКЦБ России в области государственного регулирования, контроля и над-

зора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Как уже отмечалось, система контроля за инвестированием средств пенсионных накоплений также предусматривает введение института специализированного депозитария, основной обязанностью которого является проверка соблюдения управляющей компанией требований законодательства и инвестиционной декларации.

Типовыми договорами об оказании услуг специализированным депозитарием управляющим компаниям, а также доверительного управления средствами пенсионных накоплений" предусмотрен предварительный контроль любых операций управляющей компании. Управляющая компания не вправе распоряжаться денежными средствами, составляющими пенсионные накопления, без согласия специализированного депозитария. Возможность отслеживания сделок управляющих ком-

паний со средствами пенсионных накоплений, в том числе биржевых, в режиме реального времени обеспечит специально разработанный программный продукт.

В соответствии со ст. 19 Закона договор об оказании услуг специализированного депозитария заключается ПФР по результатам конкурса. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2003 № 266 функции организатора конкурса были возложены на Минфин России. Конкурс является открытым и проводится, за исключением первого конкурса, в связи с истечением срока действия договора об оказании услуг специализированного депозитария, заключенного с ПФР (не менее, чем за 4 мес до истечения срока), и в случае досрочного расторжения договора. Конкурс предполагает ранжирование участников по определенным критериям и отбор по специальной балльной системе одного победителя (табл. 5).

Таблица 5

Методика определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного депозитария при проведении в 2003 г. конкурса по отбору специализированного депозитария

№ п/п Критерий Балл

1 Продолжительность деятельности в качестве специализированного депозитария:

от 2 до Злет * 1

свыше Злет 2

2 Размер обслуживаемых специализированным депозитарием активов:

от 100 до 1 ООО млн руб. 1

от 1000 до 3 000млн руб. 3

свыше 3 ООО млн руб. 5

3 Размер собственных средств:

от 600до 1 ООО млн руб. 1

от 1 ООО до 3 ООО млн руб. 3

от 3 000до 5 ООО млн руб. 5

свыше 5 000млн руб. 7

4 Количество обслуживаемых специализированным депозитарием клиентов (инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов):

от 3 до 10 1

от 10 до 20 3

свыше 20 5

5 Предлагаемый размер оплаты за оказание услуг специализированного депозитария (процентов средней стоимости обслуживаемых чистых активов):

0,1 1

0,09 1,2

0,08 1,4

0,07 ],6

0,06 1,8

0,05 2

0,04 2,2

менее 0,03 2,4

6 Период отсутствия в отношении участника конкурса санкций в виде процедуры банкротства либо приостановления действия или аннулирования лицензии (на дату проведения конкурса):

от 2до Злет 1

от 3 до 4 лет и

5 и более лет 1,5

" Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 № 395.

Окончание табл. 5

№ п/п Критерий Балл

7 Количество штатных сотрудников (специалистов), включая лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа или руководителя отдельного структурного подразделения, непосредственно обеспечивающего осуществление деятельности специализированного депозитария, имеющих соответствующий квалификационный аттестат ФКЦБ России:

3 штатных сотрудника (специалиста) ]

от 3 до 6 штатных сотрудников (специалистов) 1,5

7 и более штатных сотрудников (специалистов) 2

8 Отсутствие убытков:

за финансовый год, предшествующий году подачи заявки на участие в конкурсе 1

за два и более финансовых года,предшествующих году подачи заявки на участие в конкурсе 1,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Отсутствие просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней:

за два финансовых года, предшествующих году подачи заявки на участие в конкурсе 1

более чем за два финансовых года, предшествующих году подачи заявки на участие в конкурсе 1,5

10 Наличие безотзывной банковской гарантии на сумму:

3 млрд руб. 1

от Здо 4 млрд руб. 2

от 4 до 5 млрд руб. 3

свыше 5 млрд руб. 5

По итогам конкурса, проведенного 27.08.2003 г., победителем было признано аффилированное с Внешторгбанком ЗАО «Объединенная депозитарная компания», набравшее максимально возможное количество баллов в совокупном рейтинге участников (29,5). В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона срок действия договоров об оказании услуг специализированного депозитария составляет пять лет; в течение первых двух лет с момента вступления в силу Закона - два года. Таким образом, учитывая требования, установленные Законом, а также условия конкурса, определенные приказом Минфина от 04.07.2003 № 60н, договор об оказании услуг специализированного депозитария был заключен ПФР с ЗАО «ОДК» 03.09.2003 сроком на два года.

