Научная статья на тему 'О роли университетов в инновационном развитии регионов'

О роли университетов в инновационном развитии регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIVE REGIONAL CLUSTER / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / TYUMEN REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погодаева Таисья Владимировна, Жапарова Дарья Владимировна

Анализ системы высшего образования России показал, что развитие классических университетов не соответствует глобальным образовательным тенденциям. Результаты эконометрического анализа доказывают, что наличие «сильного» университета выступает значимым фактором инновационного развития региона. Необходимость перехода Тюменской области от сырьевого к инновационному типу развития требует интенсивной трансформации системы высшего образования и формирования предпринимательских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE UNIVERSITY IN THE REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT

The analysis of the Russia’s higher education system revealed that the development of universities is contrary to the global educational trends. The results of econometric analysis indicate that the presence of a strong university is a significant factor of innovative development. The need of the Tyumen region’s transition to a knowledge economy requires transformation of the higher education system and the formation of entrepreneurial universities.

Текст научной работы на тему «О роли университетов в инновационном развитии регионов»

О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

THE ROLE OF THE UNIVERSITY IN THE REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT

удк [001.895:378.4]:332.122

ПОГОДАЕВА Таисья Владимировна

доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса Тюменского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент, taisyapogodaeva@gmail.com

POGODAEVA, Taisya Vladimirovna

Associate Professor, the World Economy and International Business Department, the Tyumen State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, taisyapogodaeva@gmail.com

ЖАПАРОВА Дарья Владимировна

аспирантка Тюменского государственного университета, daria_90@mail.ru ZHAPAROVA, Daria Vladimirovna

Post-graduate student of the Tyumen State University, daria_90@mail.ru

Аннотация.

Анализ системы высшего образования России показал, что развитие классических университетов не соответствует глобальным образовательным тенденциям. Результаты эконометрического анализа доказывают, что наличие «сильного» университета выступает значимым фактором инновационного развития региона. Необходимость перехода Тюменской области от сырьевого к инновационному типу развития требует интенсивной трансформации системы высшего образования и формирования предпринимательских университетов.

Ключевые слова: предпринимательский университет, инновационный территориальный кластер, Тюменская область.

Abstract.

The analysis of the Russia's higher education system revealed that the development of universities is contrary to the global educational trends. The results of econometric analysis indicate that the presence of a strong university is a significant factor of innovative development. The need of the Tyumen region's transition to a knowledge economy requires transformation of the higher education system and the formation of entrepreneurial universities.

Key words: entrepreneurial university; innovative regional cluster; Tyumen region.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-32-01350.

Многолетний опыт свидетельствует, что освоение Тюменской области проводилось в логике индустриального развития, в основе которого были заложены преимущественно вертикальные связи федерального центра и крупных нефтегазовых компаний, осваивающих месторождения региона. Все остальные сферы регионального развития, будь то наука или образование, занимали ярко выраженное подчиненное положение. Данная модель организации регионального развития претерпела некоторые изменения, но базовая конструкция применяется и в настоящее время. Однако история экономического развития развитых стран отчетливо рисует единственный путь успеха - это осознание обществом приоритета инновационного развития, повышение качества образования, высокий уровень финансирования науки, минимизация административных барьеров для ведения бизнеса, обеспечение эффективного процесса трансфера и коммерциализации технологий, «дружественность» к инновациям правовой, финансовой и налоговой систем. Мировой опыт свидетельствует, что институциональной основой построения эффективной инновационной системы выступает формирование партнерских отношений между тремя акторами инновационного развития: бизнесом, властью и образовательно-научными центрами - университетами. Новая конфигурация социума, в рамках которой обеспечивается целость инновационного процесса, так называемый большой инновационный цикл, наиболее полно представлена в модели «тройной спирали» Г. Ицковича [1]. Ведущая роль в модели «тройной спирали» принадлежит предпринимательским университетам. В индустриальном обществе университет готовит специалистов, осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования, но очень редко участвует в процессах трансфера и коммерциализации технологий, запуска малых инновационных фирм. Постиндустриальное общество предъявляет в корне иные требования к университетам, они становятся центрами, генерирующими технологии и новые формы предпринимательства. Предпринимательский университет становится местом

организации непрерывного потока генерации знаний и новых форм предпринимательства, их трансформации в инновации.

