Научная статья на тему 'Необходимость в усовершенствовании правовой основы оперативной деятельности структур Госсанэпиднадзора (по г. Алматы)'

Необходимость в усовершенствовании правовой основы оперативной деятельности структур Госсанэпиднадзора (по г. Алматы) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
70
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санитарно-эпидемиологическое благополучие / департамент по защите прав потребителей / санэпиднадзор / законодательно-правовые нормы. / sanitary and epidemiological welfare / the Department of Consumer Protection / legislative and legal norms.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — А Н. Нурбакыт, Н О. Жумабеков

Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия рассматривается как интегральный показатель, отражающий с одной стороны состояние здоровья, а с другой состояние среды обитания населения. В связи с внесенными изменениями в законодательства (увеличение временного интервала между проверками субъектов, зарегистрированных менее трех лет) внедрения системы прогнозирования, оценки и управления рисками в части сокращения проверок субъектов частного предпринимательства, количества запланированных проверок службой снизилась на 39%. По результаты исследования, следует сделать вывод, что, несмотря на ряд положительных тенденций, национальное законодательство в рассматриваемой сфере в значительной степени характеризуется декларативностью, разобщенностью, отсутствием четких механизмов реализации установленных норм, содержанием большого количества отсылочных норм, что приводит к необоснованному увеличению количества подзаконных нормативных актов, наличием правовых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK OPERATIONAL STRUCTURES OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE (IN ALMATY)

Level of sanitary and epidemiological welfare is seen as an integral index, reflecting on the one hand the state of health, and on the other the state of the habitat of the population. In connection with the amendments to the legislation (increasing the time interval between inspections of entities registered less than three years) the introduction of a system for forecasting, risk assessment and management in reducing inspections of private enterprise, the number of scheduled service inspections decreased by 39%. According to research results, it must be concluded that, despite some positive trends, the national legislation in this area is largely characterized by declarative, disunity and lack of clear mechanisms for implementation of established standards, the content of a large number of reference rules thatleads to unnecessary increase in the number of bylaws, the presence of legal problems.

Текст научной работы на тему «Необходимость в усовершенствовании правовой основы оперативной деятельности структур Госсанэпиднадзора (по г. Алматы)»

ЭДЕБИЕТ Т1З1М1

1 Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. -№3. - С.71-81

2 Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23, № 3. - С. 8595.

3 Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

Н.А. ТАЛКИМБАЕВА, А.А. АЙТМАНБЕТОВА, Н.Н. ЕРМЕКБАЙ, Э.Е. Ж¥МАТАЕВА

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ТРУДА СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Резюме: Профессональная деятельность тех, которые находятся в интенсивном и эмоциональном контакте с людьми, в том числе медицинских работников, во многом влияет на состояние их здоровья и психоэмоциональный статус. В круг событий трудовой деятельности таких специалистов вступает психологические и физиологические реакции, состояние профессионального выгорания.

Личностные характеристики медсестер, их стрессоустойчивость, степени эмоционального выгорания 18 респондентов продиагностированы путем тестирования по специальной методике В.Бойко.

Анализ уровней развития СЭВ у респондентов определил доминантность I фазы. В заключении, установлена прямая взаимосвязь СЭВ с неблагоприятными условиями и нерациональной организацией труда. Ключевые слова: средний медперсонал, стресс, синдром эмоционального выгорания.

N.A. TALKIMBAEVA, A.A. AITMANBETOVA, N.N. ERMEKBAy, А.Е. ZHUMATAEVA

Kazakh National Medical University named S. D. Asfendiyarov

PROFESSIONAL BURNOUT AS AN IMPORTANT ASPECT NURSING STAFF WORK IN MODERN CONDITIONS

Resume: Professonal activities of those, who are in an intense and emotional contact with people, including health professionals, largely affects their health and psycho-emotional status. In terms of employment events such experts shall psychological and physiological reaction condition of professional burnout.