При этом необходимо подчеркнуть, что управляющими компаниями договор об оказании услуг специализированного депозитария согласно п. 1 ст. 20 Закона должен быть заключен с тем же специализированным депозитарием (с которым ПФР заключен соответствующий договор). Учитывая данное требование, 22.10.2003 ЗАО «ОДК» были заключены договоры об оказании услуг специализированного депозитария с 55 управляющими компаниями, победившими в конкурсе на право доверительного управления средствами пенсионных накоплений граждан.

Однако, такая монополия может негативно отразиться на развитии этого рынка депозитарных услуг. В связи с этим в среднесрочной перспективе, учитывая появление с 2004 г. новых участников пенсионной реформы - негосударственных пенсионных фондов, целесообразно внести изменения в Закон, предусматривающие возможность отбора нескольких специализированных депозитариев для

обслуживания обязательных пенсионных накоплений граждан.

При многоуровневой системе контроля, установленной Законом, главным становится вопрос об ответственности за результаты инвестирования пенсионных резервов.

Управляющие компании и специализированный депозитарий несут перед ПФР ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договору об оказании услуг специализированного депозитария в пределах собственного капитала. Одновременно п. 2 ст. 11 Закона предусмотрена солидарная ответственность с управляющей компанией специализированного депозитария, у которого лимит ответственности больше, благодаря наличию банковской гарантии и более высоким требованиям к размеру собственного капитала.

Наряду с этим, согласно п. 15 ст. 11 и п. 11 ст. 12 Закона управляющие компании и специализированный депозитарий обязаны страховать риск своей ответственности за нарушения договоров, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями (бездействием) их работников либо иных лиц. К указанным противоправным действиям (бездействию) относятся преступления в сфере компьютерной информации; преступления, направленные против интересов службы в коммерческих и иных организациях; преступления в сфере экономики и другие правонарушения. По статистике, именно данные направления реализации операционного риска связаны со значительной убыточностью.

Следует подчеркнуть, что специализированный депозитарий и управляющие компании, не заключившие договоры обязательного страхования своей ответственности, не вправе производить операции, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений.

При наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договоров обязательного страхования ответственности страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения, не может быть менее:

• 300 млн руб. - по договору, заключенному со специализированным депозитарием;

• 5% суммы средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление, если указанная сумма составляет не более 6 млрд руб. или 300 млн руб., если сумма средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление, превышает 6 млрд руб. - по договору, заключенному с управляющей компанией. Необходимо отметить, что величина франшизы12 не может превышать размера собственных средств страхователя (управляющей компании, специализированного депозитария) на момент наступления страхового случая.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2003 № 560'3 страховой тариф по обязательному страхованию ответственности специализированного депозитария перед ПФР и управляющими компаниями, а также управляющих компаний перед ПФР утвержден в размере 1 % от страховой суммы для срока страхования 1 год. В зависимости от срока страхования установлены коэффициенты страховых тарифов (табл. 6).

В структуре страхового тарифа 80% составляет нетто-ставка (часть страховой премии с единицы страховой суммы, предназначенная для выплат по обязательствам, принимаемым страховой компанией) и 20% - нагрузка (часть страховой премии с единицы страховой суммы, предназначенная на расходы по проведению данного страхования).

Размер страховой премии определяется исходя из размера страховой суммы, страхового тарифа и срока страхования:

12 Частичное освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения, предусмотренное условиями договора обязательного страхования ответственности.

13 Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний, их структуры и порядка их применения при определении размера страховой премии по договору обязательного страхования ответственности.

Таблица 6

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования

Срок страхования Коэффициент страховых тарифов

1 мес. 0,2

2 мес. 0,3

3 мес. 0,4

4 мес. 0,5

5 мес. 0,6

6 мес. 0,7

7 мес. 0,75

8 мес. 0,8

9 мес. 0,85

10 мес. 0,9

11 мес. 0,95

• за полные годы страхования - как произведение страховой суммы, страхового тарифа и количества лет страхования;

• за неполный год страхования - как произведение страховой суммы, страхового тарифа и коэффициента страхового тарифа в зависимости от количества месяцев страхования (табл. 6);

• за полный год (полные годы) и несколько месяцев страхования - как сумма страховой премии за полный год (полные годы) страхования и страховой премии за соответствующее количество месяцев неполного года страхования. Обязательное страхование ответственности

специализированного депозитария и управляющих компаний вправе осуществлять страховые организации, отвечающие требованиям, установленным Законом и приведенным в табл. 7.

