Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты службы санитарно-эпидемиологической экспертизы в Республике Казахстан'

Организационно-правовые аспекты службы санитарно-эпидемиологической экспертизы в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / НОРМАТИВТіК-құқЫқТЫқ құЖАТТАР / САНИТАРЛЫқ-ЭПИДЕМИОЛОГИЯЛЫқ САРАПТАМА / ЗЕРТХАНАЛЫқ БАқЫЛАУ / САНИТАРЛЫқ-ЭПИДЕМИОЛОГИЯЛЫқ САЛАУАТТЫЛЫқ / МЕМЛЕКЕТТіК САНИТАРИЯЛЫқ-ЭПИДЕМИОЛОГИЯЛЫқ қАДАғАЛАУ / NORMATIVE LEGAL DOCUMENTS / SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL EXAMINATION / LABORATORY CONTROL / SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING / STATE SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бимуратова Г.А., Резник В.Л., Касымов О.Т.

Изменение экономической составляющей общественной жизни и социальной практики, усиление частноправовых начал, активизация предпринимательской деятельности населения и формирование в здравоохранении частного сектора обусловили многообразие нововведений в законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере лабораторного обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора[1]. Цель работы: изучитьи определить особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию и деятельность организаций санитарно-эпидемиологической экспертизы в системе общественного здравоохранения. Материалы и методы: применены информационно-аналитический, системно-структурный и сравнительно-правовой методы исследования. Результаты исследования: в статье представлены результаты изучения организационно-правовых аспектоворганизации и деятельностислужбы санитарно-эпидемиологической экспертизы в 2012-2017г.г., свидетельствующие о необходимости совершенствования соответствующей законодательной базы. Выводы: Основными являются выводы о необходимости совершенствования и развития соответствующей законодательной базы, разработке новых и внесении изменений в существующие нормативные правовые документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бимуратова Г.А., Резник В.Л., Касымов О.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY- EPIDEMIOLOGICAL EXPERTISE SERVICE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECTS

The change in the economic component of social life and social practices, the strengthening of private law principles, the activation of the entrepreneurial activity of the population and the formation of a private sector in the health sector have led to a variety of innovations in legislative and regulatory acts regulating activities in the field of laboratory provision of state sanitary and epidemiological surveillance [1]. Objective: to study and determine the features of the regulatory framework governing the organization and activities of organizations of sanitary and epidemiological expertise in the public health system. Materials and methods: information-analytical, system-structural and comparative-legal methods of research applied. Results of the research: the organization and activities of the Sanitary and Epidemiological Expertise Service in 2012-2017organizational and legal aspects study results are provided in the article, those indicate the need to improve the relevant legislative framework. Conclusions: The main conclusions are about the need to improve and develop the relevant legislative framework, to develop new ones and to amend existing regulatory legal documents.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты службы санитарно-эпидемиологической экспертизы в Республике Казахстан»

ЮеиЫ1к ХажМММ №3-2018 УДК 614.2

Г.А. Бимуратова1 , В.Л. Резник2, О.Т. Касымов3

1Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения»,

г. Алматы РК

2Казахский национальный университет им. Аль Фараби, г. Алматы РК Научно-производственное объединение «Профилактическая медицина», г. Бишкек Кыргызская Республика

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СЛУЖБЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Изменение экономической составляющей общественной жизни и социальной практики, усиление частноправовых начал, активизация предпринимательской деятельности населения и формирование в здравоохранении частного сектора обусловили многообразие нововведений в законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере лабораторного обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора[1].

Цель работы: изучитьи определить особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию и деятельность организаций санитарно-эпидемиологической экспертизы в системе общественного здравоохранения.

Материалы и методы: применены информационно-аналитический, системно-структурный и сравнительно-правовой методы исследования.

Результаты исследования: в статье представлены результаты изучения организационно-правовых аспектоворганизации и деятельностислужбы санитарно-эпидемиологической экспертизы в 2012-2017г.г., свидетельствующие о необходимости совершенствования соответствующей законодательной базы.

Выводы: Основными являются выводы о необходимости совершенствования и развития соответствующей законодательной базы, разработке новых и внесении изменений в существующие нормативные правовые документы.

Ключевые слова: нормативные правовые документы, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, лабораторный контроль, санитарно-эпидемиологическое благополучие, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Актуальность настоящего исследования обусловлена теоретической и практической значимостью процессов преобразования системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в службу охраны общественного здоровья РК.