Personal characteristics of nurses, their stress, emotional burnout of 18 respondents diagnosed by testing a special technique V.Boyko .

Analysis of the levels of development of the SРВ respondents identified dominance I-phase. In conclusion, there was a direct relationship with the SРВ adverse conditions and irrational organization of labor. Keywords: nurses, stress, burnout syndrome.

УДК: 614.4.351.77

А.Н. НУРБАКЫТ, Н.О. ЖУМАБЕКОВ

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Высшая школа общественного здравоохранения МЗ РК

НЕОБХОДИМОСТЬ В УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУР

ГОССАНЭПИДНАДЗОРА (ПО Г. АЛМАТЫ)

Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия рассматривается как интегральный показатель, отражающий с одной стороны состояние здоровья, а с другой - состояние среды обитания населения.

В связи с внесенными изменениями в законодательства (увеличение временного интервала между проверками субъектов, зарегистрированных менее трех лет) внедрения системы прогнозирования, оценки и управления рисками в части сокращения проверок субъектов частного предпринимательства, количества запланированных проверок службой снизилась на 39%.

По результаты исследования, следует сделать вывод, что, несмотря на ряд положительных тенденций, национальное законодательство в рассматриваемой сфере в значительной степени характеризуется декларативностью, разобщенностью, отсутствием четких механизмов реализации установленных норм, содержанием большого количества отсылочных норм, что

приводит к необоснованному увеличению количества подзаконных нормативных актов, наличием правовых проблем. Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, департамент по защите прав потребителей, санэпиднадзор, законодательно-правовые нормы.

Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия рассматривается как интегральный показатель, отражающий с одной стороны состояние здоровья, а с другой - состояние среды обитания населения. Поэтому с целью объективной оценки состояния здоровья населения, выявления факторов среды обитания человека, негативно влияющих на его здоровье, а также разработки эффективных профилактических

мероприятий необходим постоянный мониторинговый анализ этих показателей на территории страны с использованием организационного и информационно-аналитического обеспечения [1].

В этой связи, становится довольно актуальным и значимым обстоятельством изучение не только состояния, структуры, содержания законодательных актов медико-санитарного профиля в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, но и эффективности механизма их реализации при осуществлении санитарно-гигиенического контроля надзорных, предупредительных объектов и принятия по ним решений районной и городской службой [2,3]. Это может явиться как теоретической, так и практической базой для дальнейшего совершенствования и развития нормативно-правового регулирования и более эффективного осуществления деятельности в период ее реформирования.

Целью нашего исследования определена выявить особенность и объемы деятельности городского департамента по защите прав потребителей (по г. Алматы) как результат его планирования и организации в условиях реформирования санэпидслужбы. Для реализации поставленных задач достижения цели применены информационно-аналитический (анализ директивных и нормативных документов, отчетной и текущей документации, современных

библиографических научных источников); теоретический анализ (это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений); статистический (описательная статистика, оценка достоверности различий, корреляционный анализ) методы исследования.

В рамках реализации Государственной программы «Саламатты Казахстан» большое внимание в 2013 году уделено внимание созданию конкурентноспособного кадрового потенциала и повышению квалификации кадров. Всего специалистов с высшим специальным медицинским образованием - 179, со средним медицинским образованием - 84.

По квалификационной категории 112 специалистов, из них высшую категорию имеют - 40 специалиста, первую категорию имеют - 46, вторую категорию имеют - 26 (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Сравнительный анализ по присвоению квалификационной категории по г.Алматы на 2011-2013 гг.

Не имеют никакой квалификационной категории - 18,3% специалистов. Из них по Алмалинскому 12(75%), Алатаускому 8(53,3%), Жетысускому 7(46,7%), Медеускому 9(41%) районам.