Важность университетов для регионального развития уже не сводится к традиционной образовательной компоненте, обеспечению экономики высококвалифицированными специалистами. Функции университетов обогащаются, университеты выступают основной базой для проведения научных исследований, создают условия для технологического, социально-экономического развития регионов, накопления научно-педагогического потенциала. Университеты выступают «полюсами притяжения» в свой регион предприятий из наукоемких отраслей, становятся региональными центрами предпринимательской активности [2; 3; 4; 5].

Понятие «предпринимательский университет» вошло в научный мир в середине 1990-х годов и с тех пор привлекает к себе активное внимание. Однако единство подхода к пониманию данной категории до сих пор отсутствует. Согласно Б. Кларку, основным признаком предпринимательского университета является отсутствие боязни коммерциализо-вать генерацию и распространение знаний, работники не видят в коммерциализации опасности для академических традиций и качества образования [4]. Г. Н. Константинов и С. Р. Филонович определяют предпринимательский университет как высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах - генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику - путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой [6].

Общей тенденций инновационного развития развитых и ряда развивающихся стран выступает активное формирование и развитие инновационных кластеров, представляющих собой концентрацию всех участников инновационных процессов вокруг ядра, которым на современном этапе становится университетский или научно-исследовательский комплекс. Включение университетов региона в кластеры позволяет обеспечить региону конкурентные

преимущества: инвесторы смогут осуществлять инвестиции одновременно в реальные секторы экономики и в образовательные, и научно-исследовательские процессы [2].

Последние десятилетия развития сферы высшего образования прошли под знаком интенсивных и масштабных преобразований, обусловленных тремя основными векторами: во-первых, потребностями социально-экономического развития стран, связанными с формированием экономики нового технологического уклада; во-вторых, усилением интеграционных процессов в самой системе высшего образования и формированием глобального образовательного пространства; в-третьих, повышением среднего возраста формирования профессиональных компетенций и распространением концепции «непрерывного» обучения.

Для российской системы высшего образования (ВО) развитие указанных тенденций совпало с беспрецедентными по масштабу внутренними реформами, затрагивающими все стороны образовательного процесса - его структуру, функции, содержательные характе-

* данные по состоянию на 1992 год.

Источник: составлено автором на основе данных [8].

ристики и технологии обучения. Либерализация системы высшего образования в 90-е годы привела к значительному расширению отрасли, так, за период 1990-2008 годы (таблица 1) число вузов увеличилось в 2,2 раза, численность студентов - в 2,7 раза, численность профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов - в 1,8 раза. В ходе «образовательной» эйфории доля занятых с высшим образованием в общей численности занятых увеличилась в два раза. Однако,столь интенсивная динамика не могла не сказаться на качестве образовательных услуг. Массовизация высшего образования и снижение «входных» требований в совокупности с погоней вузов за прибылью привели к тому, что образовательный процесс в российских вузах приобрел откровенно имитационный характер. Коммерческие ориентиры университетов очень опасны, так как влекут за собой разрушение академических традиций [7]. В итоге страна получила «фабрику дипломов» социально-экономических и юридических направлений при сокращении выпуска физико-математических, инженерных и естественнонаучных кадров.

