Научная статья на тему 'Организационно-правовые элементы взаимодействия высшего образования и бизнеса'

Организационно-правовые элементы взаимодействия высшего образования и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / СОТРУДНИЧЕСТВО И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION / BUSINESS / INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT / COOPERATION AND LAW REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ожиганова Мария Владимировна

В статье обращается внимание на необходимость поиска эффективных моделей взаимодействия высшего образования, бизнеса и государства с целью инновационного экономического развития. Предлагается обратить внимание на возможность создания образовательными организациями высшего образования коммерческих организаций совместно с бизнессообществом, но без ущерба основной цели деятельности образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and law elements of cooperation of higher education and business

In this arcticle attention is drawn to necessity of searching effective models of higher education, business and government cooperation in order to innovative economic development. There’s offered to pay attention to opportunity of creation commercial organizations by institutions of higher education in cooperation with business community, still without losses to the main objectives of the educational organizations.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые элементы взаимодействия высшего образования и бизнеса»

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 342.97 М.В. Ожиганова

Российский государственный профессионально-педагогический университет Екатеринбург. Россия

Организационно-правовые элементы взаимодействия высшего образования и бизнеса

В статье обращается внимание на необходимость поиска эффективных моделей взаимодействия высшего образования, бизнеса и государства с целью инновационного экономического развития. Предлагается обратить внимание на возможность создания образовательными организациями высшего образования коммерческих организаций совместно с бизнес-сообществом, но без ущерба основной цели деятельности образовательных организаций.

Ключевые слова и словосочетания: образовательные организации высшего образования, бизнес, инновационное развитие экономики, сотрудничество и правовое регулирование.

M.V. Ozhiganova

Russian State Vocational Pedagogical University Ekaterinburg. Russia

Organizational and law elements of cooperation of higher education and business

In this arcticle attention is drawn to necessity of searching effective models of higher education, business and government cooperation in order to innovative economic development. There's offered to pay attention to opportunity of creation commercial organizations by institutions of higher education in cooperation with business community, still without losses to the main objectives of the educational organizations.

bywords: educational organizations of higher education, business, innovative economic development, cooperation and law regulation.

Ситуация экономического кризиса заставляет всех участников отношений в сфере образования искать новые пути развития экономики образования. Государство декларирует автономию вузов, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. В то же время именно посредством активного вмешательства государства в управление образованием и определением стратегических направлений содержания и функционирования системы высшее образование остаётся в зависимости от государства, рассчитывая на его поддержку и финансирование.

Ожиганова Мария Владимировна - канд. юрид. наук, доцент кафедры документоведения, истории и правового обеспечения; е-тай: koma-oj@k66.ru.

Как уже отмечалось ранее, исходя из требований открытости, доступности, прозрачности и подотчетности образовательных организаций, в том числе и перед общественностью, власть должна быть готова ослабить административный контроль. В сфере высшего образования аккумулируются значительные материальные и человеческие ресурсы, общество заинтересовано в эффективной работе системы образования, что требует развития существующих и формирования новых механизмов взаимодействия государства, общества и частных лиц [5].

При явной недостаточности финансирования большинства вузов России (исключение составляют вошедшие в проект 5-100) администрациям вузов необходимо искать и развивать новые формы взаимодействия экономики и образования, учитывая при этом положительный опыт зарубежных стран, в первую очередь -партнеров по Болонскому процессу.

В своё время А.Д. Сахаров говорил о необходимости свободного мышления в научных изысканиях, что и приводит к прогрессу экономики и социума. Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Академические свободы могут быть полезны предпринимательству, бизнесу, и активное взаимодействие позволит в более короткие сроки решать ключевые задачи внедрения в практику, в производство инновационных изысканий. сложившаяся традиционная схема взаимодействия типа государство - вуз - бизнес слишком «тяжела и неповоротлива» в современных реалиях. Процесс научного поиска в условиях нехватки средств иногда занимает годы, исследователям приходится доказывать государству ещё и необходимость финансирования определённых проектов. А в это время бизнес-сообщество ждёт, что же ему предложат? У бизнеса нет времени ждать, он потому и зарабатывает, что принимает решения оперативно. При формировании нормативной основы со стороны государства, позволяющей миновать некоторые громоздкие бюрократические ступени, высшая школа сможет выступать как равный участник бизнес-проектов. Данной форме развития способствует ст. 103 «Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности» Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации».