Присвоены квалификационные категории 8 специалистам решением комиссии Департамента КГСЭН МЗ РК по г. Алматы и 73 специалистам решением комиссии Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РК. В 2013 г. Департаментом Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора по г.Алматы М3 РК при участии Научных центров, органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы выполнен значительный объем мероприятий по

обеспечению санитарно-эпидемиологического

благополучия на территории города Алматы. Специалистами санэпидслужбы проведено 7172 проверок подконтрольных объектов ( в 2012г. - 11262), в том числе 4948 плановых, 2227 внеплановых проверок. В связи с внесенными изменениями в законодательства (увеличение временного интервала между проверками субъектов, зарегистрированных менее трех лет) внедрения системы прогнозирования, оценки и управления рисками в части сокращения проверок субъектов частного предпринимательства, количества запланированных проверок службой снизилась (рисунок 2) на 39% (2012г. - 15549; 2013г. -9443). Соответственно снизилась количество проведенных проверок на 32,2% (2012г. -7254, 2013г. -4948).

I 2011 ■ 2012 .1 2013

Рисунок 2 - Количество проверок подконтрольных объектов

В сфере частного предпринимательства проведено 4948 плановых проверок или 68,9% от общего числа проверок, что на 12,7% меньше, чем в предыдущем году (2012г. плановых - 6133 (81,6%)). Продолжена работа по переводу объектов в более низкую группу риска. В 2013г. переведено в более низкую группу риска (2012г. -1180 объектов.)

При этом, выявлено 4375 (в 2012г. -4916) объектов с отступлением от Санитарных Правил при плановых и внеплановых проверках, из них доведено объектов до соответствия 86,6%. (2012г. -81,8%). По результатам выявленных нарушений в 2012г. наложено 5394 штрафа (в 2011г. -5702) на сумму 77 млн. 288тыс тенге (в 2012г. - 64,87 млн.тг.), из них взыскано 98% (в 2011г. -95,2%) на сумму 75,41 млн. тенге (в 2012г. -60,41 млн.тг.).

За несоблюдение сроков прохождения медосмотров, отстранено от работы 3585 лиц (2012г. -3526 лиц), представляющих эпидемическую опасность для

населения, наибольшее количество отстраненных лиц в Бостандыкском -1293, Жетысуском -560, Ауэзовском -501 районах. Наименьше в Медеуском районе -170 лиц. Количество выданных предписаний - 2976, из них из них выполнено -2645 (90,4%) (в 2012г. - 2259 (77,3%)). Передано в суды, следственные и правоохранительные органы 590 (2012г. -546) дел по объектам, нарушающим санитарные правила и нормы, по ним принято решений -244 (41,3%) (2012г. -173 (31,7%)). Число объектов, эксплуатация которых приостановлена -202 (в 2012г. -162).

Необходимо отметить высокий показатель выявляемости административного правонарушения в Бостандыкском (96), Ауэзовском (86), Жетысуском (74), Алатауском (74) районах самый низкий показатель Медеуском (55) районах. Сравнительные показатели принятых мер административного воздействия в целом по г.Алматы за 2011-2013 гг. приведены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Сравнительные показатели принятых мер административного воздействия по г.Алматы за 2011-2013 годы

(штрафы)

По результатам исследования, следует сделать вывод, что, несмотря на ряд положительных тенденций, национальное законодательство в рассматриваемой сфере в значительной степени характеризуется декларативностью, разобщенностью, отсутствием четких

механизмов реализации установленных норм, содержанием большого количества отсылочных норм, что приводит к необоснованному увеличению количества подзаконных нормативных актов, наличием правовых проблем.

Динамично развивающийся Казахстан требует адекватного реагирования национальной правовой сферы. Поэтому разработка и инициация принятия комплекса нормативных правовых актов, регламентов и стандартов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одной из приоритетных задач. Указанные меры, будут

реформирования национального здравоохранения, в частности, санитарно-эпидемиологической службы, также реализации стратегий и программ, направленных на укрепление здоровья нации, осуществляемых в настоящий момент в нашей стране.

