ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ХОЛОДНОВ Сергей Александрович, КУТАКОВ Николай Николаевич
Аннотация. Рассматриваются организационные аспекты применения специальных средств сотрудниками исправительных учреждений, а также современные проблемы в нормативном регулировании данной сферы профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Annotation. In this article is discussed organizational aspects of application of special means correctional officers, and contemporary issues in the normative regulation of this sphere of professional activity of the employee FPS.
Ключевые слова: специальные средства, сотрудник исправительного учреждения, меры безопасности.
Keywords: special tools, correctional officer, security.
В последнее время все большее внимание общественности привлекается средствами массовой информации к случаям применения сотрудниками в отношении осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях (далее - ИУ) уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) специальных средств. Безусловно, современная государственная политика, направленная на гуманизацию уголовного наказания, и применение специальных средств в отношении осужденных являются антиподами, но возможно ли исключить оружие и специальные средства при исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы?
В представленной статье поставлена задача по изучению организационных и правовых аспектов применения специальных средств сотрудниками ИУ, а также выявлению перспективных путей совершенствования указанной выше сферы деятельности.
Значительный вклад в изучение теоретических и практических аспектов представленной сферы, а также в разработку теоретико-правовых основ регламентации условий правомерности причинения вреда сотрудниками правоохранительных органов правонарушителям при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния, уже внесли Н.П. Барабанов, В.А. Войтенко, Н.С. Глазунов, А.В. Дер-гачев, А.И. Зубков, П.И. Колеватов, С.Н. Можа-ев, А.М. Савихин, В.И. Селиверстов, Н.И. Тка-
ченко, Э.В. Тураев, В.В. Федоров, В.Ф. Кириченко, В.Н. Козак, Г.С. Курбанов, В.В. Меркурьев, Н.Н. Паше-Озерский, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, И.И. Слуцкий, М.И. Якубович, М.Ю. Конарев, Н.Н. Кутаков и др.
Отдельные аспекты применения специальных средств сотрудниками ИУ ФСИН России находят отражение в ряде диссертаций. Так, М.А. Громов уделил особое внимание порядку применения специальных средств сотрудниками при отражении нападений со стороны осужденных: «В числе средств обеспечения безопасности работников ИТУ важное место занимают меры безопасности, обоснованное и правильное применение их к осужденным. К закрепленным в законе мерам безопасности относятся: применение наручников, смирительной рубашки, оружия (в качестве исключительной меры)»1. Б.Б. Казак исследовал порядок применения специальных средств для обеспечения безопасности УИС в целом: «Управление безопасностью УИС имеет целью создание безопасных условий для деятельности УИС, исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, предотвращение и ликвидацию факторов, нару-
1 Громов М.А. Обеспечение безопасности работников исправительно-трудовых учреждений при исполнении наказаний в виде лишения свободы: правовые и организационные вопросы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 35.
шающих внутреннюю безопасность общества и государства»2. М.Ю. Конарев, исследования которого посвящены правовой оценке действий сотрудников УИС при применении ими специальных средств в отношении осужденных, пишет: «При правовой оценке таких действий важно разделять совершение сотрудником умышленных действий в рамках института превышения должностных полномочий и намеренное превышение пределов правомерности применения вреда при нарушении условий правомерности обстоятельств, исключающих преступность деяния (п. «ж» ст. 61 УК РФ)»3.
Однако необходимость появления новых видов специальных средств, не использовавшихся ранее в ИУ России, а также изменения в нормативном регулировании изучаемой сферы деятельности сотрудника ИУ заставляют вновь вернуться к проблеме применения специальных средств сотрудниками ИУ.
Современные статистические данные о применении специальных средств сотрудниками ИУ свидетельствуют о колебаниях значений данного показателя до 2014 г. и резком снижении его в 2015 г. (2011 г. - в 2 822 случаях; 2012 г. - в 3 193 случаях; 2013 г. -в 2 530 случаях; 2014 г. - в 2 643 случаях; 2015 г. - в 1 791 случае4). Представленные цифры колоссальны, но за каждым из этих случаев стоит необходимое и обоснованное применение специальных средств сотрудником ИУ.
Основными нормативными документами, регламентирующими сферу применения специальных средств сотрудниками ИУ, являются УК РФ, УИК РФ и Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В УИК РФ в качестве одного из основных средств обеспечения режима в исправительных учреждениях определены меры безопасности и основания их применения. В ст. 86 УИК РФ
2 Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества (теоретические и организационно-правовые аспекты) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 45.
3 Конарев М.Ю. Уголовная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы России за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. С. 20.
4 Отчет СБ-1 «О результатах оперативно-служебной деятель-
ности отделов безопасности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы» за период с 2011 по 2015 г.
говорится, что специальные средства, которые закон относит к указанным мерам, применяются сотрудниками УИС в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу ИУ, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из ИУ осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе5.
Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяет порядок применения специальных средств на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах, а в ст. 28, 30 - общие требования, виды специальных средств, условия, пределы и случаи их применения. Так, сотрудниками УИС в качестве специальных средств могут применяться:
1) резиновые палки;
2) наручники; при отсутствии наручников сотрудники УИС вправе использовать подручные средства связывания;
3) светозвуковые средства отвлекающего воздействия;
4) водометы и бронемашины; применяются только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения;
5) служебные собаки;
6) газовое оружие.
Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.
Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин
5 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N° 1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние 6
граждане .
