А. А. Фирсова, А. А. Нархова. Университет как драйвер экономического развития региона
УДК 332
УНИВЕРСИТЕТ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А. А. Фирсова
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
А. А. Нархова
студентка экономического факультета, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. Региональный университет можно рассматривать как один из основных элементов для выстраивания стратегии развития региональной экономики. В статье рассматривается траектория перспективного развития университета региона в условиях современных тенденций. Теоретический анализ. В рамках модели «тройной спирали» важен именно сетевой характер взаимодействия участников инновационного процесса. Потребности в новых профессионалах, инвестициях, в изменении технологий обучения, создании и развитии университетской инфраструктуры, изменении этики и институциональных норм - это те вызовы, которые стоят перед университетами современной России. Эмпирический анализ. Вопросы взаимоотношений бизнеса, государства и университетов, финансирования высшего образования, качества подготовки выпускников и их востребованности на рынке труда являются особо актуальными в связи с постоянно повышающимися и радикально изменяющимися требованиями бизнеса в лице работодателей к компетенциям выпускников, недостаточностью государственных бюджетных средств для финансирования высшего образования и необходимостью развивать внебюджетные источники. Результаты. Университеты в регионах должны стремиться занять проактивную позицию в региональной экономике, делающую их активными промоутерами и агентами будущих инноваций. Они должны создать структуры со следующими характеристиками: слаженная работа менеджмента университета, бизнеса и государства, меритократический подход к управлению, возведение мостов и революционные изменения образования, внедрение новых образовательных технологий и методик преподавания, что является основой будущей эффективной деятельности университета и инновационного развития региона в целом.
Ключевые слова: тройная спираль, университет, инновационная деятельность, региональное развитие.
Введение
Современная среда, в которой функционируют российские высшие учебные заведения, находится на уровне предельной нестабильности и турбулентности, что объясняется целым рядом разнообразных факторов, влиянию которых подвергается существующая система образования. Основными можно назвать: качественные изменения в отношении общества к образовательной системе и культуре образования, уход от старых образовательных моделей, влияние международ-
ных трендов в образовании, взаимоотношения коммерческих бизнес-структур, государства и высших учебных заведений.
Тенденции современного развития человеческого общества - глобализация, постиндустриализация, транснационализация, софтизация, сервисизация, финансизация, информатизация - также воздействуют на систему высшего образования и национальную инновационную систему, оказывая количественное и качественное влияние на взаимоотношения между ее основными акторами - университетами, бизнесом и государством, и смещая акценты государственной политики в управлении инновациями в сторону интерактивных процессов взаимодействия между ними и делая актуальным изучение специфики их взаимодействия [1].
Теоретический анализ
В рамках модели «тройной спирали», согласно которой доминирующее положение в национальной инновационной системе начинают занимать институты, ответственные за создание нового знания, важен именно сетевой характер взаимодействия участников инновационного процесса в рамках «стратегических инновационных сетей», происходят пересечение трех множеств отношений (внутрифирменных, внутригосударственных и внутриуниверситетских) и создание гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность среды [2, 3].
Сегодня университеты являются квинтэссенцией знаний, технологий и инноваций, направленных на развитие предпринимательских навыков. В последние десятилетия также произошли существенные изменения в характере взаимоотношений университетов с потребителями их продуктов и услуг. Лидирующая роль университета подразумевает также смену его миссии и функций. К классическим образовательной и исследовательской функциям университетов, традиционно являющимся основными, добавилась значимая функция, называемая авторами доклада
© Фирсова А. А. Нархова А. А., 2013
«Ответ высших учебных заведений на потребности регионов» Д. Годдардом и П. Чаттертоном как «service to the community» - служение сообществу [4]. Университеты сегодня должны реализовывать свою так называемую «третью роль» в развитии общества («third mission» в терминах ОЭСР) - социальную. В настоящее время все больше социальных субъектов участвует в процессах развития высшего образования, кардинально меняя характер взаимоотношений науки с обществом.