Изменение экономической составляющей общественной жизни, усиление частноправовых начал, активизация предпринимательской деятельности населения и формирование в здравоохранении частного сектора обусловили различные подходы государственного надзора и лабораторного контроля по обеспечению оптимальных условий соблюдения санэпид благополучия социума и среды его обитания [2].

В последние годы в связи с ростом воздействия на здоровье населения неблагоприятных факторов и увеличением товарооборота между странами, развития отечественного производства потребительских товаров возросла потребность в объективной оценке факторов среды обитания человека, в увеличении и доказательности лабораторной экспертизы[3,4].В целях совершенствования работы лабораторий необходимо внедрение в практику повседневной работы положений международных стандартов, регламентирующих данный вид деятельности [3,4,5].

Цель исследования - изучить и определить особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей

организацию и деятельность организаций санитарно-эпидемиологической экспертизы в системе общественного здравоохранения Казахстана.

Методы и объекты исследования применены информационно-аналитический, системно-структурный и сравнительно-правовой методы исследования. Результаты и обсуждение.

Организации санитарно-эпидемиологической экспертизы являются одним из элементов государственной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РК [6]. Поэтому нормативно-правовую базу по организации и деятельности службы санитарно-эпидемиологической экспертизы следует рассматривать неразрывно от действующей системы правового регулирования общественных отношений в области охраны здоровья.

Основные направления социальной политики государства нашли отражение в конституционно-правовом регулировании отношений представленныхгражданам РКправ на охрану окружающей среды [7ст.31] и охрану

здоровья [7ст.29]. Эти правареализуются через совокупность мер политического, экономического, социального, правового, медицинского, санитарно-гигиенического, организационного характера [8,9].В сфере обеспечения гарантий государства гражданам РК на санитарно-эпидемиологическое, экологическое

благополучие и радиационную безопасность организациями санитарно-эпидемиологической экспертизы проводятся лабораторные исследования, которые являются частью санитарно-эпидемиологической экспертизы [6]. Нормы международного права и международных договоров, пактов и деклараций, ратифицированных Казахстаном, предусматривают предоставление гражданам РК прав в сфере охраны здоровья как внутри, так и вне территории страны[10,11]. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей ООН признают право потребителей на доступ к безопасным товарам и обеспечение государством надлежащей защиты своего населения как потребителей [9]. Международное регулирование химических веществ определяет меры по обеспечению химической безопасности [12]. Для предотвращения глобальных угроз биологической безопасности мировым сообществом приняты Конвенции о запрещении биологического (токсичного) оружия (1972г.) и о биологическом разнообразии (1992г.) [13]. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995г.) предусматривает обязательства Сторон предпринимать соответствующие меры по устранению в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья, обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических и других заболеваний [14]. Государства-члены ЕАЭС проводят согласованную политику в сфере применения санитарных мер с целью охраны здоровья граждан и среды обитания человека путем совместной разработки, принятия и последующего исполнения договоров и технических мер (технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия) [15]. С 2011г. на территории РК введено в действие 35 технических регламентов Таможенного союза. Технический регламент находится на начальной стадии своего развития и подвержен изменениям, в связи с появлением новых видов продукции, меняющимися требованиями к их оценке. Система государственного санитарно-эпидемиологического нормирования устанавливает требования, обеспечивающие безопасность для здоровья человека и среды его обитания.

Основу санитарно-эпидемиологических требований составляют санитарные правила и гигиенические нормативы.

Гигиенические нормативы как мера управления рисками для здоровья населения устанавливаются отдельно для каждого объекта в связи со специфичностью и изменчивостью физико-химических свойств воды, почвы, атмосферного воздуха, пищевых продуктов животного и растительного происхождения, особенностями их воздействия на организм человека гигиенические нормативы. Например, гигиеническими нормативами к атмосферному воздуху установлены предельно-допустимые концентрации 684 наименований загрязняющих веществ [16].