Таблица 1

Основные показатели системы высшего образования в России в 1990-2013 годах

Показатели 1990 2000 2005 2008 2010 2012 2013

Число образовательных учреждений ВО, ед. 514 965 1068 1134 1115 1046 996

Численность студентов в образовательных учреждениях ВО, тыс. чел. 2824,5 4741,4 7064,6 7513,1 7049,8 6075,4 5646,7

Численность студентов в учреждениях ВО на 10000 чел. населения, чел. 190 327 493 526 493 424 393

Численность ППС в организациях ВО (штатный персонал), тыс. чел. 219,7 279,6 358,8 404,6 356,8 342,0 319,3

Доля занятых в экономике с высшим образованием, % 16,1* 24,7 26,2 27,9 29,1 30,4 31,7

По данным доклада Education at a Glance [9], Россия уступает странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) по уровню расходов на высшее образование по отношению к ВВП - 1,4%, для сравнения: в Канаде данный показатель составляет 2,8%, США - 2,8%, Финляндии - 1,9%, Нидерландах - 1,8%, Израиле, Норвегии, Швеции - 1,7%, в среднем по странам OECD -1,6%. Улучшение финансирования российских вузов, отмеченное в последние годы, привело к повышению доли расходов на ВО по отношению к ВВП на 75% (с 0,8% в 2008 году). Расходы на 1 студента (постоянные цены в России в 2011 году) составили 7424 долл. США, это ниже, чем во всех странах OECD, и существенно ниже развитых стран, так в США расходы на 1 студента были равны 26021 долл., в Швейцарии - 22882 долл., Швеции -20818 долл., Дании - 21254 долл., в среднем по странам OECD - 13958 долл. Кроме того, в 2005-2011 годах в России наблюдалось сокращение расходов на 9%, на фоне роста по странам OECD на 10%. Анализ структуры расходов на высшее образование говорит о том, что при сопоставимой доле расходов частного сектора в России и странах OECD (0,2%) доля расходов государственного сектора в России ниже -1,4% против 1,6% в среднем по сравниваемой группе стран.

Анализ системы высшего образования в России с точки зрения глобальных «векторов» развития позволяет сделать следующие выводы:

1. Необходимость скорейшего преодоления избыточной зависимости России от экспорта сырья с выходом в экономику знаний, наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций меняет запросы к системе высшего образования. Мировой опыт формирования высокотехнологичных кластеров опирается, прежде всего, на фундаментальные исследования передовых предпринимательских университетов. Анализ объемов расходов на НИОКР организаций высшего образования России и стран OECD наглядно демонстрирует «слабость» позиций российских вузов в развитии научно-исследовательской сферы. Научные исследования

и разработки не являются стратегическими приоритетами высших учебных заведений в России, затраты на НИОКР в общем объеме расходов в 2011 году составляли 7% (в среднем по странам OECD - 32%). В современном мире система высшего образования базируется на тесной интеграции образования (в том числе формирование деловой системной компетенции), научных исследований и новых форм предпринимательства. Российские вузы идут по пути реализации традиционных функций, образовательный процесс базируется на учебном плане, сводящемся к конфигурации учебных программ, обслуживаемых лекциями и семинарами. Следовательно, система ВО идет вразрез не только с глобальными трендами, но и с потребностями экономики страны (рисунок).

2. Интенсификация глобализационных процессов сформировала тенденцию к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации образовательного и научно-исследовательского процессов. В качестве одного из показателей включенности в интеграционные процессы сферы образования выступает академическая мобильность. Доля иностранных студентов в общей численности обучающихся по программам высшего образования в России в 2012 году составила 2%, что соответствует уровням Словении и Эстонии, но значительно уступает развитым странам, в частности, в Великобритании данный показатель составляет 17%, Швейцарии - 16%, среднее значение по странам OECD - 8%. В рейтинге национальных систем высшего образования, составляемого Melbourne Institute of Applied Economic and Social Research (University of Melbourne), Россия в 2014 году заняла 35-е место, пропустив вперед Китай, Чили, Сербию и Венгрию. Наихудшие позиции отмечены по индексу «подключение», что еще раз подчеркивает слабую связь университетов с бизнесом, отсутствие практики кооперации и низкий уровень интеграции в глобальную среду.

