Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности'

Организационно-правовые аспекты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
581
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTERNAL CONTROL QUALITY AND SAFETY OF CARE / MEDICAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шишов М. А.

В статье систематизированы нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения с целью формирования рекомендаций для установления системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на уровне медицинской организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal aspects of internal control of quality and safety performance of medical activities

In the article the legal acts in the field of health in order to develop recommendations for establishing a system of internal control quality and safety of medical practice at the level of medical organization

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»

М.А. Шишов,

к.м.н., ассистент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППС Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 614.2

Шишов М.А. Организационно-правовые аспекты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Россиия) Аннотация. В статье систематизированы нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения с целью формирования рекомендаций для установления системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на уровне медицинской организации.

Ключевые слова: внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи, медицинская организация.

В настоящее время законодательство в сфере здравоохранения находится в стадии очередного реформирования, инициированного вступлением в силу Федерального закона от 21.11.2011 № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ф3). При этом одним из новшеств данного закона является установление ранее не предусмотренной обязанности осуществлять внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (ст. 90 Федерального закона № 323-Ф3). В свою очередь осуществление данного контроля является одним из лицензионных требований и условий, установленных пп. «и» п. 4 «Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291.

Как следствие, вопрос о порядке организации и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее внутреннего контроля) приобретает крайне актуальное значение, так как несоблюдение лицензионного требования влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 или ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом вышеизложенного данная статья представляет собой попытку обобщения нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения с целью формирования рекомендаций для организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на уровне медицинской организации.

М.А. Шишов, 2014 г.

№~7 Менеджер

3014 '

здравоохранения

д-

На первый взгляд, соблюдению данного лицензионного требования препятствуют два фактора:

1) отсутствие официального определения для термина «внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности»;

2) отсутствие по данному вопросу официальных рекомендаций или разъяснений уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения;

Как следствие, руководители медицинских организаций могут впадать в крайности: от фактической подмены внутреннего контроля — экспертизой качества медицинской помощи, организуемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании (только осуществляемой самой медицинской организацией), до применения таких «традиционных» для медицинской деятельности форм, как рецензирование сотрудниками медицинских высших учебных заведений. В то же время правовая неопределенность приводит к отсутствию единообразного понимания целей и задач данного контроля. При этом упускается, что внутренний контроль — не «вещь в себе», а одна из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее ККиБМД). В свою очередь положениями ч. 2 ст. 87 Федерального закона № Э2Э-ФЗ предусмотрен закрытый перечень составляющих ККиБМД. Иными словами, данный перечень нельзя произвольно ни расширить, ни сократить. В частности, установлено, что ККиБМД осуществляется посредством:

1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;

2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;

3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством РФ об ОМС;

4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

С учетом вышеизложенного можно сделать первый промежуточный вывод: если внутренний контроль — это одна из форм осуществления ККиБМД, то и составляющие внутреннего контроля должны быть такими же, как и составляющие ККиБМД. Однако внутренний контроль имеет одну «ключевую» особенность: в силу требований ст. 90 Федерального закона № 323-ф3 порядок его осуществления устанавливается руководителем медицинской организации. Как следствие, «напрашивается» второй промежуточный вывод: если порядок утверждения или осуществления составляющих ККиБМД не относится к компетенции руководителя отдельной медицинской организации, то они не могут быть утверждены в качестве составляющих внутреннего контроля. Таким образом, внутренний контроль на уровне отдельной медицинской организации не может в себя включать:

— определение показателей качества деятельности медицинских организаций (если показатели определяются для нескольких организаций, они не могут быть установлены руководителем только одной из них);

— соблюдение объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании (в связи с тем, что «Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» установлен Приказом ФФОМС от 01.12.2010 №230);

— создание информационных систем в сфере здравоохранения (в связи с тем, что

порядок ведения информационных систем в силу ч. 3 ст. 91 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Таким образом, во исполнение требований п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 87, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 внутренний контроль — это система мероприятий, имеющая своей целью обеспечение исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения (далее обязательных требований), а также оценку деятельности медицинских работников.

Следовательно, задачами системы внутреннего контроля являются:

1. Обеспечить самоконтроль за соблюдением обязательных требований к качеству медицинской деятельности;

2. Обеспечить самоконтроль за соблюдением обязательных требований к безопасности медицинской деятельности;

3. Обеспечить персонифицированную оценку деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.

Соответственно с задачами вначале необходимо определить соответствующий специфике медицинской организации перечень обязательных требований: к качеству медицинской деятельности, к безопасности медицинской деятельности; а также сформировать критерии оценки деятельности медицинских работников, не ущемляя их права в сфере трудового законодательства.