Принципы гигиенического нормирования вредного фактора (безвредности, пороговости действия, зависимости эффекта от концентрации/дозы и времени

воздействия)реализованы в виде методических указаний, рекомендаций, государственных стандартов,

регламентирующих условия проведения исследований, применяемые методы, принципы оценки и т.д. [17]. Между потребностями практики в гигиенических нормативах и реальными возможностями научных учреждений для их обоснования существует противоречие из-за высокой стоимости и длительности научных исследований по установлению гигиенического норматива. По данным Международной программы по химической безопасности, даже в экономически развитых странах достаточно исследована в токсикологическом плане лишь небольшая часть широко используемых потенциально опасных веществ [12]. Действующие в лабораторной практике методические рекомендации, инструкции и требования морально устаревают, требуют постоянной актуализации по мере появления новых технологий и методов контроля.

С мая 2017г. в связи с возвращением из МНЭ в ведение МЗ органов и организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проводится работа по переутверждению нормативных правовых актов, приказов организационного и методического характера, санитарных правил, гигиенических нормативов. По состоянию на 01.09.2017г. отменены 29 и внесены изменения в 34 санитарные правила.

С 2015г. расширен спектр предоставляемых организациями санитарно-эпидемиологической экспертизы услуг в связи с их преобразованием в филиалы Национального центра экспертизы [18].Деятельность филиалов НЦЭ относится к перечню лицензируемых подвидов медицинской деятельности[19]. Работа с микроорганизмами I - IV групп патогенности и гельминтами предусматривает получение соответствующего разрешения.

Выполнение лабораторно-инструментальных исследований и замеров филиалами НЦЭ осуществляется согласно Типовой номенклатуре лабораторных исследований[20], которая, несмотря на внедрение новыхвидови методов исследований, с момента утверждения не пересматривалась. Периодичность и виды лабораторного контроля в рамках ГСЭН определены санитарными правилами для каждого типа объекта. Вместе с тем, ни в одном нормативном правовом документе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия не установлены обязательные объемы (количество) и номенклатура лабораторных инструментальных исследований при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, объектов.

Нормирование нагрузки для лабораторий всех профилей санитарно-эпидемиологических станций областного, городского и районного звена установлено Нормами затрат времени на выполнение различных видов работ, проведение организационно-методических мероприятий в лабораториях, лабораторных исследований (замеров, манипуляций) и отдельных видов работ для организаций санитарно-эпидемиологической службы [21]. С момента утверждения (2003г.) временные нагрузки не уточнялись с

Ли-пиши ЭСа^ЖМЩ №3-2018 !

учетом внедрения новых методов исследований, современной аппаратуры и оборудования. Международные и государственные стандарты РК являются неотъемлемой частью нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность филиалов НЦЭ.В филиалах НЦЭ внедрены Программы системы внешней оценки качества, система менеджмента качества, стандарты операционных процедур, внутри лабораторный контроль[22]. Интенсивность применения инструментальных и лабораторных методов в процессе обследования объектов, продукции отражаются в отчете организаций санэпидэкспертизы формы 18 годовой ведомственной статистической отчетности[23], который позволяет дифференцировать сведения по группам объектов надзора и разделам деятельности. Изменения в организационной структуре и функциях организаций санитарно-эпидемиологической экспертизы обуславливают пересмотр формы отчетности, так как не отражает деятельность филиалов НЦЭ в полном объеме. Применявшийся ранее российский документ по оценке деятельности организаций санэпидэкспертизы[24} утратил юридическую силу на территории РК, до настоящего времени казахстанский документ отсутствует.

Существующая организационно-правовая форма позволяет филиалам НЦЭ получать государственный заказ по обеспечению государственного санитарно-

эпидемиологического контроля и надзора и, вместе с тем, предоставлять платные услуги.

Филиалами НЦЭ проводится внеплановая работа по обращению граждан с заявлениями и жалобами на неудовлетворительное качество приобретенного товара, оказываемых услуг и работ. В случае подтверждения результатами экспертизы факта нарушения проверяемым субъектом обязательных требований, установленных законодательством РК, проверяемый субъект обязан возместить расходы по проведению экспертизы в порядке, установленном законодательством РК. Но ни в одном действующем нормативном правовом акте РК нет четкого алгоритма и механизма возмещения дополнительно понесенных расходов на проведение исследований и экспертиз в связи с выявленными нарушениями законодательства при проведении надзорных мероприятий филиалами НЦЭ (ЦСЭЭ) и их районными отделениями. НЦЭ представляет собой филиальную сеть лабораторий в каждой области, городах и районах. В связи с расширением услуг на базе отдельных филиалов НЦЭ дополнительно развернуты лаборатории по проведению исследований на генно-модифицированные объекты, специализированные лаборатории по особо-опасным инфекциям, вирусологических лабораторий, референс-лаборатории [25,26]. Кроме того, организованы профильные специализированные лаборатории[27]по исследованиям на показатели ТР ТС.