Основополагающими функциями университета в экономике знаний становятся функции информационного интегратора в обществе, генератора нового знания через научно-исследовательскую деятельность и использование потенциала новых технологий, проводника и фасилитатора знания через образование и развитие человеческих ресурсов; растет вклад университетов в социальное и культурное развитие городов, регионов и страны в целом, в содействие развитию инноваций на общенациональном и региональном уровнях.
Потребности в новых профессионалах, инвестициях, в изменении технологий обучения, создании и развитии университетской инфраструктуры, изменении этики и институциональных норм - это те вызовы, которые стоят перед университетами современной России, и они должны принимать эти вызовы и искать пути взаимодействия с сообществом, бизнесом и властью, находить адекватные способы сочетать академический и предпринимательский дух.
В силу специфики территориально-административного федеративного устройства в России прослеживаются региональные особенности инновационного экономического развития субъектов, распространяющиеся и на сферу высшего образования. Усиление внимания к региональным аспектам экономического и социального развития в последнее десятилетие повлекло переоценку традиционных факторов регионального развития, в том числе и в области образования, позволяющих влиять на социально-экономические условия регионов.
Развитие инновационного характера региональной экономики нужно начинать с университетов регионов, которые являются основой фундаментальной науки, подготовки кадров, трансфера инноваций и развития предпринимательства в регионе. Таким образом, региональный университет можно рассматривать как один из основных элементов для выстраивания стратегии развития региональной экономики. В контексте «тройной спирали» и инновационной стратегии догоняющего развития региональные университеты должны стать институциональной средой для инновационных идей и нового типа взаимоотношений с властью и бизнесом.
Согласно высказыванию профессора Бостонского колледжа Ф. Альтбаха, каждая страна считает жизненно необходимым создать университет
мирового уровня. Проблема заключается в том, что еще никто не догадался, что такое «университет мирового уровня» и как его построить [5]. Соответственно, все страны предпринимают активные меры по реформированию существующих систем высшего образования.
Какова же траектория перспективного развития университета региона и как отвечать вызовам внешней среды? Как сделать эффективным его функционирование, преодолеть структурные деформации на рынке труда и обеспечить соответствие навыков и компетенций выпускников именно потребностям региона? Как повысить эффективность взаимодействия акторов «тройной спирали» - бизнеса, государства и университета - для формирования инновационной среды в регионе?
Эмпирический анализ
Действительно, модель высшего образования последних лет ясно указывает на необходимость масштабных преобразований и реструктуризации существующих систем региональных университетов.
Разнообразные мнения о путях развития системы образования в России сходятся в одном - рассматривать эти преобразования нужно комплексно, воздействуя на систему как изнутри: меняя образовательные программы, технологии, методики, оборудование, так и извне: формируя ответственность в сознании людей, которые получают высшее образование, за предоставляемые им уникальные возможности и углубляя взаимодействие между вузами и бизнесом.
Вопросы взаимоотношений бизнеса, государства и университетов, финансирования высшего образования, качества подготовки выпускников и их востребованности на рынке труда являются особо актуальными в связи с постоянно повышающимися и радикально изменяющимися требованиями бизнеса в лице работодателей к компетенциям, предоставляемым университетами, недостаточностью государственных бюджетных средств для финансирования высшего образования и необходимостью развивать внебюджетные источники.
Большинство ведущих зарубежных университетов финансируются бизнесом, международные компании инвестируют средства в университеты с целью получения в будущем квалифицированных специалистов. В России доля предпринимателей, активно поддерживающих позицию «за» тесное взаимодействие бизнеса и университетов, невелика. Вероятно, это связано с существующими опасениями, рисками и уровнем необходимых затрат для реализации проектов кардинальных преобразований в сфере образования.