При этом необходимо учитывать следующее. В силу положений п. 21 ст. 2 Федерального закона № 323-Ф3 качество медицинской помощи — это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Следовательно, с учетом положений ст. 10, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 87, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 перечень требований к

качеству медицинской деятельности в первую очередь установлен соответствующими порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. Во вторую очередь это требования нормативно-правовых актов, непосредственно с ними связанных, например, таких как: приказы Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», от 07.07.2009 №415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» и других.

Формируя перечень обязательных требований к безопасности медицинской деятельности, соответствующий специфике деятельности медицинской организации, необходимо учитывать, что официальное определение для такого понятия, как «безопасность медицинской деятельности» действующее законодательство не содержит. Тем не менее, в Приказе Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (вместе с ОСТ ТО 91500.01.0005-2001) дано определение термину «безопасность» как отсутствию недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Вместе с тем в Решении коллегии Минздрава РФ № 14, коллегии Госстандарта РФ № 43, коллегии ФФОМС № 611 от 03.12.1997 «Об основных положениях стандартизации в здравоохранении» о безопасности медицинской помощи говорится в

№7

3014

Менеджер

большей степени применительно к процессам, оборудованию, инструментам, материалам, медикаментам и другим компонентам, применяемым в здравоохранении. Кроме того, при рассмотрении данного вопроса уместно учитывать и правовую позицию, изложенную в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», согласно которой к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. Как следствие, в данном случае, говоря о безопасности медицинской деятельности, необходимо учитывать и официальное определение для термина «безопасность товара (работы, услуги)», содержащееся в Законе РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, согласно преамбуле данного товара, безопасность товара (работы, услуги) — это безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). С учетом вышеизложенного можно сделать заключение о том, что оценка безопасности медицинской деятельности должна включать в себя:

— оценка отсутствия недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, при выполнении медицинских вмешательств или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (оценка безопасности применяемых медицинских технологий);

— оценку отсутствия недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, при обороте в данной медицинской организации лекарственных средств;

— оценку отсутствия недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, при обороте в данной медицинской организации медицинских изделий.

К сожалению, приходится констатировать фактическое отсутствие законодательных требований к применяемым медицинским технологиям. Как указано в Письме Минздрав-соцразвития России от 23.03.2012 №121/10/2-2744 «Об уточнении государственного органа, осуществляющего функцию по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий», с 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в нормах которого отсутствует полномочие федеральных органов государственной власти в сфере здравоохранения по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий, равно, как и требование об использовании в практике здравоохранения методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий, разрешенных к применению в установленном порядке.

Применительно к обороту лекарственных средств обязанности установлены Федеральным законом от 12.04.2010 №61-Ф3 «Об обращении лекарственных средств», а также Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». В частности, в силу ст. 59 Федеральным законом от 12.04.2010 № 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств» недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства и контрафактные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в установленном порядке. Применительно к обороту медицинских изделий необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, согласно которым на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, заре-

гистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий».

Формируя перечень критериев оценки деятельности медицинских работников, необходимо учитывать, что «универсальные» критерии, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, отсутствуют. Тем не менее, в различное время Минздрав-соцразвития России было предложено два общих подхода к оценке деятельности. В 2007 году рекомендовалось оценивать деятельность врачей-специалистов на основании данных статистических показателей (например, «Критериев оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача)», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 №325). В 2011 году предложено оценивать деятельность в зависимости от развития осложнений или неблагоприятных исходов лечения (например, «Критерии качества медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период», утвержденные Приказом Минздрав-соцразвития России от 01.02.2011 № 72н).

После формирования целей и задач внутреннего контроля в силу требований ст. 90 Федерального закона № 323-Ф3 необходимо установить порядок его осуществления, то есть необходимо разработать и утвердить

организационную модель, определяющую конкретных исполнителей данного контроля, их права, обязанности и порядок взаимодействия.

В соответствии с п. 4.20 «Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н, обязанность осуществлять организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности может быть возложена на врачебную комиссию медицинской организации. Отметим, что осуществление внутреннего контроля — это отдельная функция врачебной комиссии, наряду с такими функциями, как: оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации; изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, и другими. Реализуя в полном объеме свои полномочия, врачебная комиссия фактически имеет возможность как контролировать исполнение обязательных требований, так и оценивает работу конкретного врача-специалиста. Вместе с тем в «крупных» медицинских организациях именно объем обязательных полномочий врачебной комиссии может послужить причиной «перегруженности» и отрицательно сказаться на эффективности осуществления внутреннего контроля. Как следствие, для каждой медицинской организации целесообразно устанавливать свою форму организации внутреннего контроля, оптимальную для ее структуры, штатной укомплектованности и объема работы.

UDC 614.2

Shishov M.A. Organizational and legal aspects of internal control of health and safety performance

(Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russia)

Abstract. In the article the legal acts in the field of health in order to develop recommendations for establishing a system of internal control quality and safety of medical practice at the level of medical organization. Keywords: internal control quality and safety of care, the medical organization.

NP.7 Менеджер

Э014 здравоохранения /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.