На сегодняшний день в РК штатные нормативы для филиалов НЦЭ отсутствуют, не определена потребность в кадрах санитарно-эпидемиологического профиля. Выводы.

1) Нормативно-правовая база по организации и деятельности службы санитарно-эпидемиологической экспертизы является частью действующей системы правового регулирования общественных отношений в области охраны здоровья.

2) Имеют место многообразие нововведений в законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие лабораторное обеспечение ГСЭН, процесс пересмотра, гармонизация с международными требованиями продолжается.

3) Необходимо совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность в сфере лабораторного обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4) Действующие документы санитарно-эпидемиологического нормирования требуют постоянной актуализации с учетом потребностей лабораторной практики.

ЮелЪик ХажМММ №3-2018

5) Для повышения качества и эффективности деятельности филиалов НЦЭ необходимо принятие нормативов штатной численности, системы оценки деятельности, обязательного перечня и объемов лабораторно-инструментальных исследований продукции и

объектов, а также пересмотр норм затрат времени, типовой номенклатуры, форм годовой отчетности, основанный на учете особенностей реальных условий деятельности системы санитарно-эпидемиологического надзора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Омарова М.Н., Тотанов Ж.С., Бекшин Ж.М., Байсеркин Б.С., Черепанова Л.Ю., Оракбай Л.Ж. Интеграция в здравоохранении: опыт, проблемы, перспективы. - Алматы: 2012. - 192 с.

2 Онищенко Г.Г., Беляев Е.Н., Брагина И.В. Итоги и основные направления развития лабораторного обеспечения при осуществлении Госсанэпиднадзора // Материалы Пленума Лабораторного Совета государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, 9-11 декабря 2003 года. - М.: 2004. - С. 7-19

3 Юдина Т.В. Развитие современных направлений по оптимизации лабораторного гигиенического контроля // Гигиена: прошлое, настоящее, будущее. - М.: 2001. - №1. - С. 247-248.

4 Полякова М.Ф. Научное обоснование совершенствования системы лабораторного обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в условиях экономической реформы на региональном уровне: Дисс. ... канд. мед. наук - М., 2009. - 345 с.

5 Большаков А.М., Маймулов В.Г. и др. Общая гигиена: учебное пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2009. - 832 с.

6 Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», утвержденный Указом Президента РК от 18.09.09г. №193-№ ЗРК.

7 Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 7 октября 1998г. и от 21 мая 2007 г.- Алматы: Юрист, 2007.

8 Сабитова А. Административно-правовые гарантии охраны прав и законных интересов граждан Республики Казахстан: Автореф. дисс. ... канд. юр. наук - Алматы, 2006. - 134 с.

9 Кульжанов М.К., Жаппарова А.С., Захаров И.С., Кременцов В.А., Степкина Е.Л., Досмаилова А.М. Правовое регулирование медицинской деятельности в Республике Казахстан. Учебно-методическое пособие. - Алматы: 2010. - С.15-22

10 Лупарев Г.П. Правовое положение личности в зарубежных странах: Учебное пособие. - Алматы: ВШП «Эдыет», 2001. - 52 с.

11 Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан в сфере обеспечения прав, основных свобод человека, охраны труда и миграционной политики. В 2 томах. - Алматы: Жет жаргы, 2000. - 239 с.

12 План выполнения обязательств Республики Казахстан по Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях на 2015-2028 годы, утв. Приказом Министра энергетики РК от 30 декабря 2014 года № 228 - Астана: 2014. - 86 с.

13 Айкимбаев А.М. Основы биологической безопасности. - Алматы: ЧП Волкова, 2010. - 311 с.

14 Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. - 451 с.

15 Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. - М.: 2014. - 216 с.

16 Приказ МНЭ РК от 28.02.15г. №168 «Об утверждении гигиенических нормативов «Гигиенические нормативы к атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах»

17 Большаков А.М., Маймулов В.Г. Гигиеническое регламентирование - основа санитарно-эпидемиологического благополучия // учебное пособие для санитарных врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 224 с.

