Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ СУПЕРЛИГИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ СУПЕРЛИГИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
221
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПЕРЛИГА / ФИФА / УЕФА / ФУТБОЛ / КЛУБЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕС / ТУРНИР / РЕГЛАМЕНТ / МАТЧИ / АССОЦИАЦИИ / SUPER LEAGUE / FIFA / UEFA / FOOTBALL / CLUBS / EUROPEAN UNION / EU / TOURNAMENT / REGULATIONS / MATCHES / ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Топорнин Николай Борисович, Петров Иван Николаевич

В данной статье рассматриваются организационно-правовые проблемы, связанные с потенциальными созданием и функционированием футбольной Европейской Суперлиги, в которой должны принять участие 16 ведущих клубов Западной Европы. Инициаторы Суперлиги подготовили проект нового континентального футбольного турнира, который должен стартовать в 2021г. Создание Суперлиги продиктовано желанием топ клубов получать большую финансовую прибыль, однако противоречит действующим нормам и правилам международных футбольных союзов (ФИФА и УЕФА). Кроме того, организаторы Суперлиги могут столкнуться с противодействием институтов и органов ЕС, так как проведение обособленного футбольного турнира не соответствует действующему законодательству Европейского Союза. В статье оцениваются возможные последствия создания Суперлиги для российского клубного футбола и вероятность принятия в турнир российских команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal aspects of the European football Super League creation

The article covers the organizational and legal problems connected with a potential creation and functioning of the European football Super League including participation of 16 top clubs from Western Europe. The initiators of the Super League prepared a draft project of the new continental football tournament which is scheduled to start in 2021. The creation of the Super League is provoqued by the desire of top clubs to receive big financial profits but it contradicts contemporary rules of the international football unions (FIFA, UEFA). Besides, the Super League initiators can confront with EU institutions and organs because conduct of “closed” football tournament doesn’t conform to the legislation in force of the European Union. The possible consequences of the creation of the Super League for the Russian clubs are also under consideration in the article.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ СУПЕРЛИГИ»

Международное право; Европейское право

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ СУПЕРЛИГИ

ТОПОРНИН Николай Борисович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Европейского права

Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ.

E-mail: [email protected];

ПЕТРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ,

бакалавр юриспруденции, магистрант международно-правового факультета

Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ.

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются организационно-правовые проблемы, связанные с потенциальными созданием и функционированием футбольной Европейской Суперлиги, в которой должны принять участие 16 ведущих клубов Западной Европы. Инициаторы Суперлиги подготовили проект нового континентального футбольного турнира, который должен стартовать в 2021г. Создание Суперлиги продиктовано желанием топ клубов получать большую финансовую прибыль, однако противоречит действующим нормам и правилам международных футбольных союзов (ФИФА и УЕФА). Кроме того, организаторы Суперлиги могут столкнуться с противодействием институтов и органов ЕС, так как проведение обособленного футбольного турнира не соответствует действующему законодательству Европейского Союза. В статье оцениваются возможные последствия создания Суперлиги для российского клубного футбола и вероятность принятия в турнир российских команд.

Abstract: The article covers the organizational and legal problems connected with a potential creation and functioning of the European football Super League including participation of 16 top clubs from Western Europe. The initiators of the Super League prepared a draft project of the new continental football tournament which is scheduled to start in 2021. The creation of the Super League is provoqued by the desire of top clubs to receive big financial profits but it contradicts contemporary rules of the international football unions (FIFA, UEFA). Besides, the Super League initiators can confront with EU institutions and organs because conduct of"closed" football tournament doesn't conform to the legislation in force of the European Union. The possible consequences of the creation of the Super League for the Russian clubs are also under consideration in the article.

Ключевые слова: Суперлига, ФИФА, УЕФА, футбол, клубы, Европейский союз, ЕС, турнир, регламент, матчи, ассоциации.