3. В настоящее время роль образования в процессе развития человеческого капитала не ограничивается подготовительным этапом для профессиональной деятельности, а становится

Расходы образовательных учреждений на исследования и разработки, 2011 год Источник: составлено автором на основе данных [9].

одним из ведущих факторов его воспроизводства и активной динамики. Непрерывный характер образовательного процесса позволяет осуществлять развитие способностей человека в течение жизни, максимально раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал и обеспечивать устойчивость сформированных компетенций. Сравнение показателей доли лиц, зачисленных в образовательные учреждения, по разным возрастным категориям, выявляет следующее. В России в возрасте 15-19 лет 83% населения участвуют в образовательных процессах, данный уровень соответствует среднему по странам OECD значению. Но изучение возрастных групп 20-29 и 30-39 лет позволяет выделить меньший уровень включенности населения в образовательные процессы, 21 и 4% соответственно. В странах OECD среднее значение доли лиц, включенных в образовательный процесс, составляет 28% для группы 20-29 лет и 6% для группы 30-39 лет. Данный факт может быть объяснен не-

готовностью вузов предложить конкурентоспособные и качественные программы для данных групп населения.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что система высшего образования идет вразрез с глобальными образовательными трендами, не соответствует приоритетам социально-экономического развития России на современном этапе, а также ограничивает возможности страны по формированию конкурентоспособной инновационной модели экономики. Последние годы система ВО в России живет в условиях постоянных изменений, скорость которых настолько высока, что ошибки выбора направления реформ стали обычным делом, о чем косвенно свидетельствует значительная волатильность регулирующих параметров и непрекращающиеся изменения образовательных стандартов. Отсутствие четких и ясных ориентиров проводимых преобразований приводит к колоссальному количеству внутренних про-

тиворечий, появлению откровенно противоречащих друг другу инициатив. Ряд авторов отмечают тенденцию к сворачиванию диалога между властью и экспертами, что приводит к отрыву реформ от реальных потребностей общества [10]. В сложившихся условиях необходима скорейшая трансформация системы ВО, в качестве основы данного процесса, на наш взгляд, должно стать формирование системы предпринимательских университетов, функционирующих в тесной взаимосвязи с бизнесом и властью.

В настоящее время регионы России стоят перед лицом сложной, но необходимой задачи -повышение конкурентоспособности региональных экономик посредством стимулирования инновационного развития территорий. Высокая эффективность и результативность кластерной политики в ведущих странах мира привела к выдвижению инициативы развития инновационных территориальных кластеров в регионах России. Министерством экономического развития РФ был проведен конкурсный отбор пилотных программ развития. В рамках процедуры конкурсного отбора учитывались следующие группы (блоки) критериев:

• научно-технологический и образовательный потенциал кластера;

• производственный потенциал кластера;

• качество жизни и уровень развития транспортной, энергетической, инженерной и жилищной инфраструктуры территории базирования кластера;

• уровень организационного развития кластера.

По результатам отбора из 94 конкурсных заявок были отобраны пилотные программы развития 25 территориальных кластеров 19 регионов России.

Изучение опыта инновационного развития США и стран Западной Европы свидетельствует, что на протяжении длительного времени ведущими акторами «тройной спирали» были корпорации-гиганты, но последние десятилетия высокотехнологичные кластеры, как правило, возникают на базе ведущих университетов, осуществляющих фундаментальные и прикладные научные исследования, тесно взаимодействующих с промышленностью и

внедряющих знания в практику. Примерами могут служить биотехнологические кластеры штатов Массачусетс, Калифорния и Северная Каролина.