18 Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2015 года № 38 «О реорганизации некоторых республиканских государственных предприятий Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан»

19 Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-У ЗРК«О разрешениях и уведомлениях»

20 Приказ МЗ РК № 258 от 27.05.2005г. «Об утверждении типовой номенклатуры лабораторных исследований на различных уровнях государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с международными стандартами»

21 Приказ Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 30 октября 2003 года № 64 «Об утверждении Норм затрат времени на проведение лабораторных исследований, измерений, замеров и отдельных видов работ для организаций санитарно-эпидемиологической службы».

22 Приказ Комитета ГСЭН МЗ РК №175 от 16.07.2012г. «О внесении изменений и дополнений в приказ Председателя - Главного государственного санитарного врача РК №34 от 17.02.2011г. «О внедрении в деятельность лаборатории санэпидслужбы системы внешней оценки качества»

23 Приказ МЗ РК от 06.03.2013г. № 128 «Об утверждении форм годовой ведомственной статистической отчетности».

24 МУ РФ 5.1.661-97 «Система оценки и контроля качества деятельности центров госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров»

25 Приказ Комитета ГСЭН МЗ РК №2 от 13.01.2014 г. «Об определении работы Республиканской референс-лаборатории»

26 Приказ Комитета ГСЭН МЗ РК №35 от 21.02.2011г. «О совершенствовании санитарно-эпидемиологической экспертизы в части лабораторных исследований»

27 Приказ НЦЭ №356 от 13.09.2016г. «Об организации профильных специализированных лабораторий по выполнению показателей безопасности ТР ТС»

Вестник Ка^ЖМУ №3-2018

Г.А. Бимуратова1 , В.Л. Резник2, О.Т. Касымов3

1 «Когамдыц денсаулыц сацтау жогары MeKme6i» Казацстан медициналыцyHueepcumemi Казацстан, Республикасы Алматы ц

2Эл-Фараби атындагы Казац ¥лттыцyHueepcumemi, Казацстан Республикасы Алматы ц 3Кыргыз Республикасы Денсаулыц сацтау мuнucmpлiгi «Профилактикалыцмедицина» Fылымu-вндipicmiк бipлecmiгi, Кыргыз

Республикасы Бiшкeк ц

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ САНИТАРИЯЛЬЩ-ЭПИДЕМИОЛОГИЯЛЬЩ САРАПТАМА КЫЗМЕТТЩ ¥ЙЫМДЬЩ-К¥КЬЩТЫК АСПЕКТ1ЛЕР1

ty^h: Когамды; eмiрдiц жэне элеуметтж тэжiрибенiц экономикалы; ;урамдас бвлiгiнiц e3repyi, жеке к;ук;ык;тык; бастамалардыц KYшеюi, халы;тыц кэсiпкерлiк ;ызметш алга жылжыту жэне денсаулы; са;тау саласында жеке меншiк секторды ;алыптастыру мемлекеттiк санитарльщ-эпидемиологиялы; ;адагалауды зертханалы; ;амтамасыз ету ;ызметш реттейтiн зацнамалы; жэне нормативтiк-к;yк;ык;тык; актiлерге алуан тYрлi жацалы;тар экелдi [1].

Зерттеу ма;саты: Когамды; денсаулы; са;тау ЖYЙесiнде санитарльщ-эпидемиологиялы; сараптаманы уйымдастырудыц жэне ондай уйымдардыц ;ызметш реттейтiн нормативтiк-к;yк;ык;тык; базаныц ерекшелiктерiн зерттеу жэне аны;тау. Зерттеу материалдары жэне эд^тер^ А;паратты;-аналитикалы;, ЖYЙелi-к;yрылымдык; жэне салыстырмалы-к;yк;ык;тык; зерттеу эдiстерi ;олданылган.

Нэтижелер жэне тал;ылау: Ма;алада тиiстi зацнамалы; базаны жетiлдiру ;ажетапн кврсететiн 2012-2017 жж. санитариялы;-эпидемиологиялы; сараптаманы уйымдастырудыц жэне оныц ;ызметшщ yйымдастыру-к;yк;ык;тык; аспектiлерiн зерттеу нэтижелерi келтiрiлген.

Корытынды: Тиiстi зацнамалы; базаны жетiлдiру жэне дамыту ;ажетап, ;олданыстагы нормативтiк-к;yк;ык;тык; ;ужаттарга взгерiстер енпзу жэне жацаларын эзiрлеу туралы ;орытынды негiзгi болып табылады.