Данная статья позволяет образовательным организациям высшего образования выступать в качестве учредителей хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. Причём создавать формально коммерческие структуры вузы уполномочены без согласия собственника их имущества при соблюдении ряда условий:

- вуз является бюджетным или автономным учреждением (см. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»);

- обязательно уведомление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, при этом уведомление должно быть направлено в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства;

- деятельность созданных организаций заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

Участвуя в создании названных структур, вуз может поставить весьма амбициозные цели внедрения новых технологий и решить ряд образовательных задач по организации производственной и технологической практики. Вовлечение студентов в сферу будущей профессии позволит сформировать качественно новые профессиональные компетенции практической направленности и сэкономить на персонале организации. При этом ответственное за реализацию проекта лицо может одновременно являться практическим работником и профессиональным педагогом, отвечающим за подготовку студентов. Сотрудничество и создание совместных организаций позволит иначе структурировать и основной вид деятельности вузов. Практико-ориентированное образование позволяет организовать обучение через работу проектной группы студентов, что повышает эффективность учебного процесса. При разработке инновационного проекта параллельно с теоретической подготовкой происходит практическое закрепление знаний и навыков. Эмпирическое осмысление профессиональной деятельности в процессе проектного обучения позволяет побудить творческую активность студентов, а также способствует приобретению навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности, развитию профессиональных компетенций студентов с помощью решения кейсов от предприятий.

Заслуживающую внимание, хотя и не бесспорную, позицию сформулировали ещё в 2011 г. руководители Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники [4. С. 17]. Они обратили внимание общественности на теорию Тройной спирали взаимодействия университета, бизнеса и власти Г. Иц-ковица и Л. Лейдесдорфа [4]. В теории Тройной спирали ключевым элементом инновационного развития выступает университет. Чтобы прийти к положительному результату, нужно обеспечить их эффективное взаимодействие на равных условиях, построить из этих институтов не иерархическую, а сетевую модель. Этот простой на первый взгляд тезис в России встречает значительное сопротивление. Дело и в уровне развития вузовской науки, дисбалансах ее финансирования, отечествен-

ных традициях закрытости исследований и общей неготовности высшей школы к реализации серьезных технологических проектов. Для построения отношений основных действующих сил в соответствии с моделью Тройной спирали необходимо внести коррективы в свои действия всем: и университету, и бизнесу, и власти. Ни одна из указанных институциональных сфер не в состоянии самостоятельно решить проблему инновационного развития всей экономики, однако, участвуя в общем процессе, каждая из них должна иметь свою зону ответственности.

Идея предпринимательского университета позволяет повысить независимость и академические свободы, включая академическую мобильность, увеличить объем фундаментальных и прикладных исследований, а также интегрировать предпринимательскую деятельность в повседневную академическую работу университета, с одной стороны, и участвовать в развитии экономики региона - с другой.

Бизнес обеспечивает свою конкурентоспособность на основе научно-технических разработок, когда инновации становятся центральным элементом стратегии развития; формирует высокий уровень корпоративной культуры и требования к содержанию образовательных программ.

Власть в модели Тройной спирали обеспечивает развитие и укрепление институтов частной собственности, информационного и интеллектуального права, гражданского общества, судопроизводства, экспертного сообщества и др.

Авторы статьи настаивают на легитимизации идеи предпринимательского университета. При этом отмечается, что идея предпринимательского университета никак не противоречит концепции исследовательского университета, а лишь дополняет ее. Главным критерием предпринимательского университета является наличие мощного исследовательского бюджета, получаемого из всех мыслимых источников: государственных, частных, зарубежных, благотворительных и, в том числе, собственных.