Keywords: Super League, FIFA, UEFA, football, clubs, European Union, EU, tournament, regulations, matches, associations.

История становления и развития европейского футбола прошла достаточно длинный исторический путь и к сегодняшнему дню насчитывает свыше полтора столетия. Родиной футбола по праву считается Британия, где впервые были установлены первые официальные правила самой популярной спортивной игры (1848г) [1] и организован первый в мире футбольный клуб (1857г, Шеффилд) [2]. Позднее, в октябре 1863г представители 9 футбольных клубов собрались в Лондоне и образовали Национальную футбольную ассоциацию, которая стала организатором футбольных соревнований и инициатором совершенствования правил игры [2]. Через девять лет в 1872г состоялся первый международный матч по футболу между командами Англии и Шотландии, а с 1883г в Британии стали проводиться первые официальные международные турниры с

участием сборных команд Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии [3].

Общемировой статус футбол получил 21 мая 1904г, когда в Париже по инициативе Бельгии, Дании, Голландии, Испании, Франции, Швеции и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) [4], которая по замыслу организаторов должна была объединить национальные футбольные структуры и стать центром проведения международных футбольных соревнований. Знаковым событием в истории ФИФА стало избрание Жю-ля Римэ (Франция) 1 апреля 1921г президентом организации, которому было суждено воплотить в жизнь идею проведения чемпионатов мира по футболу и тем самым навсегда вписать свое имя в историю игры. 29 мая 1928г на очередном Конгрессе ФИФА в Амстердаме было принято теперь уже леген-

дарное решение - об учреждении Кубка мира по футболу, первый розыгрыш которого состоялся в Уругвае в 1930г, а последний в прошлом году прошел в России.

В Европе стремительное развитие футбола началось после окончания второй мировой войны с созданием Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), это произошло 15 июня 1954г в Базеле (Швейцария) во время очередного чемпионата мира, приуроченного к 50-летнему юбилею ФИФА [5]. Инициаторами создания УЕФА считаются видные футбольные деятели того времени президент Итальянской федерации футбола О.Барасси, а также его коллеги из французской и бельгийской ассоциаций А.Делонэ и Ж.Краэй. Именно благодаря усилиям этой «тройки» был разработан Устав УЕФА, который утвердили на первом Конгрессе организации 2 марта 1955г в Вене. Первыми руководителями УЕФА стали датчанин Эббе Шварц, которого 22 июня 1954г назначили президентом европейского футбольного союза, и француз Анри Делонэ, ставший неделей раньше генеральным секретарем УЕФА [5].

Первым футбольным турниром, проводившимся под эгидой УЕФА, стал Кубок европейских чемпионов, который был основан в апреле 1955г. В 1958г после двухлетней подготовительной работы был утвержден новый турнир для национальных команд - Кубок европейских наций или чемпионат Европы (с 1968г). В 60-гг прошлого столетия деятельность УЕФА активно развивалась, стали появляться новые турниры. В 1960/61г был впервые проведен новый клубный турнир - Кубок обладателей европейских кубков (позже переименованный в Кубок обладателей кубков УЕФА), в котором принимали участие победители национальных кубковых соревнований. В 1960г состоялся первый Межконтинентальный кубок, победу к котором разыграли два сильнейших клуба Европы и Южной Америки.

К 70-м гг. прошлого века футбол стал не только предметом массового интереса со стороны рядовых болельщиков, но и привлек внимание крупнейших производственных и телекоммуникационных компаний (в первую очередь телевидения), так как выручка от проведения международных соревнований стали достигать астрономических сумм. Чтобы не отставать от потребностей растущего интереса к футболу УЕФА продолжал организовывать новые соревнования. Так, в 1971г. Европейский футбольный союз взял под свою эгиду Кубок «ярмарок», про-

водившийся среди клубных команд с 1955г, который стал называться Кубком УЕФА. В 1973г впервые был разыгран Суперкубок УЕФА - встреча между победителями Кубка европейских чемпионов и Кубка обладателей кубков. В 1976г в связи со снижением возрастного лимита (до 21 года) новый импульс получило проведение молодежного чемпионата Европы. Не остался без внимания и женский футбол - в 1982г прошел первый чемпионат Европы среди женщин.