По мнению Эдварда Кроули, президента Skolkovo Institute of Science and Technology, существует также сильное различие систем фи-
Л. Л. Фирсова, А. А. Нархова. Университет как драйвер экономического развития региона
нансирования образования и соотношения частного и государственного секторов, например, в США и России. В России под частным сектором понимаются коммерческие объекты в области хозяйства и промышленности, находящиеся в частной собственности, а под государственным -университеты. В США же, напротив, заказчиками частных университетов являются государственные и промышленные структуры, причем видна эффективность данной модели.
Сегодня российская образовательная система, по словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, на 50% представляет собой слепок советской системы, ключевой особенностью которой была тесная связь государственных университетов с отраслями промышленности. Университеты являлись частью отраслевых комплексов, получали оттуда заказы на конкретных специалистов под конкретное рабочее место, позже эти отрасли были приватизированы. Это красивая легенда, крах которой мы наблюдаем последние 15 лет, а с 2005 г. происходит процесс активного ухода частного бизнеса из университетов.
Мощным катализатором процесса взаимодействия бизнеса и вузов в «тройной спирали» может выступить активная поддержка вузов со стороны бизнеса. В пользу этого говорит факт, что у бизнеса есть желание и возможности для сильного, подкрепленного ресурсами воздействия, но нет возможности реализации управления государственными активами в области образования.
Бизнес в России готов сотрудничать с вузами и заведениями среднего профессионального образования при передаче ему, например, на условиях государственно-частного партнерства, концессий на недвижимость и приборную базу. Данная позиция находит поддержку в деловых кругах. По мнению Д. Пескова, директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, бизнес должен получить право контроля над своими инвестициями. Однако прямое участие в процессе образования может иметь как положительные, так и отрицательные стороны, этот неоднозначный вопрос связан с приватизацией государственной собственности вузов, и нужны очень тщательные процедуры реализации подобных решений, а также эффективные механизмы контроля над этими процессами.
Западные университеты обладают большим преимуществом в том, что в значительной степени самостоятельно регулируют свою деятельность вне зависимости от экономических и политических программ государства, как отмечает К. Кристенсен в новой книге «Инновационный университет: изменение ДНК высшего образования изнутри» [6]. Таким образом, университеты могу свободно выбирать сферы для собственной научной деятельности и программы для обучения. К тому же чрезмерный контроль со стороны
государства способен нанести вред «университетскому научному гению», отвечающему за новые открытия и передовые разработки. Вдобавок преимущество таких университетов не только в производстве ценных научных достижений и талантливых выпускников, а также в формировании нерыночных нематериальных ценностей: толерантности, личной ответственности и уважении законов государства и общества.
Вследствие этого деятельность университетов нельзя сделать более эффективной путем простого увеличения финансирования. Это все равно что пытаться превратить травоядное животное в хищника, заставляя его есть мясо. Также ни один указ правительства не поможет университету обрести функции, для которых он не был предназначен. Университет мирового уровня нужно инкрементально растить долгие годы.
Результаты
Таким образом, университеты в российских регионах должны сегодня стремиться занять про-активную позицию в региональной экономике, делающую их активными промоутерами и агентами будущих инноваций.
Задача современного регионального университета - готовить своих выпускников, в первую очередь, для инновационной деятельности, воспитывать менеджеров по конкретным направлениям производства, с умением руководить в условиях почти ежедневного изменения рынка, ориентироваться на нужды предприятий, создавать новые наукоемкие производства, исходя из возможностей университета и качества трудовых ресурсов.
Только в этом случае региональные университеты станут агентами влияния на региональное экономическое развитие и в значительной степени местом формирования региональной инновационной элиты, призванной сыграть заметную роль в экономическом и социальном развитии страны.
Такой университет должен представлять собой сложную, но гибкую структуру, основанную на совокупной работе вуза, государства и бизнеса, предоставляющую максимально возможный набор компетенций для отраслей в рамках приоритетных направлений.
Особенностями и преимуществами данной структуры должны стать следующие характеристики.
