УДК 343.83
ББК 67.409.022 M.Yu. KONAREV
К64
CRITERIA OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR PENAL STAFF FOR THE ACTIONS CONNECTED WITH THE USE OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL DEVICES AND FIREARMS
Annotation: in the article in the context of reformation of the Russian Penal System the author considers the problem of determination of criteria of criminal responsibility for penal staff for the actions connected with the use of physical force, special devices and firearms. Key words: criteria, criminal responsibility, penal staff, use of physical force, special devices and firearms.
МАКСИМ ЮРЬЕВИЧ КОНАРЕВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра (Академия ФСИН России) Е-mail: [email protected].
КРИТЕРИИ НАСТУПЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ЗА ДЕЙСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ
Аннотация: в статье рассматривается проблема определения критериев наступления уголовной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за действия, связанные с применением ими физической силы, специальных средств и оружия, в контексте реформирования уголовно-исполнительной системы России. Ключевые слова: критерии, уголовная ответственность, сотрудники уголовно-исполнительной системы, применение физической силы, специальных средств и оружия.
Векторы развития уголовно-исполнительной 15 августа 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под
системы Российской Федерации направлены на стражей подозреваемых и обвиняемых в совер-
гуманизацию условий содержания лиц, находящих- ше нии преступле ний».
ся в местах лишения свободы, соблюдение их Анализ сведений о состоянии законности, слу-прав и законных интересов, а также повышение жебной дисциплине и посягательствах на жизнь эффективности работы учреждений и органов, и здоровье персонала учреждения1 за 2004-2012 гг. исполняющих наказания, до уровня европейских показал, что количество случаев применения к стандартов обращения с осужденными и потреб- осужденным физической силы составило 19 217, ностей общественного развития. Именно поэто- а применения к осужденным специальных му вопросы, связанные с применением сотрудни- средств и газового оружия - 39 165, при этом ками уголовно-исполнительной системы России число уголовных дел, возбужденных в отноше-(УИС России) физической силы, специальных нии персонала учреждения по фактам примене-средств и оружия, имеют особую значимость. ния физической силы, составило 29 случаев, по Для обеспечения нормального функциониро- фактам применения специальных средств и га-вания УИС России государство наделило ее зового оружия - 12. По мнению лиц, содержа-сотрудниковдолжностной обязанностью приме- щихся в исправительных учреждениях, уместно нять меры безопасности, в качестве которых в говорить и об определенной латентности право-ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ нарушений, связанных с применением мер безо-(УИК РФ) предусмотрено применение физичес- пасности сотрудниками УИС России. кой силы, специальных средств и оружия, об- Сотрудники УИС России относятся к кате-щие требования и случаи применения которых гории должностных лиц, согласно п. 1 примеча-закреплены в гл. V Закона РФ от 21 июля 1993 г. ния к ст. 285 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), № 5473-1 «Об учреждениях и органах, испол- и в случае совершения противоправных деяний няющих уголовные наказания в виде лишения с применением физической силы, специальных свободы» и в ст. 43-47 Федерального закона от средств и оружия они становятся субъектами - ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2 -
уголовно-правовых отношений. В частности, УК РФ предусматривает наказание за превышение должностных полномочий, в том числе совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, оружия и специальных средств, а также с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286). При этом в российском уголовном законодательстве не конкретизированы признаки, характеризующие совершение деяния, и не принята во внимание широкая вариативность обстоятельств, при которых сотрудниками УИС России могут быть применены меры безопасности. При квалификации действий сотрудников УИС России, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, следует учитывать не только превышение ими должностных полномочий, но и совершение иных преступных деяний, влекущих за собой ответственность по общим и специальным нормам УК РФ.