Сегодня в состав УЕФА входят пятьдесят пять национальных европейских футбольных ассоциаций, Россия является членом организации с 1954г. Штаб-квартира расположена в Ньоне (Швейцария), в которой работает свыше 600 сотрудников. УЕФА является конфедерацией ФИФА - главного органа мирового футбола, который базируется в Цюрихе (Швейцария). Каждодневной деятельностью УЕФА руководят президент, избираемый на 4 года (в настоящее время им является словенец Александр Чеферин), и Генеральный секретарь (Теодор Теодоракис (Греция)), которые в своей работе опираются на решения Конгресса (высший законодательный орган УЕФА) и Исполнительного комитета (высший исполнительно-распорядительный орган). Работа УЕФА проводится в 19 различных комитетах и нескольких экспертных группах, которые работают на регулярной основе. Немаловажную роль в деятельности УЕФА играют квазисудебные и контрольные инстанции: Контрольно-дисциплинарная и этическая комиссия, Апелляционная комиссия, Комиссия по финансовому контролю клубов и инспекторы по этике и дисциплине [6].

В настоящее время УЕФА проводит турниры на уровне европейских национальных сборных команд и среди европейских футбольных клубов. За участие в них национальные ассоциации-члены и клубы получают финансовые отчисления и бонусы от главного органа футбольной Европы. При этом национальные ассоциации и клубы обязуются соблюдать правила УЕФА и ФИФА, касающиеся различных аспектов деятельности спортивных организаций. Речь идёт, прежде всего, о так называемом финансовом «фейр-плей» (Fair play), в соответствии с которым клубы должны ежегодно подтверждать свою безубыточность: они не могут тратить больше, чем сами зарабатывают, причём средствами, заработанными клубами самостоятельно, не считаются прямое или непосредственное спонсирование со стороны их владельцев. Существуют определённые условия и

ситуации, при которых клубы могут «уходить в минус» в своей финансовой деятельности. По общему правилу (допускающему, правда, некоторые исключения) за отчётный период (3 года) расходы бюджета могут превышать доходы лишь на 5 миллионов евро. Это положение накладывает ограничения на владельцев суперклубов, которые в последние годы не стесняются выделять десятки, а то и сотни миллионов евро на новых игроков, «перегревая» мировой футбольный трансферный рынок. Система распределения доходов от продажи телевизионных прав между всеми европейскими клубами и УЕФА, постоянные подозрения чиновников ФИФА и УЕФА в коррупции, отсутствие у клубов права прямого голоса в ФИФА и УЕФА и зачастую невысокий уровень соперников лучших европейских команд как во внутренних, так и в общеевропейских турнирах стали побуждать руководителей топ-клубов организовать свой собственный турнир. В последние два десятилетия все чаще стали появляться различные идеи и проекты создать «закрытый» коммерческий турнир, в котором могли бы играть лишь избранные клубы, и вся прибыль от которого распределялась бы только среди участников этого соревнования.

Осенью 2018 года была обнародована очередная инициатива ведущих футбольных клубов Европы учредить турнир, в котором предполагается участие самых богатых и титулованных клубов Старого Света. Несколько западных медийных ресурсов, в том числе Football Leaks и Der Spiegel, опубликовали планы глав суперклубов во главе с председателем правления «Баварии» (Мюнхен) Карлом-Хайнцем Румменигге упразднить нынешний формат розыгрыша Лиги чемпионов УЕФА с 2021 году. При этом шестнадцать ведущих клубов континента должны выйти из-под контроля национальных футбольных ассоциаций и УЕФА и создать собственный независимый чемпионат - Европейскую Суперлигу [7]. Её основателями считаются следующие футбольные клубы Старого света: «Барселона», «Реал» (Мадрид), «Арсенал» (Лондон), «Ливерпуль», «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Челси» (Лондон, «Милан», «Ювентус» (Турин), «Бавария» (Мюнхен), «Пари Сен-Жермен» (Париж). Данные клубы по замыслу К-Х.Руменигге получат право фиксированного участия в Суперлиге в течение 20 лет без опасности вылета из турнира. В качестве приглашённых команд были предложены «Атлетико» (Мадрид), «Интер» (Милан), «Рома» (Рим), «Боруссия» (Дортмунд),