1. Слаженная работа менеджмента университета, бизнеса и государства (вхождение членов совета директоров корпораций в ученый совет вуза и другие органы управления вузом и наоборот, создание ассоциаций и проведение совместных мероприятий). Это будет способствовать усилению кооперации и даст возможность лучше понимать ситуации в отраслях, эффективнее применять на практике полученные знания, повысит ценность и
Право
225
значимость происходящего в сознании студентов, придаст им чувство ответственности. Университет должен находиться в государственной собственности, а частному бизнесу рекомендуется на его базе открывать свои школы, предоставляющие специальные практические/теоретические курсы, программы дополнительного образования, мастер-классы, лекции, семинары от сотрудников компании и т.д., возможно, с последующим трудоустройством в компании-организаторе. Это поможет университету расширить базу профессиональных компетенций, а компаниям получить достаточно квалифицированных специалистов.
2. Меритократический подход к управлению (принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей) поможет заручиться поддержкой талантливых сотрудников и студентов, которые смогут раскрывать свой потенциал и быть достойно оценены по заслугам и способностям. По словам Билла Гейтса, на образование надо смотреть с точки зрения руководителя бизнеса. И с этой точки зрения образование - способ достичь равных возможностей для разных членов общества. Оно нужно людям для того, чтобы они вели продуктивную жизнь и реализовывали свой потенциал для развития экономики.
3. «Наведение мостов» между университетами и бизнес-структурами, ведущими столичными и региональными университетами, между российскими и зарубежными вузами в целом. Проблема взаимодействия столичных и региональных вузов актуальна еще и потому, что в будущем приоритетно наличие одинаково сильных высших учебных заведений по всей России для выравнивания социально-экономического развития регионов.
4. Революционные изменения образования на всех уровнях посредством внедрения новых методик преподавания и технологий дистанционного и интерактивного online-обучения. В рамках данной задачи необходимо формирование эффективно функционирующей, доступной всем базы, наполненной совместными материалами ведущих вузов, возможность проведения online -конференций. Данные технологии активно применяются по всему миру (например, проект MIT edX с Гарвардом), и их необходимо использовать и в России. Такая система может успешно работать в имеющейся среде, потому что молодое поколение все лучше и быстрее осваивает компьютерные технологии для образования, позволяющие разнообразить процессы восприятия, дать новые возможности для научной работы.
Становление идей, рождающаяся заинтересованность в инновационно-предпринимательской деятельности и мотивированность, желание создавать инновации являются фундаментом будущей эффективной деятельности университета и развития региона в целом.
Также успешность проводимой работы в значительной степени зависит от качественно новых, инновационных и творческих методик преподавания. В рамках этой проблемы особое внимание требуется уделить вопросам квалификации преподавателей, получения ими международного передового опыта, их заинтересованности дисциплинами и проявления инициативности в работе со студентами, их желания быть лидерами. Потому что лидеры учат лидеров.
Для дальнейшего построения успешной и эффективной деятельности университета необходимо усиление коммерческой позиции, возможностей трансфера технологий в бизнес, развития инкубирования бизнес-идей и других предпринимательских навыков и сохранение при этом позиционирования на принятых приоритетных направлениях развития науки и ключевых технологий университета.
Повышение вклада университетов в развитие региональной экономики - одна из основных общих задач высшего образования в глобальном контексте. Перспективное и эффективное инновационное развитие региона возможно только при продолжении активной работы университета и интеграции его с бизнесом и государством. Результатом этого должно быть появление новых инновационных продуктов, организационных механизмов и компаний, а также самоподдерживающаяся динамика развития региональной экономики по инновационной модели.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 12-06-33052 молавед).
Список литературы
1. Фирсова А. А. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения частного капитала в процессы инвестирования инновационной деятельности // Изв. Тульского гос. ун-та. Сер. Экономические и юридические науки. 2011. № 2 С. 92-96.
2. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The triple helix-university-industry-government relations: a laboratory for knowledge-based economic development // EASST Review. 1995. № 14 (1). Р. 14-19.
3. Дежина И. Г., Киселева В. В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. М. : ИЭПП, 2008. 227 с.