Учитывая данную тенденцию, был проведен анализ выделенных в России пилотных программ развития инновационных кластеров на предмет качественных характеристик «якорных» вузов. Для этих целей в работе использовался рейтинг вузов России, составляемый ежегодно агентством «Эксперт РА» [11]. Интегральная оценка вузов производилась на основании анализа статистических показателей и результатов опросов следующих целевых групп: студенты и выпускники, представители академического и научного сообществ, представители компаний-работодателей. Итоговый индекс включает следующие интегральные факторы: условия для получения качественного образования, уровень востребованности работодателями выпускников, уровень научно-исследовательской активности вуза. Для определения качества «якорных» вузов в выделенных инновационных территориальных кластерах использовались два интегральных фактора, входящих в рейтинговую оценку: «качество образования» и «уровень научно-исследовательской активности». Для оценки степени влияния качества университетов на инновационное развитие территорий нами были выделены две группы регионов, являющихся территориями размещения пилотных кластеров (таблица 2).

Важным направлением исследования является оценка влияния инновационных факторов на социально-экономическое развитие выделенных групп регионов. С этой целью была проведена эконометрическая оценка взаимосвязи инновационного развития региона и валового регионального продукта на душу населения на основе годовых данных Федеральной службы статистки за период с 2010 по 2013 год (таблица 3).

Следует отметить, что при построении корреляционной матрицы между вышеуказанными переменными была выявлена сильная взаимосвязь между внутренними затратами на научные исследования и разработки и количеством персонала, занятого научными

86

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

Таблица 2

Типология регионов по концентрации кластеров с сильными/слабыми «якорными» вузами

Регионы, в которых концентрируются кластеры с сильными «якорными» вузами Регионы, в которых концентрируются кластеры со слабыми «якорными» вузами

Красноярский край, Москва, Московская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Республика Татарстан, Томская область Алтайский край, Архангельская область, Калужская область, Кемеровская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Ульяновская область, Хабаровский край

Таблица 3

Результаты оценки влияния инновационной активности регионов с наличием инновационных территориальных кластеров на показатель ВРП на душу населения

Объясняющие переменные Зависимая переменная -валовой региональный продукт на душу населения

Модель within со случайными эффектами

Затраты на технологические инновации, % к валовому региональному продукту 510394 (355667)

Объем инновационных товаров, работ и услуг, % к валовому региональному продукту 43682,8 (59540,5)

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками на 10 тыс. экономически активного населения 6874,00 (4765,65)

Численность исследователей с учеными степенями на 10 тыс. экономически активного населения 92858,3 (40192,4)

Количество аспирантов и докторантов на 10 тыс. экономически активного населения -22487,1 (26726,4)

Коэффициент изобретательской активности 61227,4* (19532,8)

Число созданных передовых производственных технологий на 10 тыс. экономически активного населения 2,25* (752650)

Количество используемых передовых производственных технологий на 10 тыс. экономически активного населения 8976,23 (8418,99)

Отношение поступления патентных заявок к количеству исследователей 10877,6 (47861,3)

Константа 230936* (59068,2)

Количество наблюдений 48

Количество регионов 16

Within R-квадрат 0,97

Примечания:

* - значимость на уровне 1%. В скобках указаны стандартные ошибки.

исследованиями и разработками. Данная связь свидетельствует о том, что основная часть затрат на научные исследования и разработки идет на оплату труда персонала, занимающегося научными исследованиями. Это говорит о том, что финансируется не результат научно-

исследовательской деятельности, а ее процесс. По результатам корреляционного анализа показатель «внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентах к валовому региональному продукту» был исключен из модели.

Полученные оценки были проверены на эконометрическую корректность, в результате были выбраны модели с наилучшими качественными характеристиками. Выбор моделей осуществлялся между сквозной регрессией, регрессией с фиксированными индивидуальными эффектами и регрессией со случайными индивидуальными эффектами посредством тестов Вальда, Бройша-Пагана и Хаусмана. По результатам проведенных тестов была выбрана модель со случайными эффектами как наиболее корректная (таблица 3).