«Олимпик Марсель» (Франция).

В соответствии со статьей 49 Устава УЕФА именно Европейский футбольный союз обладает исключительной компетенцией в отношении проведения и реформы международных соревнований, в которых принимают участие национальные ассоциации-члены УЕФА и/или их клубы [9]. Любое проведение международных матчей и турниров не под эгидой УЕФА на территории европейских футбольных ассоциаций должно быть предварительно одобрено ФИФА и УЕФА и соответствовать Регламенту ФИФА по организации международных матчей и имплементи-рующим регламентам Исполкома УЕФА. Очевидно, что вряд ли УЕФА так просто согласится поделиться своими практически монопольными полномочиями по проведению высокорентабельных футбольных соревнований в Европе.

Известно, что еще в 1998 году в УЕФА дали понять, что Союз европейских футбольных ассоциаций будет бороться с «любыми инициативами, способными оказать негативное влияние на существующие внутренние и европейские соревнования, а также поставить под угрозу будущее национальных сборных команд» [14]. До 2010 г. проведение в Европе турниров не под эгидой УЕФА разрешалось только с согласия последней. Однако со вступлением в силу в августе 2011 г. нового Регламента ФИФА по проведению международных матчей стало возможным получение согласия на проведение таких турниров и со стороны Международной Федерации Футбольных Ассоциаций (ФИФА) [9]. Ассоциация европейских клубов (АЕК) выразила своё согласие с этими правилами в адаптированной редакции Меморандума о взаимопонимании между АЕК и УЕФА в 2012 г, действие которого было пролонгировано 6 февраля 2019 г. до 2024 г. В соответствии с Меморандумом клубы АЕК обязуются признавать УЕФА как руководящий футбольный орган на европейским уровне и гарантировать, что ни одна из футбольных команд АЕК не будет участвовать в каком-либо международном соревновании, которое не организовано и не признано со стороны ФИФА или УЕФА. Статья 51 Устава УЕФА недвусмысленно запрещает любые объединения или союзы между национальными ассоциациями-членами УЕФА либо между футбольными лигами и клубами (как прямые, так и косвенные) без соответствующего разрешения УЕФА.

По замыслу организаторов нового амбициозного футбольного турнира в Суперлигу должны войти

всего шестнадцать клубов. В соответствии с правилами УЕФА в одном соревновании под её эгидой не могут участвовать команды, находящиеся под прямым или косвенным контролем одного и того же физического или юридического лица, способного оказывать решающее влияние на управление клубом (правда, это не помешало УЕФА в виде исключения допустить к участию в Лиге Чемпионов сезона 2017/2018 гг. и Лиге Европы 2018/2019 футбольные команды «Ред Булл Лейпциг» (Германия) и «Ред Булл Зальцбург» (Австрия), спонсором которых является один и тот же австрийский производитель энергетических напитков). Такое правило было сформулировано ещё в Решении Европейской Комиссии по делу ENIC/UEFA [10], для того чтобы обеспечить состязательность результатов и гарантировать, что потребители услуг, то есть футбольные болельщики, получат в качестве продукта просмотр честных спортивных соревнований. Однако с учётом того, что договорные матчи являются серьёзной проблемой как европейского, так и мирового футбола и что сегодня механизмы обнаружения и предотвращения неправомерного влияния на результаты матчей работают с переменным успехом, состязательность соревнований в рамках Суперлиги может быть нарушена, если владеющие клубами физические или юридические лица поддадутся соблазну оказать влияние на результаты матчей. Представляется, что договориться о получении «нужного» результата в Суперлиге будет несколько проще, чем в рамках классических турниров, так как Суперлига не будет подконтрольна УЕФА (хотя в государствах-членах Евросоюза противоправное влияние на результаты матчей является уголовно наказуемым деянием). Ситуация усугубляется тем, что некоторые клубы Европы, желающие участвовать в Суперлиге (к примеру, мадридский «Реал» и лондонский «Арсенал»), имеют одинакового титульного спонсора (Fly Emirates). Очевидно, любой конфликт интересов негативно повлияет на восприятие игр болельщиками, что неизбежно повлечёт снижение общего интереса к соревнованию, и клубы могут потерять важных спонсоров.