ТYЙiндi сездер: нормативтiк-к;yк;ык;тык; ;ужаттар, санитарльщ-эпидемиологиялы; сараптама, зертханалы; ба;ылау, санитарлы;-эпидемиологиялы; салауаттылы; мемлекеттж санитарияльщ-эпидемиологиялы; ;адагалау.

га

G. Bimuratova1, V. Reznik2, O. Kassymov3

1Kazakhstan Medical University " Public Health Higher School", Almaty, Republic of Kazakhstan 2Al Farabi Kazakh National University, Almaty, Republic of Kazakhstan 3Scientific and Production Association "Preventive Medicine", Bishkek, Kyrgyz Republic

SANITARY- EPIDEMIOLOGICAL EXPERTISE SERVICE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECTS

Resume: The change in the economic component of social life and social practices, the strengthening of private law principles, the activation of the entrepreneurial activity of the population and the formation of a private sector in the health sector have led to a variety of innovations in legislative and regulatory acts regulating activities in the field of laboratory provision of state sanitary and epidemiological surveillance [1].

Objective: to study and determine the features of the regulatory framework governing the organization and activities of organizations of sanitary and epidemiological expertise in the public health system.

Materials and methods: information-analytical, system-structural and comparative-legal methods of research applied.

Results of the research: the organization and activities of the Sanitary and Epidemiological Expertise Service in 2012-2017organizational and legal aspects study results are provided in the article, those indicate the need to improve the relevant legislative framework. Conclusions: The main conclusions are about the need to improve and develop the relevant legislative framework, to develop new ones and to amend existing regulatory legal documents.

Keywords: normative legal documents, sanitary-epidemiological examination, laboratory control, sanitary-epidemiological well-being, state sanitary-epidemiological supervision

yflK 616.351-006.6

А.С. Жабагина,Т.А. Адылханов, К.Т. Жабагин, О.Б. Андреева, Д.Т. Раисов, Г. К. Кумарова, К.А. Канатбекова

Семей цаласыныц Мемлекеттж Медицина Университетi Клиникалыц жэне радиациондъц онкология кафедрасы

EORTC QLQ-CX24 САУАЛНАМА МОДУЛ1НЩ Т1ЛД1К ЖЭНЕ МЭДЕНИ БЕЙ1МДЕЛУ1

(ЖАТЫР МОЙЫН ОБЫРЫ)

Твмeндeгi жумыста EORTC QLQ-CX 24 сауалнама модулшц цазац miлiндeгi нусцасыныц квпбаспалдацты кезен кeзeнiмeн популяцияныц этно лингвистикалыц epeкшeлiкmepдi ескере отырып жузеге асырылуыныц нэтижеа квpcemiлгeн.ЖYзeгe асырылган цазац miлiндeгi цурал арцылы, жатыр мойын обырына шалдыццан науцастардыц вмip суру сапасын зерттеуде, ем тагайындау, Казацстан Республикасыныц гылыми зерттеу орындарында онкогинекология саласында пайдалануга цолданылыс табуына жолдары бар.

TyrnHdi сездер: жатыр мойын обыры, вмip суру сапасы, тл бeйiмдeлyi, EORTC QLQ-CX24 сауалнамасы

Kipicne. Жатыр мойын обыры (ЖМО) репродуктивт системасы к;атерлi iсiктерiнiц арасында бесiншi орынды иеленген обырдыц бiрi. ЖМО Каза;стан Республикасымен (КР) ;атар, айма; арасында таралымыныц ^рт ескендИн баяндайды [1]. Осыпан орай жатыр мойын обырына шалдыадан адамдардыц eмiр CYPу сапасын (8СС) зерттеу мацызы зор екеш бYгiнгi тацда ете мацызды. ДYниежYзiлiк денсаулы; са;тау уйымы 8СС «жеке тулганыц олар eмiр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CYретiн мэдениет контекстшде жэне к;yндылык;тар ЖYЙесiнде жэне олардыц ма;саттарымен, KYтулерiмен, стандарттарымен жэне KYтiмдерiмен байланысты вмiрдегi орнын сезшуЬ ретшде аньщтайды. Адамныц жеке денсаулыгына, психологиялы; жагдайына, жеке нанымдарына, элеуметтiк ;атынастарына жэне олардыц ;оршаган ортаныц тэн ерекшелiктерi бар езара байланыстарына байланысты тyжырымдаманыц 6ул кец

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.