4. Chatterton P., Goddard J. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35, № 4. Р. 475-496.
5. Altbach P. G. ed. Leadership for World-Class Universities: Challenges for Developing Countries. N.Y. ; L. : Routledge, 2010. 272 p.
6. Christensen C. M., Eyring H. J. The innovative university : changing the DNA of higher education from the inside out. N.Y. : John Wiley & Sons, 2011. 512 p.
И. Ю. Выгодчикова. Об управлении пенсионными накоплениями с учётом риска
University as a Driver of Economic Development of the Region: Challenges and Prospects A. A. Firsova
Doctor of Science, Professor, Department of Finance and Credit
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia
E-mail: [email protected]
A. A. Narhova
Student of Faculty of Economy
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. Regional university can be considered one of the key elements for building a regional economic development strategy. This article is devoted to regional university's long-term development in modern environment. Theoretical analysis. In the context of «triple helix model» the network nature of the interaction between the participants of the innovative process is especially important. Today Russian universities are facing such challenges as urgent need of high-qualified graduates, investments, improvement of educational methods, creation and rapid development of university's infrastructure, changes in ethic standards etc. Empirical analysis. Cooperation between business, government and universities is a burning issue. This is determined by drastic changes in the employers' demands of graduates' abilities, lack of universities' public funding and the call for new off-budget financial sources. Results. Regional universities are supposed to take a proactive position in regional economy and to become the leaders of future innovations. The forthcoming changes should improve and reorganize the present system of regional higher education. The presumptive features of the new system should be the following: profound cooperation between university management, business and government, meritocratic approach, application of innovative educational techniques and teaching methods. This is to become the foundation of the highly efficient functioning of the universities and regional innovative development on the whole. Keywords: triple helix, university, innovation activity, regional development.
The reported study was supported by RFBR (research project No.12-06-33052 Mon_a_eed).
References
1. Firsova A. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm privlecheniia chastnogo kapitala v protsessy investirovaniia innovatsionnoi deiatel'nosti [Public-private partnership as a mechanism to attract private capital investment in innovation processes]. Izvestiia Tul'skogo gosudar-stvennogo universiteta» Ser. Ekonomicheskie i iuridiches-kie nauki [Proceedings of the Tula State University. Ser. Economic and Legal Sciences], 2011, no. 2, pp. 92-96.
2. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix-university-industry-government relations: a laboratory for knowledge-based economic development. EASST Review, 1995, no. 14, pp. 14-19.
УДК 368.9145, 519.3
Введение. Чтобы в будущем стабильно получать достаточно высокую пенсию, индивид должен заранее начать производить пенсионные накопления. Для этого нужно анализировать схемы пенсионных накоплений с точки зрения личных предпочтений и эффективной ставки, а также учитывать риски возможных потерь, связанных с деятельностью пенсионных фондов.
3. Dezhina I. G., Kiseleva V. V. Gosudarstvo, nauka i biznes v innovatsionnoi sisteme Rossii [The government, science and business in the innovation system in Russia]. Moscow, IEPP Publ., 2008, 227 p.
4. Chatterton P., Goddard J. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. European Journal of Education, 2000, vol. 35, no. 4, pp. 475-496.
5. Altbach P. G. eds. Leadership for World-Class Universities: Challenges for Developing Countries. New York and London, Routledge, 2010, 272 p.
6. Christensen C. M., Eyring, H. J. The innovative university: changing the DNA of higher education from the inside out. New York, John Wiley & Sons, 2011, 512 p.
Для достижения поставленной цели рассматривается способ пенсионных накоплений на основании предварительного анализа показателей деятельности фондов и выработки решений о вступлении в пенсионные схемы путём сопоставления риска вложений, связанного с нестабильностью финансовых показателей, и эффективной ставки выбранной пенсионной схемы.
ОБ УПРАВЛЕНИИ ПЕНСИОННЫМИ НАКОПЛЕНИЯМИ С УЧЁТОМ РИСКА
И. Ю. Выгодчикова
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математической экономики, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
© Выгодчикова И. Ю, 2013