Согласно статье 53 Устава УЕФА национальные ассоциации и клубы могут понести следующие виды наказаний за нарушение его положений:

- предупреждение,

- выговор,

- штраф,

- аннулирование результатов матча,

- переигровка матча,

- снятие очков,

- техническое поражение,

- проведение матчей без зрителей,

- закрытие стадиона,

- проведение матча в третьей стране,

- удержание доходов с соревнований под эгидой УЕФА,

- запрет на заявку новых игроков в соревнования под эгидой УЕФА,

- ограничение количества игроков, которых клуб может заявить для участия в соревнованиях под эгидой УЕФА,

- дисквалификация с текущих и/или будущих соревнований,

- отзыв титула или награды,

- отзыв лицензии.

Исполком УЕФА вправе предусмотреть и иные дисциплинарные меры, если того потребуют конкретные обстоятельства. Поскольку УЕФА пока не даёт своего согласия на образование Суперлиги, она может наложить самые жёсткие санкции на клубы за несоблюдение Устава УЕФА, которые при создании Суперлиги на данном этапе видятся неизбежными.

Большинство клубов Суперлиги (даже с учётом предполагаемого выхода Великобритании из ЕС в 2019г) представляет государства-члены Европейского союза, и их деятельность подпадает под право ЕС. В известном деле бельгийского футболиста Ж-М. Босмана [11] Генеральный Адвокат Ленц заявил, что профессиональные футбольные клубы могут иметь экономические связи, достаточные для того, чтобы рассматривать их как имеющие доминирующее положение на рынке. Создание Европейской Суперлиги может быть расценено как нарушение статей 101 и 102 Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС) [12], которые запрещают разного рода соглашения между несколькими хозяйствующими субъектами, препятствующие свободной конкуренции. Согласно трактовке антимонопольных правил ЕС, Суперлига будет рассматриваться как незаконно действующая ассоциация предприятий, злоупотребляющая своим доминирующим положением на рынке. При этом оценка такого положения будет производиться с принятием во внимание таких факторов, как «общая ситуация» на момент создания предприятия и «пропорциональность» действий клубов [13].

Некоторые на первый взгляд справедливые

действия клубов, такие как требование выплаты денежной компенсации за участие их игроков в матчах национальных сборных команд (в том числе за травмы игроков, полученные во время пребывания в сборных командах), могут считаться злоупотреблением доминирующим положением на рынке и проведением необоснованной согласованной практики.1 Всякий раз, когда та или иная группа суперклубов будет пытаться оказывать давление на УЕФА с целью лоббирования своих коммерческие интересов в ущерб интересам менее влиятельных клубов и спортивных ассоциаций, будет иметь место нарушение права конкуренции Евросоюза. Преследование коммерческих целей путём угроз создания Суперлиги либо оказание иного давления, являющиеся результатом доминирующего положения клубов либо их сговора, не должны негативно отражаться на проведении соревнований под эгидой УЕФА, на возможностях транслировать матчи и получать соответствующие финансовые отчисления, а также на конкурентоспособности иных участников рынка, то есть менее богатых европейских клубов. Следовательно, доминирующие на европейском футбольном рынке суперклубы несут повышенный уровень ответственности и должны отвечать более высоким критериям соответствия праву Европейского союза.