В настоящее время указанным критериям удовлетворяет лишь ОСАО «Ингосстрах». Остальные страховщики могут оформлять полисы только в пуле. Первые лицензии на страхование профессиональной ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария 23.10.2003 получили шесть страховщиков (ЗАО «МАКС», Группа «Ренессанс Страхование», ОАО «Страховая Компания «Москва», ООО «Страховая Компания «Согласие», ООО Страховая Компания «АВЕСТ», ООО Страховая Компания «АВЕСТ-Классик»), подписавших 30.09.2003 соглашение о формировании страхового пула по осуществлению этого вида страхования. В 2004 г. к нему присоединилась Группа компаний «Росгосстрах». Учредителями первого союза, созданного в мае 2003 г., стали пять страховых компаний: ОСАО «Ингосстрах», ООО «Страховая Компания «Согласие», СО «СО-ГАЗ», Группа «АльфаСтрахование» и ОАО «Капиталь Страхование». В настоящее время к этому пулу

Таблица 7

Требования к страховым компаниям для осуществления обязательного страхования ответственности субъектов отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений

№ п/п Показатель Значение

1 Лицензия на осуществление обязательного страхования ответственности субъектов отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений Наличие

2 Размер собственных средств либо в совокупности с другими страховыми организациями, осуществляющими данный вид обязательного страхования в порядке сострахования Не менее 3 млрд руб.

3 Опыт страхования рисков ответственности за нарушения договоров, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями (бездействием) работников либо умышленными противоправными действиями иных лиц Не менее 3 лет

4 Отсутствие санкций в виде применения процедуры банкротства либо приостановления или аннулирования действия лицензии на осуществление страховой деятельности В течение последних 2 лег

5 Аффилированность со специализированным депозитарием или управляющей компанией, с которыми у ПФР заключены договоры, либо их аффилированными лицами Отсутствие

присоединились еще шесть страховщиков: ЗАО «ГУТА-Страхование», ОАО «РОСНО», ОАО «Московская страховая компания», ОАО «Страховая компания «Русский мир», ЗАО «НИКойл-Страхование», ООО «Страховой капитал». С целью проведения данного вида страхования для выполнения требований Закона по размеру собственных средств в конце 2003 г. было создано третье объединение страховщиков, в которое вошли ОАО «РОСНО», а также компании «Страховой дом ВСК» и ОАО «Капиталъ Страхование».

В рамках требований Закона ОСАО «Ингосстрах», получившее лицензию на страхование профессиональной ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария 30.10.2003, в режиме сострахования с ОАО «Аль-фаСтрахование» 08.01.2004 заключило договор страхования ответственности специализированного депозитария ЗАО «ОДК» сроком на один год.

Однако лицензии на страхование ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария, выдаваемые страховщикам Департаментом страхового надзора Минфина России, не соответствуют требованиям пенсионного законодательства. В перечень рисков, подлежащих страхованию, согласно Закону входят, как было отмечено выше, умышленные противоправные действия персонала и иных лиц. Учитывая, что согласно ст. 928 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование противоправных интересов не допускается, выдаваемые лицензии не распространяются на страхование этих операционных рисков. При этом, несмотря на сокращение набора страхуемых рисков по сравнению с тем, который предусмотрен Законом, утвержденный Правительством Российской Федерации, страховой тариф по страхованию ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария остается прежним.

В данных обстоятельствах степень защиты системы инвестирования средств обязательных пенсионных накоплений граждан существенно снижается. В связи с этим риск умышленных противоправ-ныхдействий сотрудников в лицензируемые правила страхования ответственности был внесен, но с некоторыми уточнениями. В число исключений по это-муриску, в частности, вошли противоправные умышленные действия руководителя управляющей компании, а также риск обесценения пенсионных накоплений в результате нарушения управляющей компанией правил инвестирования накоплений с точки зренияликвидности, надежности и диверсификации.

В этих условиях, учитывая отсутствие в Законе, а также типовых договорах об оказании специализированным депозитарием услуг ПФР, управляющей компании, типовом договоре доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФР и управляющей компанией14 более детального регулирования, в том числе оснований ответственности и принципов возмещения убытков, возрастает риск того, что в конечном итоге вся ответственность за качество управления будет переложена на застрахованное лицо, реализовавшее свое право на выбор управляющей компании.