Представленные в таблице 3 результаты свидетельствуют о влиянии лишь нескольких показателей инновационного развития на социально-экономическое развитие региона с наличием инновационных территориальных кластеров. Значимыми являются показатели: «коэффициент изобретательской активности», «число созданных передовых производственных технологий на 10 тыс. экономически активного населения». Кроме того, результаты исследования демонстрируют отсутствие значимого влияния показателей, характеризующих процесс внедрения инноваций. Стоит отметить, что наиболее подходящей моделью регрессии была модель со случайными эффектами, которая применяется в том случае, если выбор объектов осуществляется случайным образом из большой генеральной совокупности элементов, а случайный эффект не коррелирован с регрессорами. Таким образом, в представленной выборке регионов индивидуальные различия носят случайный характер. В связи с этим становится необходимым оценить степень влияния инновационной активности на социально-экономическое развитие тех регионов, где якорем формирования инновационных территориальных кластеров является сильный университет (таблица 4).

Анализ результатов по группе регионов с наличием инновационных территориальных кластеров с сильными вузами позволяет заключить, что практически все регрессоры оказывают значимое влияние на показатель ВРП на душу населения. Это подтверждает сделанный выше вывод о том, что важным элементом инновационной системы является наличие сильных университетов, взаимодействующих

с бизнесом, генерирующих и внедряющих инновации. Таким образом, необходимой тенденцией инновационного развития должна стать концентрация всех участников инновационных процессов вокруг ядра, которым выступает университет. Именно такая модель инновационного развития позволяет инновационной деятельности являться двигателем социально-экономического развития регионов.

Стоит отметить наличие отрицательного влияния показателей «количество аспирантов и докторантов на 10 тыс. экономически активного населения» и «отношение поступления патентных заявок к количеству исследователей». Ситуацию с количеством аспирантов и докторантов можно объяснить неэффективностью российской аспирантуры, что связано с довольно низким уровнем научных требований на всех этапах оценки работ, недостаточным сроком учебы в технической аспирантуре, низким уровнем стипендий (стипендия российских аспирантов в 50 раз меньше стипендий аспирантов США и стран Западной Европы), что вынуждает аспирантов работать, а диссертационным исследованием заниматься по остаточному принципу. Перечисленные факторы, безусловно, сказываются на относительно низком качестве диссертационных работ. Отрицательное влияние показателя «отношение поступления патентных заявок к количеству исследователей» на ВРП на душу населения региона свидетельствует о слабой склонности к внедрению инновационных продуктов в производство.

Тюменская область амбициозно ставит задачи по формированию инновационных кластеров. Большой потенциал связан с освоением циркумполярной зоны. Арктические проекты должны создать мощный инновационный импульс в целом спектре направлений развития науки и техники. Очевидно, что данный процесс предполагает изменение роли университета. Модель «тройной спирали» объединяет инновационные усилия вузов, бизнеса и государства при центральной роли предпринимательского университета. Формирование университета данного типа требует сосредоточения усилий на трех основных направлениях:

Таблица 4

Результаты оценки влияния инновационной активности регионов с наличием инновационных территориальных кластеров на показатель ВРП на душу населения по группе регионов с наличием «сильного» вуза

Объясняющие переменные Зависимая переменная -валовой региональный продукт на душу населения

Модель within с фиксированными эффектами

Затраты на технологические инновации, % к валовому региональному продукту 4,17* (602670)

Объем инновационных товаров, работ и услуг, % к валовому региональному продукту 225838 (80517,0)

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками на 10 тыс. экономически активного населения 12568,6* (2967,12)

Численность исследователей с учеными степенями на 10 тыс. экономически активного населения 332440* (58821,6)

Количество аспирантов и докторантов на 10 тыс. экономически активного населения -216516* (48034,3)

Коэффициент изобретательской активности 50597,3* (4908,53)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число созданных передовых производственных технологий на 10 тыс. экономически активного населения 3,39* (599116)

Количество используемых передовых производственных технологий на 10 тыс. экономически активного населения 47876,7* (10109,1)

Отношение поступления патентных заявок к количеству исследователей -368757* (74554,7)

Константа 417443* (59068,2)

Количество наблюдений 27

Количество регионов 9

Within R-квадрат 0,96

Примечания:

* - значимость на уровне 1%. В скобках указаны стандартные ошибки.