Едва ли может быть признано отвечающей статье 101 ДФЕС образование Суперлиги, имеющей дискриминационные требования по вступлению и гарантирующей долгосрочное участие в ней привилегированного меньшинства клубов. Представляется, что одним из условий потенциального легального функционирования Суперлиги является введение в ней системы повышения и понижения в классе, при

1 Данная проблема была затронута в преюдициальном запросе торгового суда города Шарлеруа (Бельгия) в Суд ЕС (Case C-243ЛЭ6 SA Sporting du Pays de Charleroi, G14 Groupment des clubs de football européens v. Fédération internationale de football association (FIFA)), в котором был поставлен вопрос, среди прочего, о соответствии статьям Ю1 и Ю2 ДФЕС правила Приложения 1 к Регламенту ФИФА по статусу и переходам игроков, обязывающего клубы отпускать своих зарегистрированных игроков в их национальные сборные без права на получение финансовой компенсации. Истцы - футбольный клуб «Шарлеруа» (Бельгия) и поддержавшие его 14 ведущих европейских клубов (так называемая группа G14) - отозвали свой иск к ФИФА после переговоров, по результатам которых был создан компенсационный пул, средства в который перечислялись из общего бюджета ФИФА и УЕФА, который, в свою очередь, формировался из доходов данных организаций от продажи телеправ и спонсорских контрактов. Несмотря на то, что стороны пришли к мирному урегулированию спора, а G14 была распущена в 2GG8 г., потенциал влияния группы суперклубов Европы на УЕФА и ФИФА стал очевидным.

которой клубы обязаны участвовать в высшей или низших лигах в зависимости от своего выступления в чемпионате в предыдущем сезоне. В противном случае команды, играющие в Суперлиге, будут рассматриваться как группа клубов, злоупотребляющая доминирующим положением на рынке и препятствующая появлению в ней новых конкурентов. По сути речь идёт о потенциальном разделении Суперлиги на несколько лиг по примеру европейских клубных футбольных чемпионатов. Однако даже в этом случае новый турнир вытеснит или существенно ослабит уже существующие европейские клубные турниры (Лига чемпионов УЕФА, Лига Европы УЕФА, национальные чемпионаты и кубки), так как они потеряют свою привлекательность для значительного числа болельщиков, журналистов и экспертов ввиду снижения спортивного уровня участвующих в них команд. Очевидно, ведущие клубы Старого Света предпочтут играть друг с другом в новом турнире с целью получения более высоких доходов и дивидендов.

Помимо УЕФА, европейские топ клубы, претендующие на участие в Суперлиге, столкнутся с противодействием ряда институтов и органов Европейского союза, и прежде всего, с Европейской Комиссией. В соответствии с правом ЕС Еврокомиссия может начать собственное расследование, если она посчитает, что существует угроза справедливой конкуренции в рамках внутреннего рынка. Кроме того, как УЕФА, так и ФИФА наряду с национальными европейскими ассоциациями-членами смогут бойкотировать участвующие в Суперлиге клубы, в том числе их игроков, не допуская их к международным соревнованиям под своей эгидой. При этом УЕФА и ФИФА могут не только ссылаться на свои внутренние уставные документы, но и апеллировать к пункту 1 статьи 165 ДФЕС, в котором содержится положение о «повышении роли европейских задач спорта с учётом его особенностей, его структур, основанных на добровольном участии, а также его социальной и воспитательной функции», указав, что создание Суперлиги является посягательством на ныне действующую систему футбольных соревнований в Европе, полностью отвечающую целям и задачам сотрудничества государств в рамках ЕС.