В соответствии со ст. 12 Закона на управляющую компанию возлагается обязанность обеспечивать надежность, ликвидность, доходность и диверсификацию при инвестировании средств пенсионных накоплений. В связи с этим возникает вопрос об ответственности за риск фондовых инвестиций, т.е. убытков от снижения цены финансовых активов. Учитывая, что гл. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации не раскрывает особенностей доверительного управления ценными бумагами, предлагая разрешение этой проблемы законодателю, договорные

14 Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 № 395 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений».

отношения ПФР и управляющих компаний могут варьироваться в весьма широких пределах. В связи с этим особое значение приобретает договорное толкование понятий убытка и упущенной выгоды.

На наш взгляд, наиболее целесообразно вопрос об ответственности управляющих компаний за результаты инвестирования решать в координатах «до-ходность-риск». Согласно теории портфельного инвестирования, минимальный риск вложений на страховом фондовом рынке связан с размещением средств в государственные ценные бумаги, поскольку эмитент-государство, обладая наиболее широкими по сравнению с другими субъектами рынка возможностями для заимствования и перекредитования своих долгов, отвечает требованиям максимальной надежности. Поэтому уровень доходности государственных ценных бумаг соответствует условно-без-рисковой ставке. Именно этот параметр следует положить в основу договора ПФР с управляющей компанией. Если доходность по операциям с портфелем ценных бумаг окажется ниже условно-безрисковой ставки, то необходимо предусмотреть обязанность управляющей компании компенсировать упущенную выгоду учредителю управления (ПФР).

Не менее сложная проблема при размещении средств пенсионных накоплений связана с определенной цикличностью перечисления средств пенсионных резервов для инвестирования. При непрерывном поступлении страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии их передача управляющим компаниям происходит согласно Закону лишь один раз в год'5 путем перечисления денежных средств на отдельные банковские счета управляющих компаний, что не может не отразиться на конъюнктуре финансовых рынков, в первую очередь, государственных ценных бумаг. Именно поэтому вопрос о порядке перечисления по-прежнему остается открытым. С точки зрения предотвращения значительных конъюнктурных колебаний возможно осуществлять поэтапный перевод средств по мере рассмотрения ПФР заявлений застрахованных лиц об изменении порядка формирования накопительной части трудовой пенсии. Для решения данной проблемы также целесообразно разработать в качестве инструментов инвестирования средств пенсионных накоплений, поступающих в ПФР в течение финансового года, специальные виды государственных ценных бумаг

15 Перевод средств-пенсионных накоплений, сформированных в 2002 г., в том числе финансового результата от их временного размещения, в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию или в государственную управляющую компанию будет осуществляться ПФР в I кв. 2004 г. (до 31.03.2004).

с погашением до определенной даты либо нерыночные финансовые инструменты, которые будут погашаться в определенные периоды.

Наряду с этим, в целях недопущения негативного влияния на рынок ценных бумаг процедур, связанных с переводом ПФР средств пенсионных накоплений управляющим компаниям, в том числе государственной управляющей компании, Правительством разработан Порядок передачи сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение финансового года, и чистого финансового результата от их временного размещения.

Учитывая, что перечень разрешенных активов для инвестирования средств пенсионных накоплений ПФР в течение финансового года и для их размещения через государственную управляющую компанию (ГУК) идентичен, предусмотрен следующий механизм передачи средств из инвестиционного портфеля ПФР в доверительное управление ГУ К:

• Денежные средства, находящиеся в портфеле ПФР за соответствующий финансовый год, переводятся в ГУК в пределах суммы страховых взносов, подлежащих передаче в доверительное управление ГУК без учета чистого финансового результата.

• ГУК за счет полученных денежных средств имеет право приобретать у ПФР ценные бумаги, составляющие его инвестиционный портфель за соответствующий финансовый год. При этом указанные операции могут совершаться как через организатора торгов на рынке ценных бумаг, так и без его участия. Поставка ценных бумаг и оплата по сделке производятся не позднее следующего рабочего дня за днем ее заключения. Цена таких сделок определяется:

по государственным ценным бумагам Российской Федерации, номинированным в иностранной валюте - в рублях по курсу Банка России на дату расчета, как средняя величина из средних цен закрытия рынка, публикуемых информационной системой «Блумберг», за семь торговых дней, предшествовавших заключению сделки; по государственным ценным бумагам Российской Федерации, номинированным в рублях, - как рыночная цена по соответствующей ценной бумаге на дату заключения сделки. Таким образом, реализация предложенных направлений оптимизации организационно-правового механизма управления стратегическим пенсионным резервом ПФР будет способствовать повышению нормы прибыли на вложенные активы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.