Во-первых, модернизация процесса подготовки студентов в университетах с акцентом на формировании у них системной деловой компетенции предпринимательского видения и действия. Необходимо осуществлять подготовку специалистов, обладающих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими профессионально анализировать, правильно оценивать ситуации практической деятельности и успешно решать реальные проблемы профессиональной деятельности и современного бизнеса на предприятиях и в организациях Тюменского региона, России и любой развитой страны мира.

Во-вторых, формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности

вузов с акцентом на создание среды, благоприятной для обмена идеями, разработки адекватных проектов и бизнес-планов, формирование команд из числа студентов, аспирантов, ученых, преподавателей, сотрудников университетов и партнеров университетов.

В-третьих, формирование и развитие университетских малых инновационных фирм (старт-апов) не только в качестве ключевых субъектов коммерциализации результатов НИОКР, но и как объектов мониторинга, научных исследований инновационных процессов и площадок инновационных практик для студентов, аспирантов, ППС университетов. В этом направлении необходимо практически

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

89

реализовать следующие принципы организации процесса обучения.

1. Поэтапное формирование соответствующих навыков и компетенций на всех стадиях обучения студента, начиная с решения учебных задач, заканчивая обучением на основе решения реальных производственных и научных задач в ходе выполнения конкретных проектов.

2. Комплексный подход к формированию навыков и компетенций, предполагающий межпредметное и междисциплинарное взаимодействие студентов, преподавателей и ученых.

3. Формирование указанных навыков и компетенций на постоянной основе путем:

• создания организационных структур, площадок, лабораторий, проектных мастерских, содействующих осуществлению деятельности по формированию указанных навыков и компетенций;

Список литературы

• явного включения способов их формирования (проектные сессии, аналитические сессии, организационно-деятельностные игры, мастер-классы) в образовательные программы и планирование наряду с традиционными учебными работами.

Кроме того, новая конфигурация инновационного пространства, представленного властью, бизнесом и «наукой-образованием», базируется на устойчивых взаимосвязях ключевых акторов. Однако формирование такой конфигурации невозможно без сбалансированных, согласованных стратегий, которые реализуют университеты и власти региона. В качестве «общего дела», которое потребует налаживания партнерских взаимоответственных отношений между основными участниками и обеспечит благоприятную среду для формирования региональной инновационной экосистемы, является создание инновационных региональных кластеров.

1. Etzkovitz H., Leydcsdorff L. The Dynamic of Innovations: from National System and «Mode 2» to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations Research Policy. 2000. P. 109-129.

2. Телегина Н. А., Краковецкая И. В. Концептуальные основы зарубежного опыта влияния деятельности университетов на процесс инновационного развития // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312. С. 150-156.

3. Slaughter S., Leslie L. L. Academic capitalism. Politics, policies and the entrepreneurial university. Baltimore London: The Johns Hopkins University Press, 1997.

4. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education. Oxford: Pergamon Press for International Association of Universities. 1998.

5. Mowery D. C., Sampat B. N. Universities in National Innovation Systems. In J. Fagerberg, D. C. Mowery & R. R. Nelson (Eds.), The Oxford Handbook of Innovation (Р. 209-239). Oxford and New York: Oxford University Press, 2004.

6. Константинова Г. Н., Филонович. С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-53.

7. Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

8. Россия в цифрах, 2014 // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1135075100641 (дата обращения: 01.10.2015).

9. OECD (2014), Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2014-en (дата обращения: 01.10.2015).

10. Бляхер Л. Е., Бляхер М. Л. Мифология управления. Политика министерства vs. политика вузов: динамика противостояния // Российская полития. 2014. №1 (72).

11. Третий ежегодный рейтинг российских университетов, 2014 // Рейтинговое агентство Эксперт Ра. URL: http://raexpert.org/related_activities/researches/high_ school_rating/#2012 (дата обращения: 01.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.