Клубы Суперлиги могут также столкнуться с серьёзными проблемами при продаже прав на трансляцию матчей этого турнира. С учётом доминирующего положения клубов Суперлиги любое, даже незначительное, отклонение стоимости таких прав от

обычной цены наверняка будет расценено как злоупотребление доминирующим положением на рынке. Разумеется, клубы могут обратить внимание на пункт 3 статьи 101 ДФЕС, в котором говорится о способствовании «улучшению производства или распределению продукции либо развитию технического или экономического прогресса», как на обстоятельства, в силу которых объединение предприятий либо согласованная практика предприятий должны быть признаны соответствующими праву ЕС, тем более что сам по себе факт доминирующего положения не является нарушением европейского права. Однако такая ссылка едва ли будет принята институтами ЕС во внимание, так как изменение цен может негативно отразиться как на непосредственных контрагентах, то есть теле- и радиокомпаниях, так и на конечных потребителях их услуг, то есть зрителях, поскольку стоимость просмотра матчей может значительно измениться. В таком случае каждому клубу Суперлиги придётся самостоятельно договариваться о продаже своих прав на трансляцию, что может нанести финансовый ущерб самой Суперлиге, как хозяйствующему субъекту. Это неминуемо приведет к определенным конфликтным ситуациям между Суперлигой и ее участниками, что в свою очередь может повлечь за собой нарушение определенных прав широкого круга потребителей, включая болельщиков и любителей футбола по всему миру.

Что касается последствий создания Суперлиги для российского футбола, то оно едва ли может быть признано положительным, так как отечественные команды потеряют и без того не слишком частую возможность соревноваться с лучшими европейскими футбольными командами. Сам факт включения наших клубов в состав Суперлиги даже в среднесрочной перспективе представляется маловероятным, поскольку они не имеют ни большого количества побед в европейских кубках, ни стабильно высокой посещаемости домашних матчей и всепогодных комфортных и вместительных стадионов (исключением является разве что «Зенит» из Санкт-Петербурга), ни больших по европейским меркам бюджетов. Кроме того, Российская премьер-лига (РПЛ) окончательно потеряет привлекательность для ведущих зарубежных игроков и тренеров, так как они не получат шанс показать себя в престижных клубных турнирах, а повторить практику азиатских и североамериканских клубов по привлечению большого количества звёзд мирового футбола можно

лишь при наличии бюджета, значительно превышающего бюджет любого российского клуба. Тем не менее, потенциально возможное приглашение в Суперлигу менее сильных футбольных клубов, таких, например, как «Рома» и «Марсель», а также разговоры о создании в рамках Суперлиги двух дивизионов, дают маленькую надежду одному или двум российским клубам попасть хотя бы во второй по силе дивизион. Кроме того, российский телерынок, где высококлассный футбол пользуется достаточно высоким спросом (внушительные цифры просмотров телетрансляций матчей чемпионата мира 2018 в России говорят сами за себя) и охватывающий более 140 миллионов человек, в перспективе может приносить высокую прибыль и одновременно популяризировать соревнования за пределами Западной Европы.

Получение финансовых дивидендов и больших прибылей уже давно стали первопричиной проработки идей проведения различных новых международных футбольных турниров в Европе, вследствие чего в последние два десятилетия начали появляться проекты, в которых самые богатые европейские клубы объединяются для продавливания своих коммерческих интересов. Ещё в 2000 году была образована группа клубов G14 (распущенная в 2008г), целью которой являлось формирование согласованной единой позиции ведущих европейских топ-клубов и отстаивание их интересов при проведении переговоров с УЕ-ФА. Она смогла добиться определенных уступок от УЕФА для ведущих топ команд, в частности, гарантированное участие четырёх, (а не трёх, как раньше), клубов из четырёх футбольных ассоциаций с самым высоким рейтингом (на сегодня это Испания, Англия, Италия и Германия) в клубной таблице коэффициентов УЕФА в групповом этапе Лиги Чемпионов. Однако встретив достаточно жесткое сопротивление со стороны руководства УЕФА и ряда национальных ассоциаций, группа G14 не смогла реализовать все свои замыслы и прекратила свое существование.