В сложившихся социально-экономических условиях государство предлагает высшему образованию активно включаться в экономику страны. Принимаются законы и подзаконные акты, разрешающие государственным образовательным организациям активно включаться в бизнес-процессы, позволяющие внедрять новые разработки. ФЗ «Об образовании в РФ» (гл. 13) установил ряд государственных гарантий на финансирование системы образования и предоставил возможность самостоятельного изыскания источников финансирования образовательной деятельности поставил перед вузами задачи инновационного развития и поиска своего места в инновационной экономике.

К сожалению, состояние социально-экономического развития общества таково, что даже у высшей школы не всегда находятся силы противостоять вирусу стремления к материальной наживе. Введение высшего образования в рыночную систему приводит к разрушению системы высшего образования. Стандартной стала ежегодная реструктуризация и оптимизация организационной структуры высшего образования. Идёт масштабное объединение вузов. Подчас «цунами» объединения

сметает всё на своём пути, реализуя обычный в российском управлении принцип «мы разрушим до основанья, а затем...». Подчас в вузе создаётся достаточно громоздкая административная структура, в которой некоторые подразделения являются фактически мыльными пузырями и (или) дублируют друг друга. Например, одновременно функционируют несколько подразделений со следующими наименованиями: управление профессионального воспитания и интегрированных коммуникаций, включающее социальный отдел, отдел воспитательной работы, отдел интегрированных коммуникаций и брендинга, пресс-службу, музей, культурно-образовательный центр, или управление развития и реализации образовательных программ с отделом реализации образовательных программ; отделом оценки качества и развития образовательных программ плюс сектор планирования и организации образовательного процесса, сектор мониторинга и статистической отчетности, сектор экспертизы образования, а также управление менеджмента качества и мониторинга с отделами менеджмента качества и мониторинга. Все эти структуры возглавляют вполне достойные специалисты, в них трудится немалое количество штатных единиц, у всех у них ключевая задача: обеспечение организации образовательной деятельности. И при этом отсутствуют подразделения, перед которыми ставятся маркетинговые задачи. Чаще всего специалисты, обозначая проблемы, препятствующие объединению вузов и бизнеса, отмечают, что бизнес сетует на пассивную позицию вузов. Вузы обращаются к власти за помощью в поисках инвесторов, в то время как необходимо обратиться к специалистам, которые будут аккумулировать информацию о научно-исследовательском потенциале всех структур вуза и представлять её на рынке. роль государства, управляющего инновационным развитием высшего образования и науки, должна быть сведена к стимулированию организационно-правовыми методами инновационной экономики знаний.

В современных реалиях вуз становится крупной экономической компанией, от эффективного управления которой зависит будущее самой организации, а вместе с ней и людей, обучающихся и работающих в этой компании. Соответственно управление такой сложной социально-экономической системой требует специальной подготовки и оценки со стороны учредителя, который, несомненно, заинтересован в качественной реализации социально значимых, обеспечиваемых бюджетом задач, но и в экономической эффективности организации, при которой полученные доходы позволят увеличивать финансирование и стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в высшем образовании.

Бизнес-структурам также очень важно сотрудничать с образованием через внедрение в образовательные программы требований профессиональных стандартов, позволяющих объективно определить запросы экономики. Активное использование ученического и целевого договора позволит экономическому сектору получать наиболее подготовленных специалистов с опытом профессиональной деятельности уже при получении документа об образовании.

необходимо обратить внимание и на ряд серьёзных опасностей, которые таит в себе сближение образования и бизнес-сообщества, отмечает Г. Лукичёв. Безоглядное подчинение учебных программ или даже вузов узким интересам отдельных крупнейших компаний может привести к пренебрежению более широкими интересами и потребностями национального и регионального уровней. Британские и немецкие коллеги озабочены тем, что бизнес-сообщество склонно оценивать образование только через призму экономических интересов. Это действительно опасная крайность. Она может вызвать искушение пренебречь не только отдельными дисциплинами, но даже целыми направлениями подготовки, не имеющими четко выраженной рыночной направленности, но вносящими неоценимый вклад в науку и культуру. Поэтому считается, что состав привлекаемых к сотрудничеству бизнес-структур должен быть максимально широким: от структур государственного сектора до среднего и малого бизнеса [1. С. 7].