способствовать

оптимизации

процессов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Онищенко Г.Г., Шестопалов H.B. О практике применения Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и совершенствовании санитарного законодательства //Гигиена и санитария. 2003. - №5. - С.3-7.

2 Комитет Госсанэпиднадзора М3 РК. /Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция М3 РК.// Сборник материалов «Санитарно-эпидемиологическая ситуация в Республике Казахстан в 2008 году». - Астана: 2009. - 292 с.

3 Жузжанов О.Т., Торгаутов Б., Жетибаев Б. Совершенствование деятельности санитарно-эпидемиологической службы в современных условиях //Материалы первой республиканской научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы реформирования здравоохранения в республике Казахстан». - Алматы: 1999. - С. 187-190.

МЕМЛЕКЕТТ1К САНЭПИДКДЦАГАЛАУ К¥РЫЛЫМЫНЫН ОПЕРАТИВТ1К ЭРЕКЕТ1Н1Н К^КЫКЫТЫК НЕГ1ЗДЕР1Н

ЖЕТ1ЛД1РУ КАЖЕТТ1Г1 (АЛМАТЫ К. БОЙЫНША)

Туйш: Санитарлы|-эпидемиологиялы| салауаттылы| децгеж 6ip жагынан -денсаулы| жагдайын, екшшл жагынан - халы|тыц мекен ету ортасыныц жагдайын сипаттайтын интегралды керсеткш

K|ауiптi багалау жэне бас|аруды болжау жуйеан енгiзу заццылы|тарындагы езгерiстерге байланысты (уш жылга дейiн тiркелген субъектiлердi тексеру жиЫпнщ уа|ыт интервалын узарту), атап айт|анда жеке кэсiпкерлiк субъекттерш тексеру саныныц |ыс|аруынан санэпид|адагалаумен жоспарланган тексерулер саны 39% -га темендеген.

Зерттеу нэтижелерiнен шыгатын |орытынды б1р|^атар оцтайлы езгерiстерiне |арамастан |арастырылып отырган сферадагы ултты| зацдылы| айтарлы| децгейде декларативтiк, бiрiкпеген, белгiленген нормаларды кке асырудыц ай|ын механизмдерЫщ жо|тыгымен жэне сттеме нормалардыц шамадан кеп болуымен сипатталады да, ез кезегiнде, зацдылы| негiздегi нормативтiк акттердщ, |у|ы|гы| шиелеыстердщ негiзсiз кебеюiне экеледi.

ТYйiндi сездер: санитарлы|-эпидемиологиялы| салауаттылы|, тутынушылардыц |у|ыгын |оргау департаментi, санэпид|адагалау, зацдылы|-|у|ы|гы| нормалар.

IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK OPERATIONAL STRUCTURES OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE

(IN ALMATY)

Resume: Level of sanitary and epidemiological welfare is seen as an integral index, reflecting on the one hand the state of health, and on the other - the state of the habitat of the population.

In connection with the amendments to the legislation (increasing the time interval between inspections of entities registered less than three years) the introduction of a system for forecasting, risk assessment and management in reducing inspections of private enterprise, the number of scheduled service inspections decreased by 39%.

According to research results, it must be concluded that, despite some positive trends, the national legislation in this area is largely characterized by declarative, disunity and lack of clear mechanisms for implementation of established standards, the content of a large number of reference rules thatleads to unnecessary increase in the number of bylaws, the presence of legal problems. Keywords: sanitary and epidemiological welfare, the Department of Consumer Protection, legislative and legal norms.

А.Н. НУРБАКЫТ, Н.О. ЖУМАБЕКОВ

С.Ж. Асфендияров атындагы Hазан,'улттыцмедицина университет'1 HP ДСМ Кргамдын, денсаулын сантаудын Жогары Мектеб'1

A.N. NURBAKYT, N.O. JUMABEKOV

Kazakh National Medical University named S.D. Asfendiyarov Kazakh School of Public Health

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.