В УК РФ определена уголовная ответственность за превышение должностных полномочий. В частности, в ч. 3 ст. 286 УК РФ предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от трех до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.
Представив статистические данные и раскрыв нормативно-правовое регулирование применения специальных средств, мы до сих пор не дали ответ на вопрос о необходимости применения специальных средств в ИУ.
Проблема необходимости применения специальных средств в отношении осужденных многогранна, и ее изучение невозможно без рассмотрения такого показателя, как применение насилия в отношении сотрудников ИУ со стороны осужденных. За последние годы данный показатель ни разу не снижался (в 2011 г. - 127 случаев; в 2012 г. - 150 случаев; в 2013 г. - 172 случая; в 2014 г. - 187 случаев; в 2015 г. - 188 случаев7). При этом увеличилось количество случаев групповых нападений и причинения вреда здоровью сотрудников ИУ. Можно ли говорить, что специальные средства применяются для предотвращения правонарушений со стороны осужденных? В первом по-
6 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс».
7 Отчет СБ-1 «О результатах оперативно-служебной деятель-
ности отделов безопасности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы» за период с 2011 по 2015 г.
лугодии 2016 г. в 749 случаях специальные средства применялись к осужденным при совершении правонарушений (АППГ-1024, снижение на 30 %). При общем снижении применения спецсредств снизилось и применение аэрозольных средств - на 32 % (с 78 до 53 %), применение резиновых палок снизилось более чем в два раза (с 311 до 121 случая)8.
Обеспечение безопасности службы в УИС является одной из основных задач кадрового обеспечения и повышения социального статуса работников УИС в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, на которую ориентирована ФСИН. Организация порядка применения специальных средств в этой связи имеет немаловажное значение, вызывает определенную озабоченность и говорит о наличии проблемы в этой области.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: специальные средства необходимы, однако следует совершенствовать нормы права, регламентирующие данную сферу деятельности, так как используемые в настоящее время специальные средства способны причинить существенный вред здоровью осужденных, тем самым практически обрекая сотрудника на уголовное наказание.
В Государственной Думе РФ рассматривается проект федерального закона, внесенный Правительством РФ, «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"». В кругах различного рода псевдоправозащитников этот закон уже получил название «Кровавый» или «Закон садистов», что, на наш взгляд, абсолютно не справедливо.
Вышеупомянутый закон вносит существенные поправки в гл. V Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В этом виде закон приобретает более конкретные очертания, поскольку в два раза (с 5 до 10) увеличивается количество случаев применения специальных средств и почти во столько же раз расширяется видовой состав специальных средств (с 6 до 13). Это дает возможность при-
8 Обзор «О недостатках в организации режима и обеспечения надзора за осужденными в 1 полугодии 2016 года».
менять более гуманные средства в объективных условиях сложившейся конкретной ситуации.
Так, например, сотрудники имели право применять специальные средства при задержании правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу, что впоследствии, при рассмотрении дел о превышении должностных полномочий сотрудниками при применении специальных средств в суде, вызывало немало вопросов, которые в основном решались не в пользу сотрудника. В обновленном законе сотрудники УИС применяют специальные средства для пресечения преступлений или нарушений режима содержания. При этом порядок применения практически не изменился, причиненный вред должен быть минимален и применению обязательно должно предшествовать предупреждение с предоставлением достаточного количества времени для выполнения требований.
Появились следующие случаи, являющиеся основанием для применения специальных средств:
- для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, и иного лица, если они могут оказать вооруженное сопротивление;
- для защиты охраняемых объектов УИС, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования;
- для блокирования движения групп осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при защите учреждения, исполняющего наказание, следственного изолятора.
Существенное положительное значение имеет также то обстоятельство, что в обновленном законе сотрудниками специальные
средства к осужденным, подозреваемым и обвиняемым будут применяться на одних и тех же основаниях. В настоящее же время сотрудники следственных изоляторов применяют специальные средства, руководствуясь разными нормативными правовыми актами в зависимости от категории лица, к которому они применяются. Порой в одних и тех же ситуациях сотрудник может применить спецсредство к осужденному, но не может к подозреваемому или обвиняемому и наоборот.
На вооружении УИС появятся такие новые специальные средства, как электрошоковые устройства, светошоковые устройства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения, средства защиты охраняемых объектов УИС, блокирования движения групп граждан, средства разрушения преград. Понятие «резиновые палки» заменено понятием «палки специальные», а к наручникам добавились иные средства ограничения подвижности.
Появилась отдельная статья о запретах и ограничениях, связанных с применением специальных средств. Сотрудники УИС получат право использовать специальные средства во всех случаях, когда разрешено применение огнестрельного оружия, однако только в этих случаях разрешено отступление от вышеупомянутых запретов и ограничений.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что применение специальных средств сотрудниками ИУ направлено на сдерживание отрицательно направленных осужденных и поддержание стабильного функционирования ИУ. Ограничение сотрудника в возможности применения специальных средств в случаях, регламентированных законодательством, может привести к катастрофическим последствиям.
Библиографический список
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Громов, М.А. Обеспечение безопасности работников исправительно-трудовых учреждений при исполнении наказаний в виде лишения свободы: правовые и организационные вопросы : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1990.
5. Казак, Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества (теоретические и организационно-правовые аспекты) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2000.
6. Конарев, М.Ю. Уголовная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы России за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2014.
7. Обзор «О недостатках в организации режима и обеспечения надзора за осужденными в 1 полугодии 2016 года».
8. Отчет СБ-1 «О результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы» за период с 2011 по 2015 г.