Существует кластерный подход к объединению, когда объединяем не ради объединения и мифического сокращения расходов, а с целью развития. Эти проблемы разрозненно не решить. Появление такой структуры в праве как «юридическое лицо» объективно было обусловлено научно-техническим прогрессом и необходимостью дальнейшего развития через объединение капиталов, иначе прогресс остановился бы. Возможно, сегодня пора осознать, что проблемы высшего образования в нём самом, в той структуре, которая сложилась в эпоху развитого социализма и до сих пор ждёт достаточного бюджетного финансирования. Государство не может вкладывать неограниченное количество средств в процесс научных исследований. Практический и коммерческий потенциал этих исследований должны увидеть в бизнес-сообществе.

Федеральное законодательство в сфере образования предлагает различные формы взаимодействия государства, образования и бизнеса, перечень форм носит открытый характер, что ещё в большей степени тормозит реализацию интеграции образования, бизнеса и государства, потому что вызывает многочисленные вопросы, связанные с правовой, налоговой, организационной основой работы. А традиционное увлечение власти масштабным контролированием всех процессов приводит руководство вузов к отказу от возможных рисков и ожиданию новых бюджетных вливаний. Пора осознать, что эффективное внедрение российских инновационных технологий (таковые, бесспорно, имеются) требует предпринимательского подхода. необходимо создавать политические, экономические, правовые условия для коммерческого успеха российских технологий. Ещё очень важно научиться работать в команде, а не «тянуть одеяло на себя». Учёный выбрал путь научных исследований, занятие венчурным бизнесом его, как правило, не привлекает. Объединение лиц, умеющих продавать и готовых рискнуть, находящих практический смысл в тех или иных исследованиях, и собственно самих исследователей в рамках одной организации может привести к развитию эффективной и конкурентоспособной экономике знаний.

Высокая степень бюрократизации системы управления и постоянно меняющаяся нормативно-правовая база в сфере образования подчёркивают отсутствие нормативного закрепления гарантий сотрудничества вузов, бизнеса и государства при реализации совместных проектов и их возможной ответственности за результат, что вызывает наибольшие опасения у частных партнёров. Перманентное реформирование и модернизация высшего образования рискуют привести к движению по кругу, нам же необходимо развиваться, искать новые модели организации образовательной деятельности и экономическую парадигму образования, обеспеченную государственным регулированием.

1. Лукичев, Г.А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей / Г.А. Лукичев // Экономика образования. - 2005. - №4. - С. 5-21.

2. Ицковиц, Г Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Г. Ицковиц; пер. с англ.; под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во ТУСУР, 2010. - 238 с.

3. Loet Leydesdorff. The Knowledge-Based Economy: Modeled, Measured, Simulated. -Universal Publishers Boca Raton, Florida, USA, 2006. - 25 с.

4. Кобзев, А.В. На пути к предпринимательскому университету / А.В. Кобзев, Л.А. Боков, А.Ф. Уваров, Ю.А. Шурыгин // Инновации. - 2011. - № 4 (150). - С. 11-17.

5. Ожиганова, М.В. Перспективы государственно-частного партнёрства в условиях нового образовательного законодательства / М.В. Ожиганова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2014. - №1 (24). - С. 24-28.

6. Региональный вуз: выбор пути / Г.И. Лазарев и др. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016. - 228 с.

© Ожиганова, М.В., 2016

Для цитирования: Ожиганова, М.В. Организационно-правовые элементы взаимодействия высшего образования и бизнеса / М.В. Ожиганова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 3. -С. 87-93.

For citation: Ozhiganova, M.V. Organizational and law elements of cooperation of higher education and business / M.V. Ozhiganova // ^e Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. - № 3. - P. 87-93.

Дата поступления: 27.06.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.