При применении мер безопасности сотрудники УИС России причиняют телесные повреждения и иной физический вред подозреваемым, обвиняемым, осужденным или иным лицам, ограничивают их права и свободы. Применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России будет являться правомерным, если оно обусловлено исполнением ими законных обязанностей в рамках должностных полномочий или наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Во избежание неточного понимания терминологии необходимо отметить, что под правомерным применением физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России в статье понимается соразмерное поставленной законной цели оказание сотрудниками уголовно-исполнительной системы принудительного физического воздействия на подозреваемых, обвиняемых, осужденных или иных лиц, а равно на объекты окружающего пространства, характеризующееся использованием в установленных законом случаях индивидуальных умений и навыков, специальных средств и оружия, состоящих на вооружении у сотрудников УИС, а также их поражающих свойств, а в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии специальных средств или оружия - любых подручных средств, если для выполнения поставленной законной цели недостаточно применить иные меры, носящие менее исключительный характер, и если при этом не превышены необходимые для достижения этой цели пределы.
При неправомерном применении физической силы, специальных средств или оружия, а равно при превышении пределов правомерности их применения сотрудники УИС России подлежат предусмотренной законодательством РФ ответственности. Следует отметить, что неправомерность применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России характеризуется рядом критериев, позволяющих отграничить его от правомерных действий сотрудниковУИС России, связанных с их применением.
В первую очередь речь идет о критерии, касающемся нарушения должностных обязанностей, связанных с причинением вреда здоровью при применении физической силы, специальных средств и оружия. Так, действия сотрудника УИС России, применяющего физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, будут квалифицированы как неправомерные, если они не соответствуют порядку применения определенных мер безопасности, закрепленных в нормативно-правовых актах.
В случае если сотрудник УИС России становится субъектом при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и применяет при этом меры безопасности, превышая пределы правомерности причинения вреда, данное деяние будетквалифицировано как неправомерное. В этом смысле превышение пределов правомерности причинения вреда при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния, также выступит критерием правомерности применения мер безопасности.
Важно рассмотреть возможность совершения сотрудником УИС России умышленных действий с применением физической силы, специальных средств и оружия, направленных на непосредственное причинение вреда. Такие действия могут быть совершены как на территории ведомственногоучреждения ФСИН России, так и в иных общественных местах (например, при выезде сотрудника отдела охраны в лечебное учреждение для конвоирования лица, содержащегося в учреждении ФСИН России).
Любой из перечисленных критериев является «лакмусовой бумажкой», отделяющей правомерные действия сотрудников УИС России от неправомерных.
Следует отметить, что правомерное применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками правоохранительных органов охватывается обстоятельствами, исключающими преступность деяния, однако много-
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2
46
образие закрепленных в ведомственных правовых документах случаев и целей применения ими физической силы, специальных средств и оружия и широкий круг специальных средств и оружия, состоящих на вооружении у сотрудников различных ведомств, расширяет возможности применения сотрудниками УИС России действий при причинении вреда охраняемым уголовным законом интересам в рамках их должностных полномочий относительно иных граждан. В целях совершенствования действующего уголовного законодательства представляется целесообразным разработать и ввести в гл. 8 УК РФ норму, содержащую особую разновидность обстоятельств, исключающих преступность деяния. В данной норме следуетзакрепить правомерность причинения вреда сотрудниками правоохранительных органов при исполнении законных обязанностей в рамках должностных полномочий, если существуетдействитель-ная необходимость в выбранных средствах для достижения поставленной законной цели и деяние не осуществляется лишь с целью причинить вред другому лицу.
Таким образом, к критериям наступления уголовной ответственности, позволяющим от-
граничить правомерные действия сотрудников УИС России, связанные с применением ими физической силы, специальных средств и оружия, от неправомерных, относятся следующие:
- нарушение должностных обязанностей, связанное с причинением вреда здоровью при применении физической силы, специальных средств и оружия;
- превышение пределов правомерности причинения вреда при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния;
- совершение умышленных действий с применением физической силы, специальных средств и оружия, направленных на непосредственное причинение вреда.
В дальнейшем необходимопровести системный анализ теоретико-прикладных аспектов уголовной ответственности за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России в процессе осуществления профессиональной деятельности, раскрыть особенности привлечения их к уголовной ответственности, а также сформулировать и обосновать выводы и предложения по совершенствованию действующего российского законодательства в данной сфере.
Список использованной литературы
1 См.: Отчет о результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительнойсистемы (отчетный период2004-2012 гг.). Форма СБ-1. Разд. 4.
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2