Тем не менее, это не означает, что богатые футбольные клубы Европы оставили свои попытки обособиться от официального европейского спортивного сообщества, находящегося под эгидой УЕФА, и инициатива создания новой Суперлиги представляет собой яркое тому подтверждение. По-видимому, они продолжат свою политику оказания давления на руководство УЕФА с целью получения для себя новых льгот и привилегий. Вопрос заключается в том, насколько Европейский футбольный союз готов в со-

временных условиях пойти на уступки интересам наиболее богатых и самых сильных в спортивном плане команд. Очевидно, что УЕФА не заинтересован в создании нового футбольного коммерческого турнира, который может нанести серьезный ущерб уже существующим европейским клубным соревнованиям, но он также не хочет потерять ведущие футбольные команды, игры между которыми приносят львиную долю доходов УЕФА. Европейский футбольный союз способен жестко противостоять пла-

нам по созданию Суперлиги, у него есть реальные эффективные рычаги влияния и противодействия, включая применение нормативных актов и правил ЕС, и он наверняка задействует все свои возможности, чтобы не допустить раскола в европейском футбольном сообществе.

Однако это вовсе не исключает предоставления дополнительных льгот и потенциальных финансовых выгод европейским топ клубам, если кризисная ситуация зайдет слишком далеко.

Библиография:

1. Gibbons Ph. Association Football in Victorian England - A History of the Game from 1863 to 1900. Upfront Publishing Ltd.;

2nd Ed. edition (14 Aug. 2002). 484p.

2. History of football. // URL: https://spartacus-educational.com/Fhistory.htm

3. Football history. // URL: https://www.footballhistory.org/

4. About FIFA. // URL: https://www.fifa.com/about-fifa/who-we-are/history/

5. The history of UEFA. // URL: https://www.uefa.com/insideuefa/about-uefa/history/

6. What UEFA does. // URL: https://www.uefa.com/insideuefa/about-uefa/what-uefa-does/

7. URL: http://www.spiegel.de/sport/fussball/football-leaks-bayern-muenchen-gianni-infantino-manchester-city-und-psg-a-1235983.html

8. UEFA Status. //

URL: https://www.uefa.com/MultimediaFiles/Download/uefaorg/General/02/56/20/45/2562045_D0WNL0AD.pdf

9. FIFA Regulations governing international matches. //

URL: https://resources.fifa.com/image/upload/regulations-governing-international-matches-

2325685.pdf?cloudid=pywuivvlfl5aqvhsw2i7

10. Case COMP/37 806: ENIC/ UEFA. // URL:

http://ec.europa.eu/competition/antitrust/cases/dec_docs/37806/37806_7_3.pdf

11. Judgment of the Court of 15 December 1995. - Union royale belge des sociétés de football association ASBL v Jean-Marc Bosman, Royal club liégeois SA v Jean-Marc Bosman and others and Union des associations européennes de football (UEFA) v JeanMarc Bosman. European Court reports 1995, page I-04921.

12. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007. OJ C 306, 17.12.2007, p. 1-271

13. Commission Staff Working Document, The EU and Sport: Background and Context, Accompanying Document to the White Paper on Sport, COM (2007) 391 final, Annex 1, par. 2.1.2

14. Katarina Pijetlovic. EU Sports Law and Breakaway Leagues in Football. Asser Press, The Hague. 2015. p. 333.

15. Алексеев С. В. Футбольное право: источники регулирования отношений в сфере футбола. // Спорт: экономика, право, управление. - 2015. № 3. с. 5-13.

16. Алексеев С. В. Футбольное право как система. // Спорт: экономика, право, управление. 2015. №4. с. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.